Что дает дзэн-буддизм

Сегодня предлагаем обсудить тему: "что дает дзэн-буддизм". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Дзэн буддизм основные идеи

Дзэн — притягательная и интересная школа восточно-азиатского буддизма. «Это не религия и не философия, не психология и не наука» — как писал в своей книге «Путь дзэн» британский популяризатор восточной философии Алан Уотс. Это нечто большее. Внутренняя свобода, торжество интуиции над разумом, просветлённый взгляд на природу вещей. Дзэн — это невероятно просто и удивительно сложно.

В данной статье мы постараемся разобраться, в чем же заключаются основные идеи дзэн буддизма, и почему он оказывает огромное влияние на современный мир:

История возникновения дзэн буддизма

Истоки возникновения дзэн буддизма восходят к индийской традиции и неразрывно связаны с легендой о передаче Буддой Шакьямуни учения своим последователям. Будда стоял перед учениками с цветком лотоса и молчал, молчал долго, пока один из учеников внезапно не начал улыбаться, почувствовав состояние прбуждения. Это был второй индийский патриарх Махакашьяпа. Именно отсюда берет традиция передавать учение «от сердца к сердцу».

Распространение дзэна начинается с Китая, куда его принёс в V веке нашей эры индийский монах Бодхидхарма. Получив широкое распространение в Китае, даже расколовшись там на северную и южную школы, дзэн проникает в Корею, Вьетнам и, наконец, в Японию, где серьезно укрепляет свое положение, благодаря поддержке императорской власти.

Основы дзэн буддизма

В самом широком смысле, дзэн — это учение о просветлении. Каждое существо, согласно дзэн, обладает природой пробужденного Будды. Целью жизни адепта является познание этой природы и, как следствие, познание самого себя.

Достичь просветления или сатори можно через созерцание своей истинной природы, а также если:

  • Отказаться от плохих поступков, перестать испытывать ненависть;
  • Принимать все, что приносит карма, то есть следовать обстоятельствам;
  • Не иметь привязанности к вещам;
  • Быть в гармонии с универсальным законом бытия — Дхармой.

Просветление — это способ видеть мир, а не внутреннее состояние человека. Оно наступает внезапно, не знает частей и этапов. Вследствие того, что каждый человек уникален и обладает собственным опытом, путь к просветлению не может быть универсальным, его нельзя облечь в жёсткие рамки ритуалов и механических действий.

Важным элементом учения дзэн является пустота. Она составляет самую суть вещей, и её можно лишь постигнуть, но не описать словами. Данное понятие не носит негативной окраски «ничто», а предполагает содержание в пустоте всей вселенной.

Дзэн не предполагает веру в бога, дистанцируется от священных писаний, философских рассуждений и любых догматов. Суть учения передается наставником своим ученикам не через тексты, а «от сердца к сердцу». Многие менторы даже демонстративно сжигали тексты священных текстов, чтобы ученики не были привязаны к буквам и словам. Для наставника важно передать не догмат, но состояние сознания, которое потом закрепляется медитативной практикой.

В основе дзэн — простота, практичность, прямота и непосредственность. Скромно обставленные храмы, физический труд в качестве практики, лояльное отношение к алкоголю, возможность совмещать следование дзэн с мирской жизнью и быть несвязанным никакими нормами и правилами — все это сделало учение очень открытым, с миллионами последователей:

Практика дзэн

Дзэн может практиковаться различными, зачастую парадоксальными, методами, ни один из которых не носит определяющего значения, так как они являются лишь вспомогательными средствами, а их выбор подсказывает опыт человека.

Распространена практика поклонов, во время которых последователь отказывается от собственного Я. При этом кланяться можно не только людям, но и животным, растениям.

Медитации занимают важнейшую роль в практике дзэн, при этом они не направлены на очищение сознания, как в других буддистских школах, а позволяют контактировать с реальностью. Медитация может происходить при работе или ходьбе «фусин», либо осуществляться в сидячем положении, скрестив ноги и выпрямив спину «дзадзэн».

Одним из необычных и парадоксальных явлений в практике дзэна являются коаны — некие задачи, не предполагающие логического ответа, но призванные вывести разум ученика на новый уровень восприятия реальности. Это могут быть вопросы о цвете ветра или о звуке хлопка одной ладони. Известнейшими сборниками дзэнских коанов являются «Речения с Лазурного утёса» и «101 история дзэн».

Кроме того, постижение дзэн происходит через занятия боевыми искусствами, посредством чайных церемоний, театральных постановок, рисования.

Дзэн буддизм и психоанализ

Благодаря направленности в себя, на самопознание влияние дзэн буддизма нашло свое отражение во многих работах по психологии и психоанализу у К.Г. Юнга, Э. Фромма и других.

Медитации дзадзэн применяются при морита-терапии — психотерапевтическом методе, предложенном Сёма Морита в начале ХХ века. Для метода важны естественность чувств, контролируемость действий и самоцентрированность. Зародившееся в 1950-х годах гуманистическое направление в психотерапии, именуемое «гештальт-терапия», опирается, в том числе, на практику дзэна и использует в своем арсенале такой термин, как «мини-сатори».

Ряд исследований подтверждает, что регулярная практика дзадзэн повышает устойчивость к напряжению и стрессу, а само учение является дополнительным источником решения психологических проблем и способствует становлению полноценной личности.

«Дзэн — это океан. Дзэн — это воздух. Дзэн — это горы. Это гром и молния, весенний цветок, знойное лето и снежная зима, и, наконец, дзэн — это человек.»

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки.

Поставьте вашу оценку этой статье:

Вам будет интересно:

Уважаемые Друзья! Чтобы получить демо-доступ к онлайн-школе Владимира Бронникова, пожалуйста, пройдите регистрацию.

Если вы уже зарегистрированы, тогда заходите под Вашим логином-паролем в личный кабинет.

© Онлайн-школа Владимира Бронникова NeoЛюди 2016 — 2018
ИП Бронников Владимир Вячеславович | ОГРНИП 309774630000984 | +7 (499) 113-18-99 | [email protected]
Политика конфиденциальности, Договор-оферта, Карты сайта, Партнёрская программа

Метод Бронникова® Психобиокомпьютер® Информационное Развитие Человека® Мир Без Слепоты® Тонкий Бизнес®

Основные идейные принципы дзен-буддизма (стр. 1 из 4)

1. Что такое дзэн? Его идейные принципы.

2. Влияние дзэн-буддизма на японскую культуру.

3. Дзэн-буддизм в наше время.

Список использованных источников и литературы.

Актуальность темы: дзэн-буддизм в последние годы вызывает к себе живой интерес как в Америке, так и в Европе. Он получил такое распространение в основном благодаря трудам Д. Т. Судзуки и А. В. Уотса.

Хронологические рамки охватывают период примерно с IX века и по наши дни, однако непосредственность дзэна породила распространенное мнение, что это учение исходит из источников, бывших еще до Будды.

Целью исследования является рассмотрение основных идейных принципов дзен-буддизма, характеристика его влияния на японскую национальную культуру, отличающуюся глубокой символичностью, а также рассмотрение значения философии дзен-буддизма для европейской культуры ХХ века.

Читайте так же:  Панические атаки при всд. препараты и особенности питания при всд с паническими атаками

Исходя из цели исследования, автор поставил следующие задачи:

а) определить, что такое дзэн-буддизм и рассмотреть его идейные принципы;

б) рассмотреть его влияние на японскую культуру;

в) рассмотреть дзэн-буддизм в наше время.

Основными источниками для изучения этой темы являются:

— «Сто одна история о дзэн»[1] . Здесь приводятся подлинные случаи из жизни китайских и японских учителей дзэн на протяжении более чем пяти столетий.

— «Десять быков»[2] . Это перевод знаменитого китайского комментария стадий осознавания, ведущих к просветлению, иллюстрированный здесь одним из ведущих в Японии мастеров гравюры 20-го столетия.

— «Сосредоточение»[3] . Это перевод древней санскритской рукописи. Это древнее учение, хранившееся в Кашмире и других местах Индии более четырёх тысячелетий; его вполне можно считать прародителем дзэн.

Основным источником была книга «Сто одна история о дзэн». В ней описывается множество различных историй о дзэн, ярко показывающих его цель.

1. Что такое дзэн? Его идейные принципы

Это не религия в популярном понимании, так как в дзэне нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемониальных обрядов, ни земли обетованной для отошедших в мир иной, и, наконец, в дзэне нет также такого понятия как душа, о благополучии которой должен заботиться кто-то посторонний, и бессмертие которой так сильно волнует некоторых людей. Дзэн свободен от всех этих догматических религиозных затруднений.

То, что в дзэне нет Бога, не значит, что дзэн отрицает существование Бога. Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно. Дзэн стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Дзэн в равной мере не является ни религией, ни философией.

В то время как, с одной стороны, дзэн в высшей степени абстрактен, его методологическая дисциплина, с другой, — приносит огромную пользу человеку и определяет его мораль. Когда дзэн выражается в нашей повседневной практической жизни, мы иногда забываем о его отвлеченности, и тогда-то как нельзя ярче и проявляется его действительная ценность, так как дзэн находит невыразимо глубокую мысль даже в таких простых вещах как поднятый вверх палец или простое приветствие, обращенное друг к другу случайно встретившихся на улице. В дзэне самое реальное – это самое абстрактное и наоборот. [4]

Д. Т. Судзуки писал: «Дзэн мистичен, – да иначе и быть не может, так как дзэн является основой восточной культуры. Именно этот мистицизм часто мешает Западу измерить глубину восточного ума в связи с тем, что по природе своей мистицизм отрицает логический анализ, а логичность является основной чертой западного ума. Восточный ум синтетичен, он не придает слишком большого значения несуществующим подробностям, а стремится, скорее, к интуитивному постижению целого.

Дзэн – это систематизация или, скорее, кристаллизация всей философии, религии и самой жизни Дальнего Востока, и в особенности Японии».[5]

Дзэн-буддизм – это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной западной мысли. Это не религия и не философия, не психология и не наука. Это образец того, что в Индии и Китае называют «путь освобождения», и в этом смысле дзэн-буддизм родственен даосизму, веданте и йоге. Его можно описать лишь косвенно, указав, чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние пласты мрамора.

Со времен Бодхидхармы, пришедшего в Китай с запада, то есть из Северной Индии, подвергаясь спокойному и систематическому развитию в течение более двух столетий, дзэн-буддизм прочно обосновался на земле конфуцианства и даосизма в виде учения, претендующего на:

— особое откровение без посредства св. Писания;

— независимость от слов и букв;

— прямой контакт с духовной сущностью человека;

— постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды.

Дзэн описывали так: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению».

Наиболее значительной фигурой в истории дзэна является Эно, которого по традиции называют Шестым патриархом дзэна в Китае. Он действительно создал дзэн-буддизм, в отличие от других буддийских сект, существовавших в то время в Китае. В следующем четверостишии отражен установленный им стандарт истинного выражения веры в дзэне:

Нет древа мудрости (Бодхи),

И нет зеркальной глади;

С начала самого нет ничего,

Так что же может пылью покрываться?[7]

Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей природы человека, с его пренебрежениями к формализму, с его требованием самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете, завоевал поддержку знати и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни Востока.

Большинство затруднений и мистификаций, возникающих перед изучающими дзэн на Западе, объясняется их незнанием китайского способа мышления, который значительно отличается от нашего. Именно поэтому, если мы хотим критически отнестись к нашим собственным идеям, он и представляет для нас особый интерес. Трудность здесь состоит не столько в том, чтобы овладеть какими-то новыми идеями, отличающимися от наших, так, например, как философия Канта отличается от философии Декарта или взгляды кальвинистов от взглядов католиков. Задача заключается в том, чтобы уловить и оценить различие в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления. Поскольку именно это часто игнорируется, – наша интерпретация китайской философии большей частью оказывается проекцией чисто европейских идей, облачённых в одежды китайской терминологии. Это неизбежный порок изучения философии Азии в рамках западной школы, с помощью слов, и только. В действительности слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания.

Причина, по которой дзэн и даосизм представляют на первый взгляд загадку для европейского ума, заключается в ограниченности нашего представления о человеческом познании. Мы считаем знанием лишь то, что даос назвал бы условным, конвенциональным знанием: мы не чувствуем, что знаем нечто, до тех пор, пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь другой традиционной знаковой системе, – например, в математических или музыкальных символах. Такое знание называется конвенциональным, условным, потому что оно является предметом общественного соглашения (конвенции), договоренности относительно средств общения. Как люди, разговаривающие на одном и том же языке, имеют молчаливую договоренность о том, какое слово обозначает какой предмет, точно так же члены любого общества и любой культуры объединяются узами общения, основанными на разного рода соглашениях относительно классификации и оценки предметов и действий.

Читайте так же:  Как отомстить подруге

Дух дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много значений, но ни одно из них не определено полностью. Если бы они были определены, это был бы не дзэн.

Что такое Дзен

Дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V-VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. Укрепившись в XII веке в Японии и став одной из влиятельных школ буддизма. Это учение о просветлении, чья философия больше всего приводит к освобождению и полному просветлению, без лишних слов, а более прямо и практично.

Знак, эмблема Бусидо

Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно оформилось в XVI—XVII вв. уже как кодекс самурайской этики.Взято из Википедии

История происхождения до наших дней

Бодхихарма — первый патриарх чань-буддизма, основатель учения чань (дзэн)

Четыре действия проявляющиеся в проникновении через дела:

  • Не испытывать ни к кому ненависти и отказаться от дурных действий. Адепт знает, что после подобных поступков приходит расплата (бао), найти и постигнуть источник зла, избегать озабоченности по поводу жизненных трудностей.
  • Следовать карме в нынешних обстоятельствах. А обстоятельства созданы мыслями и действиями в прошлом, которые в будущем исчезнут. Следовать с полным спокойствием по своей карме
  • Не привязываться к предметам и явлениям, не иметь стремлений и целей, ведь именно они и есть причина страданий. «Все вещи пусты и нет ничего в них хорошего, к чему бы стоило стремиться».
  • Иметь гармонию с Дхармой и Дао. В Дхарме нет живых существ и она свободна от законов бытия. В Дхарме нет «я», она свободна от ограничений личности. Если адепт понимает и верит в это, его поведение соответствует «жизни в гармонии с Дхармой» Гармония с Дхармой подразумевает также избавление от плохих мыслей и совершения добрых поступков без их обдумывания.

Итак, после Китая это учение распространилось по всей восточной Азии. Где они развивались в основном самостоятельно до сих пор. Так сохраняя единую сущность, они приобрели свои характерные черты в учении и практиках.

Дзен в Японии

Предварительный этап

В 653 году монах Досё приехал из Японии в Китай, изучать философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна. В скорости под воздействием Сюань-Цзяна Досё стал адептом Дзен, и по возращении на родину, возродил школу Хоссё, последователи которой стали также исповедовать Дзен.

В 712 году в Японию приехал наставник, практиковавший Чань северной школы Шэнь-Сю. По приезду он способствовал налаживанию тесных связей между школами Кэгон и Винайна.

[1]

В IX веке Японию посетил учитель Чань школы Линьцзи И-кьюн, по приглашению императрицы Такибаны Какико. Сначала он обучал императорский двор, затем стал настоятелем храма Дэнриндзи в Киото, построенный для учения Дзен. Вопреки этому учение не стало распространённым, по причине отсутствия решительных действий от самого И-кьюн и через время он снова уехал в Китай. Это был период застоя Дзен в Японии и некоторых фактов угасания Буддизма в целом.

Расцвет Дзен-буддизма

Видео (кликните для воспроизведения).

Храм Дзен

Ситуация поменялась в XII – XIII в.в. В Японии появился Эйсай, с детства практикующий аскетизм будучи монахом в храме тэндайской школы. Впервые посетив Китай, в 1168-ом году, Эйсай был ошеломлён Чаньским учением. После этого он обрёл убеждение, что подобное учение поможет возродиться его нации духовно. В 1187 году Эйсай посетил второй раз Китай, эта поездка увенчалась получением «печати просветления»* от учителя Сюйань Хуайчана школы Линьцзи линии Хуань-луна.

В Японии после этого события Эйсай очень активно начал развивать дзенское учение. Он начинает пользоваться поддержкой некоторых представителей высших властей и вскоре становится настоятелем храма Кэнниндзи в городе Киото, который принадлежал школам Сингон и Тэндай. Здесь он активно начал распространять учение школы. Со временем Дзен в Японии стал самостоятельной школой и крепко закрепился. Более того, Эйсай посадил возле храма семена чая, привезённого из Китая, и написал книгу о чае, в которой описал все известные ему сведения о чае. Таким образом он основал традицию японской чайной церемонии.

Дзен занимал высокое положение в Японии, вследствие поддержки императора, тогда этим учением увлеклись члены самурайского рода Ходзё. Сёгун Ходзё Токиёори (1227—1263) помог приехать в Японию значительному количеству учителям, достигнув при жизни сам большого сатори*.

Кликните по изображению для полного просмотра фото

«Печать просветления»* — документ, подтверждающий наследование Дхармы, выдаваемый наставником в подтверждение о достигнутом учеником просветлении.

Сатори* — «пробуждение», озарение, просветление; в дзэнской традиции центральная и наивысшая цель религиозной практики. Поскольку все люди изначально обладают «природой будды», задача адепта состоит в её реализации. После этого ему раскрывается сокровенный смысл бытия в его принципиальной «недвойственности» (фуни), когда субъект и объект, «я» и внеш. мир представляют собой нерасчленимое единство. Сатори должно наступать внезапно, как вспышка молнии. Хотя Сатори осознается на уровне конкретного индивидуального опыта, который не может быть адекватно выражен в словах, тем не менее в дзэнской традиции, как правило, требовалось получение официальной печати — подтверждения (инка) со стороны наставника. Дзэн различает «малое сатори», т.е. неполное и неокончательное, когда истинное понимание природы вещей только приоткрывается на короткий момент, и «большое сатори», ведущее к духовному преображению.

Дзен буддизм

Содержание

Дзен буддизм

Дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и прочих странах восточной Азии. Слово «дзэн» происходит от санскрито-палийского термина «дхьяна/джняна», означающего глубокое сосредоточение, созерцание, а так же отстраненность или избавление. В ранних текстах дзэн называют школой созерцания.

Дзен является развитием буддизма Махаяны. Научное название этого пути «Сердце Будды» («Буддха хридайя»), а более популярное «дзэн».

[3]

На сегодняшний день дзен — одна из самых известных школ буддизма, широко освещенная как в художественной литературе, так и в масс медиа.

Читайте так же:  Гнев у ребенка

Дзен буддизм принёс из Индии в Китай Бодхидхарма, после чего он получил широкое распространение в странах восточной Азии (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзен, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики. Научное (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (Буддха-хридайя) В Японии дзен представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото.

Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни, и он считается первым в линии передачи дзен. Вторым считается Махакашьяпа, которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. (…) Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию. Тит Нат Хан

Дзен буддизм распространился в Китае в V веке н. э. Учение дзен принес в Китай буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских патриархов буддизма, ставший впоследствии первым патриархом чань в Китае. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.

После Бодхидхармы в Китае было ещё пять патриархов, после которых учение раскололось на северную и южную школу. Вторая впоследствии получила своё развитие и трансформировалась в пять школ дзен, из которых в настоящее время сохранилось только две: Цаодун и Линьцзи. Что касается вьетнамского тхиен , в конце VI века во Вьетнам прибыл Винитаручи, ученик Сэн-цаня, и основал первую школу тхиен. Дальнейшее развитие вьетнамского тхиен связывают со школой Во Нгон Тхонга, бывшего учеником Хуай-хая, и школой Тхао Дьюнга. Последняя школа была основана императором Ли Тхань Тонгом. Чуть ранее, в 968 году, тхиен стал государственной идеологией Вьетнама и в дальнейшем сыграл важную роль в его истории. Позднее во Вьетнаме появилась школа Чуклам, основанная императором Чан Нян-тонгом и не имевшая аналогов в Китае, школа Нгуен Тхиеу, близкая к школе Обаку, и школа Лиеу Куана, близкая к школе Линьцзи.

В 30-х годах XX века в стране активизировалось движение за возрождение вьетнамского буддизма и уже к началу 70-х годов во Вьетнаме велось строительство множества пагод. В настоящее время среди приблизительно 60 миллионов вьетнамцев около трети населения являются последователями Махаяны. Из всех школ Махаяны в настоящее время в стране наиболее влиятельными наряду со школами Буддизма Чистой Земли считаются тхиенские школы и, в особенности, школа Ламте (Линьцзи).

Дзен (польск., русск. – сон)пришёл в Корею ещё в VII веке, но получил там распространение только к середине IX века.

Дзен в Японии

В 653 году монах из Японии Досё прибыл в Китай для изучения философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна. Вдохновленнвый им, Досё стал адептом дзен-буддизма и, вернувшись в Японию, возродил школу Хоссё, адепты которой тоже начали практиковать дзен. Первым медитационным залом школы стал зал в храме Нары.

В 712 году в Японию прибыл наставник винаи Дао-сюань, также практиковавший чань северной школы Шэнь-сю. Дао-сюань, прибыв в Нару, поспособствовал формированию тесных связей между школами Рицу (Винайя) и Кэгон (кит. Гуйян), а также развитию культуры Японии. Преемником Дао-сюаня стал Гьёхьё, а преемником Гьёхьё — Сэйкё (Дэндзё Дайси, 767—822), который стал одним из основателей школы Тэндай. Все они закрепили практику медитации в Японии.

В IX веке, приняв приглашение от императрицы Такибаны Какико, Японию посетил учитель чань школы Линьцзи И-кьюн. В Японии он давал учение императорскому двору, а позже принял руководство храмом Дэнриндзи в Киото, который был построен специально для него. Но И-кьюн не смог популяризовать учение во многом из-за отсутствия каких-либо решительных действий со своей стороны и через некоторое время вернулся в Китай. Такв Японии начался период застоя дзен, сопровождавшийся отдельными фактами угасания всего буддизма.

В настоящее время число последователей дзен в Японии составляет более 6 миллионов человек. Из них 4 миллиона человек входят в школу Сото, 2 миллиона человек в школу Риндзай и 100 тысяч человек в школу Обаку.

Распространение дзен на Западе

Из-за «закрытости» Японии европейцы впервые смогли познакомиться с культурой страны только в середине XIX века, но первое знакомство Запада с дзен буддизмом относится к 1913 году.

В этом году была издана книга-исследование К. Нукария «Религия самураев», но она не получила какой-либо известности, заинтересовав лишь специалистов.

Следующий этап распространения дзен на Западе связан с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки (1870—1966), которые сильно повлияли на возрастание популярности дзен, особенно среди интеллигенции.

Первым западным автором, написавшим о дзен, стал А. Уотс, чья книга называлась «Дух дзен». В конце 50-х годов выходит множество книг об учении. Начинают издаваться книги европейских и американских дзен-буддистов, описывающих собственный опыт постижения учения в японских монастырях.

Д. Т. Судзуки и его ученики сформировали необходимые условия для «дзенской революции», повсеместно происходившей в 60-х годах среди молодежи и интеллигенции Запада. Главным образом успех Судзуки был основан на том, что он смог интерпретировать восточное учение в понятных европейским читателям терминах, дающих хорошее представление о теоретической и практической стороне учения. После Судзуки литература дзен развивалась в нескольких направлениях.

[2]

Продолжалось академическое направление, принимавшее во внимание труды Судзуки по интерпретации учения. Ещё одним направлением стала массовая литература, в частности художественная литература, предназначенная для широкого круга читателей. Неоднородность традиции на Западе соответствовала неоднородности учения в самой Японии, где также существовал «монастырский» дзен, дзен «философии жизни» и «популярный» дзен, рассматривавшийся как часть досуга и окружающего быта.

Читайте так же:  Сублимация

Особенности учения

В дзен преобладает иррациональность, необъяснимость и отсутствие обсуждений основ учения.

Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзэн?», выразился следующим образом:

Дзен является учением, с одной стороны отрицающим логику, с другой стороны не противопоставляющим себя ей. Учение отрицает всё множество вещей, но рассматривает это отрицание в качестве наивысшей формы утверждения. Дзен не связывает себя однозначно с отрицанием или утверждением, находясь за пределами логики и считая, что лишь духовный опыт может привести к постижению истины. Также религиовед И. А. Козловский отмечает, что учение ничему не учит человека, а разучивает его: «Дзэн действительно не учит, он указывает путь: „Иди туда“».

Дзэн также считает, что различные буддийские термины (нирвана, скандхи) не имеют отношения к истине, и поэтому не рассматривает их. Медитация в дзен основана на концентрации на каком-либо объекте или мысли, при этом мысли так же считаются иллюзорными.

Четыре принципа дзен

Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен:

  • Особая передача вне Учения;
  • Не опираться на слова и тексты;
  • Прямое указание на сознание человека;
  • Созерцая свою природу, становиться буддой.

В дзен буддизме важна передача от учителя к ученику, этим обеспечивается непрерывность линии передачи. Дзен отказывается от любых текстов и обсуждений, считается, что истина не может быть выражена словами. Относясь к буддизму, дзен не использует термины и сутры буддизма. Принцип «прямого указания» (чжи-чжи) означает в дзэн выражение учения при помощи несимволических слов или действий, которые могут казаться странными или бессмысленными человеку, не знакомому с дзен. Чаньские наставники подчёркивали отсутствие какого-либо будды вне сознания, уничтожая буддийские изображения. Линь-цзи И-сюань также указывал монахам в своей известной фразе, что любые формы идолопоклонства и авторитарности мешают просветлению: «Встретил будду — убей будду. Встретил патриарха — убей патриарха». Дзэн считается наиболее «практичной» школой буддизма, которая ставит практические действия на первое место, утверждая, что только через них можно приобрести духовный опыт. При этом дзэн не говорит об уходе от мира. Всё это сделало дзэн самым открытым видом буддизма с миллионами последователей, среди которых монахов не так много.

Практика созерцания, которая составляет основу школы дзэн, значительно упрощена по сравнению с древнейшими школами буддизма, рассматривающими созерцание в качестве дополнительного средства.

Кроме того существуют «Десять быков» — серия из десяти картинок с подписями в стихах и в прозе, которую создал китайский мастер Коань Шиюань. Данные картинки и пояснения к ним выражают десять этапов постижения бодхисаттвой просветления и совершенной мудрости. Также существует понятие сатори — внезапного пробуждения, просветления. Дзэн различает два вида сатори: малое сатори, открывающее истинную природу вещей только на короткое время, и большое сатори, являющееся синонимом просветления.

Дзэн-буддизм как нетрадиционный метод решения психологических проблем

Примечание 1: Автор данной статьи не противопоставляет психологию своеобразной «религии» Дзэн-буддизма, а напротив, ищет пути объединения этих важных, но разных подходов, идущих в направлении познания и излечения психической природы человека…

Почему методы изучения и познания природы человека, имеющие одну цель, и успешно достигающие эту цель, — не могут быть объединены? — Задается вопросом автор.

Примечание 2: Автор данной статьи не имеет профессионального образования в области психологии, подтвержденного дипломом государственного образца. Автор не претендует на переворот в психологии. Автор всего лишь на собственном примере практической работы исследовал психологию в совокупном действии с медитацией Дзэн-буддизма. Практические результаты и процесс этой работы подробно описаны в серии книг «Люди из шкафа».

В этой статье автор делает теоретическое введение в тему. Он (вовсе не в качестве первопроходца!) пытается обратить внимание приверженцев традиционных подходов на философию Дзэн-буддизма.

Примечание 3: Медитативные практики различны по своей природе и происхождению. Буддизм как первоисточник знаний, используемых автором, однако, получил несколько разветвлений в ходе своей эволюции в человеческих умах. Автор данной статьи использует только знания, полученные в Дзэн-буддизме, посредством изучения книги: Д.Т. Судзуки «Основы Дзэн-буддизма».

Практика Не-думанья, — это все, что призывает делать подход под названием Дзэн-буддизм. При этом, однако, философия ничто не отрицает, а, наоборот — со всем соглашается!

Хочешь решить проблему? — Перестань о ней думать! — как бы говорит Дзэн. Отключение состояния ума видится единственным способом постичь то, что скрыто гораздо дальше, за ним…

Дайсэцу Тайтаро Судзуки, профессор буддистской философии в университете Отани в Киото один из первых популяризаторов японской культуры и религии за рубежом. На английском языке насчитывается 25 его основных работ о Дзэн-буддизме.

Профессор был больше чем ученый. Он прекрасно ориентировался в мировой философии, сам изучал ее на немецком, французском. А на английском еще и писал. Он жил в не прекращаемой духовной практике, был уважаемым человеком не только в научных кругах. Не являясь священником, он получал заслуженное признание во всех японских храмах. Что, главным образом пытался донести профессор Дзэн-буддизма до нас? В чем он видел свою миссию? Только лишь в «рассказах о японской культуре»?

Дайсэцу Тайтаро плотно контактировал с ведущими психологами и психотерапевтами многих стран. Доктор К. Г. Юнг в свою очередь в «Секрете Золотого Цветка» предпринимает ответную попытку объединения китайской философии и западной психологии. В своих комментариях доктор Юнг пытается раскрыть пользу медитации Дзэн-буддизма с психологической точки зрения: «Если сознание по мере возможности очищено от какого бы то ни было содержания, оно переходит в состояние бессознательности (по крайней мере, переходное состояние). Этот сдвиг происходит в Дзэне благодаря тому, что энергия сознания не направлена более на содержание, а перенесена на концепцию пустоты или коан; т.к. последние должны быть стабильны, прекращается также течение образов и освобождается энергия, поддерживающая кинетику сознания. Эта энергия переходит в бессознательное и усиливает его естественный потенциал до некоторого максимума. Это увеличивает готовность бессознательного содержания прорваться в сознание». — Можно подумать, что таким образом доктор подтверждает: «Да, действительно, посредством Дзэна психологические проблемы решаемы. Человек посредством медитации может перестать переживать».

Однако, в деле Дзэн-буддизма доктор Юнг, разумеется, не практик, а только теоретик. Свой иной вердикт он выносит, кажется, безапелляционно: «Задачи психотерапии, конечно, гораздо более многообразны, и индивидуальные фазы длинного процесса сталкиваются с большим сопротивлением, чем в Дзэне. По этим и многим другими причинам прямая передача Дзэна в западные условия непохвальна и даже невозможна».

Читайте так же:  Что делать, если муж стал раздражать – советы психолога

Но дав даже такую критическую оценку, он продолжает озадачиваться, когда видит, на какие результаты направлен восточный метод духовного исцеления, и чего действительно люди добиваются в стремлении избавиться от переживаний и, тем самым решить все свои проблемы.

Дайсэцу Тайтаро Судзуки, в свою очередь, не согласен со всеми суждениями доктора. Сохраняя взаимное глубокое уважение друг к другу, они так и не пришли к общим точкам соприкосновения.

В своих трудах известный американский психиатр и психотерапевт Ирвин Дэвид Ялом в своих трудах иногда выражает неуверенность: а точно ли пациент после долгого и упорного совместного труда уходит в истинном решении проблемы? Не является ли внешнее благополучие фарсом? — О чем сомневается признанный доктор?

Отличие подходов в психологии и медитации Дзэн-буддизма

Скрытое за семью печатями, спрятанное за всяческим пониманием ума, человеком управляет загадочное бессознательное. Стремясь, однако, быть разумным, Sapiens находит всяческие объяснения своему поведению. Он не хочет думать, что на самом деле ничего не понимает в своих поступках! Он не хочет знать, что его поступки лишены всякого разумного смысла, и самым правильным было бы сделать наоборот. Или, как минимум, на «проблему» не реагировать, а принять решение спокойным умом, когда эмоции не заглушают его действительную способность думать.

Методы работы в психологии направлены на то, чтобы «раскопать» нечто абсурдное из недр психики, показать это обладателю, чтобы он увидел, осознал ложные установки и перестал по их велению поступать.

Дзэн как бы считает абсурдной саму природу переживаний. Зачем переживать о том, о чем можно не переживать? Зачем искать заведомо ложное утверждение, если его можно выбросить сразу?

Психолог строит предположения, исходя из собственного профессионализма, помноженный на наблюдение за внешними проявлениями пациента.

Дзэн позволяет пациенту самому наблюдать за собой. Дзэн видит то, что происходит не снаружи, а внутри!

Серьезная работа в психологии требует высокой квалификации от специалиста. Здесь пациент оказывается в вынужденной зависимости от некоего стороннего лица.

Серьезная проработка на основании медитации Дзэн требует собственного подхода, умения и практики. Пациент зависит только от собственного желания, только от себя!

Логично предположить, что работа над собой — процесс, который может длиться всю жизнь. Если допустить, что человек по природе своей не может быть идеальным, то первое предложение становится более понятным. Однако, не смотря на это, бесконечная работа с психологом считается непродуктивной. Отсюда напрашивается вывод вовсе не о конечности проблемы! Здесь разумнее говорить о конечности работы и о влиянии на нее условных показателей избавления. (Именно об этом высказывает свои сомнения доктор Ялом! — Он не уверен в достоверности показателей благополучия! Он не понимает, почему работа с некоторыми пациентами затягивается до бесконечности!)

Бесконечная медитация Дзэн — норма. Следовательно, Дзэн позволяет добиться большего в работе над собой.

Методы работы в психологии позволяют с относительной «легкостью» вскрывать то, что лежит на поверхности проблемы. Медитация Дзэн-буддизма вскрывает то, что лежит в самых скрытых пластах психики (а в некоторых случаях там ничего не лежит, но это отдельная тема для разговора).

Каков механизм работы Дзэн?

Человеческое познание идет посредством его восприятия, на которое действуют все ложные установки, что лежат внутри него. Такая суть человеческой природы образует некий замкнутый круг в понимании любой проблемы: «Я хочу понять, что за проблема, но все мое понимание подвержено действию восприятия этой проблемы на меня». Таким образом, получается, что осознание проблемы невозможно!

Пробиться через закостенелое восприятие проблемы разумом — задача психологов и медитации Дзэн-буддизма.

Как уже упоминалось ранее, медитация Дзэн — это некое отключение потока мыслей ума. Можно даже сказать, что Дзэн — это еще и снижение силы переживаний. Срабатывает простой механизм: «Если я об этом переживании не думаю, то оно на меня не действует». Отсюда разрывается цепочка: «Я хочу понять, что за переживание у меня, и я это понимаю вне влияния переживания на меня». В Дзэне человек наблюдает за миром вне своего восприятия этого мира!

Некоторые противоречивые высказывания о Дзэн

Когда тема Дзэн-буддизма затрагивается в беседах людей, не посвященных, можно услышать сравнение медитации Дзэн-буддизма с абстрагированием от проблемы. При внешней схожести данных моделей поведения, однако, существует одно существенное отличие.

Когда мы абстрагируемся от ситуации — мы делаем вид, что ее нет. Мы прячемся от переживаний, не хотим их видеть. И, таким образом, поддаемся влиянию болезненных чувств (меняем свое поведение ради иллюзии избавления от проблемы).

Когда мы используем медитацию Не — думанья, мы остается с открытыми глазами. Мы видим проблему! Но не думаем о ней! — Это гораздо сложнее, чем сделать вид, что проблемы нет. Однако, именно способность стать сильнее своих чувств позволяет человеку самому управлять своими чувствами. — И это еще один из многих механизмов действия Дзэн.

Сотрудничество науки и религии — возможно ли?

Психология помогает тому, кто не хочет полностью и сам брать ответственность за себя на себя. Даже в элементарной поддержке (в понимании, в умении внимательно выслушать) стороннего человека — психолога уже есть помощь. Дзэн помогает тому, кто рассчитывает только на себя.

Психология направлена на поиск «волшебной палочки».

Дзэн отбирает всякую надежду на «волшебную палочку».

Такие разные подходы, — и все-таки они движутся в одном направлении, и люди добиваются успеха в своих сферах!

В серии книг «Люди из шкафа» автор в практической работе над собой делает попытку наглядного объединения психологии и медитации Дзэн-буддизма. Поставленные цели достигнуты. Теперь их может преодолеть и читатель.

Видео (кликните для воспроизведения).

© Наталья Москалева, 2018 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Что дает дзэн-буддизм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here