Гиперактивный ребенок признаки и симптомы гиперактивности у детей до года

Сегодня предлагаем обсудить тему: "гиперактивный ребенок признаки и симптомы гиперактивности у детей до года". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Синдром гиперактивности у детей: симптомы, причины, лечение, коррекция

Синдром гиперактивности у детей — распространенное нарушение правильного функционирования центральной нервной системы. Состояние часто сопровождается дефицитом внимания. Синдром гиперактивности характеризуется признаками несдержанного поведения и повышенной возбудимостью. Дети с таким диагнозом находятся в постоянном движении, часто переключают фокус внимания, сложно сосредотачиваются на важных задачах. Малыши до 1 года, 2 или 3 лет проявляют повышенную тревожность, беспокойство. У детей дошкольного и школьного возраста в 4–8 лет появляется внезапная агрессия.

В некоторых случаях гиперактивность снижают стимуляторами, специальными препаратами, таблетками. Для назначения нужно обратиться к педиатру или детскому психологу. Чем раньше обнаружены симптомы и выявлены причины, тем быстрее можно начать лечение, а также заняться коррекцией поведения.

Симптомы синдрома гиперактивности у детей

При диагнозе «синдром гиперактивности» у ребёнка возникают трудности в обучении, а у родителей в его воспитании. Малыш испытывает сложности с речью, письмом, долго концентрируется на конкретных вещах. Запоминать важную информацию, а также удерживать внимание с каждым годом становится всё тяжелее.

Главными симптомами считаются:

  • рассеянность;
  • отсутствие усидчивости;
  • чрезмерная импульсивность;
  • беспокойные и лишние движения в теле;
  • неспособность контролировать эмоциональные всплески;
  • повышенная активная деятельность;
  • излишняя подвижность.

Симптомы и проявления гиперактивности у ребёнка

Возможны признаки неловкости, говорливости, повышенной расторопности. Первые проявления гиперактивности можно заметить у малышей до года. Иногда даже через несколько дней после рождения ребенка: сон неглубокий и быстрый, а бодрствование очень энергичное. Наблюдается также повышенная чувствительность к внешним раздражителям — эмоциональная реакция на свет, звук, движение и голос.

Причины гиперактивности у детей

Как и любое другое заболевание, нарушение работы центральной нервной системы имеет индивидуальные факторы возникновения в каждом конкретном случае. Можно выделить наиболее частые причины появления синдрома гиперактивности.

К ним относятся:

Если выявлены особенности ребёнка, вызванные гиперактивностью, важно начать своевременную терапию и профилактику прогрессирования нарушения. Чем младше малыш, тем легче изменить его поведение. Ведь в 5–7 лет у маленького члена семьи начинает формироваться характер.

Как лечат синдром гиперактивности у детей

После подтверждения диагноза врач назначает терапию и подбирает программу занятий для коррекции гиперактивности у ребёнка. Лечение состоит из следующих мероприятий:

  1. Приём лекарственных препаратов.
  2. Физиотерапевтические процедуры.
  3. Народные способы.
  4. БОС-терапия.
  5. Игры и занятия.

Лекарственные средства при гиперактивности назначаются только в крайнем случае. Когда альтернативные способы бессильны, а возбудимость со временем прогрессирует.

Лечение гиперактивности у детей медикаментами

Основные препараты, назначаемые при синдроме гиперактивности и дефиците внимания: антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы, симпатомиметики. Рассмотрим в таблице какие средства используют для улучшения состояния и какой эффект они оказывают:

Разновидность препаратов Действие средств
Антидепрессанты Улучшают метаболизм и передачу сигналов клеткам мозга. Повышают внимательность.
Психостимуляторы Нормализуют активность головного мозга, снимают возбудимость, агрессивность, импульсивное состояние.
Ноотропы Помогают обеспечить мозг кислородом, улучшают тонус, питание и усвоение глюкозы.
Симпатомиметики Благотворно влияют на кровообращение, нормализуют внутричерепное давление.

Средства применяются только по назначению врача.

Физиотерапевтические процедуры

Терапия производится уменьшенной дозировкой, чтобы избежать привыкания и побочных действий. Исследования показали, что приём препаратов улучшает состояние ребёнка. Однако после прекращения использования, симптомы возвращаются.

Физиотерапия назначается для нормализации кровообращения, снижения напряжения, а также для восстановления после родовых травм позвоночника или головы.

Физиотерапия при гиперактивности ребёнка
  • Инфракрасное облучение. Спазмированные, напряжённые мышцы прогреваются путём воздействия инфракрасных лучей. Проводится по 15 сеансов 2 раза в год.
  • Прогревание парафином. Терапия также основывается на воздействии тепла и налаживает передачу нервных импульсов. Курс из 20 процедур повторяется дважды в год.
  • Лечебная гимнастика. Проводится для укрепления позвоночного и плечевого отдела. Выполняется ежедневно.
  • Массаж. Нормализует кровообращение, служит профилактикой повышения внутричерепного давления. Проводится курсами: по 10 ежедневных посещений 3 раза в год.

Рекомендуется организовывать процедуры в комплексе, но только после одобрения ортопеда и невролога. Предварительно проводится рентгеновское обследование.

Лечение гиперактивности народными средствами

При лечении гиперактивности народными способами на помощь приходят успокаивающие травяные сборы, отвары, настои. К популярным средствам относят:

  • Травяные чаи. Мелису, ромашку, мяту — заваривают вместе или по отдельности. Растения снимают повышенную возбудимость.
  • Ароматерапия. Несколько капель эфирного масла мяты, лаванды или ладана добавляют в аромалампу и зажигают её на время сна малыша. Процедура успокаивает нервную систему и развивает сосредоточенность.
  • Настойки. Раствор с добавлением лимонника, левзея или женьшеня — действует как антидепрессант. При приёме улучшается обучаемость, концентрация, повышается общий тонус организма.

Народные средства при гиперактивности ребёнка

Важно понимать, что натуральные, природные препараты не всегда действуют положительно. В индивидуальных случаях существуют противопоказания. Поэтому перед использованием нужно проконсультироваться с врачом.

БОС-терапия или метод биологической обратной связи

БОС-терапия — инновационная методика лечения, воздействующая на биоэлектрическую мозговую активность. Процедура проводится с помощью аппаратно-программного комплекса «БОС-ЛАБ». Для терапии на специальные точки тела устанавливаются датчики. Ребёнку предлагается выполнить компьютерные задания, при этом контролируя свои биоритмы на мониторе. Программа наделена обратной связью в виде графических и звуковых сигналов.

Занятия проходят в игровой форме и хорошо воспринимаются ребёнком. Процедура стимулирует концентрацию, повышает внимание, снижает гиперактивность. У детей школьного возраста растёт успеваемость.

Рекомендуемое количество сеансов: 15–25. Результат заметен уже после трёх занятий, побочные действия отсутствуют. БОС-терапия помогает 95% пациентов. Эффект длится до 10 лет, зафиксированы случаи полного избавления от синдрома.

БОС-терапия при гиперактивности ребёнка
Читайте так же:  Психические расстройства у детей симптомы, лечение

Коррекция гиперактивности у детей занятиями

Для устранения гиперактивности в домашних условиях необходимо руководствоваться советами врача. Рекомендации специалистов:

Терапия с помощью процедур и назначенных препаратов — это только часть всех мер. Важно понимать, что для лечения синдрома гиперактивности и дефицита внимания необходим комплексный подход. Нарушение достаточно быстро развивается и прогрессирует. Дальнейшая жизнь ребенка, связанная с обучением, усидчивостью, может стать весьма сложной. Но если следовать вышеуказанным правилам, состояние можно взять под всесторонний контроль, снизить количество симптомов, окружив ребенка теплом и заботой.

Важно понимать, что малыш не виноват в своей гиперактивности. Дефицит внимания — это не прихоть, а желание получить поддержку. Ведь ни один метод терапии не заменит самую главную исцеляющую силу — любовь родителей.

Особенности лечения гиперактивности у детей дошкольного возраста

Многие родители замечают гиперактивность у детей дошкольного возраста, лечение которой должно происходить только под контролем врача. К тому же лечение должно начинаться только после установления точного диагноза.

Признаки и причины гиперактивности

В медицине эту патологию называют синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Можно выделить ряд ярко выраженных симптомов, которые помогут определить наличие этой особенности у вашего малыша:

  • Ребенок неусидчивый, но не потому, что ему хочется бегать, а просто так.
  • Его слуховое и зрительное внимание рассеянное, он не может сфокусироваться на одном предмете дольше пары секунд, долго слушать ему тоже не под силу.
  • У дошкольников наблюдаются трудности с освоением учебной программы.
  • Малыш нервный, суетливый, он совершает поступки импульсивно, при этом сам не может объяснить, почему сделал так, а не иначе.
  • Ребенку трудно расслабиться, он плохо спит и часто не может уснуть.
  • Из-за эмоциональной нестабильности малыш может часто плакать без явного повода.
  • Задержка речи.

При этом важно отметить, что гиперактивный ребенок не успокоится, если на него кричат или уговаривают. Если мама заметила эти симптому у своего малыша, то есть смысл обратиться к педиатру. Еще стоит проанализировать возможные причины подобного поведения малыша.

Факторы, которые способствуют развитию патологии:

  • осложнения во время беременности;
  • тяжелые роды.

Риск развития синдрома гиперактивности возрастает в несколько раз, если во время беременности мама страдала сильным токсикозом и повышенным давлением. Если же врачи диагностировали грудничку внутриутробную асфиксию, то это тоже приближает возможность развития гиперактивности.

На закладку и формирование нервной системы малыша непременно влияет образ жизни беременной мамочки. Не удивляйтесь, когда ребенок будет вести себя не так, как другие его сверстники, если вы всю беременность не жалели себя, тяжело работали, постоянно уставали и при этом баловались вредными привычками.

Предугадать протекание родов достаточно сложно. Если они были затяжными или, наоборот, слишком быстрыми, то возможно у ребенка позже будет обнаружена гиперактивность. Чтобы вовремя диагностировать патологию, нужно до 2 лет регулярно обследоваться у педиатра.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто мамы не уделяют должного внимания своему ребенку, и чтобы в глазах окружающих не выглядеть плохой матерью, списывают все на особенности поведения малыша. Часто можно услышать от мамочек, что их ребенок такой гиперактивный, что ничего с ним поделать нельзя. Но, возможно, малыш просто активный, а маме не хочется с ним возится? Попробуем объяснить, в чем кроется разница между активным и гиперактивным ребенком.

Гиперактивный малыш постоянно находится в движении и не может себя контролировать, а когда его силы на пределе, то он начинает плакать и падать в истерику, сам не понимая почему. В это же время активный ребенок просто любит подвижные игры, если его заинтересовать, то он с таким же увлечением будет часами рассматривать книжку или собирать пазлы.

Малыш с патологией говорит очень много и быстро, задает множество вопросов, но совершенно не интересуется и не выслушивает ответ, перебивает собеседника, игнорирует его обращения. Активный ребенок тоже много и быстро говорит, задает много вопросов, но с интересом выслушивает, что ему отвечают.

Гиперактивного ребенка уложить спать — колоссальные усилия. Кроме этого, у него могут наблюдаться частые расстройства желудка и аллергии. У физически развитого малыша проблем ни со сном, ни с едой, как правило, не замечается.

Гиперактивность малыша проявляется везде, независимо от того, в каком месте он находится, в то время как активный ребенок может менять свое поведение в зависимости от ситуации. Еще такой малыш не агрессивный, он сам не провоцирует скандалы, но при конфликте сдачу дать может. Гиперактивному малышу свойственно затевать драки и конфликтные ситуации на пустом месте, при этом в ход могут пойти не только кулаки, но и камни с палками.

Мамы могут взять себе на заметку характеристику и симптомы поведения малыша с патологией, но точно диагностировать проблему может только квалифицированный специалист.

Особенности общения

Никакие препараты, уколы и терапии не могут вылечить гиперактивность. Эта проблема — бич современного мира. Таблетки могут лишь скорректировать поведение ребенка в день приема медикаментов. Специальные препараты помогут малышу лучше координировать свои движения, снизить импульсивность.

Родители обязаны уделять должное внимание психологической стороне вопроса. Также важно начать лечение в период дошкольного возраста. Коррекция гиперактивности заключается в соблюдении нескольких важных правил.

Все умственные и физические нагрузки малыш с отклонениями должен делать в первой половине дня, желательно утром, когда малыш не устал. Все занятия должны проводиться с перерывами.

Гиперактивному малышу нужно давать четкие указания, если мама будет намекать ему на что-то в надежде, что он догадается, результата не будет. В воспитании такого малыша должна прослеживаться ясность, конкретика и последовательность. Но при этом нельзя лишать ребенка выбора. Если мама или папа в приказном тоне будут от него что-то требовать, не говоря о возможных вариантах, то ничего положительного они не получит, но истерика и нервные припадки обеспечены.

Читайте так же:  Большая зарплата грозит женщине депрессией

Что касается двигательной активности, то родители должны выбирать для своего гиперактивного малыша такие игры, чтобы в них отсутствовал элемент соревнования. Забудьте о показательных выступлениях и статических нагрузках. Больше пользы могут принести такие виды деятельности как плаванье, лыжный спорт, катание на велосипеде.

Родителям необходимо хвалить детей за успехи.

Мама должны приучать своего особенного малыша делать все последовательно. К примеру, сначала убрать посуду со стола, а потом ее помыть, а не прямо со стола брать и мыть тарелки.

Метод кнута и пряника в данной ситуации уместен. Мама должна поощрять ребенка за его хорошие поступки, чтобы он понимал, что слушаться взрослых (или что-то другое) — это хорошо. Откладывать поощрение не нужно. Сделал малыш хорошее дело — хвалите тут же. Но за некультурным и непослушным поведением должно последовать наказание. Нельзя ребенка бить или унижать при посторонних. Просто дома мама может ограничить его в чем-то. К примеру, если ребенок плохо себя вел с детками на площадке, то вечерние игры за компьютером отменяются.

Общаясь со своим гиперактивным малышом, мама должна быть предельно спокойной и хладнокровной. Особенно это касается ситуаций, когда малыш истерикой и криком пытается чего-то добиться. Но отстраняться от ребенка нельзя, несмотря на свою стойкость, мама должна показывать малышу свою любовь, чтобы он понимал, что мама это делает, потому что любит его.

Медикаментозное лечение

Как уже упоминалось, гиперактивность вылечить нельзя, однако немного подкорректировать поведение можно. После комплексного обследования и установки диагноза врач может назначить специальные стимуляторы. Но прибегать к такому методу лечения нужно при тяжелых формах патологии. Благодаря им малыш сможет концентрировать свое внимание на определенном предмете, игнорируя отвлекающие моменты.

Среди наиболее популярных препаратов можно выделить:

Видео (кликните для воспроизведения).

Также можно прибегнуть к помощи ноотропных препаратов. Это лекарства, которые оказывают активизирующее влияние на обучение ребенка, его умственную деятельность, улучшение памяти. Также они помогают повысить устойчивость головного мозга к травмам и интоксикациям. К таким препаратам относятся:

Один лишь прием медикаментов должного результата не окажет. С гиперактивностью нужно бороться комплексно. Кроме медикаментозной терапии необходимо прибегнуть к психотерапии и психолого-педагогической корректировке.

Что касается народных средств, то нельзя говорить о том, что народные методы могут полностью справиться с патологией. Они могут выступать как дополнительный инструмент во время корректировки поведения. Мама может заваривать ребенку успокоительные чаи из мяты, мелиссы и ромашки, однако перед тем как давать его малышу, нужно проконсультироваться с врачом.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок — отклонение или норма? Что делать, если в семье растет гиперактивный ребенок?

Период, когда малыш начинает ползать, один из самых беспокойных для родителей. Ему интересно все, и он стремиться получить доступ ко всем тайнам мира. Уследить за егозой порой бывает непросто. В этом возрасте активность абсолютно нормальное явление, она говорит о здоровье малыша и об успехах в развитии.
Другое дело, когда ребенок 9 месяцев не просто много двигается и долго не может усидеть на месте, а с головокружительной быстротой меняет занятия, игрушки, объекты своего внимания. Он даже минуту не может усидеть на руках у любимой мамочки. Такое поведение называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

СДВГ не является общепризнанно существующим заболеванием. Некоторые ученые отрицают, что оно имеет место, другие, напротив, выстраивают стройные теории, подтверждающие его реальность.
Под Синдромом дефицита внимания гиперактивности обычно подразумевают неврологическое расстройство, оказывающее влияние на поведение ребенка. Чаще всего гиперактивность у ребенка начинает проявляться в возрасте 2-3 лет, но и у малышей до года возможны проявления этого синдрома.В качестве причин возникновения этого синдрома врачи называют:

  • Патологию головного мозга
  • родовые травмы.

Если ребенок 7 месяцев вдруг начинает проявлять признаки гиперактивности, стоит обратиться к неврологу, он профессионально даст заключение о наличии или отсутствии у вашего малыша этого синдрома.

Проявляется СДВГ в гиперактивном поведении малыша, низкой концентрации внимания на чем-то и раздражительности.

Гиперактивный ребенок: что делать ?

Главной проблемой в воспитании гиперактивного ребенка становится не скорость передвижения, с этим мама вполне может справиться, а отсутствие концентрации внимания. Для того чтобы накормить чадо порой уходит целый час, а одевание на прогулку вообще не мыслимо без посторонней поддержки.

[1]

Преодолеть такое поведение ребенка можно только при помощи любви и безграничного материнского терпения. Убеждая, уговаривая и быстро реагируя на его интересы и настроения, можно достичь хороших результатов. «Достучавшись» до малыша следует быть внимательным к нему, пусть он знает, что мама его любит и всегда находится рядом.
В некоторых случаях неврологи прописывают малышам легкие успокаивающие травяные сборы. Назначать их самостоятельно не стоит, поскольку многие травы являются аллергенами.

Прежде чем начать регулярно принимать настои, следует сделать пробный день, когда вы определите, как именно прописанная травка действует на ребенка. Иногда то, что одного успокаивает, на другого оказывает возбуждающее воздействие.

Развитие малышей, подверженных гиперактивности, происходит гораздо медленнее, поэтому родителям стоит запастись терпением. Их чадо обязательно освоит все премудрости, но немного попозже. В этом нет ничего страшного, главное, чтобы ребенок 10 месяцев чувствовал себя здоровым и счастливым.

Читайте так же:  Резкий отказ от курения за и против

Гиперактивность ребенка складывается из любопытства, умноженного в несколько раз, высокой скорости передвижения и быстроты переключения внимания. Про таких детей говорят: «Наш пострел везде поспел».

Гиперактивные дети: признаки и симптомы гиперактивности у ребенка

Автор: Дарья Суртаева · Опубликовано 22.02.2019 · Обновлено 22.02.2019

Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Также она может носить названия гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром, синдром двигательной расторможенности. Расстройство вызвано нарушением функций центральной нервной системы у ребенка. Обычно гиперактивность проявляется в рамках диагноза СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Чаще этот диагноз встречается у мальчиков, так как они чаще рождаются более крупными и могут получить травму при родах. К тому же, у них позднее созревает мозг.

Код заболевания по МКБ 10 – F90.

Существует также термин вегетативная гиперактивность, который означает повышенную тахикардию, потливость, головокружение, сухость во рту.

Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях

Наиболее ярко гиперакинетический синдром проявляется у дошкольников и младших школьников.

Портрет гиперактивного ребенка выглядит примерно так.

Для детей первого года жизни характерны такие признаки гиперактивности:

  • У новорожденного ребенка могут наблюдаться мышечный гипертонус, двигательное беспокойство, возбудимость, нарушения сна. Следует отметить, что гипертонус необязательно приводит к развитию гиперактивности.

У ребенка до года гиперактивность проявляется так:

  • гиперактивный ребенок постоянно вертится;
  • совершает много лишних движений;
  • много плачет;
  • беспокойно спит;
  • может наблюдаться мышечный гипертонус;
  • его трудно накормить и уложить спать.

Обычно такие дети хорошо развиваются физически: они начинают сидеть, стоять, ползать и ходить раньше, чем их сверстники. Многие начинают самостоятельно ходить еще до года. При этом их чрезмерная двигательная активность может приводить к различным неприятностям, таким как падение с дивана, опрокидывание различных предметов. Даже самые бдительные родители не могут уследить за таким малышом.

Гиперактивный ребенок не может усидеть на одном месте, не реагирует на запреты взрослых, лишен чувства опасности. Кажется, что у него нет тормозов: он постоянно везде лезет, все хватает.

Очень рано такие дети перестают спать днем. Несмотря на отсутствие дневного сна, во второй половине дня они приходит в состояние повышенной возбужденности: капризничают, бегают. Их очень сложно уложить спать и вечером. Даже если мать физически удерживает ребенка, он пытается вырваться, вертится и долго не может успокоиться. Ночью он обычно крепко спит, причем сон может сопровождаться энурезом.

Если в младшем дошкольном возрасте эти признаки гиперактивности воспринимаются родителями и даже врачами, как энергичность и живость характера, то в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда ребенка начинают готовить к поступлению в первый класс и началу школьного обучения, проблемы становятся очевидными. Такие особенности гиперактивных детей, как неусидчивость, отвлекаемость, постоянная потребность в новых впечатлениях очень мешают игровой и учебной деятельности.

В школьном возрасте, когда от детей требуются внимательность и сосредоточенность, проблемы гиперактивных детей проявляются особенно ярко. Их мозг плохо перерабатывает информацию, обычно они начинают читать и писать позже, чем другие школьники. Учителя дают им негативную характеристику: они суетливы, невнимательны, не могут долго сосредоточиться на одном занятии. Плохо поддаются дисциплине, не могут спокойно сидеть на уроке, постоянно вертятся, разговаривают, отказываются делать задания, мешают учителям. В связи с этим в дневниках этих школьников уже в младших классах часто появляются замечания, в школу вызывают родителей.

Со сверстниками такие школьники также не находят взаимопонимания. С гиперактивным ребенком невозможно играть: он постоянно отвлекается и меняет правила игры; часто участвует в драках, обижает младших. Кроме того, гиперактивный ребенок дружит «поверхностно». Он легко заводит новых друзей и переключает на них все свое внимание, «предавая» старых.

Эмоциональная и волевая незрелость этих детей делает их легко поддающимися чужому влиянию. Часто гиперактивные подростки попадают в дурные компании, пробуют наркотики и алкоголь, не задумываясь о последствиях.

В большинстве случаев у подростков 14-15 лет симптомы гиперактивности постепенно сходят на нет и пропадают. Однако это не значит, что болезнь можно не лечить и поведение ребенка не нуждается в коррекции. Если не принять необходимых мер, детская гиперактивность может привести к глубокой форме социальной дезадаптации, которая значительно повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Причины гиперактивности

Причины расстройства до сих пор неясны. Существует несколько теорий, пытающихся объяснить, почему возникает гиперактивность у детей. Итак, причины гиперактивности могут быть следующими:

  • Наследственность – по данным некоторых исследований, до 57% родителей гиперактивных детей и подростков также страдали от синдрома гиперактивности.
  • Осложнения при беременности – вероятность развития симптомов гиперактивности выше у тех детей, чьи матери во время беременности страдали от токсикоза или повышенного давления, а также при гипертонусе матки. Гипертонус матки может привести к гипоксии плода, которая, в свою очередь, может спровоцировать гипердинамический синдром.
  • Вредные привычки матери во время беременности – риск развития симптомов гиперактивности увеличивается в том случае, когда матери во время беременности курят или употребляют алкоголь.
  • Осложнения при родах – стремительные или затяжные роды повышают риск развития синдрома гиперактивности.
  • Социально-психологические причины. Психологи считают, что неблагоприятная обстановка в семье и алкоголизм родителей могут также привести к развитию симптомов гиперактивности.

Диагностика

Прежде всего, родителям, которые заподозрили у своего ребенка синдром гиперактивности, необходимо обратиться за консультацией к неврологу. Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов:

  1. На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.
  2. Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.
  3. Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.
Читайте так же:  Меня бьёт муж

Лечение гиперактивности

Гиперактивность у детей и подростков лечат такие врачи, как невролог и остеопат. Хорошо, если дополнительно родители обратятся к психологу. При лечении гиперакинетического синдрома врач может использовать следующие методы:

[3]

  • Просветительская работа с родителями. Часто родители не понимают природу поведения своих гиперактивных детей. Их начинают раздражать постоянные проблемы ребенка с учебой и с дисциплиной. Такие дети непослушны, не могут самостоятельно делать уроки, задирают младших братьев и сестер: родителям с ними очень тяжело. К раздражению может присоединиться и чувство вины: родители укоряют себя в том, что не справляются с воспитанием. Задача врача – объяснить родителям, что такое гиперактивность. Они должны понять, как и почему возникли ее симптомы у их ребенка и прислушаться к рекомендациям врача, которые помогут коррекции его поведения.
  • Остеопатическое лечение. Может оказаться очень эффективным. Врач-остеопат поможет избавиться от последствий родовых травм, которые зачастую и приводят к болезни.
  • Медикаментозное лечение. Обычно гиперактивным детям назначают психостимуляторы. Они помогают ребенку стать более усидчивым и внимательным. Если психостимуляторы не помогают, врач может выписать нейролептики и антидепрессанты.
  • Психотерапия. Используются такие ее виды, как поведенческая и динамическая. Психотерапия предназначена для коррекции поведения ребенка. Также полезной будет семейная психотерапия, которая поможет родителям в их нелегком пути.

Пример мальчика Коли, 12 лет

У Колиной мамы во время беременности наблюдался легкий токсикоз в первой половине и гипертонус матки. Мальчик родился в срок с весом 3500 г. Сидеть начал в 5 месяцев, стоять – в 9, ходить – в 11. До года наблюдался у невролога в связи с диагнозом мышечный гипертонус. Прошел несколько курсов расслабляющего массажа, в результате чего диагноз гипертонус был снят.

Мальчик рос очень подвижным, постоянно падал, ходил в синяках. Его было почти невозможно уложить спать. С двух лет отказался от дневного сна. К вечеру становился возбудимым, шумел, бегал по квартире, всем мешал. При этом в игрушки не играл. С трех лет был отдан в садик, в младшую группу. Играл только с мальчиками. Воспитатели жаловались на непослушание и чрезмерную двигательную активность. Дома постоянно обижал младших сестер, хотя относился к ним хорошо.

В младших классах школы во время уроков не слушал учительницу, вертелся, вскакивал с места, не усваивал учебный материал. Домашние задания мог делать только под контролем родителей, при этом постоянно отвлекался, капризничал.

[2]

С пятого класса начал прогуливать уроки, возвращался домой после назначенного времени. Все свободное время любил проводить на улице, где легко заводил знакомства с другими подростками и взрослыми. При этом постоянных друзей не имел. Не мог сосредоточиться ни на одном занятии, совершенно был лишен чувства опасности. Дважды попадал в больницу: один раз с сотрясением мозга, когда упал с дерева, и один раз с переломом ноги после игры в футбол. В 10 лет начал курить, в 11 – несколько раз не ночевал дома. Родители обратились за консультацией к психиатру. Подростку были прописаны ноотропы и малые дозы нейролептиков. Также по рекомендации врача родители отдали его в школу современных танцев. Через несколько месяцев стал более спокойным, перестал обижать младших сестер, перестал прогуливать уроки, смог самостоятельно делать домашние задания.

Этот случай является примером синдрома гиперактивности, при котором удалось избежать социальной дезадаптации ребенка, благодаря своевременному лечению и правильным действиям родителей.

Чем отличаются активные дети от гиперактивных

  • Активные дети, в отличие от детей, имеющих диагноз гипердинамический синдром, после подвижных игр обычно могут самостоятельно успокоиться. Когда они устают, то заменяют активную деятельность спокойными занятиями (могут присесть, прилечь, посмотреть мультфильмы). Это относится к детям старше одного года.
  • У активных детей обычно нет проблем со сном. Они более или менее легко засыпают, спят положенное их возрасту время.
  • Их сон ровный и спокойный.
  • Проявляют разумную осторожность. Испытывают чувство страха, когда им угрожает опасность.
  • Могут некоторое время сидеть спокойно.
  • Умеют играть в тихие игры и отдыхать.

Что делать родителям гиперактивных детей и подростков:

  • Не пытайтесь самостоятельно определить наличие заболевания у вашего ребенка. Поставить правильный диагноз и распознать расстройство может только врач-невролог.
  • Соблюдайте правильный режим дня. Гиперактивный ребенок должен соблюдать режим дня. Он должен вставать, играть, принимать пищу, делать уроки и ложиться спать каждый день в одно и то же время.
  • В комнате, где находится ребенок, не должен постоянно работать телевизор.
  • Не забывайте хвалить ребенка. Часто у детей и подростков с диагнозом гиперкинетический синдром бывает заниженная самооценка из-за постоянных замечаний учителей и проблем со сверстниками, поэтому родители должны всячески их поддерживать и акцентировать внимание на их положительных качествах и поступках.
  • Создайте ребенку дополнительную физическую нагрузку. Перед садом или школой необходимо регулярно делать с ним утреннюю зарядку, желательно на свежем воздухе. После хороших физических упражнений наши невнимательные гиперактивные дети становятся спокойнее и усидчивее. Хорошо будет, если вы отдадите ребенка в спортивную секцию (несиловые виды спорта).
  • Не пытайтесь насильно ограничивать активность ребенка.

Главное, что вы должны понять – непослушание и чрезмерная активность вашего ребенка не вызваны желанием сделать вам «назло». То, что он плохо себя ведет, не значит, что он плохой ребенок, а вы плохой воспитатель. Поэтому не принимайте жестких дисциплинарных мер, а как можно быстрее обратитесь к врачу за консультацией. Если родители оперативно принимают меры, гиперактивность у их ребенка, как правило, проходит, не оставляя последствий.

Читайте так же:  Зависть

Гиперактивность у ребенка: причины и признаки патологии

На сегодняшний день все чаще родители обращаются к педиатру с жалобами на неусидчивость малыша и повышение его физической активности – без определенной цели, которые сочетаются с рассеянностью внимания.

По статистическим данным эти симптомы присутствуют у 18% пациентов, которые приходят на первичный прием к педиатру.
В детской неврологии при наличии комплекса этих проявлений специалист диагностирует у малыша – «СДВГ» — синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Эта патология имеет огромное влияние на комфортную адаптацию ребенка в окружающей его социальной среде (социуме).
В большинстве случаев патология с дисфункцией ЦНС, нарушение функционирования ретикулярной формации головного мозга.

Причины возникновения

Чаще всего эта патология выявляется у мальчиков – в 5 раз больше, чем у девочек.
Выделяют несколько факторов, которые могут влиять на вероятность возникновения синдрома гиперактивности.
К ним относятся:
1. Патологическое течение беременности и изменение образа жизни будущей мамы:
• нарушения плацентарного кровообращения в связи, с чем малыш страдает от хронической внутриутробной гипоксии и недостатка питательных веществ;
• внутриутробные инфекции;
• тяжелые соматические заболевания матери: сердечная недостаточность, почечная патология, сахарный диабет;
• сложная экологическая обстановка;
• интоксикации – ранние и поздние токсикозы, профессиональные вредности, инфекционные заболевания, прием различных лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, курение, прием наркотиков.
2. Осложненные роды.

Признаки патологии

В раннем возрасте специалисты и родители редко определяют симптомы СДВГ, чаще всего признаки патологии проявляются после двухлетнего возраста.
К ним относятся:
• повышенная физическая активность («бег ради бега») и неусидчивость – ребенка практически невозможно заставить играть или просто посидеть спокойно;
• рассеянное зрительное и слуховое внимание – ребенок не может сфокусировать внимание на предмете, прослушать сказку, посмотреть мультфильм – все это сопровождается двигательной активностью.
Кроме этого у малыша наблюдаются:
• различные виды нарушения сна – сложное засыпание, поверхностный сон, частые пробуждения;
• повышенная плаксивость, капризы и эмоциональная нестабильность с резкими переходами от смеха к плачу;
• у ребенка отмечается повышенная импульсивность, нервозность, суетливость;
• в детском саду и в начальной школе отмечается сниженная память и проблемы с усвоением материала.

Диагностика

Уточнение диагноза синдрома гиперактивности и дефицита внимания проводиться в три этапа врачом – неврологом:
1 этап – это сбор информации
Он включает:
• анамнез родителей, в том числе соматические болезни матери и наследственность;
• информация о течении беременности и родов;
• жалобы, словесный портрет ребенка;
• наблюдение за поведением малыша.

2 этап – проведение специальных обследований психологического характера
Для этого проводятся специальные тесты – только для детей старше 5 лет.

3 этап – проведение исследований на специальном оборудовании
Обязательными инструментальными исследованиями при СДВГ являются:
электроэнцефалограмма и /или магнитно-резонансная томография.
Кроме этих обследований возможны проведения других как лабораторных, так и инструментальных исследований, которые назначаются лечащим врачом.
Этот этап позволит исключить органическую патологию, провоцирующую развитие признаков, похожих на синдром гиперактивности.

Советы родителям

Важно уяснить изначально: при уточнении синдрома гиперактивности у малыша нужно исключить напряженность и стрессовые факторы. Это патология нервной системы и все симптомы, описанные выше – это проявления ее нестабильности, которая спровоцирована повышенной возбудимостью нейронов головного мозга, усугубляющаяся незрелостью нервной и других систем организма.

Поэтому никакие угрозы и наказания не смогут исправить положение вещей, действовать нужно иначе и текущее положение ребенка.
Необходимо:
• четко формулировать задачи с большей конкретностью и меньшим количеством слов – это облегчит их понимание малышом;
• определенный режим дня – это упорядочит психические процессы и успокоит ребенка;
• создать максимально комфортные условия жизни – без напряжения и стрессов, резких перепадов климатических и часовых поясов – при стрессовых ситуациях симптомы нервного напряжения и нестабильности психики усугубляются;
• не ограничивайте физическую активность ребенка, но постарайтесь ее упорядочить – запишите ребенка в спортивную секцию, на плавание;
• выполняйте все рекомендации лечащего врача – прием лекарственных препаратов и народных успокаивающих средств.
Доказанным фактом является утверждение, что при раннем уточнении диагноза и проведении медикаментозной и психологической коррекции признаки СДВГ значительно уменьшаются и в определенный момент психика крохи справляется с этими изменениями и не мешает ребенку в его дальнейшей полной адаптации и жизни.

Также информацию об этой проблеме можно прочитать в статье «Гиперактивный ребенок«

Важно знать:
• если родители игнорируют проблему и ребенок не получает своевременную помощь возможно усугубление симптомов патологии;
• в ряде случаев под проявлениями синдрома гиперактивности может маскироваться другая более сложная нервно-психическая патология, иногда в сочетании серьезным соматическим заболеванием и ребенку необходимо полное и комплексное обследование.

Видео (кликните для воспроизведения).

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Гиперактивный ребенок признаки и симптомы гиперактивности у детей до года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here