Психические расстройства у детей симптомы, лечение

Психические расстройства у детей — это нарушения развития детской психики вследствие влияния различных факторов. Таких как черепно-мозговая травма, генетическая предрасположенность, перенесённые инфекции во время беременности или тяжёлые роды. Также может сказаться напряжённая обстановка в семье, с частыми скандалами и рукоприкладством.

Очень важно научиться распознавать симптомы расстройства, чтобы своевременно получить квалифицированную помощь. Ведь если вовремя обратиться к специалистам, возможно излечить некоторые отклонения в развитии. Или в крайнем случае предотвратить тяжёлые последствия. Поэтому если заметили какие-либо признаки, не ждите что скоро само пройдёт, не теряйте время и возможность помочь малышу.

Классификация заболеваний и степени их тяжести

1. Умственная отсталость или олигофрения

Отставание малыша в умственном и психическом развитии. Считается сложным психопатологическим состоянием. Характерной особенностью является недостаток речи. Выделяют 4 степени: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая.

2. Задержка психического развития (ЗПР)

Нарушенная умственная работоспособность, характеризуется замедленными процессами мышления, ослабленным вниманием и памятью. Обычно обнаруживают при поступлении в школу, но порой отклонения возможно заметить и раньше. Может быть:

3. Синдром дефицита внимания (СДВ)

Отклонение в развитии поведенческого и неврологического характера. Проявляется чаще всего в дошкольном или младшем школьном возрасте. Возникает вследствие болезни ЦНС, при повреждениях мозга, а также в связи с генетической предрасположенностью.

Этот синдром подразделяется на три вида:

4. Синдром раннего детского аутизма

Характеризуется полным отсутствием потребности в общении. Первые признаки можно заметить уже в грудном возрасте. Когда малыш отказывается от груди и отстраняется при попытках взять его на руки. У него отсутствует комплекс «оживления» при проявлении к нему внимания. Взгляд как бы сквозь человека, он никогда не смотрит в глаза.

Со временем начинает страдать бессонницей. Когда научается сидеть, может часами просто раскачиваться из стороны в сторону. Абсолютно безразличен к близким и их присутствию. Боится шумных компаний и новизны. Мимика у детей с аутизмом маловыразительна. Речь чаще всего задерживается в развитии. О себе говорят в третьем лице или просто повторяют последнее слово из предложения другого. О своих потребностях заявляют коротко, без употребления местоимений.

Интеллектуальное развитие чаще всего снижено, но нередки случаи, когда обладают гениальными способностями в какой-либо сфере. Порой не различают между собой одушевлённые и неодушевлённые предметы. К матери может проявлять безразличие или даже агрессию, а к кусочку листика сохранять неизменную привязанность.

Предпочитают следовать одному и тому же маршруту при прогулке, есть из одной и той же тарелки и пользоваться всегда одним мылом. В случае если попробуете что-то изменить — может проявить себя непредсказуемо, вплоть до агрессии.

Точные причины возникновения не выяснены, но существуют теории о наследственном факторе. Также могут повлиять инфекции, которые мать перенесла в период беременности и отравление ядовитыми веществами. Существенную роль играет обстановка в семье и методы воспитания. Порой влияет на развитие аутизма нарушение гормонального баланса.

Психические расстройства у детей в каждый период возраста может проявляться по-разному. Но в основном сохраняются такие общие признаки, по которым можно заподозрить отклонения:

  • резкие перемены в поведении;
  • перепады настроения;
  • чрезмерная замкнутость или продолжительное ощущение печали;
  • повышенный уровень тревоги и беспричинного страха;
  • порой жестокое поведение как к себе, так и по отношению к другим;
  • проблемы с едой, чаще всего отказ.

Если вы заметили странности в поведении своего ребёнка, а особенно если совпали симптомы с вышеуказанными расстройствами, отведите его на консультацию. Психиатр, психотерапевт или детский врач смогут помочь вам развеять сомнения в случае неоправданных подозрений. Или назначить лечение, коррекцию и подсказать о методах воспитания в случае подтверждения диагноза.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Психические расстройства у детей

Детская психика нежная и уязвимая. Они всецело доверяют миру и все переживают очень ярко. Вот почему развитие психических расстройств у детей становится частым явлением. Причины зачастую кроются в особенностях нервной системы и атмосфере внутри семьи. Признаки зависят от вида психического расстройства, на основе чего выдвигается эффективное лечение.

Психические расстройства у современных детей достаточно частые. Некоторые из них являются такими привычными, что родители даже пытаются не замечать их. Однако следует понимать, что психические расстройства никуда не денутся. Они только укрепятся в ребенке или даже дадут нежелательные последствия.

Признать, что у малыша психическое расстройство, достаточно сложно многим родителям. Ведь в таком случае придется признать, что сами родители в чем-то оказались виноваты в его развитии. Однако лучше признать неправильность воспитания детей, нежели бояться обращаться за помощью психотерапевта на сайте psymedcare.ru и усугубляться проблему.

Проблема современного общества заключается в том, что люди не любят непохожих на себя людей. Очень часто данный вопрос становится острым в семьях среди родителей и детей.

Когда рождается нормальный ребенок, то никто не заботится о том, чтобы сделать его жизнь счастливым. Родители пытаются реализовать свои комплексы через своих детей: «Зарабатывай больше, потому что я зарабатываю мало», «Люби красивых, потому что мне не удалось жить рядом с красивым». У родителей не получилось чего-то достичь в жизни, отчего начинают требовать от своих детей. И им наплевать на то, приносит это счастье их детям или нет. Отсутствие стремления сделать жизнь своих детей счастливой является проблемой общества.

Когда рождается ребенок с недостатками в физическом развитии, то родители пугаются его. Они не понимают, что их ребенок просто другой, не такой, как они, и из-за своего непринятия чада стараются от него как можно скорее избавиться. Они, таким образом, не решают проблему, а избавляются от нее.

Что люди имеют вследствие подобного разграничения на нормальных и ненормальных детей? Негатив в любом его проявлении. Практически каждый нормальный и непохожий на других детей ребенок вырастает со злобой на себя и других людей. Обычный человек ненавидит себя из-за того, что не может реализовать собственные желания, так как привык воплощать желания своих родителей. При этом он злостно ненавидит окружающих, так как каждый раз сталкивается с тем, что все чего-то от него хотят, не принимают его таким, каков он есть, и снова предстает перед выбором: делать счастливым себя или других людей?

Непохожий ни на кого ребенок злится зачастую на себя, потому что изначально родился ненормальным. Причем данная злость идет не из-за того, что он сам так к этому относится, а потому что с самого детства понял, что непохож на других детей, отчего должен быть подвержен насмешкам, унижениям и неодобрению. При этом непохожий ни на кого ребенок ненавидит других людей, потому что именно они взрастили в нем отрицательные чувства по отношению к себе, к окружающим и миру в целом.

Проблема общества заключается в том, что пока люди не научатся уважать друг друга, какими бы похожими или непохожими они ни были, каждый индивид будет испытывать злость и ненависть по отношению к себе и окружающим. Вы лично можете это проследить за тем, как:

  • Люди отзываются друг о друге, критикуют и обзывают.
  • Люди смеются в тех ситуациях, когда другому человеку плохо.
  • Люди уничтожают сами себя, увлекаясь вредными привычками, вступая в физические перепалки между собой и заполняя свою голову негативными мыслями.
  • Люди обманывают или используют друг друга, чтобы получить некую выгоду для себя.

Весь этот негатив является следствием того, что когда-то человек испытал на себе манипуляции и насмешки со стороны других людей. Вас пытались сделать по образу и подобию, который нравился вашему родителю, а не вам. Над вами смеялись лишь потому, что у вас некрасивая фамилия или вы не способны что-либо сделать так же хорошо, как это делают другие. Вас унижали лишь потому, что вы родились с физическим недостатком. Как бы там ни было, а все это приводит лишь к развитию ненависти к себе и окружающим. И пока человечество испытывает данные эмоции и практикует такие методы воспитания детей, жизнь будет полем, где выживает самый злейший и сильнейший, где нет места для любви и радости.

Что такое психические расстройства у детей?

Психическим расстройством у детей называется любое отклонение в психической или нервной деятельности, которое проявляется в необычном поведении, особенностях организма или развитии ограничений. Самым примечательным становится то, что практически все виды психических расстройств сказываются на развитии ребенка. Отсталость в уме, психике или физическом развитии становится главным показателем наличия проблемы у ребенка.

Психические расстройства бывают самые разнообразные. Из них выделяют 4 основные группы:

  1. Аутизм.
  2. Умственная отсталость.
  3. Синдром дефицита внимания.
  4. Задержка развития.

перейти наверх

Причины психических расстройств у детей

Причин для развития психических расстройств у детей существует большое количество. Вот почему в каждом случае психотерапевт сначала уделяет внимание выявлению факторов, спровоцировавших заболевание. Но основными и распространенными причинами становятся:

  1. Генетическая предрасположенность. Если в семье ребенка есть родственники с психическими расстройствами, возможно развитие аномалии и у него.
  2. Неблагополучная атмосфера внутри семьи родителей. Здесь существует большой список таких неблагоприятных факторов.
  3. Биологические факторы приобретенного характера, например, болезни.

Одним из родительских желаний в отношении детей является послушание. Родители желают, чтобы дети их слушались и не перечили, делали так, как сказано. Каковы причины такого желания?

  • Взрослые считают себя умными. Поскольку речь идет о детях, которые многого не знают и не умеют, то родители нередко сравнивают себя с ними и понимают, что они умнее. Папа и мама умнее, опытнее, мудрее, но это не значит, что ребенок должен их слушаться. Взрослые хотят полного подчинения тем знаниям и опыту, которым они обладают.
  • Родители считают, что знают, как будет лучше. Нередко дети тоже считают, что знают, как будет лучше для них. Но взрослым почему-то хочется, чтобы их знания оказались лучше знаний ребенка.

Самой распространенной причиной желания мам и пап заставить детей их слушаться является отсутствие стремления тратить время и силы на занятия, которые интересны малышам, но не привлекательны для взрослых. Родители заняты. Они хотят заняться своими делами. Они устали и желают отдохнуть. Ребенок проецирует на родителей свое состояние, не понимая, почему они устали и чем можно еще заниматься, когда он по себе чувствует, что не является уставшим и хочет поиграть в интересную игру. Родители не умеют разграничивать время на свои заботы и занятия от внимания, которое необходимо уделять малышу. Постоянная занятость своей работой вызывает желание заставлять детей слушаться, а точнее, не мешать, быть культурными, не создавать проблем.

Испокон веков родители воспитывают детей через послушание. Чтобы ребенка чему-то научить, нужно сначала сделать так, чтобы он слушался. Но существует такое понятие, как авторитетность. Послушание и желание подчиниться воле авторитета – разные вещи. Часто оказывается, что родители, которые требуют послушания со стороны деток, не являются авторитетными лицами для них. Лишь те мамы и папы, которые видят, что детки к ним прислушиваются (как к авторитетам), не требуют послушания. Таким образом, отсутствие послушания является проблемой самих родителей: почему они не стали авторитетами для собственных сыновей и дочек?

Попытки сделать ребенка послушным способны привести к психическим расстройствам. Это связано с тем, что неавторитетные родители пытаются привить своему чаду одни правила жизни, в то время как более авторитетные люди говорят ребенку о другом. Если родители постоянно заняты и не уделяют внимания своему малышу, тогда он ищет им замену. По факту папа и мама остаются, но ближе может стать соседка, которая угощает вкусными пирожками, или родители друга, которые чаще проводят с ребенком время. Если родные не являются авторитетом, значит, на эту роль будут поставлены другие люди.

Ребенок привык слушаться тех, кого он считает авторитетным для себя. Если на эту роль поставлены не родители, а другие люди, тогда могут развиться психические расстройства по причине того, что родители и авторитеты будут обучать ребенка разным знаниям, правилам и морали. С одной стороны, родственники требуют, чтобы их слушались. С другой, авторитеты, которых ребенок рад слушаться. Если все взрослые говорят о разных вещах, у ребенка начинают развиваться психические заболевания. Может возникнуть депрессия, раздвоение личности, мифомания и т. д. Ребенку придется приспосабливаться к двоякому положению мира, о котором взрослые рассказывают разные вещи. Это негативно сказывается на неокрепшей психике.

Признаки и симптомы психических расстройств у детей

В зависимости от того, какое именно психическое расстройство развивается у ребенка, возникают те или иные симптомы. Самыми распространенными признаками становятся:

  1. Шизофрения.
  2. Проблемы со сном.
  3. Потеря интереса к играм.
  4. Нарушение внимания и обучаемости.
  5. Тики.
  6. Навязчивые состояния.
  7. Страхи, тревога.
  8. Замкнутость, агрессивность или прочие негативные качества.

Психические расстройства у детей развиваются на фоне того, как родители обращаются с ними. Поначалу дети нуждаются в удовлетворении своих инстинктов, в том числе и инстинкта самосохранения. Затем постепенно ребенок начинает обретать самостоятельность, что ему должна позволять мать.

Если ребенок не получает возможности самоутверждаться, тогда он становится сначала капризным и агрессивным, а затем истеричным, непослушным. Уже в подростковом возрасте дети с психическими расстройствами становятся чрезмерно эмоциональными, неконтролируемыми, отстраненными, криминальными, ударяющимися в одну из крайностей.

Лечение психических расстройств у детей

Психические расстройства у детей зачастую провоцируют родители, поэтому лечение самостоятельное и в домашних условиях не рекомендуется. Лучше обратиться к специалисту (детскому психологу, семейному психотерапевту), чтобы он действительно помог ребенку.

Психические расстройства являются распространенными и в некоторой степени привычными для современного человека. Однако они указывают на то, что в ребенке что-то нарушается, начинает функционировать неправильно. Если это не лечить, то ребенок навсегда останется таким или станет еще хуже.

Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

  1. Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
  2. Проблемы с социальной приспособленностью.
  3. Нарушение межличностных отношений.
  4. Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
  5. Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • реактивными, которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • острыми – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, раздражительность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, тревога;
  • агрессивность, конфликтность;
  • негативизм, противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

  • попытках суицида или само повреждения;
  • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
  • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
  • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
  • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
  • неспособности к усидчивости;
  • принятии наркотиков или алкоголя;
  • постоянных перепадах настроения;
  • плохом поведении.

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • лор;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

  • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
  • консультации профильных специалистов;
  • семейную терапию;
  • групповую и индивидуальную психотерапию;
  • внимание и любовь родителей.

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Рекомендации родителям

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

  • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
  • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
  • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
  • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
  • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
  • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
  • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
  • заботиться о физическом здоровье малыша;
  • не допускать стрессы.

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Детские психические расстройства

У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается. Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.

Психические расстройства у детей и подростков

Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.

Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.

У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети. С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные. Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.

У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.

К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».

Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.

Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.

Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.

У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей. Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.

Также для детского аутизма характерны такие симптомы:

  1. стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
  2. компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
  3. предпочтение однообразия и страх перемен;
  4. узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
  5. агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.

Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.

Детское гиперкинетическое расстройство

Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации. Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца. Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.

Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.

Расстройства физиологических функций

Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.

Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.

Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.

Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.

Олигофрения

Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.

Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.

Подростковые психические расстройства

Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.

Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков

Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы. Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями. Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.

Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.

Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.

Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.

В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.

Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.

Психические расстройства у детей: симптомы, лечение

Психические расстройства у детей нередко сложно диагностировать из-за особенностей возраста. Кроме того, многие родители сами стараются оправдать имеющиеся у ребенка странности капризами и шалостями. Данные факторы приводят к тому, что около 30% детей, имеющих подобные расстройства, не получают необходимой медицинской помощи и вынуждены справляться со своими проблемами самостоятельно.

Однако промедление в лечении в этом случае недопустимо. Чем раньше будет начаты лечение, социальная адаптация и работа с психологом, тем выше вероятность облегчения состояния ребенка. Кроме того, нужно учитывать, что при правильно подобранной терапии удается подавить некоторые психические патологии.

Что такое психическое расстройство?

Психическое расстройство – это нарушение, которое сопровождается нарастающими изменениями психики, влияющими на способность ребенка адекватно воспринимать окружающую действительность, проявлять эмоции и т.д. Подобные расстройства влияют на поведение и возможность усваивать информацию.

Проявляющиеся в детском возрасте психические заболевания могут неблагоприятном образом отразиться на умственном и физическом развитии ребенка, возможностях его адаптации и взаимодействии со сверстниками. Психические отклонения значатся в международной классификации МКБ 10 под кодами F00-F99.

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Генетическая предрасположенность

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Повреждения головного мозга

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Вредные привычки у родителей

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Воздействие отравляющих веществ может стать причиной нарушения формирования нервной трубки и спровоцировать развитие многих врожденных патологий. Влияние табачного дыма на новорожденного ребенка провоцирует замедление развития и появление признаков психического расстройства в дошкольном или подростковом возрасте.

Постоянные конфликты

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.

Основные симптомы в зависимости от вида заболевания

Клинические особенности психического расстройства зависят от вида и причин, вызвавших его появление. В ряде случаев удается добиться восстановления психического здоровья ребенка, что позволяет ему вести полноценный образ жизни. Однако при некоторых патологиях нарушения психики накладывают на ребенка ряд пожизненных ограничений.

Умственная отсталость и задержка развития

Умственная отсталость может быть выражена в легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенях тяжести. При умственной отсталости у ребенка наблюдается нарушение способности усваивать навыки и знания. Такие дети позже начинают ходить и говорить. Поведенческие реакции могут сильно отличаться от их сверстников. Для обучения детей простым навыкам самообслуживания приходится затрачивать большее количество времени и усилий. Даже при интенсивной коррекционной работе нередко не удается развить ребенка до уровня среднестатистического взрослого.

Несмотря на то что в физическом плане такие дети не отстают от сверстников, у них есть ограничения в познавательной сфере. Они могут иметь скудный словарный запас и небольшой перечень навыков. Это связано не только с проблемами в обучении, но и с плохой памятью. Ребенок не может сосредоточиться на том или ином предмете. По мере взросления проявляется психический инфантилизм, когда внешне взрослый человек ведет себя как ребенок школьного или дошкольного возраста.

Синдром дефицита внимания

Под синдромом дефицита внимания понимается сразу несколько заболеваний, сопровождающихся рядом неврологических и поведенческих нарушений. Дети, страдающие этим расстройством, в большинстве случаев не имеют умственной или физической отсталости, но при этом у них могут наблюдаться трудности с усвоением знаний и навыков.

Ребенок, страдающий этим синдромом, отличается гиперактивностью, поэтому не может сосредоточить внимание на том или ином предмете. На это расстройство также указывает повышенная болтливость, рассеянность, стремление перебить собеседника и т.д. Такие дети не имеют хобби и часто не доводят начатое дело до конца. Если своевременно не принять меры, у ребенка могут в дальнейшем появиться проблемы с обучением и социальной адаптацией.

Аутизм считается тяжелым психическим заболеванием. Его клинические проявления могут быть выражены в разной степени тяжести. Некоторые дети, страдающие этим расстройством, при комплексной реабилитации и использовании особых подходов к обучению растут, почти не отличаясь от сверстников.

В то время как у других больных аутизмом наблюдается критическое нарушение возможности коммуникации и способности устанавливать социальные контакты. При тяжелом течении патологии ребенок не может нормально усваивать информацию и приобретать навыки самообслуживания.

При аутизме дети стараются свести контакты с внешним миром к минимуму. Они плохо переносят любые перемены. Часто они стараются не смотреть в глаза окружающим.

Шизофрения

У детей младшего школьного и дошкольного возраста шизофрения проявляется редко. В таком случае ребенок может постоянно видеть галлюцинации, иметь воображаемых друзей и слышать голоса. Он не способен осознать их нереальность. Во время психоза такие дети могут представлять опасность для себя и окружающих. Из-за прогрессирующего нарушения психики они отличаются замедленным умственным развитием, испытывают трудности в общении с окружающими.

Данное психическое расстройство у подростков возникает чаще, нередко шизофрения проявляется бредом и галлюцинациями, нарушением возможности адекватно воспринимать действительности. Ухудшаются возможности подростков поддерживать отношения со сверстниками и усваивать учебный материал. Возможно появление маний преследования, величия и т.д. Кроме того, появляются приступы депрессии. Возможны приступы агрессивного поведения и другие нарушения.

Эпилепсия относится к часто встречающимся неврологическим заболеваниям, проявляющимся в детском возрасте. Это патологическое состояние сопровождается возникновением приступов повышения электрической активности в головном мозге, приводящих к припадкам. Эпилептический приступ длится в среднем 1-3 минуты.

Существует несколько вариантов припадков у детей, различающихся степенью тяжести и опасностью. После приступа ребенок длительное время спит. После пробуждения такие дети жалуются на боли в голове и усталость. Частые приступы у детей нередко становятся причиной замедления умственного развития и поведенческих нарушений. Ребенок, страдающий эпилепсией, нередко испытывает трудности в общении с окружающими.

У детей нередко диагностируются неврозы. Они могут проявляться выраженной психической дискоординацией. Часто неврозы сопровождаются эмоциональной неуравновешенностью. Радостное настроение может резко смениться на угнетенное или агрессивное. На наличие невроза у ребенка могут указывать проблемы со сном.

Подобное психическое отклонение крайне опасно, т.к. оно может становиться причиной появления нарушения работы внутренних органов, в т.ч. бронхиальной астмы, язвенной боли, нейродермитов и т.д. Дети, страдающие этой патологией, часто имеют проблемы с обучением и коммуникацией со сверстниками.

Расстройства пищевого поведения

Симптомы расстройства пищевого поведения наиболее часто возникают в подростковом возрасте. У детей школьного и дошкольного возраста это нарушение встречается крайне редко. Основой для развития подобной проблемы являются заниженная самооценка и длительные депрессии. Нередко нарушения пищевого поведения проходят в виде анорексии или булимии.

В этом случае дети перестают есть или стараются избавиться от уже принятой пищи. Расстройство может проявляться и в виде повышенного аппетита. При таком течении ребенок быстро набирает вес. Кроме того, у него наблюдается возникновение чувства вины, подавленность и снижение стремления к общению со сверстниками. Возможно появление проблем с обучением.

Диагностика и прогноз

Чем раньше будет выявлено расстройство психики у ребенка и назначено лечение, тем лучше прогноз. Для постановки диагноза нередко требуется консультация у невролога, психолога и т.д. Специалисты сначала проводят ряд тестов для выявления имеющихся нарушений. Нередко назначается ряд исследований, в т.ч.:

  • общий и биохимический анализы крови и мочи;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ПЭТ.

Лечение психических проблем у детей

Терапия подбирается с учетом имеющихся у ребенка нарушений и степени их выраженности. Таким детям в период обострениям требуется прием лекарственных средств, позволяющих подавить симптомы. В схему лечения входят занятия с психологом и социализация.

Часто детям, страдающим описываемыми расстройствами, требуется индивидуальная программа обучения и длительная реабилитация. Могут применяться некоторые методы физиотерапии. Не во всех случаях возможно восстановление психического здоровья, но правильно подобранной терапией в большинстве ситуаций удается снизить выраженность симптоматических проявлений.

Профилактика

Для большинства психических расстройств, встречающихся у детей, не разработана специфическая профилактика. Однако некоторые меры могут быть приняты. Людям, имеющим в семейном анамнезе случаи развития расстройств психики, следует планировать беременность. Нужно заблаговременно отказаться от вредных привычек.

Женщинам во время беременности следует соблюдать рекомендации врача и избегать мест, где возможно заражение инфекциями, способными негативно отразиться на состоянии развивающегося ребенка. Кроме того, для снижения риска появления расстройств психики необходимо обеспечить ребенку благоприятную психологическую среду в семье.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять