Педагогическое общение

Сегодня предлагаем обсудить тему: "педагогическое общение". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Педагогическое общение

Автор: Ирина Нестерова ✔ 11.07.2017

Нестерова И.А. Педагогическое общение // Энциклопедия Нестеровых

В современных условиях, когда педагогика в очередной раз переживает непростые времена, крайне важно не забывать те понятия и явления, которые составляют ее основу. Одним из важнейших категорий в педагогической науке является педагогическое общение. Кроме того, коммуникативные навыки педагога относятся к числу его профессиональных компетенций.

Понятие педагогического общения

В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом. При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания [1].

Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело. Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие «педагогическое общение» было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

К проблеме трактовки термина «педагогическое общение» обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.

Понятие педагогического общения

Трактовка термина «педагогическое общение»

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся [2].

Л.Л.Товажнянский, О.Г.Романовський, В.В.Бондаренко

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты [3].

Педагогическое общение как форма педагогического сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся [4].

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [5]

Коджаспирова Г. М.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе [6]

В зарубежной педагогике и психологии педагогическое общение основано на господствующем в западной культуре принципе индивидуальности и характеризуется доминированием лидерства педагога в системе общения с учащимися. И это, несмотря на пропаганду равенства мнений учащегося и педагога. Также необходимо отдельно выделить, что во всех западных странах существует дистанцирование педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: Преподаватель несет стопку учебников или тетрадей в Азии кто-нибудь из студентов часто подбежит и поможет донести, что немыслимо в западной культуре обучения.

Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.

Функции педагогического общения крайне важны для понимания понятия «педагогического общения» как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:

  1. контактная,
  2. информационная,
  3. побудительная,
  4. координационная,
  5. понимания,
  6. амотивная,
  7. установления отношений,
  8. оказания влияний [7].

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение без сомнения обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога.

Важно выделить следующие особенности педагогического общения:

  1. По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.
  2. Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
  3. Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
  4. Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.
  5. Сочетание делового и личностного общения.
  6. Пролонгировано и может продолжаться годами.
  7. Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.
  8. Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.
  9. Полифункциональность, целенапавленность.
  10. Комплиментарность.

Стили педагогического общения

Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся [8].

В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.

Стили педагогического общения

Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.

[3]

Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.

Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.

Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации. Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных.

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен [8].

Читайте так же:  Самовосприятие

Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

Литература

1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для

студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012.

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.

3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015

4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.

7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985

8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.

Педагогическое общение

Детей нужно обучать. Какой родитель не занимается обучением своего ребенка, не сдает его в детский садик, школу, кружки и прочие институты, направленные на формирование навыков и знаний о мире? Здесь важным становится педагогическое общение, которое должно преследовать свои функции. Это закладывает в нем определенную структуру, стили и основы.

Педагогическое общение предполагает такое ведение диалога с детьми, чтобы они эффективно усваивали и понимали материал, который им преподносится. Лишь благодаря разному подходу, учету индивидуальных особенностей, а также использованию различных дополнительных инструментов знания усваиваются.

Педагогическому общению обучают педагогов в специальных учреждениях, где они должны придерживаться определенной формы контакта с детьми. Об этом поговорим на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое педагогическое общение?

Педагогическим общением называется многоуровневое составление диалога, который направлен на передачу и эффективное усвоение материала детьми. Здесь важно учитывать психологические особенности детей, их возрастные критерии, направленность мышления и пр. Частыми становятся наглядно-образные материалы, которые дополняют монолог учителя. Не только слова, но и прочие инструменты позволяют учителю донести нужную информацию до детей.

Важно понимать, что педагогическое общение – это не столько стиль общения педагога с детьми, сколько стиль общения любого взрослого человека с малышами различных возрастов. Обучением ребенка занимаются не только педагоги, но и родители. Им также важно знать, как общаться со своими детьми, чтобы они быстро усваивали нужные знания.

Рассмотрим пример педагогического подхода, когда ребенок задает один из некорректных вопросов родителям. Дети не дальтоники. К пяти годам большинство детей обнаруживает, что люди могут иметь разные оттенки кожи. Когда малыши задают вопросы о цвете кожи, это означает, что они замечают разницу и хотят знать, имеет ли это значение, а если «да», то какое. Ваша реакция и отношение сформируют у ребенка будущее понимание им роли цвета кожи в жизни людей.

На вопрос о том, почему у людей кожа бывает разного цвета, можно дать ответ, что цвет кожи передается ребенку от его родителей или определяется той частью света, из которой происходит семья этого человека. Подтверждайте наблюдения своего малыша: «Да, ты прав, у Александра коричневая кожа, как и у его мамочки».

С ранних лет учите своих детей принимать непохожесть. Вы можете рассказать ребенку о разных культурах и этнических особенностях, что поможет вам в дальнейшем вести откровенный и честный разговор о подобных предметах. Купите детям книжки, в которых будут представлены изображения детей разных рас. Во многих городах есть национальные рестораны, где ребенок может познакомиться с культурой питания других народов. Можно познакомить ребенка с людьми, которые более подробно расскажут ему о культуре и обычаях своих стран. Вы хотите передать своему ребенку впечатление о том, что мир чрезвычайно разнообразен и многокрасочен, в нем можно попробовать множество вкусных блюд, встретиться с множеством интересных людей и познакомиться с удивительными культурами. Такое отношение не игнорирует различия культур, оно приветствует все культуры!

Стили педагогического общения

Педагогическое общение включает стили, в которых оно проходит. Каждый стиль включает не только интонацию голоса и составление предложений учителем, но и методы, инструменты, даже отношение преподавателя к учащимся. Выделяют такие стили педагогического общения:

  1. Демократический стиль предполагает уважительное и положительное отношение к ребенку. Учитель старается установить с учеником доверительные контакты, не прибегать к наказанию, а использовать положительные оценки. Демократический стиль общения направлен не только на обучение ребенка, но и на формирование в нем определенных положительных качеств. Устанавливаются дружеские отношения, которые способствуют доверительному общению.
  2. Авторитарный стиль продолжает оставаться распространенным. Он предполагает отношение учителя к ученикам, как к вещам. Здесь присутствуют указания, требования, наказания за непослушание. Ученик должен слушаться учителя и выполнять все так, как он говорит. Здесь отсутствует креативность, творчество, полет в обучении. Такая форма обучения ведет к возникновению недружелюбности между сторонами, конфликтности, неуспешности в обучении.
  3. Либеральный стиль обучения предполагает непоследовательность, безынициативность и даже безответственность. Детям все позволено. Их обучение идет то в гору, то вниз.

[1]

Смешанный стиль обучения предполагает объединение в себе несколько методик воспитания.

О неактуальности школьного образования и ненужности школьных знаний во взрослой жизни уже говорят многие люди. Выходя во взрослый мир, каждый бывший ученик понимает, что многое из того, чему он учился в школе, ему не нужно. Знания вскоре забываются, а аттестат об окончании со временем становится никому ненужным. Зачем же тогда в школе, которая является обязательной для каждого гражданина, обучают тому, что по жизни не пригодится?

Читайте так же:  Повышение самооценки

На этот вопрос можно найти множество ответов. Начнем с того, для чего вообще была придумана школа. Поначалу школа предназначалась для элиты – людей из богатых семей, которые должны были чем-то отличаться от бедных. Образование было обязательным в высшем сословии. Оно не только отделяло богатых от бедных, но и позволяло заниматься той работой, на которую не допускались простые люди.

Еще в то время были введены конкретные предметы, которым должны обучать детей. Лишь со временем школа стала общеобразовательной системой, в которой могли обучаться дети из разных семей, независимо от их достатка. Но с тех времен система не изменилась. Добавлялись и изменялись предметы, а также получаемые знания, но сама система не менялась. Ученикам нужно было дать знания по разным наукам, чтобы можно было продемонстрировать свою образованность. Но сами по себе эти знания были часто ненужными в обычной жизни человека.

Поскольку школьная система не меняется, то и на сегодняшний день детям дают знания, чтобы сделать их образованными, а не приспособленными к жизни. Вы можете выдавать научные факты и даты, но эти знания не помогут вам в решении ваших жизненных проблем. Таким образом, школа является большой «библиотекой», в которой каждый человек получает научные знания просто для того, чтобы считаться начитанным, образованным, умным. Но большая часть этих знаний становится ненужной в повседневной жизни. Необходимо менять систему школьного образования, чтобы дети тратили свои молодые годы не на получение ненужных им знаний, а на подготовку к взрослой жизни. Но кто этим будет заниматься, если понадобится переквалифицировать абсолютно всех учителей и изменить саму систему школьного образования?

Когда обучение идет на пользу? Когда вы понимаете, зачем вам нужны те знания, которые получаете. Вспомните себя в школьные годы, когда вас насильно заставляли что-то изучать. Вы вынуждены были обладать какими-то знаниями, абсолютно не понимая, зачем они вам нужны. Конечно, есть дети, которые любят физику, другим нравится биология, третьи увлекаются музыкой. Поскольку под каждого ученика школа не может подстраиваться, она обучает всех одним и тем же предметам, выдвигая одинаковые требования, вне зависимости от их интересов и желаний.

Но школьные годы прошли, даже студенческие. Теперь есть возможность как учиться, так и не учиться. Когда обучение идет на пользу в таком случае? Когда вы понимаете, зачем вам нужны получаемые знания. Учиться ради учебы не нужно, ради получения диплома тоже нет необходимости. Но когда вы понимаете, что вам нужны некоторые познания, тогда уже четко определяете, куда вам идти, с каким преподавателем работать и на какие свои вопросы отвечать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Когда обучение идет на пользу? Когда знания вам нужны. Вы учитесь не ради учебы, не ради диплома, не ради удовлетворения интересов близких людей, а ради того, чтобы изучить тот предмет, который вас интересует. В таком случае обучение пойдет не только на пользу, но и вдохновит вас, даст полноту и радость.

Функции педагогического общения

Педагог не только обучает детей новым знаниям, но и выполняет другие функции. Здесь выделяют такие функции педагогического общения:

  1. Обозначающую.
  2. Познавательную.
  3. Эмотивную.
  4. Фасилитативную.
  5. Самоактуализации.
  6. Регулятивную.

Педагог должен не только выдавать информацию, но и вызывать эмоции, побуждать интересоваться ею, понимать и усваивать, а затем еще и применять на практике.

Обучение и воспитание детей занимают главные позиции в жизни их родителей. Каждая мамочка желает, чтобы ее малыш вырос счастливым и организованным человеком, отец же хочет видеть в своем ребенке будущего профессионала экстра-класса. Однако мало кто из родителей задумывается, чему они учат своих детей? Поначалу дети усваивают действительно важные вещи: письмо, чтение, слушание и счет. Но затем родители их начинают отдавать в кружки и различные учебные заведения, которые лишь бесцельно тратят то самое бесценное время ребенка, когда он мог научиться жизненно важным урокам, а не наукам как таковым.

Поразмышляйте, вы начинаете обучать своего малыша дошкольного возраста английскому языку. А нужен ли он будет ему во взрослой жизни? Точно знать не возможно, но с учетом современного развития любой области дела английский язык понадобится. Значит, вы правильно делаете, что преподаете его вашему малышу. А теперь задумайтесь, ваш ребенок учится в школе, затем в университете или колледже, получает профессиональное образование, но не работает по нему. Такая ситуация наиболее распространенная, нежели когда взрослый человек работает по специальности, на которую учился. Теперь посчитайте и посудите даже по себе: приблизительно 25% школьных знаний вы используете по жизни. И те вы получили в начальных классах – это чтение, правописание, математика (счет) и слушание. Все остальные знания, начиная со средней школы и далее, вы вообще можете никогда не использовать. Вы же не пользуетесь логарифмами каждый день? А на работе не высказываете знания средневековой истории? Что касается физических или химических формул?

То же самое относится и к университетским, институтским или училищным знаниям. Если вы не работаете по полученной специальности, то знания, которые вы там приобрели, используются не более чем на 15%. Стоит еще обратить внимание на то, что на изучение этих наук уходит огромное количество времени, которое, увы, не вернешь.

Так, чему вы хотите обучить своего ребенка? Хотите ли вы просто дать ему бесполезные знания, которые забудутся сразу же, как он начнет работать, или вы хотите использовать драгоценное время, когда малыш еще способен улавливать любую информацию и крепко запоминать ее, а затем использовать в повседневной взрослой жизни? Только вы, родители, будете в ответе за то, насколько успешным будет ваш ребенок. Если вы ему дадите просто знания, то они ему никак не помогут заработать миллионы, создать благополучную семью и жить счастливо. Если же вы будете осознанно подходить к выбору получаемых знаний вашим ребенком, тогда он сможет легко выстроить свою взрослую жизнь в соответствии со своими желаниями.

[2]

Если вы хотите не просто «заполнять» малыша ненужными знаниями, тогда проследите за собой: какими познаниями вы сами пользуетесь в настоящее время? Конечно же, программа обучения детей в младшей школе очень полезна. Ваш ребенок научится писать, считать, читать, рисовать, изучит основы всех наук, чтобы быть способным выбрать, какая область ему более всего нравится. Далее задумайтесь о денежном вопросе. Ребенку нужно знать, что такое деньги, как их зарабатывать и сохранять, чтобы стать богатым? А что касается личной жизни: его нужно подготовить к тому, чтобы понимать свою половую принадлежность, ответственность за свою семью, проявление чувств к родным? Как общаться с другими людьми, налаживать с ними контакты и получать для себя определенную прибыль? А что такое домашнее хозяйство: как стирать, убирать, кушать готовить (этому должны учиться не только девочки)?

Читайте так же:  Биполярное расстройство причины, симптомы, лечение

Задумайтесь, на что вы тратите свое время и детство вашего ребенка. Если ваше чадо будет лишь учиться, как зомби, и получать типичные знания, то он станет таким же заурядным человеком, как и многие другие люди. Но если вы построите свою схему по принципу «С чем сталкивается любой взрослый человек?», то вы сможете обучить своего ребенка тем вопросам и их решениям, с которыми он будет разбираться, когда станет самостоятельным человеком. Обучите своего ребенка не наукам, потому что он в любое время сможет их изучить, а жизненно важным умениям и знаниям, которые помогут ему легко решать любые взрослые проблемы и конфликты в каждой сфере жизни.

Обучение детей является очень важным. Многое зависит от педагогического общения, которое будет стимулировать обучение или угнетать его.

10.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспита­ния), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического кли­мата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельно­сти и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).

Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межлич­ностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становит­ся саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в фор­мировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью за­висит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят слад­кие плоды.

Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое зна­чение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Е. С. Кузьмина, В. В. Знакова, А. А. Леонтьева, А. А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного на­правления выделяется проблема эффективного педагоги­ческого общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Экспериментальные исследования пока­зывают, что среди множества задач, встающих перед пе­дагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связан­ные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.

Педагогическое об­щение — это професси­ональное общение пре­подавателя с учащими­ся на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имею­щее определенные педагогические функ­ции и направленное на создание благопри­ятного психологическо­го климата, а также на другого рода психо­логическую оптимиза­цию учебной деятель­ности и отношений между педагогом и учащимся.

В исследовании С. В. Кондратьевой анализируется вза­имосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воз­действий. (Уровень понимания педагогом учащихся соот­носится с уровнем педагогической деятельности.) Резуль­таты исследования представлены в табл. 2.

Как видим, в структуре воздействий преподавателей высокого уровня деятельности на первом месте стоят воз­действия организующего характера, а у преподавателя низкого уровня деятельности—дисциплинирующего. Если педагог не уделяет достаточного внимания организа­ции деятельности учащихся, то впоследствии ему прихо­дится тратить силы и время на поддержание дисциплины. Беспорядок возникает там, где нет организации. Можно сказать и по-другому. Бес­порядок возникает не потому, что люди анархичны и хаотичны, а потому, что их деятельность бывает плохо организована.

В ходе описанного выше исследования было установлено, что среднее количе­ство воздействий за одно занятие у преподавателя высокого уровня деятельности равно 17, а у преподавателя низкого уровня деятельности — 69. Таким образом, при высоком уровне деятельности воздействий производится меньше, но сами по себе они эффективнее.

Анализируя данные исследования, остается только поражаться, каким обра­зом педагоги низкого уровня деятельности умудряются за 45 минут урока осуще­ствить 69 вербальных воздействий на учащихся. Вероятно, в ходе урока то и дело звучат многочисленные замечания, указания и т. д. (В конце этого раздела мы об­ратимся к рассмотрению склонности педагогов к преобладанию собственной вер­бальной активности в ущерб активности учащихся, подтвержденной данными ис­следований (А. А. Реан, Э. Стоунс, П. У. Крейтсберг).

Таблица 2. Связь структуры воздействия с уровнем понимания учителем учащихся

Уровень понимания учителем учащихся

Репертуар вербальных воздействий педагога на учащихся, как оказалось, так­же связан с уровнем деятельности учителя и с уровнем понимания им личности учащегося. В арсенале учителя высокого уровня деятельности содержится в сред­нем 34 вида воздействий, а в репертуаре учителя низкого уровня деятельности — всего 24 (С. В. Кондратьева, 1984). При этом на 17 реальных воздействий за урок у преподавателя высокого уровня деятельности приходится 34 потенциальных воздействия из репертуара. А вот у преподавателя низкого уровня деятельности, напротив, 69 реальных воздействия за урок обеспечиваются «арсеналом» всего из 24 воздействий. В этих условиях общение преподавателя с учениками, очевидно, сводится к назойливому многократному повторению одних и тех же замечаний.

Система вербальных воздействий преподавателей высокого и низкого уровней деятельности отличается не только количественно, но и качественно. С. В. Конд­ратьева установила, что чаще всего преподаватели высокого уровня используют следующие формы словесного воздействия (в порядке значимости): инструктиро­вание, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Преподава­тели низкого уровня деятельности также часто повышают голос или обращаются к ученикам по фамилии, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко. Еще менее характерно для них инструктирование, поскольку такие педагоги больше дисциплинируют, чем организуют учеников.

Читайте так же:  Идиотизм

Зарубежные исследования, посвященные анализу структуры вербального вза­имодействия преподавателя с учащимися, показывают, что приблизительно 2/3 об­щего вербального взаимодействия на занятии приходится на речь преподавателя (Э. Стоунс). Таким образом, преподаватель говорит на занятии в два раза больше, чем его учащиеся. Эта тенденция подтверждается также и данными отечествен­ных исследований (П. У. Крейтсберг, А. А. Реан). Отношение продолжительности речи преподавателя к продолжительности речи учащихся варьирует от 2,3 до 6,3, а среднее значение этого отношения больше 4, можно предполагать, что подоб­ная диспропорция объясняется сложившимися в большинстве культур взглядами на деятельность преподавателя. По сложившейся традиции вербальная актив­ность преподавателя должна занимать большую часть времени занятия. В против­ном случае поведение преподавателя рассматривается как уклонение от своих обязанностей. Конечно, такие воззрения вряд ли справедливы с педагогической точки зрения: известно, что эффективность обучения связана именно с уровнем

собственной активности учащихся на занятии и, в более широком смысле, эффек­тивность развития личности учащегося. Поэтому в случае, когда ориентация на информационно-перцептивное обучение является доминирующей, когда ставка делается лишь на активность педагога, необходимо изменение самой концепции преподавания.

Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона», которое восходит к известному античному мифу о скульпторе, изваявшем статую прекрасной Галатеи и оживившем ее силой своей любви. Отношение к статуе как к живой жен­щине сделало чудо. «Эффект Пигмалиона» формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершивше­муся, оно и в самом деле происходит. Спроецируем эту закономерность на нашу тему «Я-концепции». Итак, если мы относимся к ребенку как к способному, ответ­ственному, дисциплинированному и даем ему это понять — мы создаем предпо­сылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующегося пред­сказания («эффект Пигмалиона»), но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощре­ния — важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может

Таблица 3. Эффективное и неэффективное поощрение (по П. Массену, Дж. Конджеру и др.)

Педагогическое общение и его особенности

Читайте также:

  1. В качестве особо значимого для жизни и развития личности вида деятельности называют также общение, или коммуникативную деятельность.
  2. Вербальное и невербальное общение
  3. Водная среда обитания, ее особенности. Круговорот воды в природе
  4. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
  5. Где — вероятность того, что именно i-е сообщение выделено в наборе из N сообщений.
  6. Жизнь и педагогическое творчество Я.А.Коменского (1592-1670).
  7. Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие
  8. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 31 декабря 2004 г. N 30 ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
  9. Лекция #5. Финансы и платежеспособность. Денежный оборот страховой организации и его особенности.
  10. Лекция7. ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  11. Межкультурное общение. 1 страница
  12. Межкультурное общение. 10 страница

Специфика педагогического общения определяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Таким образом, педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами.

Способ педагогического общения зависит от конкретной педагогической задачи.

Если устанавливается барьер в общении, то дальнейшее эффективное воплощение педагогических целей и задач крайне затруднено.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися — единственный реальный способ организации их сотрудничества.

Читайте так же:  Как стать идеальной девушкой во всем

Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде, вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения.

Способы воздействия на учащихся: рациональное/эмоциональное; вербальное/невербальное. Вербально-рациональное: само содержание лекции. Вербально-эмоциональное: через интонацию. Невербально-эмоциональное: через жесты, позы, ухмылки и т.д.

Методы управления учащимися: формальные, неформальные. Главный метод управления — обладание знанием (знание нуждается в постоянном совершенствовании). Формальные (вместе с другими субъектами управления) на основе приказов начальства, инструкций, «административная машина». Подобные методы стоит использовать, когда нужно что-то сделать в масштабах всего курса. Управляющая система должна быть всегда более сложной чем управляемая, если этого нет, то управляемая система сама начнет управлять управляющей. Неформальные методы (всегда связаны с формальными, но отличны от них): активные и пассивные (поведение вообще).

Пассивные неформальные правила управления учащимися:

1. Правило судьи: ничего не прощай, реагируй.

2. Правило Платона: давай образец поведения своим собственным. Преподаватель – публичное лицо, должен знать о существовании неписанных правил (этикета) + о нем знают большее количество людей, чем он знает.

3. quod licet Iovi, non licet bovi: что можно студенту, того не стоит допускать преподавателю (касается стиля одежды, манеры изъяснения и типа поведения).

4. Правило шофера: соблюдай дистанцию. Избегать жаргонной речи и ненормативной лексики в общении со студентами + не переходить границы, установленные этикетом => в общем, «недеяние».

Активные неформальные правила управления учащимися:

1. Правило Цезаря: divide et impera à не давать студентам сплотиться против тебя: надо разделять их, чтобы ими управлять.

2. Структурирование / деление аудитории по типу мотивации, заинтересованности в учебе.

3. «Ориентируйся на лучших, но не забывай о худших.»

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1602 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Педагогическое общение

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Современному учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе — дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными, так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения. Какова же психологическая сторона педагогического общения?

Педагогическое общение это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин и др.).

Профессионально-педагогическое общение это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. Акцентирование выделенных характеристик позволяет говорить, что педагогическое общение должно быть не тяжелым долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Компоненты педагогического общения

Когнитивный компонент: знание общих закономерностей общения; структуры общения, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения; методик исследования общения и межличностных отношений; основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации педагогического и в целом межличностного общения. Информационная власть, которой обладает учитель по мере познания предмета общения, позволяет ему «осуществить успокоение» силой логики, т.е. всесторонне продумать поиск выхода из сложившейся трудной ситуации, обеспечить снижение ее остроты и напряжения.

Регулятивный компонент: умение передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов; организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности; понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение другого человека; корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению; управлять собственным психическим состоянием, поведением и развитием.

Аффективный компонент: эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению.

Духовный компонент: сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Духовные способности — это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. Невозможно понять духовные способности, не обращаясь к понятию духовного состояния [9]. Духовно богатый учитель в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализируя духовные способности, В.Д. Шадриков [9] отмечает присутствие их в каждой психической функции. Одновременно он показывает, что мышление морально. Следовательно, каждая психическая функция интеллектуальна и моральна. В той мере, в какой в конкретной психической функции будет проявляться мораль, она будет духовна. И в какой мере она будет духовна, в той мере она будет суперинтеллектуальна. В этом случае учитель видит, запоминает, вспоминает, принимает решения, воспринимает, мыслит и переживает через призму духовности. Такое видение позволяет проникнуть в сущность педагогического явления.

Педагогическое общение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here