Тревожность

  • Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков

Чувство тревоги без причины является свидетельством наличия негативного эмоционального переживания у человека. У тревожных людей в существенной степени преобладает ориентация на внешние критерии. Кроме того, тревожные люди часто испытывают потребность в повышенном самоконтроле, причем даже незначительных аспектов ситуации. Неспособность осуществить это провоцирует еще больший уровень тревоги и появлению нового отрицательного опыта.

Важную роль в отрицательном эмоциональном опыте играет не столько сам факт его переживания, сколько прочное его запоминание и воспроизведение в памяти.

  • Особенности семейного воспитания

Семейное воспитание также имеет большое влияние на развитие тревожности. Нельзя говорить о каком-то конкретном нарушении, поскольку их диапазон довольно широк: гиперопека над ребенком, повышенные ожидания, высокие требования, плохие взаимоотношения между родителями и между членами семьи.

Эмоциональные проблемы чаще встречаются у тех людей, кто воспитывался родителями, которые были склонны к нервозным состояниям, раздражительности и депрессиям. Родители тревожных детей чаще переживают опасения и страхи, в то время как спокойные дети воспитываются уравновешенными и позитивными взрослыми.

Когда взрослый испытывает чувство нестабильности и предчувствует постоянную угрозу это моментально транслируется ребенку. Часто это выражается в чрезмерной заботе и страхе за жизнь и здоровье ребенка. Это вызывает у ребенка чувство неуверенности и беззащитности, которая сохраняется и закрепляется с годами.

  • Посттравматический стресс

В качестве внешней причины тревожности можно выделить посттравматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство – это тяжелые эмоциональные переживания, такие как чувство беспомощности, ужас, сильный страх, которые возникли вследствие разового случая, или в результате повторных травм и долгого пребывания в стрессовой ситуации. Следствием подобных переживаний у взрослых является повышенная тревожность.

Это относится к людям, которые пережили аварию, были участниками войны, экологической катастрофы или грубого насилия.

  • Внутриличностные источники тревожности.

Важным источником тревожности может быть выделен внутренний конфликт человека, который прямо связан с его самооценкой и отношением к себе. Тревожным людям не свойственно изменяться, приспосабливаться к трудностям и исправлять свои недостатки, что отличает эмоционально благополучных людей. Напротив, тревожные люди характеризуются фиксацией на прошлом или на очень отдаленном будущем, на том периоде на который они не в состоянии повлиять.

Резюмируя, можно отметить, что тревога на душе без причины является устойчивым личностным образованием, которое формировалось на разных возрастных этапах. В младшем школьном и дошкольном возрасте начало тревожности было спровоцировано ситуацией в семье и взаимоотношениями с родителями. Именно тогда в ребенке начали оформляться такие качества, как ранимость, склонность к обиде, обостренная реакция на отношение окружающих. Это, а также предрасположенность к запоминанию негативных, нежели позитивных событий, приводит к накоплению отрицательного опыта, который впоследствии выражается в закреплении тревожности как личностной черты характера.

В подростковом возрасте чувство тревоги закрепляется на основе внутреннего конфликта с собой, противоречием между «Я-идеальным» и «Я-реальным».

Причины тревожности так или иначе связаны с неудовлетворением потребностей, свойственных каждому возрастному периоду.

Детская тревожность

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности.

Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.

Откуда берется повышенная тревожность?

— Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

— Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

— Однако тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни. А главное — чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел — не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.

Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Читайте так же:  Как не думать о плохом

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Что нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка?

— По возможности, конечно, контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.

— Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.

Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой. Другие проявляют чрезмерное дружелюбие ко взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются. Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения — старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.

Как помочь тревожному ребенку?

Такому ребенку очень полезно посещать групповые психокоррекционные занятия — после консультации с психологом. Тема детской тревожности достаточно разработана в психологии, и обычно эффект от таких занятий ощутимый.

Один из основных способов помощи — метод десенсибилизации. Ребенка последовательно помещают в ситуации, вызывающие у него тревогу. Начиная с таких, которые лишь немного волнуют его, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу и даже страх.

Если этот метод применяется на взрослых, то его обязательно дополняют релаксацией, расслаблением. Для маленьких детей это не так-то просто, поэтому релаксацию заменяют сосанием конфеты.

Используют в работе с детьми игры-драматизации (в «страшную школу», например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Попробуйте дома выполнить с ребенком одно из упражнений. Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. «У меня это не получится», «Я этого не сумею», — говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.

Теперь попросите его сказать: «Я не могу. » — и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. «Я могу. » — отметить то, что уже сейчас ему по силам. «Я сумею. » — насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.

Как выявить тревожного ребенка

Необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. См. →

Советы родителям тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. См. →

Тревожность: как это понятие трактуется в психологии

Что же мы знаем о понятии тревоги и чувстве тревожности. Если говорить психологическими терминами, то тревожность – это индивидуальная особенность личности человека, согласно которой он имеет склонность к страху, тревоги и беспокойство без видимых на то оснований. Это состояние характеризуется неприятными предчувствиями и дискомфортом.

Тревожность в психологии: трактовка

Состояние тревоги в психологии относят к категории расстройств невротического характера, иными словами, патологическим состояниям, имеющим психогенное происхождение. Клиническая картина может быть разной, нарушений личности при этом не наблюдается.

Подобное состояние тревожности может быть у людей разных возрастов, тревогу переживают даже дети, однако, по статистике, чаще всего от тревожности страдают женщины от 20 до 30 лет.

Естественно, в тех или иных ситуациях чувство тревоги может появиться у любого человека, однако, о симптоме тревожности как психологического нарушения можно говорить лишь тогда, когда чувство сложно контролировать и оно становится сильнее. Человек не сможет заниматься своей привычной работой и не может вести прежний образ жизни. Читайте так же:  Что делать если ушел муж

Есть разные виды нарушений, в симптоматику которых входит чувство тревоги, например:

  • фобии;
  • посттравматические расстройства;
  • паника.

А вот тревожность в психологии как самостоятельное расстройство – это генерализованный синдром, который характеризуется обостренным чувством тревоги, постоянными беспокойствами, а также обостряется физическими и психологическими симптомами.

Тревога и причины ее развития

Тревожность – это синдром, который может у разных людей развиваться по разным причинам. У одних чувство тревоги возникает на ровном месте, а вот другие страдают от постоянной тревожности после перенесенной травмы психологического характера.

Ряд специалистов считает, что в какой-то степени играет роль и генетика. Считается, что если в головном мозге присутствуют определенные гены, то они провоцируют химический дисбаланс, это и является фактором возникновения чувства тревоги и психического напряжения.

Если учитывать теорию в психологии о появлении этого расстройства, то чувство тревоги и другие фобии изначально появляются как условно-рефлекторная реакция на тот или иной раздражающий стимул. Эта же реакция в будущем проявляется и без подобного стимула. Эта биологическая теория гласит, что тревожная реакция – это следствие определенных биологически аномалий, в частности, при высоком уровне продуцирования нейромедиаторов, которые выступают проводниками нервных импульсов в области головного мозга. Это повышенное состояние тревоги может стать следствием нерационального питания и малой физической активности.

Все знают, что с целью поддержания нормального психического и физического состояния человеку нужны:

  • правильное питание;
  • микроэлементы и витамины;
  • достаточная физическая активность.

При отсутствии этих факторов проблемы могут появиться у любого, что спровоцирует чувство тревоги. У некоторых людей тревожность неразрывно связана с освоением в новой и незнакомой среде, которая может представлять опасность, или же собственным опытом в жизни, где присутствовали психологические травмы и негативные события. Естественно, большую роль играет и характер человека.

Нередко причиной появления тревоги является соматическое заболевание. Например, это может быть эндокринное нарушение, в частности, климакс у женщин и сбой гормонов на его фоне. А еще внезапно появившееся чувство тревоги может свидетельствовать о приближении инфаркта, падении уровня сахара.

Тревожность — это характерный симптом для многих психических заболеваний, часто этим синдромом сопровождаются:

  • шизофрения;
  • алкоголизм;
  • неврозы и многое другое.

Виды тревожности

В психологии различают разные виды тревожности. Наиболее распространенные – это адаптивные и генерализованные. В адаптированном тревожном состоянии человек испытывает неконтролируемое чувство тревоги, которое при адаптации к той или иной стрессовой ситуации сочетается с другими негативными эмоциями. А вот генерализованное расстройство сохраняется на постоянной основе и имеет свойство направляться на разные объекты.

Существуют разные виды тревожности, наиболее изученные и распространенные из них – это:

В некоторых случаях тревога является характерной чертой характера человека, когда психическая напряженность терзает больного независимо от обстоятельств. Также тревога может быть средством избегания конфликтов, а накал эмоций постоянно накапливается и может привести к развитию фобий у человека.

В других случаях тревожность – это своеобразная форма самоконтроля. Такое состояние характерно для тех, кто стремиться к безупречности во всем, отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, переживает о своем здоровье и не приемлет ошибки во всем.

Кроме перечисленных ранее видов тревожности, она имеет и свои формы: закрытую и открытую.

Открытая форма тревожности переживается человеком осознанно, иногда состояние приобретает острое состояние и не может контролироваться. Тревога же выступает как своеобразный регулятор активности. А вот закрытая форма встречается не так часто. Тревога чаще неосознанная и проявляется в том или ином поведении, иногда она характеризуется чрезмерным спокойствием, которое в психологии также называют «неадекватным».

Тревожность: клиническая картина

Как и другие психические расстройства, тревожность распознается на разных уровнях.

Если говорить о физиологических проявлениях, то тревога проявляется следующими симптомами:

  • сердцебиение и дыхание учащается;
  • скачки артериального давления;
  • наблюдается повышение эмоциональной и физической возбудимости человека;
  • слабость;
  • дрожат конечности;
  • снижается порог чувствительности;
  • сухость во рту, сильная жажда;
  • проблемы со сном, трудно засыпать, тревожные или кошмарные сновидения, дневная сонливость;
  • быстрая утомляемость;
  • мышцы болят и постоянно напряжены;
  • боли в желудке неизвестного происхождения;
  • усиливается потоотделение;
  • нарушается аппетит;
  • появляются проблемы со стулом;
  • тошнота;
  • головные боли пульсирующего характера;
  • проблемы с мочеполовой системой;
  • у женщин может нарушиться менструальный цикл.

Что же касается эмоционально-когнитивного уровня, то здесь тревожность проявляется в постоянном напряжении, страхе и беспокойстве, появляется чувство беспомощности, человек становится раздражительным и нетерпимым, не может на чем-то сосредоточиться. Эти проявления заставляют людей избегать контактов с социумом, они перестают посещать учебу, отказываются ходить на работу.

Состояние лишь усиливается, самооценка у больного тоже ухудшается, ведь он начинается концентрироваться только на своих проблемах и недостатках. С точки зрения психологии это состояние может привести к усугублению проблемы. Постоянное одиночество и самобичевание приводят к краху карьеры и личной жизни человека.

Есть и проявления тревожности на поведенческом уровне. Их распознают по таким признакам:

  • бессмысленное хождение по комнате;
  • раскачивание на стуле;
  • стук по столу руками;
  • теребление разных предметов или волос;
  • человек грызет ногти.

Если имеют место проблемы с нарушением адаптации, то могут проявляться симптомы панического расстройства, например, внезапные приступы страха, сопровождающиеся учащением сердцебиения или одышкой.

В случае с обессивно-компульсивным чувством тревоги человека мучают навязчивые идеи, и он постоянно выполняет одинаковые действия.

Диагностика этого синдрома

Диагностировать тревожность должен врач-психиатр на основании выявления у пациентов симптомов, которые не прекращаются в течение нескольких недель. Тревожное расстройство, как правило, выявить несложно, но сложно выявить тип, поскольку большинство форм имеет одинаковые клинические проявления, которые лишь отличаются по месту и времени появления.

Если специалист подозревает у пациента тревожность, он должен обратить внимание на следующее:

  • присутствие симптомов повышенной тревожности – нарушения сна, фобий или чувства постоянной тревоги;
  • должен знать, сколько это длится;
  • врач обязан удостовериться, что перечисленные симптомы – это не реакция на перенесенный стресс или же патологическое состояние, связанное с поражением внутренних органов.

Диагностика включает в себя несколько этапов. Врач должен провести подробный опрос пациента, оценить его психическое состояние и провести обследование соматического состояния. Так, следует отличать тревожное расстройство от тревоги, характерной при алкогольной зависимости. В этом случае лечение будет другим. Также врач должен исключить наличие заболеваний соматических видов.

Состояние тревоги в большинстве случаев поддается лечению. И вид терапии врач подбирает в зависимости от клинической картины и причины расстройства. Чаще всего больному назначают препараты, которые воздействуют на биологические причины состояния и те, которые регулируют продукцию нейромедиатров. Естественно, очень важна и психотерапия, которая помогает преодолеть состояние на поведенческом уровне.

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
    • Томми к записи Что делать, если не хочется жить
    • Нургазы к записи Что делать, если не хочется жить
    • Vladislaff к записи Мнительность
    • Татьяна к записи Благородство
    • АндрейВикторович к записи Как пережить смерть мамы
  • Тревожность человека – это индивидуально-личностная психологическая особенность, обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам. Зачастую тревожное расстройство расценивается в качестве личностной черты либо трактуется как особенность темперамента, возникающая вследствие слабости нервных процессов. Вдобавок к этому, повышенная тревожность нередко рассматривается в качестве совместной структуры, объединяющей черту личности и особенность темперамента. Состояние тревоги заключается в ощущении дискомфорта или предвидение некой угрозы. Описываемое расстройство, как правило, относят к невротическим нарушениям, другими словами к патологическим состояниям, психогенно обусловленным и характеризующимся отсутствием личностных нарушений.

    Личностная тревожность, преимущественно, повышена у лиц с девиантным поведением, у индивидов, имеющих нервно-психические недуги или страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, переживающих последствия травм психического характера. В целом состояние тревожности – это субъективная реакция на личностное неблагополучие.

    Причины тревожности

    Современной науке неизвестны точные причины, провоцирующие развитие данного состояния, но можно выделить ряд факторов, способствующих зарождению тревоги, среди них выделяют: генетическую предрасположенность, неправильное питание, отсутствие физической активности, негативное мышление, опыт, соматические заболевания, окружающую среду.

    Многие ученые считают, что уровень тревожности закладывается на генетическом уровне. Каждый индивид имеет специфический набор генов, так называемое «биологическое оформление». Нередко человек ощущает повышенный уровень тревоги вследствие того, что она всего лишь «вмонтирована» в его генетический код. Такие гены провоцируют существенный химический «перекос» в головном мозге. Именно дисбаланс и порождает беспокойство.

    Также существует биологическая теория, которая утверждает, что повышенная тревожность обусловлена наличием некоторых биологических аномалий.

    Тревога может быть спровоцирована неправильным питанием и отсутствием физической активности, которая имеет решающее значение для здоровья. Занятия спортом, бега и другая физическая нагрузка являются превосходными способами снятия напряжение, стрессового воздействия и излишнего беспокойства. Благодаря такой активности человек может направить в здоровее русло гормоны.

    Большинство психологов считает, что человеческие думы и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на их настроение, а, следовательно, на тревожность. Личный опыт индивида также нередко становится причиной беспокойства. Приобретенный негативный опыт может в дальнейшем в сходных ситуациях вызывать страх, который увеличит уровень тревожности и повлияет на успех в жизни.

    Кроме того, высокая тревожность может быть спровоцирована недружелюбной или новой средой. В нормальном состоянии, беспокойство является сигналом того, что индивид находится в опасной ситуации, но если уровень тревожности опасности не соответствует со степенью опасности, то такое состояние необходимо исправлять.

    Данное состояние нередко является сопутствующим симптомом некоторых соматических недугов и заболеваний психики. Сюда, прежде всего, можно отнести различные нарушения эндокринного характера, гормональный сбой во время менопаузы у женщин, неврозы, шизофрению, алкоголизм. Нередко внезапное чувство тревоги является предвестником инфаркта или свидетельствует о снижении в крови уровня сахара.

    Все перечисленные выше факторы не у всякого индивида могут спровоцировать тревожность, возраст индивида нередко играет определяющую роль в возникновении тревожности.

    Неофрейдисты, в частности К. Хорни и Г. Салливан, полагали, что базисной причиной тревожности является ранний неблагополучный опыт отношений, который спровоцировал развитие базальной тревоги. Подобное состояние сопутствует личности всю жизнь, влияя в значительной степени на ее взаимоотношения с социальным окружением.

    Бихевиористы расценивают тревожное состояние результатом научения. Согласно их позиции, тревогой является заученная реакция человеческого тела на опасные ситуации. Эта реакция в дальнейшем переносится на другие обстоятельства, вызывающие ассоциацию с известной угрожающей ситуацией.

    Признаки тревожности

    Обычные симптомы тревожности:

    — ощущение неспособности справиться с собой.

    Физические симптомы тревожности:

    — нарастающее мускульное напряжение, провоцирующее болевые ощущения в области головы;

    — ригидность мышц шеи или плеч;

    — со стороны вегетативной нервной системы – повышенное возбуждение (редко).

    Состояние тревожности порождает устойчивую борьбу индивида с самим собой, что воздействует на весь организм в целом либо на отдельные его системы. Так, например, следствием панических приступов или учащенного дыхания может стать головокружение либо слабость. В подобном состоянии индивид утрачивает контроль над ситуацией. Зачастую у него может появляться страх или боязнь внезапной смерти.

Взволнованный человек испытывает слабость, у него повышается потоотделение, он может в любую секунду заплакать. Встревоженного субъекта довольно просто испугать, поскольку он чересчур чувствителен к шуму. Кроме описанных выше признаков, нередко наблюдается затрудненное глотание или дыхание, сухость во рту, сильное сердцебиение, болевые ощущения либо чувство стеснения в грудной области.

Также к перечисленным проявлениям следует добавить нарушение пищеварения, боли в эпигастрии, метеоризм, тошнота. Возможно учащение мочеиспускания или острая потребность в немедленном опорожнении мочевого пузыря, диарея, ослабление либидо. Все рассматриваемые признаки имеют субъективную обусловленность, а именно существует связь: тревожность, возраст или зависимость от половой принадлежности. Так, например, у мужчин в состоянии повышенной тревоги могут возникнуть случаи полового бессилия, а у представительниц слабого пола – менструальные боли.

У детей высокая тревожность проявляется подавленным настроением, плохо налаженными контактами со средой, которая его пугает, что со временем может привести к занижению самооценки и устойчивому пессимистическому настрою.

Все проявления также обусловлены и типом тревоги, а именно личностная тревожность и ситуативная, мобилизующая и расслабляющая, открытая и скрытая. Первый тип является личностным образованием, которое обнаруживается в устойчивой склонности к тревожности и волнениям в независимости от тяжести жизненных обстоятельств. Он отличается ощущением необъяснимого страха и угрозы. Индивид с такой чертой личности готов все события воспринимать как опасные.

Ситуативная тревожность вызывается определенной ситуацией либо событием, которое порождает беспокойство. Подобное состояние может обнаружиться у каждого индивидуума перед серьезными жизненными трудностями и возможными неприятностями, что считается нормой, поскольку способствует мобилизации ресурсов человека.

Мобилизующая тревожность дает дополнительный посыл к действиям, расслабляющая – в ответственные моменты парализует личность. Также исследователями было доказано, что состояние тревожности изменяется во времени как функция степени стресса, которому подвергается человек и варьируется по интенсивности.

Диагностика тревожности проводится посредством различных методик, среди которых используются вопросники, рисунки и всевозможные тесты.

Коррекция тревожности

Ежегодная диагностика тревожности выявляет огромное число детей с наличием признаков тревоги и страха.

Снятие тревожности у детей сопряжено с определенными сложностями и может занимать достаточно продолжительное время. Психологи рекомендуют коррекционную работу проводить одновременно в нескольких направлениях. В первый черед, необходимо устремить все силы на повышение детской самооценки. Данный этап довольно продолжителен и требует ежедневной работы. Нужно к крохе стараться обращаться по имени, чаще искренне хвалить его, отмечать его успехи в присутствии ровесников. При этом малыш должен хорошо понимать, за что он получил похвалу.

Одновременно с повышением самооценки необходимо обучать кроху способности контролировать себя в определенных, наиболее тревожащих его ситуациях. На этом этапе применяются игры, направленные на снижение тревожности и ее различных проявлений. Максимальным эффектом обладают сюжетные игры и драматизации. Для их реализации используют специально выбранные сюжеты, помогающие снять тревогу. Любые барьеры крохам легче преодолевать через игровую деятельность. Кроме того, в игровом процессе происходит перенос отрицательных личностных качеств с малыша на игровой персонаж. Таким образом, ребенок может избавиться на некоторое время от собственных несовершенств, увидеть их словно со стороны. Кроме того, дошкольник может в игровой деятельности проявить собственное отношение к персональным недостаткам.

Вдобавок к описанным способам, направленным на снижение тревожности, применяют различные методы снятия мышечного напряжения. Здесь лучше использовать игры, связанные с телесным контактом, упражнения на релаксацию, массаж. Очень эффективным методом понижения детской тревожности является раскрашивание лица ненужными мамиными помадами для игры в импровизированный маскарад.

Оптимальным средством, направленным на снятие тревожности у взрослых лиц, используются различные медитативные техники. Секрет успешности медитаций заключается в наличии взаимосвязи, объединяющей негативные эмоции и мышечное напряжение. Снижая мышечную напряженность можно постепенно побороть тревожность.

Лечение тревожности

Первым этапом в лечении тревожности является точное установление причины. Так, например, если тревожное состояние спровоцировано приемом лекарственных препаратов либо наркотических веществ, то лечение будет заключаться в их отмене.

При тревожном расстройстве, вызванном соматическим недугом, в первый черед необходимо лечить главное заболевание. Если у индивида обнаружено первичное тревожное расстройство, в случаях, когда тревога сохраняется и после излечения главного заболевания или отмены лекарств, рекомендована психотерапия и медикаментозное лечение.

Современные препараты, разработанные для снятия тревоги, эффективны, безопасны и легко переносятся. При тревожном расстройстве снизить тревогу и ликвидировать бессонницу позволяет непродолжительный курс бензодиазепинов.

Если пациент, страдает посттравматическим стрессовым нарушением, то показано применение медикаментов в комплексе. Назначение препаратов обусловлено наличием сопутствующих расстройств психики, таких как паническое расстройство, депрессивное состояние, дистимия, алкоголизм и наркомания. В таких случаях показан прием антидепрессантов.

Психологический подход предполагает, как правило, использование методик когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники данного подхода направлены на изменение реакций клиента на ситуации, порождающие тревожность.

Кроме того, психологи советуют не забывать и о самопомощи при избавлении от повышенной тревоги. Зачастую индивидам с чрезмерной тревогой помогает смена образа жизни. Многочисленные исследования доказали, что рост физической активности способствует сжиганию избыточного адреналина и предоставляет двигательному беспокойству здоровый выход. Также, исследования свидетельствуют, что физическая нагрузка способна повысить настроение и стимулирует выработку более позитивного взгляда на жизнь.

Тревожность Тревожный

Тревожнее живется тому, кто больше всего жаждет благоденствия.

Тревожные мысли создают маленьким предметам большие тени.
Шотландское изречение

Тревожность как качество личности – склонность к чрезмерному беспокойству, к частым и интенсивным негативным переживаниям сильной тревоги, а также в низком пороге её возникновения.

— Учитель! Я чувствую приближение какой-то незримой опасности, которая привнесёт в мою жизнь массу проблем. Поэтому я стал раздражительным с близкими, напряжен, эмоционален и раним. – Ты просто тревожишься, что не справишься с вызовами судьбы, что у тебя не хватит сил противостоять трудностям. Еще ничего не произошло, а ты уже изготовлен к страху. В составе тревожности 40 процентов составляют вещи, которые никогда не случаются; 30 процентов — вещи в прошлом, которые ни в коем случае не могут повториться; 12 процентов — бесполезные беспокойства о здоровье и 10 процентов — беспокойства по мелким поводам. Так что остается 8 процентов, из которых половина, или 4 процента, — вещи, в отношении которых ничего не может быть сделано. Только 4 процента вещей, о которых тревожится большинство людей, могут быть изменены. Выходит, человек морочит себе голову и убивает свое здоровье из-за мизерных 4 процентов? Ставка тревожности в тотализаторе жизни один к двадцати пяти. И кто ты после этого, если делаешь ставку на тревожность?

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять