Нарушение мышления

Содержание

  • 1 нарушения мышления
  • 2 Нарушения мышления
  • 3 Симптомы нарушений мышления, общие для психотического и непсихотического уровней
  • 4 Симптомы нарушений мышления, характерные для психотического уровня
  • 5 Диагностика патологических нарушений мышления
  • 6 Нарушение мышления при психических заболеваниях
  • 7 9 нарушений мышления: Резонерство, разноплановость, отсутствие саморегуляции, бредовые идеи, ускорение, сверхценные идеи, бессвязность, замедление, патологическая обстоятельность

Категория: Сестринское дело в психиатрии/Клинические проявления основных психопатологических симптомов

Мышление — психический процесс обобщённого отражения существенных сторон предметов и явлений и их внутренних взаимосвязей. Человеческое мышление невозможно без речи и имеет свои логические формы: понятия, суждения, умозаключения.

Различают три вида мышления: наглядно-действительное, образное и абстрактно-логическое (отвлечённое). Мышления является основной составной частью интеллекта.

Симптомы патологии мышления делят на две группы: расстройства содержания и расстройства формы.

Нарушения формы мышления представлены нарушениями его темпа, подвижности, целенаправленности и грамматического строя речи.

Нарушения темпа мышления проявляются ускорением и замедлением.

Ускоренное мышлениеувеличение количества ассоциаций в единицу времени. Отмечается быстрая смена представлений, понятий, идей, многословие в сочетании с повышенной отвлекаемостью. Мышление становится поверхностным, малопродуктивным. Высшей степенью ускорения является симптом скачки идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения). Ускоренное мышление характерно для маниакального состояния.

Замедленное мышлениеуменьшение числа ассоциаций в единицу времени. При этом больной утрачивает способность быстро отвечать на вопросы, речь его медленная, однообразная. Такое наблюдается при депрессивных состояниях, астении, шизофрении.

Нарушения подвижности мышления проявляются обстоятельностью и вязкостью.

Обстоятельное мышлениеизлишняя детализация, невозможность отделить главное от второстепенного, постоянное застревание на мелочах с последующим возвращением к основной теме мысли. Такое мышление ещё называют лабиринтным.

Вязкость мышлениякрайняя степень обстоятельности. При этом детализация настолько искажает основное направление мысли, что делает её малопонятной, а мышление непродуктивны. Больные теряют способность удерживать центральную линию разговора, не могут самостоятельно вернуться к теме беседы, освободится от побочных ассоциаций.

Эти нарушения отмечаются при эпилепсии, психоорганическом синдроме.

Нарушения целенаправленности мышления могут проявляться: резонёрством, аморфностью и разорванностью.

  • резонёрство — пространные разлагольствования по несущественному поводу. Обычное их содержание — банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения;
  • аморфность — нечёткое использование понятий, при котором грамматически правильная речь приобретает расплывчатый характер. В результате мысль остаётся непонятной окружающим. Различая резонёрство и аморфность, можно сказать, что в первом случае непонятно «зачем», а во втором «о чём» больной говорит;
  • разорванность — отсутствие логической связи между отдельными умозаключениями, суждениями, понятиями. В результате этого уловить смысл речи больного не удаётся, хотя она кажется упорядоченной. При очень выраженной разорванности может нарушаться и грамматический строй речи. При этом речь представляет собой набор случайных слов, обрывков фраз, «словесную окрошку».

Наиболее часто эти симптомы встречаются при шизофрении.

Нарушение грамматического строя речи может проявляться также бессвязностью мышления. Расстройства мышления по содержанию проявляются бредовыми идеями, сверхценными идеями и навязчивыми идеями.

Бредовые идеиболезненно искажённая оценка фактов окружающей действительности, неправильные суждения и умозаключения, не поддающиеся коррекции. Бред является одним из основных признаков психических заболеваний и входит в структуру большинства психотических синдромов.

Бред с пониженной самооценкой характеризуется болезненным преувеличением имеющихся или приписывание себе несуществующих недостатков.

Выделяют бред самообвинения (греховности), когда больные бичуют себя за допущенные «неисправимые ошибки», якобы приведшие к гибели семьи, окружающего мира и другим негативным последствиям.

Бред самоуничтожения — болезненная убеждённость в собственном ничтожестве, приписывание себе исключительных моральных, интеллектуальных и физических качеств.

Ипохондрический бред — патологическая уверенность в наличии неизлечимой болезни. Больной находит у себя все признаки болезни, обращается к различным врачам, просит всесторонне обследовать его и лечить.

Бред с повышенной самооценкой характеризуется преувеличением реальных свойств собственной личности. К этой группе относятся:

  • бред изобретательства — убеждённость в совершении больным гениального изобретения или открытия;
  • бред величия — патологическая переоценка собственных достоинств, возможностей. Больной может считать себя великим поэтом, художником, полководцем;
  • бред богатства — болезненное убеждение в наличии мнимого богатства, ценностей у больного;
  • любовный бред — убеждённость во влюблённости определённых лиц в больного.

Бред преследования отличается убеждённостью в угрозе или вреде личности больного, ожидаемых или причиняемых извне. К этой форме относятся:

  • бред воздействия — патологическая уверенность больного, что он находится под воздействием гипноза, радиации, космических лучей;
  • бред ущерба — убеждённость в том, что больному причиняют материальный урон (порча и подмена вещей, воровство продуктов);
  • бред отношения — уверенность в том, что окружающие люди с подозрением, неприязнью относятся к нему, ущемляют его интересы;
  • бред ревности — убеждённость в неверности сексуального партнёра. Больной стремится найти улики, неверно истолкованные факты.

Сверхценные идеилогически обоснованные, эмоционально окрашенные убеждения, которым больные придают особо важное значение. Часто они являются составным элементом мировоззрения личности. Больной уверен в своей правоте и стремится доказать её любой ценой. В отличие от бреда сверхценные идеи имеют реальную основу. Путём убеждения больного или изменения ситуации их удаётся ослабить или устранить. Сверхценные идеи могут встречаться как самостоятельное расстройство у акцентуированных и психопатических личностей.

Навязчивые идеинепроизвольное возникновение мыслей, не зависящих от воли больного. Эти мысли носят неотступный характер, от них невозможно освободиться, хотя больной оценивает их критически и хочет от них избавиться.

  • навязчивые сомнения — больной постоянно не уверен в правильности и завершённости своих действий, не может принять решение;
  • навязчивые абстрактные мысли — бесплодные мудрствование или «умственная жвачка»;
  • контрастные мысли — их содержание противоречит мировоззрению и морально-этическим принципам личности, вызывая страдания;
  • навязчивые воспоминания — непреодолимые, ненужные в данный момент воспоминания о событиях своей жизни, часто сопровождающиеся чувством стыда и раскаяния.

Навязчивые идеичастный вариант навязчивостей, к которым относят также навязчивые страхи (фобии) и навязчивые влечения. Навязчивости характерны для неврозов.

  1. Справочник медицинской сестры по уходу/Н. И. Белова, Б. А. Беренбейн, Д. А. Великорецкий и др.; Под ред. Н. Р. Палеева.- М.: Медицина, 1989.
  2. Бортникова С. М.,Зубахина Т. В. Нервные и психические болезни. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  3. Кирпиченко А. А. Психиатрия: Учеб. для мед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Выш. шк., 1989.

Нарушения мышления

О нарушениях мышления судят, в первую очередь, по высказываниям и суждениям больного, по характеру — строению и манере речи. Обращают также внимание на соответствие высказываний и поступков, особенности поведения.

Симптомы нарушений мышления, общие для психотического и непсихотического уровней

Одним из важных элементов мышления является способность к обощению и категоризации вещей.

Снижение уровня обобщения подразумевает затруднение выявления общих признаков. Представления о предметах и явлениях достаточно примитивны. Они ограничены сугубо конкретными характеристиками, в то время как сложные, неочевидные связи не проявлены. Иначе говоря, суждения лишены признаков обобщения. Например, больным недоступна задача на классификацию по признакам объединения в крупные классы, затрудняется понимание и толкование метафор и пословиц. Проявлением такого снижения является непонимание больным самого смысла предлагаемой задачи. Симптом встречается, в частности, при олигофрении.

Своеобразным антиподом снижения уровня обобщения является искажение процесса обобщения. Симптом подразумевает утрированно-выхолощенную форму обобщения. Если суждения при снижении уровня обобщения не выходят за пределы частных, единичных связей, то при искажении процесса обобщения имеет место «отлет» от связей в извращенно-утрированной форме. В суждениях отражается лишь абсолютно случайная сторона явлений, существенные же отношения между предметами, предметное содержание вещей и явлений игнорируются (выпадают). Например, тарелка, стол и трамвай объединены по принципу «твердости». Если при снижении уровня обобщения субъектам трудно отвлечься от узкой конкретики, мелкой детали, и взглянуть на вещи широко, захватив совокупность признаков, то при искажении процесса обобщения, напротив, субъектам ничего не стоит усмотреть совершенно невероятную и малозначимую связь между вещами (предметами), далекую от реальной сути.

Разноплановость мышления заключается в несоответствии между собой разных этапов переработки информации. Например, адекватно воспринимаемая и анализируемая информация не соответствует последующим неадекватным выводам и поведению. Больные могут правильно усвоить инструкцию, проанализировать и обобщить предлагаемый им материал, однако на практике не могут реализовать свои выводы. Задания не выполняются в требуемом направлении, поскольку суждения и решения протекают в разных руслах. В жизни это проявляется неадекватностью жизненных установок, парадоксальностью мотивов и эмоциональных реакций, аберрантным поведением. Например, больной мог не заботиться о близких, но он проявлял повышенную озабоченность по поводу пищевого рациона своей кошки.

Нарушение критичности мышления подразумевает неадекватность мыслительной деятельности окружающей реальности и своему поведению, включая ее мотивацию. Больной не может в полной мере правильно оценить свои мысли, чувства и поступки, в том числе социальные последствия своего поведения.

Резонерство определяется как склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. О таких порой говорят: «Пустослов». Хотя субъект и не обладает нужной глубиной знаний, он более чем уверенно разбрасывается расхожими фразами-штампами. Преобладает формальная логика, стремящаяся уйти от содержательной стороны темы, ее главной сути. Со стороны очевидно стремление субъекта неосознанное стремление подвести любое, даже незначительное явление под какую-то поверхностно-оценочную концепцию. Особенностью резонерства является аффективность высказываний. Речь многозначительна, с неуместным пафосом. Порой только одна эмоциональная интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как типично резонерское. Своеобразна и лексика резонерских высказываний: больные часто используют вводные слова, меняют привычный порядок расположения слов для усиления выразительности речи.

Обстоятельность мышления характеризуется детализацией, вязкостью, застреванием на отдельных деталях. При ответах даже на простой вопрос пациент пытается бесконечно углубляться в мельчайшие подробности. Симптом характерен для тяжелых форм эпилепсии.

Инертность мышления подразумевает замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Мышлению трудно перебраться из одной колеи в другую. Мысли накрепко привязаны к текущей теме, и сменить ее нелегко. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. Отсюда любое изменение условий деятельности затрудняет саму деятельность. Лабильность мышления выступает антиподом его инертности.

Проявляется неоправданно легкой сменой суждений. Характерная особенность — неустойчивость способа выполнения задания, эпизодический сбой на иной путь решения. Нередко сопровождается повышенной отвлекаемостью внимания.

Ускорение мышления, или скачкообразность («скачка идей»), подразумевает возбуждение мышления, приводящее к ухудшению функционирования. Слова не поспевают за полетом мысли. Возникают разрывы связи между мыслями; одна мысль не продолжает другую.

Разорванность мышления указывает на патологическое возрастание комбинирования представлений. По внешним признакам весьма напоминает ускорение мышления. Возникают невероятные ассоциативные связи между самыми разнородными элементами. Речь теряет функцию общения. Уследить за мыслью больного чрезвычайно сложно, так же, как и понять суть его ассоциаций. Симптом свидетельствует о серьезных нарушениях психики.

Замедление мышления проявляется уменьшением количества ассоциаций и замедлением темпа речи. Характерна трудность в подборе слов и формировании общих понятий и умозаключений.

Ментизм синонимичен одновременному наплыву сразу нескольких мыслей. Естественно, эти мысли не всегда могут быть четко высказаны, поскольку одна мешает другой. Зачастую они имеют насильственный характер, в них присутствует элемент «сделанности». Больные обычно осознают трудности обдумывания чего-либо, отмечая наслаивание мыслей одна на другую: «мысли перемешаны в голове, трудно думать».

Шперрунг (нем.) обозначает «закупорку» мыслей. Воспринимается как обрыв мыслей, внезапная пустота в голове, замолкание вследствие внезапного забывания темы разговора. Шперрунг и ментизм характерны для шизофрении и шизотипических расстройств.

Аморфность мышления выражается в неопределенности общего смысла сказанного. Связность речь будто бы сохранена, но отсутствует конкретика и четкость цели (что хочет человек сказать?). Создается впечатление, что пациент «плывет» или «растекается» мыслями, будучи не в состоянии выразить общую идею. Таким лицам трудно прямо ответить на вопрос. Симптом характерен для шизоидной акцентуации и шизоидных расстройств личности.

Предметно-конкретное мышление характерно для лиц с умственной отсталостью. Речь очень примитивна, с формальной логикой. Например, на вопрос, как вы понимаете поговорку «Яблоко от яблони недалеко падает», следует ответ: «Яблоки всегда падают недалеко от дерева».

Тематическое соскальзывание мышления характеризуется внезапным непоследовательным изменением темы разговора. Симптом близок к лабильности мышления.

Инкогерентное (бессвязное) мышление предполагает отсутствие связи между отдельными словами в предложении, часто появляются повторы отдельных слов (персеверации).

Вербигерация. Это высшее проявление разорванности мышления, когда нарушается связь не только между словами, но и между слогами. Пациент может произносить отдельные звуки и слоги стереотипно. Симптом характерен для шизофрении.

Речевые стереотипии выражаются как повторы отдельных слов, фраз или предложений. Пациенты могут рассказывать одни и те же истории, анекдоты (симптом граммофонной пластинки). Иногда речевые обороты сопровождаются затуханием (сокращением формулировки суждения). Например, пациент произносит фразы: «Головная боль меня иногда беспокоит. Головная боль меня иногда. Головная боль меня. Головная боль». Речевые стереотипии характерны для деменций.

Копролалия подразумевает преобладание в речи нецензурных оборотов и фраз, иногда с полным вытеснением обычной речи. Характерна для диссоциативных расстройств личности и проявляется при всех острых психозах.

Симптомы нарушений мышления, характерные для психотического уровня

Патологию мышления обычно рассматривают одновременно с двух точек зрения: расстройства содержания и формы проявления.

К расстройствам содержания (с продуктивным нарушением мышления) относят навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. К расстройствам формы — нарушения темпа, подвижности, целенаправленности и построения ассоциативного процесса.

Навязчивые идеи заключаются в непроизвольно и неконтролируемо возникающих мыслях на определенную тему. Осознается это, впрочем, вполне критично. Подсознательная причина многих навязчивостей — сомнение в правильности своего понимания чего-либо. Следствие — стремление проверить себя еще и еще раз. Сам характер навязчивости действует тягостно и вызывает душевный дискомфорт. По содержанию выделяют идеи, относящиеся к собственно мыслям, к эмоциям (страхам) и к воле (влечения и действия). В частности, различают навязчивые сомнения, контрастные мысли, навязчивые страхи, навязчивые влечения, навязчивые действия. Навязчивые идеи совместно с навязчивым поведением объединяют в группу ананкастических, или обсессивно-компульсивых, расстройств.

Обсессиями в широком смысле называются навязчиво повторяемые мысли, образы, эмоциональные импульсы. Своим назойливо-нежелательным присутствием в сознании обсессии вводят индивида в состояние хронического стресса.

Компульсии представляют собой повторяющиеся акты поведения (например, молитвы) или действия (проверки). Они прямо связаны с обсессиями и эмоциональной тревогой. Компульсии позволяют кратковременно снять эмоциональное напряжение, повысив уверенность индивида в своем благополучии и безопасности. Развитие компульсий идет по нарастанию: от простых действий — к настоящим ритуалам. Ритуалы неуклонно усложняются, постепенно отнимая все больше и больше времени на свое выполнение и усугубляя невроз. В ряде случаев вся жизнь индивида превращается в сплошное ритуальное действо, в которое нередко вовлекаются члены семьи и окружение. Например, страх подхватить инфекцию приобретает характер обсессии. Тревога снижается путем навязчивого (компульсивного) мытья рук. Однако усердие, с которым моются руки, превращается в своеобразный садистско-мазохистский ритуал: руки могут отскребаться до тех пор, пока не будет содрана кожа. Таким образом, компульсивное поведение в конечном итоге ведет к нарастанию тревог индивида.

Сверхценные идеи заключаются в появлении в жизни индивида исключительно важной с его точки зрения идеи (идеи фикс). В глазах социальной реальности, однако, значимость такой идеи весьма сомнительна. Переоцененная идея, приобретая доминирующее значение, становится самодовлеющим фактором. Она полностью подчиняет себе индивида. Страдает критичность понимания ситуации. Индивид начисто игнорирует разрушающие идею доводы и обращается к чисто формальной (поверхностной) логике. Пример: всем странам необходимо срочно сеять кукурузу, чтобы избежать мирового голода.

Бред. Высшей формой продуктивных нарушений мышления психотического уровня является бред (бредовые идеи). Бред представляет собой непоколебимые ложные убеждения, способные повлиять на поведение индивида. Бредовый рассказ обычно опирается на цепь субъективно отобранных доказательств, в которых отчетливо просматривается односторонняя логика (паралогика). Она предполагает обязательность подтверждения своей правоты. Любой факт примеряется к этому внутреннему закону; в случае несоответствия аргумент игнорируется. Бред является формальным признаком психоза и выступает одним из основных признаков большинства психических заболеваний.

Возникновению бреда обычно предшествует период спутанности сознания и ощущения легкого изменения в индивидуальном мировосприятии. Такое состояние называют бредовым настроением. Оно проявляется неопределенной тревогой, напряжением, чувством надвигающейся угрозы, ощущением приближающегося несчастья, настороженным восприятием происходящего вокруг. Для больного все вдруг приобретает иной, особый смысл. Появление бреда сопровождается субъективным ощущением облегчения, чувством, что ситуация стала понятной: неопределенные ожидания и подозрения, смутные предположения оформились, наконец, в четкую систему, приобрели ясность (с точки зрения больного).

Различают два типа бреда:

  • бред первичный, или интерпретативный, при котором ложные утверждения являются болезненной интерпретацией неких реальных фактов, с элементами четкой логической связи; обычно это касается внутреннего миропонимания самих индивидов;
  • бред образный (вторичный, чувственный), отягощенный присутствием галлюцинаций и псевдогаллюцинаций; при нем интерпретируются не столько реальные факты, сколько сам целостный образ галлюцинаций и псевдогаллюцинаций; такой бред чаще обращен к внешнему миру и действиям иных лиц.

Диагностика патологических нарушений мышления

В диагностике патологических нарушений мышления используют, в частности, методики классификации понятий, исключения и обобщения понятий, выделения существенных признаков, ассоциативного эксперимента Г. Эббингауза, анализа пиктограмм. Общий интеллект оценивают по тесту прогрессивных матриц Дж. Равена.

Методика классификации понятий заключается в группировке карточек с изображениями животных, растений и предметов. В методике исключения и обобщения понятий предлагается из ряда понятий (например, темный, светлый, ясный, голубой, тусклый) исключить чужеродное (либо объединить однородные). Методика выделения существенных признаков требует отбора нескольких первостепенных признаков предмета из предлагаемых, например из перечня: сеновал, коровы, крыша, скот, стены выделить основные для понятия «дом». По методике ассоциативного эксперимента следует быстро называть первую пришедшую на ум ассоциацию со стимульными словами. Методика Г. Эббингауза заключается в заполнении пробелов в тексте рассказа, а также анализе индивидом предлагаемых текстов, содержащих дилемму. Анализ пиктограмм представляет собой, по сути, проективный тест в виде серии схематических рисунков, выполняемый индивидом на заданные темы.

Тест прогрессивных матриц Дж. Равена считается одним из стандартов оценки общего интеллекта; он состоит из 60 заданий, распределенных по 5 сериям. В каждой серии представлен геометрический рисунок или матрицы с недостающей частью картины. Задача состоит в обнаружении закономерностей в матрицах и выявлении отсутствующей части. По результатам выделяют 5 уровней интеллекта.

Нарушение мышления при психических заболеваниях

I. Нарушения динамики мышления.

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
  • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку кораблем, т.к. если положить – утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

  • откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
  • отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры.

Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

1. Снижение уровня обобщения В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объемами ограниченными деревянными плоскостями.

III. Нарушения мотивационного компонента мышления.

1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

  1. Шизофреническое (классическое) резонерство.
  2. Эпилептическое резонерство
  3. Органическое резонерство

3. Нарушение критичности. Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека. С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли». В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям. У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

4. Ассоциативность мышления. Редкий феномен, встречающийся при поражении лобных долей мозга и глубокой шизофрении, приведшей к полному развалу мотивационной сферы. Характеризуется тем, что мышление детерминированно законами ассоциаций.

9 нарушений мышления: Резонерство, разноплановость, отсутствие саморегуляции, бредовые идеи, ускорение, сверхценные идеи, бессвязность, замедление, патологическая обстоятельность

Мышление является опосредствованным и обобщенным процессом, познающим объективную реальность. Нарушения мышления могут быть различными, например, по скорости:

  1. Ускорение — это, когда заметно растет количество ассоциаций в течение какого-то периода времени.
  2. Предельное ускорение — большой скачок идей.
  3. Замедление — это, когда реально снижается количество ассоциаций за период какого-то времени.

Или же расстраивается стройность:

  1. Разорванность — это, когда видимо нарушается логическая связь предложения, но грамматическая сохраняется.
  2. Легкая разорванность — уход в сторону от основной идеи или темы.
  3. Бессвязность — здесь уже нарушается как логическая, так и грамматическая связь предложения.

Либо расстраивается целенаправленность:

  1. Разноплановость — это, когда суждения формируются по различным принципам.
  2. Обстоятельность — трудно образовываются новые ассоциации из-за того, что преобладают предыдущие.
  3. Резонерство — когда начинает бесплодно мудрствовать.

А также расстраивается продуктивность:

  1. Ход навязчивых мыслей — насильственное возникновение мыслей, которые осознаются совершенно бесполезными. Они могут быть в виде страхов, сомнений, воспоминаний, влечений и сопровождаться приступом.
  2. Навязчивые действия — когда самопроизвольно на автомате совершаются какие-то одни и те же движения, и человек старается их силой воли удержать.
  3. Сверхценные идеи — возникновение суждений, в основу которых положены реальные факты, которые по своему значению слишком преувеличены, особенно, когда отсутствует критика.
  4. Сущий бред или бредовые идеи — возникновение ошибочных суждений, в которых заложена болезненная основа. Они полностью подчиняют себе сознание пациента и не поддаются коррекции, в особенности, когда отсутствует критика.

Резонерство

Резонерство выражается у человека в том, как сказал И. П. Павлов, бесплодно мудрствовать, а еще назвал это явление словесной опухолью. В речи в изобилии присутствуют сложные логические построения, вычурные абстрактные понятия, термины, чаще всего употребляемые без малейшего понятия, какое их истинное значение. Когда пациент старается как можно обширнее дать ответ на поставленный вопрос врачом, то для страдающего этой болезнью вообще не является важным, понял ли его врач. Такие пациенты кайфуют от самого процесса нарушения мышления, а не от конечной мысли. Поэтому она получается аморфной, и не имеет четко выраженного содержания.

Во время обсуждения бытовых вопросов, у больных явно выражена затруднительная формулировка предмета разговора, бросаются витиеватыми выражениями, смотрят на существующую проблему сквозь абстрактные науки такие как философия или космология. Такое проявление пространных бесполезных философских рассуждений нередко можно услышать в связке с абсурдными увлечениями.

Бывают случаи, когда лишь по одной интонации можно определить сказанное как резонерское. Поэтому у резонерства наблюдаются различные психические патологии:

  1. Шизофреническая, которая является классическим резонерством.
  2. Эпилептическая.
  3. Органическая.

Нарушения мышления: разноплановость

Такая разновидность нарушения мышления как разноплановость выражается расстройством суждений о чем-либо, находящемся на различных уровнях плоскостей. Одновременно нарушается их последовательность, в разной степени обобщаются, и временами у человека наблюдается невозможность правильного рассуждения, не видно в его действиях целенаправленности, им теряется изначальная цель, и он не может справиться даже с самым простым заданием. Такими расстройствами страдают шизофреники, когда их мысли в одночасье текут различными руслами, не охватывая самой сути обсуждаемой проблемы, не ставя перед собой цель переключаться эмоционально и субъективно.

Поэтому разноплановость становится причиной эмоционального насыщения обыденных предметов, которые воспринимаются как символы. Например, у пациента явно выражен бред самообвинения. Когда ему дают печенье, то он сходу делает вывод, что до вечера он будет сожжен в печи, так как печенье у него символизируется с печью. Возникновение таких абсурдных рассуждений связано с тем, что происходит эмоциональная захваченность, разноплановость в мышлении, поэтому у человека при виде любых предметов, проявляется искаженное и неадекватное их рассмотрение.

Нарушение саморегуляции

Под нарушением саморегуляции подразумевается несостоятельность целенаправленно организовать свои мысленные действия. Одновременно с этим у испытуемого может появиться доступ к сложным обобщениям, логическим операциям, и как результат все расплывается, отсутствует целенаправленность, и в итоге он неспособен решить поставленные задачи. Это также относиться к больным шизофренией.

Саморегуляция может нарушаться и у эпилептиков. В их мыслях проявляется ригидность, и тяга все обстоятельно детализировать. Происходят нарушения регулятивного аспекта образования целей, а у шизофреников наблюдается снижение целеустремленности.

Психопатология рассматривает нарушения мышления, как расстройства с ассоциативным процессом, патологию рассуждений, и патологию развития мыслей по скорости. Возникновение расстройств с ассоциативным процессом связано с болезненным изменением скорости, нарушением строя и целенаправленности мыслей.

Бредовые идеи

Такие нарушения мышления как бредовые идеи — это набор ложных и ошибочных умозаключений, причиной возникновения которых является болезненная основа, и для них недоступна критика, а также коррекция. Если человек совершенно здоров, но он заблуждается, то в этом случае его можно хоть как-то, но переубедить, либо же он сам разберется в своих ошибочных взглядах.

Тогда как в другом случае, бред является проявлением расстройств психики, и устранить его можно только при специальном лечении. Исходя из психопатологических механизмов, бредовые идеи могут быть первичными и вторичными.

При первичном бреде, человек интерпретирует из-за нарушения мышления, устанавливаются неправильные связи, неправильно воспринимаются реальные объекты и их взаимоотношения. Первичный бред в основном присущ легким психическим заболеваниям.

При вторичном бреде, идеи происходят первичного расстройства, коим может быть любая эмоция, сознание, память или восприятие. Бредовая идея может быть:

Из выше перечисленного становится понятным, что возникновение вторичного бреда связано с более глубоким уровнем расстройства психики.

Нарушения мышления: ускорение

Ускорение — эти нарушения мышления формируются беспрерывным потоком речи и ассоциаций. Мысли вместе с речью все время скачут и не имеют между собой связи. Происходит спонтанное возникновение ассоциаций, образов и умозаключений. У них поверхностный смысл и их может вызвать любой раздражитель. Речь человека льется без остановки, из-за этого он может охрипнуть или произойти полная потеря голоса. Но, по сравнению с бессвязным мышлением, здесь высказывания обладают определенным смыслом. Ускоренное мышление проявляется в следующем:

  1. Быстроте и хаотичности ассоциаций.
  2. Повышенной отвлеченности и спонтанности ответов.
  3. Экспрессивной жестикуляции и мимике.
  4. Осознанности действий, понимании ошибок и способности их исправления.

Сверхценные идеи

Нарушения мышления связывают еще с такой закономерностью как возникновение сверхценных идей. Это происходит за счет логически обоснованных убеждений, которые имеют большой эмоциональный заряд, тесную связь с мировоззрением человека, и основываются на реальных событиях. В жизненном процессе человека они занимают неадекватную по своему значению доминирующую позицию, подминают под себя всю его жизнедеятельность, что чревато дезадаптацией. Сверхценные идеи по своему содержанию отражают мировоззрение человека, при этом наблюдается отсутствие критики, либо она есть, но формально. Они дают человеку толчок к действиям, соответствующим их содержанию. За счет такой организации мыслей происходит сужение круга интересов человека, появляется избирательная восприимчивость реалий. Спустя какое-то время сверхценные идеи становятся неактуальными. Их содержание может быть связано с переоценкой таких моментов:

  1. Придается превосходство биологическим свойствам человека, то есть ему свойственно преувеличивать насколько он болен, или же в такой же форме убеждать в наличии биологических дефектов и недостатков.
  2. Преувеличиваются психологические свойства собственной личности, например, возникновение идей чрезмерной талантливости или реформаторства.

Бессвязность мышления

Характерным явлением для бессвязного нарушения мышления является абсолютная хаотичность и не имеющий никакой смысловой нагрузки ассоциативный процесс, состояние речи определяется отдельными словами, между которыми нет взаимосвязи. В этом немного угадывается шизофазия, но отличие бессвязности от нее в том, что ее возникновение происходит за счет нарушения сознания. Рассмотрим ниже некоторые варианты, связанные с:

  1. Патологией суждений, которая выражается навязчивым состоянием, сверхценными и бредовыми идеями.
  2. Навязчивым состоянием, то есть разнообразием мыслей, влечений страхов, сомнений…, которые непроизвольно появляются в сознании пациента, очень даже хорошо понимающего всю их абсурдность и одновременно не может их побороть. Происходит этакое навязывание человеку идей, от которых у него не получается избавиться по собственной воле. От эпизодического появления навязчивых мыслей не застрахованы даже психически здоровые люди. Это может происходить от переутомления либо при недосыпании. Это могут быть какие-то навязчивые воспоминания какой-то мелодии, строки из песни, набор чисел, имена и др.

Нарушения мышления: замедление

Нарушения мышления могут сопровождаться замедлением, при котором может прогрессировать не только замедленный темп речи, но и ограниченное возникновение ассоциаций. По этой причине речь получается односложной, она не имеет развернутых определений и объяснений. Происходят затруднения процесса, во время которого должны формироваться умозаключения, поэтому пациенту трудно осмысливать набор сложных вопросов, он не может сосчитать, при этом создается такое впечатление, что он интеллектуально занижен.

Но, замедленное мышление чаще всего выступает в качестве временного обратимого симптома, и когда психоз разрешается, происходит полное восстановление мыслительных функций. Часто замедление у пациентов связывают с депрессивным состоянием, либо легким расстройством сознания.

Патологическая обстоятельность

Нарушения мышления могут еще выражаться в качестве патологической обстоятельности, или вязкости. Причиной ее появления является тугоподвижность мысленного процесса. Речь у больного в этом случае является не только медленной с растягиванием слов, но бывает и слишком многословной. Больному присуще «обсасывать» каждую деталь, и постоянно свою речь сопровождать несущественными уточнениями. Если предложить ему ответить на любой вопрос, то у пациента созревает мысль о том, что вам что-то непонятно, и он снова начинает свою речь. В такой способ, через сложные сплетения, он самостоятельно достигнет того момента, которому он так тщательно пытается дать пояснения. Такое состояние мыслительного процесса называют еще «лабиринтом».

Патологическая обстоятельность может проявляться за счет органических заболеваний мозга, в особенности у эпилептиков. К глубокому сожалению это является необратимым симптомом. Основной причиной такого диалога является то, что пациент не может отличить главную часть от второстепенной. Поэтому такой набор уточняющих подробностей для него составляет также большую важность.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять