Последствия травли в школе могут длиться всю жизнь

Сегодня предлагаем обсудить тему: "последствия травли в школе могут длиться всю жизнь". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Последствия буллинга

Буллинг порождает стресс.

Тот, кто подвергается буллингу, испытывает психологический стресс. Стресс возникает тогда, когда мы думаем, что не в состоянии справится с происходящими с нами событиями. Чаще всего мы реализуем три наиболее примитивных вида поведения: обращаемся в бегство, вступаем в бой или замираем (притворяемся мертвыми).

Функции тела сокращаются до минимально необходимых. Начинается усиленная выработка гормона адреналина, который влияет на организм следующим образом:

[3]

  • Он блокирует пищеварительные процессы, поскольку при наличии опасности нельзя есть. Следствием этого становится появление странных и неприятных ощущений в желудке.
  • Увеличивается частота сердечных сокращений, чтобы усилить приток крови и кислорода к мозгу. Учащается сердцебиение.
  • Мыслительный аппарат частично или полностью отключается, следствием являются массивные мыслительные блокады (вплоть до потемнения рассудка — blackout).
  • Нарушается работа иммунной системы (что является предпосылкой развития соматических и аутоиммунных заболеваний).

Уже более двадцати лет ведутся исследования, которые показывают, какой вред здоровью наносит буллинг своим жертвам. Отмечены психологический, социальный, физический, эмоциональный и академический вред. Обнаружено также и то, что дети, которые подвергают кого-либо буллингу, то есть сами буллеры, испытывают негативные последствия. Это же можно сказать и про очевидцев буллинга. Не менее важной проблемой является тот вред, который буллинг наносит самой школе, как организации.

Последствия для школы

(из статьи Б.Лоуси/ журнал «Образовательная политика»)

Руководители образования Великобритании в своем докладе отмечают: “Буллинг не только калечит жизнь многих детей, он также отражает серьезные слабости в нашей системе образования». Безусловно, есть определенные индивидуальные характеристики, которые способствуют тому, что ученик становится жертвой или буллером, тем не менее, на Западе сегодня распространен подход, выходящий за рамки характерологических особенностей и рассматривающий контекст, в котором феномен буллинга имеет место. Школы с высокими показателями буллинга имеют неблагоприятную атмосферу — дети не могут больше концентрироваться на учебе.

“Мы все либо буллеры, либо жертвы, либо наблюдатели», — говорит Р. Гросс, член Комитета школьного здравоохранения при Американской психиатрической ассоциации. Дети, являющиеся потенциальными жертвами, опасаются окружающих; дети-буллеры отнимают слишком много времени у учителей и педколлектива, который вынужден заниматься их проблемным поведением. Наконец, ученики в школе просто не чувствуют себя в безопасности и заявляют, что они не любят школу. Если в школе имеет место буллинг, школьники остро ощущают, что учителя ничего не делают, чтобы остановить его: учителя воспринимаются как люди, не имеющие никакого контроля над происходящим. Из-за этого жертвы предпочитают пропускать занятия в школе. Школьники, которые чаще подвергаются буллингу со стороны своих сверстников, оказываются в числе тех, кто не любит школу и получает плохие оценки. Наконец, ученики, которые не посещают школу, упускают те возможности, которые предоставляет образование: лишаются права быть частью школьного коллектива, не имеют возможностей для социального и личностного развития, которое происходит в нормальных школах, не развивают навыков общения и разрешения конфликтов.

Последствия для жертв

Буллинг-виктимизация является причиной низкой самооценки и более высокого уровня депрессии и тревоги. Жертвы также больше думают о самоубийстве. Самоубийство не такое частое явление вреди подростков, но для тех, кто становится жертвой буллинга, риск самоубийства возрастает. По данным автора и его коллег, полученным на основании опроса и интервью с 1900 школьниками 149 учеников были выявлены, как имеющие высокий риск самоубийства. Вызывает тревогу высокий процент учеников, указавших в опросе, что они имели опыт буллинг-виктимизации и вместе с этим замечали у себя суицидальные мысли и настроения. Только в одной общеобразовательной школе было обнаружено 95 учеников, направленных в результате скрининга на более глубокое клиническое интервью с психологами, потому что они были определены как имеющие риск самоубийства, 35% (n= 17), при этом они указали, что буллинговое поведение вызвало у них значительный эмоциональный стресс .

Иногда трудно понять, почему молодые люди даже просто допускают мысли о самоубийстве. Размышляя над этим, важно рассмотреть две возможные причины. В случаях постоянного и жестокого буллинга, дети могут рассматривать самоубийство как избегание страдания. Такие дети, постепенно теряют надежду на позитивное решение проблемы. Их безнадежность усиливается иррациональным мышлением, и смерть кажется единственным способом избавления от отчаяния и боли. Они рассуждают так: мои проблемы непреодолимы, даже те, кто мне дорог (близкие и родные), из-за моих проблем в школе находятся под давлением, поэтому мой уход из жизни может стать решением всех проблем для тех, кого я люблю. Такое мышление спровоцировано тем, что они воспринимают свою жизнь как бремя для тех, кого они любят, и поэтому верят, что выбирая самоубийство, они освободят своих близких, и перестанут быть обузой.

Последствия виктимизации для состояния здоровья

Дети, подверженные буллингу, имеют значимо более высокую частоту встречаемости головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита и ночного недержание мочи. У подверженных буллингу детей в три-семь раз выше показатели депрессии. В Таблице 1 представлены сравнительные значения частоты встречаемости ряда проявлений нездоровья у детей с буллинг-виктимизацией и детей, не переживавших подобный опыт. Наиболее высокие показатели оносятся к нарушениям сна и к депрессии. Интересно то, что нарушение сна имеет высокую взаимосвязь с депрессией. Как видно из таблицы 1, жертвы в три раза чаще, чем другие дети, испытывают головные боли и чувство тревоги, в два раза чаще — проблемы со сном, боли в животе и чувство напряженности, в восемь раз чаще попадают в состояние тяжелой депрессию.

Таблица 1. Влияние буллинг-виктимизации на здоровье учеников

Симптом Не подверженные буллингу (%) Подверженные буллингу (%)
Головные боли 6 16 Проблемы со сном 23 42 Боли в животе 9 17 Чувство напряженности 9 20 Тревожность 10 28 Чувство печали 6 23 Умеренная депрессия 16 49 Тяжелая депрессия 2 16

Дети, подверженные буллинг-виктимизации, также более склонны к развитию психотических симптомов. В особенности это верно, когда дети подвергаются постоянному, настойчивому и жестокому насилию. Было установлено, что, по мере того, как буллинг становится все более хроническим или тяжелым, таким же хроническим или тяжелым становится психотическое поведение. В США известен случай подростка Майкла Карниала, который напал с оружием на свою школу в городе Падука, штат Кентукки. Он сообщил в последствии, что у него были психотические симптомы и возможно он даже испытывал симптомы шизофренического типа во время нападения на школу, хотя его посчитали вменяемым и он предстал перед судом. Карниал сказал, что он подвергался буллингу перед тем, как напасть на школу. Вполне вероятно, что именно буллинг усилил его психотические симптомы.

Читайте так же:  Стадии и фазы развития стресса

Долгосрочные последствия виктимизации

Последствия виктимизации долговременны. Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровнь самооценки, имеют больше проблем из-за социальной изоляции, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, у них значимо чаще наблюдается даже антисоциальное поведение. Люди заявляют, что они думают о своем детском опыте виктимизации, несмотря на то, что находятся вдали от мест, где происходил буллинг и от людей, которые были в него вовлечены. В ходе опроса первокурсников колледжа примерно половина студентов заявили, что, в детстве они на какое-то время оказывались жертвами буллинга, большинство заявили, что годы, проведенные в средней школе, были наихудшими из-за виктимизации, 46% студентов продолжают думать о прошлом опыте буллинг-виктимизации. Последствия для жертв, которые в детстве были подверженны буллингу, могут подолжаться многие годы. Датские психологи исследовали мужчин, родившихся в 1953 году, и обнаружили, что у тех, кто помнил свой школьный опыт жертв буллинга, значительно чаще были диагностированы депрессии в среднем возрасте (в возрасте 31-51) и симптомы тяжелой депрессии в возрасте 51 года.

Последствия для буллеров

Нередко можно услышать, что буллерами становятся не увереные в себе дети с низкой самооценкой, подвергающие буллингу других, чтобы чувствовать себя лучше. Дэн Олвеус считает, что те, кто постоянно унижает и запугивает других, на самом деле не чувствуют ни беспокойства, ни неуверенности.

Значительное число детей, попадающих в категорию буллеров, и подвергающих других буллингу, сами также являются жертвами буллинга. Интересно, что при проведении сопоставлений между “просто” булерами и булерами-жертвами, последние имеют значительно более низкую общую самооценку, чем “просто” хулиганы. Ученики-буллеры в будущем как правило проявляют криминальное поведение и имеют проблемы с законом: Олвеус указывает, что бывшие школьные хулиганы обычно к 24 годам имеют судимость. В Норвегии в лонгитюдном исследовании 60% мальчиков, которые были идентифицированы как хулиганы в средней школе, имели уже по крайней мере одну судимость в возрасте до 24 лет, а 35-40% имели три и более судимости. Таким образом, буллеры к 20-летнему возрасту в три-четыре раза чаще имеют судимость, чем их сверстники.

Не обнаружено связи между активным буллинговым поведением в отношении других детей и психосоматическими жалобами или депрессей. Однако, те дети, которые подвергали буллингу других, и одновременно сами подвергались буллингу, показали значимые связи этого факта с психосоматическими жалобами и депрессией. Существует еще один важный научный факт о буллерах. Буллинговое поведение может быть признаком, лежащим в основе психопатологии. Кампалейнен и его коллеги (в 2001) обнаружили, что среди хулиганов-жертв поведенческие расстройства наблюдались в два раза чаще, чем среди хулиганов и в три раза чаще, чем среди жертв. В работе Волке с коллегами также показано, что хулиганы имеют более высокий уровень гиперактивности и поведенческих расстройств и более низкий уровень просоциального поведения. Остин и Иосиф обнаружили больше поведенческих проблем у хулиганов-жертв, чем у “просто” хулиганов или “просто” жертв.

[2]

Последствия для очевидцев (зрителей)

Очевидцы — это школьники, учителя, и технический персонал которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах. Хотя очевидцы и не реагируют, но они, очевидно, тоже находятся под впечатлением от увиденного: они часто испытывают страх, находясь в школе, чувствуют себя беспомощными, потому что не могут остановить буллинг, могут также испытывать чувство вины из-за своего бездействия или из-за того, что они присоединились к буллерам. Это постепенно ухудшает школьные отношения, нормы незаметно меняются, в результате жертв больше не считают заслуживающими сочувствия атмосфера становится отчужденной и жестокой, — все эти факторы усложняют процесс искоренение буллинга в школе.

Миф о самопомощи или почему жертва не может самостоятельно справиться с буллингом.
Когда человек подвергается огромной психологической нагрузке, он должен обладать целым арсеналом средств, чтобы суметь противостоять негативным воздействиям. Однако зачастую, даже будучи хорошо «вооруженным», человек не справляется с буллингом.

Травля в школе: как она меня изменила?

Я росла очень добрым и общительным ребёнком. Мне хотелось познавать этот мир вместе с друзьями. Помню, как после выпускного бала в садике мечтала о том, как много новых ребят я встречу, какими они будут интересными, как будем дружить все 11 классов. Это было самым большим заблуждением.

Мне повезло, ведь в моем классе было несколько старых друзей из детского сада, мы быстро нашли темы для разговоров, играли на переменках и даже ходили толпой домой. Мне нравилась школа. Учёба мне давалась легко: чтение, правописание, арифметика и многое другое. Моя учительница начала называть меня своей «палочкой-выручалочкой», что не вызывало восторга у некоторых детей. Зависть. Это чувство выжигает теплоту в сердцах людей, и я это почувствовала на себе. Впервые в моей жизни люди не хотели становиться со мной друзьями.

Почему я ненавижу День Святого Валентина?

Этот день перевернул мой взгляд на жизнь и показал истинную суть ребят, которые меня окружают. По сей день этот ванильный праздник заставляет старую рану кровоточить.

13 февраля, вечер. Мы с моей горячо любимой бабушкой сидим на кухне и что-то мастерим. Впереди такой интересный день, нужно порадовать друзей и мальчика, который мне так нравится! Бабушка купила такую красивую бархатную бумагу для аппликаций, что я незамедлительно решила не покупать открытки, а сделать их самостоятельно. Валентинок получилось много и я решила положить их в большой конверт.

14 февраля, утро. Мама приготовила вкусный завтрак, заплела мне косички и подарила первую за этот день валентинку: брелок с леопардом, держащим огромное плюшевое сердце. Я была очень рада и поцеловала маму. Дорога в школу всегда сопровождалась моими рассуждениями о важных вещах, и часто я не замечала, как приходила в класс, настолько меня увлекал ход моих мыслей. Но одного не упускала из головы – нужно опустить конверт с открытками в ящичек, чтобы никто не увидел. Так и было сделано: конвертик ждал своего часа.

Учительница взяла коробку и стала вытягивать картонные сердечки и раздавать ребятам. Одна, вторая, третья, где же мой конверт? И вот появился заветный беленький конвертик.

– Ой, а эта валентинка даже в конверте!

Я не выдержала и сказала: «А там их несколько!»

И ждала, когда ребятам начнут раздавать мои сердечки.

Но вместо радости и слов благодарности ребята хмурили брови и отказывались брать открытки. Особенно было обидно, когда друг, с которым мы знакомы с садика, громко ворчал, что не хочет принимать от меня валентинки. Я еле-еле сдерживала слёзы, комок в горле был таким огромным, что было трудно дышать. Меня подбадривала мысль о том, что другие дети точно подарят мне сердечки, и это поднимет мне настроение, но нет. Я не получила ни одной открытки.

Читайте так же:  Медитация

Наша классная решила подбодрить меня на чаепитии и дала самый большой кусок пирога, на котором было выложено сердечко из фруктов. Стою и жую этот пирог, а вокруг меня болтают и смеются одноклассники, говорят друг другу милые слова, дарят подарочки, пока я думаю, как ненавижу этот праздник.

Как я стала интровертом

Я уже не помню, когда общение вызывало у меня бурю эмоций, когда знакомство с новыми людьми воодушевляло и помогало мне быть уверенной в себе, та маленькая дружелюбная девочка давно решила больше не открываться людям.

Это произошло в средних классах. Как и в других коллективах, наш поделился на группы: популярные, задиры и лузеры. Моя лучшая и единственная подруга стала общаться с популярными девочками в классе, ей безумно льстило, что они с ней считались и периодически ходили с ней домой.

Я поняла, что наша дружба висит на волоске, потому что теперь она общалась со мной только тогда, когда этого не видели её новые подружки. И я бы продолжала терпеть их общество до тех пор, пока она не пустила про меня слухи, которые заставили весь наш класс игнорировать меня в течение месяца.

Мне ставили подножки, кидались бумагой, бросали в меня мячи на физкультуре, пытались облить меня супом и прятали мою одежду в раздевалках. Я все больше и больше ненавидела школу и ушла глубоко в себя.

Разбитое сердце юной девицы

Долгое время я была влюблена в моего одноклассника. Он казался таким интересным, смелым и веселым, это подкупало меня и других девчонок. М. успел повстречаться со многими одноклассницами, они делали кучу фоток, говорили о своих отношениях всем подряд и всегда ходили под ручку.

Мне тоже этого хотелось. И вот мальчик вновь расстался и написал записку, которая оказалась на моей парте. Я думала, это очередная злая шутка, но нет.

Только мой возлюбленный попросил никому не говорить об этом. Тогда меня это не смутило, а очень зря. Естественно, долго держать эту радость в себе я не смогла, рассказала об этом девочкам. Через день уже все знали об этом. Новость дошла и до моего возлюбленного. Он был обижен и сказал, что ему не хотелось, чтобы все знали о его чувствах. Я спросила, почему до этого каждый знал о том, с кем он дружит, с кем обнимается, а теперь все иначе. И поняла, что ему стыдно быть со мной, что я не вписываюсь в рамки его окружения. М. лишь промолчал в ответ. В тот день мне хотелось просто исчезнуть.

Когда на твою доброту постоянно отвечают грубостью и просто используют, ты черствеешь. Черствеешь до тех пор, пока теплые чувства и помыслы не сменяются на обиду и желание сделать всем больно.

Мой гнев и злость возрастали в геометрической прогрессии. Это отражалось на моей речи, внешнем виде и тяжёлой музыке, которая теперь всегда играла у меня в наушниках.

Я мечтала о мести. Каждый день по дороге в школу я представляла, как все бегут от меня в страхе, произносят какие-то жалкие отмазки и исчезают один за другим. Я была одна против всего мира и хотела, чтобы каждый ощутил боль, которую причинял мне все это время.

Успехи в учёбе не приносили никакого удовлетворения, круговорот мультфильмов и сериалов уже был не в состоянии отвлекать меня от проблем.

Взрослые советы

Бесконечные насмешки портили мою жизнь, мне было все сложнее справляться с этим в одиночку и я решила всё-таки обратиться к родителям. Я была убеждена, что, узнав обо всём, они просто снесут школу и то, на чем она держится. А мне стали давать советы, кучу умных слов и фраз, которые должны были волшебным образом сделать из меня сильную личность. Честно, я старалась прислушиваться к ним, соответствовать образу хорошенькой девочки в надежде на то, что это поможет мне стать увереннее в себе. Увы, это не привело ни к чему хорошему.

Как они испортили мой характер

ТОП токсичных советов ребёнку, которого травят в школе:

Трудности в общении с новыми людьми

Школа показала мне, сколько в человеке корысти, зависти и двуличия. Каждый увлечён бессмысленной гонкой, в которой никогда нет честного победителя. Потеряв веру в людей, перестаешь нуждаться в общении и прекращаешь заводить знакомства в реальной жизни. Я стала ставить себе преграды своими же руками.

Я закрылась в себе

Моя общительность сменилась на редкие кивания головой. Я превратилась в «человека из пузыря», только такого, кто не желает покидать эту безопасную зону. Каждый день я старалась находиться дома как можно дольше, чтобы только не разговаривать с другими.

Страх непонимания, непринятия затормозили развитие социальных навыков.

Я боюсь новых людей

Социум заставлял меня сильно нервничать, публичные выступления вызывали нервные тики. Моими потными ладонями можно протирать столы.

К счастью, я приспособилась к такому ритму жизни, но заводить новые знакомства так и не решаюсь. Иногда видишь интересного и яркого человека, замечаешь знакомые детали в одежде и что-то тянет начать разговор, пошутить или сделать комплимент. Страх сильнее меня, моя психика настолько вооружена, когда дело касается людей, что перед глазами моментально всплывают былые деньки. После такого сеанса шокотерапии я вновь ухожу в свой панцирь.

Обиженный ребёнок внутри двадцатилетней девушки

Школу я закончила несколько лет назад, многое уже изменилось. Я уже взрослый и самостоятельный человек, который способен нести ответственность за свои действия. Только одно не меняется: мой внутренний ребёнок очень обижен на этот мир, ему страшно видеть повседневную реальность, он так и не смог насладиться детством и юностью. Розовые очки разбились слишком рано.

Чрезмерная эмпатия: как заплакать от двухминутного ролика

Я очень чувствительный человек. Думаю, эмпатия достигла своего пика после пережитого негативного опыта.

А корейские и тайские ролики? Вы видели эти истории о сестрах, которые жертвуют самым дорогим друг для друга, или про девушку, которая нашла младенца и воспитывает как своего родного? Короткометражные фильмы о травле, о нетерпимости заставляют моё сердце разрываться на части и возвращают мой разум в то время, когда никто не мог защитить маленькую девочку.

Читайте так же:  Идиотия

Детская обида и злость на людей

Очутившись во взрослом мире, пришло осознание того, что я так и не смогла стать той самой «взрослой», которой хотела быть. Прошлое никак не отпускало меня, я все время оглядывалась назад и видела себя, маленькую и беззащитную в окружении жестоких подростков. Это мешало мне двигаться вперёд, я разучилась искренне радоваться успехам друзей, знакомых. Нужно было что-то менять.

На пути к уверенности в себе

Есть в народе поговорка: «Если слишком часто говорить человеку, что он свинья, то он захрюкает». Именно так и работает травля: буканье, насмешки, оскорбления, публичные унижения заставляют усомниться в себе, в своей ценности для общества. Это становится серьёзной проблемой в будущем, поскольку ты не можешь преподнести себя, проявить лидерские качества. Другие чувствуют твою неуверенность и пользуются ею в угоду себе: в институте – списывают, на работе – подставляют и дают дополнительные задания, в магазине – занимают твоё место в очереди и другое.

Личность внутри меня разрушалась, превращаясь в бесформенную серую массу. Это меня не устраивало.

Не верю комплиментам

Я училась принимать комплименты. Да-да, вы все правильно поняли. Этому нас учили на специальных курсах, где психологи объясняли, что это несложно, даже если вы не верите или не принимаете этого человека.

В зеркале я видела пухлую уродливую прыщавую дурочку, которой все пользовались.

Воспоминания, которые меня разрушают

Мой парень очень помогает мне на долгом пути становления собой, он научил меня ставить на место выскочек и не бояться отказывать без объяснения причин. Это единственный человек, который знает меня настоящую, без маски идеальной отличницы.

Бывает, что я вдруг вспоминаю ту или иную ситуацию, начинаю плакать или злиться. Мы решили, когда это вновь случится, то буду делиться своими переживаниями с ним. Я очень долго держала всё в себе, а этого делать нельзя. Каждый наш такой разговор помогал мне простить их глупость и незрелость и отпустить всё плохое.

Любовь близких

Любовь моих родителей, друзей и парня заставили меня вновь ощутить себя живой. Родные поддерживают все мои начинания, парень каждый день говорит о том, какая я замечательная. Этого вполне достаточно для моего счастья. Стараюсь как можно реже вспоминать прошлое и фокусируюсь на будущем.

Это был долгий и нелегкий процесс принятия себя, много ужасных вещей происходило со мной. Настало время встретить и что-то поистине прекрасное, чтобы, оглядываясь назад, суметь улыбнуться и продолжить путь.

Школьная травля

Травля в школе была всегда. Это далеко не новое явление. Самый напряженный период – это возраст от 11 до 14 лет. Как раз приходится на переходный возраст ребенка. Дети в этом возрасте жестоки и агрессивны, дают знать о себе гормоны.

По данным статистики почти 50% детей сталкиваются с травлей. Это могут быть издевательства, оскорбления, избиения, унижение ребенка как личности. А сейчас в век высоких технологий все это не редко снимают на камеру и выкладывают в интернет. Жертвой травли обычно становится ребенок со слабым характером, не способный дать отпор своим обидчикам, либо ребенок, отличающийся от всех других детей более низким социальным статусом. Еще часто травят новеньких, чтобы показать, кто здесь хозяин. Обидчики обычно собираются в компании по несколько человек. Компания использует грубую силу для поддержания своего авторитета. В компании не всегда все дети относятся агрессивно к объекту травли, многие делают это из-за страха оказаться на его месте.

Часто дети скрывают то, что их травят в школе. Многие боятся показаться слабыми, не оправдать надежд родителей. И здесь очень важно, чтобы родители нашли контакт со своим ребенком. Родители должны разговаривать со своими детьми. Нужно интересоваться, как прошел день в школе, что больше понравилось, что огорчило ребенка, с кем он играл, с кем он дружит и конфликтует. Ведь родители для ребенка должны стать самыми лучшими друзьями и опорой в жизни. Если ребенок не настолько откровенен с вами, то есть несколько признаков, по которым вы можете догадаться, что его травят в школе:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Ребенок не ест в школе. Даже если вы даете ему деньги на обед или кладете еду с собой

2. У ребенка подозрительно часто ломаются или портятся вещи

3.Он не хочет ходить в школу, ищет всевозможные причины, чтобы пропустить занятия, например: притворяется больным

4.Плачет по ночам

5. Становится замкнутым, часто плохое настроение

6. Появляются синяки, о которых он не хочет говорить

Если травлю не пресечь, то она может привести к очень негативным последствиям. В травле всегда участвуют три стороны: обидчики, жертва травли и наблюдатели, то есть остальные учащиеся класса, которые и не травят и не защищают.

Во-первых, сама жертва травли. Подростки воспринимают проблемы куда более масштабно, чем взрослые. Всему когда-то приходит конец и детскому терпению тоже. Обида и озлобленность может вылиться в необузданную агрессию против своих обидчиков. Он может наказать их физически, что может привести к фатальным последствиям. Беспомощность и безысходность могут довести ребенка до самоубийства. Или у ребенка может развиться комплекс неполноценности, что может стать психологической травмой на всю жизнь.

Во-вторых, обидчики. Они будут считать, что можно делать все что угодно, и в итоге остаться безнаказанными. То есть, у кого есть сила, тому все можно. Во взрослой жизни они будут вести себя также. Часто из таких детей вырастают преступники.

В-третьих, наблюдатели. Эти дети чаще всего испытывают страх и стыд из-за сложившейся ситуации. И если после того, как они вмешались, ничего не меняется, то дети привыкают к тому, что от них ничего не зависит.

Итак, что же должны сделать педагог и родители, для того чтобы прекратить травлю?

Учителю нужно больше времени проводить со своими учениками, присматриваться к атмосфере внутри коллектива. Проводить беседы с классом на тему отношений друг с другом. Показывать поучительные видео о последствиях конфликтных ситуаций. Привлечь школьного психолога к проблеме. Ведь учитель, не обращающий внимание на конфликт в классе, поощряет травлю.

Родителям нужно знать о ситуации в классе: с кем ребенок конфликтует, кто его друзья, какие у него отношения с педагогом. Если вы узнали о травле вашего ребенка в классе, вы должны предпринять следующие шаги:

Вы должны вместе с ребенком попробовать найти способы по-другому реагировать на придирки (перевести все в юмор, спокойно отвечать, или не обращать внимание на обидчиков). Запишите ребенка на секции или кружки, чтобы у него появилась уверенность в себе (например, на бокс – он сможет физически защитить себя) Пообщаться с классным руководителем, вынести проблему на родительское собрание.

Читайте так же:  Конфликты в семье

Свести к минимуму общение ребенка с обидчиком. Если травля зашла слишком далеко, предупредите обидчиков и их родителей, что вы готовы пойти дальше в защите своего ребенка (подключить к проблеме администрацию школы или ГОРОНО).

И последнее, что хочется пожелать родителям: поддерживайте всегда своих детей и чаще говорите им, как сильно вы их любите.

Последствия травли в школе могут длиться всю жизнь

К сожалению, не все из нас вспоминают свои школьные годы как чудесное время общения с друзьями-одноклассниками. Для многих школа была настоящим испытанием на прочность. Сегодня все чаще психологи говорят на тему буллинга, или травли сверстниками, но проблема эта существовала и 30-40 лет назад. А теперь, проведя массу исследований и изучив кейсы многих жертв буллинга, ученые склоняются к тому, что последствия подростковой травли отражаются на психическом здоровье человека и всю последующую жизнь.

Так, уже к 25 годам порядка 40% жертв буллинга начинают жаловаться на проблемы с психикой. 35% тех, кого травили ровесники в подростковые годы, видят причину неудач в трудоустройстве как раз в тех проблемах юности. Такие данные получили британские ученые, изучив ответы 7 тысяч школьников-жертв буллинга в возрасте от 14 до 16 лет. Этих же ребят регулярно просили отвечать на вопросы психологов до 21 года, а потом еще раз опросили уже в 25 лет.

Автор исследования Эмма Горман (Emma Gorman) отмечает, что девочки, как правило, подвергаются психологической травле: их обзывают или исключают из какой-то компании сверстников. Мальчики же испытывают на себе физическое давление, их чаще бьют. К 25 годам все эти испытания детства выливаются в частые депрессии, появляется постоянное чувство тревоги, и все эти приобретенные «симптомы» в конечном итоге сказываются на таких, казалось бы, обыденных вещах, как поиск работы. И даже если жертвы буллинга трудоустраиваются, доход их, согласно статистике, может быть ниже, чем у коллег, над которыми не издевались в юности.

Конечно, важную роль играет и то, насколько долго и жестоко травят ребенка. Если буллинг длился годами, то и риск возникновения серьезных психологических проблем намного выше. Таким образом, данное исследование противоречит цитируемому многими девизу: «Всё, что нас не убивает, делает сильнее». Травля ровесниками скорее в исключительных случаях закаляет характер, но в большинстве примеров реальных подростковых жизней лишь ломает личность человека, сея целую кучу «долгоиграющих» проблем.

Но каким может быть лекарство от буллинга? В первую очередь, в детях надо развивать чувство самодостаточности и жизнестойкости. Родители тоже должны принимать активное участие в жизни ребенка, интересуясь о микроклимате внутри школьного коллектива. Учебные заведения, в свою очередь, должны осознать всю серьезность такого явления, как буллинг. А оно далеко не всегда оканчивается только в стенах школы. Травля – отдельная история, которая сегодня переносится уже и в виртуальный мир.

А вы можете вспомнить какие-то случаи травли в своей жизни?

Последствия травли в школе

Для родителей и для людей, которые работают с детьми, важно понимать, что буллинг имеет как краткосрочное влияние, так и затяжной эффект на всех, кто вовлечен в процесс травли, будь это обидчик, жертва или же просто свидетели.

Большинство исследований направлены на изучение тех детей, кто стал жертвой, но практически все забывают об обидчике и свидетелях. Они ведь тоже поддаются негативному влиянию, как и жертвы.

Как было выяснено, дети, которые стали жертвой травли, могут иметь негативные последствия в психологическом и физическом плане, а также в учебной деятельности.

Негативные последствия травли в психологическом плане включают в себя депрессию, обеспокоенность, низкую самооценку, причинение вреда самому себе (особенно характерно для девочек), принятие и, как следствие, зависимость от алкоголя наркотиков, агрессия и склонность к жестокости (особенно характерно для мальчиков). Буллинг может привести к психическим проблемам со здоровьем у любого ребенка, но у тех, кто уже имеет такие проблемы, есть все шансы стать жертвой буллинга и испытать все негативные последствия в увеличенном размере.

Буллинг и суицид

Буллинг – это причина возникновения депрессии и мыслей о суициде. Дети, которые задирают других или были по обе стороны травли, чаще думают или даже предпринимают попытку суицида.

Негативные последствия травли в физическом плане могут быть явными и немедленными, будто ранение, полученное в ходе драки. Однако стресс и травма из-за последствий травли могут затянуться надолго. Ребенок, которого задирали, может страдать расстройством сна, болями в желудке, сердце, головными болями, головокружением, энурезом и т.д.

У жертвы также увеличивается уровень кортизола (гормона стресса) в крови. Это обычно случается после стрессового события, каковым и является травля. Стресс от буллинга может повлиять на иммунную систему и гормоны.

В результате многих исследований было доказано, что травля вызывает негативные последствия на успеваемость детей .

Отрицательно сказывается как на оценках, так и на результатах различных тестов и экзаменов, как в детском саду, так и в старшей школе.

Дети-обидчики и свидетели травли.

Очень мало исследований было проведено, чтобы понять последствия буллинга на тех детях, которые обижают других, и на тех, кто просто был свидетелем травли. Поэтому необходимо больше исследований, чтобы понять последствия, в частности, понять разницу между теми, кто агрессивен вообще и кто просто задирает других, но при этом агрессии сильной не выделяет.

Исследования о детях-свидетелях травли обычно сконцентрированы на роли свидетеля в ситуации травли (например, либо они поддерживали обидчика, либо защищали жертву) и почему свидетели вмешались или же нет. Хотя исследования редко изучают влияние травли на свидетелей, некоторые эксперименты показали, что свидетели буллинга часто испытывают беспокойство и неуверенность, основанную на их собственных страхах получения возмездия.

Дети обидчики и жертвы.

Дети и подростки, которые запугивают других и в то же время сами становятся жертвами издевательств, подвергаются наибольшему риску негативных последствий для психического и физического здоровья по сравнению с теми, кто либо только запугивает, либо только подвергается издевательствам.

У этих детей могут быть целый комплекс психологических проблем, негативного восприятия себя и других, плохо развитых навыков общения, проблем с поведением и т.д. У

них чаще, чем у других участников процесс, присутствуют мысли о самоубийстве, они чаще предпринимают попытки суицида, они чаще демонтируют повышенный уровень агрессии.

[1]

Связь с процессом буллинга в любом виде – будь то жертва, обидчик или просто сторонний наблюдатель – имеет долгосрочные негативные последствия для детей.

Читайте так же:  Удовольствие и работа - соедини и отдыхай

Последние данные о травле в школе показали, что в 2018 году около 24% учащихся в возрасте от 12 до 18 лет сообщили о том, что в течение учебного года в школе они столкнулись с травлей.

Учитывая распространенность такой проблемы, важно понимать последствия издевательств над детьми и подростками. И помнить, как это связано с другими проявлениями насилия и проблемами психического здоровья всех участников буллинга.

«10 лет я залечивала душевные раны»: личный опыт девушки, которую травили в школе

Дети, пережившие травлю в школе, часто забирают последствия этого негативного опыта во взрослую жизнь. Казалось бы, пора забыть прошлое и жить настоящим, но обиды от несправедливости оставляют глубокую душевную рану, которая не заживает годами.

В месяц антибуллинговой кампании #япротивтравли на «Летидоре», который уже поддержали актриса Яна Поплавская, певица Маргарита Суханкина, телеведущая Яна Лапутина, мы публикуем историю Аксиньи Дорониной — девушки, которая смогла справиться с психотравмой и закрыть для себя эту тему. Мы благодарим Аксинью за открытость и смелость.

Если вы также хотите поддержать наш флешмоб #япротивтравли и вам есть что рассказать, пишите на почту [email protected]

В школе я была изгоем. С третьего по восьмой класс каждый день папа или мама встречали меня после уроков, потому что иначе 10 минут пути между домом и школой превращались в ад: одноклассники шли за мной с криками, угрожали, обзывали, вспоминали мои промахи. А зимой меня закидывали снежками или пытались утопить в снегу.

Находиться в классе было чуть легче: под взором учителей не все решались на меня нападать, поэтому подлости были мелкими и незаметными для окружающих: одноклассники прятали мою шапку, лепили жвачки на верхнюю одежду, портили мои работы для школьных выставок, устраивали мне бойкот, мешали выступать у доски.

И все эти варианты были неприятными, болезненными или далекими от истины.

«Если ты однажды дашь сдачи, то от тебя все отстанут». Я была самой миниатюрной девочкой в классе, а издевались надо мной в основном мальчики, которые были выше на две головы. Папа отдал меня в секцию карате, но даже с умением вставать в стойку и бить ногой выше головы я так и не смогла применить эти знания в жизни: против троих-четверых один не воин.

Да и если изгой ударит своих обидчиков, он лишь спровоцирует новый виток насилия. Или лишится своей единственной защиты — учителей, потому что тоже перейдет в разряд хулиганов.

«Ты сама виновата, неправильно реагировала». Жертва вообще часто оказывается виноватой: надела не то платье, не вовремя заплакала, не так ответила. А попробуйте сами не расстроиться, если вас больно дернут за волосы сзади (и вы, обернувшись, увидите пять довольных лиц). Или проявите чувство юмора, если скажут, что вы уродка, а все вещи у вас как у бомжа.

«Ты не ходила в садик и не умела общаться». Да, я не пошла в сад по состоянию здоровья. Но до третьего класса я легко знакомилась и общалась с людьми, никого не боялась и не стеснялась, с раннего возраста умела шутить.

И я очень долго преодолевала страх осуждения.

«Не надо выделяться». Я была единственной отличницей на четыре класса. Да, я выделялась именно этим. И ровно тогда, когда мне стали давать грамоты за успешную учебу, начались все оскорбления и гонения. Их инициаторами были не дети, а родители этих детей, потому что в третьем классе мои сверстники не могли самостоятельно найти оскорбительное слово «жидовка» или придумать версию, что хорошие оценки мне ставят исключительно потому, что моя мама работает в школе и ведет кружок «Умелые руки».

«Зря твои родители вмешиваются». А какой у родителей есть выбор? Занять отстраненную позицию и этим показать ребенку, что в жизни не стоит ждать поддержки и помощи даже от самых близких?

«Этот опыт в итоге научит тебя чему-то полезному». Это, конечно, фраза-лидер. И многие люди искренне верят, что любая негативная ситуация может стать источником знаний. Не надо никого обманывать и подслащивать пилюлю.

Чему меня научил мой опыт? Что надо нападать первой. К восьмому классу я прошла такую школу злословия, что умела без мата оскорбить любого только за то, что на меня криво посмотрели. Это я превентивно показывала зубы.

От этой привычки я отучилась с трудом: она портила мне романтические и рабочие отношения, потому что я преувеличенно реагировала на любую угрозу.

Если парень пытался со мной заговорить, то я считала это слишком подозрительным, чтобы принять за симпатию. Я избегала отношений довольно долго (даже когда преодолела все прочие страхи и комплексы, выращенные одноклассниками). И, конечно, этот опыт привел к тому, что я слишком долго недооценивала себя. Мне постоянно казалось, что мои успехи незаслуженные, что я хуже остальных. И это все не позволило мне к моим годам добиться тех успехов, которых я могла бы достичь со своими исходными данными.

В конце восьмого класса, когда мне вручали очередную грамоту, директор по ошибке дал мне четное количество цветов. Когда я вернулась к классу, одноклассники стали толкать меня в спину и шептать:

Истерика после этого длилась у меня три дня. Родители забрали документы из школы (до этого я сопротивлялась, так как считала, что этот опыт на самом деле меня чему-то учит) и перевели в другую школу, в класс, где уже были две отличницы. Там меня хорошо приняли и никогда не обижали.

Выяснилось, что у меня есть лидерские качества. Но даже этот позитивный опыт (и прекрасные студенческие годы) не смогли вытеснить негативные воспоминания: у меня ушло лет 10 на то, чтобы залечить все душевные раны.

Дорогие родители, если у вас есть интересная история, личное мнение по вопросу воспитания и развития детей, особенный опыт или у вас просто наболело, пожалуйста, присылайте ваши письма на почту [email protected]

Видео (кликните для воспроизведения).

Или просто заполните форму:

Последствия травли в школе могут длиться всю жизнь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here