Атрибуция

Сегодня предлагаем обсудить тему: "атрибуция". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Атрибуция в Энциклопедическом словаре:
Атрибуция — (от лат. attributio — приписывание) — установление автора,времени и места создания художественного произведения. Опирается на анализстиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химическихисследований и т. д.

Значение слова Атрибуция по Бизнес словарю:
Атрибуция — англ. attribution от лат. attributum

определение подлинности и авторства художественного произведения, а в крайнем случае — определение школы, страны и времени создания.

Определение слова «Атрибуция» по БСЭ:
Атрибуция (от лат. attributio — приписывание)
установление авторов анонимных и псевдонимных научных и художественных произведений или же времени и места их создания (художественные школы, страны и т. п.). В искусствознании основывается главным образом на анализе стилистических и технологических особенностей произведений (материала, композиции, индивидуальной манеры художника и т. п.). Большую роль в А. играет раскрытие назначения и сюжета произведения, привлечение историко-культурных данных, архивов и литературных источников. В прошлом А. базировалась только на эмпирических знаниях и интуитивных выводах специалистов-знатоков. С конца 19 в. А. опирается также на научный стилистический анализ, результаты химических и физических исследований (макро- и микрофотосъёмка, рентгенография, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи и т. п.).
А. в литературоведении — одна из древнейших проблем текстологии (т. н. гомеровский вопрос, ведущий начало от античной эпохи). А. важна, например, для изучения древнерусской литературы, т. к. до 17 в. рукописные сочинения, как правило, анонимны и часто представляют собой многослойные компиляции. Поиски атрибуционных доводов ведутся в трёх основных направлениях: обнаружение документально-фактических доказательств, раскрытие идейно-образного содержания текста и анализ языка и стиля.
Лит.: Фридлендер М., Знаток искусства, [пер.], под ред. Б. Виппера, М., 1923; Реставрация и исследование художественных памятников. Сб., М., 1955.

Атрибуты Атрибуция Атрий

Когда причины поведения другого человека неизвестны, средством объяснения поведения (и вообще социального явления) выступает приписывание, т. е. осуществляется своеобразное достраивание информации. Атрибуция – это процесс восприятия «наивным психологом» причин поведения и его результатов, позволяющий человеку придать смысл окружающему. Ввел термин и исследовал каузальную (причинную) атрибуциюФ. Хайдер. Согласно каузальной (причинной) атрибуции восприятие человеком поведения других в значительной степени определяется тем, что он считает причиной этого поведения. Причины поведения обычно объясняют индивидуальными (личностными) особенностями либо ситуацией, в которой проявлялось поведение, либо их комбинацией.

Фундаментальная ошибка атрибуции– склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных (личностных). Эта ошибка не носит абсолютного характера (она не универсальна, не всегда проявляется, не при любых обстоятельствах, ее можно научить распознавать и устранять) (рис. 2.4.1). Условиями возникновения фундаментальной ошибки атрибуции являются [15]:

• «Ложное согласие» – это переоценка типичности своего поведения (своих чувств, верований, убеждений), выражающаяся в том, что наблюдатель считает свою точку зрения единственно верной («нормальной»), которая должна быть свойственна всем людям, а любое отклонение от нее связано с личностью наблюдаемого (деятеля).

• «Неравные возможности» – это непринятие в расчет ролевой позиции действующего (наблюдаемого) лица. Каждый человек играет множество ролей, и некоторые его роли позволяют легче самовыразиться и проявиться позитивным качествам. Именно этот механизм включается при атрибуции в ситуациях руководитель– подчиненный.

• «Игнорирование информационной ценности неслучившегося». Информация о «неслучившемся» – о том, что человек «не сделал», может быть основанием для оценки поведения, но именно она часто опускается, поскольку наблюдатель поверхностно воспринимает только «случившееся».

• «Большее доверие к фактам, чем к суждениям». Первый взгляд всегда обращен к «более выпуклому» факту – к личности («фигуре»), а ситуацию («фон») еще следует определить. Здесь срабатывает механизм фокусировки восприятия «фигура-фон».

[3]

• «Легкость построения ложных корреляций». Этот феномен положен в основу имплицитных теорий личности и состоит в том, что наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу. Особенно часто осуществляется произвольная связка внешних черт и психологических свойств, что ускоряет и упрощает процесс атрибуции (например, все полные люди – добрые, все мужчины руководители невысокого роста – властолюбивы и т. д.).

Рис. 2.4.1.Фундаментальная ошибка атрибуции

Некоторые социальные нормы в различных культурах формируют склонность к определенному типу атрибуции (западный индивидуализм – к личностной атрибуции, а восточный коллективизм – к ситуационной).

• «Локус контроля» [17] (внутреннего или внешнего) влияет на то, как люди (интерналы или экстерналы) «видят мир», в частности предпочитаемый ими тип атрибуции: интерналы чаще используют личностную атрибуцию, а экстерналы – ситуационную.

• Тенденциозность «деятеля-наблюдателя» проявляется в существенном различии их перцептивных позиций, которые выражаются в том, что они: а) обладают различным уровнем информации: наблюдатель мало знает ситуацию, а деятель действует на основе своего опыта в развивающейся во времени ситуации; б) обладают разным «углом зрения» на наблюдаемое, т. е. у них различный перцептивный фокус: для наблюдателя фоном является ситуация, а деятель – фигурой, а для деятеля ситуация является фигурой.

Приписывания и ошибки в этом процессе происходят в случаях, доступных прогнозированию. Исследование Келли атрибутивного процесса выявило три фактора, которые влияют на процесс приписывания и обусловливают поведение:

• консенсус (единодушие) – сколько людей ведут себя так же, как определенный индивид; мы имеем склонность приписывать личные мотивы к неординарному поведению и ситуационные мотивы – поведению, присущему многим;

• преднамеренность – насколько продуманно или необычно поведение индивида в данной ситуации; мы склонны приписывать личные мотивы обдуманному, просчитанному поведению, а ситуационные причины, мотивы – необычному, нестандартному поведению;

• последовательность – насколько последовательно поведение индивида на протяжении всего времени и по сумме всех поступков. Мы склонны приписывать последовательное поведение индивида личным мотивам, а ситуационные причины, обусловившие поведение, – единичным случаям поведения.

Приписывание причины, мотивов данного события личным или ситуационным факторам также зависит от точки зрения индивида, уместности и возможности выбора данного поведения, природы последствий, склонности индивида к ответственности, личной концепции индивида (Я-концепции).

Любой атрибутивный процесс начинается с мотивации человека понять (познать) причины и следствия поступков других людей (и себя самого), а затем предсказать их поведение в будущем, т. е. понять смысл человеческих отношений. Мотивационные ошибки атрибуции представлены различного рода «защитами» (защита собственного Эго, «Я»-концепции), пристрастиями (тенденцией видеть себя в более благоприятном свете, завышением самооценки) и обусловлены субъективной интерпретацией человеком социальной реальности, неизбежно включающей тенденциозность (пристрастность, необъективность) многих суждений.

Читайте так же:  Как и где найти работу

Значительная заслуга в разработке этой проблемы принадлежит Б. Вайнеру. В центре его внимания – локус (сосредоточение) причинности – способы приписывания причин в ситуациях успеха и неудачи. Он предложил рассматривать три измерения в каждой причине: внутреннее-внешнее; стабильное-нестабильное; контролируемое-некон-тролируемое. Различные сочетания этих измерений дают восемь моделей (возможных комбинаций причин) и являются мотивированной оценкой (успех или неуспех) события. При анализе выполнения задания следует учитывать четыре классических фактора: способности, усилия, трудность задания, успех, от которых, по мнению Вайнера, зависит характер любого действия (табл. 2.4.1).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Атрибуция (от лат. atributio ) — определение достоверности, подлинности художественного произведения, его автора, места и времени создания на основании анализа стилистических и технологических особенностей.

Атрибуция — как научная отрасль и комплекс исследований — находится в состоянии становления и бурного развития. Особенно это касается аппаратных методик.

Разновидности атрибуций

Атрибуция икон

Важным свидетелем национального средневекового искусства является икона рядом с оригинальными средневековыми сооружениями и археологическими находками.Атрибуция икон позволяет с известной мере возможностей отнести произведение к конкретной страны, национальной школы, города или мастерской. Обычно иконы не имеют подписей мастеров, не приветствовалось в средневековье, а это затрудняет атрибуцию.

«Богоматерь грузинская», Московия 16 в., Национальный музей Швеции, Стокгольм

«Распятие», Московия 16 в., Национальный музей Швеции, Стокгольм

«Апостол Петр», Московия 16 в.,Национальный музей Швеции, Стокгольм

«Георгий Победоносец», Московия 16 в.,Национальный музей Швеции, Стокгольм

Атрибуция литературного памятника

Проблема атрибуции литературного памятника тесно связана с определением авторства, наличии рукописи или копии, псевдонимних или анонимных текстов, талантливых переделок популярных произведений своего времени. Так, много вопросов вызывает Письмо запорожских казаков турецкому султану, потому оригинал не сохранялись и есть несколько версий письма. Есть разные даты письма и в разных версиях не совпадает имя султана.

  • Изучение литературного памятника тесно связано с текстологией, а наличие рукописи — с изучением образцов почерка.
  • Так, полной научной регистрации (музейной и архивной) оригиналов шевченкияны сих пор нет. А рукописи Шевченко рассеянные в научных книгохранилищах Петербурга, Москвы, Кракова, Женевы и др.. Следовательно, есть основания как для новых открытий, так и для фальсификаций.

Атрибуция в европейском искусствоведении

Наиболее успешный опыт накоплен в исследованиях европейского искусства. В Европе с 16 века сложилась традиция жизнеописаний известных художников, которую поддержали

  • Джорджо Вазари в Италии
  • Карел ван Мандер а Нидерландах
  • Зандрарта в Германии
  • Якоб Штелин в Российской империи и т.д.

Томас Ровландсон. Аукцион Кристи в Лондоне, 1808 год.

Произведения европейских художников уже с 16 века часто имели подпись автора, что упрощало атрибуции. Помогают атрибуция и известные европейские архивы, и художественные учреждения. Традиция аукционных продаж картин способствовала возникновению и распространению аукционных каталогов, где приводили описание сюжетов, деталей и размеров полотна, имени возможного автора.Известные произведения получают свою историю пребывания, иногда довольно длинную — провенанс, что облегчает Распознавание сюжетов и авторства.

Портрет Рануччо Фарнезе

Развитие искусствоведения и антикварной торговли в 19 в. шел рядом с накоплением знаний по национальной истории, из периодов творчества странствующих мастеров в разных странах от эпохи готики, Возрождения, барокко до эклектики, наличие копий, подделок под старину или сознательных фальсификаций, сведений о центрах и мастеров подобных фальсификаций.

  • В итальянский период жизни Эль Греко охотно копировал произведения Тициана, тщательно изучая его колорит, композиции. Среди копий Эль Греко — такие шедевры портретного искусства Тициана, как «Портрет Раннучо Фарнезе » и «Портрет папы римского Павла III». Отсутствие подписей в портретах запутывала ситуацию, тем более что и сам Тициан создал не менее двух версий портрета папы римского.

Потускневший со временем «Портрет Рануччо Фарнезе» продали в США. Его считали копией. Исследовать полотно взялись в 1950 г.Реставрация выявила и авторские краски, и подпись Тициана, который раньше не замечали. Тогда (после провенансом, реставрации, аппаратных исследований) ситуаций с оригиналами и копиями прояснилась, отныне —

Портрет папы римского Павла III

  • «Портрет Рануччо Фарнезе», Вашингтон, Национальная галерея (оригинал, потому что имеет подпись Тициана, авторские краски и т.п.)
  • «Портрет Рануччо Фарнезе», Берлин, Далем (копия Эль Греко).
  • «Портрет папы римского Павла III», музей Каподимонте, Неаполь, оригинал Тициана
  • «Портрет папы римского Павла III», Эрмитаж, авторская версия Тициана
  • «Портрет папы римского Павла III», частное собрание, Швейцария, (копия Эль Греко).

Чтобы предотвратить путаницу оригиналов с копиями в 20 в. распространили создание заведомо полных каталогов произведений известных художников из вказикамы размеров, техники исполнения, года создания. Это довольно трудно при описания продуктивных мастеров ( Винсент ван Гог, Пикассо, Анри Матисс, Альбер Марке, Ренато Гуттузо ), но такие каталоги созданы и годы уточняются.

При копировании оригиналов, современный художник — копиист должен делать копию в другом, чем оригинал, размере и без копирования подписи предыдущего мастера.

Дактилоскопия в атрибуции

Юдифь (Джорджоне).Реставрированный фрагмент картины.

В 1870-е годы в криминалистику вошел метод дактилоскопии. Метод идентификации людей по отпечаткам пальцев (в т.ч. по следам пальцев рук), основанный на уникальности рисунка кожи.Основанный на идеях англичанина Уильяма Гершеля, выдвинувшего в 1877 году гипотезу о неизменности папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека.

Дактилоскопия, как метод распознавания оригинальных произведений художников прошлого, которые пользовались масляными красками, пришла и в атрибуцию. Ведь так называемые старые мастера доводили тонкие художественные эффекты на полотне с помощью собственных пальцев.Архивные поиски и сравнительный метод с древними гравюрами при атрибуции картины Юдифь (Джорджоне) был удачно дополнен дактилоскопией. Ведь после расчистки этаж и снятых слоев мастиковок и лака — были найдены отпечатки пальцев Джорджоне. Несколько раз дактилоскопия подтверждала оригинальность произведения самому Рембрандту или, наоборот, его искусным последователям.

Эпиграфика в атрибуции

Гобелен, точно датированный благодаря надписи 1470-1480 гг Исторический музей, Базель

Важным дополнением к атрибуции стала эпиграфике — вспомогательная историческая и филологическая дисциплина, изучающая древние надписи на всех известных материалах (камень, дерево, полоса из свинца, бронза, бумага, керамика, текстиль, живопись и т.д.). За наброском букв, их характером, соответствием местном диалекта, соответствием языковым реформам возможно достаточно точное определение региона создание документа, картины и временной промежуток их возникновения. Ведь до сих пор не существует итальянского языка, в ее качестве выступает тосканский диалект, наряду с которым существуют и венецианский, и римский, и сицилийский. Разнообразие местных языков — факт в Германии, во Франции, в Испании.

Читайте так же:  Эмоциональная нестабильность

Исторические исследование

Якоб ван Рейсдал.«Штормовое море возле мола», 1650 гг Кембел Арт Мьюзеум, Техас.

Николас Берхем «Зевс и нимфа Каллисто», 1656, собств. сборник.

Ян Стен. « Одиночка пьяница »

Важной составляющей атрибуции признали и исторические исследования. Чрезвычайно полезными они были при изучении картин голландской школы 17 века. Голландия 17 века пережила подлинный расцвет в создании национального изобразительного искусства. Голландские художники ревностно следили за творчеством коллег и по качеству их картин, активно включались в товорообиг. Поставщикам некачественно созданных работ запрещали продажу картин, а их — не брали в художественных гильдий. Продажей собственных и чужих картин не гнушались и известные художественные авторитеты. Постоянной была практика экспертиз партии картин, приходила на прододаж. К экспертиз привлекали как знатоков искусства, так и известных местных художников. С этого и началась история атрибуции голландских картин.

Живым мастерам было немного легче распознавать произведения коллег, потому что они могли быть знакомыми или владели произведениями коллег. По окончании экспертизы давали письменное свидетельство ( сертификат ).Известные эксперты середины 17 века — Рембрандт, Бартоломеус ван дер Гелст, Симон Люттихейс, Филипс Конинк, Ян Вермер, Виллем Калфа.Последний имел хорошую память и его привлекали к экспертиз еще в 30-летнем возрасте. Экспертные способности Виллема Калфа ценили столь высоко, что об этом извещала даже эпитафия на его надгробии.

Потомки были в более сложном положении, потому что не знали живых мастеров прошлого, а имели дела как с оригиналами, так и с продукцией мастерской (часть картин учеников и помощников глава мастерской «проходил» по поверхности и ставил своей подписи — так делали Рембрандт,Антонис ван Дейк, ряд второстепенных мастеров и др.). Еще более запутанной становилась проблема с авторскими вариантами, талантливыми копиями других художников, подделками. Уже в конце 17 века в кабинетах сторонников искусств появились альбомы — сборники гравюр с произведений известных художников. Они предоставляли возможность знакомства богачам-коллекционерам и экспертам с диапазоном тем и количеством выдающихся произведений отдельных мастеров — Рубенса, Антониса ван Дейка, Рембрандта. Альбомы имели подразделения — Ветхий завет, натюрморт, портрет, бытовой жанр, мифологическая картина, пейзаж. Но вместе с тем накапливались неточности, ошибки. Разумное и неразумное последовали новые издания, инвентарные описи, каталоги аукционов. Значительная часть второстепенных или даже первоклассных мастеров была забыта, будто не существовала, находилась в забвении. Это касалось художественной ситуации не только в Голландии, но и в немецких княжествах, в Испанской империи, во Франции, в Италии, в Российской империи.

Значительной достопримечательностью атрибуцийного опыта 18 века стал «Теоретический и практический трактат о знания, необходимые приверженцам картин», создал Франсуа Ксавье де Бюртен, не художник, а коллекционер и знаток живописи. Он решился дать сравнительные характеристики отдельных голландских и фламандских мастеров. Он дал также целую главу, посвященную подписям мастеров, монограмма, дал те, что хорошо знал, а также надписи на картинах или на обратной стороне. Бюртен даже дал описания повторений, копий известных картин, гравюр с этих картин, что приблизило его методики с современными требованиями. Знатоки 19 века уже сами едут в музеи или частные картинные галереи, сами их изучают, сравнивают, делают описания (Т. Торе, Г. Вааген). Именно Т. Торе переоткрыл и вернул в историю искусств картины Яна Вермера с Дельфта.Г. Вааген приезжал и изучал картинные коллекции вельмож в Российской империи. Замечательным знатоком картин Голландии был Дж. Смит. Он исследовал и дал описание 424 картин Якоба ван Рейсдаля, только шесть из них были ошибками.

Новый этап в исследовании художников Голландии 17 века произошел на рубеже 19-20 веков. Начали печатать архивные документы, среди первых — И. ван дер Виллиген «Харлемськи живописцы», 1870 г., А. Бредиус «Инвентари художников» 1915-1922 гг и др.. Ученые получили для изучения контракты между мастерами и учениками, кантракты замов, свидетельства о деятельности и факты жизни отдельных художников, сотни «новых» (для ученых 20 века) художников голландской школы, которых забыли на века. Открытую часть имен невольно сравнили с армией художников, которых роспизналы ученые, еще не имея для исследований ни одной картины, которая принадлежала этой армии. Это был настоящий научный прорыв в искусствоведении. Предварительные итоги этапа сделал Корнелис Хофстеде де Гроот, что обнародовал «Капитальный критический каталог произведений известных голландских художников 17 в.» В десяти томах. До корифеев 17 в. окончательно вошли Адриан Брауэр, Франс Галс, Ян Вермер, Карел Фабрициус, Ян ван дер Капелло, Арт ван дер Нер, Ян ван Гойен. Следуя точные атрибуции Дж. Смита (подавший 300 картин Яна Стена ), Хофстеде де Гроот знал уже 900. Корнелис Хофстеде де Гроот инициировал критическое исследование практически всего репертуара голландских художников.

атрибу́ция

[ attribuo снабжать; приписывать]

1. Установление автора, времени и места создания художественного произведения.

Атрибуция древних памятников. Методы атрибуции. Заниматься атрибуцией. Атрибуция опирается на анализ стиля, сюжета, на результаты физических и химических исследований.

2. Психол. Попытка понять поведение человека, группы лиц, социальной общности в условиях дефицита информации путем домысливания; механизм объяснения причин чьего-л. поведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальная атрибуция. Личностная атрибуция.

Энциклопедическая информация Началом теоретического и эмпирического изучения атрибуции послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонса, К. Е. Дэвиса (1965), X. Келли (1967). Разработка понятия атрибуции началась с выявления того, как люди объясняют себе мотивы чужого и и своего поведения (атрибуция каузальная). Современное понятие атрибуции охватывает приписывание различных психических свойств себе и другим людям (личностных характеристик, способностей), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. Наиболее распространено понятие «фундаментальная ошибка атрибуции», заключающееся в тенденции придавать большее значение личностным (диспозиционным) факторам и игнорировать ситуационные влияния при описании людей и их поведения, что может приводить к неправильным, неадекватным атрибуциям. Термин введен Л. Россом (1977). (Т. В. Анисимова)

Данные других словарей

Под ред. С. А. Кузнецова

атрибу́ция

[от лат. attributio — приписывание]

1. Иск. Установление авторства или времени создания анонимного произведения искусства.

Как известно, и это отмечал в рамках своей гипотезы Ф. Хайдер, человеку присуща потребность верить в то, что окружающая среда подконтрольна и предсказуема. Диспозиционная атрибуция объясняет тот или иной поведенческий акт внутренними причинами (личностными особенностями, установками, убеждениями и т. д.). Ситуативная атрибуция исходит из предположения, что поведение детерминировано факторами внешней среды.

Читайте так же:  Что такое симпатия

Американские социальные психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе иллюстрируют различия между диспозиционными и ситуативными атрибуциями следующим примером: «предположим, некий Джо Кандидат произносит речь, выступая за введение в качестве меры по предотвращению выпадения кислотных дождей более строгих норм, определяющих предельно допустимое содержание загрязняющих воздух веществ в выбросах фабрик, работающих на каменном угле. Одна из его слушательниц, Джоан, одобряет его взгляды на защиту окружающей среды: «Я могу голосовать за этого парня, у него правильные представления о том как надо решать проблему кислотных дождей». Подруга Джоан, Мэри, которая вместе с ней слушает речь, морщится и удивленно смотрит на Джоан: «Послушай, Джоан, этот парень просто хочет понравиться слушателям. Он обещает ввести эти нормы, чтобы завоевать голоса всех защитников окружающей среды из нашего колледжа. Но не думай, что он предпримет какие-нибудь реальные действия». Мэри пришла к ситуативной атрибуции: он делает это, чтобы завоевать аудиторию. Джоан выбрала диспозиционную атрибуцию: содержание речи кандидата объясняется его правильными с экологической точки зрения установками; поэтому она заключила, что в дальнейшем его позиция по другим экологическим проблемам будет столь же правильной»1.

Данный пример отчетливо иллюстрирует не только различия между ситуативными и диспозиционными атрибуциями, но и механизм влияния проекций и переносов на атрибутивные процессы. В самом деле, убежденность Джоан в том, что требования Джо Кандидата ужесточить контроль за содержанием промышленных выбросов в атмосферу обусловлены его заботой об экологии, является чистой воды проекцией — такого рода побуждениями руководствовалась бы и она сама. Между тем, реальным мотивом Джо в его стремлении осложнить жизнь владельцам фабрик, работающих на каменном угле, вполне может быть лоббирование интересов газовых компаний. Вывод же о том, что позиция Джо Кандидата по другим экологическим проблемам будет столь же правильной, как и по вопросу о кислотных дождях, представляет собой классический перенос. Джоан автоматически распространяет — переносит мнение оратора, высказанное по одному конкретному вопросу на всю многомерную совокупность экологических проблем.

На этом же примере можно заметить, что наиболее мощное влияние на восприятие проекций и переносов в контексте атрибутивного процесса происходит на уровне диспозиционных атрибуций. Между тем, как уже отмечалось выше, большинство людей предрасположено к переоценке именно диспозиционных атрибуций и недооценке ситуативных.

Главный вывод, который следует из результатов этого и многих других экспериментов, заключается в том, что мы часто не учитываем в должной мере влияния ситуационных переменных на наблюдаемое нами поведение других людей, даже если мы все-таки признаем, что ситуация сыграла некоторую роль. Этот вывод подтверждается на примере феномена «переноса вины на потерпевшего», когда человека считают виновным в том, что он бездомный, безработный или стал жертвой насилия, а влияние социальных и политических факторов признается только на словах»1.

Данный феномен отчетливо проявляется, например, в комментариях многих военных относительно случаев армейской «дедовщины». В них, как правило, полностью или частично отвергаются системные и ситуационные причины данного явления, связанные со спецификой армейской среды, и выдвигаются обвинения в адрес жертв «дедовщины» в малодушии, трусости, слабости, желании уклониться от исполнения своих обязанностей и т. п.

Выявленные закономерности и зависимости, раскрывающие психологическую и социально-психологическую суть атрибуции в целом и казуальной атрибуции, в частности, позволяют практическому социальному психологу проектировать программы психологического воздействия и прогнозировать их последствия на уровне взаимоотношений и взаимовлияний членов различных групп и организаций, что, в свою очередь, дает возможность научно грамотно и выверенно выстраивать как коррекционную, так и просто поддерживающую программу сопровождения жизнедеятельности сообщества и конкретных его членов.

* * *
(от англ. attribute – приписывать, наделять) – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Это актуально для условий конфликта, где присутствует дефицит информации и А. является ведущим механизмом в восприятии поведения оппонента. Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является А. Выделяют диспозиционную и ситуационную А.

[2]

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Атрибуция в межкультурной коммуникации

От адекватности пони­мания действий и их мотивов во многом зависит построение взаи­модействия с другим человеком, а в конечном счете — успеш­ность общения с ним. Часто попытки сформировать представление о других людях и объяснить их действия заканчиваются додумыванием причин их поведения из-за отсутствия или недостатка информации. В таких случаях прошлый опыт (сравнение с поведением другого человека в подобной ситуации), имеющий большую роль в процессе интепретации, может сыграть негативную роль.

В социальной психологии объяснение способов, ис­пользуемых для определения причин социального поведения, осуществляется в рамках теории казуальной атрибуции.

Атрибуция – процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблю­даемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Прежде всего имеет место, когда поведение человека не имеет логического объяснения.

Возникновение интереса к свойству атрибуции связано с работами выдающегося американского психолога Фрица Хайдера (1950-е годы).

Таким образом, в соответствии с представлениями Хайдера, наблюдатель, владея только информацией о содержании действия, может объяснить поступок либо личностными особенностями, либо влиянием внешнего окружения. По его мнению, построение атри­буций связано с желанием упростить окружающую среду и попы­таться предсказать поведение других людей. Таким образом, атрибуция выполняет важнейшую психическую функцию — дела­ют события и явления предсказуемыми, контролируемыми и по­нятными.

По мнению Гарольда Келли,у каждого человека есть свои привычные объяснения чужого поведения.

  • личностная атрибуция –люди в любой си­туации склонны находить виновника случившегося события, припи­сывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе.
  • обстоятельственная атрибу­ция – винят обстоятельства, не стре­мясь выявить конкретного виновника.
  • стимульная атрибуция –человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в са­мом пострадавшем.

Ошибки атрибуции и их влияние на процесс межкуль­турной коммуникации.

Существует два типа причин, ведущих к ошибочным выводам:

1) разли­чия в имеющейся информации и позиции наблюдения;

2) мотивационные различия.

  1. Первый класс причин основывается на разном восприятии ситуации тем, кто действует, и тем, кто за ней наблюдает. Т.о. при­писывание причин у «действующего» и «наблюдающего» происхо­дит по-разному. Дея­тель лучше информирован о причинах действия, чем наблюдатель. Ему также известны желания, мотивы, ожидания от этого дей­ствия, а у наблюдателя этой информации, как правило, нет.
Читайте так же:  Жестокость подростков

Американские исследователи предположи­ли, что люди, объясняя причины своего, например, негативного поведения, ссылаются на обстоятельства, а при объяснении чужого – на то, что он «сам такой». Положительные действия других часто не замечаются, рассматривают­ся как «редкий случай», удачное стечение обстоятельств или как результат приложения сверхусилий. Данная переоценка собственных личных усилий и недооценка ситуативных факторов получила название «фундамен­тальной ошибки атрибуции».

«Ошибка иллюзорных корреляций» — на восприятие ситуации действуют априорные установки и ожидания (прошлый опыт, стереотипы, воспитание, возрастные и личные особенности). Ребенок плачет – есть хочет, зубы режутся и тд., студент на контрольной опустил взгляд – списывает, а реальная причина может быть иной.

У каждого иллюзии будут свои, следовательно, и атрибуции различны.

«Ошибка ложного согласия» —поведение других людей рассматривается с позиций эгоцентризма. Свое поведение считается нормой, чужое, которое от него отличается, как отклонение от нормы. Переоценивается обычность и распространенность своего поведения.

2. Суть мотивационной предубежденности состоит в том, что люди склонны вос­принимать успехи как собственные достижения, а неудачи — как следствие тех или иных обстоятельств. Мотивационная ошибка атрибуции направлена на поддержание самооценки человека, т.е. результаты действий человека не должны противоречить его пред­ставлениям о самом себе (личной идентичности).

Однако, даже в тех случаях, когда реальная разница в атрибуциях велика, она может сознательно нивелироваться коммуникантами, если они имеют общие цели деятельности.

Ошибки атрибуции имеют особенно важное значение при меж­культурной коммуникации, поскольку мотивы и причины поведения представителей других культур понимаются и оцениваются челове­ком, как правило, неточно и неполно. В этом виде коммуникации поведение участников может определяться этническими, культур­ными, расовыми, статусными и многими другими причинами, кото­рые для партнера остаются скрытыми и неизвестными.

Наилучшим советом представителям разных культур, являются слова американского ученого Гарри Триандиса: «Мудрость межкультурного взаимодействия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. По­дыгрывайте им, пока не поймете эту культуру». Более конкретные рекомендации таковы:

1. учитесь извлекать информацию из всего и грамотно ее анализировать.

2. не бойтесь переспросить и выяснить то, что вам не понятно.

3. не игнорируйте контекст общения (место, время, исполь­зование определенных средств коммуникации), он всегда несет смысловую нагрузку.

4. при общении на иностранном языке, обращайте особое внимание языковым единицам, имеющим разное семантическое наполнение (hand – ручка), межъязыковым паронимам (слова одинакового фонетического оформления, но разного значения (бабушка – babushka (бандана, платок на голову, макароны – macaroon – миндальное печенье), словам, имеющим разную коннотацию (английское “bear” помимо буквального значения «медведь» имеет еще и сленговое – «полицейский» — по отношению к человеку – «любящий порядок», у нас — «увалень», «невежа». Во французской традиции обезьяна ассоциируется с любовью, а в английском и немецком языках с нетрезвостью – to carry the monkey, to suck the monkey, to have a monkey on the back, einen Affe haben (иметь обезьяну), sich einen Affe kaufen (купить обезьяну) объединены одним значением: «быть пьяным», «быть навеселе», «под мухой».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8798 —

| 7167 — или читать все.

Атрибуция (психология)

Атрибуция (лат. attributio — приписывание) — психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.

В частности, это может быть приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Атрибуция и является основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации.

[1]

Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

  1. Наблюдение за поведением человека
  2. Логический вывод о намерениях человека
  3. Приписывание человеку мотивов поведения
  • Внутренняя (диспозитивная) атрибуция — связывание поведения человека с его характеристиками.
  • Внешняя атрибуция — связывание поведения человека с ситуацией.

Факторы, определяющие стиль атрибуции: [1]

  • Консенсус — поведению, присущему многим чаще приписываются ситуационные мотивы, а нестандартному — личные.
  • Преднамеренность — обдуманному поведению чаще приписываются личные мотивы, а необычному — ситуационные.
  • Последовательность — последовательному поведению чаще приписываются личные мотивы, а единичному — ситуационные.

Фундаментальная ошибка атрибуции [ править ]

Фундаментальная ошибка атрибуции — склонность объяснять поведение диспозиционными (личностными) причинами в ущерб ситуационных.

Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционно, а неудачи — ситуационно, для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот.

Для деятеля фигурой является ситуация, а для наблюдателя ситуация — фон, а фигура — деятель. Поэтому деятель менее склонен к фундаментальной ошибке атрибуции, а наблюдатель — более.

Б. Вайнер предложил три измерения локуса (сосредоточение) причинности:

  • внутреннее — внешнее
  • стабильное — нестабильное
  • контролируемое — неконтролируемое

Восемь моделей, составленных различными сочетаниями этих измерений, позволяют мотивированно оценить событие.

Мир Психологии

Атрибуция (англ. attribution) — в социальной психологии — «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не м. б. результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им. Т. о., Атрибуция — попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания. При этом Атрибуция отличается от абстрактного объяснения абстрактного поведения, которое дает профессионал-психолог, и представляет собой те когнитивные процессы, которые протекают в самой жизни в миллионах человеческих голов и которые изучаются в когнитивной социальной психологии. По сравнению с исследованиями восприятия человека человеком в исследованиях А. произошло как бы повышение коэффициента интеллектуальности изучаемых явлений. Простейшая классификация А. делит их на ситуационные и диспозиционные, что не совпадает полностью с др. делением: на внешние и внутренние А. ( см . Локус контроля).

Читайте так же:  Как перестать пилить мужа

Началом теоретического и эмпирического культивирования А. послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонса и К.Е. Дэвиса (1965), Х. Келли (1967), а уже в конце 1970-х гг. А. входила в трио наиболее популярных областей социально-психологических исследований (наряду с группами и аттитюдами). Исторически разработка понятия Атрибуция началась с попыток объяснить, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения (атрибуция каузальная), однако вскоре произошло расширение термина и выход за пределы каузальности. Современное понятие Атрибуция охватывает приписывание различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. При этом сам объект атрибутирования также расширился: им м. б. любой др. человек, сам субъект, группа и вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем (от лабораторной крысы до президента США).

Фактически под А. понимается как процесс, так и его результат, при этом последний м. б. как истинным, так и ложным. Харольд Келли (не путать с Келли Дж. А.) сформулировал нормативно-описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач. Он утверждал, — и целый ряд исследований это подтвердил, — что люди обычно пользуются своим опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах), согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и единодушии (как действовали бы др. люди в аналогичных обстоятельствах). При этом причина поведения приписывается тем факторам, с которыми ожидается ковариация (принцип ковариации причин и следствий). Нередко у человека нет никакой информации для оценки различимости, согласованности и единодушия, и тогда он использует правило дисконтирования (уценки). Оно заключается в дисконтировании (уменьшении) значения той или иной объяснительной причины на величину влияния др. потенциальных причин.

В большинстве случаев в процессе А. люди прибегают к одной из этих практик А. и получают вполне пригодные для обыденной жизни результаты, однако был выделен ряд исключений, типичных случаев ошибочных А. К ним относятся:

  1. фундаментальная ошибка А.;
  2. тенденциозность деятеля-наблюдателя (при объяснении одного и того же поведения действующий субъект склонен к ситуационным А., а наблюдатель — к диспозиционным);
  3. тенденцию людей при объяснении поведения (особенно собственного) к диспозиционным А. в случае успеха и к ситуационным — в случае неуспеха;
  4. чрезмерная уверенность в предсказаниях, основанных на диспозициях. В ситуациях неопределенности А. в большой степени определяются убеждениями и предрассудками человека.

Свидетельством популярности и значимости идеи А. можно считать разработку т.н. «атрибутивных» теорий для объяснения др. психических явлений (напр., теория эмоций С. Шехтера и Д.. Сингера, теория Д. Бема о самопознании аттитюдов). См . Атрибуция диспозиционная, Локус контроля, Фундаментальная ошибка атрибуции. (И.А. Мещерякова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Атрибуция (от англ. attribute — приписывать, наделять) — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является А.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Атрибуция (лат. atributum — данное, приписанное) — наделение себя или другого человека характеристикой, какой в действительности может не быть.

Атрибуция эмоций (атрибуция лат. emovere — возбуждать, волновать) — способ идентификации модальности собственных эмоций, состоит он, согласно теории С. Шахтера, в том, что восприятие качества эмоции определяется наиболее вероятной, с точки зрения индивида интерпретацией явлений физиологической активации организма, чаще всего это происходит под влиянием каких-то случайных внешних обстоятельств.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Атрибуция — описание или наделение, особенно приписывание конкретной черты или характеристики человеку. См . теория атрибуции.

предметная область термина

ЗАЩИТНАЯ АТРИБУЦИЯ — См. предубеждение в пользу своего Я.

Внешняя АТРИБУЦИЯ — См. Ситуационная атрибуция.

Ошибочная АТРИБУЦИЯ — Атрибуция эмоциональной реакции вследствие неверной причины. Чаще всего ошибочная атрибуция наблюдается при проведении экспериментов, однако встречается и в реальной жизни. В качестве примера можно назвать эффект Ромео и Джульетты, когда реакция (влечение подростков друг к другу) вызвана чрезмерным возбуждением, возникшим в результате неодобрительного отношения родителей к свиданиям детей.

Характерная АТРИБУЦИЯ — Атрибуция причин нашего собственного или чужого поведения по отношению к факторам, которые находятся под прямым контролем личности. Так, мы делаем характерную атрибуцию, когда приходим к выводу, что наблюдаемое поведение вызвано усилиями или способностями человека, а не такими внешними фактора-ми, как погода, влияние других людей или неблагоприятное стечение обстоятельств (см. Ситуационная атрибуция). Предубеждения, возникающие в этом процессе, — скажем, эффект «зрителя-наблюдателя» — означает, что правильная атрибуция характерных факторов не обязательно бывает гарантирована. В данном случае мы склонны к чрезмерному использованию характерной атрибуции, когда наблюдаем за поведением других людей, и к ситуационной атрибуции в суждениях о собственном поведении. Фраза «он неуклюжий, а я просто поскользнулся» является классическим примером эффекта зрителя-наблюдателя.

Видео (кликните для воспроизведения).

АТРИБУЦИЯ, КАЗУАЛЬНАЯ (ПРИЧИННАЯ) — положение Ф. Хайдера, согласно которому восприятие человеком поведения других в значительной степени определяется тем, что он считает причиной этого поведения. Конкретно это может приписываться внутренним – интернальным личностным причинам или внешним – экстернальным воздействиям среды, или какой-то комбинации обоих. Таким образом, мы оцениваем поведение других на основании воспринимаемых нами мотивов и намерений. Работа Хайдера послужила концептуальной основой для более общего подхода, известного как теория атрибуции.

Атрибуция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here