Интроекция

Сегодня предлагаем обсудить тему: "интроекция". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Основные понятия психоанализа

Информационные партнеры сайта

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

Статьи по психологии и медицине

Интроекция — Основные понятия психоанализа.

Интроекция — защитный механизм психики, процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими. Маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей.

В непозитивных формах интроекция представляет собой очень деструктивный процесс. Интроекция — самая архаичная нацеленность на объект. Идентификация посредством интроекции – наиболее примитивный тип отношения к объектам. . Поэтому любой последующий тип объектого отношения, сталкиваясь с трудностями, может регрессировать к идентификации, а любая последующая инстинктивная цель – к интроекции.

Из патологических видов интроекции можно выделить «идентификацию с агрессором», когда для овладения своим страхом и страданием, люди перенимают качества мучителей – этот механизм ярко проявляет себя при характерологических предрасположенностях к садизму и эксплозивности.

В другом случае, при глубокой привязанности к другому человеку, он интроецируется, и его репрезентации внутри становятся частью идентичности. Если же человек в случае смерти или расставания не в состоянии с течением времени внутренне отделиться от любимого существа, образ которого был им интроецирован, и не может эмоционально переключиться на других людей, он будет постоянно чувствовать себя «уменьшенным», недостойным, истощенным и потерянным. Людей, систематически использующих интроекцию для уменьшения тревоги и сохранения целостности собственного Я путем удержания психологических связей с неудовлетворительными объектами ранних лет жизни, можно со всем основанием рассматривать как характерологически депрессивных.

На заметку. Когда все психологические способы избежать развода у супругов исчерпаны, к делу необходимо подключать юристов, которые помогут осуществить раздел имущества через суд

г. Москва, улица Косыгина, 13, подъезд 5 (м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект) Схема проезда.

Интроекция в психологии – жертвы

Психика отличается многими особенностями. Все без исключения они направлены на то, чтобы помочь человеку быстро приспособиться к жизни, начать адаптацию в социуме, а также снизить внутренний уровень стресса и переживаний, который непременно возникает при столкновении с трудностями, неудачами и прочими проблемами. Одной из психологических защит является интроекция. Она рассматривается в психологии, где приводятся примеры и обсуждаются жертвы интроекции.

Интернет-журнал psytheater.com относит абсолютно любые психологические механизмы к полезным свойствам, поскольку в первую очередь они направлены на выживание индивида. Человек должен быстро приспособиться к окружающему миру, что возможно, если обучаться нужным навыкам у взрослых людей, которые уже давно живут в этом мире и знают все его правила и условия.

Так, интроекция проявляется уже в том, что маленький ребенок копирует своих родителей, которых считает знающими и умеющими выживать в данном мире. Здесь не имеет значения, насколько успешными, богатыми и красивыми являются родители. Самое главное – они выжили, прожили много лет, смогли достичь того возраста, когда уже являются самостоятельными и у них появился малыш.

Также интроекция, как и прочие психологические виды защит, направлена на то, чтобы снизить внутренний уровень противоречий, стресса, волнений и переживаний. Абсолютно у любого человека возникают негативные эмоции. Порой человек переживает сильно травмирующие психику чувства. И здесь включается психологическая защита. Если у человека включается интроекция, тогда у него происходит свой механизм приспособления к травмирующим ситуациям, чтобы снизить внутренний уровень переживаний.

Существует несколько видов психологической защиты. В данной статье все расскажем об интроекции.

Что такое интроекция?

Интроекцию ввел в психологию Зигмунд Фрейд. Обозначает данный термин склонность психики человека на бессознательном уровне перенимать информацию из внешнего мира и делать ее своей. Противоположностью интроекции является проекция:

  1. Если при проекции человек переносит свой внутренний мир на внешний, наделяет окружающие предметы и людей собственными качествами и убеждениями.
  2. То при интроекции человек перенимает убеждения, модели поведения, эмоции и прочие установки из внешнего мира и делает их своими внутренними. Причем человек не производит данный процесс сознательно, он не оценивает информацию. Он воспринимает ее абсолютно и считает ее истинной.

Интроекцию можно представить в виде запоминания образа матери ребенком, чтобы потом понимать, какой нужно быть, когда дочка сама вырастет, или какую женщину нужно выбирать, когда вырастет сын.

Интроекция – это не только психологическая защита, но и даже модель поведения, которой человек уже может пользоваться сознательно. Человек постоянно контактирует с окружающим миром, в частности с людьми, поэтому для него свойственно перенимать от них определенные паттерны, убеждения, взгляды, моральные ценности и пр.

Все люди знакомы с общественным мнением. Оно передается через средства массовой информации и через самих людей. С самого раннего возраста человек привыкает к тому, что есть общественное мнение и его, которое не всегда соответствует большинству. Немногие дети подвергались из-за подобной разницы насмешкам и унижениям в школе. Даже взрослые люди часто становятся объектами для критики и сплетен, если живут и мыслят не так, как все. И самое интересное, что именно общественность пропагандирует данный вид унижения тех, кто не похож на них. Ведь всем выгодно поработить других, уникальных и необычных людей.

Привыкая к тому, что лучше всего следовать общественному мнению и образу жизни, многие люди испытывают депрессию или стресс, когда не выходит так, как им говорится социумом. Так, например, женщина может волноваться из-за того, что ее семья не живет так, как живут многие. Или парень беспокоится о том, что еще не женился и не имеет детей в свои 35 лет. К сожалению, общество активно насаждает свои стандарты абсолютно всем людям, не принимая во внимание их желания, мировоззрение и темп жизни. Все должны быть, как один, как под копирку, как клоны, которые понятны и ничем не отличаются друг от друга. И фразы: «Хочу устроить свою жизнь хорошо» и «А у них иначе» — из уст одного из таких «клонов» ясно демонстрируют то, что человек уже не является индивидом, личностью. Он просто существо, которое пытается жить точно так же, как и другие. Ему неприятно быть «белой вороной», потому что гораздо приятнее осуждать других «белых ворон», выделяющихся из толпы.

«Жить хорошо» или «как все» — это значит вписать свою жизнь в какие-то рамки. Но это и есть та самая проблема, с которой люди постоянно борются. Они не принимают свою жизнь такой, какая она есть, и, как капризные дети, пытаются ее запрограммировать, «оцифровать», чтобы она действовала в пределах каких-то стандартов, придуманных обществом.

Но жизнь – это свобода. Она не знает, что такое правила и человеческие законы. Она руководствуется более гибкими Вселенскими законами, которые никогда не подчиняются человеческому разуму. И пока вы пытаетесь втиснуть свою жизнь в какие-то надуманные рамки, вы страдаете, постоянно испытываете проблемы и стресс. Спрашивается тогда: а зачем вы это делаете? Вы боитесь жить не так, как все? А как бы вы отреагировали, если бы поняли, что именно такая жизнь, от которой вы отказываетесь, принесла бы вам счастье, любовь и богатство?

Жить, как все – значит принять судьбу такую же, как и у всех. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Люди живут счастливо? Люди не расстаются? Дети живут в полных семьях? Нет голодных, нищих, безработных? Если вы этого не видите, то зачем вам пополнять ряды тех, кто вас окружает? Становясь, как все, вы живете, как и они. А это значит, что вас будут преследовать неудачи, проблемы и горе. Конечно, и радость будет, когда вы снова обозлитесь на какого-то выделяющегося из толпы человека и покроете его трехэтажными неприличными словами. Вы будете считать себя правыми, хотя и самыми несчастными.

Хотите ли вы жить хорошо или вы хотите жить так, как вам уготовано жизнью? Хотите вы быть, как все, или готовы быть индивидуальностью? Выбирать вам. Только помните, что вы поступите правильно как в том, так и в другом случае. Только, будучи как все, вы примите судьбу, как у других людей. А живя своей жизнью, вам уготовано нечто такое, чего еще мир не видывал. Вам выбирать, какой жизнью жить. Только не думайте, что вы не несете за это ответственность.

В гештальт-терапии интроекцию рассматривают как плохое переваривание пищи. При интроекции человек должен просто «проглотить» тот кусок пищи, который ему попадает в рот, не пережевывая. Если же говорить об адекватном восприятии внешней информации и преобразовании ее в свое внутреннее знание, то следовало бы сначала принять информацию, обдумать ее, проанализировать, сделать свои выводы и оставить то, что человеку нужно, отбросив все ненужное. А в случае с интроекцией человек просто «проглатывает» все, как есть.

Интроекция со своей стороны позволяет человеку вписаться в то общество, в котором он живет. Ребенок обычно не анализирует внешней информации, а воспринимает ее такой, какой она является. Это позволяет ему принять традиции, законы, правила общества безоценочно и влиться в окружающий мир. Если бы человек каждый раз анализировал поступающую информацию, то не смог бы адаптироваться к социальным условиям. Таким образом, интроекция позволяет расти и развиваться личности как социальному объекту.

Интроекция в психологии

Психология детально рассматривает механизм интроекции со всех сторон, поскольку она может как помогать человеку адаптироваться к окружающему миру, так и способствует его однотипности с окружающими, потере индивидуальности, отказу от своего «Я». Интроекция может быть как полезной, так и вредной, что уже зависит от каждого отдельного случая.

«Живи, как все» — лозунг современного общества. Заметьте, с какой опаской люди реагируют на тех, кто на них не похож. Вспомните то время, когда только начали появляться новые течения молодежных групп – готы, эмо, люди-куклы и т. д. Помните, как общество на них реагировало? Вспомните и вы свою реакцию, когда впервые встретили такого человека на улице, не зная о таких направлениях в молодежной среде.

Людям привычнее жить, как все. Почему? Потому что это обеспечивает защиту, помощь и любовь. Люди не просто так когда-то решили жить группами. Они поняли, что вместе они смогут друг другу дать то, чем в одиночку тяжелее себя обеспечить. Легче попросить друга о помощи, чем самому делать всю работу. Лучше возложить на государство заботу о пенсионерах, нежели самим дохаживать своих престарелых родителей. Таким образом, люди не просто живут целыми народами и государствами. Лозунг «Живи, как все» будет всегда актуален.

Но если бы люди только собирались в группы… Людям хочется, чтобы все, кто их окружает, были понятны им, похожи на них. Современному человеку привычнее жить по уже написанному пути, нежели искать свой, уникальный способ жизни. Все люди проходят через обучение в школе и университетах, а потом – через поиск работы и зарабатывание денег. Многие люди живут по принципу: «Проработай на одной работе, накопи стаж и выйди на пенсию». Вот только почему-то эти люди еще мечтают об обогащении самих себя, не понимая, что пока они живут, как все, богатыми им никогда не стать.

«Живи, как все» — костыль для тех, кто хочет себя реализовать. Как может человек со всеми своими уникальными способностями, а порой и талантами, жить, как все? У всех нет его талантов и набора качества. Как он может жить, как все?

Это выбор каждого: обеспечивать себя мнимой любовью только потому, что он ведет себя так, как того от него ждут люди, или все-таки стремиться обустроить свою жизнь так, чтобы он мог себя реализовать. Но следует понимать, что жизнь, как у всех, не позволяет самореализоваться, а самореализованность порой приводит к одиночеству и непониманию. У каждой из позиций есть свои недостатки. А с какими недостатками готовы смириться вы?

Кто они – жертвы интроекции?

Интроекция может принести вред человеку. Он может стать жертвой интроекции. Ими могут оказаться:

  1. Люди, которые проецируют на окружающих то, что сами же от них берут.
  2. Люди, которые не способны адекватно оценивать окружающих людей и их убеждения.
  3. Люди, не способные отделять свои границы от чужих. Так происходит тогда, когда человек полностью готов перенимать внешнее, не имея своего внутреннего мнения.
  4. Люди образованные, которые настолько закостенели в своем восприятии вещей, что не способны смотреть шире и глубже.

С самого рождения на формирование человеческой психики влияет множество факторов: семья (родители, родственники), друзья, воспитатели, учителя, средства массовой информации и т. д. Все это в значительной мере определяет то, каким человек вырастет. А поскольку все люди растут в одном и том же обществе, то в большинстве своем люди вырастают одинаковыми: с одинаковым мышлением, мировоззрением, желаниями, стремлениями и т. д.

Попросту говоря, из любого человека делают запрограммированного робота, который будет удовлетворяться материальными потребностями, которые сначала необходимо заработать. Обществу и государству в целом не нужны личности, индивидуальности, уникальные люди. Это можно заметить даже тогда, когда родители отдают своих детей лишь туда, куда ходить престижно, в то время как сами малыши увлекаются чем-то другим. Каждому человеку и обществу в целом нужны вполне предсказуемые, послушные и легко управляемые люди. Вот почему очень часто можно заметить, что люди несчастны лишь потому, что они должны чем-то заниматься и что-то делать, а не выполнять то, что им действительно нравится.

Общество не изменишь, поскольку это придется менять всех людей. Гораздо легче изменить самого себя, а именно понять, что окружающие люди хотят сделать из вас запрограммированного робота, который будет им удобен, и принять для себя решение: хотите ли вы жить, как все, или будете жить в угоду своим желаниям?

Общество пусть делает то же, что и делало раньше. Но у вас есть выбор, подчиняться обществу или идти своим путем, который вы предпочтете сами. Если вы сделаете выбор в сторону индивидуального роста и развития, то вам не нужно тратить свои силы на то, чтобы изменить окружающий мир. Не пытайтесь бороться с тем влиянием, которое на вас привычно оказывает мир и другие люди. Лучше перенаправьте свои усилия на то, чтобы все-таки научиться достигать того и иметь то, что вы хотите.

Пока вы боретесь с окружающим миром, у вас не остается сил и времени на то, чтобы сделать свою жизнь комфортной для самого себя. Поэтому займитесь реализацией своих желаний, а окружающие люди пусть делают то, что они делают.

Сделайте свой выбор: жить, как все, или жить в угоду себе? И сделайте это смыслом своей жизни: либо вы достигаете тех же целей, что и другие люди, либо совершенствуетесь именно в том направлении, который угоден именно вам. Помните, что общество всегда будет делать так, чтобы все люди жили одинаково, наслаждались одними и теми же вещами, думали однообразно. Но лично каждый человек принимает для себя решение: жить, как все, или жить в угоду себе? Причем он несет ответственность за любое решение, которое он принял.

Есть отдельная категория людей, которая не просто склонна к интроекции, но даже и не сопротивляется ее проявлениям. Такие люди просто не берут на себя ответственности, а перекладывают ее на общественную мораль, традиции, законы и прочие внешние факторы. Интроекция используется человеком, поскольку он получает от нее выгоду: совершая глупые, ошибочные или неправильные поступки, он может обвинить в этом окружающий мир, который говорил ему, как действовать, и он безоговорочно следовал этому.

Разбираемся с родительскими посланиями (интроектами).

Интроекция – наиболее простая и ранняя психологическая защита, которая формируется в раннем детстве, и которой мы пользуемся в течение всей своей жизни.

Давайте определимся с понятиями.

Интроекция (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относящийся к механизмам психологической защиты. Включение индивидуумом, в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Интроекты – это отдельные мысли, взгляды, установки, убеждения и ценности других людей, которые были приняты индивидом без анализа и осознания.

Интериоризация – в пер. с фр. intériorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний.

У человека нет других способов социализироваться, кроме как усвоить правила общения в той среде, в которой он растет и развивается. Родительские послания – это наиболее ранний интроект, который усваивается ребенком без критического осмысления. Даже если мы начинаем чувствовать, что нам что-то не подходит, то выразить это чувство становится небезопасно. Почему? Потому что тогда ребенок становится не принадлежащим к данной семье: «В нашей семье так не поступают». Это угрожает ребенку потерей той среды, в которой он живет, которой питается, а значит, становится для него смертельно опасным. Таким образом, он задвигает далеко и глубоко свое «Я», своё «хочу», своё «нравится» и живет по законам стаи (в нашем случае семьи).

В речи интроекты проявляют себя стабильным употреблением таких слов как «надо», «ты должен» и «нельзя». Таким образом, при интроекции мое личное желание, моя потребность заменяется желанием или потребностью другого человека. Известный гештальт-психолог Фредерик Перлз называл интроекцию одним из бичей современного человека, называя ее «бремя долженствования». Считал интроекцию механическим присвоением чужих ценностей и стандартом, присущей незрелой личности.

Что происходит дальше?

Ребенок становится взрослым, создает свою семью, пытается устанавливать свои правила и жить по ним, но этого почему-то не происходит. Почему? Потому что у него нет доступа к своему «Я», «хочу», «нравится». Все это наглухо завалено интроектами. Мне это напоминает источник свежей, прохладной воды, который засыпан камнями, но родник существует! Главное разгрести эти каменные завалы и дать свободное движение воде. Тогда этот еле живой ручеек превратится в скором времени в полноводную, бурлящую реку. Как это сделать? Нужно брать по камушку и решать ваш он или нет. Если ваш, то выкладывать им русло реки, а если не ваш, то отбрасывать в сторону.

Разберем ситуацию на конкретных примерах без метафорических сравнений.

Мне проще это сделать на примерах из своей жизни, используя русский фольклор:

1. «Глаза боятся, а руки делают» – моё, помогает, беру, присваиваю.

2. «Чего делить шкуру неубитого медведя?» – это обычно говорилось, когда я о чем-то мечтала, что-то планировала.

Не моё. Я хочу мечтать, хочу планировать, не беру!

3. «На охоту ехать собак кормить» – когда нужно приступать к чему-либо, уже нет времени на подготовку, приготовления. Мне этот интроект помогает подготовиться к важным делам, продумать, как и что будет.

Моё, беру, присваиваю.

4. «Нежели богато, нечего начинать» – не моё, хочу жить богато, хочу начинать, не беру.

5. «Голь на выдумку хитра» – оставляю себе, как маленький камушек (на всякий случай). Мне это дает уверенность в том, что выживу в любых условиях, сделаю конфетку из ничего, умею жить без денег.

6. «Родился мужиком, считай счастье» – 50 на 50, считаю, в нашем обществе до сих пор мужчине позволяется больше. Конечно, это пошло с тех времен, когда мужчин было меньше и они, что называется, были «в цене» (любые). Сейчас ситуация постепенно меняется и сейчас «в цене» уже не любые мужчины, а состоявшиеся, внимательные, заботливые и т.д. Но еще часто встречаются женщины, которые страдают от насилия в семьи и оправдывают насильника его гендерной принадлежностью: «Ну, он же мужик». Я не могу принимать этот факт, как данность, потому этот интроект усвоила на 50%. В этом случае интроект можно переформулировать, чтобы он подошел Вам. На данном примере я это сделала так: «Родился мужиком? Будь мужиком и будет тебе счастье».

Вот по такой схеме можно работать самостоятельно. Для начала лучше проработать очевидные факты, которые находятся на поверхности, постепенно двигаясь в глубину, прислушиваясь к собственным ощущениям. Подсказкой в этой работе могут быть ощущения в теле. Если интроект не Ваш, то можете почувствовать подташнивание, дурноту, ком в горле, тяжесть в желудке.

ИНТРОЕКЦИЯ

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ИНТРОЕКЦИЯ
(от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу), 1) в теории познания — введённое Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., вкладывании образов воспринимаемых объектов в сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его мнению, разделения идеального и реального вообще, т. к. основой своей философии он делает понятие опыта, растворяя в нём противоположность Духовного и материального и пытаясь, т. о., опровергнуть материализм вообще. Критика этих понятий опыта и И. дана В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18). 2) В психологии — включение индивидом в свой внутр. мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок др. лю-дей, что является основой идентификации. Противоположностью И. является проекция. В глубинную психологию понятие И. было введено венг. психоаналитиком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как психология, механизм, играющий важную роль в процессе формирования «сверх-Я», совести и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ИНТРОЕКЦИЯ
(от лат. intro внутрь и iacere – бросать)
одушевление, наделение чувством («вчувствование»); по Авенариусу, человек вкладывает в себя и своих собратьев представления об окружающих элементах как внутренние состояния, благодаря чему и происходит ошибочный раскол единства эмпирического мира на «внутренний» и «внешний», на «объект» и «субъект». Таким же образом возникают, согласно Авенариусу, и др. представления: душа, бессмертие, дух (см.: Р. Авенариус, Критика чистого опыта. СПБ, 1908).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ИНТРОЕКЦИЯ
ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro — внутрь и iacere — бросать) — процесс, посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство внутри субъекта. Понятие “интроекция” введено Р. Авенариусом, который считал недопустимым “вкладывание” чего бы то ни было из воспринимаемого в сознание субъекта, так как в результате этого происходит ошибочный раскол единства эмпирического мира на “внутренний” и “внешний”, на “объект” и “субъект”. Единственно возможным путем избавления от интроекции Авенариус считал отказ от категорий объекта и субъекта, мышления и бытия и переход к т. н. “нейтральному” опыту на пути отрицания связи мысли с мозгом. В психоанализе интроекция — это полное включение индивидом в свою психику воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей. Образовавшуюся в результате интроекции психическую структуру называют интроектом, интроецированным объектом или внутренним объектом.
В. В. Старовойтов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Интроекция (психология)

Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

Содержание

В результате этого процесса нечто, приходящее извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Интроекция также тесно связана с психологическими механизмами проекции и проективной идентификации. [1]

Адаптивная роль

Интроекция играет важную роль в процессе формирования «Сверх-Я», совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них. [1]

Защитная функция

Интроекция позволяет маленькому ребёнку осознавать себя как всемогущего (несмотря на его фактическую беспомощность) за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых взрослых. Когда человек вырастает, эта защита может сохраняться, защищая его от потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я не беззащитный и не беспомощный), хотя обычно у взрослых людей интроекция начинает осознаваться и превращается в идентификацию. [1]

Деструктивная роль

Как и любая психологическая защита, интроекция искажает восприятие реальности человеком, а конкретно — заставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее. Как следствие, исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере, и что он может как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает. [2] [3]

Идентификация с агрессором

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на защитные функции процесса, выделив как самостоятельный процесс «идентификацию с агрессором» — бессознательное отождествление себя с тем (теми), кто угрожает твоей безопасности. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.

Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец и найти себе жену как мать. [4]

Интроекция

Психология

Интроекция

Читайте так же:  Коррозия одиночества 7 вариантов выхода из ситуации

Механизмом психологической защиты, противоположным проекции, является интроекция.

Интроекция — это включение в собственную психологическую структуру «Я» внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.

[1]

Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, человек берет на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта, человек присваивает убеждения, ценности и установки других людей.

Интроекция — это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток изменить их и сделать своими собственными.

Интроекты — это отдельные убеждения, ценности, мысли, которые были приняты без анализа и переструктурирования.

[2]

По мнению З.Фрейда, интроекты — это нормальные образования (например, образцы поведения, с помощью которых формируется личность ребенка). Иными словами, интроекцию можно рассматривать не только как механизм психологической защиты, но и как механизм психического развития личности. Ведь усваивая определенные модели (образцы) поведения, ценности и установки, человек развивается как личность.

Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается индивидуумом без критического осмысления его ценности.

Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних. Или человек постоянно себя критикует, поскольку он усвоил (интроектировал) такое отношение к себе родителей.

Ф.Перлз рассматривал интроекты как нежелательные, даже вредные образования, а саму интроекцию — как процесс механического присвоения внешних ценностей и стандартов, характерный для незрелой личности. Он указывал, что более совершенным механизмом, присущим развитой, зрелой личности, является не интроекция, а ассимиляция — превращение, «переваривание» того внешнего материала (норм поведения, социальных установок, знаний и т.п.), который предлагает и навязывает личности социальное окружение.

Читайте так же:  Правила жизни далай ламы 5 вдохновляющих цитат

Замещение

Замещение — это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого объекта. Иными словами, замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

Например, если человек, которого вы любите и с которым связывали удовлетворение ваших потребностей и желаний, является недоступным для вас, то вы переносите все ваши чувства и возможности удовлетворения потребностей на другого человека. А если ваша мечта стать писателем не осуществилась, то вы в качестве замещения можете выбрать профессию учителя литературы, частично удовлетворяя ваши творческие потребности.

В случае замещения имеет место частичная разрядка энергии, напряжения, которое создается одной потребностью и связано с определенным переносом энергии на другой объект. Но это не всегда приводит к достижению желаемой цели, поскольку существует угроза восстановления напряженности.

Эффективность замещения зависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий объект (с которым сначала связывалось удовлетворение потребности). Максимальное подобие замещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей, которые сначала связывались с предыдущим объектом.

Например, физика имеет большую силу замещения для математики, чем история, поскольку она больше похожа на нее. И если математику не дать возможности работать по специальности, то он лучше себя реализует и удовлетворит свои потребности, занимаясь физикой (или техникой), чем историей. Следовательно, физика является лучшим замещающим объектом для математики, чем литература или история.

Фантазия (воображение)

Фантазия (мечта) является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый мальчик может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник, воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, облегчает свои переживания.

Читайте так же:  Сребролюбие

Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.

Исследуя роль фантазии, психологи решили проверить гипотезу: на самом ли деле с помощью фантазии ослабляются агрессивные импульсы. Испытуемых разделили на три группы. Людей из первой группы преднамеренно обижали и сразу же после этого предлагали придумать рассказ по картинкам, что давало возможность выхода их чувствам. У испытуемых второй группы такой возможности не было, и сразу после оскорблений их занимали другими делами. В третьей группе людей не обижали, а только предложили придумать рассказ по картинкам. Результаты экспериментов подтвердили гипотезу. Обиженные испытуемые в своей фантазии обнаружили большую агрессивность. А те, кто после эксперимента получил возможность придумывать рассказ, позже выявляли меньшую агрессивность и враждебность, чем те, которых отвлекли другой работой.

Данные исследования показали, что, вероятно, между людьми существовало бы значительно больше конфликтов, если бы воображение, фантазия не приносили временного облегчения.

Деперсонализация

Деперсонализация — это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от восприятия их на эмоциональном уровне.

При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли: они — пациенты, врачи, учителя. Акт деперсонализации других людей может в определенной мере «защитить» субъекта. Это предоставляет возможность, например, врачам лечить своих пациентов, не ощущая переживания под влиянием их страданий. Кроме того, это дает возможность им скрыть свои настоящие чувства (приязнь или неприязнь) за профессиональной маской.

Деперсонализация приводит также к насилию и жестокости.

Интроекция

интроекция — интроекция … Орфографический словарь-справочник

Читайте так же:  Как защититься от энергетического вампира

ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь, jacio бросаю, кладу) эпистемологическая концепция, согласно которой индивидуальное сознание ограничено кругом собственных идей и способно постигать внешний мир и др. сознания лишь благодаря проецированию вовне своего… … Философская энциклопедия

интроекция — Один из классических видов сопротивления, состоящий в том, что мысли или принципы других людей заглатываются целиком , без самостоятельного пережевывания и усвоения, без собственной переработки этих мыслей, принципов, высказываний других людей.… … Большая психологическая энциклопедия

Интроекция — (от лат. intrо внутри) психоаналитическое понятие, автор Ш. Ференци . Включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний. Литература. Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung //… … Психологический словарь

ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю кладу), в психологии включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации … Большой Энциклопедический словарь

ИНТРОЕКЦИЯ — (лат. intro движение внутрь и jacio бросать) в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других… … Новейший философский словарь

[3]

ИНТРОЕКЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю) англ. introjection; нем. Introjektion. 1. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации. 2. В глубинной психологии… … Энциклопедия социологии

интроекция — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю, кладу) (психол.), включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации. * * * ИНТРОЕКЦИЯ ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro внутрь и jacio… … Энциклопедический словарь

ИНТРОЕКЦИЯ — (Introjection; Introjektion) процесс ассимиляции объекта субъектом, противоположный проекции; способ интернализации опыта.«Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции объекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо.… … Словарь по аналитической психологии

Интроекция

Интроекция — (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

В речи интроекты проявляют себя постоянным употреблением слов «надо», «должен» и «нельзя». Гешталь-терапия требует эти конструкции заменить на «Я хочу». При интроекции мое собственное желание, моя потребность заменяется на желание или потребность другого человека, сформулированные в виде непреложного правила. Фредерик Перлз, известный как обладатель чрезвычайно резкого языка, называл одним из бичей современного человека «тиранию долженствования», которую именовал mustarbation (от английского must – «должен», на английском слово в целом созвучно «мастурбации»).

Читайте так же:  Почему мужчины врут

Интроекция (из книги Фредерика Перлза «Свидетель Терапии»)

«. Наш рост обеспечивается способностью различения, которая сама является функцией границы между «я» и другим. Мы что-то берем из среды и что-то ей возвращаем. Мы принимаем или отвергаем то, что среда может нам предложить. Но мы можем расти, только если в процессе принятия в себя мы полностью перевариваем и тщательно ассимилируем то, что получили. То, что мы реально ассимилировали, становится нашим собственным, так что мы можем делать с этим все, что нам угодно. Мы можем сохранить это для себя или отдать в новой форме, приобретенной благодаря ассимиляции. Если же мы проглотили нечто, не разжевав, приняли без различения, — оно становится чужеродным телом, загнездившимся в нас паразитом. Хотя оно может казаться нашей частью, на самом деле это не так, оно остается частью среды.

Физический процесс роста посредством ассимиляции, то есть разрушения и переваривания, — легко наблюдать. Пища, которую мы получаем, требует не проглатывания целиком, а пережевывания (что начинает процесс ее разрушения) и переваривания (что продолжает процесс дальнейшего превращения пищи в химические частицы, которые организм может использовать). Физическая пища, хорошо переваренная и ассимилированная, становится частью нас самих, превращается в кости, мышцы и кровь. Но пища, которую мы глотаем целиком, которую мы заталкиваем в себя не потому, что мы ее хотим, а потому что нас заставили ее есть, тяжестью ложится на желудок. Она создает нам неудобства, мы хотели бы выбросить ее из себя, освободиться от нее. Если мы не делаем этого, если мы подавляем свой дискомфорт, свою тошноту и желание избавиться от этой пищи, мы можем в конце концов все же ухитриться ее переварить, — или она нас отравляет.

Психологический процесс ассимиляции в значительной степени похож на физиологический. Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические, политические ценности — все это первоначально приходит к нам из внешнего мира. В нашем уме нет ничего, что не пришло бы из среды, но в среде также нет ничего, для чего не существовало бы органической потребности, физической или психологической. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.

Если же мы некритически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно, — все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это несъедобно, это чужеродные тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки психологически называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, мы называем интроекцией.

Я не хочу сказать, что этот процесс проглатывания целиком не служит иногда полезным целям. Студент, который зубрит целую ночь перед экзаменом, чтобы получить хорошую отметку по предмету, который ему непонятен, имеет вполне оправданные причины для своих действий. Но если он тешит себя мыслью, что действительно чему-то научился посредством такой зубрежки, то через полгода он сможет убедиться, что забыл большую часть того, что «выучил».

Я также не хочу сказать, что человек должен отвергать какую-либо психологическую пищу, которая приходит из внешнего мира. Питаться собой психологически так же невозможно, как физически. Я говорю лишь, что факты и установки, на которых строится наша личность, то есть психологическая пища, которую предлагает нам внешний мир, должна быть точно так же ассимилирована, как наша физическая пища. Она должна быть деструктурирована, проанализирована, разъята, а затем собрана вновь в такой форме, в какой она окажется для нас наиболее ценной. Если она просто проглочена целиком, она ничего не дает для развития нашей личности. Напротив того, она превращает нас во что-то вроде комнаты, настолько заваленной чужими вещами, что в ней не хватает места для наших собственных. Она превращает нас в мусорную корзину, наполненную чуждой и ненужной нам информацией. Самое худшее состоит в том, что этот материал имел бы для нас огромную ценность, если бы мы обдумали его, изменили и трансформировали его в себе.

Таким образом, опасность интроекции двояка. Во-первых, интроектор упускает возможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чуждых элементов в своей системе. Чем больше интроектов он нахватал, тем меньше у него остается возможностей выразить себя или хотя бы обнаружить, что такое он сам. Во-вторых, интроекция способствует дезинтеграции личности. Интроецировав несовместимые понятия, вы можете обнаружить себя разрываемым на куски при попытке согласовать их. В наше время это встречается довольно часто.

Наше общество, например, с детства учит нас двум совершенно различным и, по-видимому, противоположным установкам. Одна соответствует так называемому «золотому правилу» — делать другим то, что хотелось бы от них получить. Другая — закон выживания наиболее приспособленных, выражаемый пословицей «собака собаку ест». Если мы интроецируем обе эти установки как догмы, мы в конце концов будем пытаться быть одновременно и мягкими, добрыми, нетребовательными, и безудержно агрессивными. Мы будем любить наших соседей, но доверять им только в тех пределах, в каких мы можем с ними справиться. Мы будем являть собой мягкость, но одновременно будем жестокими и садистичными. Каждый, кто интроецирует подобные несовместимые представления, превращает собственную личность в поле их битвы. Невротический конфликт обычно доходит до мертвой точки, когда ни одна из сторон не может победить, и человек не способен ни к какому дальнейшему росту и развитию.

Таким образом, интроекция — это невротический механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными. При интроекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от нас почти ничего не остается.

Видео (кликните для воспроизведения).

Возвращаясь к ситуации, в которой хорист полагает, что нехорошо беспокоить других, мы можем рассматривать ее как пример интроекции. Кто, в конце концов, говорит это, он или они? Действительно ли он полагает, что его собственные нужды настолько несущественны, что потребности группы всегда должны иметь преимущество? Когда интроектор говорит «я думаю», он обычно имеет в виду «они думают». «

Интроекция
Оценка 5 проголосовавших: 1