Буллинг

Сегодня предлагаем обсудить тему: "буллинг". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Буллинг: что это такое, где встречается, как бороться

Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах. Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем. Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).

Суть проблемы

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.

Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.

Таким образом, для буллинга характерно:

  • Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
  • Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

Особенности современного буллинга

Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, а записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что в некоторых случаях идея снять видео («хайпануть») является первичной, а уже затем выискивается жертва и составляется сценарий «крутого» видео.

Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».

К другим особенностям буллинга в наши дни относится:

  • В средних и старших классах распространена косвенная травля.
  • Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
  • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
  • Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
  • 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
  • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.

Виды буллинга

Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

[1]

По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

По специфике содержания можно выделить:

  • Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
  • Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
  • Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
  • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Причины буллинга

Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:

  • привлечение внимания;
  • демонстрация силы;
  • утаивание неуверенности и страхов;
  • удовлетворение потребности во власти и доминировании.

Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.

Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

  • Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
  • Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
  • Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
  • Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.

Особенности участников буллинга

Жертва, агрессор и наблюдатели (участники буллинга) имеют ряд психологических особенностей.

Что касается жертвы, то психологические особенности точно не установлены. Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично: заниженная самооценка или буллинг. На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д. Тем не менее, психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле.

Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам дети. Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения. Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачу. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг.

Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.

Еще одна категория жертв – сознательные провокаторы. Кстати, они же часто выступают сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы:

  • импульсивные;
  • гиперактивные;
  • неуклюжие;
  • вспыльчивые;
  • незрелые для своего возраста.
Читайте так же:  Тремор у новорожденного

Для жертв-агрессоров характерен слабый самоконтроль, низкая социальная компетентность, тревожность и депрессивность, слабая способность к сосредоточению, трудности в учебе и школьной адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но самая сложная в работе.

Агрессоры-жертвы имеют самый высокий уровень агрессии и гнева. Самоуважение – защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор. Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки. Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность).

Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные, отличающиеся быстротой реакций (не раздумывают). Они выглядят как одиночки с недостатком социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но хорошо развита эмпатия. Это позволяет чувствовать других людей, манипулировать их эмоциями и состояниями. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.

Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

Наблюдатели

Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности. Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора).

Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

Как бороться с буллингом

Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат. Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте. Да, это встречается, но это не нормально!

Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.

Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:

  • Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
  • Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
  • Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
  • Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
  • Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
  • Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
  • Если предмет травли можно исправить – исправьте.
  • Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.

Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину.

Профилактика буллинга

Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство.

Булли выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерно:

Таким образом, нужно помогать ребенку в адаптации к школьной среде и миру. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая ворона». В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности.

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

[3]

Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

Буллинг — английский аналог слова «травля». В это понятие входит намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный. Тычки, оскорбления, угрозы, драки, унизительные клички, высмеивание, бойкот, шантаж, издевательства, вымогательство и воровство — всё это проявления буллинга.

Почему нельзя игнорировать единичные случаи буллинга?

Впервые сталкиваясь с буллингом, некоторые учителя и руководители предпочитают не вмешиваться. Такая политика связана, в первую очередь, с тем, что конфликты в детско-подростковом коллективе считаются нормальным и даже закономерным явлением, они учат детей отстаивать свою позицию, преодолевать сложности, решать проблемы — своеобразная подготовка к взрослой жизни. Однако попустительство «небольшому» насилию, как правило, приводит к его перерождению в буллинг слабых и непопулярных учеников, а также тех, кто чем-то отличается от других. Дети постепенно прощупывают границы дозволенного, начиная с малого, и, если всё легко сходит им с рук, они уже гораздо увереннее переходят к более жестким формам буллинга. Поэтому строго и бескомпромиссно пресекать необходимо даже самые незначительные проявления агрессии.

Читайте так же:  Как пережить расставание с женщиной

Профилактика

Буллинг, как и любое явление, проще предотвратить и предупредить, чем искоренить. Практика многих стран показывает, что эффективному противодействию насилию в школах способствует выработка собственной антибуллинговой политики у школы, разработка и принятие нормативного документа или серии документов, регламентирующих политику учебного заведения в отношении насилия. Это могут быть правила поведения, должностные инструкции, алгоритмы действия, назначение ответственных за предотвращение, выявление и реагирование на случаи насилия. Принять этот документ мало — необходимо включить его в устав или кодекс школы, сделать так, чтобы все сотрудники, учащиеся и их родители были проинформированы и неукоснительно следовали принятым решениям.

Необходимо обеспечить безопасность всех помещений и территории школы: наблюдение за местами общего пользования (столовые, туалеты, коридоры, раздевалки, игровые площадки) и техническими помещениями. В этих местах (рядом с ними) всегда должны быть лица, ответственные за обеспечение безопасности детей, способные моментально среагировать в экстренной ситуации. Привлекайте также вспомогательный персонал — охранников, медицинских работников, библиотекарей, работников школьной столовой, гардероба, лаборантов и секретарей, ведь зачастую они становятся свидетелями конфликтных ситуаций, ссор и даже драк и могут повлиять на ход ситуации, заступиться, разнять или привлечь внимание учителей и администрации.

Немаловажно поддерживать правильный социально-психологический климат в классе и школе: создавать службу психологической поддержки для учеников и родителей, вовлекать учащихся и родителей в этот процесс, выбирать и формировать из них коллективы, ответственные за планирование и реализацию мер по поддержанию благоприятной атмосферы в коллективе. Поднимать и изучать в рамках учебной программы темы толерантности, терпимости, взаимоуважения, равенства и соблюдения прав человека.

Только в совокупности все эти факторы создают такую образовательную среду, в которой уменьшается вероятность возникновения буллинга и ситуаций агрессивного преследования одних детей другими.

Что делать учителю, если в классе кого-то травят?

Учителю, заметившему малейшие признаки буллинга — в своем классе или вне учебного процесса (в коридоре, столовой, раздевалке, на школьном дворе), важно помнить главное: ни в коем случае не пускать ситуацию на самотёк. Сами дети не разберутся, а если и разберутся, то точно не мирным путем. Необходимо жёстко пресекать эпизоды буллинга и решительно давать понять агрессорам, что такое поведение недопустимо. Таким образом можно достичь сразу двух целей: во-первых, остановить насилие и помочь жертве, показать, что взрослый контролирует ситуацию и может защитить его, а во-вторых, заставить обидчика признать авторитет педагога, ведь обычно агрессоры стараются занять пустующую нишу лидера коллектива, «вожака» — если в лице педагога он увидит сильную, авторитетную личность, ему придётся уступить.

Если буллинг не удалось пресечь в первый же момент, и травля рискует приобрести затяжной, систематический характер, нужно дать понять агрессорам, что об их поведении осведомлены все, включая школьную администрацию, и что за каждым их шагом наблюдают педагоги и персонал, готовые при малейшем нарушении правил наказать буллера по всей строгости школьных правил. Такой подход называется «политика нулевой терпимости»: суровое, максимально возможное наказание за самые незначительные провинности. Разумеется, он не должен применяться ко всем детям подряд, только к буллерам и тем, кто не способен воспринимать другие формы диалога.

В большинстве случаев буллинг происходит именно в школе на уроках и переменах, а на факультативных занятиях, в кружках и секциях — гораздо реже. Это связано с тем, что на последние дети приходят добровольно, им интересны эти занятия, и уже не до агрессии и травли. В школу же некоторые дети ходят из-под палки, а на уроках скучают. Поэтому задача учителя — создать такую атмосферу, в которой у детей не будет ни желания, ни времени ссориться, обижать друг друга и травить выбранную жертву.

Класс необходимо объединять и сплачивать, и здесь отлично помогут различные мероприятия, круглые столы, дни самоуправления, совместные проекты, в которых участвуют буллер и его жертва. Особенно если жертва играет ведущую роль, и от неё зависит успех общего дела. Например, предварительно разбив учеников на пары, дайте им задание сделать газету, альбом, гербарий, провести исследование или составлять карту — что угодно, причём лучше всего на конкурсной основе. Волей-неволей обидчик и жертва будут вынуждены сотрудничать, а совместная работа, в которой результат зависит от усилий обоих участников, поможет сгладить углы и снизить напряжение.

Неплохо срабатывают и внеклассные мероприятия — прогулки, экскурсии и походы, особенно если у ребёнка, которого обижают, есть какие-нибудь уникальные навыки или умения: разводить костёр без спичек, ставить палатку, ориентироваться в лесу, управлять лодкой или играть популярные песни на гитаре. Такие походы помогут ему раскрыться, доказать собственную значимость и важность, утвердиться в глазах одноклассников. Помимо прочего, детям приходится общаться в непривычных для них условиях и необычной обстановке. Это нарушает устоявшийся расклад сил, освобождает как жертву, так и обидчика, от сформировавшегося контекста взаимоотношений и социальных ролей.

Если отправиться в поход возможности нет, попробуйте осторожно выделить ребёнка на фоне его одноклассников, дать ему какое-то серьезное поручение, возложить ответственность за что-то, подчеркнуть, как это важно и нужно, чтобы продемонстрировать его одноклассникам авторитет и помочь ему завоевать их уважение. Это может быть что угодно: уход за цветами, составление графика дежурств, выбор книг для внеклассного чтения — в общем, не так принципиально, что ребёнок будет решать, важен сам факт нужности и значимости. Однако здесь нужно быть очень деликатным, поскольку чрезмерное внимание к угнетаемому ребёнку может привести к тому, что его невзлюбят еще больше, теперь уже как «любимчика» учителя.

Необходимо искать союзников из числа других учителей, социальных педагогов, родителей, старшеклассников и друзей жертвы. Иногда срабатывает и обратный ход: можно поручить буллеру приглядывать за ребёнком, которого кто-то обижает, например, в параллельном классе: во-первых, у него банально станет меньше времени, чтобы издеваться над «своей» жертвой, а во-вторых, возложенная на него миссия подарит ощущение собственной значимости, ответственности, причастности к чему-то взрослому и серьёзному. Для детей, склонных к нарциссизму и стремлению к власти (а это практически все буллеры), такая задача станет отличным способом самоутверждения и при этом будет иметь позитивный, а не негативный окрас.

Справиться с буллингом невозможно в одиночку, поэтому необходимо выработать общешкольные правила совладания с буллингом, информировать других педагогов и впоследствии четко придерживаться утвержденной антибуллинговой политики школы.

Чего делать не стоит?

Ни в коем случае нельзя собирать буллеров в группы и вести с ними воспитательные беседы, направлять их вместе к школьному психологу, проводить различные тренинги. Дело в том, что буллинг чаще всего не является следствием неконтролируемого гнева, вспышек агрессии и не мотивируемых эмоций. В основе обычно лежит холодный расчёт, распланированная стратегия поведения, методичное запугивание и унижение, поэтому взывать к совести, рассказывать о милосердии, отчитывать и апеллировать к состраданию здесь не станет выходом.

Читайте так же:  Жизненная позиция

Опасным окажется и прилюдное выяснение отношений, коллективные разборки, принуждение буллера извиняться — он только ещё больше озлобится, и напряжение резко возрастет.

По этим же причинам не сработают разовые и краткосрочные меры: возможно, при вас буллер и перестанет на какое-то время задирать жертву, однако с утроенной силой будет травить её после школы, когда никто не видит.

Как рассказать детям о терпимости?

Прежде всего, нужно не столько рассказывать, сколько показывать на собственном примере. Недопустимы ситуации, в которых педагог демонстрирует неподобающее отношение к ребёнку с какими бы то ни было особенностями, отпускает шутки или комментарии, ругает и отчитывает его при всём классе. Если вам стало известно о таком поведении кого-то из коллег, не бойтесь вмешиваться: вы не нарушаете субординацию и не вклиниваетесь в чужой рабочий процесс — вы останавливаете травлю и спасаете психологическое здоровье ребёнка. Доброжелательный стиль общения между всеми участниками образовательных отношений, недопущение дискриминации в учебном коллективе по какому-либо признаку — это фундамент позитивного микроклимата в коллективе.

Устраивайте с детьми открытые уроки или классные часы на релевантные темы, но не стоит напрямую поднимать острый вопрос. К примеру, допрос с пристрастием или лекции менторским тоном о том, что такое хорошо, что такое плохо, лишь навеют на детей скуку и станут бесполезной тратой времени. Ребёнок сам должен понять, построить собственные логические цепочки и прийти к самостоятельным выводам. Для этого можно предложить ему релевантную тему для размышления, задать сочинение на тему отношения к тем, кто слабее: животным, маленьким детям, пожилым людям. Также могут сработать коллективные обсуждения или изучение биографии выдающегося человека, имеющего особенности во внешности или развитии: Стивена Хокинга, Ника Вуйчича или любой знакомой детям личности, подходящей под эту категорию.

Привлеките учащихся к решению конфликтной ситуации. Формулировка «Ребята, у меня есть проблемы, и мне нужна ваша помощь в их решении» обязательно привлечет внимание детей, которым необходимо почувствовать себя взрослыми и важными. Скажите, что никак не можете придумать, как помочь определённому ребенку, которого, кажется, обижают. Таким образом вы как бы отстраните буллеров от их жертв, позволите им примерить другие социальные роли и в то же время призовете их на помощь, услышите их мнение на этот счет. Пусть они сами выскажутся, каким они видят выход из положения, при этом не чувствуя, что их в чём-то обвиняют.

Как и о чем разговаривать с родителями буллеров и их жертв?

С родителями — неважно, жертвы или обидчика, — стоит сначала поговорить индивидуально, без свидетелей и вне родительского собрания: просто чтобы выяснить их точку зрения и степень осведомленности, ведь бывает и так, что никто в семье понятия не имеет, что происходит в школе. Родители буллера сами могут оказаться довольно жёсткими, властными и даже агрессивными людьми, что зачастую объясняет поведение их ребёнка: постоянно притесняемый и угнетаемый дома, он безотчетно захочет самоутвердиться хотя бы в школе — за счёт более слабого ученика. Поэтому учителю необходимо сохранять спокойствие и нейтралитет на каждой встрече, не поддаваться на провокации, мягко пресекать попытки манипулирования. Родители могут быть абсолютно уверены, что их ребёнок не способен на какую бы то ни было жестокость, поэтому стоит быть готовым к разговору на повышенных тонах. Объясните, что, если ситуация не изменится, придётся применять административные меры вплоть до исключения ребёнка из школы или обращения в соответствующие органы (в случае особенно жестокой травли с применением грубой физической силы или нанесения серьезного материального урона).

Если родители настроены миролюбиво, действительно хотят помочь своему ребёнку и готовы к конструктивному диалогу, разберите ситуацию с самого начала: в чём причина конфликта, где искать его истоки, какова обстановка дома, что тревожит ребёнка в последнее время, что для него изменилось. Бывает, что у родителей разлад или они собираются разводиться, ребёнок это чувствует и вымещает свою злость на одноклассниках. Попросите родителей объяснить ему: что бы ни происходило у взрослых, на ребёнке это никак не скажется и они всегда будут любить его.

Если же дома царит спокойствие и порядок, ребёнок не видит негативной модели взаимоотношений с внешним миром и огражден от любого вида жестокости, но сам ведет себя агрессивно, посоветуйте родителям отдать ребёнка в спорт, больше времени проводить на свежем воздухе, найти какой-то способ выводить лишнюю отрицательную энергию в мирное русло. В особо запущенных случаях стоит осторожно предложить походить ребёнку к школьному психологу — для начала, чтобы исключить расстройство личности.

Родителям ребёнка, ставшего жертвой буллинга, необходимо дать понять, что вы среагировали в ту же минуту, когда узнали о происходящем, чтобы у них не сложилось неверное впечатление, будто их ребёнка в школе некому защитить. Вы в курсе событий, теперь вы обо всём знаете и сделаете всё возможное, чтобы больше такого не допустить. В противном случае, не будучи уверенными в безопасности своего ребёнка и опасаясь эскалации конфликта, они могут потребовать исключения буллера из школы, вызова его родителей на внеплановое собрание. Но огласка и лишние разговоры, наоборот, могут только навредить — в первую очередь, жертве конфликта, поэтому постарайтесь убедить родителей для начала попытаться найти мирный выход из положения.

Попытайтесь вместе разработать план дальнейших действий — пусть родители знают, что вы принимаете непосредственное участие в жизни их ребёнка и заботе о нём тогда, когда их самих нет рядом. Определите список того, что необходимо сделать прежде всего.

Школьный буллинг: как остановить травлю

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет буллинг в школе. Вы узнаете, каковы причины этого явления. Выясните, как оно проявляется. Вам станет известно, что делать при этом.

Термин «буллинг» определяется, как травля, запугивание человека одним или больше агрессорами.

Различают четыре типа травли в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.

  1. Вербальная. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий террор. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.
  3. Физические издевки. Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.
  4. Кибербуллинг. Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети или на YouTube.
Читайте так же:  Русофобия

Возможные причины и группа риска

Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.

  1. Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.
  2. Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.

Чаще всего жертвами буллинга становятся:

  • неуверенные, тихие малыши, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, те, кто носит очки, имеют физические недостатки;
  • дети, которые отличаются расой, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи;
  • те, у кого присутствует материальный достаток;
  • дети, успешные в учебе;
  • внешне очень красивые.

Характерные проявления

К признакам наличия буллинга относят:

  • физическую агрессию;
  • порчу имущества;
  • нанесение побоев;
  • словесную агрессию, когда ребенку придумывают обидные клички, коверкают его имя, матерятся в его сторону;
  • распространение сплетен, ложных слухов о жертве.

Родители могут заподозрить наличие буллинга, если у их дочери или сына произошли определенные изменения:

  • у малыша пропадают деньги, вещи;
  • ребенок стал задумчивым, постоянно в расстроенных чувствах;
  • отсутствует общение с одноклассниками за пределами школы;
  • учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших – стараются, как можно больше времени находиться рядом со взрослыми;
  • порванная одежда, ссадины, синяки и царапины на теле малыша;
  • ребенок ищет повод для того, чтобы не идти в школу, притворяется больным.

  1. Родители должны показывать своему отпрыску, что он не остался наедине со своей проблемой, что они всегда готовы его поддержать.
  2. Недопустимо снова и снова расспрашивать ребенка о том, что он пережил, заставляя возвращаться в те события, когда он ощущал угрозы, унижение или давление.
  3. Нельзя насмехаться над своим сыном или дочерью, говорить, что это все несерьезно, что он слишком остро реагирует на поведение одноклассников.
  4. Вы должны научить своего ребенка не вестись на провокации, не реагировать на то, что говорят в его сторону, если есть уверенность в том, что психологическая травля не перейдет в физическое насилие.
  5. Убедите своего ученика в том, что другие дети рассчитывают на то, что он начнет паниковать, покажет свою слабость, начнет жаловаться, плакать или истерить. А значит, необходимо демонстрировать свою невозмутимость и самодостаточность, чтобы другие не цеплялись. Попрактикуйтесь с ребенком, как нужно правильно общаться с агрессивно настроенными личностями. Расскажите, что не стоит впадать в слезы, кричать, лучше говорить с обидчиком вежливо, с юмором.
  6. Обязательно покажите своему отпрыску, что Вы с ним. Не нужно считать, что он уже взрослый, самостоятельно справиться с обидчиками. Важно, чтоб ребенок видел в своих родителях поддержку и опору.
  7. Пусть ученик, если портят его вещи, сразу сообщает об этом педагогу, но не нужно называть имена конкретных ребят. Лучше сказать, что кто-то что-то испортил. Важно, чтобы зачинщики видели, что жертва не станет молчать.
  8. Делайте все для того, чтобы ребенок не боялся школьных хулиганов. При этом объясняйте, что всегда необходимо обращаться к педагогу за помощью, если имеет место слишком запущенная ситуация, в частности, если поступают угрозы или попытки избиения.
  9. Если ребенку не удается самоутвердиться в школе, то можно найти место, где это будет ему под силу. Например, отправиться в спортивную секцию, записаться на творческий кружок. Важно, чтоб у девочки или мальчика было место, где он мог бы ощутить свою значимость.
  10. Воспитывайте в своем отпрыске уверенность в себе, смелость регулярно хвалите его, повышайте самооценку. Помните о том, как он относится к себе, так и к нему будут относиться люди, которые его окружают.
  11. Общайтесь со своим чадом, советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение в той или иной ситуации.
  12. Иногда необходимо обратиться за помощью к психологу. Умелый специалист сможет изменить ситуацию коренным образом, найдет правильный подход к ребенку, создаст с ним доверительные отношения, настроит контакт, поможет справиться с внутренним конфликтом.
  13. Если ситуация поворачивается таким образом, что ребенку действительно угрожает физическое насилие со стороны сверстников, то необходимо принимать экстренные меры, обращаться к классному руководителю, директору, который вызовет родителей обидчиков. Если это не поможет, необходимо действовать дальше, обращаться в правоохранительные органы, в прессу. Необходимо понимать, что гонители, по сути, сами имеют заниженную самооценку и за счет выбранной жертвы пытаются ее повысить.

Теперь Вам известно, что такое буллинг, в частности его проявления в школе. Родители должны понимать, что ребенок, который поддается травле, нуждается в психологической поддержке и участии своей мамы и папы. Недопустимо закрывать глаза на происходящее и надеяться на то, что все пройдет само собой. Помните, что психика ребенка сильно страдает при этом.

Личный опыт«Моему терпению пришёл конец»: Как я остановила буллинг в классе сына

«Ни одна травля не закончится, пока травящие не научатся ответственности»

ТЕКСТ: Наталья Цымбаленко

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые — учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) — по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Но это не значит, что с порочной практикой не нужно бороться или что эта борьба не может быть успешной. Сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко рассказывает, как ей удалось остановить травлю в школе, где учится её сын.

«Крутые» и «некрутые»

Мой сын Петя после младшей школы поступил в гимназию. В его классе быстро сформировался костяк так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». В число «некрутых» попал и Петя. Принёс в школу лего и пластилин — «фу, некрутой». Уходишь от конфликтов, боишься драк и громких разборок — значит «некрутой». Теперь, изучив множество книг на тему буллинга, я знаю, что повод для травли может быть абсолютно любым: убрав якобы причину травли, буллинг не остановишь.

После того как я наняла сыну персонального тренера по фехтованию, мечевому и рукопашному бою, боязнь конфликтов у него пропала: драться Пётр теперь не боится и может. От него понемногу отстали — а от остальных «некрутых» нет. У них отнимали личные вещи (учебники, портфели прятали — это считается не разбоем, а шуткой), им подкладывали бутылки с мочой в портфель. С них стягивали штаны, в таком виде фотографировали, а фото выкладывали в интернет. Мало того, осенью прошлого года его лучшего друга Мишу, с которым он сдружился на почве «некрутости», «крутые» одноклассники дважды «разводили на деньги»: обещали купить вейп (ведь если хочешь быть крутым, ты должен курить вейп!) и не покупали его. Маме Миши, которая пыталась вмешаться в ситуацию, «крутые» просто хамили и рассказывали, что её сын «гидроцефал».

Читайте так же:  Загадочный лунатизм. причины сомнамбулизма у взрослых

Реакция учителей и родителей

Когда Петя и несколько таких же мальчишек пошли за помощью к классному руководителю, та не стала вмешиваться. Самое большее — проводила беседы на тему «давайте жить дружно», а в разговорах с родителями рассуждала, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Родители зачинщиков все как один кричали в родительском чате, что их дети «святые», на них наговаривают, и вообще «ваши сами спровоцировали». Мама ученика, взявшего деньги на вейп, отреагировала ещё «прекраснее», заявив маме Миши следующее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?»

Я долго слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться». Но после того, как один из одноклассников сына на своей странице вывесил фотожабу на Петра, издеваясь над тем, что сын стал «качаться», моему терпению пришёл конец.

«Вы не докажете!»

Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребёнка из школы. В итоге только три мамы (включая меня) решились писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит и села писать заявление.

Я собрала конкретные доказательства: переписку участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он не только состоит в группах, торгующих вейпами, но и сам их продаёт; фотожабы на Петю и скриншоты аккаунта, где эти фотографии были размещены.

Затем я попросила классную руководительницу о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством и отказывается от класса. Родители «святых детей» стали там же возмущаться и требовать линчевать меня за то, что довела классную.

Встречу с директором не назначили — руководительница утверждала, что та очень занята, но вызвала психолога и соцработника. Мы с мужем и ещё две мамы пришли на встречу, будучи уверенными, что это только для проформы. Лейтмотивом встречи, на которой родители «крутых» кричали на меня, хватали мои вещи со стола и переходили на личности, стала фраза «Вы не докажете!». Тогда я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду требовать официального расследования.

Представители школы делали круглые глаза и говорили: «Какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится?» А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придёт по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в её стенах торгуют вейпами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

Я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте, и выяснила, что она вообще не знала ни о собрании с родителями, ни о ситуации в классе. Я это предвидела, поэтому сказала, что принесу заявление. Это прекрасное произведение на двадцать с лишним страниц я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы, а заодно отнесла его в управу своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет.

Я твёрдо решила идти до конца: даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдём, предварительно «раздав всем сёстрам по серьгам», а не с культивированным чувством вины. Всё это мы проговорили с сыном — он не хотел уходить из школы из-за Миши.

Остановить буллинг

В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».

Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться — может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре — одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли — посмотрим.

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.

Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.

И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года — сделайте так, чтобы я и дальше не приходила».

Буллинг
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here