Мораль что это такое, ее функции и нормы

Основным регулятором поведения людей становится мораль, которая придумывается обществом, распространяется им и заставляет каждого отдельного индивида подчиняться ее правилам. Понятие морали подразумевает определенный свод правил, норм и парадигм, которые должен усвоить каждый человек и следовать им. Основной функцией морали становится управление поведением каждого человека определенного социума.

Мораль может быть как общественной, так и индивидуальной. Общественная мораль – это всем известные понятия о том, что такое хорошо и плохо, как поступать правильно и неправильно. Индивидуальная мораль формируется лично человеком, который сталкивается с жизнью, сам для себя определяет понятия добра и зла, после чего его поведение регулируется его собственными убеждениями.

Мораль является синонимом нравственности. Обычно о нравственности говорят критичные люди. Они могут говорить о справедливости, о плохих и хороших поступках людей, об этике и морали. Но все это крутится вокруг одного и того же – насколько человек нравственен.

Что же такое нравственность? Об этом ничего нельзя сказать однозначного. Это такое же непознанное человеком явление, как и любовь. Для кого-то нравственность – это наличие определенных принципов, для другого нравственность – это уважительное отношение к окружающим. Как бы там ни было, а нравственность не имеет четкой формулировки. А это значит, что нельзя говорить о том, что хорошо и что плохо, пока не знаешь, на чем именно должны основываться те или иные поступки человека.

Нравственно то, что делает человека счастливым и здоровым, что не причиняет вреда окружающим. А это значит, что невозможно говорить о поступках других людей, если им это принесло счастье и лишь слегка не удовлетворило чьи-то амбиции. Нравственно все, что человека радует, каким бы аморальным и некультурным это ни выглядело со стороны.

О нравственности часто говорят верующие люди. У них есть четкие критерии того, какими должны быть люди, что они должны делать и как жить. Но вместе с тем, если присмотреться, то сами верующие люди нередко нарушают свои заповеди, потому что хотят быть счастливыми, а не жить по писанным правилам.

Верующие люди часто говорят об аде и рае, куда отправляются люди по результатам того, насколько грешными или боговерующими они были. На самом деле неизвестно, куда именно отправляется душа человека, но можно говорить о следующем: куда бы ни отправился грешник, он создаст там ад, даже если попадет в рай; куда бы ни отправился святой, там будет рай, даже если он попадет в ад. Это ярко показывает то, что не нужно дожидаться смерти, чтобы жить в аду или раю. Ведь человек уже пребывает в каком-то из этих двух состояний. А как вы живете – как в аду или как в раю?

Человек сам определяет для себя нравственность и ту жизнь, которой он живет. И не нужно дожидаться каких-то значительных событий, поскольку сейчас вы уже подготавливаете почву для того, чтобы попасть в рай или в ад, жить счастливо или несчастливо, быть здоровыми или больными. Не нужно ждать, со временем вы получите определенный результат. Но то, что вы получите, будет основываться на том, что вы делаете сейчас. Счастливы ли вы сейчас? Заботитесь ли вы о здоровье сейчас? Создаете ли вы вокруг себя прекрасную жизнь или каждый день становится все мрачнее и жестче? Ваш теперешний образ жизни приведет вас к тому, что вы получите в будущем. И это будет не карма и не судьба, а просто результат ваших усилий, действий и того, на что вы потратили свое время.

Что такое мораль?

Мораль бытует во все времена. Отличаются лишь нравы, которые считаются хорошими и плохими в те или иные времена, в том или ином месте. Таким образом, мораль в интернет-журнале psytheater.com – это обычаи и нравы, которые приняты в определенном обществе, группе или компании людей в конкретное время. Мораль, ее свод правил и норм, может меняться как со временем, так и внутри общества (группы, коллектива), в котором она сформирована.

Мораль – это социальная единица, которая является продуктом мыслительной деятельности людей или отдельного человека. Она не является абсолютной. Она не является результатом тех законов, по которым существует природа или Вселенная. Мораль – это выводы, сделанные людьми или человеком в определенное время или ситуации, которые показывают, что считается добром или злом. То есть мораль – это регулятор поведения человека, который должен вести себя правильно, хорошо и избегать поведения, которое считается неправильным, плохим.

Мораль не является врожденным качеством. Однако по мере своего взросления человек желает понимать, как для него лучше всего поступать, а какого поведения следует избегать. То же справедливо и для всего общества. Мораль формируется не за один день. Она создается на основе тех традиций, образов жизни, обычаев и взглядов на мир, которые бытуют в той или иной социальной среде. Мораль для каждого этноса своя. Более того, с годами она меняется, трансформируется, особенно если нация принимает в свои круги представителей других национальностей.

Мораль является сводом правил, которые придумывает общество, чтобы рассказать каждому отдельному ее человеку, как нужно себя вести, что считается приемлемым и правильным, как достигать уважения и поощрения. Соответственно, иное поведение является неприемлемым, наказывается, отвергается или побуждает общество отворачиваться от человека.

Поскольку мораль может быть индивидуальной, она формируется исключительно человеком, который лично для себя определяет, как нужно себя вести. Человек усваивает не только общественные нормы, но и сам для себя определяет, какое поведение для него приемлемое, а какое – нет.

Вспомните хоть одну ситуацию, когда вам было хорошо и вы вдруг говорили о морали и обязанностях. Ярким примером того, что люди вспоминают о справедливости только тогда, когда им плохо, являются ситуации, когда они упорно трудятся, но мало зарабатывают. Кто-то мало работает и может позволить себе купить все, что захочет, а они работают днями и ночами, но не могут позволить себе все радости жизни. «Где здесь справедливость?» — возмущаются они. Хотя если бы они мало работали и много зарабатывали, то ни о какой справедливости бы не думали, считая, что все и так справедливо.

Мораль и обязанности вспоминаются тогда, когда человеку плохо.

  • Справедливость никого не интересует до тех пор, пока человека все устраивает. Но как только он видит, что кого-то хвалят за те же заслуги, за которые не хвалят его, то человек чувствует себя плохо и начинает вспоминать о справедливости.
  • Мораль вспоминается часто и тогда, когда другой человек поступает не так, как того от него требовалось. Кто-то кому-то изменяет: тот, кому изменили, вдруг вспоминает о моральной стороне ситуации, хотя если бы он сам изменял, то не думал бы об этом.
  • Об обязанностях люди тоже очень часто вспоминают тогда, когда они выполняют больше дел, чем другой человек. Сотрудник работает больше, чем сам человек, муж (или жена) не помогает по хозяйству. И тот, кто считает себя ущемленным и обиженным, начинает вспоминать об обязанностях другого человека. Хотя если бы он сам ничего не делал, а всю его работу выполняли окружающие, тогда речи об обязанностях не шло.

Выходит, что мораль, обязанности и справедливость, как и все прочие аспекты этики и правил, о которых не упоминалось, нужны лишь тогда, когда человеку плохо. Пока сам человек кого-то обворовывает, он не думает о законе, но когда грабят его, тогда закон ему становится нужным. Когда сам человек ведет себя неприлично, его не волнует мнение окружающих, но если его отдыху мешают другие неприличные люди, тогда он вспоминает о культуре и этике. Человека не волнует мораль и обязанности, пока его все устраивает. Но как только желаемое достается другим людям, тогда он вспоминает обо всем, чего сам не придерживался.

Что такое нормы морали?

Нормами морали являются непосредственно правила, которые и говорят о том, как человек себя должен вести в обществе, в конкретных ситуациях и событиях. По большому счету общество требует от каждого человека соблюдение тех норм, которые бытуют в их общественной морали, поскольку в противном случае социум не будет одобрять поведение человека.

Поначалу нормы морали базировались на религии, которая бытовала в той или иной стране. Божье слово, которое уже говорит, как нужно себя вести, указывает каждому человеку на правильное поведение. Чтобы каждый человек придерживался моральных норм, проповедники заявляли о том, что отклонение от Божьего слова считается грехом. Те, кто будет религиозен или придерживаться божьих законов, сможет попасть в Рай, где человек будет жить и оставаться счастливым. Если же индивид не будет придерживаться божьего слова, тогда он попадет в Ад, где будет продолжать страдать и унижаться.

С одной стороны, мораль обладает следующими свойствами:

  1. Жестокость.
  2. Категоричность.
  3. Неизменность.
  4. Универсальность.

С другой стороны, мораль заставляет людей быть абсолютными приверженцами ее правил, то есть становиться фанатами ее направленности.

Мораль и закон страны порой являются схожими понятиями. Так, например, принцип «не укради». Одни люди не будут красть чужие вещи, поскольку будут бояться наказания с лишением свободы. Другие личности не будут воровать, поскольку будут бояться осуждения общества, то есть придерживаться моральных ценностей.

С другой стороны, мораль может противоречить законам страны. Так, например, украсть лекарство, чтобы спасти близкого человека от смерти, считается хорошим поступком с точки зрения морали, но наказуемым деянием с точки зрения закона.

Функции морали

По большому счету у каждого человека есть выбор решать, как ему поступать и каким правилам следовать. Мораль позволяет человеку оставаться свободным в выборе своего поведения. При этом мораль продолжает указывать индивиду на то, что отхождение от общественных правил заставит его самостоятельно брать на себя ответственность.

Мораль заставляет человека отказаться от индивидуальности, то есть придерживаться правил, которые существуют в обществе. Вместе с тем за человеком остается выбор. Если он пожелает следовать личным правилам, тогда он будет сам отвечать за последствия, которые будут возникать в окружающем мире. Если же человек будет придерживаться общественной морали, тогда он сможет сослаться на то, что так делают все, чем снять с себя ответственность, обвинить в неправильном поведении общество.

Функциями морали становятся:

  • Регуляция – человек отказывается от одного поведения и придерживается другого, согласно тем моральным взглядам, которые бытуют в его обществе. Порой здесь становится неважным, насколько успешным в достижении целей становится такое «моральное» поведение.
  • Оценка – в каждой ситуации человек оценивает свое или чужое поведение. Если поведение считается морально правильным, тогда человек оценивает его положительно.
  • Контроль – человек не просто контролирует собственное поведение, но и сама мораль становится контролем его поведения.
  • Воспитание – человек вырабатывает в себе определенные взгляды на то, какое поведение считается плохим или хорошим.
  • Интеграция – человек, который следует морали общества или группы, обязательно становится ее участником, получает возможность спокойно стать частью данного социального круга.

перейти наверх

Мораль становится костылем для каждого человека, который в первую очередь старается вести себя правильно, а не эффективно. С другой стороны, мораль делает общество целостным и однообразным, что позволяет ему объединяться и существовать.

Следует отличать мораль от этики. Мораль – это взгляды на то, что считается хорошим или плохим, правильным или неправильным. Этика – это свод жестких правил, которых должен придерживаться человек в обязательном порядке.

17 Мораль, ее категории

1. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.


2. Развитие норм морали:
табу – обычай – традиция – моральные правила.


3. Моральные требования и представления:

  • нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
  • моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
  • нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
  • морально-психологические механизмы (долг, совесть);
  • высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).


4. Этика
– философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.


5. Функции морали:
регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.


6. Нравственная культура личности
– степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

1.15 Мораль

«Крошка сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое хорошо

и что такое плохо?».

Понятие морали

Человеку свойственно задумываться над смыслом своих и чужих поступков, оценивая их как правильные или неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей, является мораль. Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика.

Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы.

Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведение через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. Моральные нормы держатся на идеалах (добро, справедливость, истина, красота) и помогают человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое. Категориями морали: Добро и Зло, Совесть, Долг, Честь, Достоинство, Патриотизм, Справедливость, Счастье, Любовь и другие носят всеобщий характер. Роль морали в жизни общества и человека велика. От усвоения её норм зависит не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относиться другие люди.

Функции морали

Как уже было сказано мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях.

Право также, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.

1. Мораль, ее функции и структура.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Функции морали:

Познавательная — учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей.

Воспитательная -участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом.

Ценностно-ориентирующая — мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни. Индивид не будет размышлять об этом ежедневно, но в сложное время в голове у каждого проносится мысль «зачем я живу?» И ценностно-ориентирующая функция позволяет найти ответ на поставленный вопрос.

Регулятивная — направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества.

В структуру морали входят:

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

2. Мораль и право.

Моральные нормы и принципы

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующиеееэлементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций – санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об. общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие морали

Структура и функции морали. 2.3. Мораль и право.

Понятие морали.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ

Мораль (от латинского «moralis» — нравственный; «mores» — нравы) является одним из способов нормативного регулирования по-ведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения лю-дей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедли-вом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение тре-

бований морали обеспечивается силой духовного воздействия, обще-ственным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведе-ние и сознание людей во всех сферах жизни (производственная дея-тельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мо-раль распространяется также на межгрупповые и межгосударствен-ные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, соз-даваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообраз-ное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сооб-разно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и не-достойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирова-ния поведения людей в обществе мораль служит согласованию дея-тельности множества индивидов, превращению ее в совокупную мас-совую деятельность, подчиненную определенным социальным зако-нам.

2.2. Структура и функции морали. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют

и некоторые другие ее функции4.

4Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37—46.

Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздей-ствие морали на общественные отношения осуществляется через ин-дивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участву-ет в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осозна-нию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общест-венных отношений, субъектами которых являются как отдельные ин-дивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных от-ношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регу-лирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регули-руя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляет-ся с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убе-ждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы).

Мораль рассматривают и как особую форму общественного соз-нания, и как вид общественных отношений, и как действующие в об-ществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нрав-ственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его моти-вов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия мо-ральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осу-ждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и не-нависти. Нравственное сознание — форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В по-следнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к сознанию.

Выступая против отождествления

нравственности и нравствен-

ного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание — это

взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность — это действующие в обществе соци-

альные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимо-отношения»5

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравст-венные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в сис-теме моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обя-занности перед другими людьми, сам он является субъектом по отно-шению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первич-ный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориента-ции. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его че-ловеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное зна-чение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведе-нием. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специ-фически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализо-вать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элемен-ты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие по-ведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к об-ществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного

5Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.

мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обще-стве представлений о добре и зле, справедливости и несправедливо-сти, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие дан-ному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функ-ции (экономических, политических, правовых, эстетических), по спосо-бу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизво-дятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью об-щепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при оп-ределенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотип-но поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к опреде-ленным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто вы-полняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а нахо-дят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной си-туации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целе-сообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в об-ществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное ис-полнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, со-стоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо мо-ральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или преду-смотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании во-инских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запре-щающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей,

сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помо-гай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выра-жают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущ-ности человека, характера взаимоотношений между людьми, опреде-ляют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как

− гуманизм — признание человека высшей ценностью; − альтруизм — бескорыстное служение ближнему;

− милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выра-жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

− коллективизм — сознательное стремление содействовать об-щему благу;

− отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собствен-

ных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той нравственности, различают так называемые формальные

или иной принципы,

относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Та-ковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также харак-теризуют определенную нравственность, показывая, насколько созна-тельно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в кото-рых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качест-ва.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравствен-ный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодов-леющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельно-сти созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризо-вал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «боже-ственного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и

улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различ-ные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на со-держание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях выс-шей справедливости, гуманизма.

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 6831 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять