Психологическое время

На социально-психологическом уровне происходит отражение социального времени, специфичное для различных социальных общностей, культурно-исторических условий. В историческом масштабе очень важны закономерности осознания личностью исторического прошлого и будущего, а также взаимосвязь этого осознания с собственным прошлым и будущим, возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни в разных ее формах: вера в бессмертие души или понимание своей роли и места в развитии человечества.

Последнее тесно связано с понятием психологического времени, т. е. отражения в психическом мире человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Что же включает в себя психологическое время:

оценку последовательности и скорости протекания различных событий жизни;

переживания сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени;

принадлежность событий жизни к настоящему и удаленность в прошлое или будущее;

осознание возраста, представление о вероятной продолжительности жизни.

Психологическое время не прямо отражает хронологию протекания событий в жизни человека, а определяется сложной системой взаимообусловленных межсобытийных связей типа «причина — следствие», «цель средство»; изменениями, происходящими в психическом пространстве человека.

Поговорим немного об осознании возраста, о психологическом времени личности. Понятие «возраст» многопланово. Выделяют четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст очень тесно связан с понятием психологического времени и прежде всего с тем, как человек оценивает во внутреннем мире свой возраст.

Мариэтта Шагинян писала: «Я была молода в свои восемьдесят пять лет. Я была так молода, что казалась сама себе моложе прежних двадцати лет». Некоторым молодым людям это высказывание кажется очень странным. Но на самом деле существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. Так, в процессе эксперимента оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40) и люди старшего возраста (от 40 до 60). Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется, и также, с переоценкой возраста, он воспринимает других. Девушка, которая не вышла замуж в 23 года, считает себя старой девой, а 30-летних и подавно стариками.

После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте.

Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности:

измеряется по «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуальности;

в некоторых пределах обратим, т.е. человек может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого;

может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности человека (в личной жизни, в деловой сфере);

может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды.

Возрастные кризисы — это как бы «поворотные пункты», психологические переломы на жизненном пути человека. В каком же хронологическом возрасте возможны эти переломы?

В детстве — 6-7 лет; у подростков — 12-14 лет; у юношей — 18-19 лет, 25-26 лет. А далее переломы наступают каждое десятилетие — 30, 40, 50 и так до 70, а потом через каждые 5 лет. Человек как бы подводит итоги своей жизни за десятилетие и строит планы на будущее. Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько велико расхождение между целями, задумками, планами, поставленными в молодости, и тем, как они реализованы. Кризис середины жизни помогает человеку переосмыслить прожитую часть жизни и наметить перспективу жизни так, чтобы оставаться активным и нужным людям.

М. Зощенко в «Повести о разуме» оценивает случай с человеком, который попал в автомобильную катастрофу — ему рассекли верхнюю губу и сразу отвезли в больницу. Женщина-хирург в присутствии больного, который не мог говорить из-за травмы, спросила сопровождавшего его друга: «Сколько ему лет?» Тот ответил: «40 или 50, какая разница?» Женщина-врач сказала: «Если 40 — будем делать пластическую операцию, если 50, то зашью так».

Пострадавший делал отрицательные жесты и показывал четыре пальца (что ему 40). Больному сделали пластическую операцию. Все прошло хорошо, шрам был невелик, но моральное потрясение оказалось сильным.

Человек позабыл о том, что его задела машина, его потрясение было в другом — он не мог забыть слова хирурга о пятидесятилетних людях, которым можно зашивать губы так, как иной раз зашивают матрацы, стегая грубой ниткой через край. Вот эта душевная боль стареющего человека осталась у него надолго.

На протяжении своей жизни человек переживает пять основных периодов: рождение, созревание, зрелость, старение и старость. Каждый возрастной период имеет свои особенности (они достаточно подробно описаны в литературе)*. Нам бы хотелось остановиться только на некоторых проблемах.

* Cм.: Рыбалко Е. Ф. Возрастная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

В творческой профессиональной деятельности выделяются несколько фаз: старт, кульминация (пик) и финиш.

Как показали исследования американских и советских психологов, существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30-35, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совершенно до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт — возраст 50-60 лет; такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

Человек как индивидуальность, личность развивается постоянно, хотя некоторые психофизиологические функции подвержены процессу старения: зрение, слух, непроизвольная память и внимание, время реакции.

Любому человеку обязательно надо знать психологические особенности каждого возрастного периода: неустойчивость и максимализм молодежи; высокая работоспособность и профессионализм взрослого человека; повышенная обидчивость, интерес к общению, утомляемость людей старшего возраста.

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Время — данный от рождения каждому человеку невосполнимый ресурс, который является основой содержания жизни. Как гласит поговорка: жизнь ценится не за длину, но за содержание.

Время предполагает последовательность событий. Отвечая на вопросы «Когда?», «Как долго?», «Как скоро?» и т.п., мы подразумеваем время. Время — это наше прошлое, наше настоящее и наше будущее. Для людей естественно представлять время некоторой линией, временнОй линией, и в этом случае прошлое чаще располагается слева от человека, настоящее впереди, будущее справа.

Люди, включенные во временную линию, ассоциированные с нею, плохо управляют своим временем, часто опаздывают и обычно живут как процессники. К ним можно отнести пословицы: «С глаз долой — из сердца вон», «Счастливые часов не наблюдают». Включаясь в процесс, они не замечают естественного течения времени, забывая о завтраке, обеде, ужине, намеченных встречах. Результатники чаще наоборот, находятся за пределами их временной линии, диссоциированы от нее. Они могут видеть «сквозь время», далеко назад, в прошлое, и вперед, в будущее, делая это одновременно. Они живут по правилам: «Делу время — потехе час», «Время — деньги», «Кто не ценит своего времени, тот расточительно относится к чужому».

Психологическое время — отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Психологическое время может тянуться бесконечно, хотя объективно прошло пара минут. С возрастом психологическое время убыстряется: годы уже летят, как раньше дни.

Время — невосполнимый ресурс.

Управление временем — упорядочивание использования времени (и рабочего, и личного времени) дня и недели, чтобы все важные дела успевать делать. Чаще в деловых кругах вместо «управления времени» говорится о тайм-менеджменте (ТМ). ТМ — это учет и оперативное планирование времени. Смотри →

Управление временем жизни (жизни в целом, а не только временем дня и недели) занимается Лайф-менеджмент.

Психологи установили, что, оценивая небольшие интервалы времени (в пределах нескольких минут) без часов, одни люди склонны переоценивать их длительность, другие же — недооценивать. «Психологическая минута» оказывается короче или длиннее в зависимости от настроения человека — плохое настроение растягивает ее, кажется, что время тянется слишком долго. Но если мы увлечены интересным делом, то время как бы сжимается.

Связь времени и деятельности

В связи с этим Поль Фресс, известный многочисленными исследованиями восприятия времени, предлагает любопытный критерий оценки отношения к труду: если слишком часто кажется, что работа тянется удручающе долго, можно говорить о слабом интересе к ней.

Американские ученые Р. Кнэпп и Дж. Гарбарт тоже обнаружили связь между переживаниями времени и стремлением к успеху в деятельности. Исследователи составили список метафор, которые чаще всего используются в художественной литературе, чтобы передать переживание времени. Оказалось, что у людей с сильно выраженной потребностью в достижении время ассоциировалось с такими образами: «быстро ткущееся полотно», «галопирующий всадник», «стремительный водопад», «ураган». Они переживают время сжатым, ускоренным, напряженным. А когда успех в делах не слишком волнует человека, время воспринимается иначе: «бездонное пространство», «спокойный неподвижный океан», «лестница, ведущая вверх».

Причины изменения психологического времени

Психологическое время способно не только ускорять или замедлять свое течение, сжиматься или растягиваться, оно может переживаться непрерывным и прерывистым, разорванным на отдельные части. Как, например, у Гамлета: «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?» Особенно остро переживают прерывность времени больные с поражениями правого полушария мозга.Нейропсихологи Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова обнаружили у них феномен «остановки времени»: оно для больных «как будто прервалось».

Может, Гамлет был просто болен? Конечно же, нет, хотя есть основания говорить о некотором душевном надломе, психологическом кризисе. Не случайно Д. Гранин, точно чувствующий нюансы психологического времени, именно через ощущение его прерывности передает сложную жизненную ситуацию героя своего романа «Картина»: «Никогда еще время в этом кабинете не двигалось так медленно. Оно растягивалось, разрывалось на мелкие события, а в промежутках оно останавливалось».

Переживание прерывности времени в каком-то смысле близко с ощущением «конца жизни», «застоя», «тупика», а ощущение непрерывности — признак нормального, бескризисного течения жизни, гармоничной связи и преемственности прошлого, настоящего и будущего.

Как видим, формы переживания и свойства психологического времени весьма многообразны. «Сжатое — растянутое», «непрерывное — прерывистое» — наиболее распространенные и типичные его измерения. Однако по отношению к ним нечувствительны стрелки даже самых точных часов. Ведь этими стрелками движут механизмы, не зависящие оттого, чем и как заполнена жизнь. У психологического времени свой «механизм», работа которого зависит именно от того, как человек живет и как он видит свою жизнь в прошлом и будущем.

Психологи установили, что, оценивая небольшие интервалы времени (в пределах нескольких минут) без часов, одни люди склонны переоценивать их длительность, другие же — недооценивать. «Психологическая минута» оказывается короче или длиннее в зависимости от настроения человека — плохое настроение растягивает ее, кажется, что время тянется слишком долго. Но если мы увлечены интересным делом, то время как бы сжимается.

Связь времени и деятельности

В связи с этим Поль Фресс, известный многочисленными исследованиями восприятия времени, предлагает любопытный критерий оценки отношения к труду: если слишком часто кажется, что работа тянется удручающе долго, можно говорить о слабом интересе к ней.

Американские ученые Р. Кнэпп и Дж. Гарбарт тоже обнаружили связь между переживаниями времени и стремлением к успеху в деятельности. Исследователи составили список метафор, которые чаще всего используются в художественной литературе, чтобы передать переживание времени. Оказалось, что у людей с сильно выраженной потребностью в достижении время ассоциировалось с такими образами: «быстро ткущееся полотно», «галопирующий всадник», «стремительный водопад», «ураган». Они переживают время сжатым, ускоренным, напряженным. А когда успех в делах не слишком волнует человека, время воспринимается иначе: «бездонное пространство», «спокойный неподвижный океан», «лестница, ведущая вверх».

Причины изменения психологического времени

Психологическое время способно не только ускорять или замедлять свое течение, сжиматься или растягиваться, оно может переживаться непрерывным и прерывистым, разорванным на отдельные части. Как, например, у Гамлета: «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?» Особенно остро переживают прерывность времени больные с поражениями правого полушария мозга.Нейропсихологи Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова обнаружили у них феномен «остановки времени»: оно для больных «как будто прервалось».

Может, Гамлет был просто болен? Конечно же, нет, хотя есть основания говорить о некотором душевном надломе, психологическом кризисе. Не случайно Д. Гранин, точно чувствующий нюансы психологического времени, именно через ощущение его прерывности передает сложную жизненную ситуацию героя своего романа «Картина»: «Никогда еще время в этом кабинете не двигалось так медленно. Оно растягивалось, разрывалось на мелкие события, а в промежутках оно останавливалось».

Переживание прерывности времени в каком-то смысле близко с ощущением «конца жизни», «застоя», «тупика», а ощущение непрерывности — признак нормального, бескризисного течения жизни, гармоничной связи и преемственности прошлого, настоящего и будущего.

Как видим, формы переживания и свойства психологического времени весьма многообразны. «Сжатое — растянутое», «непрерывное — прерывистое» — наиболее распространенные и типичные его измерения. Однако по отношению к ним нечувствительны стрелки даже самых точных часов. Ведь этими стрелками движут механизмы, не зависящие оттого, чем и как заполнена жизнь. У психологического времени свой «механизм», работа которого зависит именно от того, как человек живет и как он видит свою жизнь в прошлом и будущем.

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ

Оглавление Главы 7:

«Время есть другое название для жизни» — эта истина рано или поздно осознаётся каждым на собственном опыте. Отношение к жизни — это отношение к времени жизни, ограниченному всего лишь несколькими десятилетиями, быстролетному и необратимому. В этом коротком временном интервале человеку предстоит не просто прожить, но выстроить свою жизнь. Как человек распорядиться отпущенным ему лимитом времени? Успеет ли осуществить свои замыслы и жизненные планы? Удастся ли ему совершить самое главное и таким образом осуществиться как личность? Всё это жизненно важные, экзистенциальные вопросы, которые явно или подспудно тревожат каждого человека. Стать субъектом жизнедеятельности, значит стать если и не властелином времени, то умелым его распорядителем и пользователем. Ведь время подчиняется своим объективным законам, с которыми мы вынуждены считаться.

Время существует в разных формах, соответственно уровням материи. Во-первых, есть физическое время. Его мы обычно имеем в виду и уже давно научились измерять. Физическое время фундаментально, по отношению к нему даётся характеристика других форм времени.

Развитие биологии, особенно теории эволюции и онтогенеза, выявило реальность биологического времени как формы существования живой материи. Биологическое время — время существования особи, вида или живой природы в целом. Оно характеризуется длительностью и последовательностью фаз, необратимостью.
В гуманитарных науках изучается историческое время, относящееся к жизни человечества. В нем выделяются отдельные моменты — исторические события и эпохи. Оно также необратимо: историю нельзя повернуть вспять. Каждая историческая эпоха уходит безвозвратно и служит фундаментом для последующего исторического развития.

Психологи занимаются психологическим временем, которое зависит от физического, биологического и исторического, но обладает специфическими особенностями. В истории психологии отмечена закономерность интереса того или иного научного направления к определенной модальности времени. Так, гештальтпсихология больше всего занималась настоящим временем: нахождение личности в определённом стимульном поле обусловливает её восприятие и поведение.

Если гуманистическая психология, как уже говорилось, придаёт большое значение будущему, то психоанализ рассматривает поведение личности сквозь призму прошлого, ищет в истории личности корни её актуальных проблем и невроза. Что касается бихевиоризма, то он акцентирует внимание на прошлом (проблема навыков) и настоящем (зависимость реакции от действующего в данный момент стимула).

Проблема психологического времени в плане возраста человека глубоко осмыслена Б.Г.Ананьевым (1). Он пишет: «Возраст индивида соединяет метрическое и топологическое свойство времени: длительность существования (исчисляемого с момента рождения) и определённость фазы становления — периода развития индивида» (1, 41). При этом возраст представляет собой сплав натурального и культурного в развитии человека, биологического и исторического времени. Существует глубокое проникновение исторического времени во внутренний механизм индивидуально-психического развития. Б.Г.Ананьев постоянно указывал на значимость исследований влияния социально-экономических факторов и самой эпохи на возрастную изменчивость и своеобразие жизненного пути и в этой связи высоко ценил биографический метод в области психологии развития.

Психологический возраст и психологическое время

Периодизация жизненного пути должна учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки. В современной научной литературе выделяют четыре вида возраста: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский), психологический.

Возраст – это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Измерять длительность человеческой жизни годами всё равно, что книгу – страницами, живописное полотно – квадратными метрами, скульптуру – килограммами. Тут счёт другой и ценится иное: сделанное, пережитое, продуманное. Однако и чисто событийные единицы не всегда оказываются адекватными для измерения реализованности психологического времени в масштабе жизненного пути личности. Жизнь наполнена событиями от первого и до последнего вдоха, и поэтому простой подсчет числа событий не намного будет отличаться от подотчета прожитых лет. Лишь принимая во внимание значимость событий для самой личности, можно приблизиться к возможности измерения реализованности ее и психологии времени.

Психологический возраст – это характеристика человека как индивидуальности, измеряется он в ее внутренней системе отсчета, а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для определения психологического возраста человека достаточно знать лишь индивидуальные особенности его психологического времени.

Психологический возраст в некоторых пределах принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может помолодеть. Психологический возраст может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности, например, в семейной и профессиональной сфере.

Психика структурирует деятельность в особый временной континуум, имеющий начало, протяженность, скорость и завершение, а личность структурирует свое существование, по-своему «размещая» во времени жизни определенные занятия, деятельности, события, отводя на них объективно и субъективно требуемое время. Это связано с понятием психологического времени.

Выделяют 4 типа регуляции времени:

1. стихийно-обыденный тип регуляции времени: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни, она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их поступление или предотвращать его. Этот способ организации жизни характеризуется ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы.

2. функционально-действенный тип регуляции: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности. Однако инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их последствия; отсутствует жизненная линия.

3. созерцательный тип: проявляется в пассивности, отсутствии способности к организации времени. Перспективные тенденции обнаруживаются только в духовной, интеллектуальной, творческой жизни. Понимание сложности и противоречивости жизни или уход в сферу научных, общечеловеческих, исторических перспектив не позволяет проявить собственную активность.

4. созидательно-преобразующий тип: характеризуется пролонгированной организацией времени, соотнесенной со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций. Только этот тип в тонком смысле является субъектом своей жизни.

Итак, личность – это развивающийся, качественно изменяющийся и становящийся во времени объект. Но личности присуще и специфическое движение ко времени как субъекту жизни.

Особенности временной психической регуляции и способность личности к организации времени жизни – ключ к развитию природы психики, личности и развития последней.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8612 —

| 7074 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ

Интеграция трех временных модальностей и биографическое мышление

Наивысшим и интегральным процессом психического отражения является мышление. Его место в структуре сознания и интегрирующая функция сохраняются относительно отражения времени жизни. Интеграция всех временных модальностей, а значит и процессов памяти, воображения, восприятия и других психологических механизмов происходит в процессах мышления. Мышление служит средством адекватного отражения времени жизни во всех его модальностях, средством преодоления защит памяти (вытеснение), восприятия (перцептивная защита), воображения (иллюзии относительно будущего).

В сознании возможна обратимость времени. Благодаря мышлению, памяти и воображению субъект может перенестись в давнее прошлое и заново пережить его, или посмотреть на сегодняшний день, с точки зрения будущего, или поместить его в прошлом. Свободное путешествие во времени возможно в нашем сознании, и эту способность психолог В.И.Ковалёв назвал трансспективой (11). Этот механизм является конкретным проявлением биографического мышления и даёт возможность предвидения будущего (перспектива), возвращения к прошлому (ретроспектива) и обзора настоящего (можно назвать её актуалспективой).

Временной аспект биографического мышления проявляется в отражении событий собственной жизни в контекстах биологического и исторического времени, в масштабах онтогенеза и истории общества. В этом отношении по-новому выступает значимость исторических знаний для личности, её гуманитарная образованность. Формирование на уроках истории и стихийно при чтении исторических романов и просмотре исторических фильмов, знакомстве с устными преданиями представлений и понятий об историческом времени становится средством развития исторического и вместе с тем биографического мышления личности. То, что было усвоено, пережито, понято из большой истории становится составной частью собственной — малой — истории личности, включается ею в субъективную картину жизненного пути.

Для здоровой личности характерна полная структура психологического времени, когда человек в своём сознании воспроизводит прошлое, настоящее и будущее. В психологии и философии высказывались мысли о том, что для оптимального развития личности полезно сохранение в зрелости возрастных особенностей предшествующих фаз жизни. Русский философ XX века П.А.Флоренский писал: «Секрет творчества — в сохранении юности. Секрет гениальности — в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь…» (12, 128). (Эта идея нашла подтверждение в исследованиях возрастного аспекта умственной одарённости, в частности, в работах Н.С. Лейтеса).

Успешность ориентации в прошлом, настоящем и будущем выражается в своевременности жизненных решений и поступков личности. Даже самое логически правильное решение не выполнимо и бессмысленно, если оно принято слишком поздно или рано. На своевременность, как характеристику субъекта жизни, обратила внимание К.А.Абульханова-Славская в своих работах 80-х годов. Но ещё до этого вопрос о своевременности возникал в возрастной психологии и педагогике при обсуждении проблемы сенситивных периодов индивидуального развития. Действительно, педагогические воздействия будут успешными, если они приурочены к определённым возрастным состояниям воспитуемых, учитывают зону их ближайшего развития, возрастные возможности и ограничения, и потому своевременны.

В плане жизненного пути личности своевременность определяется путём соотнесения жизненных планов с перспективами возрастного развития, с тенденциями в социальном развитии макросреды и отношений в микросреде. Своевременность жизненных решений, шагов — это как бы попадание в ритм объективных событий, в том числе исторических. Последнее означает, что субъект жизни должен обладать развитым чувством истории, чтобы улавливать подходящие для активного действия исторические моменты.

Другой аспект обращения со временем жизни связан с учётом личностью ограниченности временного ресурса. Времени всегда не хватает, его надо экономить, планировать и распределять. Вместе с тем от личности зависит ускорение ритма собственной жизни и её окружающих. Создавая насыщенную событиями жизнь, вовлекая в эти события других людей, она интенсифицирует жизнь и как бы ускоряет ход времени. Такая способность возникает у развитой личности, которая в единицу времени делает большой объем работы, реализует большее количество целей. Развитие способностей (трудоспособности, работоспособности, интеллекта, специальных способностей) означает, таким образом, потенцирование времени. Так что в процессе актуализации этих потенциалов происходит его ЭКОНОМИЯ.

Понятие потенцирования времени предложила К.А.Абульханова-Славская (13). Оно по-новому освещает проблему способностей и указывает пути развития механизмов регуляции жизнедеятельности во времени. Человек с развитыми механизмами такой регуляции становится компетентным по времени (А.Маслоу).

Распоряжение временем жизни зависит от направленности личности. Личность сама решает, на что ей тратить время жизни, какие планы реализовать в первую очередь, куда направить максимум усилий в данный момент времени. Отношения ко времени связано со смыслами деятельностей и смыслом жизни, как он понят личностью. Отсюда проистекают различия в организации жизни во времени.

В.И. Ковалев выделил четыре типа личностной организации времени (14). Первый тип — обыденно-ситуативный. Постоянно озабочен, суетлив, его состояние зависит от обстоятельств. Всегда занят, но не выделяет главной жизненной линии, дальних целей. Живет повседневными заботами, решает текущие рутинные задачи жизнедеятельности. Этакая “Пчела”.

Второй тип — функционально-действенный. Бодр, подтянут, деловит. Но его активность в большой степени разворачивается в рамках социальной роли и задана функционально обществом. Самоуверен ИЛИ зависим по обстоятельствам. Хорошо распределяет время при выполнении социальных функций, но не соотносит эти функции с собственной жизнью в целом, не задается вопросом, есть ли в его активности глубокий жизненный смысл. Это не рефлектирующий «Прагматик».

Третий тип — созерцательно-рефлексивный. Контрастирует со вторым и первым тем, что живет внутренней жизнью. Здесь возможны два варианта. Первый, когда внутренняя жизнь замыкается полностью в себе, плохо соотносится с внешней жизнью и теряет сколь-нибудь серьезное содержание, так как не отражает реальной жизни, не сказывается на её реальном процессе. Можно о нем сказать: «Мечтатель» (герой из «Белых ночей» Достоевского хороший пример этого типа). Второй вариант этого типа отличается творческим, самостоятельным характером внутренней жизни, но малой социальной активностью. Он самоуглублен, глубокомысленен. нетороплив, наблюдателен, внешне мало выразителен. Много думает, правильно отражает жизнь, но мало действует. Назовем его «Созерцатель».

Четвертый тип — сознательно-преобразующий. Наиболее динамичен, хорошо ориентируется в жизненных обстоятельствах, выделяет в них главное и использует в своих целях. Понимает смысл жизни и стремится жить в соответствии с ним. Ему присуща увлеченно-энергичная манера деятельности в решающих жизненных ситуациях. Умеет сохранять избранную линию жизни, несмотря на давление жизненных обстоятельств. Он «Хозяин судьбы».

Организация времени жизни, возможно, связана с тем, что мы называем временными предпочтениями личности. Есть люди, в своих жизненных решениях и в общей динамике внутренней жизни ориентированные на прошлое, другие — на будущее, третьи — на настоящий момент*. (*Ранее мы приводили свидетельства об отношениях со временем Л.Н. Толстого (ориентация на настоящее), А.А. Блока (устремленность в будущее). А вот И.А. Бунин, по свидетельству русского поэта И.В. Одоевцевой, был особенно чувствителен к прошлому: «С какой невероятной силой он переживает прошлое! Будто для него прошлого нет. Будто для него все, что было когда-то, длится, происходит здесь, сегодня, сейчас» (15, 292). Имеются некоторые основания предполагать, что та или иная ориентация, во-первых, зависит от возраста, во-вторых, носит типологический характер и связана с особенностями структуры личности.

Так, в одном исследовании петербургского психолога П.И.Яничева среди старшеклассников и студентов выявлено 20% тех, кто ориентирован на прошлое. Этот тип ориентации коррелирует с тревожностью, низким эмоциональным самоконтролем, подчиненностью. Ориентация на настоящее, обнаруженная у 30% испытуемых, связана со стабильностью и реалистичностью личности. Ориентация на будущее (50% испытуемых) коррелирует с высоким самоконтролем, самоорганизацией, независимостью. Таким образом, соотношение времен в субъективной картине жизненного пути зависит от структурных особенностей и уровня развития личности.

Есть данные о возрастной изменчивости соотношений в сознании личности прошлого, настоящего и будущего. Согласно Т. Коттлу (T.Cottle) с переходом от детства к зрелости возрастает доля прошлого и будущего в сознании личности. В зрелости время будущего примерно равно прошедшему времени. Двадцатилетние испытуемые имеют диапазон будущего в три раза больший, чем прошлое по сравнению со зрелыми людьми (приводится по (6)).

Способность к организации времени жизни меняется с возрастом по мере развития личности. В детстве она минимальна, и ребёнок подчиняется режиму и социальному расписанию жизни в большей степени, чем распоряжается своим временем самостоятельно. В зрелости организация времени жизни зависит от личности, но в производственной и общественно-политической сферах это происходит в тех пределах, которые позволяют ей её статус и социальные функции.

Наибольшей самостоятельности человек достигает при организации своего свободного времени, но и тут есть немало ограничений, связанных с финансовой обеспеченностью и здоровьем. Пенсионеры в развитых богатых странах имеют широкие возможности для самоорганизации времени жизни, будучи материально независимы и свободны от выполнения многих функциональных обязанностей. Однако и для них неизбежна проблема сокращения будущего времени жизни, что может лишать смысла какую-либо деятельность старика при определённом отношении к ценностям жизни и собственной смерти.

Обессмысливание жизнедеятельности у старых или молодых людей приводит к экзистенциальной фрустрации. Обращенная в прошлое экзистенциальная фрустрация переживается как напрасно прожитая жизнь. По отношению к настоящему — как чувство безысходности, опустошённости. Есть и фрустрация будущего, когда блокируются цели, и человеку кажется, что его жизнь кончена (16).

Эти состояния исследовал Р.А.Ахмеров в контексте биографических кризисов (3). Биографический (жизненный) кризис — острая неудовлетворенность личности собственной жизнью, её продуктивностью. Последнее выражается в чувстве бесперспективности, когда человек не видит жизненной перспективы, чувстве опустошённости (переживание исчерпанности сил, отсутствия стимула к жизнедеятельности), нереализованности (чувство напрасно прожитых лет).

Справиться с экзистенциальными фрустрациями и биографическими кризисами легче удаётся зрелой личности с чувством ответственности, сильной волей и развитым биографическим мышлением. Важно, что преодоление трудностей на жизненном пути зависит от жизненной философии, на основе которой личность находит особые «техники бытия» (Г.Томэ), иначе говоря, вырабатывает индивидуальный стиль поведения в жизненных испытаниях. В общем, кризисы преодолеваются людьми, ставшими индивидуальностью, в том смысле слова, какой ему придавал В. Г.Ананьев.

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ

Психологическое время

В психологии человека существует объективное, измеряемое время протекания психических явлений. Это время простой сенсомоторной реакции со своей структурой (латентный и двигательный компоненты), время мыслительного решения задачи от постановки вопроса до нахождения ответа. Есть определённость психических состояний и свойств во времени. Психика как свойство мозга имеет объективные временные параметры в виде скорости, ритмов, темпа, последовательности фаз психических процессов. Во многом это зависит от свойств нервной системы и типа темперамента.

Объективное психологическое время существует и как время психического индивидуального развития с последовательностью фаз и закономерной их длительностью. Возрастные особенности психики первично зависят от количества прожитых лет, фазы жизни — топологии времени. Психологический возраст может не совпадать с биологическим и хронологическим (паспортным). Так что в один и тот же момент один и тот же человек может состоять в разных возрастах, и половозрелость, например, может сочетаться с умственной и личностной инфантильностью.

Наряду с объективным психологическим временем существует и субъективное, т. е. субъективное отражение временных характеристик материальных процессов в природе, обществе и самом человеке. Это, во-первых, непосредственное ощущение и восприятие временных интервалов типа отмеривания и оценивания сравнительно с эталоном. Психология исследует способность человека ориентироваться во времени, находит её зависимость от свойств индивида, его сенсорной организации и темперамента. С другой стороны выяснились зависимости оценки времени от заполненности интервалов. Незаполненные отрезки времени воспринимаются более длительными, насыщенные событиями и впечатлениями — короткими. Но в памяти всё наоборот: заполненные интервалы времени вспоминаются как длинные, а незаполненные, скучные, кажутся короткими.

Ориентация человека во времени зависит от знаний о нём и отражается не только непосредственно в восприятии и ощущениях, но и в мышлении. Благодаря мышлению мы имеем представление о глубине исторического и геологического времени (история Земли), можем думать о бесконечности времени Вселенной и философски соотносить свою жизнь с историей человечества и вечностью. Таким образом, субъективное время — отражение и ориентация в объективном времени — обеспечивается психическими процессами, начиная от ощущений и кончая мышлением.

В ЭТОМ круге явлений нас будет особо интересовать субъективное личностное время, или психологическое время личности как отражение в сознании личности её жизненного пути во времени. Конкретная форма представленности субъективного психологического времени личности названа Б.Г.Ананьевым субъективной картиной жизненного пути (СКЖП) (См. гл. 6).

В терминах времени личность осознаёт свою жизнедеятельность на жизненном пути. При этом она устанавливает связи между событиями жизни, в том числе причинно-целевые, причинно-следственные. Е.И.Головаха и А.А.Кроник, известные исследователи времени личности, определяют его как форму переживания человеком структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути (2, 213). В СКЖП отражаются случившиеся события и обстоятельства жизни, но также находит своё выражение жизненная программа личности, устремленная в будущее, построенная на основе осознания личностью событий и обстоятельств, их влияния на её жизненные планы (3).

Отражение времени жизни имеет явный аксиологический аспект: человек дорожит временем жизни, хочет успеть воплотиться в делах и вкусить все радости бытия. Ценность времени осознаётся в контексте жизненного пути, что влечёт за собой появление практического отношения к времени: временем не только дорожат, им пытаются овладеть, организуя особым образом свою жизнедеятельность. Поэтому в психологии существует точка зрения, согласно которой личностное время — это психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления жизнедеятельности через определённый способ жизни (4, 5).

Отражение, ценностное отношение и управление временем жизни — необходимые функции субъекта жизнедеятельности. Для их осуществления в трех временных модальностях у человека существуют способности памяти о прошлом, восприятия настоящего и воображения, направленного в будущее. Но все три временные модальности поддаются осмыслению в процессах биографического мышления. Оно интегрирует воспоминания, восприятие и воображение, вовлекая в свой поток образы настоящего, прошедшего и будущего. Именно посредством биографического мышления личность определяет свои жизненные выборы, а значит, судьбу.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять