Компьютерная зависимость у подростков

Сегодня предлагаем обсудить тему: "компьютерная зависимость у подростков". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Компьютерная зависимость у подростков

Прогресс современного мира идет семимильными шагами. Еще совсем недавно люди имели только телевизоры в домах, а на сегодняшний день у каждого есть по мобильному телефону, причем последней модели, и по компьютеру. Доступность новой техники, которая вошла не только в личную жизнь человека, но и в остальные сферы, привела к тому, что психологам нужно бороться с новым видом зависимости – компьютерная зависимость, которая может проявляться своими признаками у подростков, у мужчин и у женщин. Лечение начинается с выяснения причин, которые достаточно легко выявить.

Компьютерная зависимость – относительно новое понятие. Под ней понимается тяга человека к постоянному проведению времени за компьютером. Поскольку данная технология имеет несколько моделей своего проявления в виде компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов и айфонов, все входит в общее название «компьютеры».

Психологи отмечают, что современный человек все больше времени начинает проводить за компьютером, и тому есть множество причин:

  1. Компьютеры заменили бумажные архивы, книги и библиотеки. Теперь не нужно далеко ходить, чтобы получить нужную информацию.
  2. Компьютеры заменили магазины. Теперь покупки можно совершать кликами и безналичными средствами.
  3. Компьютеры заменили телевизоры. Уже нет необходимости ждать времени, когда покажут любимый сериал или фильм. В любой момент можно посмотреть то, что хочется.
  4. Компьютеры заменили отношения. Теперь можно дружить и общаться с людьми из любых уголков планеты. Если нет любовных отношений, то можно зайти на сайт знакомств. Если не удовлетворяют интимные отношения либо они вовсе отсутствуют, тогда можно воспользоваться порно-сайтами или видеочатами с определенными услугами.

Компьютер заменил многие сферы жизни. Теперь человеку нет нужды выходить из дома, если он может что-либо сделать через компьютер.

Однако в появлении компьютерной зависимости у подростков психологи отмечают еще одну особенность – возможность получать нужные эмоции посредством онлайн-игр или виртуального общения.

Подростки могут плохо ладить с родителями, не иметь друзей в реальной жизни, не сходиться во мнениях с одноклассниками, быть двоечниками и неудачниками по жизни, однако все нужные эмоции и одобрения получать в виртуальном мире. Подросток может начать играть в игру, где он будет самым лучшим. Так, мальчишки увлекаются различными стрелялками, бродилками, стратегиями, войнушками, чтобы выплеснуть свою энергию, при этом показать свою силу и мужественность. Девочки могут увлекаться различными стратегиями по развитию своего дела, мини-играми, где нужно обустроить дом, накраситься, купить наряды или сходить в ночной клуб.

На сегодняшний день велико разнообразие тематик компьютерных игр. Остается только выбрать то, что интересно, чтобы начать играть и чувствовать себя успешным человеком.

Также существует большое количество чатов, социальных сетей, форумов и сайтов знакомств. Здесь подростки могут знакомиться, общаться, выставлять исключительно красивые фотографии, которые демонстрируют их красоту, успешность, интересную жизнь и пр.

Компьютеры плотно вошли в жизнь каждого человека. Зависимыми становятся не только подростки, но и дети, взрослые люди. Однако проблема появления зависимости в подростковом возрасте заключается в том, что человек перестает обучаться, развиваться, обретать профессию и окончательно адаптироваться к реальной жизни.

Что такое компьютерная зависимость у подростков?

Под компьютерной зависимостью у подростков понимается патологическое пристрастие молодого человека проводить время за компьютером. Причем он не использует технологию с целью решения какой-то своей проблемы, выполнения задачи, получения информации. Он прибегает к компьютеру, чтобы развлечь себя, получить положительные эмоции, убежать от реальных проблем, забыть о них и вообще перестать контактировать с окружающим миром, который ему неподвластен.

Компьютерная зависимость развивается в любом возрасте. Даже взрослые люди ею страдают, что можно отметить повсеместно. Даже находясь на работе, люди могут играть в «Косынку», сидеть в социальных сетях, просматривать комментарии к своим фотографиям или играть в компьютерные игры. Стоит отметить, что сильный пол более подвержен компьютерной зависимости, нежели слабый.

Подростковая зависимость от компьютеров плоха тем, что полностью отрывает молодое поколение от реальной жизни. Здесь выделяют игровую и интернет зависимости. Подросток может постоянно с кем-то переписывать, играть в компьютерные игры или смотреть фильмы, сериалы. Зависимость отличается тем, что при попытке отвлечь человека от его компьютерной деятельности можно натолкнуться на его агрессивность и яростное нежелание делать что-то другое.

От компьютерной зависимости нет лечения и профилактики, причиной чего становится то, что современный мир уже включил компьютеры в разные области жизни. Многие профессии включают знание компьютера и постоянную работу с ним. В школах постоянно преподают информатику, то есть изучение основ компьютерной грамотности. В каждом доме есть компьютеры, за которыми могут сидеть родители, а подростки просто повторяют их поведение.

Весь мир компьютеризирован. Поэтому полностью отлучить подростка от компьютеров не получится. И здесь необходимо искать иные подходы того, как сделать человека менее зависимым от данных гаджетов.

Что провоцирует развитие компьютерной зависимости у подростков?

Чтобы разобраться с проблемой компьютерной зависимости у подростков, необходимо знать, что провоцирует ее развитие. И здесь специалисты сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru выделяют следующие причины:

  • Нехватка общения с людьми, с которыми ребенок хотел бы общаться. Неблагополучные отношения с родителями, непонимание со сверстниками, неприятие ими.
  • Склонность подростков впитывать все интересное и новое. А компьютер пока еще является той игрушкой, которая становится новой в их жизни, особенно когда они ее получают в подарок и могут ею играться неограниченное количество времени.
  • Нехватка внимания со стороны родителей. Здесь также важными становятся общение с родителями, насколько взрослые понимают и поддерживают подростка в любых его желаниях или мыслях.
  • Предрасполагающие качества характера: неуверенность в себе, застенчивость, закомплексованность, трудности в общении.
  • Стремление быть, как все. Если друзья увлекаются компьютерными играми и знают все последние тенденции, то и подросток начинает этим увлекаться, чтобы быть в тренде, в компании, не отставать.

Причины можно рассматривать и в том, что сами родителя подростка являются компьютерно зависимыми. Это не следует исключать. Если мама и папа сами постоянно проводят время за компьютером, то и ребенок будет идти по их стопам. Невозможно будет объяснить ему необходимость заниматься другими делами, если его собственные родители не соблюдают те же правила и рекомендации.

Симптомы подростковой компьютерной зависимости

Распознать компьютерную зависимость у подростка достаточно легко. Симптомами является то, что он практически все свободное время пытается провести за компьютером. Он даже отказывается от еды, сна и не желает идти в школу, чтобы только посидеть за компьютером. Приходя домой, он машинально включает компьютер. Он не задумывается над тем, чтобы еще чем-то заняться. Более того, он постоянно сидит в социальных сетях или играет в игры.

Симптомами компьютерной зависимости выступают:

  1. Психологические признаки:
  • Пренебрежение друзьями и учебой.
  • Неспособность запомнить информацию на уроках, сосредоточить свое внимание.
  • Неспособность собраться с мыслями, быть спокойным, пока не сидит за компьютером. Обычно ребенок становится опустошенным и агрессивным, когда он не за своим компьютером сидит.
  • Увеличение количества времени, которое требуется ребенку, чтобы просидеть за компьютером.
  • Быстрая утомляемость.
  1. Физические признаки:
  • Бессонница.
  • Покраснение и сухость глаз.
  • Боль в спине и голове.
  • Потеря аппетита.
Читайте так же:  Как отказать парню, не обидев его

Ребенок становится забывчивым и рассеянным. Он не может выполнять другие дела. Он забывает, что и кому обещал. Он отказывается от встреч и других дел, чтобы только посидеть за компьютером.

Также ребенок начинает иначе смотреть на реальный мир. Меняется его мировоззрение в зависимости от того, какую информацию он впитывает через компьютер. Мир становится нереальным в глазах подростка, который зависим от компьютера.

Проблему в компьютерной зависимости специалисты видят в том, что подросток находит свое утешение в виртуальном мире. Там он может быть, кем захочет, не прилагая усилий, что отличается от реальной жизни. В виртуальном мире нет никаких проблем, успех достигается очень быстро. Если что-то не получается, можно переиграть. Нередко виртуальный мир становится моделью поведения подростка, который переносит ее на реальный. Другими словами, подросток начинает копировать поведение тех героев, которыми увлекается в виртуальном мире, и позволяет себе проявлять агрессию, вступать в драки, даже применять оружие, как это делают его герои.

Лечение компьютерной зависимости у подростка

Отсутствует специализированное лечение, которое помогло бы избавить от компьютерной зависимости подростка. Следует понимать, что условия современного мира не будут способствовать полному устранению компьютера из жизни ребенка. Поэтому следует проводить разъяснительные беседы и профилактику:

  1. Не ругать и не отказывать ребенку в сидении перед компьютером.
  2. Побольше времени проводить с подростком, участвовать в его жизни, общаться.
  3. Говорить о роли компьютера в жизни человека.
  4. Ограничивать время провождения перед компьютером.

Если признаки зависимости говорят о неспособности родителей повлиять на ребенка, тогда нужна помощь психотерапевта.

Резко ограждать ребенка от компьютера нельзя. Нужно постепенно сокращать время провождения перед компьютером. Наказывать его ограждением от компьютера тоже нельзя. Лучше проводить время с ребенком и предлагать ему другие виды деятельности. Также самим родителям нужно быть независимыми от компьютера. Если ребенка отучать от того, чем страдают сами родители, тогда это будет бесполезным мероприятием.

Оставлять ребенка наедине со своей зависимостью не следует. Нужно понимать, что ребенок не считает необходимым прекращать проводить много времени перед компьютером. Он сам не будет избавляться от зависимости. Поэтому родители должны говорить о настоящей роли компьютера в жизни человека и показывать на собственном примере это.

Компьютерная зависимость у подростков: вы узнаете как ее лечить

Компьютерная зависимость у подростков: причины

Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети?

В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.

Это происходит тогда, когда виртуальный мир становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств.

В чем это может выражаться?

  1. Нехватка общения с окружающими ровесниками. Игнорирование со стороны одноклассников, непринятие, отсутствие друзей и возможности их завести.
  2. Дефицит общения со значимыми взрослыми. Вечно занятые родители и другие родственники, нежелание идти на контакт и выслушать ребенка.
  3. Стремление быть, как все. Если учебный коллектив или группа дворовых друзей посвящают много времени играм и «зависанию» в сети, ребенок копирует поведение.
  4. Конфликты со сверстниками. Неудовлетворительные отношения или открытые издевки побуждают ребенка уйти в виртуальный мир.
  5. Напряженная психологическая атмосфера дома. Это также способствует погружению в сеть и игры, поскольку подросток не чувствует в себе сил изменить обстоятельства и повлиять на старших и выбирает более легкий способ преодоления напряжения.
  6. Плохие отношения с педагогами учебного заведения. Это также способно оказать влияние, как и квалификация учителей. Неумение вовлечь в учебный процесс, интересно преподать новую информацию заставляет подростка скучать и все чаще заходить в интернет в поисках интересного.
  7. Отсутствие ощущения успешности в реальной жизни. По тем или иным причинам ребенок чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это достижениями в виртуальном мире.

Очень часто Интернет зависимость формируется следующим образом.

Родители приобретают компьютер и подключают Интернет, как правило, исходя из образовательных целей: множество учебных заведений практикует использование новых технологий в учебном процессе, и ребенку необходим доступ для выполнения домашних заданий.

В первое время использования, возможно, так и происходит, однако позже молодой человек начинает проводить больше времени за новой игрушкой. Большинство родителей не бьют тревоги на этом этапе, поскольку такой расклад им удобен: ребенок дома, присмотрен, шалостями не занимается, с плохой компанией не связывается, да еще и не требует пристального внимания – можно отдыхать и расслабляться после трудового дня.

К тому моменту, когда компьютерная зависимость уже прочно сформирована, они полностью утрачивают контроль над ситуацией: наказания приводят к вспышкам гнева, попытки призвать к разуму и отправиться подышать свежим воздухом – к полному игнорированию.

Против авторитета родителей играет, в первую очередь, полная доступность информации в сети. Там подросток может найти все, что нужно в его возрасте, и чем шире доступ, тем он более привлекателен.

Компьютерные игры

Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В процессе игры ребенок испытывает массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Ни одна настоящая игрушка уже не способна сравниться со «стрелялками», «бродилками», «стратегиями» и т.д. Ребенок «подсаживается» на эти ощущения, дополнительно подгоняемый соревновательным духом, конкуренцией с другими игроками, стремлением к первенству. Именно это обуславливает большую подверженность зависимости среди мальчиков.

Социальные сети

Девочки берут пальму первенства в другой разновидности Интернет зависимости – от социальных сетей. Показать себя во всей красе с помощью бесконечных селфи, рассказать окружающим о своей интересной и насыщенной событиями жизни, отследить количество «лайков» у главной соперницы – первой красавицы из параллельного 11-го «А» — все это толкает взрослеющую девушку на трату большей части времени в социальных сетях. Обилие контента также способствует укреплению зависимости – подростки чаще всего ищут картинки, песни, цитаты (кстати, не всегда верно изложенные), юмор именно на данных ресурсах.

Быть всегда онлайн – это значит, быть в теме, соответствовать общепринятой тенденции. Социальные сети сегодня – это истории целых жизней, поэтому полистать новостную ленту на уроке, по пути домой, в компании друзей, перед сном – это значит, быть в курсе происходящего здесь и сейчас. Подростку трудно от этого отказаться.

Значит ли это, что нет выхода из сложившейся ситуации? Вовсе нет.
Для того, чтобы помочь подростку, необходимо определить – а есть ли зависимость вообще?

Признаки Интернет зависимости

Есть несколько тревожных звоночков, на которые следует обратить внимание.

Подросток находится в группе риска или уже пребывает в компьютерной зависимости, если:

Вам это знакомо? Значит, вероятнее всего, подросток действительно страдает от компьютерной зависимости. Я подробно расскажу вам, как лечить компьютерную игроманию. Ее последствия оказывают самое пагубное влияние на неокрепшую психику молодого человека.

Последствия компьютерной зависимости

Привязанность к компьютеру делает его основным способом коммуникации с внешним миром, и это касается не только зависимости от социальных сетей. В большинстве игрушек участники ведут диалоги в чате, и это общение становится главным.

Читайте так же:  Дезориентация

Это чревато утратой навыков реального взаимодействия с окружающими. Подросток просто разучивается вести конструктивные диалоги, общаться на различные темы, эффективно взаимодействовать в социуме. Отсутствие этих навыков провоцирует эмоциональную, социальную незрелость – ребенок становится неспособным понять чувства другого человека и поставить себя на его место. Ему сложно выстроить теплые, доверительные отношения с родными, достичь эмоциональной близости.

Ощущение безнаказанности действий в интернете провоцирует чувство вседозволенности в реальной жизни. Ребенок может делать что угодно в компьютерной игре, в том числе совершать действия, запрещенные законом в действительности. С течением зависимости эти сферы жизни смешиваются, а нестабильная психика подростка становится неспособной осуществлять контроль над своими действиями.

Конечным результатом может стать депрессия, особенно связанная с отсутствием объекта привязанности при наложении ограничений.

Физическое здоровье подростка страдает не меньше: появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; возникает сухость в глазах, нарушается зрение; формируются нарушения ритма сна и бодрствования, появляются головные боли, головокружения, нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе. Несоблюдение гигиены и пренебрежительное отношение к питанию влекут за собой дефицит витаминов и микроэлементов, риск развития некоторых заболеваний.

Статистике известны и более тяжелые последствия.

Старшеклассник, избивший младших товарищей после очередной игры в Diablo; подросток, ограбивший своих родственников ради посещения интернет-кафе; мальчик, скончавшийся от сердечного приступа после 30-часовой непрерывной сессии в игре – это лишь последние озвученные СМИ случаи, которые на деле исчисляются сотнями, причем по всему миру.

Это заставляет задуматься, верно? Важно как можно раньше взять ситуацию под собственный контроль и не допустить необратимых изменений.

Как лечить компьютерную зависимость у подростков

Итак, вы поняли, как определить, есть ли компьютерная зависимость у подростков. Как лечить её? Возможно ли это? Нужно!

Для начала необходимо ознакомить родителей зависимого подростка с небольшим руководством.

Чего делать НЕ следует

  • резко ограничивать пребывание за компьютером, отключать интернет, ломать любимую игрушку – это может вызвать сильнейший срыв;
  • запрещать, ругать, наказывать подростка, грозиться лишить карманных средств – это спровоцирует вспышки агрессии, конфликт и уход из дома;
  • выдвигать ультимативные предложения – «или мы, или твой компьютер» — подросток, вероятнее всего, сделает выбор в пользу последнего.

Что делать нужно

Главное — принимать тактичное участие в лечении компьютерной зависимости, быть подростку другом и помощником в преодолении пристрастия.

  • мягко обучать подростка новым способам преодоления сложностей, кризисных ситуаций;
  • привить навыки контроля за своим эмоциональным состоянием – разъяснять способы регулирования чувств;
  • учить общению, эффективным коммуникациям со сверстниками, что требует некоторого погружения в среду современной молодежи;
  • обучать тайм-менеджменту или эффективному управлению своим временем.

Чаще всего обойтись без сторонней помощи достаточно трудно, поскольку большинство молодых людей пубертатного возраста активно противятся попыткам родителей избавить их от тяжкого груза зависимости – они попросту не видят в этом проблемы.

По статистике, только 1/5 всех зависимых подростков удалось избавиться от компьютерной зависимости самостоятельно с небольшой помощью родителей.

Консультация психотерапевта позволит не только помочь в выборе стратегии лечения. Это нужно также для диагностики возможных депрессивных состояний, что требует особого подхода к лечению.

Следует отметить, что универсального рецепта оздоровления психики подростка нет. Любая тактика приведет к болезненному расставанию, Интернет зависимость вызывает «ломку» сродни наркотической.

Задачей родителя является вернуть интерес к реальной жизни и непосредственному общению, что может быть обеспечено:

  • посещением кружков, выявлением новых интересов подростка или актуализация прежних;
  • совместным чтением и беседами, обсуждением новостей и новинок реального мира;
  • честностью по отношению к подростку – нужно прямо сказать, что с ним и почему это с ним происходит, мягко назвать его состояние, беседовать, используя техники активного слушания («Тебе тоскливо, потому что хочешь поиграть…», «Ты испытываешь злость, потому что я занимаю тебя не тем, чего тебе сейчас хочется…»);
  • открытостью относительно своего состояния – необходимо не таить и своих чувств и желаний («Я хочу для тебя только хорошего», «Мне бы очень хотелось, чтобы мы с тобой провели время вместе»).

Важно составить устный или письменный договор. Это необходимо потому, что исключить компьютер из жизни школьника или студента довольно сложно, и он все равно время от времени будет садиться за него. Договор может заключаться в определении временных рамок (например, один час в сутки, в период каникул – 1,5 часа), проговаривании наказания (к примеру, ограничение по личному времени за компьютером при получении трех двоек). В этом случае можно привлечь дополнительные сервисы – программы контроля посещения определенных сайтов, а также таймеры, которые дают команду отбоя компьютеру по истечении определенного установленного заранее времени.

Основные условия успеха преодоления пристрастия, это:

[1]

  1. Здоровые отношения в семье и нормальная психологическая атмосфера.
  2. Появление новых или актуализация прежних интересов и увлечений.
  3. Желание и умение ставить и достигать хотя бы небольших целей.
  4. Эффективное взаимодействие с окружающими.

Именно поэтому помощь специалиста является необходимой во многих случаях. Чаще всего для лечения компьютерной зависимости избирается форма тренинговых занятий, иногда – сеансы индивидуального психоконсультирования. Это позволяет научить ребенка чувствовать вкус жизни, вернуть его в реалии и научить наслаждаться ими. В целом тактика терапии избирается с обязательным учетом причин, которые могли спровоцировать пристрастие.

В том случае, если причина кроется в неудовлетворительной обстановке в семье зависимого, должна проводиться работа со всеми ее членами, в противном случае высок риск возвращения подростка за компьютерный стол.

Если основным фактором выступает неумение общаться со сверстниками, без тренингов обойтись будет трудно. Коммуникационные групповые тренинги позволят не только научить ребенка общаться, но и отточить «мастерство», что в дальнейшем делает возможным применение полученных навыков в классе или учебной группе.

Если проблема состоит в субъективной или объективной «неуспешности», также важно проводить беседы с психологом: не выдуманная ли это проблема, что лежит в ее основе, что мешает подростку ставить цели и достигать их.

Эффективное планирование собственного личного времени, формирование важных личностных качеств, способности к постановке краткосрочных и долгосрочных целей – вот лишь небольшой список умений, которые подросток приобретает после прохождения лечения. Все это не только избавляет от тяжелой зависимости, но и является надежной профилактикой рецидива.

Работа с подростками всегда осложнена сравнительной незрелостью психики, зависимостью от общественного мнения, потребностью в причастности к коллективу, отсутствием целостности, жизненных целей, задач, однако это совсем не значит, что эффективное лечение невозможно. При правильном подходе и своевременном привлечении специалиста излечиться от этого «недуга» современности можно в достаточно короткие сроки.

Компьютерная зависимость у подростков

Содержание:

В последние десятилетия компьютерная зависимость стала серьёзной социально-экономической проблемой из-за своего распространения на всё более широкие массы. Статистика указывает, что до 10% пользователей персональных компьютеров и Всемирной паутины в мире уже страдают от того или иного вида компьютерной зависимости. А в таких странах, как Северная Корея и КНР проблема зависимости от компьютеров признана на государственном уровне и находится под правительственным контролем.

Читайте так же:  Как перестать ревновать парня

Суть проблемы

Что страшного в том, что ребёнок играет в компьютерные игры? Ведь тогда в доме тихо и спокойно. Но современные психологи начинают бить тревогу по поводу того, что дети всех возрастов впадают в зависимость от компьютеров. По существу, различные зависимости похожи одна на другую. Если наркозависимый человек постоянно находится в поисках дозы, то ребёнок с не меньшим нетерпением ждёт момента, когда ему разрешат сесть за компьютер и включить любимую игру. До того же он не знает, чем заняться, не находит себе места, болтается по дому, изнывая от тоски. Это уже такая проблема, которая требует настоящего лечения, чтобы избежать более серьёзных проблем.

Происхождение термина «компьютерная зависимость»

Словосочетание «компьютерная зависимость» возникло в начале 90-х годов прошлого века вместе с развитием производства персональных компьютеров. Этот термин обозначает состояние человека, который уже не может без этой техники жить, а готов всё свободное время проводить за экраном монитора. Но с тех пор зависимость претерпела ряд изменений, возникли разные её формы, а сама она превратилась из беды единиц в массовую проблему всех возрастов.

Причины возникновения компьютерной зависимости

Особенно важно знать, почему компьютерная зависимость появляется у подростков. В первую очередь следует назвать недостаток внимания как со стороны родителей и других взрослых, так и своих сверстников. Его-то ребёнок и компенсирует с помощью «умной железяки». Эта проблема стала ещё более острой с появлением многочисленных социальных сетей, ведь там подросток может создать себе иной, улучшенный образ, может завести, наконец, друзей… и уйти в виртуальную жизнь. В этом случае речь уже идёт не просто об игромании, а о настоящей интернет-зависимости подростка. Заставить его уйти в виртуальный мир могут и другие причины:

  • неуверенность в своих силах;
  • недооценка собственной личности;
  • недовольство своей внешностью (при настоящих или кажущихся отклонениях).

Часто он поступает так просто потому, чтобы не отличаться от погодков – раньше это было связано с игровой зависимостью, но теперь к тому же ведёт развитие социальных сетей.
Если у ребёнка не появилось других увлечений, и он не знает, как «убить» свободное время, то это также повод «плотно сесть» за компьютер.
Может провоцировать привыкание к компьютеру и воспитание, и манера семейного общения. Если родители не позволяют ребёнку проводить больше пары часов в день за компьютером, то и зависимости будет труднее развиться.

Многие современные родители не только лояльно относятся к тому, что их чада смотрят фильмы далеко не по возрасту, но, бывает, и хвастаются этим – .

Основные опасности

Разновидности компьютерной зависимости

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Уже упоминалось, что компьютерная зависимость может принимать разные формы. Сегодня преобладает игромания и интернет-зависимость, когда подросток с головой уходит в виртуальный мир.
Игровую зависимость можно диверсифицировать по типам игр:

  • Ролевые игроманы видят игру глазами своего персонажа. Не менее худшим вариантом является видение своего героя со стороны.
  • Менее опасны стратегические игры, но даже они могут втянуть подростка в свой мир.
  • Более простые игры, представленные флеш-игрушками, аркадами, головоломками.
  • Особенно опасны виртуальные азартные игры, в которых игроки могут расставаться с реальными деньгами.

Потенциальные жертвы

Кто может обзавестись компьютерной зависимостью?

  • Большой риск есть у детей, часто предоставленных самим себе из-за отсутствия дома родителей.
  • Это может касаться и детей нуворишей, которые обычно находятся дома одни или с прислугой, которую не намерены слушаться.

Зависимость от компьютеров больше наблюдается среди мальчиков, согласно статистике, их в 10 раз больше, чем девочек. Наиболее опасным возрастом считается 12-15 лет.

[2]

Чем грозит зависимость от компьютера?

Зависимость от компьютерных игр способна привести к многочисленным неприятным последствиям:

  • У ребёнка с такой зависимостью будет постепенно, но неуклонно сужаться круг общения, что в реальной жизни может закончиться полной его изоляцией от общества, а это чревато тяжёлыми последствиями.
  • Здоровье подростка также может претерпеть необратимые изменения: нарушится обмен веществ, наступит ожирение и атрофия мускулатуры, упадёт зрение.
  • Постепенно, но неуклонно будет нарушаться и дестабилизироваться психика.
  • Кроме того, игроман из подросткового возраста захватит все свои болячки во взрослую жизнь, что может её попросту разрушить.
  • Подросток может пойти даже на воровство, поскольку многие игры в интернете не бесплатные. В этом случае он уже идёт на прямое столкновение с законом.

Как появляется зависимость?

Психологи понаблюдали за страдающими компьютерной зависимостью людьми, и пришли к интересным и одновременно довольно пугающим выводам. Так, обнаружилось большое сходство между компьютерной и химической зависимостью, имеющие почти одинаковые симптомы. В обоих случаях у человека резко сужаются зрачки при виде желанной цели.
Дети также перестают успевать в школе, перестают следить за своим внешним видом, страдают различными степенями ожирения из-за неправильного питания и малоподвижного образа жизни, а иногда, наоборот, теряют вес, поскольку просто забывают поесть. Наличие свободного времени превращается для них в пытку, поскольку они не знают, что делать.
Чтобы не допустить такого развития событий сделать нужно не так уж много: до трёх лет не подпускать малыша к телевизору, и ещё дольше – к компьютеру (желательно до 10 лет). Ведь предрасположенность к разного рода зависимостям появляется как раз в этом возрасте. Но, к сожалению, в наше время это остаётся практически недостижимой задачей.

Лето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись на весь год витамином D. Но вместе с этим нужно з .

Механизм зависимого поведения

У ребёнка зависимое (аддитивное) поведение формируется в результате перехода из реальной жизни к виртуальной, неважно, с применением химических агентов или без оного. Суть же самого явления в том, что подросток заменяет реальные роли виртуальными, которые ему ближе по духу или просто более удобны. Игра в интернете начинает компенсировать ему то, чего он не добирает в реальной жизни. Если подросток физически слаб и неспособен на отпор сверстникам, то он скрывается от них в компьютерном мире.
Тем подросткам, кому недостаёт реального общения, притягательной становится жизнь в социальных сетях, где они могут легко примерять на себя различные маски и роли. Это может вызвать очень неприятную проблему самоидентификации личности. Здесь они могут подружиться с людьми, которые кажутся надёжными на первый взгляд. Но когда приходит трудная минута, а помощи ни от кого из интернет-друзей не будет оказано, то у подростка наступает жестокое разочарование и здесь.

Как избежать компьютерной зависимости?

Чтобы подросток не впадал в зависимость от интернета или компьютера, есть несколько простых, но эффективных правил:

  • Нужно строго регламентировать время пребывания подростка у компьютера. Одновременно родители могут проверять, чем же занят ребёнок в Сети.
  • Важен личный пример родителей – если папу не оторвать от монитора, то и его отпрыск будет стремиться к тому же.
  • Следует правильно планировать семейное свободное время, больше уделяя внимания пребыванию на природе.
  • Желательно плотнее заполнить свободное время ребёнка: нанять репетитора, отправить на кружки, больше уделять времени учёбе – тогда на зависимости просто не останется времени.
  • Радикальным решением может быть использование программ, ограничивающих работу подростка за компьютером.
Читайте так же:  Что делать если ты влюбилась

Заподозрив у ребёнка компьютерную зависимость, родители должны принять неотложные меры. Можно записаться к психологу, который поможет составить план действий. Ведь часто из лучших побуждений родители поступают неправильно. Не рекомендуется мгновенный запрет на компьютерные игры, который только обострит ситуацию. К этому нужно идти постепенно, понемногу сокращая время сидения перед монитором. Нужно присматриваться к виду игр, к которым чадо особенно тяготеет. Ведь есть среди них и достаточно полезные – с образовательной направленностью или развивающие интеллект. Поэтому не всё проведённое за компьютером время можно огульно называть зависимостью – интернет играет значительную роль в современном образовании.

Лечение компьютерной зависимости

Избавление от компьютерной зависимости является комплексной задачей, требующей согласованных действий специалистов из разных областей медицины. Основное значение здесь приобретает социальная реадаптация человека, но её могут провести только опытные психотерапевты и психологи. Психотерапию здесь может дополнить применение медикаментозных препаратов, чтобы полученные результаты быстрее закреплялись.

Помощь родственников

Родители маленьких детишек в России не очень много знают о предметах для обеспечения детской безопасности, больше полагаясь в этом вопросе «на а .

Не поддаваться на уговоры

Лечение компьютерной зависимости у подростков может сопровождаться подобием «ломок», которые могут оказаться не только болезненными для ребёнка, но и тяжёлыми для родителей. Последние будут подвергаться со стороны чада нескольким атакам, причём не только словесным, но и с рукоприкладством. Подросток сам станет уговаривать позволить ему хотя бы полчаса поиграть, обещая взамен что угодно. Но нельзя идти у него на поводу, ведь он, как и наркоманы, своего слова ни за что не сдержит.
Родители должны выдерживать непоколебимую и чёткую позицию. Этот период тяжёл для родителей и тем, что они должны будут найти развлечения для ребёнка, чтобы он хоть на какое-то время забывал про своё увлечение. Простым и эффективным элементом лечения является увеличение времени на совместные дела и общение с подростком. Необходимо скорректировать распорядок дня, хотя к этому не так уж быстро удаётся привыкнуть. Зачастую родители, не видя улучшений, опускают руки. Но не стоит этого делать, а нужно проявить терпение, поскольку улучшение рано или поздно наступит. Если же самостоятельные попытки не приносят успеха, следует воспользоваться помощью профессионалов.

Лекарственные средства в борьбе с компьютерной зависимостью

В случае подобных проблем могут оказаться полезными несколько групп препаратов. Разумеется, для компьютерной зависимости не предусмотрено специфического лечения. Главной задачей назначаемых препаратов выступает устранение нарушений, сопутствующих компьютерной зависимости или ухудшающих её течение. Например, если у страдающего компьютерной зависимостью человека наблюдаются признаки депрессии, то ему предписывается курс приёма антидепрессантов. Излишнее возбуждение и нервозность могут устранить успокоительные препараты.
Большую пользу для избавления от компьютерной зависимости могут принести и растительные препараты, которые помогают нивелировать возбуждение нервной системы и положительно сказываются на деятельности головного мозга:

  • экстракт родиолы розовой;
  • экстракт женьшеня;
  • экстракт душицы;
  • средства «Икан» и «Кордицепс»

Профилактика компьютерной зависимости у подростков

Цель: профилактика компьютерной зависимости у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления.
  2. Дать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости.
  3. Побудить родителей к полноценному общению со своими детьми, к совместному проведению свободного времени.
  4. Сформировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него сетеголизма и кибераддикции

Ход родительского собрания

I этап — организационный, настрой на доброжелательный лад, снятие барьеров, сообщение темы, целей, задач собрания.

Педагог-психолог приветствует родителей, просит родителей закончить предложение: «Мой ребёнок самый. ».

После выполнение и рефлексии данного упражнения ведущий сообщает тему родительского собрания и просит высказаться родителей по поводу актуальности данной темы.

Педагог-психолог предлагает просмотреть видео, содержание которого заключается в том, что у мамы и сына происходит драка из-за компьютерной зависимости ребёнка. (https://www.youtube.com/watch?v=PkOo05utafU)

Ведущий просит родителей поделиться своим мнением по поводу увиденного.

II этап — основной этап.

Педагог-психолог знакомит родителей с информацией о компьютерной зависимости.

В последние годы мир потрясли из ряда вон выходящие, но при этом пугающе повторяющиеся преступления. У мальчика-отличника срывалась золотая медаль. Учитель географии не так спрашивал, не те, что надо, оценки ставил. И вот мы имеем случай в Одинцовской школе.

Эти преступления — не психические отклонения отдельных людей, а проявления нездоровья общества, проявления социальной болезни.

Что нового в этих преступлениях?

1. Преступником, как правило, оказывается молодой человек, порою ребенок;

2. Он не может внятно объяснить свое поведение;

3. Свершившееся для самого юного преступника чаще всего — большая неожиданность, он ошарашен необратимостью произошедшего.

Общественное мнение мечется в поисках виновного. Вслед за семьей и школой обвинения обычно обрушиваются на компьютерные игры. В то же время психологи неоднократно показывали, что между компьютерными играми и детской агрессией нет примой связи. Не игры делают ребенка агрессивным, а ребенок, склонный к агрессии, выбирает жестокие игры.

Спор о полезности или бесполезности компьютерных игр продолжается с момента их появления и по сей день. Дело не в злых или добрых компьютерных играх. Полезные навыки, приобретаемые в играх, весьма спорны, победы в Need for Speed не научат вождению машины, стрелялки не имеют отношения к меткой стрельбе, битвы с толпами орков не воспитают мужества.

Данные многих исследований показывают, что у компьютерных игр есть и свои плюсы: они развивают способность к визуализации и пространственному мышлению, улучшают зрительную память.

Но все эти «плюсы» и «минусы» — частности по сравнению с тем, что компьютерные игры дают принципиально иной опыт взаимодействия с окружающей средой, который переносится и на взаимодействие с настоящим, не виртуальным миром.

Главное следствие компьютерных игр — иное ощущение реальности.

Реальный мир подростки воспринимают как реалистичную модель мира виртуального, идеальное место для того, чтобы испытать свои сумасшедшие идеи и посмотреть, что получится. В поисках решения они склонны прибегать к стратегии проб и ошибок, ведь именно этому учат игры. Неполучилось — перезагрузись и пробуй еще раз, у тебя обязательно получится!

Ощущение всемогущества, свобода манипулирования — еще одна ловушка для души и благодатная почва для взращивания эгоцентризма.
Формируется синдром виртуальной всесильности.

Что такое компьютерная зависимость?

Во-первых, под общим термином «компьютерная зависимость», мы обычно объединяем такие виды зависимости, как:

1. Сетеголизм (зависимость от Интернета, и в частности от социальных сетей);

2. Киберрадиация (зависимость от компьютерных игр).

Во-вторых, обозначим, что такое компьютерная зависимость по сути. Это специфический вид эмоциональной зависимости. Эмоциональная зависимость обычно связана с конкретными людьми. В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным проводником, посредником между человеком и внешним миром, основным источником общения.

Читайте так же:  Почему возникает недопонимание между кавказцами и русскими

Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас, как социальных существ, общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение — один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности.

Как формируется компьютерная зависимость?

Общение состоит из трех компонентов: коммуникация (передача информации), взаимодействие (интеракция) и перцепция (восприятие, эмпатия и прочие эмоциональные составляющие).

Современная компьютерная индустрия научилась довольно эффективно удовлетворять и другие ключевые потребности человека. Вспомним, пирамиду потребностей А. Маслоу. Если не считать нижний уровень базовых физиологических потребностей организма, компьютер в состоянии удовлетворить все остальные уровни: и потребность в безопасности (человек находится в комфортных условиях перед компьютером, анонимность дает иллюзию защищенности), и потребность в социальной принадлежности, сопричастности (вступление в соцсетях в группы людей со сходными взглядами, интересами создает иллюзию единения, дружбы), и потребность в уважении и признании (рейтинги,«лайки» и пр.), и потребность в самореализации (победа в играх, возможность быть творческим, эрудированным благодаря Интернету).

Кроме того, непосредственно в подростковом возрасте доминантными являются также такие потребности, как потребность в независимости и самостоятельности в принятии решений, и потребность в удовольствии.

Итак, если у человека есть какая-то неудовлетворенная потребность, то он ищет способы ее удовлетворения. Чаще, в норме, одну и ту же потребность человек удовлетворяет разными способами. Но если у него нет возможности удовлетворить свою потребность другими способами и компьютер становится единственной возможностью для этого, тогда и появляются предпосылки для формирования зависимости.

А дальше зависимость формируется по следующему алгоритму:

1-й шаг. Компьютер — основной способ удовлетворения какой-то потребности.

2-й шаг. Компьютер — основной или даже единственный способ удовлетворения большинства жизненных потребностей.

3-й шаг. Компьютер сам становится потребностью, более приоритетной, чем базовые потребности.

Пример

В реальности у подростка существует неудовлетворенная потребность, скажем, в привязанности (перцептивная составляющая общения). Ему трудно устанавливать контакт и завязывать отношения. Или не удовлетворяется потребность в защищенности: в семье не все благополучно и стабильно, папа — довольно жестокий человек. Подросток начинает играть в популярную онлайн-игру Blood and Soul. Он вступает в клан, у него появляется жена, и они даже играют свадьбу. Проходя разные уровни, он получает все больше возможностей и защит, что делает его практически неуязвимым («убили – воскрес»). В итоге — иллюзия того, что он — супергерой с успешными отношениями.
Каким путём ребёнок приходит к зависимости можно ли её обойти?

С появлением компьютера в жизни ребенка он проходит несколько стадий формирования отношения к нему:

1. Интерес. У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно.

2. Увлеченность. Сколько тут всего интересного! Мне нравится. Я с удовольствием провожу время с компьютером.

3. Зависимость. Только в Интернете я могу это сделать, я могу себя так чувствовать, я могу быть таким.

4. Привязанность (стадия угасания). Да, хорошо, что у меня есть компьютер. Без него мне будет неудобно, некомфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи.

При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным, ситуативным этапом в жизни подростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро подросток переключается на другие сферы своей жизни, где компьютер — важная, но всего лишь одна из многих.

Но так происходит не всегда. И тогда подросток останавливается на стадии зависимости. Это можно понять по ряду признаков.

Признаки компьютерной зависимости:

1. Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.

2. Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.

3. Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.

4. Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.

5. Снижение успеваемости.

6. Отказ от выполнения домашних обязанностей.

7. Нарушение сна, ухудшение самочувствия.

8. Проведение ночи за компьютером.

9. Злоупотребление кофе, энергетиками.

10. Пренебрежение личной гигиеной.

11. Еда за компьютером или забывание о еде.

Если вы наблюдаете два-три признака и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться. Кто из нас не вспомнит, что хотя бы раз в жизни просидел всю ночь или ее большую часть за компьютером, и не из-за того, что нужно было сделать неотложную работу. А вот если признаков больше и проявляются они регулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности если подросток пренебрегает базовыми потребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).

Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать:

1. Провести анализ игр, интернет-ресурсов, которые увлекают ребенка. Сыграть в них хотя бы раз. (Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)

2. Провести анализ своей семейной ситуации. (Что заставляет ребенка испытывать трудности в удовлетворении этих потребностей? Какие у ребенка были интересы в более раннем возрасте?)

3. Сделать шаг навстречу ребенку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)

4. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.

5. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

6. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

7. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

8. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
9. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

III этап — практический.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Педагог-психолог обращает внимание родителей на то, что родительский характер общения со своим ребенком нередко становится одной из причин формирования у него компьютерной зависимости.

Увы, чаще мы общаемся со своим ребенком так:

[3]

Компьютерная зависимость у подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here