Агрессивное поведение подростков

Из года в год дети становятся все более агрессивными — так отмечают не только учителя и психологи. Многие родители, чьим чадам скоро исполнится 12-14 лет, почти с ужасом думают о начале переходного периода. В чем кроются причины подростковой агрессии? Почему она проявляется все активнее и что делать, чтобы ваш ребенок научился ее контролировать? Давайте выясним.

Причины возникновения агрессии у подростков

Не так давно в Москве произошел резонансный случай. Двое 14-ти летних подростков после окончания уроков подошли к парню и, угрожая канцелярским ножом, отобрали у него мобильный телефон. К тому же не какой-то «навороченный», а обычную, не новую мобилку, цена которой — около 5000 рублей. Теперь, как к несовершеннолетним, к ним применят методы воспитательного воздействия, а их родители оплатят штраф.

Яркий пример детской агрессии. И с каждым годом она становится все более явной.

Подростковая агрессия, как механизм защиты

Подобные явления сегодня, к сожалению, в определенном смысле закономерны. Учитывая события и поток негативной информации, с которыми сейчас сталкиваются люди, даже взрослым трудно сохранять спокойствие и уравновешенность.

Что же касается подростков, психика которых в этом возрасте чрезвычайно уязвима, то для многих агрессия становится примером для подражания. Однако, как отмечают психологи, агрессия может быть и механизмом защиты.

Повышенный уровень тревожности, спровоцированный информацией, поступающей со всех сторон, а так же нервозность и неуверенность родителей в завтрашнем дне, становится причиной активной агрессии у подростков. Они проявляют ее, потому что не знают других механизмов защиты.

Поэтому психологи советуют родителям, в первую очередь, самим проявлять терпение и спокойствие, даже в мелочах. Так, вместо того, чтобы говорить, что вашего ребенка повсюду подстерегает опасность, и вы очень за него волнуетесь, достаточно сказать «Позвони мне, когда приедешь к друзьям».

Агрессия подростков, как способ самоутверждения

Подростковая агрессия может выражаться не только в драках, криках и словесных образах. Так, классный руководитель 8-го класса рассказала о случае с ее учениками. С некоторых пор она заметила, что дети демонстративно перестали общаться с одной из одноклассниц, а иногда откровенно над ней смеялись. После выяснения обстоятельств, учительница узнала, что одноклассники считали девочку воровкой. Такие сплетни о ней плела обиженная подруга.

Как пояснила школьный психолог, это — проявление косвенной агрессии, которую чаще всего проявляют девушки. Все дело в том, что сегодня родители нередко учат своих детей не пытаться решить конфликт мирным путем, а сразу давать сдачу. И если для ребят самый простой способ — ответить силой, то девушки ударят, скорее всего, в последнюю очередь. Они больше склонны к агрессии, проявляющейся в сплетнях и клевете. Психологи отмечают, что агрессия снова порождает агрессию.

Нужно с детства учить ребенка решать конфликт мирным путем. Если же подросток вдруг стал замкнутым, молчаливым, нелюдимым, возможно, он — объект чужой агрессии. И чем быстрее вы это выясните, тем легче будет справиться с проблемой.

В 13-15 лет для человека очень важно признание сверстников. Подросток нередко делает что-то ради этого или же, наоборот, стремится подражать тому, кого считает своим кумиром, примером для подражания. Поэтому если ваш ребенок попал под чье-то влияние (а компании бывают разные), он может выдвигать несвойственные для него утверждения или странно себя вести.

Кроме необычных разговоров, возможно появление тревожности, подавленности, ухудшение аппетита. В такой период его нельзя отталкивать или осуждать. И ни в коем случае родителям самим не стоит паниковать. Психологи советуют противопоставить влиянию кумира собственные ценности, и делать это постепенно. Лучше усиливать собственное «я» вашего ребенка. Например, интересоваться его мнением: «А как ты думаешь? Что нравится тебе? »

Родительское раздражение

Психологи советуют: В любой конфликтной ситуации главное — не кричать сразу. Даже если вы сильно раздражены, воспользуйтесь общеизвестными способами:

  • Посчитайте про себя до десяти
  • Сожмите пальцы в кулаки и разожмите.

Тогда вам будет легче не отвечать агрессией на агрессию.

Однако и хамство терпеть не следует. Достаточно сказать: «Меня огорчает, что ты со мной так разговариваешь». Откажитесь продолжать разговор, если подросток не снижает тон. Иногда действует простое, но строгое: «Я очень сердит на тебя».

Когда же он успокоился, попробуйте выяснить причину его агрессии. При этом надо понимать, что подросток способен бурно реагировать и на серьезную проблему, и на мелочь. Однако ни в коем случае не говорите, что его проблема — ерунда. Покажите, что вам не безразлична его неприятность. Предложите вместе ее решить. Тогда подросток будет уверен, что вам можно рассказывать и о серьезных проблемах.

Коррекция агрессивного поведения у подростков

До сих пор не имеется четкого определения понятия «агрессия». В быту термин «агрессия» имеет широкое применение для обозначения насильственных или захватческих действий. В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

  • агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (А. Басс)
  • агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи
  • агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. [3]
  • агрессия – вид поведения, физического либо символического, которое мотивированно намерением причинить вред кому-то другому [4]
  • «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [2]

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

  • выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях;
  • тенденцию к разрушению;
  • направленность на причинение вреда окружающим людям;
  • отсутствие толерантности, терпимости к чужому мнению;
  • склонность к насилию, причинению боли.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Осинский А.К., Левитов Н.Д. [1]

  • направленная во вне;
  • направленная на себя.
  • интеллектуальная;
  • враждебная.
  • инициативная;
  • оборонительная.

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение.

Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Агрессивное действие всегда вредоносно, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

Агрессивные действия выступают в качестве:

  • средства достижения какой-либо значимой цели (инструментальная агрессия);
  • как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;
  • способа защиты и протеста.

Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями. [2]

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.[4]

Агрессия – (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативное переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.) [5]

Следует сказать, что проблемой агрессии занимались многие ученые и педагоги не только современности, но и прошлых лет: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А. Бандура, З. Фрейд, Л. Берковиц и многие другие.

На основании проведенных исследований, в зарубежной психологии существует четыре теоретических подхода к проблеме агрессивности.

Заметим, что агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее нуждается в помощи и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают как у взрослых, так и у сверстников открытую неприязнь и неприятие в целом. Для коррекции такой формы девиантного поведения как агрессия, разработан целый ряд упражнений, правильное применение которых дает положительный результат. Рассмотрим некоторые варианты упражнений, включенных в программу по коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Упражнение 1.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает завершить следующие предложения:

Если бы я был книгой, то я был бы … (словарем, томиком стихов и т.д.); Если бы я был едой, то я был бы… и т.д.

Упражнение 2. Лозунг против агрессивности.

Каждому участнику предлагается нарисовать свой лозунг против агрессивности, на основе выработанного каждым для себя на предыдущем занятии понимании агрессивности. Процесс рисования длится 7 -10 минут. После этого все рисунки рассматриваются и обсуждаются. Далее
участникам предлагается разбиться на группы по признаку сходства рисунков. Важно, чтобы каждый сделал самостоятельный выбор в пользу той или иной группы. Заключительный этап – презентация лозунгов каждой группы.

Упражнение 3. Агрессивность и гнев.

Детям предлагается нарисовать на листе бумаги какое-либо чудовище, потом представить ситуацию, когда ребенок разозлен, чувствует себя гневным. Именно в этот момент необходимо сделать с листком все, что угодно – помять, порвать, растоптать и т.д.

Упражнение 4. Волшебная лавка

Ведущий просит участников представить, что существует лавка, в которой продаются весьма необычные вещи: терпение, чувство юмора, доверие, сопереживание и т.п. В роли продавца выступает ведущий, он предлагает первому участнику приобрести какое-либо качество, составляющее неагрессивную личность, например, терпение. Прежде, чем обменять ее на что-то из агрессивных качеств, продавец спрашивает, зачем покупателю терпение, как много его ему нужно, в каких ситуациях необходимо им воспользоваться и т.д.

Упражнение 5. Довольный – сердитый.

Цель: дать подросткам возможность понять, что они в состоянии играть свои эмоции, а значит и контролировать их.

Участники сидят в общем кругу. Ведущий дает инструкцию: «Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда ты сердит. Сначала представь себе, что ты доволен. Что ты тогда делаешь? Где ты находишься при этом? Кто находится рядом с тобой? Как ты чувствуешь себя в таких случаях? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты доволен?

Теперь представь себе, что ты рассержен. Что ты делаешь? Где ты находишься? Кто рядом с тобой? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты рассержен?

Теперь подумай, в каком состоянии ты бываешь чаще. Выбери сейчас одно из чувств — то, которое ты испытываешь чаще. Теперь закрой глаза. Начни ходить по комнате и выражай то чувство, в котором ты пребываешь всеми возможными способами. Дыши гневно или довольно, двигайся в соответствии с этим настроением, издавай какие-либо звуки, соответствуй этому чувству. А сейчас, пожалуйста, замри в тишине и медленно превращайся в противоположное чувство. Если ты был сердитым, то стань довольным. Теперь веди себя подобно новому чувству. Обрати внимание на то, что меняется в твоем теле при перемене чувства. Может, это дыхание, может, что-то происходит с глазами.

Снова остановись и замри в тишине. Теперь веди себя так, как тебе захочется, подумай, как бы ты назвал это чувство. Теперь медленно останавливайся, открывай глаза и садись в круг».

Анализ упражнения:

  • Какое чувство тебе было выразить сложнее?
  • Как происходила смена одного чувства другим?
  • Какое из чувств тебе понравилось больше и что тебе понравилось в нем?
  • Тебе удалось изменить свои чувства?

Упражнение 6. Суд присяжных.

Цель: найти критерии, определяющие допустимость агрессивного поведения в том или ином случае.

Ведущий предлагает участникам группы представить, что они – граждане некой страны. Из числа участников выбирается судья, прокурор, адвокат и присяжные заседатели (3 – 5 человек). Адвокат выступает защитником подсудимого, прокурор – обвинителем, присяжные после обсуждения между собой выносят решение, судья (тоже участвует в обсуждении) зачитывает приговор.

Ситуация 1. Эвтаназия. К врачу обращается безнадежно больной пациент. Он просит ввести ему смертельную дозу снотворного, так как он очень мучеется и у него нет никаких шансов на излечение. Врач, давно наблюдавший этого пациента, знал, что жить ему оставалось совсем немного. После мучительных раздумий врач принимает решение выполнить просьбу больного. Об этом факте становится известно, и родственники умершего подают на врача в суд.

Суд должен принять решение о виновности или невиновности подсудимого.

Ситуация 2. Осуждение или принудительное лечение. Серийный маньяк-убийца в результате экспертизы признан психически больным человеком, не способным справится с собственными инстинктами. В результате этого его направляют на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Через несколько лет он выходит из клиники, убивает 3-х человек и вновь оказывается в суде.

Какое решение должен принять суд?

Для слушания каждого дела может выдвигаться новый состав суда. По каждому делу суд должен принять специальное решение.

После завершения упражнения участники группы обсуждают важность соблюдения в жизни законов и критерии допустимости или недопустимости агрессивного поведения в различных жизненных ситуациях.

Рефлексия занятия.

  1. Может ли агрессивное поведение быть оправданным? Если да, то в каких случаях?
  2. В каких сферах жизни проблема агрессивности стоит наиболее остро?

Упражнение 7. Ванька-Встанька

Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из участников выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные, вытянув руки перед собой, покачивают стоящего в центре из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть.

В кругу может побывать каждый желающий. После проведения упражнения ведущий спрашивает, кому удалось максимально расслабиться и довериться своей группе. Тем, кто побывал в круге необходимо оценить степень своего доверия по 5-ти балльной шкале. Поинтересоваться у участников с низким доверием, почему они не смогли расслабиться и что им мешало полностью довериться группе.

Упражнение 8. Это здорово!

Все участники встают в один круг. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди будет выходить в круг и говорить о каком-либо своем умении или таланте. Например, я умею хорошо танцевать. Все остальные на это должны хором ответить «Это здорово!» и все вместе громко зааплодировать».

Однако заметим, что эффективность коррекционных программ обеспечивается только при создании соответствующих социально-педагогических и психологических условий и комплексном подходе родители-педагоги-ученики; реализацией принципа добровольности, принятия и поддержки, созданием атмосферы психологической безопасности.

Таким образом, обобщив опыт работы по данной проблеме, можно сформулировать необходимые рекомендации социальному педагогу по наиболее эффективной реализации комплексной коррекционной программы:

  1. работа по коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста должна вестись комплексно, учитывая три основных направления – работу с родителями, работу с учителями (по профилактике и предупреждению агрессивного поведения подростков), работу с самими детьми с непременным учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
  2. работа с родителями должна быть направлена на преодоление стереотипов, умение находить причины возникновения агрессивного поведения их детей, выработку оптимальной тактики поведения с агрессивными детьми.
  3. одним из элементов в системе работы по эффективной коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста является тренинг конструктивного поведения, который должен включать в себя упражнения, направленные на:
  • знакомство с проблемой агрессивности
  • развитие у подростков способов конструктивного поведения, работу с эмпатией, вниманием
  • развитие умения выражать свои чувства
  • развитие позитивного отношения к себе
  • развитие ответственности за свои поступки и т.п.

Литература:

  1. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Вопросы психологии, — 1991
  2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
  3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – 2-ое изд., испр. – М.: издат. центр «Академия», 2004
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001
  5. Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. — М.: МЕДпресс, М.: 2001.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие, пер. с нем., в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 1998

Глава 1. Агрессия в подростковом возрасте

1.1 Понятие агрессии и подходы к её изучению

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. 1

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

1.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы. 1

Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

Почему отмечается агрессивное поведение подростков

С каждым годом все чаще можно встретить агрессивное поведение подростков. Это проблема остро встает в социуме. Каждый родитель старается оградить своего ребенка от негативного воздействия еще с самых первых дней жизни. Ведь если этого не сделать, то с наступлением переходного возраста агрессивное поведение со стороны ребенка будет незамедлительно разрушать его психологическое состояние. Чтобы этого не произошло, профилактика такого поведения подростков должна быть обязательна в школе и дома. Проверить его наличие поможет тест.

Само слово «агрессия» пришло в нашу речь с латинского языка. Переводится как «нападение». Нет ничего удивительного в том, что современное общество часто использует это слово в своей повседневной речи. К большому сожалению, на сегодняшний день агрессивным и озлобленным бывает не только взрослый человек, но даже воспитанник детского сада. Поэтому нет ничего удивительного в том, что психологи все чаще констатируют озлобленность в поведении школьников. Профилактика этого состояния необходима, во избежание развития агрессивного поведения у подростков.

Общее понятие негатива у подростков

По мнению психологов агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера.

Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения, самоутвердить себя как личность. Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания. Что делать с этим? Помогут советы специалиста и рекомендованный им тест для определения истинной причины проблемы.

Как только постоянное раздражение станет явно проявляться у ребенка, то родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия. Решение проблемы требует осмысленных поступков, борьба с враждебностью может привести еще к более плачевным результатам. Если вовремя диагностировать проявление агрессии подростка, а главное немедленно приступить к ее корректировке, то можно смело надеяться на хороший результат.

Проявление озлобленности — это явное отклонение от нормального образа действия. Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Современная психиатрия имеет весьма успешные методы такой борьбы. Для того чтобы они были действенными, необходимо в самые короткие сроки установить главную причину возникновения этого поведения. Как только это произойдет, незамедлительно назначается либо медикаментозное лечение, либо потребуется посещение психолога для доверительной беседы несколько раз в неделю. Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста агрессивный ребенок становится неуправляемым.

Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка

Если сравнивать с несколькими десятилетиями раньше, то сегодня проблема подростковой агрессии является более актуальной. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью. Происходит это во всем мире, несмотря на уровень благополучия в том или ином регионе.

Подростковая агрессия зависит от отношений в семье. Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка.

Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников.

Психологи общеобразовательных учреждений отмечают, что агрессивное поведение наблюдается не только среди детей средних и старших классов, но и у детей начальных классов. Медицинские учреждения, специализирующиеся на психологических отклонениях, сейчас имеют большой поток пациентов. Это объяснить можно тем, что лет 20 назад агрессивное поведение школьника списывали на невнимательное отношение родителей к нему. В настоящее время было научно признано, что агрессия у детей и подростков является психиатрическим заболеванием, которое требует определенного вида лечения.

По каким причинам возникает раздражение у подростков

Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.

Подросток может стать раздражительным от недостатка внимания.

Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются:

  • кризис, возникающий в этом возрасте;
  • плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок;
  • комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками;
  • генетическая наследственность;
  • гормональные сбои в организме;
  • вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Проявление враждебности у ребенка и ее причины

Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.

В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:

  • агрессия с применением физического воздействия;
  • косвенная агрессия;
  • агрессия при помощи воздействия вербального общения;
  • негативное отношение;
  • обидчивое поведение;
  • недоверие.

Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек. Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка. Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.

Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).

Психологические особенности школьника

Подростковый возраст можно назвать критическим периодом жизни абсолютно каждого человека. В это время подросток начинает менять свое психологическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов. Переходный возраст — это время противоречий со всем миром. В людях, которые пытаются контролировать ребенка в этот период, он видит врагов. Это касается и учителей, и родителей. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности. Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение.

Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте. Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность. Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.

Временные различия полового созревания между девочками и мальчиками существуют. Поэтому и психологические особенности их агрессии тоже имеют различия.

Агрессивное функционирование и его формы

Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую.

Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным. Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является особенностью действия мальчиков. Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность. Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.

Самой опасной формой агрессии является реальная. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы.

Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение у подростка может выявить только специалист. Таким диагностированием занимаются психологи либо психотерапевты. Подростку необходимо только пройти определенный тест. Благодаря такому методу можно почти безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.

Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест.

Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции

Дата публикации: 05.05.2016 2016-05-05

Статья просмотрена: 3453 раза

Библиографическое описание:

Сорокина И. Р., Григорьева О. О. Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1041-1043. — URL https://moluch.ru/archive/113/29326/ (дата обращения: 01.09.2019).

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения. Особое внимание уделяется видам коррекционной работы и методам коррекции агрессивного поведения.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коррекция, коррекционная работа, педагогическая коррекция, психологическая коррекция, метод «взрыва», ролевой тренинг, метод возмещения.

В последнее время проблема агрессии является одной из самых значительных проблем современной педагогики и психологии. Рост преступности в России за 2015 год составляет: 40,7 % краж, 7 % грабежей, 5 % разбоев, 80 % убийств. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Вопросами психологических особенностей проявления агрессивности подростков занимались такие психологи и педагоги, как Авдулова Т. П, Бреслав Г. Э, Бандура. А, Мардахаев Л. В, Семенюк Л. М и др.

Агрессия — это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой [4].

С. Л. Соловьева выделяет четыре условия, при наличии которых можно говорить об агрессивном поведении:

  1. в контексте социальных взаимоотношений, т. е. в ситуации общения между собой двух или более людей;
  2. при наличии цели или результата агрессивных действий;
  3. при демонстрации превосходства в силе или применение силы к человеку, группе людей;
  4. когда целью или результатом действий является причинение вреда [4].

К причинам агрессивного поведения подростков относят: личные проблемы, неблагополучие семьи, внутрисемейные конфликты, недовольство собственной внешностью.

Для подростков характерны следующие виды агрессивного поведения:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
  2. Косвенная — этодействия непрямые, т. е. окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверями).
  3. Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  4. Раздражение — готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.
  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир.
  6. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении.

Цель нашего эмпирического исследования заключалась в изучении специфики агрессивного поведения в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 г. Судогда. Испытуемыми были подростки 8 класса: 10 юношей и 15 девочек. В качестве диагностического инструментария использовались: методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев),«опросник Басса-Дарки», тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях».

В ходе выполнения методики (ЛАК) Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, было установлено, что девочкам, также как и мальчикам свойствена бескомпромиссность. Такая позиция характеризуется неуступчивостью, стремлением избегать напряженность в отношениях, поиском средней позиции в спорных и конфликтных ситуациях. В меньшей степени у девочек выражена шкала мстительности. Они считают, что добро эффективнее мести, им свойственно уважение к людям.

Анализ результатов показал, что мальчики мстительны, склонны считать, что ни одно оскорбление не должно быть оставлено безнаказанным.Мальчикам присуща повышенная раздражительность, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции в ситуациях критики. Однако мальчики считают, что каждый человек имеет право на свое мнение, на совет с близкими или коллегами при принятии решений.

По результатам Опросника «Басса-Дарки» были выявлены следующие типы агрессии:физическая агрессия — 20 % (5 мальчиков) и 4 % (1 девочка); косвенная агрессия — 4 % (1 мальчик) и 4 % (1 девочка); раздражение — 8 % (2 мальчика) и 4 % (1 девочка); негативизм — 4 % (1 мальчик) и 8 % (2 девочки); обида — 4 % (1 мальчик); подозрительность — 0 детей; вербальная агрессия — 4 % (1 мальчик) и 16 % (4 девочки); чувство вины — 12 % (3 мальчика) и 8 % (2 девочки).

Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» показал: высокий уровень агрессивности -1 человек (4 %); средний уровень — 20 человек (80 %); низкий уровень — 4 человека (16 %). Таким образом, склонность и выраженность к агрессивному поведению проявляется больше у мальчиков, чем у девочек.

Подростковый возраст — этап от 10–11 до 15 лет. Соответствующий началу перехода от детства к юности и относящийся к числу критических периодов возрастного развития, связанного с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречие не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоциально-ценностного отношения к себе. Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

  1. проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт. Следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
  2. прятать и подавлять, быть послушным, но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания [2].

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Исследованием проблемы педагогической и психологической коррекции агрессивного поведения подростков в отечественной психологии занимались Н. А. Дубинко, М. П. Квадрициус, Н. А. Корытченкова, Э. И. Кондракова, Е. А. Карасева, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова, И. А. Фурманов, Л. М. Чепелева, и др.

Основными задачами коррекционной работы с агрессивными подростками являются: обучение приемам регулирования эмоционального состояния, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм тренировки, а также формирование и закрепление альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию, с помощью демонстрации моделей такого поведения и проигрывания критических и конфликтных ситуаций.

Существует два вида коррекционной работы: педагогическая и психологическая.

Педагогическая коррекция включает в себя совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка и формирование новых, более адекватных моделей поведения.

К специальным методам педагогической коррекцииотносятся: субъективно-прагматический (обусловлен возрастающей автономией личности в современном мире); метод естественных последствий (любое действие имеет последствия); метод возмещения (любой ущерб, нанесённый другому человеку, должен быть возмещен) метод коррекции через труд («трудовой метод»).

Психологическая коррекция — метод комплексного психологического воздействия на подростка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление [2].

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков, как указывают Н. М Платонова, Г. Э. Бреслав, Е. В Змановская и другие, включает в себя несколько наиболее распространенных методов:

  1. коррекция агрессивного поведения через творческое выражение (технологии арт-терапии различной направленности);
  2. коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков адаптивного и конструктивного поведения (через тренинг навыков, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии и т. д.) [2]

Коррекция агрессивного поведения подростков может реализовываться через следующие объективные и оптимальные педагогические условия:

  1. систему диагностики, профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков являющуюся обязательным компонентом целостного педагогического процесса школы;
  2. организацию работы по коррекции агрессивного поведения во взаимодействии группы специалистов (зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учитель-предметник);
  3. организацию коррекционной работу, основанной на принципах личностно-ориентированного подхода, уважения к личности и принятия индивидуальности каждого подростка;
  4. организацию эффективного взаимодействия педагогов с родителями агрессивных подростков, их взаимную ответственность за результаты коррекционной работы.

Таким образом, коррекция агрессивного поведения — это гибкое чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от особенности вида и выраженности меняющегося поведения подростка. Коррекция агрессивного поведения подростков должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных подростков (отсутствие контроля над своими эмоциями, ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных ситуациях, отсутствие эмпатии, уровень тревожности). Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Для коррекции агрессивного поведения у подростков существует огромное количество методов, тренингов, терапий.

  1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. П. Авдулова. — М.: 2012. — 240 с.
  1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. — СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
  2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений / Бандура А. — М.: Просвещение, 2008. — 202 с.
  3. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2006. — 269 с.
  4. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции: Учебное пособие / Л. М. Семенюк — М.: Флинта, 1998. — 96 с.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять