Расставание матери и ребёнка — стресс не только для малыша

Мы все знаем, что страх от расставания в качестве проявления детской привязанности — это не болезнь, но нечто близкое к болезненному состоянию. Иногда вы можете уйти из дома без того, чтобы ребенок обращал на это внимание. В другой раз он будет цепляться за ваши ноги, и его слезы и жалобные крики «Ма-а-а-а-мочка» еще долго будут звучать в ваших ушах, разрывая мамино сердце. И как это ужасно и невыносимо чувствовать вину и беспокойство из-за того, что вы ушли от ребенка, который, кажется, не сможет пережить даже небольшую разлуку с вами. Что мы такого сделали, что наши дети, еще вчера бывшие очаровательными младенцами, стали так остро воспринимать каждое расставание?

Тревога из-за расставания не связана с тем, что мы что-то сделали не так, в результате чего ребенок испытывает в наше отсутствие страх и нуждается в нас. Это всего лишь возрастной этап его развития. Естественно думать, что вы — или кто-то другой — сказал или сделал то, что вызвало у ребенка внезапный страх, однако исследования подтверждают, что период, когда дети испытывают страх от расставания, является совершенно нормальной фазой их развития, такой же, как прорезание зубов.

Страх от расставания — это нормальная реакция адаптации к действительности младенцев и детей, которые вступают в период, когда они начинают осознавать собственную индивидуальность.

Проще понять, если вы подумаете о том, каким бы был этот мир, если бы мы жили в симпатичном, безопасном домике для детей, а не в этом диком и бесконтрольном окружении. В этом возрасте ваш малыш уже осознает, что он может находиться в опасности. Мать-природа привила ему здоровый страх, который заставляет его поступать таким образом. В действительности исследователи наблюдали за поведением приматов в том же возрасте и выявили аналогичное поведение, что подтверждает теорию о том, что подобный страх является неотъемлемой чертой нормальной, адаптивной стадии развития ребенка.

Исследования выявили, что пик страха расставания приходится на возраст в 15 месяцев, однако похожее — и для родителей зачастую незаметное — поведение, известное как протест против расставания, может продолжаться гораздо дольше, иногда даже до школьного возраста.

Во время этого исследования ученые сажали маленьких детей на поверхность стола, который на самом деле был очень прочным, но с наклонной поверхностью. Младенцы не высказывали никакого беспокойства или волнения в отношении собственной безопасности. Дети более старшего возраста тем не менее не были столь смелыми или столь безрассудными. Страшась перспективы упасть, они неминуемо смотрели на своих матерей, чтобы обрести уверенность. Большинство тех малышей, чьи матери улыбались и подбадривали их, вели себя спокойно. Те же, чьи матери выглядели испуганными, отказывались принять участие в эксперименте.

Дети обращаются к своим родителям, когда стоят перед лицом новых испытаний или видят новых людей, потому что родители — источник самозащиты. Они используют родителей в качестве безопасной «домашней базы», когда возникает рискованная, с их точки зрения, ситуация. Совершенно естественно, что они могут чувствовать себя несчастными, когда «оплот их безопасности» удаляется от них. Когда дети станут более способны к адаптации, они будут испытывать меньшую тревогу при расставании с родителями. И вскоре, в один прекрасный день, ваш ребенок сможет самостоятельно справляться с новыми ситуациями, не оглядываясь на вас, и может случиться так, что при долговременной разлуке вы будете волноваться больше, чем ваш ребенок.

Советы психолога примерным родителям.

Никто не будет пугаться? Прежде всего, не оставляйте ребенка с незнакомым ему человеком и в неизвестном ему месте. Это настоящая травма для вашего ребенка — оказаться одному с незнакомым человеком в новом для него месте, что вызовет у ребенка совершенно оправданный приступ страха. Если вы собираетесь оставить ребенка с приходящей няней, несколько раз, когда она будет приходить к вам, останьтесь и побудьте вместе с ней и ребенком, чтобы он мог привыкнуть к ней, и только затем оставьте их одних. Если вы хотите отдать ребенка в детский сад или любое другое детское дошкольное учреждение, попросите воспитателя предоставить вам возможность провести первые некоторое время там вместе с ребенком. Предоставление этого времени для ознакомления поможет ребенку привыкнуть к новым людям и незнакомому месту.

Найти подходящего человека. Не все взрослые сразу же находят общий язык с соседями, работодателями или потенциальными друзьями, и не каждый квалифицированный воспитатель сразу же установит дружеские отношения с вашим ребенком. Если вашему ребенку действительно не нравится няня и он не может поладить с ней, поверьте мнению своего ребенка и найдите кого-то другого, чтобы присмотреть за малышом. Если ребенок не хочет оставаться ни с кем иным, кроме вас, это уже совершенно другой вопрос.

Общий план. Ослабление страха при расставании у вашего ребенка начинается с хорошо запланированного ухода и возвращения. Соберите свои вещи и сообщите приходящей няне, что собираетесь уйти раньше намеченного времени. Когда вы будете готовы, чтобы уйти, скажите ребенку, что вы уходите, обязательно упомянув о том, когда вы вернетесь. Если ваш ребенок может посмотреть на часы, когда вы уходите, это еще лучше, при этом четко укажите ему время своего возвращения.

Скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он остался дома с няней, что ничего не произойдет и вместе с няней ему будет весело. В этот момент воспитатель или няня должны подойти и взять ребенка за руку, а вам следует быстро уйти, сказав ребенку «до свидания» и «я вернусь». Чем более длительной будет процедура вашего прощания, тем более тяжелой она будет для вас и для ребенка. Просто идите к двери и выходите из дома, и обязательно вернитесь в указанное вами время, чтобы встреча с ребенком была радостной. Если все было хорошо в ваше отсутствие, вы можете обнаружить, что ребенок отказывается расстаться со своим новым другом, когда для этого наступает время.

Выбор времени — это все. Если каждый раз, когда вы выходите из дома, ребенок мучается от страха расставания с вами, вам следует сделать ваши отсутствия регулярными. Некоторые дети более легко переносят разлуку с родителями, если они знают, когда следует ждать их возвращения.

Долговременная перспектива. Для некоторых детей — примерно для 10-20% — тревога при расставании с родителями является непременным фактом их жизни. Это дети работающих матерей, которым приходится расставаться с детьми, чтобы выходить на работу. Если поведение ребенка не меняется после общения с любящим и надежным воспитателем через несколько недель испытательного срока, возможно, причина кроется в вас. Возможно, вы сами еще не готовы отпустить вашего ребенка и смерится, с тем, что он станет чуть самостоятельным без вас.

Не следует оказывать давления на индивидуальность вашего ребенка — и вы, без сомнений, не захотите подобным образом поступить со своим малышом. Если у вас есть возможность, посвящайте ребенку больше времени в течение дошкольного возраста. Даже если ребенок громко плачет и кричит «Не оставляй меня», примерно в возрасте пяти лет он уже сможет в момент прощания просто сказать вам: «Пока, мамочка».

Интересные статьи по этой теме

психолог Елена Шамова г. Ростов-на-Дону
пр-т. Космонавтов 39/1, 2 этаж, кб.213

Стресс и грудной ребенок: ошибки родителей

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка.

Довольно многие родители и духовные акушеры сегодня абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле. Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям проведенным и описанным Науменко Е. В. и другими авторами «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития». Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депревация и гипоксия или асфиксия.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей.

Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.

Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, антисоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

— отсутствие грудного вскармливания, которое кроме этого приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход;

— отсутствие совместного сна с мамой;

— ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается

— неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.

2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

— полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством;

— ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты;

— динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.

3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

— моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности;

— проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

«Как легче «пережить» расставание» — рекомендации для родителей в период адаптации

Надежда Никулина
«Как легче «пережить» расставание» — рекомендации для родителей в период адаптации

«Почему ты плачешь?» этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям в момент расставания.

Понять, почему ребенок плачет, если его все устраивает почти невозможно. Если спросить его об этом ребенок не сможет объяснить причину того, почему он не хочет отпустить маму. Почему же он плачет?

Он плачет, потому что слезы — единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Ребенок не боится остаться без мамы, его просто беспокоит ситуация расставания. А еще он беспокоится за маму: как она там, без него?

Рассмотрим ситуацию расставания при посещении детского сада с точки зрения мамы. Она 3 года была дома, практически не расставаясь со своей крохой. Ей очень хотелось вновь начать общаться с друзьями в обществе большого количества людей, побыть вне дома, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с другой стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у нее появится больше времени заняться собой, своей карьерой. Она готовится к этому: сначала подбирает хороший детский сад, затем занимается оформлением своего чада в садик, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.

Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он им не радуется. Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, он не сильно понимает, поскольку опыт его слишком ограничен. Ребенок начинает нервничать.

И вот мама приводит ребенка в детский сад, где бегает целая куча веселых детей. Но вдруг ее ребенок, который так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за ее юбку, плачет и ни с кем не хочет общаться. Воспитатель начинает отрывает его от маминой юбки, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу. Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка домой, она понимает, что по возвращению домой ее ждет вся домашнюю работу, которую она раньше делала в течение дня, только теперь это все нужно сделать вечером за несколько часов. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. У нее не хватило времени уделить необходимое время для игры и заботы своему крохе. А ведь еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра. Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.

Как же этот день ощутил ребенок, что он чувствует? В мгновение непонятные ранее мамины слова вдруг воплощаются в жизнь. Он попадает в новое место с незнакомыми людьми, детьми. Дети с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню. При этом чем чаще ребенок слушает, тем больше он любит эту вещь. Из-за этого детского свойства врачи часто рекомендуют вводить новшества в семье постепенно.

Очень часто родители забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителей это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это проговаривать, но дети об этом не могут догадаться. Когда он, оказывается в новых обстоятельствах, ребенок полагает, что останется там навсегда. Получая новые впечатления, он фантазирует на новые темы и начинает сильно переживать.

Но все возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. И пока врач не выпишет в детский сад (а затянуться может на 2-3 недели, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что нужно заболеть и тогда мамочка вновь окажется рядом с ним. Он «обучается» изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы могут сделать из них даже «профессиональных больных». Так называют часто болеющих детей, среди которых аллергики разных видов, поскольку аллергия — это повышение активности иммунной системы, после того как в силу каких-то обстоятельств она была длительно или интенсивно подавлена эмоциями. Но не стоит в этом винить детей, следует обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.

Первое, что нужно сделать, — заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему в течение определенного времени, например месяца. При этом в первый раз маме необходимо посмотреть, как ребенок будет чувствовать себя в группе, возможно, ему будет легче, если она остается вместе с ребенком, пока он знакомится с детьми. Кто-то отпускает маму посидеть в раздевалке, но так, чтобы он мог ее видеть и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. При этом мама всячески показывает, что не собирается уходить. Для трудно адаптирующихся детей первые 2-3 дня стоит сократить время пребывания в саду до 2 часов. Затем попробовать привести ребенка до обеда, продолжительность таких посещений может затянуться надолго, но, ни в коем случае не нужно давить на ребенка и настаивать остаться спать в садике. Можно предложить ребенку взять с собой любимую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если ему станет грустно, и он вспомнит о маме, захочет побыть с ней, он может достать игрушку и поговорить с ней.

Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, рассказывайте ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Соответственно опишите, что будут делать на работе папа и мама. Обязательно говорите о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду — учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

Родителям необходимо после возвращения ребенка из детского сада восполнить те чувства, которых так не хватало ему в саду. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.

Необходимо изменить свое поведение родителя во время болезни ребенка. Даже при исполнении всех рекомендаций ребенок может заболеть. Чтобы не сформировалась патологическая потребность в заболевании, необходимо во время болезни уделять внимание к нему ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.

Так же легче адоптироваться к саду помогут «ритуалы» расставания.

«Ритуал» — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.

Например, уходя, мама всегда:

— на несколько минут берет малыша на руки, обнимает;

— целует и говорит, куда уходит и когда придет;

— просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);

-говорит «спасибо» и «пока-пока»;

— если ребенок плачет – говорит, что ей жалко, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;

передает ребенка взрослому, с которым он остается;

Такое поведение помогает ребенку привыкнуть к расставанию. Не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Не нужно упрекать ребенка в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела, он чувствует себя в этот момент «Ненужным», помехой для мамы. Мамы говорят такие слова в отчаянии, а ребенок слышит, что он — помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.

Важно помнить, что при расставании именно ребенок нуждается в утешении, а вовсе не взрослый, озабоченный собственными переживаниями. При расставании мама сама должна быть спокойна и уверенна, ведь у мамы с ребенком самая тесная взаимосвязь. Если мама будет «как на иголках», то ребенок не сможет спокойно расстаться с ней. Каждый маленький ребенок очень хочет, чтобы мама и папа были спокойны и веселы.

Памятка для родителей «Как легче пережить адаптацию к дошкольному учреждению» Дети – это самая большая радость в жизни каждого человека. Маленький ребенок – это источник непередаваемой радости и счастья. Когда ребенок.

Совет для родителей «Как облегчить утреннее расставание перед детским садом» Есть детишки, которые легко переносят разлуку с родителями, оставаясь в детском саду. Есть и те, кто капризничает с самого утра и не хочет.

Вальс «Расставание» Видео Танцуют мои подготовишки на фестивале, посвящённом 70 летию Победы. Съёмка любительская, поэтому видно зрителей и слышны голоса. Но думаю,.

Мама и малыш: как пережить разлуку?

С появлением ребенка в семье жизнь взрослых людей меняется. Изменениям подвергается практически все: режим сна и деятельности, общение с друзьями, особенности питания и возможность заниматься любимым делом. Несмотря на хлопоты и заботы, долгожданный малыш становится огромной радостью в жизни семьи.

Со времени появления на свет мать и ребенок неразлучны. Долгое время он думает, что является частью своей мамы — их совместная деятельность проявляется в купании, сне, питании, играх. Здоровая симбиотическая связь с матерью необходима в первые годы жизни для того, что он рос без получения травматического опыта и имел здоровую психику.

Отделяться от матери малыш начинает примерно к трем годам, иногда и раньше, когда он психологически и физиологически готов к тому, чтобы почувствовать себя самостоятельной личностью. Для того чтобы он успешно прошел кризис отделения, мать должна быть рядом, чтобы сопровождать его в этом.

К сожалению, бывает так, что мама с малышом могут расстаться. Причинами этого могут быть болезнь, госпитализация, командировочные поездки и другие обстоятельства, из-за которых не удается избежать разлуки. Такие ситуации могут быть очень стрессовыми для детей. Как быть, когда расставание отменить не удается? Как помочь ребенку пережить время, когда ему придется жить без матери? Чем в таком случае могут помочь родственники семьи?

Как мать может подготовить ребенка к разлуке

Отношения, которые являются крепкими и доверительными, строятся на честности и откровенности. Эти истины непреложны в любом возрасте, а также раннем и дошкольном детстве. Когда матери с ребенком предстоит разлука, иногда взрослые, чтобы не травмировать малыша, могут схитрить и сказать, что мама уезжает ненадолго и скоро вернется. Это, как они думают, поможет легче отпустить мать и не переживать из-за ее отсутствия.

Такой подход чреват отрицательными последствиями. Ребенок будет расстраиваться каждый день, когда его ожидания, что мама приедет, не будут оправдываться. В скором времени он поймет, что мама не приедет сегодня так же, как и вчера, а напрасные обещания взрослых дадут ему понять, что его обманули.

Готовить маленького ребенка к разлуке нужно заранее, говоря ему правду о том, как долго она продлится. Это поможет малышу представить, как он будет жить это время, вместо того, чтобы позже, каждый день напрасно ждать встречи. Хорошо бы, чтобы мать перед расставанием «напитала» его своей любовью: это могут быть частые прогулки, совместные игры, большое количество поцелуев и объятий. Так малыш легче отпустит мать. Он должен знать, чувствовать и слышать, что его любят, и за ним будут скучать — так ему будет легче пережить разлуку.

Также полезным будет совместное планирование того, чем мама и ребенок могут заняться позже, когда встретятся. Спланируйте как можно больше веселых прогулок, поездок, покупок — волнительное ожидание этих событий скрасит грусть от временного расставания.

Наладить общение можно на расстоянии

Даже уезжая далеко, можно не переставать общаться с ребенком и узнавать у близких, как он живет и чувствует себя. Это поможет матери снизить тревогу, а малышу почувствовать, что она близко, любит его и ждет встречи. Обязательно звоните каждый день, чтобы послушать, как прошел день любимого чада, что интересного он узнал и увидел, что заставило его загрустить. Таким образом, вынужденной разлуке не удастся всерьез расстроить привычный уклад жизни семьи. Общение на расстоянии сохранит ощущение того, что близкие люди рядом друг с другом, повысит настроение, подарит возможность помечтать о том, как пройдет радостная встреча в будущем.

Когда капризы малыша маскируют стресс

Маленький ребенок раннего возраста не умеет открыто говорить о своих чувствах, опасениях, переживаниях. Особенно не осознаются чувства детей в тех семьях, где о них принято молчать, игнорировать, не придавать значения. Тогда малыш может испытывать боль, но не осознавать этого. Родителям и близким родственникам следует знать о том, по каким признакам можно распознать, что он получил эмоциональную травму. Это проявляется в изменении его настроения, нарушении общения с близкими, сверстниками, отказе от еды, нарушении сна.

Как понять, что ребенок не проявляет капризы, а страдает от разлуки с матерью? Стресс в раннем возрасте может проявляться как вялость, отказ от любимых игр, беспричинная агрессия, направленная на родственников и друзей, нежелание заниматься творчеством, потеря активности.

Чтобы не допустить этого, малыш должен знать о том, куда уехала мама, как сильно она его любит и когда вернется. Также важно говорить, что он не остался один — с ним папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и так далее. Если малыш посещает детский сад, то стоит предупредить воспитателей о том, что он переживает сейчас сложный период расставания с мамой и попросить их быть внимательней к его настроению и самочувствию.

Если ребенок остается с папой или бабушкой и дедушкой, стресс от расставания снизить легче. Близким людям в этом случае стоит как можно больше проводить времени с ним, чаще говорить о матери, вместе рассматривать семейные фотографии, строить совместные планы по ее возвращению, делать для нее подарки своими руками, звонить ей как можно чаще.

Избавиться от грусти поможет творчество

Детское творчество обладает целительным свойством там, где нужно выразить чувство грусти и тоски. Чтобы легче пережить временную разлуку, полезно рисовать, лепить, вырезать, клеить. Взрослые, на чьем попечении остался ребенок раннего или дошкольного возраста, могут задавать темы для работы: пусть это будет парк, где они гуляют с мамой, коллаж из осенних листьев для нее, собственноручно испеченное печенье из соленого теста, открытки о любви, с праздником и так далее.

Общение с матерью на расстоянии через творчество будет способствовать появлению радостного волнения от предстоящей встречи и поможет малышу отвлечься от грустных мыслей.

В интернете миллионы статей о том, как тяжело расставание ребёнка с матерью. Однако ни один сайт не говорит о том, как труден этот процесс для матери. Мать, вынашивая ребенка: отдает часть себя, ожидает появления малыша с нетерпением, обустраивая детскую комнату.

Давно доказано, что первые годы жизни не только ребенку необходима мать, но и ребенок необходим для матери. Взаимосвязь между мамой и младенцем очень сильная, с годами она ослабевает, но никогда не обрывается. Женщины переживают после родовой синдром, потому что организм испытывает шок – ребенка больше нет внутри. Поэтому женщина чувствует себя ненужной и беспомощной, всё это игры нашего мозга и сама мама никак не виновата в таких ощущениях. Если она будет находиться с ребенком, то ей будет легче пережить психологически сложный период.

Не все мамы имеют возможность быть рядом со своими детьми, по тем или иным причинам детей могут забирать. Мать, у которой забрали ребенка готова совершить что угодно для его возвращения. В результате чего мы узнаем об убийстве бывшего мужа, краже ребенка из детского дома, убийствах детей, самоубийствах и всё это на фоне желания быть со своим младенцем и депрессии от расставания. Конечно, никто не говорит о тех матерях, которые бросают своих детей или зверски к ним относятся.

Недавно в социальных сетях появилась информация о 35 летней женщине из Краснодара, которая выпрыгнула из окна 3-го этажа и умерла. Следователи думают, что причина в том, что на днях у женщины отобрали опеку над сыном, теперь его опекуном будет отец ребенка. Женщина была в состоянии алкогольного опьянения, что только подтверждает — она не могла справиться с тяжелым психологическим состоянием.

Люди осуждают таких матерей и каждый хочет сказать, что такой матери не следует вообще рожать, ведь просто так не забирают детей. Так ли это? Опека не отбирает право на воспитание ребенка без весомых причин, но есть миллионы причин, в которых они не хотят разбираться.

Что делать, если ребенок плачет при расставании

Начнем с того, что ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ, ТО ЭТО ХОРОШО!

«Что же тут хорошего?» – спросите вы.

Я понимаю, что для мамы эта ситуация может быть не менее травмирующей. Я сама была в числе тех мам, которые плакали, выходя из группы после сцены расставания с ребенком.

Это вопрос эмоциональной вовлеченности, тревожности и личного отношения к происходящему.

То, что ребенок плачет, — хорошо в первую очередь для него, потому что

ПЛАЧ ОСВОБОЖДАЕТ ЕГО ОТ ГОРЯ ПОТЕРИ.

Потеря в данном случае – это потеря отношений. Это для нас, взрослых, ситуация кажется пустяковой, потому что мы знаем, что никакие отношения не потеряны, что придем за ребенком и заберем его домой, мы знаем, когда это произойдет.

Маленький ребенок воспринимает эту же ситуацию совершенно по-другому:

· Мама уходит на целую вечность.

У детей восприятие времени другое. Для них час – это о-о-чень долго! А день – это целая вечность. А несколько дней – это почти навсегда…

Поэтому важно дать понять ребенку, когда именно вы придете: после прогулки, после обеда, после сна и т.п.

· Когда мама уходит – потеряны контроль над ситуацией и безопасность.

Мама занимает в жизни ребенка основное внимание и основной объем сознания. Мама – синоним жизни. Величина такого события как расставание с мамой – просто огромная. Есть специалисты, которые по степени стресса для ребенка сравнивают ситуацию первого дня в детском саду с первым космическим полетом человека в космос. Без всякого преувеличения.

· Ребенок может быть не уверен в том, что мама вернется. Он испытывает страх потери: «А ты точно придешь?»

Если ребенок плачет – пусть плачет. Это тоже нужно обсуждать с воспитателями. В группе воспитатели не настроены принимать разрядку ребенка. Детей много, поэтому у них нет возможности сидеть с каждым ребенком и ждать, когда все вдоволь наплачутся. К тому же, у маленьких детей есть цепная реакция: заплакал один, — в процесс включаются все остальные.

Поэтому разрядка горя каждый раз прерывается, и ребенку просто не дают возможности выплеснуть все свои чувства до конца. Если бы в первый же день ребенку позволили нареветься вдоволь, то в следующий раз у него не было бы необходимости плакать при расставании.

Итак, запомните важный принцип переживания ребенком горя:

ДАВАЙТЕ ПЛАКАТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО!

Если ребенок плачет, возьмете его за руку, обнимите. Скажите, что вы рядом, что сопереживаете и понимаете, что он сейчас чувствует. Не оставляете его одного. Некоторые мамы не могут спокойно слышать плач своего ребенка. Отсюда желание прекратить плач или уйти из ситуации. Ваша задача – принимать разрядку.

Если это вам тяжело, то определите свои чувства в связи с этим и вспомните ранние ситуации, когда вы испытывали нечто подобное. Наверняка вы сделаете для себя пару открытий. Например, если плач ребенка вызывает чувство собственного горя, то вы можете вспомнить, когда впервые сами его пережили. Это материал для собственной работы с психологом. Объясню, почему.

Дело в том, что ребенок на все 100% считывает ваши собственные чувства. Если вы ведете его в сад в тревожном состоянии, — он будет испытывать страх. Если вы сами готовы разревется при расставании с ним – он будет горевать. Наверняка вы замечали, что когда у вас хорошее настроение, то и с ребенком все ладится, и вам легко вместе. Если вы раздражены, то и с ним отношения не строятся.

Поэтому в ситуации адаптации ребенка к детскому саду в первую очередь важно ваше личное эмоциональное состояние. Если вы спокойны, уверенны и позитивно настроены, то и ребенок будет чувствовать себя в безопасности.

Отрывок из интернет курса Юлии Даниловой «В детский сад без слез».

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять