Психосинтез

Сегодня предлагаем обсудить тему: "психосинтез". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Психосинтез: теория и практика

«Психосинтез: теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я»» — это всестороннее изложение учения, сделавшего смелую попытку не только соединить все лучшее, что было в предыдущих психологических практиках у Фрейда, Юнга, Жане и др., но и придать самому понятию «синтез» принципиально новое значение.

Если ранее шла речь в основном лишь о «восстановлении состояния, предшествовавшего расщеплению», то психосинтез Ассаджоли идет дальше — к развитию целостной и гармоничной личности.

Психосинтез. Хорошо забытое старое

Сегодня предлагаю начать разговор о психосинтезе. Это первое эссе, планирую три (в одно всё что я хотела сказать, не влезает) .
Это эссе написано на основании моего личного опыта — обучения, изучения и практики в направлении Психосинтез.

Направление «Психосинтез» к сожалению сейчас мало распространено. На мой взгляд, это очень хорошее и полезное направление, одно из моих любимых.

Основатель психосинтеза — Роберто Ассаджиоли, итальянский психолог и психиатр. Направление основано в начале 20 века.
Ученик Фрейда, он говорил об ограниченности психоанализа, и разработал собственное направление — психосинтез.

Сразу скажу о книгах, для тех кому интересно почитать больше. Рекомендую те, что понравились мне.
Книга самого Ассаджиоли «Психосинтез. Принципы и техники».
Маргарет Руффлер «Игры внутри нас»
Пьеро Феруччи «Кем мы можем быть»

А теперь о самом психосинтезе, за что я люблю это направление.

Во-первых, мне очень близка концепция бессознательного, от Ассаджиоли. И это напраление хорошо стыкуется с работой с бессознательным в эриксоновском гипнозе.
Кроме того, в психосинтезе есть работа с субличностями. Это понятие впервые появилось именно там. И уже позже идея субличностей была принята другими направлениями психотерапии.

О субличностях пойдет речь в следующем эссе.
А сегодня тема не менее интересная — структура бессознательного по Ассаджиоли.

1. Нижнее бессознательное:
Отвечает за жизнь тела (например управляет дыханием, сердцебиением, давлением), основные влечения и примитивные побуждения
Там же находятся страхи, фобии, навязчивые желания. Психосоматические проявления также исходят от низшего бессознательного.

2. Среднее бессознательное.
В нем усваивается полученный опыт и появляются плоды повседневной деятельости ума и воображения
Добавлю от себя, что в нем находятся поведенческие стратегии, убеждения, привычки (как полезные так и не очень)— всё то что обычно действует «на автомате».
Например, когда человек учится водить машину — то сначала он обращает внимание сознательно на каждое движение.
А потом всё это перемещается в среднее бессознательное — и можно вести машину, одновременно слушая аудиокнигу или разговаривая с попутчиком. И уже не задумываться о том, как нажимать на педаль газа или что переключать в коробке передач.
Это называется «бессознательная компетентность».

3. Высшее бессознательное
Отвечает за интуицию, вдохновение, таланты, сострадание, эмпатию, связь с чем-то бОльшим.

4. Поле сознание — это непосредственно осознаваемся в данный момент часть личности. Мысли, чувства, ощущения — которые сейчас доступны наблюдению и анализу.

5. Сознательное Я — это точка чистого самоосознания, тот самый кто осознает, наблюдает и анализирует.

6. Высшее Я — истинное Я, существующее над сознательным Я. Центр, из которого Я возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока). Можно сказать, что Высшее Я — это и есть душа.

7. Коллективное бессознательное — это внешняя психическая среда, с которой индивидуальное бессознательное связано.

Чем мне нравится такая концепция?
Она дает понятную структуру бессознательного, показывает что оно не однородно и в нем есть разные уровни, есть множество задач, которые оно решает.
И это очень хорошо сочетается с другим моим любимым направлением — эриксоновский гипноз (о нем было эссе, по ссылке)

Что можно с этим делать в сессиях и самостоятельно:

С нижним бессознательным можно договариваться, чтобы оно помогало привести в порядок самочувствие.
Например, если нет сил, но очень важно что-то сделать или присутствовать на событии — то можно попросить бессознательное помочь договориться с телом, чтобы сил хватило. И пообещать телу хороший отдых после этого. Обещание естественно нужно выполнить.

Однажды я даже попросила своё бессознательное отрегулировать мне давление — я страдала пониженным давлением (проверено по тонометру) и слабостью из-за этого. Чай и кофе не помогали, даже 2 чашки эспрессо подряд. В то время я уже практиковала эриксоновский гипноз, и попросила своё бессознательное отрегулировать давление и самочувствие до нормального. Больше проблем с давлением не было.
Справделивости ради, так можно регулировать далеко не все телесные состояния. Если у психосоматики глубинные причины — то такой договор с бессознательным даст лишь временный результат.

Среднее бессознательное может хорошо помогать в обучении — можно его попросить научиться так же хорошо что-то делать, как это получается у другого человека (перенести через контакт бессознательных способности, стратегии и навыки)

Если мне нравится как другой человек что-то делает — я прошу своё бессознательное помочь мне перенять у него эти навыки и способности.
В сессиях также можно, с помощью специальных методик (в том числе, работы в трансе), таким образом быстро обучаться новым вариантам поведения, перенимать навыки и способности.

Через высшее бессознательное проявляется интуиция, и можно его попросить собрать определенные данные по важной теме.

Интуиция — это функция бессознательного, которое собирает слабые сигналы, уровня ниже порога сознательного восприятия. Потом бессознательное обрабатывает эти сигналы, и когда их становится достаточно — отдает сознанию.

Например когда человек врет, на уровне сознания это может выглядеть логично и правдиво. Но все равно идет ощущение, что что-то не так. И это подсказка интуиции
которая собрала слабые сигналы — о голосе, о мимике, об интонациях и так далее, суммировала и выдала интуитивную подсказку «врет».
По моему опыту, такая интуиция обычно бывает права. Хотя конечно надо перерповерить факты.

Важно понимать, что разделение между низшим, высшим и средним бесознательным условно. Там нет четкой границы, что вот здесь заканчивается высшее и начинается среднее, или заканчивается среднее и начинается низшее. Они переходят одно в другое, как цвета в радуге.

Читайте так же:  Как расстаться с девушкой

В следующих эссе я продолжу рассказ про психосинтез.
Расскажу про субличности, как с ними можно общаться, и приведу упражнение «Диалог с субличностью»
Расскажу про центр — вокруг чего объединяются субличности, и как можно ощутить этот центр.

А как у Вас, есть ли у Вас контакт со своим бессознательным? Обращаетесь к нему за помощью, просите его о чем-то?
Прислушиваетесь ли к подсказкам своей интуции? Если не прислушиваетесь — то потом оказывается что она была права, или нет?

Приглашаю к обсуждения в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!

ПСИХОСИНТЕЗ

Содержание:

Найдено 7 определений термина ПСИХОСИНТЕЗ

Психосинтез

ПСИХОСИНТЕЗ

В 1926 г. в Риме Ассаджиоли основал Институт психосинтеза. Вторая мировая война прервала его деятельность, но с 1946 г. лекции по П. читались в Италии, Швейцарии и Англии. В 1957 г. в США была основана Ассоциация по исследованию психосинтеза, а во Флоренции (Италия) возобновил свою деятельность Институт психосинтеза. В 1959 г. был создан Центр психосинтеза в Париже, а в 1965 г. Индийский институт психосинтеза.

П. разрабатывался и использовался главным образом в психотерапии, но его принципы и методы могут применяться и в других областях, в первую очередь в психологической или психической гигиене для предотвращения невротических и психологических нарушений, в области образования. Особенно полезно применение П. при обучении одаренных и сверходаренных детей, у которых сверхсознательные функции пробудились или пробуждаются и их активность необходимо направлять и интегрировать с действием других функций. Еще одна сфера применения П. — межличностные и межгрупповые отношения, требующие регулирования и гармонизации. Наконец, П. может использоваться человеком для самовосприятия, ускорения внутреннего роста и самоактуализации, что должно быть целью, внутренней потребностью, жизненной экзистенциальной необходимостью каждого. Таким П. должен заниматься или, по крайней мере, пытаться серьезно заниматься любой врач, общественный работник и педагог (включая родителей).

В основе П. лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации или дисидентификации. Начинается оно с создания динамичного центра, на котором основан весь процесс синтезирования психологического многообразия в органическое целое. Самоидентификация является эффективным средством управления различными элементами личности и основана на фундаментальном психологическом принципе: «Над нами доминирует все, с чем наше «Я» идентифицировало себя. Мы управляем всем, от чего мы себя дисидентифицировали».

Интересно, что каждый человек имеет определенный тип самоидентификации, и тем не менее очень немногие когда-либо спрашивали себя, что это на самом деле значит, как это наиболее сознательно осуществить и какие последствия это влечет. «Самоидентификация», или «аутоидентификация», — достаточно неопределенный термин, и поэтому следует выделять три его различных значения.

Первое значение: индивидуум идентифицирует себя с тем, что составляет для него высшую ценность и чему он придает наибольшее значение. Этот тип самоидентификации может быть, с одной стороны, доминирующей функцией или фокусом сознания, а с другой — главной функцией или ролью, играемой в жизни. Например, девушка, которая участвует в конкурсе красоты, идентифицирует себя со своим телом и его совершенством. В этом ее фокус и точка самоидентификации, она прилагает всевозможные усилия для улучшения и сохранения своего тела. Спортсмен также идентифицирует себя со своим телом, но с иных позиций — с его мышечной силой и управляемостью. Группа интеллектуалов идентифицирует себя с умом, с мощью своего мозга и рассматривает себя в основном как мыслителей. У других более заметна самоидентификация с ролью. Например, многие женщины идентифицируют себя с ролью матери, а потому действуют и живут только как матери. Этот тип самоидентификации не дает переживания чистого «Я». Последнее, чувство собственной личности, тесно связано и почти сливается с фокусом оценки или ролью. Это приводит к тяжелым последствиям:

1) индивидуум не знает и не реализует себя на самом деле;

2) идентификация с одной частью своей личности исключает или значительно уменьшает способность к самоидентификации с другими частями и составляет камень преткновения в П.;

3) отношение как к ролевому, так и к доминантному типу самоидентификации; сам жизненный процесс делает их поддержание невозможным, например, старение прекрасной женщины, потеря силы атлетом, разрушение роли матери, взросление или смерть детей.

Все это может привести к серьезному кризису: индивидуум чувствует себя потерянным, и это трагедия многих людей, которая зачастую приводит к крайнему самоотрицанию — самоубийству.

Второе значение, которое дают термину «самоидентификация», — это внутреннее ощущение чистого самосознания независимо от любого содержания или функции его в смысле личности. Переживание чистого «Я», самосознания своей личности, независимой от всего внешнего, не возникает спонтанно, а является результатом определенного внутреннего экспериментирования.

Третье значение «самоидентификации» — осуществление высшего, или духовного, «Я». Оно отличается от переживания чистого «Я», но неотделимо от него полностью, так как существует одно «Я». Выделяют лишь различные уровни самоосуществления. Между самосознанием нормального уровня и полным духовным самоосуществлением имеются промежуточные стадии, или уровни.

Процесс достижения чистого самосознания на уровне личности не прямой. Здесь все время присутствует «Я», но прямого осознания его присутствия нет. Поэтому необходимо устранение всех частичных идентификаций. Эту процедуру можно выразить одним словом — интроспекция, что означает направление умственного взора или наблюдательной функции ума на мир психологических фактов, психологических событий, которые мы можем осознавать.

С помощью интроспекции мы приобретаем более сфокусированное, ясное осознание того, что Джеймс (James W.) назвал потоком разума, непрестанно текущим в нас. Это именуют также и позицией внутреннего наблюдателя.

Первая область внутреннего наблюдения, или интроспекции, — это ощущения, возникающие в теле; вторая — калейдоскоп эмоций и чувств; третья — сфера умственной деятельности, ментального содержания.

На практике существует постоянное взаимодействие между ощущениями, эмоциями и умственной деятельностью. Различие обусловлено лишь фокусированием внимания наблюдателя. Имеется отличие между этими тремя взаимосвязанными областями психологической деятельности и наблюдателем как таковым. Объективное наблюдение спонтанно и неизбежно вызывает чувство дисидентификации от любого содержания этих областей. Напротив, осознается стабильность и неизменность наблюдателя, который начинает понимать, что он может не только пассивно следить, но и в разной степени влиять на спонтанный поток, последовательность различных психологических состояний. Таким образом, он осознает себя отличным, дисидентифицированным от психологического содержания. Иными словами, человек должен активно различать содержание поля сознания и его центр, то, что его творит, — «Я». Здесь необходимо использовать метод последовательных дисидентификации от различных групп или слоев этого содержания — физических, эмоциональных и ментальных — с учетом адаптации метода в терминологии и языке к культурному уровню пациента.

Читайте так же:  Как перестать страдать

При лечении самоидентификация должна быть использована как можно раньше, так как это облегчает применение и усиливает действие всех остальных приемов. Методы самоидентификации являются основными не только в лечении П.; в образовании и интеграции личности они могут играть роль защитного механизма против постоянного избыточного потока влияний, внутренних и внешних, которые пытаются захватить «Я» и требуют идентификации. Эти приемы рассматривают также как часть повседневной духовной гигиены, поэтому самоидентификацию рекомендуют использовать в психотерапии как можно чаще, минимум 1 раз в день.

П. может стать: 1) методом психологического развития и осуществления истинного «Я» (самоактуализации) для тех, кто отказывается быть рабом своих внутренних иллюзий или внешних влияний, кто не хочет пассивно подчиняться игре психологических сил и решил стать хозяином своей собственной жизни; 2) методом лечения психологических и психосоматических нарушений, когда причина беспокойства — бурный и осложненный конфликт между сознательными и бессознательными силами или когда нарушения обусловлены глубинными и мучительными кризисами (не вполне понимаемыми самим пациентом), часто предшествующими фазе самоактуализации; 3) методом интегрального обучения, который не только благоприятствует развитию способностей ребенка или подростка, но и помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и создать на ее основе гармоничную, целесообразно живущую личность.

П. рассматривают и как индивидуальное выражение более широкого принципа — общего закона межличностного и космического синтеза. С более исчерпывающей, всеобъемлющей точки зрения всемирная жизнь сама по себе выступает для нас как борьба между разнообразием и единством — усиление и стремление к единению.

Выделяют личностный П. и духовный П. Личностный П. помогает избавиться от избытка энергии, высвобождаемой при исследовании бессознательного, и служит для управления избытком эмоциональной энергии, которая у многих людей составляет часть их натуры. Такой П. для многих пациентов является чрезвычайно желательным и вполне удовлетворительным достижением, превращая их в гармоничные личности, приведшие в порядок свой внутренний мир и отношения с обществом людей, к которому они принадлежат и которому приносят пользу.

Духовный П. — более широкий и высокий тип П. по сравнению с личностным и ориентирован на людей, которые не могут быть удовлетворены достижением последнего, хотя другим и это может казаться значительным успехом.

В нашей стране П. как метод лечения и профилактики нервно-психических расстройств до недавнего времени практически не применялся, подобно другим психодинамически-ориентированным методам психотерапии.

ПСИХОСИНТЕЗ

2. Подход к коррекции психологической — как направление связан с именем Р. Ассаджоли (Ассаджиоли), начинавшего как психоаналитик. Но в психосинтезе представление о личности отличается от психоаналитического, хотя и соотносится с ним. Собственно понятие психосинтеза означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.

Рассматриваются такие составляющие психики:

[1]

1) самость высшая — своего рода «внутренний бог»;

2) самость сознательная — Я — точка ясного осознания;

3) поле сознания — анализируемые чувства, мысли, побуждения;

4) бессознательное высшее, или сверхсознание — высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного — мысли и чувства, могущие легко осознаться;

6) бессознательное низшее — инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

Важную роль играет также понятие субличностей — как бы относительно независимых, более или менее развитых личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни. В ходе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается отличать их от самого себя — «мое, но не я» — посредством специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания вплоть до всего объема бессознательного и до постепенного раскрытия своего объединяющего психологического центра.

ПСИХОСИНТЕЗ

Психосинтез

ПСИХОСИНТЕЗ

Психоанализ предполагает проникновение в глубины бессознательного человека, разложение его душевной деятельности на элементарные составные части, выявление отдельных влечений и желаний, предопределяющих его мышление и поведение, раскрытие патогенных внутрипсихических конфликтов, обусловивших возникновение невротических симптомов. Именно эта работа и осуществляется психоаналитиком в процессе его терапевтической деятельности, когда он стремится показать больному состав его сложных душевных образований, неизвестных ему мотивов подавления влечений и желаний, приведших к заболеванию, а также специфические механизмы работы его психики.

По мере развития теории и практики психоанализа с необходимостью стали возникать вопросы, связанные с тем, может ли психоаналитическая терапия ограничиваться глубинным анализом или за ней должен следовать синтез, предполагающий целенаправленную работу по организации целостности и единства психики больного. Некоторые психоаналитики высказывали соображения о необходимости оказывать больному помощь в реорганизации его психической структуры с целью соединения между собой отдельных психических процессов и элементов. Так, в 1909 г. швейцарский психиатр К.Г. Юнг (1875–1961) в одном из писем З. Фрейду заметил, что «раз существует психоанализ, то должен существовать и «психосинтез», по тем же законам подготавливающий будущее». В свою очередь, австрийский психоаналитик В. Штекель (1868–1940) выразил свое полное согласие с мнением доктора В. Мартина о том, что «за анализом должен следовать синтез». Подобная точка зрения нашла свое отражение в статье В. Штекеля «Исходы психоаналитического лечения» (1914).

Нередко к психоанализу стало предъявляться требование, в соответствии с которым после анализа больной душевной деятельности должен следовать ее синтез. Предлагалось новое направление развития психоаналитической терапии, в рамках которой психоанализ дополнялся психосинтезом. При этом обнаружилось стремление отдельных психоаналитиков перенести центр тяжести терапевтической работы с анализа на синтез путем активного воздействия на пациента с целью обеспечения позитивного образа мышления и действия.

Читайте так же:  Измена мужа

В процессе дальнейшего развития теории и практики психоанализа установка на то, чтобы за анализом следовал синтез, не получила поддержки у большинства психоаналитиков. Некоторые из них, например К. Хорни (1885–1952), считали, что подобная установка возникла на основе неверного понимания анализа и роли психоаналитика при лечении нервных заболеваний. В работе «Невроз и развитие личности» (1950) она подчеркнула, что это неверное понимание основывалось на допущении необходимости устранять что-то в психике больного и, соответственно, взамен устраненного давать ему что-то положительное, чем тот смог бы жить, во что смог бы верить и для чего смог бы работать. Вместе с тем установка на психосинтез была подсказана, как считала К. Хорни, «хорошей интуицией». Она соответствовала аналитическому мышлению, рассматривающему лечебный процесс как «побуждающий отказаться от чего-то деструктивного ради того, чтобы дать возможность развиваться чему-то конструктивному». Другое дело, что вместо доверия к собственным конструктивным силам пациента сторонники психосинтеза неоправданно и ошибочно исходят из того, что психоаналитик должен искусственным путем чуть ли не навязывать пациенту позитивный образ мышления и действия.

Ассаджиоли Роберто. Книги онлайн

Роберто Ассаджиоли (Assagioli Roberto, 1888 – 1974) широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом».

Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты. В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основополагающая работа по психосинтезу и самая значительная в библиографии основателя этого терапевтического направления. Это «все, что вы хотели узнать о психосинтезе» — история, принципы и интеллектуальные предшественники, общие с другими направлениями психотерапии черты и особенности, представления о личности и возможностях и ограничениях личностного роста, а также богатейший подбор терапевтических техник, которые могут быть использованы в процессе аутопсихосинтеза.

«Психосинтез: теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я»» — это всестороннее изложение учения, сделавшего смелую попытку не только соединить все лучшее, что было в предыдущих психологических практиках у Фрейда, Юнга, Жане и др., но и придать самому понятию «синтез» принципиально новое значение.

Если ранее шла речь в основном лишь о «восстановлении состояния, предшествовавшего расщеплению», то психосинтез Ассаджоли идет дальше — к развитию целостной и гармоничной личности.

Анализ воли показывает, что она имеет несколько фаз или стадий, о которых пойдет речь ниже. Однако, имея в виду практические цели развития и воспитания воли, мы будем в основном рассматривать завершенный, эффективный и успешный акт воли и ее использование, т. е., волю в действии.

Комментарии читателей

See / 23.05.2014 Психосинтез: теория и практика

Ссылка на скачивание ведет на зараженный файл

Психосинтез

Психосинтез (итал. Psicosintesi , англ. Psychosynthesis ) — метод психотерапии [1] , саморазвития [2] и интегрального обучения [3] , основанный на теории, разработанной итальянским психологом и психиатром Роберто Ассаджиоли.

Содержание

Описание метода [ | ]

В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, соединив в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения, которому дал название «психосинтез». Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., а также создать возможности для самопознания личностью себя, самоосвобождения её от иллюзий и перестройки вокруг нового «центра Я». [2]

Для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход: [2]

  1. Глубокое познание своей личности.
  2. Контроль над составными частями своей личности.
  3. Постижение своего «Высшего Я» (см. модель) — выявление или создание объединяющего центра.
  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Модель человека, предложенная Ассаджиоли [ | ]

Концепцию Ассаджиоли можно представить в виде следующей модели («egg diagram»): [1]

  1. Нижнее бессознательное — простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения, примитивные побуждения; «комплексы», сновидения; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания) и т. д.
  2. Среднее бессознательное — элементы, сходные с психическими элементами бодрствующего сознания. В среднем бессознательном усваивается полученный опыт и появляются плоды повседневной деятельности ума и воображения, проявляющиеся в свете сознания.
  3. Высшее бессознательное — область проявления высших форм: интуиция, вдохновение, высшие чувства, стремление к героическим поступкам, талант.
  4. Поле сознания — непосредственно осознаваемая часть личности; поток мыслей, чувств, ощущений, доступных наблюдению, анализу и оценке.
  5. Сознательное «я» — точка чистого самоосознания; смысловой стержень сознания личности.
  6. Высшее «Я» — истинное Я, существующее над сознательным «я»; центр, из которого «я» возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т. п.)
  7. Коллективное бессознательное — внешняя психическая среда.

Психосинтез

психосинтез — психосинтез … Орфографический словарь-справочник

Психосинтез — (итал. Psicosintesi, англ. Psychosynthesis) метод психотерапии[1], саморазвития[2] и интегрального обучения[3], основанный на теории, разработанной итальянским психологом и психиатром Роберто Ассаджиоли. Содержание … Википедия

психосинтез — динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Р. Ассаджиоли. Опираясь на идеи и работы П. Жане, З. Фрейда, К. Юнга, Карузо, Кречмера и др., Р.Ассаджиоли, начиная с 1910 г., последовательно разрабатывал… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОСИНТЕЗ — (от греч. psyche душа и synthesis соединение) англ. psychosynthesis; нем. Psyc hosynthese. Метод психотерапии, заключающийся в обобщении, толковании и разъяснении больному информации, полученной при психоанализе. Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии

психосинтез — сущ., кол во синонимов: 1 • синтез (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Психосинтез — – одно из направлений современной динамической психологии, изучающее «синтез существования», «синтетическую психотерапию» в смысле воссоздания целостности и гармоничности личности, в том числе сознательной и бессознательной ее частей. Впервые… … Словарь-справочник по социальной работе

психосинтез — (психо + синтез) метод психотерапии, заключающийся в обобщении, толковании и разъяснении больному информации, полученной при психоанализе; в советской психиатрии не применяется … Большой медицинский словарь

Читайте так же:  Что делать, если муж стал раздражительным или агрессивным

Психосинтез — Термин психоаналитической терапии, заключающийся в обобщении, толковании и разъяснении больному информации, полученной методами психоанализа. По C. Jung, это метод конструктивного синтеза, обобщения главным образом продукции бессознательного –… … Толковый словарь психиатрических терминов

психосинтез сенсомоторный — управление состоянием и сознанием субъекта в процессе особого диалога суггестивного. Заключается в поэтапном формировании у него целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий,… … Большая психологическая энциклопедия

Психосинтез (psychosynthesis) — Психосинтетический подход Роберта Ассаджоли основан на представлении об унификации выражения личности чел. глубоким источником цели и направления, называемым трансперсональным Я. П., по сравнению с большинством др. методов терапии, в большей… … Психологическая энциклопедия

Психосинтез

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «психосинтез» в других словарях:

психосинтез — психосинтез … Орфографический словарь-справочник

Психосинтез — (итал. Psicosintesi, англ. Psychosynthesis) метод психотерапии[1], саморазвития[2] и интегрального обучения[3], основанный на теории, разработанной итальянским психологом и психиатром Роберто Ассаджиоли. Содержание … Википедия

ПСИХОСИНТЕЗ — (от греч. psyche душа и synthesis соединение) англ. psychosynthesis; нем. Psyc hosynthese. Метод психотерапии, заключающийся в обобщении, толковании и разъяснении больному информации, полученной при психоанализе. Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии

психосинтез — сущ., кол во синонимов: 1 • синтез (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ПСИХОСИНТЕЗ — Начало концепции П. заложено в тезисах Ассаджиоли (Assagioli R.); автор представил их в 1910 г. на соискание ученой степени доктора наук по психоанализу. Он развивал свои идеи и соединил в практической деятельности различные приемы психотерапии,… … Психотерапевтическая энциклопедия

Психосинтез — – одно из направлений современной динамической психологии, изучающее «синтез существования», «синтетическую психотерапию» в смысле воссоздания целостности и гармоничности личности, в том числе сознательной и бессознательной ее частей. Впервые… … Словарь-справочник по социальной работе

психосинтез — (психо + синтез) метод психотерапии, заключающийся в обобщении, толковании и разъяснении больному информации, полученной при психоанализе; в советской психиатрии не применяется … Большой медицинский словарь

Психосинтез — Термин психоаналитической терапии, заключающийся в обобщении, толковании и разъяснении больному информации, полученной методами психоанализа. По C. Jung, это метод конструктивного синтеза, обобщения главным образом продукции бессознательного –… … Толковый словарь психиатрических терминов

психосинтез сенсомоторный — управление состоянием и сознанием субъекта в процессе особого диалога суггестивного. Заключается в поэтапном формировании у него целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий,… … Большая психологическая энциклопедия

Психосинтез (psychosynthesis) — Психосинтетический подход Роберта Ассаджоли основан на представлении об унификации выражения личности чел. глубоким источником цели и направления, называемым трансперсональным Я. П., по сравнению с большинством др. методов терапии, в большей… … Психологическая энциклопедия

Психосинтез как метод психотерапии

Психосинтез — динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Психосинтез относится к трансперсональной психологии.

Психосинтез используется как метод психотерапии психосоматических расстройств в первую очередь тогда, когда их причиной является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил пациента или же когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов. В последнем случае сами пациенты не всегда осознают или правильно оценивают происходящие в них процессы.

Ключевым в психосинтезе является понятие «субличности».

Работа с субличностями состоит из следующих этапов (Руффлер, 1998):

  1. Осознание и распознавание.
  2. Принятие.
  3. Координация и трансформация.
  4. Интеграция.
  5. Синтез.

Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются:

  • постижение своего истинного (высшего) Я,
  • постижение на основании этого внутренней гармонии и
  • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

Центральная проблема человеческой жизни — несвобода, кажущаяся «раздвоенность» (Я — личностное, не осознающее и отрицающее существование другого Я — истинного, присутствующего скрыто, не поддающегося непосредственному осознанию). На самом деле Я едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими можно через следующие этапы:

Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов.

Более подробно с теоретическими положениями психосинтеза можно ознакомиться в работах (Ассаджиоли, 1992, 1994; Йоуменс, 1989; Руффлер, 1998; Рейнуоттер, 1996; Фер-руччи, 1972; Firman, 1991; Rowan, 1990).

Психосинтез

Психосинтез — подход в психологии: феноменологическая парадигма, смесь психоаналитического и трансперсонального направления. В психосинтезе основные проблемы взрослого поведения не только объясняются событиями и переживаниями детства (как в психоанализе), но и рассматриваются как возможность самоосознания и фундамент для обретения психологической целостности.

Идейный автор психосинтеза: Карл Густав Юнг. Юнг предлагал считать классический анализ Фрейда лишь первым этапом на пути развития, за которым следует этап психологического синтеза.

Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Психосинтез — динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Суть ее заключается в определенном подходе к строению и функционированию внутреннего мира человека. Схематично внутренний мир человека был представлен в виде сферы (монады), погруженной в поле коллективного бессознательного (окружающую психическую среду). Оболочка сферы проницаема, как мембрана, что обеспечивает процессы взаимного влияния человека и среды. Внутренний мир человека состоит из низшего, среднего и высшего бессознательного поля сознания, сознательного Я (эго) и высшего Я. Задача психосинтеза — посредством специальных техник помочь человеку глубоко изучить собственную личность (свое бессознательное, свое истинное «Я»), установить контроль над различными элементами своей личности, выявить свои противоречия, понять себя после постижения своего истинного «Я» — создать новый, объединяющий его личность центр. Психосинтез заключается в формировании или перестройке личности вокруг нового центра, что в результате позволяет человеку стать хозяином своей жизни, избавиться от психических и соматических расстройств, развить свои способности, обнаружить свою истинную духовную природу и построить под ее руководством гармоничную, эффективную личность. См.→

[2]

Ключевым в психосинтезе является понятие «субличности».

Психосинтез как метод психотерапии

Психосинтез используется как метод психотерапии психосоматических расстройств в первую очередь тогда, когда их причиной является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил пациента или же когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов. Смотри Психосинтез как метод психотерапии

Читайте так же:  Тревожное расстройство методы профилактики и лечения разных форм заболевания

Принципы и техники психосинтеза

В этой статье мы рассмотрим с вами понятие психосинтеза, его виды, техники психосинтеза. Здесь вы найдете ответы на вопросы, что такое психосинтез, принципы и техники, разработанные в этом направлении. Каковы направления психосинтеза?

Кратко расскажем вам об истории зарождения психосинтеза. Роберто Ассаджиоли создал психосинтез. Первоначально ученый занимался изучением и развитием психоанализа, но счел его методы недостаточными для того, чтобы достичь гармонии личности, поэтому создал другую отрасль науки – психосинтез.

Психосинтез Ассаджиоли – это не что иное, как развитие и самосовершенствование человеческой личности. Прибегнув к помощи психосинтеза, каждая личность сможет понять, что имеет способность управлять своими психическими процессами. Созданные техники и упражнения, разработанные специально для психосинтеза, позволяют устранить препятствие в виде рационального ума, найти проблему, скрытую в психике человека, и тем самым получить возможность ее решить.

Определение. Основные понятия

Психосинтезом называется метод, с помощью которого можно управлять сознанием и психической активностью человека. Психосинтез не является сугубо терапевтическим методом, он может быть использован каждым желающим для повышения психологической устойчивости.

Целью психосинтеза является объединение всех качеств и функций человека, только такая гармония позволяет активировать побуждения для дальнейших действий.

Сенсомоторный психосинтез – данный метод психологии направлен на управление состояниями сознания посредством психологического воздействия на сознание человека, то есть внушения, для помощи в решении определенных терапевтических проблем.

Интерактивный психосинтез базируется на этнокультурной и межкультурной символике и способах генерации особых переживаний, способствует созданию у человека целостного и единого «Я».

[3]

Рассмотрим этапы психосинтеза:

  • Первым делом необходимо обнаружить свои комплексы, которые складывались на протяжении многих лет с самого младенчества, поскольку они оказывают большое влияние на формирование неврозов.
  • Путем разбора своих проблем происходит открытие новых граней самого себя, улучшение себя и совершенствование.

Познание самого себя, своего сознания является в психосинтезе лишь начальной ступенью.

Основной принцип психосинтеза состоит в том, что человек способен к осознанию всех граней бытия, различных и отличных от себя.

Все мы отождествляем себя по-разному: чьи-то отождествления связаны с красотой и телом (модели, спортсмены); иные же связывают себя с интеллектом (ученые); третьи же на первое место ставят чувства (влюбленные люди). Сейчас мы привели пример «неполезного» отождествления, поскольку оно не дает вам возможности познать себя со всех сторон.

Нам необходимо «изъять» из своего внутреннего мира все комплексы, дурные мысли, то есть отделить их от внутреннего «Я». «Изъятые комплексы» необходимо разложить перед собой и постараться, разобравшись в них, избавиться от этих элементов внутреннего мира, чтобы освободиться от скованности. Необходимо учиться управлять ими.

Ни в коем случае нельзя подавлять негативную энергию внутри себя, пуская все на самотек. Управление негативом подвластно лишь тому, кто познал все грани своей сущности.

Как контролировать элементы личности

Для обретения контроля над некоторыми из элементов личности психологи прибегают к методу работы над субличностями. Что такое субличность? Сейчас мы поясним.

Субличность – это часть личности человека, которая образуется вокруг какой-либо потребности, со временем становится больше и начинает стремиться к независимому существованию. Такие образования возникают в любом возрасте человека, имея при этом свой собственный стиль и характер. Можно наблюдать усиление их влияния в человеке, поскольку они имеют свои цели, отличные от других.

Нет понятий «плохая» или «хорошая» субличность. Это неотъемлемая часть нас самих, которая выражает наши мысли, желания и потребности. Однако она может принести вред, если мы позволим ей одержать над собой верх.

Чтобы не позволить субличности захватить нас, существует несколько правил обращения с ней:

  • Необходимо определить и отделить друг от друга разные стороны своей личности, они могут быть противоположны друг другу. Нельзя заключать их в бессознательные цепи разума, необходимо признать и принять их.
  • Необходимо сопротивляться и бороться с тем, что одерживает над нами верх, не позволяя бросать себя из стороны в сторону.
  • Субличности не должны противостоять друг другу, они должны дополнять друг друга и делать человека сильнее.
  • Необходимо возведение всех субличностей на высшую ступень и полное раскрытие каждой из них.
  • Познание каждой из них. Необходимо проделать большую сложную работу, и в результате мы познаем свое истинное «Я».

Этапы психосинтеза

Рассмотрим этапы, из которых состоит процесс психосинтеза:

1. Первый шаг связан с выбором идеальной личности, к которой нам предстоит стремиться. Нужно представить ее, быть может, нарисовать или же описать, каким вы хотите быть. Важно понимать, что представить и стать – это две разные вещи, и с этого все только начинается.

2. Необходимо задействовать все внутренние силы и энергию на пути к идеалу. Должны гармонировать все части личности, нельзя стремиться лишь какой-то из частей. Только их совместное постижение сможет помочь вам сделать следующий шаг.

3. Третий шаг трудоемок – теперь с помощью имеющихся уже качеств развиваем те, которые вы хотите приобрести для своей «идеальной» личности.

4. Соединение воедино всех своих качеств. Пребывание в гармонии с самим собой, со своим разумом. Буква сама по себе просто знак, но из букв складываются целые шедевры литературы.

Сегодня мы поговорили о психосинтезе. Психосинтез направлен на постижение нами самих себя, принятие и избавление от комплексов, которые так часто мешают нам в повседневной жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Психосинтез полезен не только в терапии – каждому человеку необходимо научиться не давать ничему постороннему руководить собой. Это тяжело приобретаемый навык, но все возможно. Автор: Вера Чугуевская

Психосинтез
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here