Арт-терапия для детей дошкольного возраста

Сегодня предлагаем обсудить тему: "арт-терапия для детей дошкольного возраста". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Инновационные техники и приемы, используемые в арт-терапии с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Ее цель заключается в гармонизации развития личности через формирование способности самовыражения, самопознания и самоутверждения. Коррекционное воздействие арт-терапии связано с предоставлением человеку практически неограниченных возможностей для выражения своего состояния, внутренних переживаний, чувств, не беспокоясь о художественных ценностях выполненных работ.

Арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда, К. Юнга и, конечно же, инновационной ее не назовешь. Однако то, что она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, то здесь будет уместно вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться педагогом – психологом в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы в развитии.

Арт-терапия помогает педагогу – психологу решить такие задачи, как:

Диагностические (получить отдельные сведения о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях, выявить некоторые проблемы);

Коррекционные (успешно корректируется образ “Я”, улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми);

Психотерапевтические (возникает ощущение психологического комфорта, радости, успеха);

Воспитательные (появляется способность сопереживать, устанавливаются доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми);

Развивающие (происходит личностный рост, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения).

Арт-терапия включает в себя как изотерапию, так и хромотерапию, изучающую свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или негативное воздействие на человека, так как зрение является одним из важных видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативную, влияющую на поведение.

Психологам, работающим с детьми, необходимо владеть информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно–образовательном и коррекционно – развивающем процессе. Зная проблемы ребенка, его особенности, педагог — психолог может подобрать краски нужных цветов и предложить вместе их смешать, чтобы затонировать бумагу, а потом на ней порисовать. Детям агрессивным или с повышенной возбудимостью лучше предлагать рисовать на голубом фоне. Детям замкнутым, застенчивым лучше рисовать на оранжевом фоне. Ослабленным детям хорошо предложить для рисования розовый фон. Затем выполнять рисунки соответствующими цветами.

Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает наличие огромного выбора различного материала: гуашь, акварель, пальчиковые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, цветная бумага, картон, фольга, текстиль, журналы, пластилин, глина…Бумага должна быть разных размеров, кисти, отличающиеся по толщине и жесткости ворса, губки для закрашивания бумаги больших форматов, нитки, скотч, клеевые карандаши, ножницы.

Имея перед собой такой огромный выбор материалов, практически любой ребенок захочет “выразить себя” с помощью рисунка, а психолог, использую нижеперечисленные инновационные техники и приемы, решить поставленные задачи.

Инновационные техники и приемы, используемые в арт-терапии:

Рисование ладошками (бабочки, рыбки, солнышко, цветы). Психологи рекомендуют использовать эту технику рисования для коррекции агрессивного поведения и повышенной возбудимости.

Кляксография (дорисовывание клякс). Используется при повышенной возбудимости.

Рисование шерстяными нитками (нитка складывается пополам, делается петелька, опускается в гуашь, окрашивается и тянется через бумагу). Тоже используется при коррекции повышенной возбудимости.

  • Рисование поролоновыми губками. При повышенной возбудимости.
  • Рисование двумя кисточками одновременно. При повышенной возбудимости.
  • Рисование мыльными пузырями, смешенными с гуашью. Детям предлагают выдувать пузыри через трубочку для вытеснения агрессии.
  • Точечный рисунок (ватными палочками, пробками, крышками…) для снижения агрессии.
  • Монотипия – рисование на одной стороне бумаги, которую потом складывают пополам. Используется для снижения агрессии.
  • Оттиск мятой бумагой. Для снятия негатива, выплеска эмоций.
  • Рисование на мятой бумаге. Для робких и тревожных детей.
  • Рисование ватными шариками. Ребенку предлагают окрасить ватный шарик в краске, положить на бумагу, лежащую на подносе, и шевелить поднос, чтобы шарик перекатывался. Используется при коррекции повышенной возбудимости и истерических состояний.
  • Рисование на марле (капель). Коррекция истерических состояний.
  • Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем. Используется при коррекции истерических состояний.

Сочетая в своей работе проверенные временем техники и инновационные, достаточно быстро добиваешься положительного результата, так как для дошкольников подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает психологу наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Список литературы:

1. Справочник психолога ДОУ., Аралова М.А., Москва, 2007г.

Арт-терапия для дошкольников и подростков

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение. С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества. Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий. И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Читайте так же:  Занудство

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности. Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь. Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.
Читайте так же:  Школьная дезадаптация

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

[2]

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образования На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.

Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:

  • Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
  • Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
  • В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт — терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:

  • Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
  • Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.
  • Способствовать развитию детского коллектива.
Читайте так же:  Псевдодеменция

Новизна и актуальность работы коллектива в данном направлении заключается в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста. Использование средств арт-терапевтических в работе с детьми в доступной привлекательной форме.

Виды арт-терапии для дошкольников:

  • Изотерапия
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия
  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.

Педагоги ДОУ в своей работе активно используют элементы:

Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности.Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

В заключении хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Поработав с использованием арт-терапии, мы поняли, что есть огромная отдача: повысилась качество обучения детей, а также творческая активность педагогического коллектива. Были конечно и трудности, возникали они по мере того как специалисты начали использовать арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности. Главная проблема, с которой мы столкнулись — отсутствие методического обеспечения. Хочется отметить, что была проведена огромная работа, большой вклад в разработку занятий внесли педагоги ДОУ. Пришлось самостоятельно изучать методическую литературу. В настоящее время продолжается разработка цикла занятий, специалисты используют методическую литературу:

  1. Клезович О.В. «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей»
  2. Ломакина Г.Р. «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем»
  3. Шорохова О.А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников»;
  4. Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет»
  5. Смирнова М.Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников, рекомендации, занятия, дидактические игры»
  6. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников»
  7. Нищева Н.В. «Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста»
  8. Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие»

Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Читайте так же:  Перестаем откладывать жизнь на потом

Детская арт терапия. Методы арт терапии в работе с детьми и подростками

Специалисты – психологи без сомнения знают, что работа с детьми требует особого подхода, применяемые формы работы должны быть не только эффективными, но также и одновременно гибкими.

Современная детская арт терапия как раз включает в себя такие методики, которые идеально вписываются в концепцию работы детского психолога. Только это направление помогает ребенку осознать имеющийся конфликт или проблему, не доставляя ему дискомфорта.

Детская арт терапия в работе с детьми и подростками

Применяя техники детской арт терапии специалист помогает ребенку проиграть и пережить конфликт и найти способ его преодоления. Это относительно новое направление позволяет получить действительно качественный результат, если используется специалистом.

Применение на практике передовых методик арт терапии способствует погружению ребенка в проблему, но лишь до того уровня, к которому он сам готов. Вовлеченный в творческий процесс ребёнок не замечает, как выплёскивает свои истинные чувства и желания во внешний мир. На занятиях со специалистом он может перестроить своё отношение к проблемной ситуации.

Популярные методы арт терапии

Сегодня рисование часто используют, когда необходимо снять напряжение или избавиться от стресса. Рисование способствует преодолению страхов и коррекции неврозов.

Являясь одним из основных методов арт терапии, рисование способствует изучению пациентом не только своих возможностей, но и окружающего мира. Творческие занятия помогают смоделировать взаимоотношения и выразить не только положительные, но и отрицательные эмоции.

Каких результатов достигают на творческих занятиях?

Основная цель любого творческого занятия – это обретение гармонии во внутреннем мире и с окружающей действительностью. Занятие рисованием помогает ему открыть Внутреннего Созидателя.

Вовлекая ребенка в творческий процесс, специалист принимает на себя совершенно иную роль. Детская арт терапия, методики которой направлены на осознание своих скрытых возможностей и талантов, поможет Вам перестать быть только знающим всё взрослым.

Используя современные методы арт терапии, Вы поможете ребёнку «выпустить пар», направив его агрессивность и негатив на плоскость картины. Ребёнок снимет напряжение и его психологическое состояние заметно улучшится. Таким образом негатив снимется без вреда для окружающих.

Включение в работу приёмов арт терапии помогает специалисту добиться значительного облегчения процесса коррекции. Часто профессионалы психологи сталкиваются с тем, что пациент не может высказать словами своё внутреннее состояние, но у него успешно получается справиться с этой задачей при помощи воссоздания образов на листе бумаги. Общение со специалистом без использования слов позволяет обойти цензуру сознания и показать скрытые проблемы и внутренние конфликты.

Что получает от таких занятий специалист?

Мы получаем отличный материал для проведения диагностики и интерпретирования. Узнать о состоянии ребенка можно не только по содержанию работы, но и по стилю её оформления. При этом не обязательно проводить «расшифровку» самостоятельно – ребенок всегда рад помочь специалисту и рассказать о своем рисунке. Более того, совместная работа всегда объединяет. Специалист, желающий добиться доверия пациента всегда может применить методики арт терапии в своей практике, наладив тем самым контакт с ребёнком.

Включаясь в творческий процесс, малыш учится приводить в порядок цвет и форму, что способствует развитию внутреннего контроля – это важный результат на пути коррекции взаимоотношений ребенка (особенно подростка) с внешним миром. Занятия арт терапией помогают ребенку сосредоточиться на своих ощущениях и чувствах. Затянутый рисованием ребенок может смело проводить эксперименты не только со зрительными ощущениями, но и с тактильными. Творческий процесс будет способствовать их лучшему восприятию и дальнейшему развитию.

Завершается занятие всегда созданием готового продукта, от чего ребёнок получает ни с чем не сравнимое удовлетворение. Он совершенствует свои способности, повышая тем самым самооценку. Конечно, это не является самоцелью занятий арт терапией, однако польза для ребенка несомненная.

В работе с какими детьми применяют арт терапию?

Применяется детская арт терапия в работе с детьми, возраст которых достиг отметки в 2 года и более. Использовать изученные методики Вы можете не только для работы с имеющимися у ребенка проблемами. Они так же весьма эффективны и в качестве терапии, почему и применяются на развивающих занятиях.

Современные методики позволяют не только эффективно исправлять различные травмы и страхи ребёнка, но также повышать его самооценку. Хороших результатов добиваются специалисты, применяющие знания арт терапии в работе с аутичными, гипердинамичными детьми. Показанием для проведения творческих занятий могут быть также и задержка речевого и психического развития ребенка. Приёмы и методы арт терапии помогают преодолеть возрастные кризисы, а также снизить уровень тревожности у пациента.

Как строится обучение?

Специалисты, желающие повысить свою квалификацию или просто узнать об арт терапии могут стать слушателями наших обучающих семинаров. Интересны наши обучающие семинары будут и неспециалистам в области психологии.

Основная наша цель – не просто дать Вам теоретические знания, но получить хорошую практику и, как следствие, понимание всех рассматриваемых техник. Под руководством опытных наставников Вы будете изучать на практике и разбирать многочисленные примеры из практики. Изучать новый материал Вы будете не только со слов преподавателя, но также и по видеороликам, созданным для Вас презентациям и специально подобранным фотографиям. Мы дадим Вам не только стандартные техники, но также познакомим и с авторскими методиками и наборами упражнений.

Читайте так же:  Виды алкогольных психозов и их симптомы

Обучение состоит из 4 модулей, постепенно погружающих Вас в мир детского творчества. По окончании курса все слушатели получают документ, подтверждающий их участие в обучающей программе.

Арт-терапия для детей дошкольного возраста

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.

Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Полностью погружаясь в творчество, ребенок не задумывается о конечном результате, он получ ает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Виды арт-терапии, используемые мной в работе с детьми

Изотерапия – это терапия рисованием.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми техниками изотерапии .

  • Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела
  • Рисование песком
  • Тестопластика
  • Монотипия
  • Штриховка, каракули
  • Эбру — рисование на воде
  • Рисование на стекле
  • Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и др.

Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, является сказкотерапия. Лежащая в основе сказка, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Она вызывает у ребенка удивление, желание познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

[1]

Если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости детям.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Слово «мандала» в переводе означает означает «круг», «диск».

В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Мандалотерапия — это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции.

Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. С помощью песочной терапии очень хорошо развивается мелкая моторика, чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Мульттерапия по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми имеет ряд ощутимых преимуществ:

— Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений, повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.

— Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.

— Главное достоинство мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Арт-терапия для детей дошкольного возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here