Что такое апраксия виды апраксий у детей и взрослых

Сегодня предлагаем обсудить тему: "что такое апраксия виды апраксий у детей и взрослых". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Неврологические болезни — виды апраксии и причины их возникновения

Содержание

Апраксией (лат. apraxia, греч. ἀπραξία — «бездействие, бездеятельность») принято считать процесс нарушения целенаправленных движений и действий при которых составляющие его элементарных движений сохраняются. Данное патологическое состояние может возникать при наличии очаговых поражений проводящих путей сплетения нервных волокон (мозолистое тело), а также коры больших полушарий головного мозга.

Апраксия может быть следствием следующих состояний:

  • Инсульта (апоплексического удара);
  • Опухолевых процессов головного мозга;
  • травм мозга;
  • инфекционных заболеваний;
  • дегенеративных заболеваний мозга (болезнь Альцгеймера, лобно-височной деменция, болезнь Хантингтона, кортикобазальная ганглиозная дегенерация).

Это важно! Виды апраксии отличаются как неограниченным, так ограниченным характером, иными словами двигательные нарушения возникают для одной конечности, одной части тела, мускулатуры лица. Следует отметить, что при поражениях мозолистого тела чаще всего развивается левосторонняя апраксия.

Информация о разновидностях патологии

Принято различать одностороннюю и двустороннюю апраксии.

  • Для односторонней характерно следующее: нарушения движений возникают лишь с одной стороны тела или лица.
  • Для двусторонней характерно двустороннее поражение лобной доли или диффузное двустороннее поражение коры.

Это важно! Данный патологический процесс принято классифицировать по симптоматическим проявлениям, а также по локализации поражений полушарий головного мозга.

Комплекс клинических проявлений напрямую зависит от степени функциональности пораженного мозгового участка.

Виды апраксий в зависимости от места локализации патологических нарушений в головном мозге

Виды апраксий по типам навыков и когнитивных расстройств

Вариант кинестической(афферентной)апраксии, приводящий к расстройству речи по типу кинестической моторной афазии:

[2]

Диагностика и прогноз

Диагностика вида апраксии основывается на данных анамнеза, клинических проявлений, данных визуализационного (МРТ, КТ) и нейропсихологического исследований. Прогноз в течении заболевания напрямую зависит от степени и характера поражений, а также от возраста пациентов.

Если говорить о специфическом лечении, то оно на сегодняшний день отсутствует, но применение методов физиотерапии и трудотерапии могут существенно ускорить процесс функционального восстановления.

Краткое описание апраксий и их классификация

Содержание

В данной статье мы уделим внимание презентации апраксий и их классификации.

В коре больших полушарий человеческого мозга следует выделить две основные зоны, при поражениях которых могут пострадать целенаправленные движения, к этим зонам относится:

  1. зону премоторных отделов лобной доли;
  2. зону 40-го поля теменной доли с прилегающими к ней отделами.

Сложности в понимании природы апраксий и их классификации привели к поиску ответов на многие вопросы. Наиболее широкую известность получили классификации, предложенные А.Р. Лурия и Г. Липманном, именно о них мы и поговорим в данной статье.

Информация о классификации апраксий по Лурия

  • 1 форма представлена кинестетической апраксией — данная форма, проявляется тем, что движения больного становятся трудно управляемыми (феномен: «рука—лопата»). Отмечается нарушение движений при письме, апраксия позы (больной не может показать без самого предмета, как совершается то или другое действие, к примеру, наливания чая в стакан, закуривание). Встречается при поражениях коры постцентральной извилины доминирующего полушария большого мозга.
  • 2 форма — апрактоагнозия (пространственная), в основе которой находится нарушение ориентировки в пространстве, в частности по направлению «правое — левое», «вверх-вниз». Вызывается нарушениями зрительно-пространственной афферентации движений. Является результатом поражения теменно-затылочного отдела коры (граница 19 и 39 поля), особенно часто поражается левое полушарие или возникают двусторонние очаги.
  • 3 форма представлена кинетической апраксией -состояние дезавтоматизации двигательных актов и патологической инертности. Характеризуется нарушением навыков, которые используются для перевода отдельных(простых) движений в более сложные. Наиболее часто наблюдается при поражениях премоторной зоны коры больших полушарий. Данная форма апраксии характеризуется наличием двигательных персевераций, то есть бесконечного продолжения один раз начавшегося движения.
  • 4 форму называют регуляторной апраксией — нарушение регуляции движений. Представлена в виде поражений коры префронтальной области больших полушарий головного мозга, в результате чего отмечается нарушение сложных, отличающихся последовательным течением двигательных актов. При данном состоянии движение не возможно довести до конца. Нарушение программирования, целеполагания и контроля на фоне сохранения тонуса и мышечной силы.

Классификация апраксий по Лурия 1962 года разработана исходя из общего понимания мозговой организации произвольных двигательных актов и психологической характеристики.

Классификация по Липману

Важно! Классификация, разработанная немецким психоневрологом Липманном, более ранняя и несколько отличатся, о ней мы поговорим далее.

Немецкий психоневролог Липманн выделил три типа апраксий:

  • идеаторная;
  • кинетических мелодий;
  • идеомоторная.

Все вышеперечисленные виды апраксий подразумевают под собой полностью нарушения трех условий реализации действий:

  • тесную связь между идеаторным планом и кинетическими энграммами при развертывании действий;
  • сохранение элементарных кинестетических формул;
  • развертывание идеаторного плана действий.

По Липману, принято различать такие виды апраксии:

  • идеомоторная;
  • оральная;
  • кинетическая апраксия конечностей;
  • туловища;
  • идеаторная;
  • одевания.

К относительно самостоятельной форме данных нарушений можно отнести расстройство письма — аграфию.

Это важно! Идеаторная апраксия- — представляет собой расстройство, которое можно охарактеризовать, как невозможность установить план последовательных действий, с помощью которых выполняются сложные движения. Простые действия не представляют особых трудностей и выполняются больным правильно, особенно это касается копирования. Состояние обусловлено диффузными поражениями мозга.

Апраксия кинетических мелодий представляет собой нарушение кинетических «образов» движения. Больной не может произвести нужного усилия для выполнения определенного движения с помощью движения кисти руки или пальцев. Движение недостаточно четкое, более грубое, нередко деформированное. Патологический процесс обусловлен поражениями нижней премоторной области коры.

Идеомоторная апраксия — возникновение трудностей во время передачи «идей» о движении в специальные моторные центры. Данный вид нарушений характеризуется тем, что больной может наметить последовательный план действий, с помощью которого выполняются сложные двигательные процессы, но не может его осуществить.

Читайте так же:  Психология цвета – значение цветов в психологии

Вся перечисленная выше информация о видах апраксий представлена в ознакомительных целях, для более подробного разъяснения необходимо обратиться к квалифицированному специалисту за помощью. Не занимайтесь самостоятельной диагностикой.

Разница между апраксией и диспраксией?

Апраксия против Диспраксия?

Слова apraxia и диспраксия — это и медицинские условия, влияющие на нервную систему организма, что приводит к трудностям в движениях.

Что такое апраксия и диспраксия Апраксия — это неспособность выполнить целенаправленные движения, которые уже были изучены человеком. Апраксия — это отсутствие выполнения задачи, несмотря на желание и способность добиться движения. Apraxia — это приобретенное нарушение моторного исполнения из-за невозможности понять команды. Диспраксия также по праву называется расстройством координации развития. Это хроническое неврологическое расстройство развития, происходящее у детей, а также у взрослых, у которых есть проблемы с планированием и выполнением мелкой и грубой моторики. Основное различие заключается в том, что в апраксии способность присутствует, но не может выполнять функции, тогда как при диспраксии сама способность утрачивается.

Разница в лечении Оба заболевания неизлечимы и, как правило, сохраняются на протяжении всей жизни. Существуют возможности для совершенствования при строгом применении речевой терапии, профессиональной терапии и физиотерапии при апраксии, а также при диспраксии. Улучшение часто наблюдается у детей с диспакцией, которые начинаются рано на простых физических упражнениях для координации. Простые задачи, когда их можно сделать уверенно, можно скомпилировать и медленно, ребенку-диспраксику можно научить делать несколько задач, чтобы ребенок был независимым. Родителям необходимо советоваться в таких случаях, особенно при диспраксии, поскольку отсутствие локомоции и движения может быть очень разочаровывающим.

Резюме: Диспраксия — это отсутствие скоординированных целенаправленных движений, несмотря на желание и расстройство развития. Апраксия — это приобретенное расстройство, развивающееся в более позднем возрасте, когда способность выполнять уже приобретенные навыки теряется, несмотря на желание и силу выполнять их. Оба являются неизлечимыми неврологическими условиями, требующими интенсивной речи и физической терапии для обеспечения независимости в жизни человека.

Причины, симптомы и методы лечения апраксии

Апраксия — нарушение двигательной сферы, возникающее на фоне поражений и травм головного мозга. Появляется у людей любого возраста. Существует большое количество форм этого недуга, каждый из которых отличается симптомами, зонами поражения и выраженностью. Лечение заболевания осуществляется путем медикаментозной терапии и длительного периода реабилитации, которая заключается в постоянной работе над выполнением тех или иных двигательных актов.

Апраксия (диспраксия) в психологии — отсутствие способности произвольной (осознанной) практической предметной деятельности, закрепленной ранее. Происходят нарушения движений, которые не сопровождаются параличами и парезами, явными патологиями мышечного тонуса и дрожания, однако возможно сочетание сложных и элементарных расстройств. Этим заболеванием страдают дети и взрослые.

Апраксия возникает на фоне травматических поражений мозга, опухолей и гематом. Геморрагический и ишемический инсульт также влияет на развитие этой патологии. Инфекционные заболевания и дегенеративные процессы, возникающие в старческом возрасте, могут спровоцировать нарушения двигательной активности.

[3]

Существует множество классификаций видов апраксий. Наиболее известная – типология Г. Липманна. Он выделял три формы апраксий:

Идеаторная связана с диффузным поражением мозга, характеризующимся распадом замысла движения. Кинетическая формируется при патологиях коры в нижней премоторной области. Ей свойственно нарушение кинетических «образов» движения. Идеомоторная возникает из-за поражений коры в области темечка. Еще одна классификация была предложена А. Р. Лурия. Она основана на изучении расстройств функций у людей, страдающих дефектами левого полушария мозга. Этим ученым выделено 4 вида нарушений двигательных актов: кинестетический, пространственный (апрактоагнозия), кинетический и регуляторный (префронтальный).

Согласно Т. Г. Визель, выделяют следующие виды этого заболевания — неречевая и артикуляционная. Первая форма апраксии подразделяется на кинестетическую (чувствительную, афферентную) и кинетическую (двигательную, эфферентную). В одном случае это потеря способности определять предметы на ощупь, но первичное тактильное ощущение у пациентов сохранно. Кинетическая (эфферентная) – это отсутствие возможности выполнять предметные действия, особенно без объекта.

Наиболее распространенной является мануальная апраксия. Она разделяется на кистевую и пальцевую — неспособность по заданию выполнять какие-либо позы кисти или пальцев и их серии. Выделяют оральную апраксию — невозможность осознанно управлять мышцами, которые находятся в области рта. Существует апраксия туловища – нарушение способности расположить тело и конечности в пространстве и координировать движения, трудности при ходьбе. Пациенты могут путать элементы одежды между собой, не в состоянии найти лицевую сторону, из-за этого часто надевают вещи наизнанку.

Если симптомы обнаружены в правой руке, то поражение произошло в левом полушарии или в двух одновременно. Признаки только в левой руке свидетельствуют о патологии правого. Артикуляционная апраксия – неспособность четко говорить, несмотря на отсутствие параличей или парезов органов речи. Она подразделяется на два вида: афферентную и эфферентную. Во втором случае это невозможность воспроизводить серии двигательных актов. Афферентная артикуляционная (речевая) апраксия — отсутствие способности повторять отдельные позы. Эта патология развивается при поражении вторичной теменной (постцентральной) коры. Характерными проявлениями афферентной артикуляционной формы этого заболевания являются поиски позы, состоящие в разнообразных разбросанных движениях кистями или пальцами руки, замене одних движений другими. Это нарушение является основным в логопедии.

Апраксия у детей- как проявляется данное заболевание?

Содержание

Апраксия — это серьезное заболевание, при котором ребёнок не может выполнять самые обычные движения, которые свойственны каждому здоровому человеку. При апраксии отсутствует такое понятие как первичные двигательные дефекты. Данное заболевание развивается в результате различных патологических процессов в головном мозге.

Больной апраксией не в состоянии совершать двигательные задачи, но может производить некоторые компоненты движений. Например, если пациенту поставлен диагноз конструктивная апраксия, он не может воспроизвести копию простой геометрической фигуры, поскольку не сможет воспользоваться обычной ручкой. Во многих случаях, больные не понимают, что такое их состояние является заболеванием.

Это важно! Очень часто, пациенты становятся зависимыми, из-за того, что постоянно нуждаются в помощи, без которой они не могут обходиться самостоятельно. За ними постоянно нужен присмотр. После перенесённого инсульта заболевание может приобрести стабильное течение, иногда наблюдается улучшение. Принято различать несколько видов апраксии, о них и поговорим далее.

Планирование действий нарушается у пациента при идеаторной апраксии. В данном случае больной может правильно выполнять отдельные элементы, но нарушать их последовательность. К примеру, открывая конфету, человек положит обёртку в рот, а содержимое выбросит. Такие пациенты не могут производить действия, когда их об этом просят, но могут его автоматически повторять. При данном виде заболевания область теменной доли поражается с двух сторон, надкраевые извилины.

Читайте так же:  Как расстаться с любовником

При заболевании моторной апраксией отклонения похожи на идеаторную форму, но больной не может повторять произведённые ранее движения. Имеет место одностороннее течение, которое подразделяется на два варианта:

  • В первом варианте действие невыполнимо по заданию, но может быть воспроизведено случайно. Например, написание определённой буквы по просьбе, у больного может не получится, а самостоятельно другую букву он напишет правильно.
  • Во втором случае движения заменяют неопределённые действия. На просьбу пригрозить пальцем, больной просто помашет рукой.

При заболевании конструктивной апраксией у человека наблюдается нарушение по сбору конструкций, он не может из букв составить слово или сложить фигуру из отдельных элементов.

Причины возникновения апраксии у детей

Возникновению апраксии могут способствовать несколько причин. Одной из главный причин является повреждение теменных долей коры головного мозга, что в свою очередь может быть спровоцировано:

  • черепно-мозговой травмой;
  • энцефалитом;
  • опухолью.

Иногда апраксия может возникать при поражениях других отделов мозга, например:

  • лобной доли;
  • премоторной коры.
  • мозолистого тела.

Развитию заболевания также могут способствовать диффузные процессы при наличии дегенеративной деменции.

Диагностика

Это важно! Для установления причины вызвавшей болезнь при осмотре специалист просит выполнить пациента определённые простые действия (помахать рукой, похлопать в ладоши). Параллельно необходимо произвести проверку мышечной силы в группах мышц, которые задействованы. Данная проверка необходима для исключения пареза, как причины расстройства. Если течение болезни проходит тяжело, необходимо использовать нейропсихологическое исследование, также в уточнении диагноза поможет консультация физиотерапевта.

При диагностировании болезни специалисту необходимо знать, насколько больной без посторонней помощи может воспроизводить те или иные действия. Например, может ли он самостоятельно использовать столовые приборы, зубную щётку, ножницы, а также врач должен быть уведомлён о том, способен ли больной самостоятельно писать.

МРТ или КТ применяется для уточнения причин и постановки точного диагноза заболевания, в данном случае выявляют характер поражения:

Также необходимо провести физикальное обследование, для выявления наличия нервно-мышечных поражений, которые часто имеют некоторое сходство с апраксией.

Информация о принципах лечения апраксии

Довольно большое количество факторов могут повлиять на прогнозирование болезни и использование методов её лечения. Во внимание принимается степень и характер поражения, а также возраст пациента.

В настоящее время нет специфического лечения данного заболевания, но функциональному восстановлению в значительной мере способствуют физиотерапия и трудотерапия. В лечении апраксии не эффективны препараты, которые применяют с целью замедления прогрессирования деменции.

Это важно! Апраксия у детей выражается в том, что ребёнок не может приобрести различные навыки. Терпение и настойчивость — главные черты характера людей, у которых ребёнок болен апраксией. Причиной тому, является очень длительный и трудный процесс лечения данного заболевания. Если у ребёнка имеется подозрение на апраксию, необходимо обратиться к специалисту неврологу или психиатру, в зависимости от вида и причин нарушений, будет выбран специалист, который будет проводить лечение.

Детям, которые больны апраксией назначаются исключительно индивидуальные лечебные мероприятия, основой которых является физиотерапия, трудовое обучение. Больные апраксией постоянно нуждаются в помощи и уходе, так как определённый период они являются инвалидами. В это время рядом с ними постоянно кто-то должен находиться чтобы облегчить течение болезни и оказать необходимую помощь, так как борьба с этим заболеванием очень длительная и тяжелая.

Что такое апраксия? Виды апраксий у детей и взрослых

Автор: Дарья Суртаева · Опубликовано 20.02.2019 · Обновлено 20.02.2019

Видео (кликните для воспроизведения).

По определению, проявления апраксии – это особый вид нарушения работы головного мозга, провоцирующий сложное двигательное расстройство, при котором человек теряет способность полноценно совершать целенаправленные действия и произвольные движения, однако, элементарные движения сохраняются. Чтобы лучше понять, концепцию апраксии, представьте себе так называемый синдром чужой руки, когда ваша рука способна двигаться в принципе, но живет как бы сама по себе, совершая неконтролируемые вами действия. Например, вы хотите что-то написать, а рука хлопает по ноге или чешет за ухом. По МКБ-10 апраксические расстройства относится к классу R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу, к рубрике R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках, и имеет код R48.2 Апраксия.

Причины подобных нарушений


Формы апраксии бывают очень разнообразные с нарушением ориентации и двигательной активности различных мышечных групп. Но для всех видов расстройства характерным является то, что причина кроется в локальном поражении мозолистого тела либо коры головного мозга. Что может вызвать развитие патологического очага в мозговых структурах? Этому могут способствовать механические повреждения и травмы мозга различного характера, а также новообразования, причем, не только злокачественные. Иногда дефект движений, действий и ориентации появляется после тяжелых нейроинфекций или как последствие перенесенного инсульта. В качестве причины апраксии нередко выступает болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные изменения мозга, наблюдаемые в инволюционном периоде. Различные сосудистые патологии, которые приводят к поражению лобных зон, часто вызывают у больного такие симптомы, как неоконченные и непоследовательные действия, прерванные движения. В зависимости от локализации области поражения структур мозга, апраксии разделяют на:

  • лобную;
  • двустороннюю;
  • кортикальную,;
  • динамическую (премоторную);
  • моторную.
Читайте так же:  Биполярное расстройство причины, симптомы, лечение

Разделение апраксических расстройств Лурия

Известный советский нейропсихолог Александр Лурия на основе синдромального анализа выделил следующие виды апраксий:

  1. Регуляторная апраксия. Особенностью этого вида апраксических расстройств является то, что у человека сохраняется высокий уровень силы и тонуса мышц, но способность сознательно контролировать движения отключена. При этом пациент действует как бы по шаблону, повторяя движения врача. Наибольшую сложность у него вызывает необходимость переключиться на другую задачу.
  2. Кинетическая апраксия. Возникает при поражении нижних отделов премоторной зоны мозга. При этом наблюдаются проблемы с организацией движений относительно ориентации во времени. Как это выглядит? У человека имеют место устойчивые повторения (персеверации), элементарные двигательные акты совершаются непоследовательно, одно движение может начинаться бесконечно, появляется патологическая инертность.
  3. Пространственная апраксия или апрактоагнозия. Возникает в связи с поражением затылочно-теменной зоны мозга. Апрактоагнозия приводит к тому, что больной теряется в пространственной ориентации «лево–право», а также «вниз–вверх».
  4. Афферентная апраксия (другое название кинестетическая апраксия). Движения человека, страдающего этой формой заболевания, становятся грубыми, практически неуправляемыми. Здесь очень важен зрительный контроль, ориентация на который позволяет больному показать необходимые действия.

Классификация Липмана

До сих пор не существует единой признанной классификации апраксических расстройств. Наиболее широко известно разделение двигательных нарушений, предложенное еще в начале прошлого века Липманом, немецким психологом. Он разделил апраксии на три группы:

  1. Идеаторная апраксия. Поражение мозговых структур в этом случае вызывает неспособность больного самостоятельно выполнить сложное движение, потому что он не знает, в какой последовательности необходимо действовать. Простые двигательные акты он совершает хорошо, но реализовать сложный замысел он не может. Если показать пример, больной способен повторить элементы сложного действия, однако, у него возникают проблемы, когда требуется эти элементы связать между собой.
  2. Моторнаяапраксия. Больной отчетливо понимает, какие действия он должен сделать, но не может их осуществить. То есть, двигательные центры не воспринимают замысел человека. Пациент осознает команды, которые ему дают, но не способен их выполнить, хотя в произвольном порядке все движения он выполняет верно и легко.
  3. Идеокинетическая апраксия. Человек не способен приложить усилия, чтобы выполнить простейшие жесты и движения. Все попытки совершить элементарное действие выглядят неловко, размыто и бесцельно. Патологическая инертность приводит к тому, что больной не может сам одеться, поесть, убрать постель и т.д., нередко имеют место речевые, письменные и другие двигательные персеверации.

Отдельные виды апраксических расстройств

Некоторые частные случаи апраксий можно выделить отдельно по типу расстройства конкретных навыков. Например:

Апраксии у детей


Причинами апраксии у детей чаще всего служат энцефалиты, ДЦП, травмы мозга, опухоли, аутизм. Наиболее часто в детском возрасте встречается апраксия речи, что приводит к дизартрии разной степени. Проблема выявления подобных нарушений у детей состоит в том, что симптомы дизартрии часто принимают за детское несовершенство речи. Родители думают, что ребенок просто еще не научился хорошо разговаривать и со временем это пройдет. Однако дизартрия, которую вызывает артикуляционная апраксия не пройдет сама по себе. Так как проблема заключается в том, что мозг ребенка просто не может управлять движениями языка и губ так, чтоб звуки и слова произносились четко. Речевая недоразвитость у детей в последнее время встречается достаточно часто. Дизартрия, вызывающая неспособность ребенка с помощью речи донести до взрослых свои мысли и желания нередко становится причиной детской агрессивности и раздражительности. Дизартрия может вызвать у ребенка сильнейший стресс, что впоследствии может привести к депрессии. В такой ситуации кроме лечения дизартрии методами логопедии, ребенку может потребоваться детский психолог или психотерапевт.

Диагностика и лечение


Диагностика апраксий в первую очередь подразумевает исключение других расстройств двигательной активности, например, параличей и парезов. Для выявления нарушений ориентировки, системных двигательных повторений и других симптомов расстройства, невролог в первую очередь обследует головной мозг. После этого необходимо протестировать двигательные функции пациента, на основании чего и ставится диагноз. Например, нетвердая походка и шарканье ногами являются поводом заподозрить такую форму нарушения двигательной активности, как апраксия ходьбы. Плохая ориентация в движениях, невозможность выполнить указания типа «поставь ладонь горизонтально» говорит о проблемах ориентировки, а значит, скорее всего, у больного присутствует апрактоагнозия. Дизартрия и другие проблемы с речью являются признаками артикуляторной апраксии.

Лечение апраксических нарушений в большей степени проводится методами физиотерапии и трудового обучения. Задача врачей заключается в том, чтобы обучить человека двигательным навыкам. Для каждого пациента необходима индивидуальная программа лечения. Проблемы ориентировки корректируются с помощью конкретного примера действий, которые больной должен повторить. При дизартрии не обойтись без работы с логопедом. Коррекция речи необходима в первую очередь, для установления контакта с врачом и для облегчения адаптации и ориентации пациента в социуме. Лечение детской дизартрии обычно достаточно длительное. Что необходимо помнить родителям? Так это то, что регулярные занятия с логопедом и психологом при лечении дизартрии позволяют предотвратить у ребенка появление различных психологических комплексов и психических расстройств.

4.3. Апраксия

Апраксия – нарушение выполнения ранее усвоенных движений и действий, не вызванное параличом, акинезией, гиперкинезией, атаксией и анестезией. Может отмечаться как распад самой идеи движения, так и затруднения при расположении тела или отдельной его части в пространстве, при выполнении целенаправленного действия, либо при переключении с одного этапа движения на другой. В соответствии с этим различают идеаторную, идеомоторную, пространственную, кинетическую и регуляторную диспраксию.

4.3.2. Идеомоторная апраксия развивается при поражении нижних отделов теменной доли доминантного полушария. В отличие от идеаторной апраксии, спонтанные действия пациентов и способность к самообслуживанию нередко сохранены, при этом теряется способность выполнять действия без реальных предметов по команде либо осуществлять символические действия (показать, как забивают гвозди без молотка, пилят без пилы, как грозят пальцем, машут рукой на прощание, посылают воздушный поцелуй, отдают честь). При пантомиме пациенты часто используют свою руку как инструмент, вместо того, чтобы имитировать правильный захват инструмента и необходимые движения. В случае правильной демонстрации действий с каким-либо инструментом у больных нарушается временная организация движений, например, быстрый подъем молотка и медленное, прерывистое его опускание. Показывая, как работают ножницами, больные вместо того, чтобы сориентировать их перпендикулярно воображаемому листу бумаги, могут держать ножницы параллельно ему. При действиях с реальными инструментами в части случаев дефект уменьшается, чему способствуют зрительный контроль и тактильные ощущения. Также отмечается лучшее выполнение пантомимы вместе с врачом, нежели чем самостоятельно.

Читайте так же:  Конфликтные ситуации 7 золотых правил поведения во время них

Идеомоторная апраксия может развиваться не только при поражении нижних отделов коры теменной доли, но и связей этих отделов с префронтальной корой.

Будут отмечаться также трудности и при выполнении движений – так, при просьбе исследователя выполнить серию последовательных движений, сжав руку в кулак, поставив кисть на ребро ладони и затем положив ее ладонью книзу (так называемая проба кулак-ребро-ладонь) пациент будет неправильно располагать руку в пространстве – класть кисть ладонью кверху, и так далее. Пациент будет испытывать трудности при письме, поскольку не сможет правильно взять ручку или ориентировать ее по отношению к листу бумаги. Пространственная апраксия обычно развивается вместе со зрительно-пространственной агнозией; в этой связи нередко используют общий термин – зрительно-пространственные расстройства.

4.3.4.Кинетическаяапраксияхарактеризуется тем, что нарушается выполнение автоматизированных движений пальцами рук. Они становятся неловкими, могут возникать повторения отдельных элементарных движений (простые двигательные персеверации). Больным, например, трудно взять монету со стола, вращать ее первыми тремя пальцами, сложить в коробок рассыпанные на столе спички. Могут отмечаться трудности в рисунке, сходные с таковыми при симультантной агнозии – пациенту трудно обвести нарисованную фигуру, букву, нарисовать несколько окружностей одна в другой. Кинетическая апраксия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры лобных долей доминантного полушария.

Апраксия одевания — симптом, который может быть проявлением нескольких видов апраксий. Так, пациент с идеаторной апраксией не сможет правильно одеться в связи с распадом самой идеи одевания и нарушением правильного порядка последовательности действий. Пациент с пространственной апраксией будет испытывать трудности при определении левой и правой половины одежды, попадании рукой в рукав, застегивании пуговиц. Пациент с кинетической апраксией будет с трудом выполнять любые мелкие действия – застегнуть пуговицы, иные застежки, завязать шнурки, — особенно при невозможности зрительного контроля.

[1]

4.3.5. Регуляторная апраксияпроявляется нарушением действий, требующих последовательной смены их отдельных компонентов. Так, при выполнении пробы кулак-ребро-ладонь пациент будет правильно выполнять пробу «кулак» с последующей невозможностью перейти к пробе «ладонь» — вместо этого он будет постоянно выполнять пробу «кулак». Подобная незавершенность действия, остановка на каком-либо его этапе или затруднение переключения на следующий этап с многократными повторениями называются двигательными персеверациями и являются результатом инертности психических процессов.

Те же трудности пациент будет испытывать и при выполнении других действий, например, в рисунке – при просьбе исследователя нарисовать чередование квадратов и треугольников рисовать только квадраты, с трудом переключаясь на следующий этап программы – треугольники – или не переключаясь вовсе (графические или графомоторные персеверации); в речи – при назывании созвучных слогов или слов возвращаться к предыдущему, уже названному слогу или слову (вербальные первесерации). Этот вид диспраксии характерен для поражения нижних отделов лобной коры, их связей с теменными отделами, а также нередко отмечается при поражении базальных ганглиев.

9. Виды апраксий

Поражение коркового уровня двигательных функциональных систем вызывает особый тип нарушений двигательных функций – апраксии.

Апраксии – это нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами. Не сопровождаются элементарными двигательными расстройствами.

Классификация апраксий по А.Р. Лурия (1962).

1 форма. Кинестетическая апраксия — форма апраксии, при которой движения больных становятся плохо управляемыми (симптом: «рука—лопата»). Нарушаются движения при письме, апраксия позы (больные не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие — закуривание, наливание чая в стакан). Возникает при поражениях нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий (задних отделов коркового ядра двигательного анализатора: полей 1,2, частично 40 преимущественно левого).

2 форма. Пространственная апраксия (апрактоагнозия) — форма апраксии, в основе которой лежит расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое — левое»), апраксия позы; трудности выполнения пространственно—ориентированных движений (больные не могут одеться, застелить постель). Возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и 39-го полей, особенно при поражении левого полушария или при двусторонних очагах.

3 форма. Кинетическая апраксия — форма апраксии, проявляющаяся в нарушении последовательности, временной организации двигательных актов. Связана с поражениями нижних отделов премоторной области коры больших полушарий (6, 8-го полей передних отделов коркового ядра двигательного анализатора). Проявляется в форме распада «кинетических мелодий» — нарушения последовательности, временной организации двигательных актов. Для этой формы апраксии характерны двигательные персеверации, то есть бесконечное продолжение раз начавшегося движения.

4 форма. Регуляторная апраксия — форма апраксии, проявляющаяся в виде нарушений программирования движений, отключении сознательного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и стереотипами. Возникает при поражениях конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов; протекает на фоне сохранности тонуса и мышечной силы. Для этой формы апраксии характерны системные персеверации, то есть персеверации не элементов двигательной программы, а всей программы в целом.

Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей мозга ведет:

к нарушению произвольной регуляции двигательных функций — к регуляторной апраксии в виде эхопраксии (подражательные движения) и в виде эхолалии (повторение услышанных слов). Также страдает письмо и рисование.

к псевдоагнозии — нарушению произвольной регуляции зрительного восприятия, которое имитирует дефекты, возникающие при предметной зрительной агнозии. В отличие от истинных агнозий, они менее стабильны, могут быть скомпенсированы.

Читайте так же:  Чувство собственной важности

к нарушению произвольной регуляции слухового восприятия — трудностям оценки и воспроизведения звуков (например, ритмов). При оценке ритмов у больных легко проявляются персевераторные ответы.

к тактильным псевдеагнозиям — трудностям опознания на ощупь серии тактильных образцов (фигур доски Сегена), в этом случае у больных появляются ошибочные персевераторные ответы.

к псевдоамнезии — нарушению, проявляющемуся в трудностях произвольного запоминания и произвольного воспроизведения любых по модальности стимулов. Это сочетается с трудностями опосредования или семантической организации запоминаемого материала.

к нарушению произвольной регуляции интеллектуальной деятельности — расстройству произвольной регуляции, при котором больные не могут самостоятельно анализировать условия задачи, сформулировать вопрос и составить программу действий. Они повторяют лишь отдельные фрагменты без взаимосвязи. Производят случайные действия с числами, не сличая полученные результаты с исходными данными. Интеллектуальные персеверации — симптом нарушения произвольной регуляции деятельности, проявляющийся в инертном повторении больным одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.

Апраксия у детей

Апраксия — сложнейшее нейропсихологическое отклонение. Его характерной особенностью является невозможность выполнения двигательных движений на уровне их формирования. Такое расстройсвто не связано со слабым мышечным тонусом или нарушением координации. Речь идёт о нервной патологии, которая является вторичным признаком ряда заболеваний.

Апраксия является признаком повреждения теменной доли головного мозга. Поражение долей может произойти по различным причинам:

  • постоянное нарушение кровотока головного мозга,
  • развитие слабоумия,
  • черепно-мозговые травмы и сотрясение мозга (при сильных ударах головой, падении с высоты, серьёзных ДТП),
  • менингит и энцефалит,
  • другие воспаления головного мозга,
  • болезни Паркинсона и Альцгеймера,
  • кисты и опухоли головного мозга любой природы.

Часто выявить наличие отклонения возможно только при проведении специальных нейрохирургических исследований и простейших тестов. В зависимости от клинической картины выделяют несколько типов апраксии.

При амнестической апраксии у маленьких пациентов наблюдаются:

  • неспособность выполнить ряд последовательных действий, обозначенных врачом,
  • это связано с тем, что ребёнок не помнит, что ему следует делать после выполнения первого движения,
  • при этом он в состоянии повторить все действия за врачом вне зависимости от сложности движений.

При идеаторной апраксии проявляются следующие симптомы:

  • выполнение отдельных движений,
  • невозможность выполнить их в определённой последовательности.

Для конструктивной апраксии характерна невозможность собрать предмет из отдельных частей (например круг из двух полукругов, квадрат из спичечных коробков и тем более пазл любой сложности).

При апроксии ходьбы невозможно ходить, вызвано это не слабостью мышц и костей, а именно невозможностью нейронов подать сигналы для выполнения последовательных действий, приводящих к шаганию.

Апраксия одевания диагностируется у тех, кто не может самостоятельно одеваться. Надеть носки и верхнюю одежду детишкам одинаково невозможно.

Для апраксии открывания век становится невозможным самостоятельно открыть глаза без повреждений век и глаз.

Диагностика апраксии у ребёнка

Как было сказано выше, зачастую данное расстройство выявляется случайно при прохождении нейропсихологических тестов.

Для подтверждения диагноза и выявления его причин необходимо проведение комплекса диагностических мер:

  • сбор и анализ анамнеза,
  • тщательный неврологический осмотра на чёткость речи, правильность походки, наличия крепкой координации,
  • магнитно-резонансная томография головного и спинного мозга,
  • проведение опросов, тестов,
  • беседы с ребёнком.

Большинство процедур возможно проводить только в среднем возрасте, когда ребёнок умеет говорить и вести беседу с посторонним человеком.

Осложнения

На первый план выходят осложнения, связанные с развитием и прогрессированием основного заболевания.

Сама апраксия для детей может быть опасна:

  • травмированием,
  • трудностями в трудовой деятельности и жизнедеятельности в целом,
  • проблемами в вопросах самостоятельного ухода,
  • сложностями социализации и адаптации в коллективе,
  • инвалидизация.

Что можете сделать вы

При таком диагнозе родители должны беречь ребёнка от случайного травмирования. Гораздо безопаснее будет соблюдать постельный режим и всегда наблюдать за малышом (наблюдение могут проводить врачи, родители или другие близкие родственники маленького пациента).

Далее важно определить основное заболевание и начать его лечение. Терапия должна проводиться только специалистами. Для максимально эффективного лечения следует:

  • выполнять все назначения врача,
  • отказаться от методов самолечения,
  • не обращаться к сомнительным психологам, экстрасенсам и другим “профессионалам”,
  • ограничить контактирование ребёнка с инфицированными людьми,
  • беречь малыша от воспаления и других инфекций.

Что делает врач

Не существует направленного лечения против апраксии. Для её устранения необходимо выявить причину и излечить основное заболевание, после которого произойдет восстановление нейропсихических функций.

Для лечения первопричины апраксии могут использоваться:

  • медикаментозное лечение — направленное на устранение воспаления и очага инфекции,
  • проведение физиопроцедур — для восстановления функциональности повреждённых долей головного мозга,
  • хирургическое вмешательство — удаление новообразований головного мозга.

Профилактика

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальных мер по предупреждению апраксии не сущесвтует. Для снижения риска развития данной патологии у детей их родителям следует:

  • минимизировать риски травмирования (не отдавать ребёнка в экстримальные виды спорта, использовать защиту при занятиях спортом и во время прогулок, быть аккуратными за рулём, соблюдать все меры безопасности при передвижениях),
  • поддерживать здоровый образ жизни ребёнка,
  • отказаться от вредных привычек,
  • сбалансированно и рационально кормить малыша,
  • следить за полноценным отдыхом (крепкий сон ночью, ежедневные прогулки на свежем воздухе),
  • укреплять и поддерживать детский иммунитет,
  • своевременно лечить все инфекции и воспаления,
  • поддерживать нормальное артериальное давление,
  • регулярно проходить профилактические медицинские осмотры,
  • при любых изменениях в здоровье обращаться к педиатру.
Что такое апраксия виды апраксий у детей и взрослых
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here