Память свойства, виды, как тренировать

Сегодня предлагаем обсудить тему: "память свойства, виды, как тренировать". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Как тренировать память

Памятью называется накопление, сохранение и воспроизведение информации. Эти три параметра и нужно тренировать. Самое главное — стараться запоминать как можно больше информации. Для этого необходимо максимальное внимание. Когда внимание распыляется, человек либо не запоминает, либо не может вспом­нить. Поэтому старайтесь днем внимательно наблюдать за всем вас окружающим, выделять главные события и вечером воспроиз­водить их в вашей памяти. Сделайте это для себя игрой, забавным времяпрепровождением, и постепенно это войдет в привычку. А результаты не замедлят сказаться.

Но такой метод хорош для молодых людей, специально тренирую­щих память с расчетом на то, что это пригодится в жизни для даль­нейшей карьеры. Для людей старшего возраста есть приемы по­легче. Причем несколько неожиданные: скажем, учить стихи. Артист, выйдя на сцену, на какую-то долю секунды не может вспомнить, в каком спектакле он играет и какой должен произно­сить текст. Затем свет, музыка, реплика партнера, расположение декораций или что-то иное рождает ассоциацию, и все встает на свои места. Иногда довольно какого-то звука, лица, предмета, что­бы вспомнить.

Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человек хра­нит дольше всего. Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В. Н. Мясищев показал, что когда школьникам показывали карти­ны, то точность их запоминания зависела от эмоционального отно­шения к ним — положительного, отрицательного или безразлично­го. При положительном отношении они запомнили все 50 картин, при отрицательном — только 28, а при безразличном — всего 7. Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не со­провождается отношением к ожившему чувству как к воспомина­нию раньше пережитого чувства. Так, человек, напуганный или ис­кусанный в детстве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, но не осознает, с чем связано это чувство 1 .

Установлено, что эмоциональная память намного сильнее, чем Другие виды памяти, воздействует на принятие решения, например, покупательское поведение человека. Специалисты считают, Что симпатия к товару пропорциональна симпатии к рекламной Информации. Все, что человека окружает, вызывает у него опреде­ленные эмоции. Именно в эмоциональной форме проявляются ин­дивидуальные различия потенциальных потребителей. Любой рекламный видеоклип — это не только информация, но и сгусток эмоциональных впечатлений, переживаемых человеком в момент просмотра. Причиной антипатии к готовому (быстрорастворимому) кофе оказалась ассоциация с ленивой хозяйкой, не желающей готовить кофе. Отрицательные эмоции были преодолены, когда вместо таких свойств, как «эффективный», «быстрый», «экономный» и т. п., стали подчеркивать в рекламе свойства кофе как изыскан­ного продукта и показывать, как его подают в романтических об­стоятельствах.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое память человека, ее свойства, характеристики, законы

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Процессы памяти

Запоминание

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

Читайте так же:  Как забыть девушку которую любишь

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

Сохранение материала

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

Воспроизведение

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Физиология и психология памяти

Физиологический аспект

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как работают законы памяти

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Как развить память у взрослого человека

  1. Тренируем детскую память
  2. 7 эффективных упражнений для развития фотографической памяти
  3. Возможности мозга: что делать, чтобы достичь совершенства

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

Упражнения для развития различных видов памяти

10 Упражнений для улучшения памяти

1-Упражнения на улучшение кратковременной памяти

Самым неприятным фактором, который связан с проблемами с кратковременной памятью, является то, что мы можем забывать то, что собирались и хотели сделать в ближайшем будущем.

Таким образом, для людей с такими проблемами, лучшим упражнением будет то, которое помимо улучшения кратковременной памяти, поможет избавиться от таких неприятных забываний в их повседневной жизни.

Именно поэтому, для улучшения мнестической функции, отвечающей за эту сферу, мы рекомендуем вам следующее упражнение:

Ведите ежедневный учёт следующих видов забываний:

  • Вы забыли, что хотели сказать.
  • Вы забыли чьё-то имя.
  • Вы забыли куда положили или где находится какой-то предмет.
  • Вы забыли выпить прописанное лекарство.
  • Вы забыли о какой-то встрече.
  • Вы забыли сделать что-то, что должны были сделать или просто имели в планах.
  • Другие виды забываний, которые могут проявляться.

Записывайте их в своём дневнике точно в момент их появления, а также отмечайте вид забывания, день, когда оно случилось и указывайте дополнительную информацию об обстоятельствах, при которых оно произошло.

2-Упражнения на развитие памяти: Группирование

Одна из самых эффективных техник, которую использует наш головной мозг для более простого запоминания большого количества предметов и информации, заключается в группировании слов по различным категориям.

Если мы улучшим нашу способность к запоминанию, делая подобные группирования, мы в значительной мере улучшим нашу память, сможем намного проще задерживать в ней новую информацию и таким образом улучшим наши способности к обучению, а также заполучим больше ресурсов для предотвращения возникновения случаев забывания информации.

Упражнение, которое мы можем делать для этого, заключается в следующем:

  1. Внимательно прочитайте этот список слов:


— Печенье, кот, архитектор, машина, оливка, корабль, пожарник, лев, крокодил, вертолёт, врач, банан, рыба, собака, яблоко, санитар, кекс, мотоцикл, преподаватель, велосипед-

  1. Постарайтесь запомнить максимально возможное количество слов.
  2. Затем распределите эти слова в следующие четыре категории.

— Продукты питания, Животные, Средства передвижения, Профессии-

  1. Постарайтесь запомнить все слова каждой из этих четырёх категорий.

3-Упражнения на развитие визуальной памяти

Улучшение визуальной памяти является очень важным фактором для улучшения памяти в целом, поскольку зачастую вещи, которые мы помним, ранее были увидены нами.

  • Для улучшения этой функции нашей памяти можно выполнять постое упражнение, которое заключается в запоминании какой-то геометрической фигуры и дальнейшем её воспроизведении с наибольшей возможной точностью.
Читайте так же:  Херофобия

Рисунок 1 Копия

Рисунок 2 Копия

4- Упражнения на развитие пространственной памяти

Пространственная память также очень важна, поскольку она позволяет нам ментально воспроизводить различные формы, фигуры и силуэты.

Для её развития я рекомендую следующее упражнение:

Возьмите листок бумаги и нарисуйте то, «что видит птица»: свой район или же место, которое вы лучше всего помните в городе, в котором живёте, отметив там названия улиц, которые вы помните, место, где вы живёте, места, где живут ваши друзья и родственники, а также места в которые вы часто ходите или хорошо знаете.

5- Упражнения на развитие долговременной памяти

Долговременная память отвечает за хранение информации о прошедших событиях, а также информации, которая составляет большинство наших знаний, полученных нами в прошлом.

Стимуляция этих воспоминаний позволяет усилить их и, как следствие, уменьшить вероятность забывания этой информации.

Кроме того, стимуляция воспоминаний улучшает нейронные сети, в которых хранится вся эта информация, что также улучшает нашу долговременную память.

Для тренировки этого вида памяти следует прибегнуть к следующему упражнению:

Постарайтесь вспомнить и объяснить с наибольшей точностью и детализацией информацию о:

  • Каком-то значимом событии 40-х годов.
  • Каком-то значимом событии 50-х годов.
  • Каком-то значимом событии 60-х годов.
  • Каком-то значимом событии 70-х годов.
  • Каком-то значимом событии 80-х годов.
  • Каком-то значимом событии 90-х годов.
  • Самом значимом событии из вашей личной жизни.

6- Упражнения на развитие концентрации внимания

Развитая концентрация внимания является одним из самых основных показателей для овладения хорошей памятью.

В случае, когда человек не в состоянии долго концентрировать своё внимание, для него в значительной мере затрудняется запоминание им новой информации, а также её хранение в памяти на протяжении долгого времени, что в целом ухудшает его способности к обучению.

Таким образом, если мы хотим обладать хорошей памятью, нам также стоит обратить внимание на тренировку концентрации внимания, поскольку именно она позволяет нам запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

  • Для тренировки внимания можно использовать следующее упражнение:

Внимательно посмотрите на список этих слов и найдите то, которое повторяется.

Имя Метаморфоза Картина
Отец Галстук Компьютер
Ребёнок Очки Лев
Игра Подушка Женщина
Мужчина Рассудок Тапочки
Инвалид Диван Мидия
Компьютер Рюмка Вода
Машина Рубашка Ведро

7- Упражнения на развитие вербальной коммуникации

Вербальная функция является одной из основных функций нашей памяти. В случаях определённых нарушений её мнестической деятельности, иногда нам может быть сложно подобрать нужное нам слово, которое мы хотим сказать в определённый момент.

Чтобы этого не происходило, неодходимо постоянно тренировать нашу речь. Таким образом мы будем улучшать наши вербальные способности и долговременную память.

  • Для тренировки наших коммуникативных способностей, существует простое, но эффективное упражнение, которое заключается в следующем:

Напишите ряд слов в единственном числе и свяжите их по последнему слогу. Например:

— Природа, дамба, бамбук, укроп, опрос, осьминог, огород, одуванчик…-

8- Упражнения на развитие понимания прочитанного текста

Каждый из нас знает, что из себя представляет понимание прочитанного текста, а некоторые, быть может, даже считают, что этот процесс не имеет ничего общего с памятью.

Однако в действительности это совсем не так! Понимание прочитанного текста является когнитивной функцией, напрямую связанной с речью и представляющей особую важность для нашей памяти, поскольку, если мы не понимаем то, что читаем, сохранение этой информации в памяти становиться просто невозможным и она никогда не станет частью нашей долговременной памяти.

Следующее упражнение является самым лучшим методом для тренировки этой функции и заключается в следующем:

Возьмите какую-то книгу, прочитайте её, и после этого сделайте краткое резюме о том, что вы прочитали, а также выделите ключевые идеи этой книги.

9- Упражнения на развитие креативности

В заключение, для тренировки памяти, я порекомендовал бы вам упражнение на развитие креативности.

Подвергать наш мозг деятельности, связанной с созданием собственных оригинальных идей и мыслей идеально скажется на состоянии нашей памяти в целом.

  • Упражнение на развитие креативности, которое мне больше всего нравится, заключается в следующем:

Напишите историю на две страницы, которая продолжила бы следующее повествование:

В прошлый вторник я проснулся с хорошим настроением, так как этот день был особенным. Я быстро встал и направился в ванную комнату, когда вдруг…

10- Упражнения на развитие ассоциативной памяти

Упражнения на тренировку ассоциативной памяти помогают правильно распределять и хранить новую информацию, которую мы получаем, а также в целом улучшить качество нашего обучения и уменьшить шансы на то, что полученная нами информация когда-то забудется.

Упражнения на тренировку ассоциативной памяти заключаются в связывании информации, которая уже хранится в нашем мозгу и которую мы хорошо помним, с новыми данными.

Таким образом, составив ассоциации новой информации с информацией, которая уже хорошо закрепилась в наших нейронах, мы увеличиваем шансы на то, что она тоже хорошо нами запомнится.

Одним из упражнений, которые мы можем делать для улучшения этой функции, является следующее:

Напишите рядом с числом какое-то значимое событие, с которым вы можете его связать. Например:

  • 17: Мой день рождения.
  • 39: Конец гражданской войны в Испании.
  • 45: Конец второй мировой войны.
  • 60: Возраст ухода на пенсию мужчин в России.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27,28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100.

Читайте так же:  Детская шизофрения

Через пять минут, сделав предыдущее действие, где вам нужно было составить список из минимум 15 значимых фактов или событий и связать их с различными цифрами, снова возьмите список с цифрами (уже без событий и фактов) и напишите напротив каждого из них то, что вы запомнили.

14. Память, особенности ее работы, виды и приемы развития.

Память – процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения всех элементов прошлого опыта.

Особенности работы памяти:

[3]

Повторение — мать учения. (Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше)

Г.Эббингауз – кривая забывания: через 9 часов после заучивания в памяти остается 44 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через сутки в памяти остается около 23 % от общего числа первоначально выученного. Примерно 10-12% первоначальной информации остается в памяти через 48 часов.

Практическая невостребованность — лучший способ забыть.

Мотивация и установка на запоминание значительно улучшают процесс запоминания.

«Эффект края»: лучше запоминаются первые и последние слова.

То, чем человек особо интересуется, запоминается без труда.

Связь запоминания с чувствами и эмоциями.

Редкие, странные и необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.

Закон Рибо: легче всего забывается то, что усвоено недавно.

Видео (кликните для воспроизведения).

При потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления, а восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

По особенностям запоминания

Образная (зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная);

Двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем);

Словесно-логическая (мысли –языковые формы);

Эмоциональная (память на пережитые чувства)

По длительности хранения

По характеру целей деятельности

Непроизвольная (запоминание и воспроизведение без специальной цели что-то запомнить и припомнить);

Произвольная (целенаправленный процесс запоминания).

Приемы развития памяти:

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Ритмизация — перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые «методом связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить.

Метод визуализации: образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию.

Метод расслабления позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти

15. Мышление, его виды, свойства, мыслительные операции, формы и методы мышления.

Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, свойств и отношений предметов объективного мира; высший вторичный познавательный процесс, который характеризуется способностью человека встать над ситуацией, выйти за ее рамки и абстрагироваться, понять скрытые связи.

Наглядно-действенное (направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей);

Наглядно-образное/художественное ( человек воплощает свои отвлеченные мысли и обобщения в конкретные образы);

Ассоциативно-логическое (мышление, направленное на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе).

В зависимости от глубины обобщенности различают:

Эмпирическое мышление дает первичные обобщения на основе опыта.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека.

Глубина (степень проникновения в сущность вещей, понимания причины, выявления связей);

Быстрота (способность находить правильные решения в условиях дефицита времени);

Гибкость (умение изменять намеченный план действий/переключаться с одной идеи на другую);

Самостоятельность (умение собственными силами разглядеть ситуацию и решить ее своим оригинальным способом);

Целенаправленность (способность не отклоняться от намеченной цели);

Широта (способность интегрировать знания из разных областей)

Интуитивный характер (способность решать задачи при недостатке исходных данных).

Анализ — мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Сравнение — установление сходства и различия предметов и явлений.

Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

[1]

Обобщение – объединение по общему признаку.

Формы мышления (характеризуют структуру мысли):

Понятие – отражение в сознании общих и частных признаков предмета/явления.

Суждение – отрицание/утверждение какого-либо факта.

Умозаключение – выведение из 1 или нескольких суждений нового.

Рассуждение – последовательное и взаимозависимое выдвижение системы.

Индукция –умозаключение от единичных фактов к общему выводу.

Как тренировать память и внимание — базовые методики

Стремление освоить эффективный метод, который поможет в достижении более высокого уровня интеллектуального развития — весьма похвальная тенденция. Однако, чтобы процесс превратился из модного в действенный и стал этапом самосовершенствования, не помешает понять, что именно вы желаете усилить в себе.

Для выбора стратегии развития основных мыслительных процессов – внимания и памяти, важно точно поставить практическую цель. Только в этом случае любая теория становится действенным методом ее достижения. Эта статья дает ответы на вопросы о способах совершенствования механизмов запоминания. И да, наш сайт для тренировки памяти служит действенным инструментом для развития мыслительных способностей, которые легко освоит даже ребенок.

Память — это психический процесс запечатления, хранения, воспроизведения и забывания информации. Этот процесс является одним из фундаментальных для развития интеллекта человека. Важно учитывать особенности этого психического процесса для разных возрастных этапов, чтобы достичь максимального эффекта от применения обучающих методик.

По длительности сохранения различают следующие уровни памяти:

  • мгновенную;
  • кратковременную;
  • буферную (промежуточную);
  • долговременную.

Каждый этап обработки и сохранения информации в памяти отвечает за определенные области мыслительной деятельности человека. В зависимости от этого отличаются методы и задачи усовершенствования психических процессов.

  • Мгновенная память. Этот процесс, по мнению ряда психологов, имеет непосредственный характер, он неуправляем. Мгновенная память также связана с ощущением и обеспечивает цельное восприятие окружающей картины мира за минимальное время.
  • Кратковременная память. На этом этапе сохраняется информация, которая либо утрачивается, либо становится предметом интерпретации. Это уровень управляемой информации и его можно развивать с помощью повторения, символизации, его объем признают равным 7±2 единицы, хотя также есть мнение отдельных исследователей, что данный показатель надо рассматривать как 5±2 единицы.
  • Буферная память. Серединный этап, трансформация, преобразование информации в долговременную, осуществляется во сне, неуправляемая стадия.
  • Долговременная память. Не ограничена по времени и объему, но доступность ее определяется типом хранения. Произвольная форма – подвергается преобразованию, непроизвольная – сохраняется в неизменном виде. Это важнейший этап психической способности человека, который прямо связан с его социальной успешностью.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок памяти и внимания по индивидуальной программе

Для детей превалирующей формой служит кратковременная память. Важно в этот период подобрать им развивающие методики, которые помогают формированию ассоциативного, эмоционального восприятия мира. Игры для развития воображения и логического мышления должны быть постоянным элементом их обучения. Это не должно быть ограничено стандартами школьной программы, они должны стать естественным элементом процесса воспитания детей.

Читайте так же:  Общение с парнем в интернете

Информация, получаемая извне, преобразуется под влиянием множества факторов субъективного и объективного плана в долговременную память. Последняя, трансформируясь в процессе жизни, формирует опыт человека и становится фундаментом для осознанного выбора в социальной практике, влияет на успешность человека в жизни.

Выбор методики совершенствования психических процессов зависит от возраста человека и его индивидуальных особенностей. Существуют и общие правила. Например, давать возможность развиваться и правой и левой руке в равной мере помогает гармонизировать обе сферы головного мозга, ответственные за развитие символической и логической форм мышления.

Упражнения на тренировку памяти могут стать весомым катализатором скорости психических процессов для преобразования внешней информации в багаж знания человека. Как тренировать память познакомимся с самыми простыми и эффективными способами развития способностей.

Какой метод тренировки лучший для развития кратковременной памяти?

Кратковременная — это аналог оперативной компьютерной памяти. Она помогает в быстрой «утилизации» полученной информации. Цель этапа – усвоение максимального объема информации. Для этой цели эффективными приемами служат:

  • группировка объектов;
  • символизация.

Способ группировки часто используется в качестве маркетингового приема в сфере продаж и дает хороший результат. Повторяющиеся числа или последовательный ряд цифр легко воспринимается и превращается в личный багаж знания, иногда помимо желания человека. Разбивка телефонного номера на удобные цифровые группы стала нормой жизни.

Мнемотехника — прием быстрого запоминания большого объема информации, логически не связанной между собой. Метод основан на создании символов, ассоциативного ряда. В основе лежит зрительный способ эффективного восприятия окружающего мира для человека. Для метода характерно использование всех иных каналов чувств: осязания, обоняния, вкуса, звука.

Визуализация служит эффективным способом для увеличения объема восприятия информации в единицу времени. Использование презентаций, повышение наглядности материала в виде графиков, диаграмм, рисунков широко применяется в деловой практике.

Эффективные приемы овладения большим объемом информации разработаны в специальных областях: военной сфере, научных исследованиях. Методы НЛП (нейролингвистического программирования) позволяют управлять процессом запоминания на уровне подсознания.

Цель развития краткосрочной памяти – в создании фундамента для долговременной, которая решает основную задачу – формирует личный опыт человека. С помощью каких упражнений и для чего необходимо развивать эту способность?

Лучшие методы развития долговременной памяти

Этот вид запоминания становится основой умений и навыков члена социума. Чем больше опыт, тем большим количеством инструментария человек владеет. Программа развития позволяет достигать высокого уровня мастерства, сохранить в актуальном состоянии интеллектуальные ресурсы организма.

Концентрированное внимание – психический процесс выделения личностно-значимых сигналов, актуальных для субъекта восприятия, служит улучшению памяти. При важности информации для человека, требуется минимальное количество усилий для её усвоения. Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального).

[2]

Упражнения для того, чтобы тренировать долговременную память, разрабатываются по четырем направлениям:

  • увеличение объема внимания;
  • гибкость внимания;
  • методы быстрого усвоения информации:
  • стратегии эффективного запоминания.

Объем внимания

Объем внимания можно увеличить за счет формирования навыка концентрации.

Упражнение: в течение 3-х минут сконцентрироваться на приятном объекте и постараться убрать из головы все мысли, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это поможет научиться избавляться от «ментального шума», который мешает сосредоточиться на сложных делах.

Гибкость внимания

Развитие гибкости достигается за счет активного включения воображения и зрительных образов. Лучше всего это выполнимо в игровой форме.

Простой способ — игра «Полиморф», которая заключается в мысленном представлении себя с подачи оппонента в определенном интерьере. Например, по заданию надо представить себя в виде одинокого дерева на поляне.

Быстрое усвоение информации

В качестве популярного метода быстрого усвоения информации служит прием рифмовки, установление ассоциативного ряда.

Каждодневная тренировка памяти и внимания для того, чтобы запоминать большой объем и сохранять гибкость мышления, будет эффективна при помощи использования в том числе традиционных способов, таких как:

  • изучение иностранных языков, их совершенствование;
  • разучивание и запоминание стихов;
  • чтение литературы, расширение личного словарного запаса;
  • использование логических игр, тренингов личностного роста;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • игра в шахматы;
  • ведение дискуссий.

Не следует забывать тот факт, что психические процессы тесно связаны с физиологией. Поддержание организма в хорошей физической форме, сбалансированное питание в любом возрасте, обеспечение его необходимыми нутриентами и микроэлементами служит здоровой основой для полноценной деятельности мозга. Отсюда наш совет: ведите здоровый образ жизни и развивайтесь!

Методики тренировки памяти и внимания

Скорее всего, каждый замечал за собой, что бывают ситуации, когда необходимо, что-то быстро вспомнить или запомнить обширное количество информации, а это не получается. Это может быть связано с рассеянностью внимания или с памятью, которая недостаточна натренирована. Также виной могут стать плохой и короткий сон, переутомляемость, загруженность, неразрешенные проблемы, проблемы в семейном кругу, стрессы и депрессии. Чтобы таких моментов в вашей жизни было меньше, старайтесь тренировать память, и уменьшать количество негативов вашей жизни. Основное правило правильно подобрать программу тренировок и адаптировать её под себя.

Для того чтобы правильно тренировать память необходимо разобраться как она работает и из чего состоит.

Память можно классифицировать по следующим признакам восприятия входящей информации:

  • Мгновенная память – этот вид памяти задействован и работает постоянно. Работа заключается в оценке ситуации и окружающей обстановки. Функционирует – несколько секунд, может резко переключаться с одного объекта на другой.
  • Кратковременная память – вся поступающая информация извне. Такая информация в памяти может храниться до трёх месяцев, иногда даже меньше. После истечения определенного срока, мозг либо переносит информацию в долговременную память, либо информация забывается.
  • Долговременная память – в этой памяти информация хранится более трех месяцев, иногда не один год.
Читайте так же:  Антропофобия

Для наиболее лучшего запоминания информации и откладывания её в долговременную память необходимо хорошо развитая мгновенная и кратковременная память. Из этого следует, что чем больше информации мгновенная и кратковременная память могут собрать и обработать, для отправки в долговременную, тем выше ваше интеллектуальное развитие.

Поэтому очень важно тренировать мгновенную и кратковременную память, при их развитии будет развиваться и долговременная.

В мгновенную и кратковременную память входят такие качества, как:

  • Внимательность.
  • Восприятие окружающей среды.
  • Мышление и мыслительные процессы.
  • Органы чувств и осязания.

Отсюда можно сделать вывод, что для тренировки памяти необходим комплексный подход.

Подходы для тренировки

  1. В тренировке участвует внимательность. Здесь главное уметь концентрироваться на различных объектах. Без развития внимания тренировки не дадут результата.
  2. Ассоциативный подход. Этот подход позволяет одновременно тренировать и кратковременную и долговременную память. Подбирая ассоциации к новому слову или событию, ситуации – информацию вы берете уже из имеющегося хранилища, то есть долговременной памяти.
  3. Запоминание при помощи повторений. Такой способ используется при заучивании стихов или речи. Здесь задействованы все три вида памяти.

Подготовка к тренировке. Для того, чтобы начать тренировать свою память вам необходимо подготовиться:

  • Выбрать удобное для вас время, выделить временной промежуток на занятия, чтобы никто не отвлекал.
  • Перед тренировкой необходимо успокоиться и привести свои мысли в порядок.
  • Отложить на время неразрешенные проблемы и дела.
  • Очистить сознание. Можно 5-10 минут помедитировать.

Варианты тренировки кратковременной памяти

Вариант первый. Тренировка с числами – возьмите последовательность чисел, начиная с одного. Каждое следующее число это сумма двух предыдущих чисел. Пример, 1+1 это 2, для нового числа предыдущие это 1 и 2, складывайте их и получите 3, затем для нового числа предыдущие будут 2 и 3 и так далее.

Занятие необходимо проделывать каждый день, продолжительность – 30 минут.

Вариант второй. Попросите кого-нибудь написать на листе 20 слов, разной сложности и никак друг с другом не связанных. После берите листок и старайтесь запомнить все 20 слов. Для запоминания можете использовать ассоциации.

Вариант третий. Возьмите любую книгу, откройте страницу наугад, выберите любой абзац, прочтите его и попробуйте повторить, но уже без подсматривания в книгу. Также можно использовать ассоциации и сначала говорить своими словами. Далее усложняйте упражнение, и повторять абзац без подсматривания в книгу, но такими же словами как в книге. Еще более сложный вариант со временем увеличивать количество абзацев.

Вариант четвертый. Перед походом в магазин запишите, что необходимо купить, выучите список и идите в магазин. Старайтесь запоминать важные для вас даты и события. Запоминайте сложные слова посредством ассоциаций.

Тренировка долговременной памяти

Упражнение 1. Загадайте какой-либо предмет. Опишите его всевозможными характеристика.

Упражнение 2. Составьте вписок дел, которые вам необходимо сделать, запомните этот список, и на следующий день старайтесь заниматься делами, не подсматривая в список, при этом расставив задачи в приоритетном для вас порядке. В конце дня можно посмотреть в список и сделать выводы, всё ли вы сделали.

Упражнение 3. Выберите любую картинку. Посмотрите на нее и опишите всё, что находится на картине, до мельчайших подробностей, запишите всё описание. Уберите картинку и описание. На следующий день достаньте картинку и опять опишите всё, что вы на ней видите, не подсматривая во вчерашние записи. Постарайтесь описывать картину теми же словами, что и день назад, плюс, дополняя новыми. Описания могут различаться, так как каждый день вы можете подбирать различные ассоциации.

Дополнительные упражнения по смежным направлениям

Также очень важно развивать и сопутствующие виды памяти:

  • Зрительную – фиксируйте всё, что видите, потом вспоминайте что видели, до мельчайших подробностей. Совет – для начала лучше запоминать один предмет и останавливать своё внимание на нем.
  • Звуковую – слушайте музыку, аудиокниги, читайте вслух –медленно и вдумчиво.
  • Обонятельная – вспоминайте запахи и их названия.

На помощь в третировании памяти могут придти следующие способоы:

  • Сбор пазлов. Начинать следует с простых картин, чтобы можно было собрать за один вечер, желательно одну и туже картинку собрать несколько раз. Вы увидите, что с каждым последующим разом вы собираете картинку быстрее.
  • Перед тем, как лечь спать разберитесь с прошедшим днем, всё ли вы успели сделать, какие проблемы решили, что осталось разрешить, кого видели за день, вспоминайте разговоры, желательно с подробными деталями. Таким образом, вы очищаете кратковременную и мгновенную память, делая отчет перед собой, и давая возможность мозгу отправить какую-либо информацию в долговременную память.
  • Возьмите алфавит и на каждую букву придумайте от пяти до десяти слов. Такое упражнение требует времени, хорошего настроения и концентрации только на упражнении.
  • Играйте в настольные игры со своей семьёй – это развивает логическое мышление, тренирует память, когда вы просчитываете ходы или составляете схему действий.
  • Отгадывайте сканворды и головоломки, загадки и ребусы.
  • Учите стихи, расширяйте свой словарный запас.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также помните, что для вашего мозга и памяти необходим полноценный отдых. Больше гуляйте на свежем воздухе, спите необходимое количество часов, хотя бы в входные дни. И помните, что заниматься и развиваться никогда не поздно. Самое главное иметь желание становиться лучше.

Память свойства, виды, как тренировать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here