Контент-анализ

Сегодня контент анализ как метод исследования очень востребован. Данный метод необходим для тщательной обработки текста, в процессе используются подсчеты, таблицы, анкеты и другие вспомогательные материалы.

Что такое объекты контент-анализа? К ним относят устную и письменную речь (ораторские выступления, рекламные вывески, документы, радиопередачи, телевизионные программы и т. п.)

После того как СМИ-система начала стремительно развиваться, появилась необходимость в детализации и расширении контент-анализа, в результате число подобных исследований возросло. Известно, что во времена Второй мировой войны метод применялся с целью разведки, однако, его использовали лишь Англия и Америка. После этого на свет появилось множество печатных изданий, которые отразили опыт и особенности данного способа исследования.

В чем сущность контент-анализа

В первую очередь выявляются смысловые единицы, которые представлены в виде терминов или отдельных выражений. Предметом исследования могут быть самые различные темы, находящие свое отражение в письме или речи. Контент-анализ текста – весьма сложная процедура, в которой могут анализироваться имена людей, какие-либо названия, факты, даты. Полученные данные быстро фиксируются и проходят несколько обработок. Из речи или текста выделяются нужные смысловые единицы, далее следует определить, сколько раз они упоминались в конкретном тексте.

В процессе также выявляется протяженность текста, площадь, которая заполнена теми или иными единицами, число символов, строк, предложений, абзацев, принимается во внимание количество рисунков, соответствующих содержанию. При проведении контент-анализа могут использоваться специализированные таблицы, для большей эффективности их сопоставляют в компьютерной программе. Контент-анализ – это уникальный метод, который также используется в психологии и социологии. Он часто нужен для того чтобы проследить особенности ответов на предложенные вопросы, с его помощью анализируются материалы наблюдения. Контент-анализ проводится для исследования массовых коммуникаций и документальных источников.

Какую роль играет контент анализ текста в психологии? Специалисту необходимо выявить личностные особенности говорящего во время речи. Метод часто используется для качественной обработки документов, которые анализируются и исследуются в социальном контексте. Контент-анализ можно использовать в качестве основного или вспомогательного способа. Важно отметить, что далеко не все документы подлежат исследованию по данному типу. Необходимо чтобы они соответствовали принципу формализации (в таком случае следует задать одно правило для фиксации всех характеристик), немаловажно учитывать принцип статистической значимости (интересующие исследователя единицы должны встречаться с достаточной частотой).

Ключевые направления

  1. Первое направление – это то, что было до создания текста, то есть, что послужило для его создания (любой объект окружающей действительности).
  2. Второй – это определение того, что уже имеется в данном тексте, например, выявление языка, структуры, жанра, характера сообщения, также учитывается тон и ритм, с которым читается данный текст.
  3. В третьем случае происходит анализ, что будет сразу после восприятия текста, то есть оцениваются эффекты воздействия. После того как тема была определена, необходимо выявить категории самого анализа, выявляются наиболее общие, значимые понятия, которые соответствуют задачам исследования.

Узнать еще несколько интересных фактов о контент-анализе вы можете, прочитав данную статью. А узнать, что такое SEO-анализ текста вы можете — здесь.

Контент-анализ как метод исследования актуален в современном мире. В процессе появляется устойчивая система категорий, к ней следует отнести автора, тему, героя жанра. Категории контент-анализа должны охватывать содержание, которое определено задачами конкретного исследования. Важно помнить, что между кодировщиками не должно быть противоречий по поводу отнесения частей текста к определенной категории.

Не менее важно учитывать определенные правила при выборе категорий, следует избегать крайностей. Крайностью можно считать выбор слишком дробной категории, которая повторяет текст и выбору слишком крупной категории. Во втором случае это приводит не к детальному, а поверхностному анализу. Специалист должен принять во внимание отсутствующие элементы в тексте, они также играют значимую роль. Далее необходимо выбрать лингвистическую единицу речи, которая послужит единицей для анализа. Если брать изолированные единицы анализа, следует отметить, что они могут быть неверно истолкованы.

Применение вспомогательных материалов

Если брать анализ речевой единицы «Слово», его единица контекстуальная будет «Предложение». В данном случае устанавливается единица счета, время пространство, число строк, частота появления этого слова в тексте. Чтобы правильно составить контент-анализ, необходимо соотнести проверенные табличные данные. Именно таблица является одним из главных рабочих документов, в ней, как правило, отражены все категории анализа. Такого рода таблица может отдаленно напоминать анкету, в ней есть вопросы, на которые предполагаются ответы. Таблица-анкета может быть обширной.

Исследование контент анализ является необходимым. Если объем выборки относительно велик, специалисту потребуется тетрадь матричных листов. Если же выборка составляет до 100 единиц, можно смело проводить многомерный или двухмерный анализ. В этой ситуации каждый текст имеет собственную кодировальную матрицу. Контент-анализ — работа весьма кропотливая, для быстрого и качественного выполнения целесообразно использовать компьютерные программы. В процессе кодировщик строит специальную инструкцию, которая необходима для пояснения, в данной инструкции регистрируются сведения о единицах анализа. Специалист должен соблюдать основные правила кодирования, необходимо проанализировать и сопоставить примеры в текстах, которые являются субъектами исследования. Специалисты также выявляют, как необходимо поступать в спорных случаях.

Краткая история контент-анализа

Методика нашла свое применение еще в 18 веке, тогда контент-анализ впервые начали использовать в Швеции. Как о полноценной системе КА следует упоминать с 20 века, а именно с начала 30-х годов. Метод широко применялся для социологических исследований, в некоторых случаях его использовали в политике. В начале 70-х годов контент-анализ совершенствуется и используется с применением компьютерной техники. Помимо психологии, лингвистики и литературоведения, он имеет место в антропологии, философии, истории. В заключении важно подчеркнуть, что данный метод невозможен без материального носителя информации.

Описание метода контент-анализ

Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Сущность метода

  • фиксация определенных единиц содержания,
  • изучает документы в их социальном контексте,
  • может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Объект контент-анализа

  • документы, исследуемое содержание которых, позволяет задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, интересующие исследователя элементы содержания встречаются с достаточной частотой (принцип статистической значимости).
  • чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Основные направления применения контент-анализа

  • выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта – окружающей действительности, автора или адресата);
  • определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы – язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
  • выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

Стадии разработки и применения контент-анализа

  • формулируются тема, задачи и гипотезы исследования
  • определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

Таким образом, категории анализа должны быть:

  • уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;
  • исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;
  • взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
  • надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Необходимо выбрать соответствующую единицу анализа – лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.

За единицу анализа может быть принято:

  • слово,
  • предложение,
  • тема,
  • идея,
  • автор,
  • персонаж,
  • социальная ситуация,
  • часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа – контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица – «предложение».

Необходимо установить единицу счета – количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Единица счета – количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу.

Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации – 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Основные процедуры контент-анализа

Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

  • понятия, выраженные в отдельных терминах;
  • темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;
  • имена, фамилии людей;
  • события, факты и т.п.;
  • смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  • классификатор контент-анализа,
  • протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  • регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  • инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  • каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу

Изучение содержания текста посредством контент-анализа

Определение и сущность контент-анализа

Контент-анализ или анализ содержания текстов – это стандартная исследовательская методика в сфере общественных наук. Посредством данной методики проводится анализ содержательной составляющей текстовых массивов, коммуникативной корреспонденции. В нашей современности выделять принято следующие виды контент-анализа:

  • количественный анализ;
  • контент-анализ качественный.

Контент-анализ определяется как качественно-количественная методика изучения различного рода текстовых документов и источников. В основном исследование производится в социальном контексте. В силу этой особенности предмет контент анализа – это текст, но объектом исследования может стать не всякий документ, а лишь несущий в себе определенную социально значимую содержательную линию. Так, посредством контент-анализа могут быть исследованы газеты на предмет их политической или экономической направленности.

Таким образом, подлежит изучению лишь тот текст, содержание которого позволит исследователю задать однозначное правило, дающее возможность зафиксировать определенные характеристики, которые бы встречались в тексте достаточно часто. Данные показатели принято называть принципом формализации и принципом статистической значимости. Они есть основополагающие принципы анализа. Именно их соотношение и позволяет исследователю делать конкретный вывод, провести предметно-следственные связи, определить направленность тенденций.

Ключевая цель контент анализа заключается в выявлении общих или основных тенденций текстового материала, принадлежащего одной тематике. Применительно к политическим исследованиям, данная методика позволяет вычленить основные направления и характер влияния конкретного политического течения или партии. Контент анализ рекламы позволяет выделить наиболее эффективные стратегии и методики представления товаров на рынке, привлечения интереса потребителя к конкретной категории услуг, способы популяризации товара или бренда.

История возникновения и сфера применения метода

Первые зачатки и виды контент анализа, как метода изучения текстов можно найти еще в XVIII веке. Посредством подобной методики изучались религиозные тексты на предмет наличия еретических мыслей. В современном же понимании методика контент-анализа начала свое существование в 30-е годы ушедшего столетия, его активное использование начали американские ученые, позиционируя как наиболее прогрессивный способ изучения и работы онлайн над текстами.

Что касается самого термина «контент анализ документов», то его возникновение следует отнести к концу XIX столетия. Применять его начали журналисты.

На ранних этапах становления метод контент анализа активно применялась преимущественно в исследованиях социологической направленности, в частности при изучении материалов рекламного и пропагандистского характера.

Немного позднее метод покорил и сферу политики. Продвигать данный способ в сфере политического исследования начал Г.Лассуэл, занимавшийся на тот момент изучением материалов пропагандисткой направленности.

1960-е годы стали переломной точкой во всей методологии. В это время началось развитие автоматических способов обработки текстов и внедрение информационных технологий, что еще больше усилило интерес к анализу контента, как методике исследования.

Метод контент анализ прессы в психологии и других научных областях, так или иначе связанных с коммуникацией, стали применять не менее активно. В этот же момент производится его подразделение на количественный контент-анализ и качественный.

К концу прошлого столетия круг научных областей и дисциплин в тех или иных вариантах использующих основы и результаты контент анализа существенно расширился. Во многом этот факт объясняется универсальностью методики. В настоящее время он применяется в менеджменте, управлении персоналом, антропологии, исторической науке, философии. В этой связи значительно расширились задачи контент анализа.

Подробнее узнать о методах и способах работы в интернете, вы можете из этой статьи. А ознакомиться с таким методом продвижения сайтов в сети интернет, как SEO-оптимизация — здесь.

Существенно изменились и качественные составляющие данного способа анализа. Контент-анализ прессы, в частности отдельных сообщений СМИ, новостей экономико-политической направленности, официальных выступлений известных политических и общественных деятелей: все это анализируется с позиции влияния на общественное сознание, поведение отдельных социальных групп в конкретных ситуациях, и в целом характер восприятия публикаций общественностью.

В отдельную исследовательскую категорию необходимо выделить контент анализ документов, созданных как в нашей современности, так и в прошлом. Сопоставление полученных результатов, и уже их анализ, позволяет делать вывода прогностического характера, если, например, это документы, относящиеся к сфере политики или законотворчества.

Контент-анализ на практике: этапы применения

Проведение контент анализа предполагает подразделение всей исследовательской процедуры на конкретные этапы, позволяющие достичь определенных промежуточных целей на пути к достижению основной цели исследования. Основным условием, позволяющим применить на практике данную исследовательскую методику, является наличие материального источника — носителя информации.

Этапы контент анализа и их содержание:

  1. Первый этап состоит в определении совокупности всех исследуемых источников в соответствии с заданным набором критериев.
  2. На следующем этапе формируется выборочная совокупность сообщений. В конкретных случаях этот этап можно и опустить, взяв за основу для исследования перечень материалов, определенных на первом этапе.
  3. Третий этап заключается в необходимости выделить единицы контент анализа.
  4. Четвертый этап исследования заключается в необходимости выделить единицы счета. К ним принято относить протяженность текста, записи, число знаков, абзацев, строк и иные характеристики текстов.
  5. На пятом этапе производится подсчет полученных данных, для наглядности формируется таблица контент-анализа. Актуально на данном этапе и использование компьютерных программ, статистических расчетов и формул.
  6. На завершающем шестом этапе производится непосредственная интерпретация полученной информации и ее анализ. Наиболее часто акцент делается на таких моментах, как попытка автора скрыть от читателя определенные материалы или наоборот подчеркнуть их значимость.

В целом, суть контент анализа заключается в представлении художественного или иного текста в виде определенного числового набора – цифрового кода, позволяющего провести стандартизированное измерение и выявить несовпадения или неточности.

На современном этапе развития научного исследования методика контент анализа является одним из наиболее прогрессивных аналитических средств, позволяющих производить анализ текста посредством точного математического подхода. В связи с этим, с момента становления до активного применения, существенно изменились и категории контент анализа.

Преимущества контент-анализа перед другими методиками

Сила слова, как произнесенного вслух, так и зафиксированного в тексте, велика. По этой причине важно умение определять ее значение, влияние и мощь. В связи с этим разработка такой исследовательской методики, как анализ содержания или контента, имела весьма прогрессивное значение. Основная характеристика контент анализа заключается именно в математическом анализе содержательной составляющей любого теста. В сравнении с другими методиками исследования, анализ содержания позволяет получить более точные данные.

Количественные методы сбора социологической информации

К этой группе методов эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а также социологическом эксперименте. Последний занимает промежуточное положение между количественными и качественными методами, тем не менее будет охарактеризован в данной главе.

Контент-анализ

Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Какие документы подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Если, скажем, нам предстоит выяснить перспективы забастовки рабочих предприятия (продолжим этот пример), то станет очевидной потребность контент-анализа, как минимум, протоколов собраний рабочих, решений соответствующих профсоюзных комитетов, распоряжений руководителей, законов, регулирующих забастовочную борьбу и т.п.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  1. классификатор контент-анализа,
  2. протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  3. регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  4. инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  5. каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают начинающих социологов от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность. Если этот метод применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9128 —

| 7231 — или читать все.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Содержание:

Найдено 11 определений термина КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы К.-а. выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми м. б.: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод К.-а. широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. К.-а. м. б. использован для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных. (А. Б. Мещеряков.)

При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Например, в свое время при К.-А. сообщений республиканских средств массовой информации БССР исследователи оперировали двумя группами категорий: модель социальной действительности и коммуникативные формы ее выражения. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми. В упомянутом исследовании анализировалось, чье мнение в той или иной мере упоминается в сообщениях республиканских СМИ. Категория «персонификация мнения» содержала полный набор субъектов мнения, однако оказалось, что в большинстве сообщений субъект мнения отсутствует и, следовательно, чье-либо мнение, оценка вообще не выражаются.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды К.-А. обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение».

Наконец необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время — пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых К.-А. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаще всего К.-А. проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Необходимым условием контентного исследования является разработка таблицы К.-А. — основного рабочего документа, с помощью которого оно проводится. Тип таблицы определяется этапом исследования. Так, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Таблица-анкета может быть достаточно объемной. Например, в исследовании эффективности функционирования республиканских средств массовой информации Белорусской ССР каждый текст анализировался по 248 признакам.

Важным условием К.-А. является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, даются операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.

Процедура подсчета при количественном К.-А. в общем виде аналогична стандартным приемам классификация по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к К.-А., напр., формула коэффициента Яниса (с), предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле

c = (f2 — f х n) / (r х t ),

где f — число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к научаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста.

В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле

c = (f х n — f х n2) / (r х t ).

Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы

К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию / общее число единиц анализа.

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять