Детский эгоизм

Сегодня предлагаем обсудить тему: "детский эгоизм". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Ваш ребенок — эгоист?

– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем?
– Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!

Из разговора в автобусе

Действительно, как случается, что наш чудный ребенок вырастает махровым эгоистом? Не сразу же это происходит? Почему мы замечаем беду слишком поздно? Можно ли что-то поправить?

Давайте разберемся. Детский эгоизм – абсолютно нормальное и, главное, общее явление. Ребенок рождается с генетически заданной задачей – выжить в этом мире. До года ребенок занят обеспечением своего комфорта и громко извещает нас, если этот комфорт нарушен: если он голоден, намок или неудобно лежит, мы узнаем об этом сразу. Мы терпеливо за ним ухаживаем, даже не думая обвинить его в эгоизме, хотя он живет только для себя за счет других – нас. С года до двух лет ребенок адаптируется в мире: начинает ходить, говорить, осваивать многие навыки. Он – в центре внимания семьи, вокруг него все вертится, но никто не называет его эгоистом. От двух до трех лет самое главное для малыша – игра. Знаете по опыту, как трудно оторвать его от игрушек. Он готов отказаться от еды, удобств, и спать его можно уложить только с полюбившейся игрушкой. И это тоже нормальный возрастной эгоизм, поэтому в психологии он носит название здорового эгоизма. Ребенок, по существу, проявляет здоровую защитную реакцию.

[1]

С трех лет (иногда чуть раньше, иногда – позже) ребенок начинает осознавать свое «я». Первый показатель этого – появление местоимения «я» вместо «он» (или своего имени в третьем лице). Слышим: «Я хочу гулять, есть, пить. » – вместо: «Вова хочет. » В этот период начинают прорастать зачатки взрослого эгоизма – уже не здорового. Взрослый эгоизм – это ценностная ориентация человека в своей деятельности и поведении на своекорыстные личные интересы без учета интересов других людей. У ребенка этот вид эгоизма вначале мало заметен. Он маскируется тем, что ребенок вступает в стадию необходимой адаптации к социальной среде. Иными словами, он получает свой собственный опыт жизни в отношениях с людьми. Опыт этот может быть и положительным, и отрицательным.

Посмотрим вначале, как складывается социальный опыт ребенка в семье. Тут, как говорится, возможны варианты.

Здоровый эгоизм подразумевает стремление ребенка ко всему положительному, радостному, приятному, что способствует его росту и самоутверждению. Именно поэтому он пристает к вам с бесконечными просьбами посмотреть, как он нарисовал (построил, сломал, помыл, сделал) что-то сам. «Я» не сходит с языка ребенка. Это не зазнайство, не хвастовство – это потребность заявить о себе и найти свое место среди других. Ребенку нужна ваша оценка, потому что сам он еще не ориентируется в «хорошо» и «плохо». Только оценка со стороны позволяет ему научиться оценивать себя, поэтому не останавливайте его в этом процессе адаптации. А вот дальше многое зависит от вас. Если в семье преувеличивают значение личности ребенка, восхищаются всеми его поступками, обсуждают в присутствии ребенка его способности и таланты, сравнивают его с другими, менее успешными, детьми – значит, неизбежно сеют семена чрезмерного себялюбия, формируют у ребенка эгоизм.

Существует мнение, что единственный ребенок в семье обязательно вырастает эгоистом. Не обязательно. Но родительского труда потребуется значительно больше, чем в многодетной семье, где проблема эгоизма практически не возникает. Для детей из большой семьи естественно, что родители принадлежат им всем, а большего внимания требуют малыши.

Совсем не так складываются отношения с двумя детьми, особенно если они сильно различаются по возрасту. Привыкший быть центром семьи старший ребенок «вдруг», «внезапно» лишается всеобщей заботы и внимания. Не думайте, что тут-то его сформированный эгоизм и разрушится. Если родители заранее не подготовят первенца к роли важного помощника, любимого старшего ребенка, к его эгоизму присоединится ревность – губительное и разрушительное чувство. Ревность, усиливая эгоизм, превращает его либо в эгоцентризм, либо в форму отчужденного эгоизма. И то и другое плохо и психологически тяжело ребенку. В случае отчужденного эгоизма ребенок получает комплекс «нелюбимого ребенка». Комплекс может быть настолько стойким, что иногда остается на всю жизнь, сопровождаясь несправедливым чувством обиды на родителей и младшего ребенка. Обычно младшие обожают старших, стараются подражать им во всем. Старшие же, повторяю, если они не подготовлены к новой роли, вымещают свою обиду на младших.

Если исходить из того, что главной обязанностью родителей является научение ребенка обходиться без них, то можно констатировать, что родители, воспитавшие эгоистов, своей задачи не выполнили.

Эгоизм расцветает в семье. В детской же среде он быстро обнаруживается и получает отпор. Поэтому не замыкайте ребенка в семье, расширяйте зону его общения со сверстниками.

Теперь выйдем за рамки семьи. Ребенок адаптируется в социальной среде, его опыт разнообразен (дал игрушку – отнял игрушку, помог младшему забраться на горку – толкнул с горки, обнял – ударил и т.п.). Если взрослые отмечают только плохие поступки ребенка, а хорошие воспринимают как должное, никак не поощряя их, у ребенка появляется повод для озлобления. Возникает форма отчужденного эгоизма. Постоянные обвинения в эгоизме могут привести к принятию ребенком образа «эгоиста». (Особенно это характерно для школьного возраста.) Этот образ может даже понравиться ребенку, потому что такая позиция освобождает от ответственности, от душевных переживаний за плохой, эгоистический поступок. «А я такой!» – закрепление этого образа может привести к самоуважению ребенка своей «крутостью», когда он «всех построил» – от мамы до учительницы. Сформированный таким негативным образом эгоизм порождает в будущем трудных подростков.

Попытаемся перечислить типичные ошибки родителей, которые ведут к формированию эгоизма у детей:

1. Преувеличение значения личности ребенка. Речь идет, конечно, не о занижении, но об адекватности оценки: не хвалите без причины, не замалчивайте реальных достоинств ребенка.

2. Навязывание ребенку собственных прагматических установок и своих желаний снижает мотивацию и интерес к жизни у ребенка.

3. Выполнение необходимых дел за детей лишает их собственной инициативы.

4. Личный эгоистический пример родителей при декларации нравственных норм. Нравственные представления детей при этом становятся неопределенными из-за внутреннего конфликта.

5. Подкуп детей: плата за дела по дому, за школьные отметки. В этом случае ребенок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Собственная оценка переносится, таким образом, с морально-этических принципов на денежное выражение. Кроме того, плата снижает энтузиазм и творческий потенциал человека.

6. Большая (чрезмерная) воспитательная активность семьи снижает самооценку ребенка, подавляет его и ведет к психологической незрелости.

Что делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребенка или хотите предотвратить их? Дадим несколько советов:

    Снимите мелочную опеку с ребенка (разбудить утром, чтобы не проспал; напомнить о необходимых делах; сидеть рядом при выполнении уроков; обслуживать за едой и после и т.п.).

    Читайте так же:  Как перестать много есть

    Дайте ребенку возможность получить отрицательный опыт его действий или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решений. Этот опыт ребенку действительно более ценен, чем навязываемое вами готовое решение.

    Приучайте его к посильной помощи дома, к деланию для всех, а не только для самообслуживания.

    Интересуйтесь не только делами ребенка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей.

    Расширяйте социальную среду ребенка, учите его жить в ней.

    Самый же действенный и надежный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребенка – воспитать в нем противоположное качество. Эгоизму противостоит альтруизм. О нем и поговорим.

    Альтруизм обозначает формы поведения человека, ориентированные на сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Альтруизм у дошкольников проявляется в симпатии, доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка, в общей «покладистости». У школьников становятся более выраженными принципы справедливости (справедливый поступок может ущемить собственный интерес), принцип уважения другого человека, принцип человеколюбия или соучастия. Крайний случай альтруизма – «живи для других».

    Предполагаю, что многие читатели уже усмехнулись: «Ну и зачем нам это воспитывать?». Действительно, в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересах ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса. Зачем же своими руками ущемлять собственный интерес? Но ведь мы не хотим, чтобы наш ребенок был изолирован, обособлен от друзей, близких, вообще от других людей? Мы хотим, чтобы он был счастлив и любим в своем окружении. Для этого он должен считаться с интересами других и даже помогать в их реализации. Для эгоиста это невозможно, а для альтруиста (или скажем мягче – для склонного к альтруизму человека) это легко, приятно и радостно.

    Альтруизм – явление удивительное и всеобъемлющее, присущее всему животному миру. Начиная с Ч. Дарвина многие ученые наблюдали явление альтруизма у насекомых и животных. Было выдвинуто предположение об особой роли альтруизма в эволюционном процессе. В.П. Эфроимсон в работе «Родословная альтруизма» подтвердил наблюдения ученых. Он выдвинул идею о наследственном механизме этических начал, считая, что эволюция создала преемственно передающийся комплекс этических реакций. Так, например, выживаемость в группах живых существ, где альтруизм закреплен генетически, оказалась выше, чем в тех, где этого явления обнаружено не было. Наблюдения отечественных клинических врачей за больными показали, что быстрее выздоравливают, имеют меньше осложнений и больший процент выживаемости те из них, кто меньше сосредоточен на себе и больше помогает другим, то есть альтруисты.

    В 1990 году группа израильских ученых под руководством Эбштейна объявила о нахождении «гена риска» у некоторых людей. Для них был характерен неоправданный риск – поиск экстремальных для себя ситуаций, склонность к рискованным пробам наркотиков и т.п. Другими словами, прослеживаются эгоистическая направленность поведения этой группы людей и игнорирование ими чувств других людей.

    Следующим шагом в исследованиях ученых было нахождение «гена альтруизма». Были взяты образцы крови у 354 членов многодетных семей и одновременно проведены психологические исследования для выявления качеств самоотверженности и бескорыстия, характерных для альтруизма. У двух третей испытуемых оказались достоверными совпадения психологических и генетических характеристик. В перспективе у ученых – исследования сотрудников МЧС, выбравших помощь другим (часто с риском для себя) своей профессией.

    Интерпретировать эти исследования пока рано: они находятся в стадии проработки. Будут ли сделаны выводы в пользу генетической обусловленности качеств эгоизма и альтруизма в человеке или они не подтвердятся, нам все равно надо воспитывать наших детей с наибольшей пользой для них. А это значит – охранить их от эгоизма. Но можно ли воспитать альтруизм и как это сделать?

    Начните с воспитания у ребенка эмпатии. Эмпатия – это способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, умение поставить себя на их место, понять их состояние, мысли и чувства. Уже из определения понятно, что в эмпатии совсем нет места эгоизму. Различают два вида эмпатии – сопереживание (переживание тех же чувств, которые испытывает другой человек) и сочувствие (понимание ситуации, но чувства при этом могут быть иными). Если ребенка научить сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям и т.д., это обеспечит ему профилактику от эгоизма, облегчит жизнь среди других людей и даст ему больше шансов на успешную жизнь в обществе.

    Альтруизм полезен и жизненно необходим. Похоже у человечества нет другого выхода, кроме как стать альтруистичным.

    Детский эгоизм

    Все чаще от родителей можно услышать фразу, что их ребенок – эгоист. Но произнося эти слова, каждый закладывает в них свой смысл. Одни родители говорят про эгоизм, совсем не понимая, что это такое на самом деле. Другие понимают, но гордятся происходящим, а третьи, понимая сложность ситуации, просто не знают, как ее исправить. Так что же это — детский эгоизм?

    Юлиан Тувим: «Эгоист — это человек, думающий о себе больше, чем обо мне». Эгоистом можно назвать человека, который думает только о себе и своих потребностях. Такой человек не умеет сопереживать, и ему неважно, что происходит вокруг.

    Постоянное захваливание приведет к тому, что малыш будет думать, что он самый-самый, а все окружающие — ничто. Удовлетворение прихотей и капризов, задаривание игрушками, потакание всем желаниям («купи», «хочу», «принеси») постепенно воспитывают домашнего тирана. С возрастом растут требования, вымогательство становится чертой личности, а привычка думать только о себе порождает душевную черствость. К тем же последствиям приводит и привычка родителей демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду и т.п. Вредной ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физического усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Это лишает детей собственной инициативы. Так формируется иждивенческая жизненная позиция. Холодное и безразличное отношение к ребенку порождает бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собственный интерес.

    Часто встречаются родители, которые специально растят эгоиста. Они убеждены в том, что в современное время по-другому просто не выживешь. В такой ситуации стоит подумать о следующем: человек, что с детства не знает ни в чем отказа, в будущем не сможет получить желаемое по той причине, что просто не знает, как этого добиться. К тому же общение с людьми эгоистами в обществе сводится к минимуму.
    Подкуп детей: плата за дела по дому, за школьные отметки. В этом случае ребенок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Чрезмерная воспитательная активность семьи снижает самооценку ребенка, подавляет его и ведет к психологической незрелости.
    Самый же действенный и надежный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребенка – воспитать в нем противоположное качество.

    Эгоизму противостоит альтруизм. Альтруизм у дошкольников проявляется в симпатии, доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка». А лучше всего начать воспитывать в ребенке эмпатиию – способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, умение поставить себя на их место, понять их состояние, мысли и чувства). Если ребенка научить сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям и т.д., это обеспечит ему профилактику от эгоизма, облегчит жизнь среди других людей и даст ему больше шансов на успешную жизнь в обществе.

    Читайте так же:  Эмоциональная нестабильность

    Родительский лекторий во 2-м классе. Тема: «Причины детского эгоизма и пути его устранения»

    Цели:

    1. Оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.
    2. Усовершенствование способов передачи информации и приёмов изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей.

    Оборудование: Презентация.

    Ход собрания

    Как случается, что чудесный, замечательный, любимый ребёнок становится эгоистом? Ведь это происходит не сразу? Почему родители замечают беду слишком поздно? Можно ли что-то поправить?

    Давайте разберёмся. Детский эгоизм – совершенно нормальное и, главное, общее явление. Ребёнок рождается с генетически заложенной задачей – выжить в этом мире. Посмотрим, как складывается социальный опыт ребёнка в семье. (Слайд 2).

    Здоровый эгоизм подразумевает стремление ребёнка ко всему положительному, радостному, приятному, что способствует его росту и самоутверждению. Именно поэтому он пристаёт к родителям с бесконечными просьбами посмотреть, как он что-то сделал, нарисовал, построил «сам». Слово «Я» не сходит с языка ребёнка. Это не зазнайство, не хвастовство – это потребность заявить о себе и найти своё место среди других людей. Ребёнку нужна ваша оценка, потому что он сам ещё не ориентируется: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Только оценка со стороны помогает ему научиться оценивать себя, поэтому не останавливайте его в этом процессе адаптации. Здесь многое зависит от вас.

    Если в семье преувеличивают значение личности ребёнка, восхищаются всеми его поступками, обсуждают в присутствии ребёнка его способности и таланты, сравнивают его с другими, менее успешными детьми, значит, неизбежно сеют семена чрезмерного себялюбия, формируют у ребёнка эгоизм. (Слайд 3).

    Удовлетворение прихотей и капризов, задаривание игрушками, потакание всем желаниям («купи», «хочу», «принеси») постепенно воспитывают домашнего тирана. С возрастом растут требования, вымогательство становится чертой личности, а привычка думать только о себе порождает душевную чёрствость. Не хочется запугивать слишком «заботливых» родителей, бабушек и дедушек, но эгоизм имеет и ещё более тяжёлые последствия, принимая разные формы. (Слайд 4).

    Например, эгоизм иногда принимает форму эгоцентризма. Это полная неспособность принять или даже допустить возможность другой, отличной от своей, точки зрения. Это невозможность понять мотивацию или моральные основания поступков других людей. Это невозможность адекватно и объективно передать информацию другим людям. Согласитесь, что вступить в жизнь с таким багажом заведомо означает неудачу или серьёзные трудности в межличностных отношениях.

    Ещё одно грозное следствие «воспитанного» эгоизма – инфантилизм. Инфантил как должное принимает знаки внимания и заботу о себе, но ему и в голову не придёт забота о других. В его опыте нет самостоятельных решений. Поэтому для него характерно острое чувство незащищённости и потребность в опеке до старости. Если исходить из того, что главной обязанностью родителей является научение ребёнка обходиться без них, то можно сказать, что родители, воспитавшие эгоистов, своей задачи не выполнили. Эгоизм расцветает в семье. В детской же среде он быстро обнаруживается и получает отпор. Поэтому не замыкайте ребёнка в семье, расширяйте зону его общения со сверстниками.

    Попытаемся перечислить типичные ошибки родителей, которые ведут к формированию эгоизма у детей. (Слайд 5).

    1. Преувеличение значения личности ребёнка. Речь идёт, конечно, не о занижении, но об адекватности оценки: не хвалите без причины, но и не замалчивайте успехов реальных достоинств ребёнка.
    2. Навязывание ребёнку собственных прагматических установок и своих желаний снижает мотивацию и интерес к жизни у ребёнка. (Слайд 6).
    3. Выполнение необходимых дел за детей лишает их собственной инициативы. Продумайте с детьми систему домашних поручений: заправить постель, помыть посуду, сходить за хлебом, прибраться в своей комнате…
    4. Личный эгоистический пример родителей при декларации нравственных норм. Нравственные представления детей при этом становятся неопределёнными из-за внутреннего конфликта. (Слайд 7).
    5. Подкуп детей: плата за дела по дому, за школьные отметки. В этом случае ребёнок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Кроме того, плата снижает энтузиазм и творческий потенциал человека. (Слайд 8).
    6. Большая (чрезмерная) воспитательная активность семьи снижает самооценку ребёнка, подавляет его и ведёт к психологическоё незрелости. (Речь об авторитарной педагогике).

    Что делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребёнка или хотите предотвратить его? Дадим несколько советов.

    1. Снимите мелочную опеку с ребёнка (разбудить утром, напомнить о необходимых делах, сидеть рядом при выполнении уроков, обслуживать за едой и после…)
    2. Дайте ребёнку возможность получить отрицательный опыт его действия или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решения. (Слайд 9).
    3. Приучайте его к посильной помощи по дому, к «деланию для всех», а не только для самообслуживания. (Слайд 10).
    4. Интересуйтесь не только делами ребёнка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей. (Слайд 11). Попробуйте провести нехитрый опыт. Покажите своему ребёнку фотографию класса и попросите рассказать о своих одноклассниках. Какие моральные оценки будут преобладать: позитивные или негативные? Сделайте вывод.
    5. Расширяйте социальную среду ребёнка. Учите его жить в ней. (Слайд 12).

    Много лет назад в нашем классе учился мальчик по имени Ян. Отношения с детьми не сложились с первого класса. Сначала он детей сторонился. Затем — пренебрегал. Разговоры с родителями плодов не принесли. Мама и папа проблемы не замечали, или старались не замечать. В очередной раз при моём общении с родителями мама мальчика произнесла фразу, которая заставила меня серьёзно задуматься: «Мой сын не для этого общества». А для какого? Иногда для некоторых людей поменять среду обитания (сменить класс, школу, переехать в другой город) – гораздо проще, чем изменить своё отношение к окружающим людям. Не повторяйте чужих ошибок.

    Самый действенный и надёжный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребёнка – воспитать в нём противоположное качество. Эгоизму противостоит альтруизм. Альтруизм обозначает формы поведения человека, ориентированные на сострадание и милосердие к другим людям. Многие родители могут подумать: «Зачем это воспитывать в детях?». Верно, в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересах ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса. Зачем же своими руками ущемлять собственный интерес? Но ведь родители не хотят, чтобы их ребёнок был изолирован, обособлен от друзей, близких, вообще от других людей. Все вы хотите, чтобы ваш ребёнок был счастлив и любим своим окружением. Для этого он должен считаться с интересами других и даже помогать в их реализации. Для эгоиста это невозможно, а для альтруиста (или склонного к альтруизму человека) это легко, приятно и радостно. Можно ли воспитать в ребёнке альтруизм?

    Можно начать с воспитания у ребёнка эмпатии. (Слайд 13). Эмпатия – это способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, умение поставить себя на их место, понять их состояние, мысли и чувства. В эмпатии нет места эгоизму. Различают два вида эмпатии: сопереживание и сочувствие. Если ребёнка научить сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям…, это обеспечит ему профилактику от эгоизма, облегчит жизнь среди других людей и даст ему больше шансов на успешную жизнь в обществе.

    Читайте так же:  Детские страхи

    Нам хочется, чтобы все дети были добрыми, отзывчивыми, могли вовремя прийти на помощь. Но не всегда можно разглядеть рядом того, кто нуждается в твоей помощи; того, кто стесняется или боится. Нужно внушить детям, что попросить о помощи – не стыдно.

    Есть такая притча. Однажды один из односельчан в разговоре с мудрецом посетовал на то, что окружающие его близкие люди слишком чёрствые и бездушные, не могут понять его проблем и переживаний, а сам он не решается им об этом говорить.

    Позже, когда они уже говорили о чём-то другом, мудрец наступил крестьянину на ногу. Крестьянин запнулся, но, не высвобождая своей ноги, продолжал рассказ. Тогда мудрец сильнее надавил на ногу. Мужчина вздохнул, но так и не сделал мудрецу замечание. Спустя какое-то время мудрец всё ещё продолжал давить на ногу собеседника, и тот, наконец, не выдержав, возмущённо спросил:

    -Учитель, почему ты стоишь на моей ноге? Мне же больно!

    -Извини, — сказал, спешно убирая ногу, мудрец, — я не знал, что тебя это беспокоит, ведь ты молчал.

    Не нужно замалчивать проблемы, нужно учиться общаться с разными людьми, быть толерантными. Это – длительный путь преодоления эгоизма, как такового. (Слайд 14).

    Как справиться с эгоизмом ребенка

    Многим мамам и папам, воспитывающим детей-младших школьников, скорее всего, знакома ситуация: ребенок ведет себя эгоистично, думает только о собственных желаниях и потребностях и не желает считаться с окружающими. Родители недоумевают: быть может, причина в неправильном воспитании детей или так дает знать о себе влияние сверстников?

    По мнению экспертов, детский эгоизм формируется в семье. Одна из его причин – отсутствие внимания и любви к ребенку со стороны взрослых. Дети ждут от родителей не только подарков и денег, но и понимания, участия, искреннего интереса к себе и своим проблемам. Если «отклика» не происходит, у ребенка может возникнуть обида на «предков», а вместе с ней желание поступать по отношению к близким так же, как они поступают по отношению к нему.

    Еще одна распространенная причина детского эгоизма – неправильное поведение родителей. Если у матери с отцом на первом месте собственные желания и интересы, ребенок постепенно привыкает к тому, что подобное отношение к окружающим людям является нормой, и к возрасту семи-восьми лет превращается в эгоиста.

    Черты эгоизма проявляются у ребенка и тогда, когда родители стремятся удовлетворить его прихоти и капризы, пытаясь создать для него счастливое детство. В итоге он привыкает к своему привилегированному положению и к младшему школьному возрасту укрепляется во мнении, что его личные потребности должны стоять на первом месте.

    Многие знаменитые родители опасаются того, что их ребенок может вырасти эгоистом. О том, как происходит воспитание ее сына Александра, рассказывает певица и актриса Анастасия Стоцкая.

    [2]

    Как бороться с детским эгоизмом: 7 рекомендаций родителям

    Многие молодые родители считают, что после семи лет перевоспитывать детей уже поздно. Детский психолог портала «Я-родитель» дает полезные рекомендации мамам и папам, как побороть детский эгоизм и сохранить гармонию в отношениях с ребенком в этом возрасте.

    1. Обратите внимание на свое поведение и поступки

    Если ребенок наблюдает проявления эгоизма у собственных родителей, то не удивительно, если через некоторое время у него обнаружатся точно такие же качества. Помните, лучший способ правильно воспитать свое чадо – демонстрировать ему образцы соответствующего поведения.

    2. Поощряйте в ребенке желание делать добрые и полезные дела

    Начинайте приучать его помогать по дому, проявлять заботу о близких людях, совершать благородные поступки, например, делится чем-либо. Важно, чтобы ребенок осознал, что испытывать радость можно не только удовлетворяя собственные «хочу», но и доставляя ее другим людям. Постепенно вводите новые домашние обязанности для ребенка.

    О том, что делать родителям, если ребенок отказывается от своих обязанностей, вы можете узнать, посмотрев видеоконсультацию семейного психолога Риммы Теперик.

    3. Сделайте подборку «правильных» фильмов и книг

    Подберите для ребенка книги и мультфильмы, персонажи которых внимательно относятся друг к другу, уважают чужое мнение и проявляют заботу об окружающих. Давно замечено, дети лучше усваивают информацию на примерах из книг и кино: дела и поступки любимых героев заставят их глубже задуматься над собственным поведением, нежели советы и упреки родителей.

    4. Заведите домашнего питомца

    Если жилищные условия позволяют, заведите для ребенка домашнего питомца. Забота о домашних животных научит его ответственности и поможет стать заботливым.

    5. Воспитывайте в ребенке самостоятельность

    Не «душите» свое чадо чрезмерной опекой. Прекратите помогать ему в тех делах и задачах, которые он может выполнить сам. Не обязательно сидеть рядом, пока он делает домашнее задание, обслуживать его за столом, убирать за ним разбросанные по комнате вещи. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, это поможет избежать проблемы детского эгоизма.

    6. Поощряйте ребенка, когда он радуется успехам друзей

    После учебного дня или садика обязательно интересуйтесь тем, как ваш ребенок провел день. Спрашивайте его не только о том, что нового он узнал, но и о делах его друзей. Стимулируйте его положительно оценивать достижения сверстников.

    7. Не выясняйте отношения при ребенке

    Старайтесь не выяснять отношения в присутствии ребенка, поскольку это может разрушить картину его мира. Ощущение стабильности, предсказуемости и безопасности очень важно для детей, а его потеря усиливает склонность к эгоизму.

    Виктория Грицук

    Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.

    Консультация для родителей «Детский эгоизм»
    консультация (средняя группа) на тему

    Вложение Размер
    egoizm_detskiy.docx 46.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Подготовила: воспитатель Галиуллина Ф.М.

    МБДОУ «Детский сад № 25»

    К сожалению, у нас в обществе сейчас не самая благоприятная ситуация для легкого воспитания ребенка. Ребенок-эгоист стал уже привычным явлением. Но это не означает, что родители должны спокойно наблюдать, как их чадо оттачивает умение жить для себя. Почему милый кроха становится ребенком-эгоистом, и каким должно быть воспитание детей, чтобы этого избежать — давайте попробуем разобраться.

    Истоки детского эгоизма:

    Ни один малыш не пропускает стадию детского эгоизма. Генетическая программа толкает кроху к тому, чтобы он выжил любыми средствами. И мы не обвиняем младенца в эгоизме, хотя он сам ничего не делает для того, чтобы удовлетворить свои потребности, а только командует своим плачем. Малыш является в этом возрасте центром Вселенной. А потом, ура, он пошел, сказал первое слово, получил новый навык — и опять он в центре.

    После двух лет кроха демонстрирует зачатки здорового эгоизма. Проявляется это в том, что он готов отказаться от всех благ ради чего-то желанного. Не будет есть, спать, только бы поиграть с любимой игрушкой.

    Три года — это особый рубеж, когда приходит осознание своего «я». И именно в этот момент мы можем помочь появлению в малыше нездорового эгоизма. Проблема в том, что замечаем мы его не сразу, думая, что карапуз просто ищет себя в общении, адаптируется.

    Читайте так же:  Межгрупповой конфликт

    Кроха стремиться в своем развитии ко всему радостному и приятному. Он иногда не один раз спрашивает, красиво ли он нарисовал, хорошую ли башню построил, напрашивается на комплименты. И это нормально, положительные эмоции помогают развитию высокой самооценки. Это не относится к зазнайству и хвастовству. Карапуз жаждет знать ваше мнение, вашу оценку, чтобы сделать свои выводы. Однако не преувеличивайте заслуги крохи и его личность, не сравнивайте с менее успешными детишками.

    А если еще удовлетворять большинство прихотей и капризов, потакать всем желаниям, то ребенок-эгоист вам обеспечен. Вначале так приятно доставлять кроху радость, покупая все, что он хочет. Но потребности будут расти, а благодарности за ваши покупки вы не дождетесь.

    Со временем эгоизм может становиться чертой характера, принимая форму эгоцентризма. При нем человек не может даже допустить, что у кого-то другая точка зрения на какие-либо явления. Из-за этого он не может понимать других людей, не способен к объективности.

    Другая сторона «воспитанного» эгоизма – это инфантилизм. Такой человек считает, что окружающие должны о нем заботиться, но сам заботиться о ком-то не способен. Он несамостоятелен, некритичен по отношению к себе, имеет чувство незащищенности и является вечным ребенком.

    [3]

    Ошибки родителей, ведущие к появлению ребенка-эгоиста:

    1. Постоянное восхваление личности малыша. Конечно, не стоит и преуменьшать его значимость — оценка должна быть адекватной. Для похвалы должна быть причина, реальные достоинства карапуза должны быть замечены.

    2. Выполняют какие-то задания и обязанности вместо ребенка, чем лишают их инициативы.

    3. Родители говорят о нравственных нормах, но сами постоянно проявляют эгоизм. Такое несоответствие вызывает в ребенке неопределенность и внутренний конфликт.

    4. Оплата за действия: за каждое дело по дому, за хороший поступок, школьные отметки. Постепенно это ведет к тому, что ребенок перестает ценить собственно поступки, видя в них лишь деньги. Плата может охлаждать творческий потенциал растущего человечка. Ведь иногда так приятно помочь маме, чтобы мамочка улыбнулась и похвалила, а не для того, чтобы получить за помощь пять рублей.

    5. Чрезмерная воспитательная активность родителей может снижать самооценку отпрыска и приводить к психологической незрелости.

    Детский эгоизм:как с ним бороться?

    Что такое эгоизм, в каком возрасте появляются у детей его ростки, как предупредить развитие детского эгоизма и не перепутать его с другими качествами. Эти и многие другие вопросы тревожат родителей во время воспитания детей. Давайте вместе разберемся в этом вопросе и начнем с самого рождения ребенка.

    Ребенок до года озабочен личным комфортом. Все его возмущения направлены на защиту своего благополучия. Если здесь говорить о детском эгоизме, то это эмоциональная защита, принцип выживания.

    Ребенок 2-3 лет исследует мир и примеряет его на себя. Его больше всего интересует игра. И ради этой забавы он готов частично пожертвовать своим комфортом. Потребность человечка в движении и развитии не соизмеряется со спокойствием окружающих. И здесь тоже нет его эгоизма.

    В возрасте 3-7 лет ребенок кроме комфорта, игры, испытывает потребность «быть хорошим». Вот здесь появляется почва, на которой очень хорошо работать вооруженному родителю, для профилактики формирования эгоизма.

    Предупреждаем детский эгоизм

    Где-то в возрасте около 4 лет следует малышу объяснять, что он живет в семье. В этой семье есть другие люди со своими интересами, со своими желаниями. Очень важно ребенку объяснить, что его любят, но любят и других членов семьи, о них тоже заботятся, с уважением относятся к их желаниям.

    В этом возрасте можно договариваться с ребенком и объяснять что «хочу здесь и сейчас» не всем удобно. А чтобы было удобно всем, следует искать компромиссы.

    Часто на ребенка вешают ярлык – «эгоист». Но это в корне не правильно. Обзывая ребенка, таким образом, взрослые дают ему направление неверного поведения. За него выбирают ошибочную модель поведения, ребенок как губка берет Ваш мнимый совет за правило.

    Навешивая ярлыки, можно сформировать мнение у ребенка: «Я плохой, и я буду себя вести всегда плохо, но я всегда буду добиваться того, что хочу, и меня не интересует что всем плохо». Формируются детские страхи, которые угнетают ребенка.

    Иногда за эгоизм ребенка воспринимают совсем другие проявления

    — Ребенок съел что-то вкусное и не оставил другим. А возможно он был просто голоден?

    — Ребенок всегда поступает по-своему. Это скорее задатки лидерства, а не проявления эгоизма.

    Постарайтесь понять мотивы поведения ребенка. Проявления детского эгоизма наивны. Родителям следует правильно реагировать в таких случаях. Мягкая реакция, грамотная подсказка помогут сделать верную коррекцию поведения ребенка.

    Грубые высказывания ранят и отталкивают ребенка. Агрессивная реакция родителей по любому поводу имеет плохие последствия. Детская обида воспитывает в ребенке непослушание и часто бывает источником нарушений общепринятых правил поведения.

    А, между прочим, эгоизм – это нормальное здоровое чувство. Польский поэт прозаик Юлиан Тувим очень точно выразился по поводу определения эгоиста. «Эгоист – это человек, думающий о себе больше, чем обо мне».

    Человек должен иметь и преследовать свои интересы. О себе он должен думать больше и это разумно. Собственное «Я» ребенка следует хранить – это источник самореализации человека. С другой стороны, эгоизм человека – источник страданий окружающих

    Когда идет пренебрежение интересов окружающих ради своих собственных интересов сознательно, вот это уже эгоизм. И здесь следует работать с ошибками воспитания. Ребенок хочет быть «хорошим» и поймет, что не надо обижать людей, таких нигде не любят.

    Если ребенок усвоит эти истины, его проще научить искать баланс между чужими и личными интересами.

    Единственная ситуация жесткого (но не жестокого) поведения родителей, когда следует пресекать проявления эгоизма если оно направленно ребенком на вас. Родители не должны позволять ребенку руководить собой и ставить условия. Взрослым очень важно понимать, что если Вы живете только для ребенка, он потом будет жить только для себя, как Вы его научили, другого примера поведения он не знает. По этому, храните свое личное «Я», не потеряйте его в любви к ребенку. Вы думаете, что это проявление родительского эгоизма?

    Причины детского эгоизма

    21 февраля 2014 . Раздел Психология

    Эгоистическое поведение имеет под собой корни неправильного воспитания. Дети, страдающие эгоизмом, часто не могут найти себе применение во взрослой жизни. Они не имеют навыков правильного общения в обществе, не знают основных правил вежливости, этикета и норм поведения в социуме. Родители, воспитывая своего ребенка, часто не задумываются о том, что их воспитание может быть совсем не таким, как того требует современное общество.

    Ошибки родителей в воспитании ребенка:

    Мать-одиночка. В неполных семьях ребенок часто вырастает эгоистом. Происходит это потому, что малыш с самого детства видит перед собой лишь один принцип воспитания, чаще всего, женский. Особенно это касается мальчиков. Мать просто не может привить сыну правила мужского поведения. Она учит его вежливости и аккуратности, но ребенку так не хватает крепких объятий отца, твердого мужского слова. В таких случаях очень хорошо, если у ребенка будет мужской пример для подражания – дедушка, дядя, старший брат.

    Читайте так же:  Когда стоит обращаться к психиатру

    Излишняя любовь. Родители, которые все время хвалят ребенка, все делают за него, просто не дают ему самостоятельно сделать что-либо, принять какое-либо решение. Ребенок привыкает к тому, что он прав во всем, и любые его поступки будут восприниматься обществом только с положительных сторон. Во взрослой жизни такой человек никогда не прислушивается к чужому мнению, решает все сам и делает по-своему, даже если он не прав.

    Родительская занятость. Если родители устают на работе, либо слишком много времени уделяют личным развлечениям, они просто могут не заниматься воспитанием своего ребенка. Малыш не понимает, почему родители не обращают на него внимания, он часто злится на себя, считая, что он сам виноват во всем. Необходимо уделять ребенку максимум свободного времени, учить его правильному поведению, воспитывать его.

    Статья «Детский эгоизм»
    статья на тему

    Данная статья поможет родителям младших школьников разобраться в причинах возникновения детского эгоизма. В статье предложены практические советы о том, как не воспитать эгоиста.

    Вложение Размер
    Детский эгоизм. 14.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

    Постепенно дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

    Давайте рассмотрим типичные ошибки родителей, которые ведут к формированию эгоизма у детей.

    1ситуация. «Слепая», чрезмерная любовь, когда поведение, мысли, эмоции и действия родителей посвящены только одному — удовлетворению любой прихоти и всех желаний ребенка.

    Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания — ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.

    2ситуация. Хроническая опека со стороны родителей, которая не позволяет ребенку становиться самостоятельным.

    Вред приносит желание родителей освободить ребёнка от любых физических усилий, будь-то труд или самообслуживание. Так вырастают иждивенцы.

    Дефицит безусловной любви, внимания к ребенку, участия в его жизни и интересах, телесного контакта (объятий, поглаживаний), любящего взгляда (чаще взглядом предупреждают и наказывают малышей).

    Тёплые чувства, которые возникают у человека в ответ на проявленное к нему внимания, заражают и ребёнка – он тоже хочет такого ответного тепла и будет стремиться получить его. Это один из самых мощных механизмов воспитания.

    4 ситуация. Пример родителей с нездоровым эгоизмом и зацикленностью на себе. Дети от рождения познают мир через родителей, они впитывают все как губка, хотим мы того или нет. Учим нравственности, внимательности, доброте, щедрости, при этом проявляя личные эгоистические качества? Вряд ли будет польза от теории, не подтверждённой на практике.

    5 ситуация. Ссоры близких в присутствии ребенка разрушают не только самих взрослых, но самое ценное в раннем возрасте малыша.

    Для ребенка очень важно видеть то поведение, которого ждут от него, в исполнении окружающих. Это не только отношение взрослых друг к другу, но и реакция на это отношение.

    6 ситуация. Искусственное стимулирование хорошего поведения у ребенка определенным подарками, деньгами, выгодами.

    Оплата домашних дел или школьных оценок – не лучший метод воспитания. Ребёнок должен оценивать свои поступки, достижения или промахи, а не их денежную стоимость. Материальное поощрение в детском возрасте способствует снижению энтузиазма и истинного творческого начала.

    7 ситуация.Внешнее информационное воздействие на становление ребенка: влияние рекламы, компьютерных игр, мультфильмов, интернета и др.

    Нам хочется, чтобы все дети были добрыми, отзывчивыми, могли вовремя прийти на помощь.

    Все вы хотите, чтобы ваш ребёнок был счастлив и любим своим окружением. Для этого он должен считаться с интересами других и даже помогать в их реализации. Для эгоиста это невозможно.

    Что делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребёнка или хотите предотвратить его?

    Вот несколько практических советов, как не воспитать эгоиста:

    1. Снимите мелочную опеку с ребёнка (разбудить утром, напомнить о необходимых делах, сидеть рядом при выполнении уроков, обслуживать за едой и после…)

    2. Дайте ребёнку возможность получить отрицательный опыт его действия или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решения.

    3. Приучайте его к посильной помощи по дому, к «деланию для всех», а не только для самообслуживания.

    4. Интересуйтесь не только делами ребёнка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей.

    5. Расширяйте социальную среду ребёнка. Учите его жить в ней.

    6. Никогда и ни при каких обстоятельствах не эмоционируйте и не выясняйте отношения с близкими в присутствии ребенка! Это для вас должно стать законом.

    7. Сделайте подборку правильных фильмов, мультфильмов, развивающих игр, чтоб не кто-то там, а только вы формировали моральные ценности своего ребенка.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Людмила ПУТЛЯЕВА, психологВаш ребенок — эгоист?– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем? – Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!Из разговора в автобус.

    Методическая разработка урока по учебнику «Основы светской этики».

    Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика», тема урока «Альтруизм и эгоизм».

    Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт формирование личностных, метапредметных, предм.

    Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями «эгоизм» и «альтруизм», определяет со.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Данная презентация содержит определения основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации к известным литературным.

    Урок на тему «Альтруизм и эгоизм» в виде слайдов из презентации.

    Детский эгоизм
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here