Интеллигентность

Сегодня предлагаем обсудить тему: "интеллигентность". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Интеллигентность

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры.

Первоначально И. представляла собой производное от понятия «интеллигенция», означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий — ученых, художников, писателей и др. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: 1) обостренное чувство социальной справедливости; 2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей; 3) следование велениям совести, а не внешним императивам; 4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; 5) способность к состраданию; 6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.

В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и И. Под первым стала пониматься роль социальная, под вторым — особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь к некоторым сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для представителей прочих слоев общества. И. обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Но образованность не является ее необходимым, тем более достаточным атрибутом: И. может быть присуща любому члену общества.

Ныне закрепленность признаков И. за представителями каких- либо классов, «прослоек», профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов — не более чем стереотип обыденного сознания.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 171-172.

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

интеллигентность, интеллигенция, патриотизм, добропорядочность, смелость, идейность.

Аннотация:

в статье рассматриваются концептуальные вопросы рассмотрения понятия интеллигентности, как специфического свойства интеллигенции. Они даны по историко-смысловым аспектом, что дает возможность проследить изменения относительно развития культуры.

Текст статьи:

Подходя к изучению природы и сущности понятия интеллигентность необходимо рассмотреть определения и разработать понятийный аппарат. В нашем случае таковым понятием является «интеллигентность» — склонность к мыслительным занятиям, осмыслению социальных процессов, способность рассматривать вещи объективно, абстрагируясь от себя и своих потребностей».[1] «Интеллигентность» происходит от латинского intellegentia — представление, понятие, смысл. Изначально словом «интеллигенция» обозначали круг людей, которые занимались мыслительной деятельностью, стремились понимать происходящие в обществе и вообще в жизни процессы. Потом в силу некоторого вырождения термина интеллигенцией стали называть людей, которые занимались не физическим, а умственным трудом, то есть произошла привязка к профессиональной деятельности.

Слово «интеллигенция» впервые употребил Цицерон при переводе греческого термина «dia-noesis» на латинский язык. «Интеллигенция», по Аристотелю, — это мышление. У философов-неоплатоников это Высший разум, замысливший наш космос. Этимологические словари производят значение от inter-, «между», + legere, «выбирать, выделять», другими словами, «распознавать» либо «быть между, среди, внутри». Смысловой акцент здесь не на владении некоторым объёмом знаний, а на способности понять, вникнуть. Наиболее обоснованно, рельефно изложил диалектику существования «интеллигенции» Г.В.Ф.Гегель, развивающейся «от ощущений до мышления — как высшего этапа психической деятельности человека разумного».[2]

[3]

С середины XIX века в европейской культуре сложилось понимание интеллигенции как социальной группы, в трактовке «интеллигенции» можно выделить два подхода: социально-экономический и социально-этический, которые в XX веке стали называться функциональным и ценностным. Представители социально-экономического подхода относили к интеллигенции слой образованных людей. Представители социально-этического направления понимали под интеллигенцией, прежде всего, нравственных людей. По их мнению, интеллигентом можно стать и не имея достаточно высокого уровня образования. Объединение социально-экономического и социально-этического подходов осуществляется в рамках марксистского подхода. С этой точки зрения, интеллигенция — слой образованных людей, которые в идеале должны обладать нравственными качествами.

В словаре С.И. Ожегова определение понятия «интеллигенции» описывается следующим образом: «Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом». По мнению В. Даля, интеллигенция – «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».

Наряду с философским осмыслением феномена существовало его художественное описание. В частности, отечественная литература (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Г.И.Успенский, В.Г.Короленко и др.) в художественных образах воплотила сложность душевно-духовных переживаний интеллигентного человека. Был показан сам процесс становления интеллигентности. В художественных образах удалось объединить, казалось бы, несоединимые черты интеллигенции образованной и интеллигенции нравственной. Образ интеллигентности, воплощенный в художественных произведениях, позволяет сделать вывод, что интеллигентность — это светская духовность, стремление познать смысл жизни с помощью науки, разума. «Интеллигентность — это постоянное развитие, сомнения, колебания, постоянные раздумья по поводу выбора между добром и злом, религиозной верой и неверием, активное преобразование окружающего и внутреннего мира человека».[3]

В нашу страну сам термин «интеллигенция» попадает из трудов Шеллинга и Гегеля, а также французских авторов. Первые русские переводчики Шеллинга переводили его термин «Intelligenz» как «разумение», а заглавие книги Ипполита Тэна «De l’intellegence» как «об уме и познании». Именно в таком смысле слово стало употребляться в русском языке.

Понятие «интеллигенция» чисто русского происхождения. Его, как известно, ввел в научный оборот в 60-х годах XIX века П. Боборыкин.

С. Елпатьевский, определяя интеллигенцию как общественно думающую и общественно чувствующую часть общества, подчеркивал, что кардинальным признаком в понятии интеллигентности является ее духовная сущность. «Тот врач, для которого медицина ремесло… – не интеллигенция. И тот адвокат, для которого чужды интересы, выходящие за рамки его адвокатского дела – не интеллигенция».[4] Эти слова русской интеллигенции были не просто словами, а воплощались в конкретные дела, например, многие представители интеллигенции, имеющие соответствующие дипломы и знания, бросали свои комфортные квартиры, сферы интересного общения, свою профессиональную деятельность и шли «в народ», работая там в тяжелейших условиях врачами, сестрами милосердия, учителями, провизорами и т.д.

Читайте так же:  Дисфория посткоитальная

Интеллигенция имеет определенный набор отличительных качеств, выделяющих её как социальную группу. Одним из нравственно-духовных качеств является «интеллигентность». Само понятие берет истоки из термина «интеллигенция», который был рассмотрен ранее.

«Интеллигентность – совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, являющимся носителями культуры».[5]

А.А. Труфанов выделяет три самостоятельных значения «интеллигентности», сложившиеся во второй половине XIX – начале XX века, но сохраняющиеся и сегодня: значение признака, значение формальной образованности и универсально-этическое значение.

В первом значении «интеллигентность» рассматривается не как самостоятельное понятие, а как нравственно-этический элемент маркировки определенной социальной группы – интеллигенции. При этом в качестве атрибутивных, «знаковых» наиболее часто указываются такие, как: особый духовный мир, уважение к чужому мнению, гражданственность, нравственность и т.п. Вряд ли кто-либо будет оспаривать, что любого истинного интеллигента, действительно, отличает культура поведения, глубокая нравственность, уважение к окружающим, их позициям и интересам, независимость в суждениях, отказ принимать на веру чужие мнения и оценки, не подвергая их собственному анализу, умение противостоять «промыванию мозгов», но они не дают ничего для определения специфичности самого феномена интеллигентности. Это лишь размышления о феномене. Подобные характеристики-интерпретации, преобладающие в рассуждениях на тему интеллигентности, лишают «интеллигентность» права на самостоятельное значение, делают понятие интеллигентности «содержательно пустым». «Интеллигентность» просто подменяет какие-то понятия, а сама при этом не определяется, заключает Труфанов.

Во втором значении «интеллигентность», подкрепляемая дипломами, понимается как принадлежность к определенным кругам или, в лучшем случае, как совокупность умственных интересов. «Интеллигентный – образованный, культурный, свойственный интеллигенту».[6] На несостоятельность подобного подхода указывали Р.В. Иванов-Разумник, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Д.С. Лихачёв. Так, Д.С. Лихачев, характеризуя интеллигентность, подчеркивал: «Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком».[7] Образованность является лишь условием интеллигентности, которое можно определить на языке логики как «необходимое, но недостаточное» для ее возникновения.

В третьем значении интеллигентность рассматривается как определенная этическая позиция, характеризующая способность человека к сопереживанию, готовность к свободному, гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в профессиональной деятельности. При этом прилагательное «интеллигентный», вобрав в себя всю полноту представлений о человеке, отличающемся высокоразвитым интеллектом, нравственным совершенством, приобретает статус самостоятельного понятия.

Сам А.А. Труфанов в своей теории рассматривает «интеллигентность» как совокупность интеллектуально-нравственных качеств интеллигенции, то есть как специфически российский феномен, имеющий универсальное, общечеловеческое значение.

Но интеллигентность представляет собой особый объект, особую целостность. Реализуясь на основе преемственности и развития сущностей первого порядка через диалектическое отрицание, снятие и сохранение их некоторых элементов, она выступает как сущность более высокого порядка, как результат интеграции частей целого. Она не может быть выведена как простая сумма отдельных качеств, тем более что все они обусловлены общей зависимостью от непрерывного поступательного процесса развития знания о человеке, а потому носят исторически эволюционирующий характер. Получение всеобщего методом простого сложения множества различий и выявления присущего им общего каким-либо понятийным описанием означает получение определенной совокупности, отражающей глубину и масштабность индивидуальных представлений, но отрицающей тем самым наличие внутреннего единства.

Исходя из этого, правомерно сделать следующее предположение: анализ интеллигентности с позиций выявления ее структурных элементов возможен через выделение универсальных элементов, то есть в самом обобщенном виде. В качестве таких универсальных элементов целого выступают интеллектуальные качества, фиксирующие существование человека как мыслящего существа и нравственные качества, фиксирующие свойства человека, проявляющиеся в общении и интеллектуальной деятельности. В этих двух подсистемах и отражается сущность интеллигентности как идеальной теоретической конструкции, в которой в конечном итоге и «сходятся» все многочисленные характеристики интеллигентности как свойства реально существующих социальных объектов. На индивидуальном уровне интеллигентность рассматривается как конкретное качество человека, проявляющееся в общении и деятельности. На уровне конкретно-исторического анализа интеллигентность выступает в своеобразии конкретно-исторических особенностей духовного осмысления мира ценностей, способов деятельности и общения. На всеобще-социальном уровне интеллигентность – проявление родовой сущности человека, обладающей всеобщими ценностными характеристиками.

Вышеизложенное позволяет нам сформулировать вывод о том, что понятие «интеллигентность» неразрывно связано с понятием «интеллигенция» и берет свое начало именно оттуда. Интеллигентность представляет собой качество, сопрягающее в себе разумность с нормативно-ценностным мышлением человека, гармонизирующее и примиряющее разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазиями и иными иррациональными моментами (не случайно в латинском языке intelligence имеет не только значение «понимания», «рассудка», «идеи», а переводится и как «чувственное познание», «искусство»).

Отсюда следует то, что интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого, в способности беречь природу, беречь родной язык от засилья иностранных слов и вульгаризмов. Интеллигентность – это сочетание правдивости сердца, благородства души и трудоспособности ума человека.

[1] Хрестоматия по интеллигентнознанию. Фундаментальные основы, — http://intelligentia.ru/osobenosti-myshlenija.html

[2] Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч.: В 14 т. Т. 4. — М., 1959. — С. 234.

Интеллигентность

интеллигентность — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте к людям, считающимся носителями культуры.… … Большая психологическая энциклопедия

Читайте так же:  Правила этикета за столом

интеллигентность — уровень культуры, просвещенность, образованность, начитанность, культура, культурность, воспитанность, степень культуры, цивилизованность Словарь русских синонимов. интеллигентность см. культура 2 Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ — ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, интеллигентности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к интеллигентный; культурный. Он выделялся своей интеллигентностью. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

интеллигентность — ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

интеллигентность — (лат. intelligens (intelligentis) знающий, понимающий, разумный) высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. интеллигентность [ Словарь иностранных слов русского языка

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ — свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. И. связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению … Российская педагогическая энциклопедия

Интеллигентность — (лат. – понимающий, мыслящий) – степень образованности и воспитанности человека, проявляющиеся как готовность к постоянной умственной деятельности, к освоению своей и иной культуры, как способность постоянно приобретать знания, понимать других… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Интеллигентность — ж. отвлеч. сущ. по прил. интеллигентный 3. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

интеллигентность — интеллигентность, интеллигентности, интеллигентности, интеллигентностей, интеллигентности, интеллигентностям, интеллигентность, интеллигентности, интеллигентностью, интеллигентностями, интеллигентности, интеллигентностях (Источник: «Полная… … Формы слов

интеллигентность — интеллиг ентность, и … Русский орфографический словарь

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

Найдено 6 определений термина ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

Интеллигентность

совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, считающимся носителями культуры.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры [80, c. 192].

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, знающий) — совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о высоком уровне развития его интеллекта, образованности и поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах деятельности общества, на реализацию высших идеалов в своей деятельности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален.

Интеллигентность

лат. – понимающий, мыслящий) – степень образованности и воспитанности человека, проявляющиеся как готовность к постоянной умственной деятельности, к освоению своей и иной культуры, как способность постоянно приобретать знания, понимать других людей. Интеллигентность есть высокая степень развития мышления, и особенно политического, этического, философского, обеспечивающего глобальность мировосприятия, способность быстро адаптироваться в инокультурной среде. Данное качество личности не несет в себе национальных особенностей, оно внеисторично и внекультурно, оно скорее космополитично. Чаще всего термин употребляется для обозначения этикетного качества человека, характеризующего его культуру общения.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. И. проявляется во всех сферах деятельности человека — интеллектуальной, творческой, бытовой. И. означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др. И. не обязательно свойственна людям, которых по роду их занятий, уровню полученного образования принято относить к интеллигенции. И. тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью. И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определенный период времени. Существует точка зрения, что необходим упорный нравственный опыт нескольких поколений, создающих традиции, которые позволят ребенку, юноше в полной мере впитать в себя дух И. Интеллигентность — по сути идеал воспитания. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, система воспитания в семье, образовательном учреждении и др.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определ. период времени.Существует мнение, что нужен упорный нравств. опыт неск. поколений, создающих традиции, к-рые позволят ребенку, юноше в полной мере впитать в себя дух истинной И. Интеллигентность — по сути идеал воспитания, к к-рому должно стремиться гуманное демокр. общество. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, системы воспитания.

[1]

Интеллигенция: что скрывается за понятием

Все мы хотели бы общаться с культурными, просвещенными, воспитанными людьми, которые соблюдают границы пространства личности. Интеллигентные люди как раз такие идеальные собеседники.

В переводе с латыни интеллигентность обозначает познавательную силу, умение, способность к пониманию. Те, кто обладает интеллигентностью – интеллигенты, обычно задействованы в умственном труде и отличаются высокой культурой. Признаками интеллигентного человека являются:

  • Высокий уровень образования.
  • Деятельность, сопряженная с творчеством.
  • Включенность в процесс распространения, сохранения и переосмысления культуры и ценностей.

Не все соглашаются с тем, что к интеллигенции относится сугубо образованная прослойка населения, занятая умственным трудом. Оппозиционная точка зрения понимает интеллигентность прежде всего как наличие высокой нравственной культуры.

Терминология

На основании определения из Оксфордского словаря, интеллигенция – группа, которая стремится мыслить самостоятельно. Новый герой культуры – индивидуалист, тот, кто может отрицать социальные нормы и правила, в отличие от старого героя, служащего как раз воплощением этих норм и правил. Интеллигент, таким образом, нонконформист, бунтовщик.

Читайте так же:  Как сделать учебу интересной

Раскол в понимании, что такое интеллигентность, существует практически с самого начала употребления термина. Лосев к интеллигенции относил тех, кто видит несовершенства настоящего и реагирует на них активно. Его определение интеллигентности часто обращается к общечеловеческому благоденствию. Именно ради него, ради воплощения этого благоденствия, работает интеллигент. По Лосеву, интеллигентность человека проявляется и в простоте, откровенности, общительности, а главное, в целесообразном труде.

Гаспаров прослеживает историю термина «интеллигенция»: сначала под ним подразумевались «люди с умом», затем – «люди с совестью», позже – «хорошие люди». Также исследователь приводит оригинальное объяснение Ярхо по поводу того, что же значит «интеллигентный»: это человек не много знающий, но имеющий потребность, жажду знать.

Постепенно образованность перестала быть основной чертой, по которой человека относят к интеллигенции, на первое место выдвинулась нравственность. К интеллигенции в современном мире относятся люди, включенные в распространение знаний, и высоконравственные люди.

Кто такой интеллигентный человек и чем он отличается от интеллектуала? Если интеллигент – человек, имеющий некий особый духовно-нравственный портрет, то интеллектуалы – это профессионалы своего дела, «люди с умом».

Видео (кликните для воспроизведения).

Высокий уровень культуры, такт, воспитанность – потомки светскости, куртуазности, человеколюбия и изящества. Воспитанность – это не про «не лезть пальцами в нос», а умение держаться в обществе и быть разумным – осознанная забота о себе и других.

Гаспаров подчеркивает, что в настоящее время актуально такое понимание интеллигентности, которое связано с отношениями между людьми. Речь идет не просто о межличностном взаимодействии, а о таком, что имеет особое свойство – видеть в другом не социальную роль, а человеческое, обращаться с другим как с человеком, равным и достойным уважения.

По Гаспарову, интеллигенция в прошлом выполняла функцию совести, которая вклинивается в отношения высших и низших. Это что-то больше, чем просто ум, образованность, профессионализм. К интеллигенции предъявлялось требование пересмотра принципиальных установок общества. Выполняя функцию самосознания общества, интеллигенты творят идеал, что является попыткой переживания реальности изнутри системы.

В этом отличие от интеллектуалов, которые на вопрос самосознания общества творят социологию – объективное знание, вид «извне». Интеллектуалы занимаются схемами, четкими и непреложными, а интеллигенция – чувством, образом, эталоном.

Воспитание себя

Как стать интеллигентным человеком? Если интеллигентность понимать как уважительное отношение к личности, то ответ прост: соблюдать границы чужого психологического пространства, «не обременять собою».

Лотман особо подчеркивал доброту и терпимость, обязательные для интеллигента, только они ведут к возможности понимания. При этом доброта – это и способность защитить с мечом правду, и основы гуманизма, это особая сила духа интеллигента, которая, если она реальна, выстоит против всего. Лотман протестует против образа интеллигента как мягкотелого, нерешительного, неустойчивого субъекта.

Сила духа у интеллигента, по Лотману, позволяет не пасовать перед трудностями. Интеллигенты станут делать все то, что нужно, что нельзя не сделать в критический момент. Интеллигентность – это высокий душевный полет, и люди, способные на этот полет, совершают настоящие подвиги, потому что способны выстоять там, где другие пасуют, ибо им опереться не на что.

Интеллигент – борец, он не может терпеть зло, старается искоренить его. Следующие качества, по мнению Лотмана и исследователя интеллигентности Тепикина, присущи интеллигентам (наиболее характерные, совпадающие у двух исследователей):

  • Доброта и терпимость.
  • Неподкупность и готовность платить за это.
  • Стойкость и сила духа.
  • Способность пойти за свои идеалы на бой (интеллигентная девушка наравне с мужчиной будет отстаивать то, что считает достойным и честным).
  • Независимость мышления.
  • Борьба с несправедливостью.

Лотман утверждал, что интеллигентность часто формируется у оторванных от общества, не нашедших своего места в нем. При этом нельзя говорить, что интеллигенты – это отбросы, нет: те же самые философы эпохи Просвещения – интеллигенты. Именно они стали использовать слово «терпимость» и осознали, что её нужно защищать нетерпимо.

Русский филолог Лихачев отмечал легкость общения интеллигента, полное отсутствие у интеллигента предрассудков. Он выделил следующие качества, тесно связанные с интеллигентностью:

  • Чувство собственного достоинства.
  • Умение размышлять.
  • Должная степень скромности, понимание ограниченности своих знаний.
  • Открытость, способность услышать другого.
  • Осторожность, нельзя быть скорым на суд.
  • Деликатность.
  • Осмотрительность относительно дел других.
  • Стойкость в отстаивании правого дела (интеллигентный мужчина не стучит по столу).

Стоит опасаться стать полуинтеллигентом, каким является всякий, воображающий, что знает все. Эти люди совершают непростительные ошибки – не спрашивают, не советуются, не слушают. Они глухи, для них нет вопросов, все ясно и просто. Такие воображалы несносны и вызывают отторжение.

[2]

Как мужчина, так и женщина могут пострадать от недостатка интеллигентности, которая есть сочетание развитых социального и эмоционального интеллекта. Для развития интеллигентности полезно:

1. Ставить себя на место другого человека.

2. Чувствовать связанность всех людей, их общность, коренную сходность.

3. Четко разграничивать свою и чужую территорию. Это значит не грузить окружающих интересной только себе информацией, не повышать голоса выше среднего уровня звука в помещении, не подходить слишком близко.

4. Пытаться понимать собеседника, уважать его, возможно, потренироваться доказывать чужие точки зрения, но не снисходительно, а по-настоящему.

5. Уметь отказывать себе, развивать волю, специально создавая маленький дискомфорт и преодолевая его постепенно (носить в кармане конфету, но не есть ее; заниматься физической активностью в одно и то же время каждый день).

В некоторых случаях женщина намного проще справляется с необходимостью быть терпимой, мягкой. Мужчинам же сложнее не проявлять агрессивное, импульсивное поведение. Но настоящая сила личности заключается отнюдь не в быстрой и жесткой реакции, а в разумной твердости. И женщина, и мужчина интеллигенты настолько, насколько способны учитывать другого человека и отстаивать самих себя.

Читайте так же:  Истощение организма

Интеллигенция как совесть нации постепенно исчезает за счет появления прослойки профессионалов во власти. Интеллектуалы заменят интеллигентов на этом поприще. Но ничто не заменит интеллигентности на работе, в кругу знакомых и друзей, на улице и в общественных учреждениях. Человек должен быть интеллигентен в смысле умения чувствовать в собеседниках равных ему, проявлять уважительное отношение, потому что это единственная достойная форма в общении между людьми. Автор: Екатерина Волкова

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

Содержание:

Найдено 4 определения термина ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

1) обостренное чувство социальной справедливости;

2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;

3) следование велениям совести, а не внешним императивам;

4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;

5) способность к состраданию;

6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и интеллигентности. Под первым стала пониматься роль социальная, под вторым — особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь некоим сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для представителей прочих слоев общества. Интеллигентность обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Но образованность не является ее необходимым, тем более — достаточным атрибутом: интеллигентность может быть присуща любому члену общества. Ныне закрепленность признаков интеллигентность за представителями некоих классов, «прослоек», профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов — не более чем стереотип обыденного сознания.

В сталинский и после сталинский период отечественной истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как «прослойки» между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому интеллигентность фактически не выступала как социально желаемое качество и образец для подражания. В период господства командно-административной системы при показном расположении к интеллигенции она неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития.

В связи с перестройкой всех сфер общественной жизни начали было складываться возможности для превращения интеллигентности в общезначимую ценность для сознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества; однако последующий ход перестройки, поставил интеллигенцию в гораздо худшее — по крайней мере, с материальной позиции — положение, так что ей может грозить буквально голодное вымирание или перерождение в нечто отличное от интеллигенции. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный интеллигентности интернационализм и сходные качества шовинизма вступает в противоречие с националистическими устремлениями. Ориентация носителей интеллигентности на общечеловеческие ценности противоположна стереотипам антагонизма и вражды.

Интеллигентность

интеллигентность — уровень культуры, просвещенность, образованность, начитанность, культура, культурность, воспитанность, степень культуры, цивилизованность Словарь русских синонимов. интеллигентность см. культура 2 Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ — ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, интеллигентности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к интеллигентный; культурный. Он выделялся своей интеллигентностью. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

интеллигентность — ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

интеллигентность — (лат. intelligens (intelligentis) знающий, понимающий, разумный) высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. интеллигентность [ Словарь иностранных слов русского языка

Интеллигентность — (от лат. intelligens понимающий, мыслящий, разумный) свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. И. проявляется во всех сферах деятельности человека… … Педагогический терминологический словарь

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ — свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. И. связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению … Российская педагогическая энциклопедия

Интеллигентность — (лат. – понимающий, мыслящий) – степень образованности и воспитанности человека, проявляющиеся как готовность к постоянной умственной деятельности, к освоению своей и иной культуры, как способность постоянно приобретать знания, понимать других… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Интеллигентность — ж. отвлеч. сущ. по прил. интеллигентный 3. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

интеллигентность — интеллигентность, интеллигентности, интеллигентности, интеллигентностей, интеллигентности, интеллигентностям, интеллигентность, интеллигентности, интеллигентностью, интеллигентностями, интеллигентности, интеллигентностях (Источник: «Полная… … Формы слов

интеллигентность — интеллиг ентность, и … Русский орфографический словарь

Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот — так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» — слово, пришедшее из латыни. Intelligentia – познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus — понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя – либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Читайте так же:  Общепринятые и дополнительные способы лечения эпилепсии у взрослых

Кто же такой интеллигентный человек?

«Культурный и не ругающийся матом», — скажут многие. Некоторые добавят: «Умный». А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего – интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны – они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента – тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность – это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент — это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек – это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас – это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность — такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Видео (кликните для воспроизведения).

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

Интеллигентность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here