Логическое мышление

Сегодня предлагаем обсудить тему: "логическое мышление". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Логическое мышление

Одной из ведущих форм мышления является логическое. Оно не рождается в человеческой голове вместе с его появлением. Логическое мышление требует развития, в противном случае человек будет просто оперировать другими мыслительными операциями. Вот почему с детства каждого ребенка следует упражнять через игры на развитие. Однако отсутствие хорошо развитого логического мышления можно компенсировать и во взрослом возрасте.

Все взрослые люди оперируют логикой, что с древнегреческого языка переводится как «умение рассуждать», «наука о мышлении». С рождения человек не обладает логическими связями. Он оперирует инстинктами и воображением. По мере взросления ребенок набирается определенных знаний, понятий, которыми потом оперирует при рассуждениях и делании выводов.

Логически мыслить умеют все люди, которые прошли через детсадовское и школьное обучение. Примерами логического рассуждения являются:

  1. Причинно-следственные связи. Из абрикосовой косточки может вырасти только абрикосовое дерево и никакое больше.
  2. Временная направленность. Перед настоящим всегда следует прошлое, а после – будущее.
  3. Дедукция и индукция. Например, с наступлением зимы приходят холода; если на улице холодно, наступила зима.
  4. Относительность понятий «большой» и «маленький». Маленький можно уместить в большом, но никак не наоборот.
  5. Чтобы достичь конкретного результата, необходимо совершить определенный алгоритм действий. Если алгоритм нарушится, тогда результат будет другим.

Что такое логическое мышление?

Что такое логическое мышление? Интернет-журнал psytheater.com рассматривает логическое мышление как мыслительный процесс, в котором участвуют четкие и конкретные понятия. Человек таким образом принимает решения, делает умозаключения, применяет ранее полученные знания и опыт, а также подвергает анализу имеющиеся данные.

Логическое мышление помогает находить ответы на поставленные вопросы, отделять важное от несущественного, выискивать аргументы и вариации решений, которые будут самыми оптимальными и удобными. Человек с помощью логики находит новые решения уже случающихся проблем. Если раньше решения не помогали, тогда человек может разработать новые варианты.

Логика строится на фактах и понятиях, которые доказаны или можно доказать. Чем больше человек знает, тем больше связей и вариаций он может увидеть. Однако нередко люди используют свои знания для формирования шаблонных суждений, что приводит их к ограниченности. Логическое мышление не связано с шаблонностью, хотя и способствует его развитию.

Логическое рассуждение связано с фактами, доказательствами, четкими понятиями, которые уже имеют свою научную базу. Это больше связано с науками и никоим образом с религией. Логическое мышление может быть ошибочным, что связывают с отсутствием каких-то знаний, информации или расстановкой неверных причинно-следственных связей. Если же учтены все данные и связи, тогда человек приходит в верному решению или выводу посредством логического мышления.

Вместе с тем логическое мышление не всегда предполагает только определенный мыслительный процесс, у которого есть четкие алгоритмы и операции. Есть такое понятие, как гибкость мышления. Логическое мышление может быть гибким. Оно заключается не в том, что человек прибегает к неустановленным истинам и фактам, а в том, что он усматривает новые связи, познает новую информацию, движется в постижении новых знаний и опыта.

Успешные люди являются обладателями гибкого мышления. Они не живут по правилам, но порой все же позволяют себе действовать согласно принципам и законам. Они используют каждую новую возможность, но все-таки иногда говорят «нет». Они не консервативные люди, но и не бросаются в омут новых обстоятельств. Они балансируют на грани того и другого.

Гибкость мышления предполагает, что вы не живете по четко установленным правилам. Вы позволяете себе попробовать нечто новое и только тогда сказать, нужно оно вам или нет. Вы не можете сказать, каким человеком являетесь, потому что постоянно меняетесь и в какие-то периоды жизни начинаете делать то, чего ранее не делали. Вы ходите не только по любимым магазинам, но и посещаете только что открывшиеся. Вы носите не один стиль одежды, а позволяете себе экспериментировать. Вы не «консервируете» себя определенными убеждениями и рамками, а позволяете себе выбирать, как лучше поступить в той или иной ситуации. А ситуаций бывает много, как и вариантов действий.

Развивайте в себе гибкость логического мышления. Это значит, что вам не нужно думать стереотипно, однозначно, но и не следует бездумно соглашаться на что-либо. Думайте, но при этом перебирайте варианты и выбирайте то, что правильным будет именно для вас. И здесь не нужно слушать никого, кроме самого себя. Поступайте всегда так, как считаете нужным, даже если это противоречит общественным правилам, принципам и морали.

Словесно-логическое мышление

Мышление и речь идут рука об руку. Чем развитее становится мышление, тем лучше оперирует человек своей речью. Чем многообразнее становится речь, тем большими понятиями человек может руководствоваться в процессе мышления. Словесно-логическое мышление основано на том, что человек не может думать никак иначе, как терминами и понятиями, которые имеют четкую словесную форму.

Оба процесса взаимосвязаны. Человек мыслит (нередко образами). Если он может выразить собственные мысли через слова, тогда он их больше осознает и понимает. Когда человек что-то говорит, он до этого мыслит. Если ему даются новые понятия, тогда он позволяет своим мыслям обогащаться новыми картинами и образами.

Развитием словесного-логического мышления занимаются с детства, чтобы человек постепенно привыкал к определенным конструкциям и понятиям. Вот почему в процессе мыслительной операции используются различные формы мышления.

Логические формы мышления

Логические формы являются результатами мышления, которыми оперирует человек. Здесь выделяют такие:

  1. Сравнение. Данным инструментом пользуются многие люди, особенно когда сравнивают себя с другими. Сравнение предполагает нахождение отличий или схожестей в конкретных предметах или явлениях. Здесь нередко выстраивается классификация, подводятся понятия «хуже»/«лучше», «плохой»/«хороший».
  2. Анализ. Предполагает под собой разделение одного объекта на составляющие характеристики, чтобы в дальнейшем ими оперировать.
  3. Синтез. Предполагает под собой объединение определенных понятий и характеристик в один объект, целое.
  4. Абстрагирование. Данный процесс позволяет отвлечься от менее значимых и несущественных характеристик нескольких предметов или одного объекта с целью выделения одного или нескольких значимых. Именно по значимым характеристикам создаются понятия, которыми потом пользуется человек для рассуждения и делания выводов.
  5. Обобщение. Это объединение нескольких событий, явлений или предметом по конкретным общим признакам или характеристикам.

Основными формами мышления являются:

[2]

  • Умозаключение – процесс, когда делается вывод на основе нескольких суждений или понятий. Делится на:
  1. Дедукцию – размышление от общих случаев к частному.
  2. Индукцию – размышление от единичных случаев к общему выводу.
  3. Умозаключение по аналогии – вывод, основанный на частичной схожести между объектами.
  • Понятия включают в себя конкретную группу явлений, объектов, событий, которые обладают общими свойствами или характеристиками. Они объединяются одним словом или фразой, которыми в дальнейшем люди оперируют, чтобы передать главную суть своей мысли. Понятие бывает:
  1. Общим – объединение многих объектов по общему признаку.
  2. Единичным – указывает на объект, у которого имеются определенные свойства, присущие только ему.
  3. Конкретным – можно легко идентифицировать.
  4. Абстрактным – трудно идентифицируется, может быть недоказуемым, непознанным.
  5. Теоретическим – объединение общих и единичных свойств.
  6. Эмпирическим – сопоставление, что позволяет найти одинаковые объекты в одной группе.
  • Суждение – отрицание или согласие связей между феноменами или объектами. Формируется двумя способами:
  1. Непосредственно, то есть при восприятии объекта.
  2. Опосредованно, то есть путем размышления или умозаключения.
Читайте так же:  Виды коммуникаций

Суждение бывает ложным (не соответствующим действительности), общим (отрицание или согласие с утверждением касательно всей группы объектов), частным (утверждение относительно некоторых объектов одной группы) и единичным (утверждение в виде согласия или отрицания относительно конкретного предмета или явления).

В логическом мышлении нередко участвуют эмоции, которые могут как стимулировать процесс, так и искажать его. Вот почему выводы могут быть неправильными, поскольку основаны не на логических суждениях, а на эмоциях, которым человек нередко является подверженным.

Игры для развития логического мышления

Поскольку развитием логического мышления необходимо заниматься с детства, родителям следует прибегать к различным играм и упражнениям, которые помогают в данном процессе. Здесь подойдут различные стратегические игры, например, шахматы, шашки, «Реверси» или «Эрудит». Помогают в развитии логики отгадывание загадок, когда даются определенные характеристики предмета, который необходимо отгадать.

Нахождение аналогий, расшифровка анаграмма, поиск лишнего слова, сравнение предметов по определенным качествам и многое другое позволяют развивать логическое мышление у самых маленьких детей. Более того, современный мир дает многочисленные гаджеты, через которые можно играть в различные игры, скачав их из Интернета.

Полезными являются задачки различной направленности. Здесь можно использовать как математические задачки, так и решение обычных жизненных ситуаций. Хорошо прибегнуть к разгадыванию детективных историй, где необходимо применять все формы мышления.

Читайте побольше детям книг, обсуждая вместе с ними, как бы дальше могли разворачиваться события. В сложных ситуациях тренируйте детей находить несколько вариантов решения проблемы. Полезной считается тренировка левой руки, которая отвечает за развитие правого полушария мозга.

Свежий воздух и полноценное питание, физические нагрузки помогут в активации деятельности головного мозга. Хорошее кровоснабжение поможет в лучшем запоминании и оперировании процессами. Итог зависит от усердности родителей и интереса самих детей к развивающим играм.

Логическое мышление очень важно в жизни человека. Оно помогает в продвижении по карьерному росту, нахождении решений любых сложностей и проблем, устранении желания окружающих причинить вред, избегании страха перед неизвестностью и во многом другом.

[1]

Словесно-логическое мышление

Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения внешнего мира. Оно основано на двух различных психофизиологических механизмах: образования и пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключении. Мышление дает знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами.

Словесно-логическое (вербальное) мышление – одно из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение — это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение — это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация – это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Читайте так же:  Невроз глотки

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.

Логические игры

Игры на логику и мышление применяются в педагогике с целью обучения уже достаточно давно: разработаны отдельные уроки и даже учебные схемы, полностью основанные на развитии полезных навыков через игру. Арсенал применяемых при этом логических игр велик – от древнейших шахмат до приложений с задачами и головоломками для современных мобильных платформ, играть в которые любят и взрослые, и дети. Несомненным их плюсом является наглядность, полезность, доступность и интересность, порой граничащая с гениальностью. К тому же это легко – онлайн флеш игры открыли в данном отношении новую эпоху.

Сегодня, даже не выходя из дома, каждый, кто имеет доступ к Интернету, сможет занять себя в часы досуга, разрешив несколько головоломок со спичками, или отгадав парочку загадок. Находкой для родителей станут детские онлайн игры, которые с пользой для мышления и ума помогут занять девочек и мальчиков всех возрастов. В целом, логические игры – отличная образовательная стратегия, помогающая стимулировать обучение. Поэтому мы решили написать о них более подробно.

Оглавление:

Геймификация

Геймификация (игрофикация) – термин лишь недавно пришедший с английского языка в русский. В самом широком понимании это – использование игровых подходов и игровой механики в неигровых ситуациях для повышения степени вовлеченности и решения поставленных задач. Методы геймификации стремятся воздействовать на естественные склонности человека к конкуренции, достижениям, самовыражению. Сегодня этот принцип широко распространен в маркетинге и онлайн торговле для привлечения и удержания клиентов.

Игрофикация учебного процесса является также прогрессивным направлением в образовании ХХІ века. Речь идет не только о классическом образовании, но и об обучающих программах повышения квалификации и онлайн курсах. Например, корпорация «Microsoft» выпустила игру «Ribbon Hero 2», как сопутствующий своему пакету офисных программ продукт. Игра была призвана помочь пользователям научиться эффективно использовать MS Office и стала одним из самых популярных проектов Microsoft Labs. «KhanAcademy», известный образовательный Интернет-портал, также широко практикует игры в своих программах. Не отстает и Нью-Йоркский департамент образования, который успешно реализует идею школы «Quest to Learn», где весь процесс обучения происходит с помощью игр.

В то же время, применение игр в процессе обучения чему-либо – не изобретение современности, хотя последняя и шагнула несколько вперед в этом отношении, значительно расширив возможности их применения. Еще в начале XVII века Я. А. Коменский обратил внимание на важность дидактической игры. Сегодня ученые располагают подтвержденными экспериментально сведениями о том, что практика обучения с привлечением логических и других игр на мышление способствует повышению интереса к предмету, росту продуктивности, активности и сообразительности. Но игра важна не только поэтому. Жизнь учит нас, что теория без практики ничего не стоит. По сути, игра как раз и предназначена для того, чтоб показать как «работает» знание и научить его применять.

Также нужно упомянуть и тот факт, что логические, психологические и другие игры важны не только в процессе обучения детей. Они широко применяются на тренингах, семинарах по повышению квалификации и эффективности для взрослых, поскольку позволяют сразу увидеть практическую пользу от полученных знаний. Используют игру и в других областях – многие работодатели, желая выявить лучших кандидатов при трудоустройстве, предлагают игровой конкурсный отбор, где нужно решить предложенный кейс (наиболее известный пример – корпорация Google Inc.). Даже в маленьких компаниях резюме зачастую проверяют и, чтобы выяснить наличие указанных аналитических способностей, HR-менеджер может предложить разгадать загадку или головоломку.

[3]

В это слабо верится, но взрослые часто не могут сделать то, с чем ребенок справляется за несколько минут. Поэтому, не только для профессионального развития, но и для саморазвития в целом, решение самых простых задачек на логику и мышление играет важную роль. Оно помогает отточить такие полезные навыки как память, внимание, устный счет, развить творческие способности.

Онлайн-игры

В этом блоке мы собрали некоторые игры, головоломки и задачи, реализованные в качестве онлайн флеш-приложений. Помимо того, что это удобно, здесь представлен широкий выбор логических игр, подходящих для всех возрастов и тренирующих разные навыки.

Головоломка «6 лягушек»

В основе этого приложения – достаточно известная математическая головоломка про 6 лягушек. Суть в том, чтобы поменять 3 зеленых лягушки местами с 3 коричневыми. Эта online флеш игра может показаться многим детской и легкой, но, попробовав выполнить условие, свое мнение они, как правило, меняют. Утверждается, что человек со средним показателем IQ (100-110 баллов) должен находить ответ за 3 минуты.

Развивает: логическое мышление, навыки устного счета.

Пятнашки – нестареющая классика, логическая игра, достойно занимающая свое место рядом с кубиком Рубика. Перейдя по ссылке, вы сможете сыграть в online флеш игру на основе этой всемирно известной головоломки, которая в механическом варианте знакома не одному поколению. Несмотря на то, что сегодня появилось множество вариантов пятнашек, классический остается наиболее популярным и любимым.

Развивает: абстрактно-логическое и пространственное мышление, память, внимательность.

Поймай кота

Видео (кликните для воспроизведения).

Игра «Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флеш игра, разработанная знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign, выглядит достаточно просто, но выиграть в нее бывает сложно. Убедитесь сами: попробуйте не упустить кота за игровое поле.

Развивает: творческие способности, умение находить нестандартные решения.

Головоломка «Квадрат» – это простая онлайн флеш игра для тренировки интеллектуальных навыков, которая подойдет как взрослым, так и детям. В игре 9 уровней, объединенных в 3 блока в соответствии с их архитектурой и сложностью. Задача игрока – зачеркнуть одной ломанной непрерывной линией все пустые ячейки квадрата – выполняется не так легко, как может показаться на первый взгляд. Убедитесь сами.

Читайте так же:  Самоценность

Развивает: пространственное и абстрактно-логическое мышление, память.

Судоку – оnline флеш игра на основе знаменитой головоломки с числами. Она была популяризована в 1986 г. японским журналом «Nikoli», впервые регулярно начавшим ее печатать, но всплеск международного признания пришелся на 2005 г. С тех пор головоломки судоку заняли прочное место в печатных журналах и газетах, выходят отдельными сборниками, стали видом досуга и интеллектуального спорта.

Развивает: логическое мышление, память, внимание, навыки устного счета.

Больше интересных и полезных игр и головоломок ищите в специальном разделе нашего блога.

Некомпьютерные игры и головоломки

Несмотря на информационный век, многие логические игры остаются для поклонников любимыми в их физическом воплощении. Это связано с тем, что некоторые из них не получили качественных аналогов в облике компьютерных программ, а в другие намного интереснее и приятней играть «вживую», общаясь и переживая. Вот примеры таких игр, в которые можно сыграть с друзьями и получить не только удовольствие, но и пользу.

Шахматы – это не только спорт, но и наука, и даже искусство. Многие видные политические деятели и полководцы http://4brain.ru/liderstvo/cases.php страстно любили играть в шахматы, а их биографы отчасти этим фактом объясняли успех, которого они достигли. Действительно, шахматы – это не только самая старая и известная логическая игра, а и упражнения в тактике и стратегии, требующие и развивающие наблюдательность, терпение и комбинационное зрение. Больше об этой гениальной игре читайте в Википедии.

Кстати, есть версии и для менее терпеливых поклонников шахмат, буллит и блиц, где партия длится не больше 15 мин. Также известно множество шахматных задач и головоломок, придуманных любителями этой игры. Попытаться решить одну из самых популярных – задачу 8 ферзей – вы можете у нас на сайте.

Для многих знакомство с шахматами началось именно с игры в шашки. Правила в них более простые, а в разновидность шашек – русские шашки – можно играть на шахматной доске 8х8. Этот вариант был наиболее известен в СССР, но в мире насчитывается большое количество поклонников разных вариаций игры: от международных, где используется игровое поле 10х10, до национальных шашек (английских, американских – pool checkers, чешских, турецких и других). Количество игроков также варьируется от 2 до 4.

Несмотря на то, что играть в шашки не сложно, а партии в них не длинные, для победы нужна внимательность, стратегическое и тактическое мышление. Кстати, правила игры в разные шашки можно легко найти в Интернете, так что смело принимайтесь за освоение новой версии, когда стандартная русская вам надоест.

Крестики-нолики

Благодаря своей простоте, граничащей с гениальностью, крестики-нолики и сегодня остаются одной из любимых игр всех скучающих на парах, уроках, конференциях, совещаниях. Это «сетевая» логическая игра на двоих эпохи, когда о компьютерах даже не слышали, остаётся популярной и любимой. Так что, если у вас с другом/подругой выдалась свободная минутка, берите чистый лист, ручку, чертите игровое поле и принимайтесь за сражение. На этой и этой страницах мы, к слову, собрали рекомендации к тому, как выиграть в крестики-нолики.

Головоломки и задачи со спичками

Головоломки со спичками уже давно используются в качестве задач для развития логики и творческого мышления. Популярность подобных заданий обусловлена удобством использования и доступностью материала, из которого составляются занимательные геометрические и арифметические фигуры. Разгадывать такие головоломки можно дома, на работе, на улице или в дороге: достаточно найти ровную поверхность для выкладывания нужных схем из спичек. Логические игры на перекладывание спичек бывают простыми и сложными, поэтому они подходят как для детей младших классов (несмотря на то, что «спички детям не игрушка»), так и для взрослых.

У нас на сайте вы можете проверить свои силы онлайн в нескольких видах таких головоломок: с геометрическими фигурами и математическими выражениями.

Коллективные логические игры

На протяжении многих лет на ТВ остаются популярными разные интеллектуальные шоу и состязания, самые известные из которых – «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и другие. Они позволяют нам узнавать много нового и интересного, обогащать свои знания. Но перенести их в жизнь в первоначальном виде и сыграть с друзьями не всегда удается. Тем не менее, полезным и забавным будет, если, как во взрослой компании, так и с детьми, вы просто предложите разгадывать детские загадки или логические задачки посложнее.

В компании весело и с пользой провести время также помогут настольные игры по типу «Монополии», предназначенной для людей всех возрастов. Она не только хорошо развивает мышление, память, внимание, навык устного счета у детей, усидчивость и терпение, но и учит социальному взаимодействию, переговорам с целью убеждения.

Виды и способы развития абстрактно логического мышления у человека

Рад приветствовать Вас, уважаемые читатели моего блога! Нас от животных отличает не только умение распознавать свои потребности и ставить цели, но и наличие такого понятия, как абстрактно логическое мышление. И оно не только отличает, но и делает человека уникальным, так как ни одно живое существо не обладает этой способностью. Сегодня мы рассмотрим методы, с помощью которых возможно развить его.

Для начала давайте разберёмся, какие виды вообще существуют, и какая между ними разница:

  • Конкретно-действенное, или его ещё называют практическим. Проявляется в нашей жизни, когда есть необходимость решить какие-то конкретные задачи. Может быть бытовым или производственным. Проще говоря, это то, что мы делаем, опираясь на свой опыт, а также умение разбираться в чертежах, проектах и прочих технических деталях.
  • Конкретно-образное, или художественное. Отличительной особенностью является привязка к настоящему времени, из которого и черпается вдохновение, появляются идеи. А также делается акцент на чувствах и эмоциях, благодаря различным переживаниям человек становится способным творить.
  • Словесно-логическое, абстрактное. Благодаря ему мы видим картину мира целостной, абстрагируясь от деталей, концентрируясь на широких понятиях. Развивать этот вид необходимо, прежде всего, потому, что оно помогает нам принимать нестандартные решения, выходя за границы обыденности и моделировать отношения между реальными объектами и образами.
Читайте так же:  Как перестать откладывать дела на потом опасность прокрастенации

В своей повседневной жизни, порой неосознанно, мы используем три формы абстрактно-логического мышления:

  1. Понятие– способность дать характеристику предмету по его основным признакам, которые обязательно должны быть обоснованным, с помощью одного слова, либо словосочетания. К примеру, «ночь», «кошка», «тёплый чай»…
  2. Суждениеописывает процессы в мире, их связь между собой, способы взаимодействия. Может что-то отрицать, и наоборот, подтверждать. Имеет два типа, простое и сложное. Разница в том, что сложное принимает более повествовательный характер. К примеру: «Выпал снег», и «Вода в кастрюле закипела, значит можно сыпать кашу».
  3. Умозаключение – очень интересная форма, прям таки фундамент, потому что, исходя из одного или нескольких суждений, происходит процесс резюмирования, вследствие чего рождается новое суждение. Имеет в своём составе предпосылки и заключения. Пример: «Пришла зима, выпал снег и рано начало темнеть».

Существуют такие признаки, по которым можно определить, что этот тип мышления преобладает:

  • Потребность в построении причинно-следственных связей;
  • Чёткая систематизация полученной информации;
  • В общении преобладает использование формул, расчётов, каких-либо заключений, выдвигаются гипотезы, а также замечается умелое оперирование словами.
  • Высокая способность обобщать и анализировать
  • Умение аргументировать своё мнение, логически его обосновывая

Если вышеперечисленные признаки не являются вашим коньком, не стоит отчаиваться, ведь это легко исправить, следует только проявить терпение, ведь это длительный процесс, но очень необходимый. Потому что с помощью абстракций и логики мы можем находить свою истину, подвергая сомнению определённую информацию. Быстро выстраивать цепочку определённых выводов, пути возможных решений проблем. Человек становится способным быстро принимать решение и опираться на свой опыт, не обесценивая или игнорируя его. А кто не хочет заранее просчитывать варианты событий, предвосхищая их?

Рекомендации

Если вы хотите повысить уровень развития, необходимо хотя бы несколько раз в неделю находить время для занятий, длительностью в полтора часа. Даже при сильной рабочей загруженности это вполне реально, главное желание и упорство. И уже через месяц вы сможете заметить, как стало легче строить планы, решать задания, с которыми раньше было не так просто справиться, и вообще размышлять.

Этот тип мышления по своей сути является наработанным навыком, умением. Развивается только благодаря умственному труду, когда мозг занят решением задачек, а не просто является врождённой способностью, уровень которой передаётся по наследству. Так что только от вас зависит, как эффективно вы можете применять дар, данный природой.

Существует два самых основных способа его развить: теоретический и практический. Теорию в основном преподают в высших учебных заведениях, где рассказывают о категориях, законах и соответственно правилах логики. Если вы эти моменты упустили, не будет лишним самостоятельно поискать информацию. А вот практика направлена на то, чтобы полученную теорию воплотить в реальность, закрепить и применить, чтобы наработать опыт. Идеально, когда эти два способа человек применяет комплексно. Итак, непосредственно самые актуальные практические способы развития:

Да, проводя весело время за игрой, вы помогаете своему мозгу быть в тонусе.

2.Изучение иностранного языка

Звуки новых иностранных слов заставляют наш мозг включаться в работу, ведь необходимо обнаруживать связь и проводить ассоциации между родной речью и той, которую решили изучить. С помощью этого метода, вы, как говорится, «убьёте двух зайцев» — прокачаете абстрактно-логический тип мышления и при этом выучите новый язык.

  • Лучшим вариантом, конечно, является посещение курсов, но если по каким-либо причинам это невозможно, не стоит отчаиваться, скачайте онлайн-приложения на телефон. Ежедневно изучайте не менее 10 новых слов, и эффект не заставит себя ждать. Рекомендую к прочтению статью «Зачем нужен план по самообразованию и как его сделать?», потому что в неё я включил готовый план по самостоятельному изучению английского языка, вам останется только внести коррективы, если это будет необходимо.
  • Обязательно практикуйтесь, чтобы закреплять полученные знания и обучаться правильному произношению. Если нет среди знакомых носителей языка, который изучаете, находите в интернете сообщества людей, которых объединяет общая цель – обмен знаниями и практика.

О его пользе мы уже говорили в статье вот по этой ссылке.

  • Один нюанс – читать необходимо, анализируя каждую страницу, строчку и фразу. Задача не прочитать на скорость, а именно отложить в памяти необходимые знания.
  • Устройте для себя игру, продумывая разные исходы событий. Позвольте себе фантазировать, поиграйте в Шерлока Холмса.
  • Делайте акцент на художественную литературу, классику, и научную, откуда помимо всего прочего, сможете ещё и почерпнуть знания, которые уж точно пригодятся в повседневной жизни.

4.Упражнения

Современная психология постоянно придумывает массу способов, чтобы вы могли не только изучить себя, но ещё и продвинуть. Проходите чаще какие-то тесты, которые будут мотивировать вас думать, да хотя бы банальный тест на выявления уровня интеллекта. Я писал о нём в этой статье.

  • Поищите какие-либо математические задачки, логические, и на досуге уделите время для их решения. Материалом могут служить школьные учебники, ваши и ваших детей.
  • Решайте кроссворды, ребусы, судоку… что вам больше нравится и доставляет удовольствие.
  • Отличным способом являются, онлайн сервисы, с играми на развитие памяти и мышления. К примеру этот, вот ссылка .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как вы помните, никогда не стоит останавливаться на достигнутом, и тогда вас точно будет ожидать успех. Берите пример с людей, которые добились мирового признания, благодаря тому, что умели прогнозировать и предвосхищать события, усердно трудясь ежедневно. К примеру, можно воспользоваться даже принципами, такого гиганта как Дао Тойота. Не обязательно рождаться гением, только от вас зависит, как вы организуете свою жизнь и каким станете. Если статья вам была интересна, вы можете добавить её себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Вам будет полезно, а мне будет приятно, что я был вам полезен. Пока пока.

Читайте так же:  Чувство собственной важности

ТОП 10 упражнений для развития словесно логического мышления

Добрый день, дорогие читатели! Ни для кого не секрет, что чем лучше развито у человека словесно-логическое мышление, тем эффективнее и продуктивнее он учится и работает, познает новое, ориентируется в окружающем мире. Каждый может развивать свое мышление. А какие существуют для этого способы – я расскажу вам в этой статье.

Виды мышления

Мышление начинает формироваться с рождения, но у многих это развитие останавливается по разным причинам. Бывает, что достигнув определенного уровня, оно замедляется или вовсе останавливается. Но при желании этот процесс можно ускорить или заново запустить.

Различают такие виды мышления:

Как правило, каждый из нас обладает несколькими его видами, но только одним – лучше всего. Сегодня поговорим о развитии словесно-логического мышления.

Суть словесно-логического (абстрактного) мышления

Любое мышление может быть точным (когда точно понимаем, о чем мы думаем) и абстрактным (обобщенным). Иными словами, человек рассматривает картину не в деталях, а в общих чертах. Он может догадываться, предполагать, обобщать информацию и делать соответствующие выводы.

Главные особенности человека, который мыслит абстрактно:

  • легко оценивает и сравнивает абсолютно разные по характеристикам и назначению явления и предметы;
  • классифицирует и разделяет знания;
  • непрерывно анализирует происходящее;
  • выделяет частные события из целого;
  • извлекает значимое и отсекает маловажные детали и события;
  • классифицирует предметы и явления по определенным признакам;
  • находит точки соприкосновения между общим и частным.

Стоит отметить, что возраст никаким образом не влияет на способность мыслить. Можно тренировать как мышление ребенка, так и взрослого человека. Эффективность таких тренировок также никак не зависит от возраста. Существуют простые и действенные методики тренировок.

ТОП 10 упражнений, которые развивают мышление ребенка

Занимаясь с ребенком, помните, что формирование мышления начинается в раннем возрасте. Возьмите за привычку регулярно задавать малышу какие-то из приведенных выше задачек. Совсем скоро вы сможете заметить, что какие-то упражнения вызывают у малыша восторг. Преподнесите все это в игровой форме. Для ребенка это будет и увлекательно, и полезно одновременно.

ТОП 10 упражнений, которые развивают мышление взрослого человека

  1. Разгадывайте кроссворды и шарады.
  2. Произносите слова и целые предложения в обратном порядке.
  3. Из выбранного отрывка текста придумайте кусочек, по смыслу противоположно отличающийся от исходного.
  4. К выбранным словам придумайте как можно больше характеристик.
  5. Командное упражнение: член одной команды осуществляет какое-то действие, а другая команда ищет его причину. К примеру, кто-то выпил воду, разгадкой этого действия будет «возникновение жажды».
  6. Развивайте левую руку, если вы правша, а правую – если левша. Можно начать с самого простого – держание ложки или вилки.
  7. Командное упражнение. Члены одной команды произвольными словами описывают какой-то детский стих или мультик, который всем знаком. При этом имена людей и клички животных нужно пропускать. Противоположная команда должна догадаться, о каком стихе или песне идет речь.
  8. По перечисленным свойствам, цвету, форме, запаху, сфере использования, нужно догадаться, о каком предмете идет речь.
  9. Без слов нужно показать предмет, а участники игры должны догадаться, о чем идет речь.
  10. Нужно придумать первое слово – начало ассоциативного ряда, а после этого подобрать к нему как можно больше ассоциаций. К примеру, белый – снег – зима – холод – Рождество и т.д.

Эти упражнения имеют разный уровень сложности. Если вы чувствуете, что задание вам не под силу, начните с более легкого. Чем чаще и усерднее вы будете заниматься, тем более развитым будет ваше мышление. К тому же многие из перечисленных выше командных развлечений могут стать хорошим вариантом досуга с друзьями и близкими.

Периодические тренировки внимания и ассоциативного мышления наилучшим образом сказываются на развитии фантазии и воображения, а также дают возможность улучшить память, творческую деятельность в любой сфере и в целом значительно повысить качество жизни.

Преимущества личности с развитым абстрактным мышлением

Как правило, эти люди имеют способности к таким наукам, как математика, физика, астрономия. Им легко учиться в школах и ВУЗах. Они могут:

  • легко запоминать большие объемы информации;
  • абстрагироваться и моделировать нестандартные ситуации;
  • даже в запутанных ситуациях принимать нестандартные решения;
  • быстро адаптироваться в незнакомых условиях.

Словесно-логическое мышление позволяет людям, у которых оно развито, строить ассоциативные ряды, связанные с услышанными определениями.

Главные положительные особенности такого мышления – это неограниченность в пространстве и времени. Т.е. этот вид обобщенного мышления наделяет человека безграничными возможностями.

При правильном подходе и регулярных тренировках можно добиться поставленных перед собой задач и оптимальной результативности практически в любой сфере:

  • наука;
  • творчество;
  • интеллектуальные виды спорта;
  • карьера;
  • обучение и т.д.

Рекомендация для всех

И для детей и для взрослы, будет очень полезно тренировать своё мышление в игровой форме. Благо, в современном мире есть интернет. Я вам настоятельно рекомендую, присмотреться к программам викиум . Там представлено множество упражнений в игровой форме, с описанием к каждому упражнению. Т.е. вы можете выбрать упражнения именно на тот тип мышления, который нужно «подкачать». Вся статистика записывается в личный кабинет и с течением времени вы сможете легко отследить свой прогресс.

Заключение

Рекомендую, также прочитать статью с рекомендациями о том, как найти вещь которую забыл куда положил. Ведь согласитесь, что у вас были такие ситации, когда ну никак не удается вспомнить, где же лежат ключи и т.п.?

Кстати, тренируя постоянно свой мозг, вы будете намного реже забывать вещи или какие то важные события.

Видео (кликните для воспроизведения).

До свидания, дорогие читатели! Будьте внимательны к себе, живите интересной и насыщенной жизнью! До новых встреч на страницах блога!

Логическое мышление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here