Имиджелогия

Сегодня предлагаем обсудить тему: "имиджелогия". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Имиджелогия

Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно-прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Она создана у нас в стране, хотя некоторые авторы публикаций по имиджелогии стыдливо замалчивают этот факт, не придают должного значения русской интерпретации исходного понятия. Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.

Имиджелогия – это обращённый к каждому призыв быть обаятельным и уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью.

Имиджелогия – это мечта о благородном облике каждого гражданина, обладать которым – непременное условие создания демократичного и гуманного общества.

Имиджелогия – это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный – утверждал он, сожалея, что не владеет им в должной мере.

В наше время крайне сложно оказывать личное воздействие на людей и особенно на молодёжь. Тому немало причин, но одна из главных в том, что в век развитости средств массовой коммуникации эффект живого общения и непосредственного личностного воздействия блокируется в психике людей наличием в ней информационных клише, размытых духовных ценностей, скепсиса к нравственным авторитетам. Б. Паскаль прав, когда привлекает внимание к логической последовательности употребления методов воздействия на людей: сначала надо суметь им понравиться, а затем пытаться их в чём-то убеждать. Без привлекательного имиджа, т.е. умения душевно расположить к себе человека, этой проблемы не решить. В этом заключается прагматическое назначение имиджелогии.

Достойный имидж всегда волновал деловых людей и профессиональных руководителей. Вспомним русского предпринимателя Савву Морозова, Маршала Советского Союза И.С. Конева, американского менеджера Ли Якокку. Подбор приведённых имён не случаен. Это – энциклопедически образованные люди, талантливые организаторы, обладающие эффектом личного обаяния. Вот почему их личностное дарование и профессионализм, имея «товарный» вид, пользовались огромным признанием, что помогало им решать многие деловые проблемы.

Имиджелогия – это общеобразовательная дисциплина. Создание новой отрасли теоретико-прикладного назначения в нашей стране не случайно. Этическая составляющая душевного склада личности – одна из фундаментальных характеристик российского менталитета. Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях национальной культуры. У её истоков стояли такие творческие гиганты, как театральные режиссёры М.С. Щепкин, К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, А.Д. Попов, М.И. Кнебель. Ф.И. Шаляпину принадлежат слова: «Удивительно, сколько в талантливых людях бывает неисчерпаемой внутренней жизни и как часто их внешний облик противоречит их действительной натуре», выражающие суть имиджелогии.

Основные её отрасли: семейная, дошкольная, школьная, вузовская, воинская.

Обратим внимание на особое значение семейной имиджелогии. В наше время имеется немало родителей, заинтересованных в создании достойного имиджа их семей. Имидж родителей, их личный пример обаятельности оказывают сильнейшее воздействие на детскую психику. Нельзя забывать, однако, что профессиональная деятельность родителей часто оказывает негативное влияние на здоровье детей. Например, дети, родители которых занимаются управленческой деятельностью, вдвое чаще, чем дети рядовых сотрудников, страдают различными физическими и психическими расстройствами.

По специфике профессиональной деятельности выделяются такие виды имиджелогии, как предпринимательская, политическая, педагогическая, медицинская, средств массовой информации, банковская, сервисная, право-силовых структур, дипломатическая и др. В качестве особого класса автор выделил управленческую имиджелогию. Управленческая деятельность, значение которой непрерывно возрастает, – это деятельность, проникающая во все сферы человеческой жизнедеятельности, а те, кто ею занимаются, обязаны обладать достойным имиджем. Какое-либо отступление от этого требования следует рассматривать как профессиональное несоответствие этой деятельности.

Подобная специализация предполагает разработку теоретико-прикладных подходов к созданию индивидуального и корпоративного имиджа в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности, создание пакетных имидж-технологий для оказания клиентам соответствующих услуг. Например, по созданию имиджа персонала фирмы и руководителей, деловой структуры в целом. В уставе Лиги профессиональных имиджмейкеров записано: своей главной задачей Лига признаёт оказание помощи россиянам в визуальной эстетизации их облика. Решение этой задачи – один из подходов к созданию привлекательного имиджа России как цивилизованного государства.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ФУНКЦИИ ИМИДЖА

Имиджелогия – наука и искусство о том, как придать облику человека эффект личного обаяния, как овладеть умением «светиться» людям. Счастлив тот, кому Бог дал подобный дар. Увы, далеко не все являются его обладателями. Вот почему многие люди обрели интерес к имиджелогии, стремятся создать привлекательный индивидуальный облик. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не обрести уверенности в своём положении в семье, в общении с коллегами.

Имидж – некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создавать оптимистичное настроение. Деятельность педагога, врача, работника сервиса немыслима без их доброжелательного облика. Руководителю очень сложно стать магнетически привлекательным, но ещё больше проблем у того, кто не стремится быть таковым.

Важный раздел имиджелогии посвящён функциям имиджа. Функции – это активные формы проявления сущности и содержания конкретного феномена.

Можно обозначить две группы функций имиджа.

Ценностные функции имиджа:

Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности. Философская связка «форма и содержание» объясняет закономерность функционирования имиджа как внешнего проявления духовного здоровья личности, состояния её биоэнергетического потенциала. Д.И. Менделеев на обложке книги «Основы химии» написал: сущность познаётся через форму. Интерпретируя это высказывание выдающегося отечественного учёного, скажем: Посредством имиджа наиболее заметно, а потому доступно для других людей, проявляется внутренний мир конкретной личности. Вот почему так велика роль ценностных функций имиджа.

Технологические функции имиджа:

Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

Читайте так же:  Женская дружба

Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

Знание технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его использование. Сошлёмся на одно из высказываний Наполеона: «Я бываю то лисом, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим».

Таким образом, имидж – это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение – достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения. Акцент на практическом значении имиджа отличает наше понимание его содержания и предназначения от зарубежных подходов.

Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж – явление положительное. Вместе с тем в жизни немало фактов, когда личность берёт на вооружение эпатажные модели поведения, тем самым привлекая к себе внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации.

К сожалению, имеется немало людей, которые недооценивают роль имиджа в деловом преуспевании, хотя известно, что «доброе имя» всегда располагает людей к тому, кто имеет положительную репутацию. Если принять во внимание этнопсихологическую особенность россиян (имеется в виду склонность к лёгкому восприятию слухов), то очевидно, что привлекательный имидж предпринимательской структуры будет мощным рекламным фактором и по-человечески естественным условием расположения клиентов к сотрудничеству с ней.

При разработке имиджа, к примеру, предпринимательской структуры, составляется концепция её деловых намерений, тщательно прописываются кадровые и технико-экономические характеристики, спонсорские и меценатские возможности. Затем создаётся технология презентации предпринимательской структуры для «глаз и ушей» партнёров и клиентов, для воспроизводства позитивного «социального эха». При реализации проекта задействуются реклама (особо тщательно готовятся пресс-релизы для СМИ), методы «паблик рилейшнз», дизайнеры для внутреннего и внешнего обустройства офиса.

Особое внимание придаётся подготовке персонала на предмет умения производить приятное впечатление на деловых партнёров и клиентов. Организуется специальная работа по освоению правил служебной этики и делового этикета, проведения брифингов и переговоров. В процессе такой работы нередки факты, когда фирмы обращаются к имиджмейкерам с просьбой создать «Кодекс профессиональной чести» сотрудников, провести серию практикумов, обучить технологиям протокольного общения.

При формировании имиджа любой структуры личная ответственность возлагается, прежде всего, на её руководителей. Вот почему целесообразно проводить с администраторами практические занятия по подготовке и произношению спичей, по приёму посетителей в своём кабинете, но общению с персоналом, по отработке модели поведения в командировках, по соблюдению требований к собственному внешнему виду. Иногда имиджевую подготовку по особой программе проходят «выездные» жёны руководителей. Как свидетельствует практика, инвестиции, затраченные на эти мероприятия, себя оправдывают.

У К.Э. Циолковского в книге «Суд космоса» есть такая мысль: освобождённые от страха наказания несовершенные развернут всю свою низость и погубят всё совершенство Космоса. В этой связи он предлагал в виде высшей меры наказания подвергать таких «несовершенных» изоляции и лишать права на потомство. Мне представляется, что проблему умиротворения «несовершенных» гуманнее решать с помощью умелого использования функций имиджа, т.е. оказать им помощь в том, чтобы стать достойными благодаря своей обращённости к людям и умению открываться им лучшими качествами. Действительно, в каждом человеке имеется потенциал положительных качеств и дело за тем, как ему осознать жизненную полезность быть в глазах людей личностью «совершенной».

Тема 1. Имиджелогия — наука о технологии личного обаяния

Цель формирования имиджа. Имидж и карьера.

Цели, объект, предмет имиджелогии.

Имиджелогия в комплексе наук

Своим рождением сравнительно новая наука – имиджелогия – обязана усложнению требований, которые в настоящее время предъявляются к менеджерам, политическим деятелям, работникам культуры и образования, вообще к деловым людям.

Имиджелогия– от лат.:image– имидж (образ) иlogos– учение, наука. Буквальный перевод: наука об имидже.

А что означает имидж?

Термин «имидж» в российском лексиконе начал использоваться примерно с сер.90-х годов 20 в. – вначале в основном в политологической области в контексте «имидж политика» («У этого политика положительный имидж», «имидж этого политика оставляет желать лучшего», «необходимо, пока не началась предвыборная кампания, поработать над его имиджем»). Сегодня термин «имидж» уже используется применительно к человеку вообще, а также к иным объектам («имидж данного продукта», «имидж фирмы» и т.д.)

Применительно к человеку слово «имидж» означает не просто визуальный, зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков.

Имидж человека – это мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с ним или вследствие полученной о нем информации от других людей.Иными словами, имидж – это то, как человек выглядит в глазах других людей. Это то представление, которое у них сформировалось о нашем внешнем и внутреннем облике.

[2]

Имидж товара – это мнение о данном товаре у группы людей на основе образа данного товара, возникшего либо при использовании этого товара лично, либо на основе мнения об этом товаре других людей.

И если имидж плохой, то могут быть проблемы с продвижением. Например, если вы будете рекламировать свой продукт, но никто его не будет покупать потому, что о вас ходит дурная слава. Если у вас хороший имидж, то вы будете пользоваться доверием у людей, они с радостью поддержат вас.

То, как воспринимают вас окружающие, во многом определяет вашу жизнь, ваш успех в учебе, работе или бизнесе.

Имидж может быть сформирован как целенаправленно, так инецеленаправленно(стихийно).

Практика свидетельствует: нередки случаи, когда о каком-то человеке создается отрицательное мнение. Его отрицательный имидж может возникать помимо воли самого этого человека, и даже помимо воли каких-либо других людей. Просто этот человек непроизвольно посылает в окружающее пространство о себе, например, негативную имиджформирующую информацию (т.е. такую информацию, которая характеризует его), а люди ее воспринимают, чаще всего на уровне подсознания. В то же время положительный имидж также может формироваться стихийно. «О нем ходит молва как о честнейшем судье» – это проявление имиджа, который мог сформироваться стихийно, без целенаправленной работы имиджмейкеров.

Однако, как показывает жизнь, зачастую непродуманный, тем более отрицательный имидж мешает проявлению качеств, реализации возможностей человека, его продвижению по служебной лестнице, в отличие от целенаправленно сформированного.

Читайте так же:  Как сохранить теплые отношения на долгие годы 10 простых секретов

В этом смысле, нужно отметить, что имиджелогиякак наука как раз призвана разрабатывать теории и практики целенаправленного формирования имиджа специалистами-имиджмейкерами.

Целенаправленная деятельность по формированию имиджа заключается в осознанной постановке человеком задачи сформировать такой-то имидж у такого-то объекта. Эту задачу может поставить перед собой клиент (сформируйте такой-то мой имидж), заказчик «сформируйте привлекательный имидж данного товара), сам имиджмейкер.

Цель формирования имиджа.

Представим, что некий человек обратился к имиджмейкеру с просьбой создать ему соответствующий имидж. Вполне возможно, что такая просьба не будет иметь никакого отношения к работе имиджмейкера. Например, на вопрос «Для чего Вам нужен имидж» клиент пояснил, что у него есть черты характера, которые его вовсе не устраивают и он хотел бы от них избавиться; кроме того, ему хотелось бы, чтобы у него появились такие черты, как смелость, уверенность и т.п. на вопрос имиджмейкера для кого необходимо это делать, у кого создать подобное мнение, клиент ответил, что его вовсе не интересует мнение о нем других лиц, для него важно только, каким он будет в собственных глазах. Нужно отметить, что в данном случае клиент обратился не по адресу, ему нужен не имиджмейкер, а педагог. У имиджмейкера же иная задача – создать о клиенте определенное положительное мнение у людей, поскольку имидж – это определенное мнение о человеке у людей.

Т.о. цель формирования имиджа – сформировать психологическое притяжение — аттракцию(Аттракция – от лат. attacho – притягиваю к себе; вольное или невольное психологическое притяжение человека к какому-либо объекту или к ситуации) у определенной или неопределенной группы людей к объекту (кандидату в депутаты, шоу-мену, товару, фирме) для возникновения определенных последующих действий в отношении этого объекта (проголосовать за кандидата, выбрать в конкурсе, купить данный товар, стать клиентом данного предприятия и т.д.).

Имидж и карьера.

1. Габитарный(от лат. хабитус – внешний облик) имидж. Принцип составления его: учет особенностей внешности человека,конституции, осанки, его одежды, прически, походкии т.д. если управлять конституцией сложно, то гораздо легче управлять другими сторонами внешности. Так правильно выбранная прическа, макияж способствуют формированию позитивного имиджа через ассоциацию с эталонной в обществе социальной группой.

Одежда должна в подсознании окружающих ассоциироваться с той социальной группой, к которой общество относится позитивно, и наоборот, не ассоциироваться с той группой, к которой имеется негативное отношение. Стиль деловой одежды. Стиль одежды вне работы.

2. Внутренний, духовный имидж– духовная основа личности, ее менталитет, интересы, ценности, цели и т.д.Древнекитайский мыслитель Конфуций говорил, что человек измеряется не с ног до головы, а с головы до неба.Духовная составляющая очень важный аспект при процессе создания обаятельного образа!

Основательница модельного бизнеса во Франции Шанель говорила, что, заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

Истинно благородный человек никогда не рождается с великой душой. Человек только становится таким. Необходимо совершенствовать себя! Не только во внешнем плане, плане каръеры, но и духовно.

3. Вербальный имидж (мнение, формируемое в процессе речевого общения).

Уметь правильно говорить. Использовать нормированную речь. Желательно говорить то, что хотят услышать. Необходимо, чтобы речь была внятна, выразительна и т.д.

4. Невербальный имидж (создается на основе изучения и учета воздействия жестикуляции, мимики, положения тела в пространстве). При формировании положительного имиджа необходимо сдерживать то поведение или действия, которые выдают негативные стороны характера и преподносить те, что доставляют удовлетворение партнеру по общению. Например, учитывать то, что людей привлекает положение тела, при котором корпус повернут к собеседнику, лицо проникнуто вниманием, отсутствуют негативные положения рук, ставящие барьер в общении и т.д.

Имидж среды обитания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Т.е. мнение о том пространстве, в котором человек живет, работает, любит проводить время. Интерьер помещения должен быть необязательно дорогостоящим, но быть стильным. Должно быть чисто, эстетично и целесообразно.

6. Имидж учреждения, организации (то, к чему стремится коллектив в целом). Внешний вид офиса. Внутренний порядок, требования. Каков кадровый состав. Какова корпоративная жизнь.

Цельюисследований в имиджелогии является разработка теории и технологии формирования имиджа человека, организации, предметов (например, товаров).

Исходя из цели имиджелогии объектом ее исследования является имидж. Предмет исследования – технологии создания обаятельного целостного образа (иными словами – пути и средства формирования имиджа).

[3]

раскрыть сущность и специфику формирования имиджа;

выявить основные разновидности имиджа;

исследовать эффективность имиджирования; выработать средства повышения эффективности имиджирования, применения способностей и творческих сил человека в жизнедеятельности.

Т.о., в целом И.стремится вооружить делового человека технологиями личного обаяния, которые помогут ему наиболее эффективно реализовать свои способности и запросы.

Имиджелогия тесно связана с различными областями знаний.

И. напрямую связана с философией, поскольку для нее основополагающее значение имеют выработанные философией учения 1) об общественном сознании, взаимоотношениях социального и индив.сознания, 2) об отражении как источнике человеческого познания и основе всякого влияния на личность, 3) о свободном времени как пространстве для совершенствования человека; 4) о культуре.

И. сотрудничает с педагогикой, в частности, использует ее различные способы повышения эффективности педагогического влияния одного человека на другого. Для имиджелогии имеют ценность все основные отрасли психологии (общая психология, педагогическая психология, социальная психология), поскольку создание привлекательного образа представляет, в конечном счете, совокупность разнообразных воздействий на психику человека.

Важную роль для И. играет этика (наука о морали и нравственности), особой категорией которой является нравственный идеал, основанный на признании общечеловеческих ценностей. Этот идеал служит своеобразной программой имиджирования. Ценность представляют изучаемые этикой социально-психологические аспекты нравственности: моральное воздействие коллектива на личность, законы становления собирательного имиджа коллектива.

Проблемы И. связаны с воспитанием эстетических вкусов, развитием творческих способностей личности. Опора на эстетику – науку об искусстве – также необходима при теоретич. обосновании путей использования прекрасного в своей работе, способов сочетания искусства с др. средствами воздействия на имидж.

Имиджелогия, в свою очередь, разрабатывает ряд теорет. и практ. проблем менеджмента. Выводы И. дают ценный материал для социальной педагогики и психологии, социально-культурной деятельности, внешкольной работы с детьми, находят применение в деятельности радио, телевидения, политике и др. сферах деятельности людей.

Т.о., из сказанного мы видим, что И. как наука функционирует в тесном взаимодействии со многими социальными науками.

В наст.время И. подразделяется на 2 группы научных ветвей: теоретико-методологическуюиприкладную.

К теоретико-метод.группе относятся исслед-ния по выработке направлений развития И. как науки и по изучению такого понятия как «имидж». Специалиста, занимающегося научной разработкой теории и практики имиджелогии, принято называть имиджеологом.

[1]

К прикладной ветви можно отнести след. научно-практ. направления: имиджмейкинг, профессиональная имиджелогия (педагогическая, политическая, управленческая, юридическая и т.д.)

Читайте так же:  Личное пространство — место, где я есть, и я могу позволить себе все

Термином «имиджмейкинг» обозначается совокупность технологий и техник, элементов и операций, предназначенных для реализации задачи по формированию имиджа объекта (человека, предмета, явления). Сам процесс работы по созданию имиджа именуется имиджированием. Специалиста, занимающегося практическим формированием или коррекцией имиджа человека, предмета, системы, принято именовать имиджмейкером.

Имиджелогия – это серьёзно

Осуществляя эту цель, имиджелогии придётся объективировать механизмы оптимального сопряжения содержательной и инструментально-технологической компонент производства имиджей микро-, мезо- и макрообъектов в окружающей нас действительности, над которыми по разным причинам, образно говоря, «колдуют» имиджмейкеры, в одних случаях повышая их ценность в глазах определённых групп респондентов, а в других – их этой ценности начисто лишая.

Имиджелогия, сопоставляя и оценивая все компоненты процессов сотворения и действия разных имиджей, начиная от замыслов по поводу существа и значения их, как они представляются заказникам, и кончая констатацией результатов действия этих имиджей, неизменно будет выходить на проблему соблюдения или нарушения нравственных, а в иных случаях и правовых норм субъектами, участвующими в названном процессе. И обобщая эти факты, она должна делать очевидными последствия, которые из них следуют, и формулировать и настойчиво отстаивать свою принципиальную позицию в отношении этой социально острой и предельно актуальной не только для имиджелогии проблемы.

Общество и цивилизация рыночного и демократического типа заинтересованы в конструктивных, а не в деструктивных возможностях использования такого сложного социально-психологического образования, как имидж, для формирования не по названию, а по сути рыночного и демократического мировосприятия и мироотношения политика, экономиста, управленца, педагога, предпринимателя-производственника, работника сферы СМИ и др.

Вместе с тем, как известно, для подавляющего большинства наук характерно, познавая то, что выступает предметом исследования для каждой из них, выходить на уровень обобщений. Не представляет собой исключения, если к ней прикладывать этот эталон, и имиджелогия. Она тоже, в конце концов, нарабатывает обобщённое знание феноменологии, закономерностей и механизмов, целостно освещаемых процессов создания, функционирования и воздействия таких образований, какими являются имиджи. Но одновременно имиджелогия работает и на уровне особенного, раскрывая специфику феноменологии, закономерностей и механизмов имиджеобразования и имиджевоздействия, например, в сфере политики в отличие от сферы искусства, в сфере СМИ в отличие от сферы обслуживания и т.д.

Названное особенное проявляется в специфике объектов, содержательно характерных для каждой сферы, которым по замыслу заказчиков надо создать очень определённые имиджи, могущие доказать опять же конкретно определенное воздействие, адресуемое заранее выбранной аудитории. Эта специфичность сплошь да рядом совершенно чётко даст себя знать в технологии формирования имиджа, опять же, продуктивной для одной сферы и мало продуктивной для другой. И в особенностях результата, достигаемого с помощью специально сотворённых имиджей объектов в каждой из этих сфер, всегда есть свои различия. В частности, в большой степени в той или иной сфере они зависят от характеристик аудитории, ради изменений в которой создавались имиджи.

В каждом случае, ожидая от действия имиджа на аудиторию конкретных последствий, субъекты создания имиджа – отдельный человек, политическая партия, властная структура, рекламирующий себя вуз, СМИ и др., – как правило, осуществляя имиджетворчество и продвижение результатов его, образно говоря, в массы, постоянно обязаны сочетать (другой вопрос, насколько эффективно это им удаётся) такие трудно сопрягаемые друг с другом процессы, как точный учёт характеристик адресата, целеполагание, воображение, практичность, конкретные условия создания имиджа, его, так сказать, трансляцию, прогнозирование эффекта его действия, функционирование обратной связи, выявление действительно полученного результата, степени совпадения его с запланированным и выяснение причин, вызвавших расхождение желаемого и действительно полученного.

Определяя основные проблемы, которые подлежат неотложному освещению имиджелогией, нельзя не видеть, что также существеннейшей проблемой для неё, помимо уже рассмотренных выше, является выявление и оценивание в цепочке «субъекты, творящие и транслирующие имиджи объектов, и субъекты, так или иначе отражающие эти имиджи и поведенчески реагирующие на них», всех главных характеристик последних субъектов, на нужные им изменения в которых рассчитывали, говоря грубо, субъекты-изготовители того или иного имиджа.

В этих случаях у единичных или коллективных субъектов имеет первоочередное значение выяснение субъективно важных для них, но ещё не получивших удовлетворения потребностей, сформированности самостоятельности и критичности интеллекта, способного отличать ничем капитально серьёзным не фондированные посулы от действительно реализуемых способов удовлетворения имеющихся у субъектов, подвергшихся воздействию имиджа, потребностей. Столь же важно владеть информацией о главных нравственных ценностях этих субъектов и степени приверженности им в своих поступках и деяниях, а конкретно, что для этих субъектов главное, говоря образно: «не поступиться принципами» или «Париж стоит мессы?»

Только что прочерченная линия проникновения во внутренний мир субъектов, для воздействия на которые создаются имиджи, также должна быть содержательно проработана имиджелогией на уровне «особенного», под которым в данном случае имеются в виду возрастные, гендерные, этнические, профессиональные, социально-классовые характеристики субъектов, входящих в названную выше группу.

Создание, образно говоря, «банка» таких знаний поможет лучше понять, какие имиджи и каких объектов, и почему оказываются наиболее и наименее действенными для каждой из названных групп субъектов и оставляют более или менее глубокий след в их сознании и самосознании, в их эмоционально-волевой сфере.

Продолжением этого направления освещения проблемы имиджа выступает выявление микро-, мезо- и макрореферентных объединений, инстанций и институтов, которые вызывают наибольшее доверие у каждой из названных групп субъектов, а значит, и принятие ими тех имиджей, которые эти объединения, институты, инстанции создают по тому или иному поводу определённым объектам и запускают их в социум. Видимо, точно так же должны изучаться объединения, инстанции, институты, не обладающие признаком референтное для перечисленных выше групп субъектов и, стало быть, не имеющих шансов вызвать у последних доверие к создаваемым ими имиджам.

Без сомнения, актуальным направлением работы имиджелогии является и компетентное вмешательство в процесс оценивания с научных позиций и в плане действительной практической эффективности инструментально-технологического звена в имиджетворчестве.

На наших глазах непрерывно возрастает роль радио, телевидения, Интернета, всё шире тиражируемых видео- и аудиокассет, печати в качестве средств, с помощью которых создаются и транслируются разные и всякие имиджи. И техники их использования для усиления впечатляющей силы имиджей постоянно совершенствуются. И имиджелогия должна изучать, классифицировать эти техники в действии и специально отслеживать делаемые на этом поле находки, определяя, какие психические процессы, состояния и свойства и у отдельных людей, и у людских общностей, и в каких взаимосвязях друг с другом они актуализируют и, конечно, какие уровни психики – сознательный или подсознательный – они захватывают и, наконец, какой общий эффект в форме отражения имиджевидных характеристик от действия этих техник в каждом случае возникает.

Читайте так же:  Симптомы вегето-сосудистой дистонии у женщин. признаки всд у женщин

Но, выделяя технические средства создания имиджа и анализируя их функционирование с позиций имиджелогии, разумеется, никак нельзя забывать, что вся совокупность названных выше средств и технологии их применения – это только среднее звено процесса создания имиджевой коммуникации, а главные звенья в ней – люди: и те, кто стоят у начала процесса производства имиджа, так сказать, его имиджезадумщики, и, далее, люди – его имиджевоплотители, и, затем, основное звено в этой цепочке – люди имиджепотребители.

Для них производится на свет поток информации и на них по разным коммуникационным каналам он изливается. И, конечно, творящие эту информацию и транслирующие её постоянно осуществляют совсем не стихийно, а целенаправленно отбор её из реальных фактов, событий, происходящих в действительности, из ситуаций, возникающих в ней, из поступков и деяний людей, которые они хотят донести до потребителей этой информации. И создавая, таким образом, микро-, мезо-, макроимиджи действительности и включая, а, часто не включая в эти имиджи главного, наиболее существенного, что есть в ней, они фактически, действуя прежде всего на эмоциональную сферу человека, создают лишь миражи этой действительности в его восприятии, представлениях памяти, понимания её. Акцент переносится с сущности на видимость. Фактически имеет место более или менее осознанная нацеленность на манипулирование сознанием и самосознанием радиослушателя, телевизионного зрителя, читателя газеты и т.д.

Имиджелогии в этих условиях в творческом содружестве с другими науками, например, с педагогической и социальной психологией, с политической психологией и акмеологией и, конечно, с педагогикой, крайне необходимо, хотя это и нелегко, искать, находить и энергично внедрять эффективные пути противодействия такому, грубо говоря, промыванию, а, может быть, точнее будет сказать, засорению мозгов населению главным образом со стороны СМИ, и вместе с тем через резервы, которыми располагают начальные, средние и высшие учебные заведения, центры научные, например РАО, издательства, заинтересованные в формировании объективного образа мира во всех его ипостасях, воспитывать во всех слоях населения, и особенно у молодежи, антиконформность по отношению к псевдознанию и мотивационно фондированную нацеленность на объективно глубокое, а не поверхностное познание происходящего в нём.

Формируемая с такими поправками картина и пространство мира у наших сограждан необязательно будут соответствовать их ожиданиям и сопровождаться положительными переживаниями. Тем более что в этом случае даёт себя знать и такой фактор, как рассчитанность, как правило, содержания и формы информации, передаваемой через каналы СМИ, на массы людей, а это, вызывая её, так сказать, усреднение, уменьшает, а то и вовсе исключает её индивидуальную адресованность. Но всё равно обозначенная выше коррекция в формировании большей самостоятельности и личной независимости в реагировании па поступающую через СМИ информацию позволит нашим согражданам в своих поступках и деяниях быть более адекватными складывающимся обстоятельствам жизни.

Подводя итог всему сказанному выше, представляется уместным подчеркнуть, что имиджелогия ни в коем случае не должна развиваться как наука, имеющая узко прикладной характер, выявляющая, так сказать, лишь орудийную изнанку процесса сотворения и «вживления» во внутренний мир людей содержательно определённых образов восприятия, представлений, понятий, идей, точек зрения, отношений и пр., по тем или иным причинам очень желательных для творцов этих и других образований, отвечающих параметрам имиджей. Её задачи шире и масштабнее. Кооперируясь с другими науками, она должна создать фундаментальную теорию, раскрывая все грани и уровни предмета своего исследования.

«Там, где отсутствует теория, господствует хаос понятий», – справедливо заметил Клаус фон Бойме. Это верно, мне кажется, по отношению к современному состоянию имиджелогии. Но ещё важнее теоретических принципов, преодолевающих названный хаос и раскрывающих суть имиджелогии, собственно закономерности, действующие в изучаемой ею области, которые необходимо учитывать и использовать при решении самых разных задач, связанных с созданием и функционированием имиджей.

Общее, особенное и единичное в очень протяженном ряду разноплановых и разномасштабных имиджей без интеграции в каждом случае всё новых научных подходов не постичь, и управлением процессом создания и внедрения не на уровне грубого ремесла без таких подходов не овладеть. И у имиджелогии остаётся, кроме названных, ещё одна глобальная задача: своими наработками надёжно помогать тем, кто бескомпромиссно ставит барьер на пути формирования у наших сограждан иллюзорного и деформированного знания о происходящем и в нашем Отечестве, и на планете Земля, и максимально конструктивно помогать этими наработками развитию у них убеждений и отношений, которые, отвечая сути основных ценностей жизни и культуры, действенно способствовали бы и их благу и сохранению нашей планеты.

Бодалёв А.А. Имиджелогия – это серьёзно//
Материалы международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ»
30 октября –
1 ноября 2003 г. – Ростов-на-Дону, 2003. – С.31-34,
www.academim.org

Об авторе:
Алексей Александрович Бодалёв – Академик РАО, академик АИМ, действительный член шести академий, в том числе трёх международных, доктор психологических наук, профессор, автор книг-бестселлеров «Восприятие и понимание человека человеком», «Личность и общение», «Акмеология как учебная и научная дисциплина» и др. Организатор и идейный вдохновитель научных школ «Психология межличностного познания», «Психология общения», «Акмеология», в рамках которых под его научным руководством было выполнено 130 кандидатских и 30 докторских диссертаций.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖЕЛОГИИ

«Никакая работа не может быть плодотворной, если в её основе не лежит какой-нибудь идеальный принцип», — утверждал Ф.И. Шаляпин.

Общество не может обойтись без идеала обаяния. Но представления о нём исторически меняются.

Современный идеал обаяния характеризуется образованностью и воспитанностью, терпимостью к человеческим характерам, уважительностью к различным вероисповеданиям, элегантностью манер, вкусом к одежде, искусным владением словом. В нём гармонично соотносится духовная содержательность с эстетикой её внешнего проявления.

В каждом конкретном случае обаяние — это индивидуальное решение проблемы взаимосвязи содержания и формы. Оно связано с личностной неповторимостью: с самобытностью склада ума, чувствования человека, наделённостью его конкретными задатками и способностями.

По данным Интернета только 11% опрошенных мужчин отдают предпочтение женской красоте в буквальном смысле этого слова, а остальные признают обаятельность, симпатию, вызов к себе доверия в качестве определяющих факторов их отношения к женщине.

Читайте так же:  Когниция

Чувства влекут мысли, которые рождают действия. Если мы хотим чувствовать себя лучше и признать свою личностную значительность, то надо изменить свой внутренний настрой по отношению к себе самому. Шекспир сказал: «Мы знаем, кто мы есть, но мы не знаем, кем мы могли бы стать». Часто внешне мы выглядим такими, какими подсознательно себя считаем.

Попробуйте проделать небольшой эксперимент. Придумайте несколько фраз о собственной незаурядности в виде «Гимна о себе». Мысленно произносите ею, когда готовитесь к выходу на работу, едете в общественном транспорте. Особенно пусть он звучит в вашем сознании, когда вам трудно. Через несколько дней результаты не заставят себя ждать. Это очень эффективный способ на пути к достижению привлекательности.

Люди становятся по-настоящему счастливыми, когда они создают комфорт общения, в котором особенно нуждаются семья, дружеская компания, трудовой коллектив. Значение комфорта общения особо возрастает в трудные часы жизни, в престарелом возрасте, в болезненном состоянии. Во всех этих и других случаях теплота человеческого взаимодействия -мощный обогреватель тела и души каждого из нас, наилучший стимулятор проявления своих способностей и деловых качеств. Если принять во внимание, что треть жизни мы спим, около шести лет тратим на принятие пищи, то вполне понятно, насколько непродолжительно активное время у людей. Русский поэт П.А. Вяземский афористично подметил, что «искусство нравиться есть тайна, даруемая ли природой или похищенная упорным усилием. ». В наполнении своей жизни прелестями общения и преуспевания без познания имиджелогии ни теоретически, ни практически не обойтись.

Имиджелогия необходима каждому человеку как важный компонент его образованности и воспитанности, как составляющая профессиональной компетентности, как технология выстраивания моделей социального поведения. Например, обаятельность в экстремальных ситуациях часто оказывается спасательным кругом, благодаря которому можно не растеряться при некорректном обращении или посягательстве на личную честь. При найме на работу она поможет лучше представить работодателю ваши личностно-деловые характеристики.

Софи Лорен в книге «Женщины и красота» пишет: «Обаяние не поддаётся измерению, его нельзя взять на загородную вечеринку, званный обед или оставить дома за ненадобностью. Обаяние подобно хорошей погоде, им наполнена каждая минута, проведённая с человеком, обладающим им». В этой связи обратим внимание, что внешний вид человека и его речь выступают чаще всего раздражителем «номер 1». По законам восприятия, а они лежат в основе концепции имиджелогии как науки и искусства нравиться людям, на основе подобного реагирования человеческой психики внешние стимулы преобразуются в образ, т.е. в конкретную картину сознания. Так сознание включается в активную деятельность, что определяет отношение человека к тому, кто этот образ представляет.

Несколько примеров для пояснения. Известен культ зубных щеток в США. Во многом это объясняется тем, что американцы высоко ценят «социальный эффект» улыбки. Блестящую улыбку нельзя представить без отменного состояния зубов.

Или такой факт. После разгрома армии Наполеона боевые полки русской армии не вошли в столицу Франции по причине того, что их внешний вид был недостаточно для этого наряден.

Есть такое мнение: если мужчина хочет иметь успех у женщины, то он непременно должен затронуть её самолюбие. Как, в свою очередь, по мнению Чезаре Ломброзо, при восприятии мужчиной женщины он пускает в ход прежде всего зрение, обоняние и особенно осязание, поэтому степень женской привлекательности, которая должна удовлетворять этим ощущениям и соответствующим чувствам, высока. Таким образом, в успешном решении многих проблем межполового и социального общения в реальной жизни бесспорно полезны разносторонние знания по имиджелогии и мастерское владение технологией личного обаяния.

Лорд Честерфильд писал об этом в «Письмах к сыну»:

Если хочешь понравиться людям, обращайся к их чувствам:

умей ослепить взглядом,

усладить и смягчить слух,

Пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред.

Итак, чтобы быть притягательной личностью, внешней выразительности недостаточно. Она — желаемый компонент имиджа, но не решающий. Имидж — собирательное понятие. Это -облик, то есть та форма жизненного проявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностно-деловые характеристики.

Пусть никого не смущает, что имидж в основном рассчитан на создание благоприятногопервого впечатления. В достижении его многое зависит от внешнего вида человека. Главное в том, чтобы первое впечатление не оказалось ложным стимулом, а способствовало обнаружению в человеке умственной образованности, профессионализма и порядочности. Вот почему надо быть требовательным к своему имиджу в общении с людьми. Первое впечатление, формируясь в пределах 20-40 секунд, оказывает огромное психологическое воздействие на последующее восприятие человека человеком.

Любое общение — это жизненная ситуация, благодаря которой люди могут стать ближе друг другу. К сожалению, нередко недооценка роли личного имиджа не позволяет реализовать столь драгоценный шанс. Освоение имиджелогии и призвано помочь людям овладеть технологией взаимопонимания.

В обустройстве своей внешности обязан быть заинтересован каждый. Это обусловлено тем, что дарить людям радость общения, сподвигать их на благородные взаимоотношения — долг каждого цивилизованного человека, проявление его внутренней культуры и душевного достоинства. Как писал Г. Лебон в книге «Психология социализма», обаяние составляет самую могущественную причину господства, а потому боги, короли и женщины не могли бы властвовать без него. Он подразделял обаяние на два вида: «приобретённое обаяние» и «личное обаяние» и подчёркивал, что в любом случае это требует серьёзной работы человека над собой.

И последнее. Имиджелогия — система различных знаний и умений. Её информационный банк составляют данные таких дисциплин, как психология, этика, педагогика, социология, риторика, театральная режиссура и актёрское мастерство, косметология, дизайн одежды и т.д. Однако самым главным является то, что имиджелогия выступает теоретико-прикладной основой проектирования и использования технологии личного обаяния. Что делает необходимым признать её самостоятельной научно-технологической дисциплиной современного человековедения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Практические советы и упражнения

  • ? присаживаясь к телевизору, вооружитесь пишущей ручкой и блокнотом, просматривайте телесюжеты, в которых участвуют известные политические деятели, государственные руководители, популярные артисты;
  • ? попытайтесь определить слагаемые их имиджа;
  • ? выявите, какие функции имиджа наиболее искусно педалируются;
  • ? выпишите, каким образом это им удается,
  • ? подумайте, что из этого опыта вы можете использовать сами.
Имиджелогия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here