Развитие ребенка в 1 год

Начало второго года жизни вашего малыша знаменуется его новыми и интересными достижениями. Совершенствуются навыки, связанные с владением собственным телом, – в первую очередь ходьба. Но самые важные изменения касаются интеллектуального развития: прошло всего 3 месяца с первого дня рождения, а сознательность ребенка за это время возросла многократно. Пожалуй, именно в начале второго года наиболее заметен переход от младенчества, когда кроха активно растет и учится управлять своим телом, к детству – времени любопытства и осмысленного освоения окружающего мира.

Физическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца согласно нормативам отечественных педиатров:

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 3 месяцев по данным ВОЗ:

Окружность головы, см

На вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год 3 месяца, стоматологи отвечают: примерная норма – 12 зубов. К «стандартным» для годовалых малышей 8 зубикам добавляются первые верхние, а затем и первые нижние моляры, или жевательные зубы. Разумеется, организм каждого ребенка индивидуален, поэтому сроки и темпы прорезывания зубов могут существенно отличаться.

Режим дня, сна и кормления ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш может по-прежнему спать 2 раза днем, и это является абсолютно нормальным, но многие дети переходят в этом возрасте на 1 дневной отдых. Общая продолжительность сна составляет в этом возрасте около 13,5 часов, из них на ночной сон приходится 10-11 часов.

Питание ребенка по-прежнему 4-5-разовое, с интервалами между кормлениями 3-4 часа.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Главное качество ребенка в возрасте 1 год 3 месяца – любопытство! Малышу интересно всё вокруг: он исследует все углы вашего дома, откроет дверцы попавшихся ему на глаза шкафов и тумбочек, вытащив их содержимое, с одинаковым восторгом будет рассматривать машины на проезжей части, других детей на игровой площадке и голубей, клюющих зернышки. Увидев что-то новое и манящее для себя, ваш первооткрыватель поспешит скорее туда – и тут уж мама должна быть начеку, чтобы предупредить возможные опасности. Но и ограждать кроху от всего подряд не нужно, ведь именно сейчас он учится и активно познает окружающее пространство.

Поведение ребенка в этом возрасте построено на инстинктах и чувствах. Он явно перенимает мимику и действия других людей: улыбается, хмурится или смеется, видя такие проявления эмоций у близкого взрослого или другого ребенка. Теперь вы можете понять выражение лица своего крохи – радостное или грустное, просящее, заинтересованное, возмущенное.

Малыш быстро отвлекается и переключает внимание, настроение может меняться очень часто. Отказ или ограничения в действиях вызывают у ребенка явный протест, выражаемый мимикой, жестами или криком. Неудачное действие, а также всё новое и неожиданное могут вызвать очевидное напряжение и даже огорчение у крохи.

Мама по-прежнему остается для малыша главным человеком. Если с близким человеком ребенок расслаблен, улыбается и смотрит ему в глаза, всячески привлекает внимание и грустит при его уходе, то незнакомец может вызвать напряженность и даже испуг.

В этом возрасте для ребенка очень важна реакция взрослого на его действия. Несмотря на возросшую самостоятельность, похвала и ободрение мамы являются для малыша главными мотиваторами. Именно поэтому он постоянно наблюдает и пытается подражать увиденным действиям взрослых – вытирает пол тряпочкой, пытается складывать вещи в стиральную машину, причесывается. Таким способом кроха старается определить свою позицию в социальном окружении.

Умения и навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш в 1 год 3 месяца уже различает формы и размеры предметов: мячики, кубики, колечки; большие и маленькие игрушки. Может сортировать их по цветам.

Ребенок уже довольно уверенно собирает пирамидку и строит башенку из 4-5 кубиков.

С интересом рисует карандашом/фломастером, зажав его в кулаке.

Игровые действия с предметами в основном подражательные – те, которым научили взрослые (кормить куклу, уложить спать плюшевого мишку).

Что касается бытовых навыков, малыш пьет из чашки, умеет набирать еду в ложку и доносить ее до рта (взрослый обычно при этом его докармливает). Пытается вытирать руки после умывания. Может начать проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 3 месяца

Несмотря на то, что ребенок говорит еще совсем немного (до 20 облегченных слов), его понимание речи за последние 3 месяца значительно увеличилось. Теперь он знает названия многих бытовых предметов, игрушек, одежды, действий, ситуаций. Помнит имена близких взрослых. По просьбе малыш может показать части тела у себя и у игрушки, выполняет простые просьбы.

К этому возрасту возрастает интерес ребенка к книгам. Родителей порадует то, насколько точно кроха запоминает всё, что ему рассказывают и читают – если его попросить найти ту или иную картинку, он откроет нужную страничку книги и покажет нужное изображение.

Количество слов активной речи может отличаться у разных детей, но обычно их произнесение бывает связано с:

  • моментами радости, удивления;
  • увиденным знакомым явлением;
  • собственным движением или игрой;
  • подражанием;
  • просьбой взрослого.

Первые простые слова часто связаны с подражанием звукам, издаваемым животными или предметами (му – корова, га-га – гуси, ту-ту – паровозик).

Развитие ребенка в год

Годовалый ребенок уже очень сильно отличается от новорожденного младенца, ведь за 12 месяцев своей жизни он приобрел огромное множество новых навыков и умений, его мышцы значительно окрепли, а словарь понимаемых слов и терминов заметно расширился. Произошли серьезные изменения и в активной речи малыша, а также в эмоциональной сфере.

Между тем, как физическое, так и психологическое развитие ребенка в год продолжает идти вперед семимильными шагами. С каждым месяцем своей жизни кроха постигает все больше новых знаний, а ранее известные для него навыки и умения постоянно совершенствуются. В данной статье мы расскажем вам, как в норме протекает развитие малыша в год и после этой даты.

Что должен уметь малыш в 1 год?

Годовалый ребенок должен уверенно стоять, удерживая вертикальное положение и ни на что не опираясь. Большинство деток к этому возрасту уже начинают самостоятельно ходить, но все же некоторые младенцы еще опасаются делать шаги без поддержки и предпочитают активно ползать, в том числе спускаясь и поднимаясь по лестнице. В норме годовалый карапуз может присесть, выпрямиться и подняться на ноги из любого положения. К тому же, такие детки с легкостью и удовольствием залезают на кресло или диван и спускаются с них.

12-месячный малыш может какое-то время играть самостоятельно, собирая и разбирая пирамидку, составляя башню из кубиков или катая перед собой игрушку на колесиках. Развитие активной речи у ребенка в 1 год характеризуется множеством лепетных слов, произносимых на своем «детском» языке. Все же, годовалые детки уже произносят от 2 до 10 осознанных слов так, что их понимают все окружающие. Кроме того, кроха должен обязательно реагировать на свое имя и слово «нельзя», а также выполнять простейшие просьбы.

Развитие ребенка после 1 года по месяцам

Даже если ваш малыш не сделал свои первые шаги до исполнения ему одного года, он обязательно сделает это в первые 3 месяца после дня рождения. Так, к 15 месяцам нормально развивающийся ребенок обязательно должен делать самостоятельно не менее 20 шагов и при этом не присаживаться и ни за что не держаться.

Играть с малышом после года становится намного интереснее, ведь он делает это совершенно осознанно и с большим интересом. Теперь кроха уже не тянет несъедобные предметы в рот и в целом становится более аккуратным. На втором году жизни, как мальчики, так и девочки, с удовольствием играют в различные сюжетно-ролевые игры, «примеряя» на себя роль мамы, папы и других взрослых. Игры и остальные действия теперь сопровождаются различными эмоциями, возгласами и богатыми мимическими движениями. В период с 12 до 15 месяцев все дети начинают активно использовать указательный жест, а также кивать и мотать головой в знак согласия или отрицания.

Развитие ребенка в полтора года отличается огромной долей самостоятельности. В этом возрасте кроха с легкостью ходит, бегает и выполняет массу других действий без помощи взрослых. Большинство деток уже могут самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Некоторые малыши успешно раздеваются своими силами и даже пытаются одеваться. Приблизительно в этом возрасте дети уже начинают хорошо контролировать позывы в туалет, поэтому могут без особых проблем отказаться от использования одноразовых памперсов.

После полутора лет у малышей происходит значительный прорыв в речевом развитии – появляется множество новых слов, которые кроха уже пытается складывать в маленькие предложения. Особенно хорошо и быстро это получается у девочек. В норме активный речевой запас ребенка в возрасте 1 год 8 месяцев должен составлять не менее 20 слов, а в 2 года – от 50 и выше.

Не стоит сильно переживать, если ваш сын или дочь немного отстает от своих сверстников. Ежедневно занимайтесь со своим малышом, и он быстро наверстает упущенное. Для этого удобно использовать различные методики раннего развития для детей от года, например, систему Домана-Маниченко, методику «100 цветов» или игры Никитина.

В некоторых случаях родителям может быть сложно понять свое чадо в этот период взросления, поскольку малыши после года нередко начинают очень сильно капризничать и упрямиться, и мамы и папы не знают, как себя с ними вести. Чтобы лучше понимать своего сына или дочь, советуем вам прочитать книгу «Развитие личности ребенка от года до трех». Используя это великолепное психологическое пособие для выстраивания правильного общения со своим ребенком, вы всегда сможете понять, все ли в порядке, и на что следует обратить особое внимание.

Развитие ребенка в 1 год происходит очень быстро. Изменения в развитии происходят почти на глазах. Малыш растет и каждая мама внимательно следит за его развитием.

Общаясь с другими мамами и их детьми непроизвольно сравниваешь своего ребенка с его ровесниками. И очень сильно переживаешь, если твой ребенок в чем-то уступает соседскому малышу. Масла в огонь часто подливают родственники и знакомые «осведомленные» о том, что должен уметь ребенок в этом возрасте и рассказывающие о каких-то фантастических малышах, умеющих в год чуть ли не читать стихи.

Помимо этого в Интернете много статей с перечнем того, что должен уметь малыш в 1 год, после прочтения которых складывается впечатление, что твой ребенок безнадежно отсталый.

Надо понимать, что у каждого ребенка свои индивидуальные темпы роста и развития. Однако есть определенные возрастные нормы и, если те или иные навыки и умения не сформируются у ребенка к 1 году, то можно говорить о задержке развития.

Давайте попробуем разобраться, что же всё-таки должен уметь годовалый малыш. Ниже мы собрали таблицу развития ребенка в 1 год.

Физическое развитие ребенка в 1 год

По данным ВОЗ средний рост девочек в 12 месяцев составляет 74 см (границы нормы от 71,4 до 76,6 см) при весе 8,9 кг (границы нормы от 7,9 до 10,1 кг).

Средний рост мальчиков в 12 месяцев составляет 75,7 см (границы нормы от 73,4 до 78,1 см) при весе 9,6 кг (границы нормы от 8,6 до 10,8 кг).

Нормы ВОЗ разработаны с учетом того, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, набирают вес медленнее ровесников, находящихся на искусственном вскармливании.

Также хотелось отметить, что к году у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна, показатель того, что зуб скоро появится.

Таблица развития ребенка приведена на основе издания доктора медицинских наук, профессора — Шабалова Николая Петровича.

Развитие ребенка в 1 год соответствует норме если он умеет:

  • ​Уверенно самостоятельно сидеть.
  • ​ Активно ползать (за исключением малышей, которые начинают вставать и ходить, минуя период ползания, что также является вариантом нормы).
  • ​Лазить по лестнице вверх или вниз.
  • ​Забираться на невысокие предметы, мебель.
  • ​Вставать на ножки из любого положения и уверенно стоять на них.
  • ​Ходить при помощи взрослого, держась за одну или две ручки.
  • Кушать с ложки, пить из чашки. Предпринимать попытки самостоятельно пить из чашки и есть ложкой.
  • Держать в руках нетяжелые предметы и перекладывать их с места на место.
  • Показывать рукой на интересующий предмет (указательный жест).

Развитие речи ребенка в 1 год. Умственное и психологическое развитие соответствует норме если он:

  • Понимает значение хотя бы 10-30 слов.
  • Понимает простые бытовые инструкции, типа «найди», «дай», «отнеси».
  • Понимает понятия «можно» и «нельзя».
  • Понимает, когда его хвалят или ругают.
  • Выражает свои эмоции. Плачет или сердится, если его ругают. Радуется, увидев близкого взрослого.
  • Различает интонации голосов и выражения лиц и по-разному на них реагирует.
  • Узнает голоса и лица членов семьи.
  • Реагирует на своё имя, знает имена близких людей или заменяющие их слова «мама», «папа» и т.п.
  • Знает и реагирует на некоторые бытовые звуки – шум машины, лай собаки, звонок телефона.
  • Проявляет интерес к своему изображению в зеркале.
  • Несколько минут удерживает внимание на одном действии, например, рассматривание картинки в книжке или просмотр мультфильма.
  • Лепечет, повторяет слоги, подражает различным звукам, повторяет звуки за взрослыми.
  • Подражает действиям взрослых.

Так же, рекомендуем прочитать вот эту статью, где развитие ребенка расписано по неделям: Основные этапы развития младенца по неделям. Что и когда должен уметь делать малыш.

Что действительно должно насторожить в развитии ребенка 1 года:

  • Речь малыша лепетная, практически нет слогов, он не использует слова.
  • Его не интересуют игры с другими детьми.
  • Не стремится подражать действиям взрослых.
  • Не прислушивается к звукам музыки, к речи взрослого.
  • Не обращает внимания на свое отражение в зеркале и не гримасничает.
  • Игры ребенка носят разрушительный, а не конструктивный характер.
  • Не может выполнить простейшие просьбы взрослого, например, найти или принести.
  • Не может удерживать в руках игрушки и не может их подать по просьбе взрослого.
  • Не умеет ползать на четвереньках (некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски, но если надо, то становятся на четвереньки).
  • Не может сделать несколько шагов держась за руки взрослого или ходит с поддержкой за счет опоры на носки.
  • У ребенка выраженное ограничение действий у той либо другой руки.

Если родители заметили один или несколько перечисленных выше признаков, то следует обратиться за советом к педиатру. Надеемся такая таблица развития ребенка в 1 год поможет вам разобраться, что должен уметь малыш.

Спасибо! Обязательно подпишитесь на наш блог для молодых мам ?

Ребенку 1 год

Время летит незаметно… Малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает/надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, — кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Показатели годовалых детей в среднем составляют:

Вес мальчиков 8900 — 11600 кг
Вес девочек, кг 8500 — 10800 кг
Рост мальчиков 72,3 — 79,7 см
Рост девочек 71,4 — 78,5 см
Окружность головы мальчиков 44,5 — 48,6 см
Окружность головы девочек 43,5 — 47,3 см

Речевое развитие

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов — «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Режим дня и сон

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как яйца, макароны, каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная), нежирные сорта мяса, рыбы, овощи (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос), хлеб, сухарики, печенье, сливочное/растительное масло, молочные и кисломолочные продукты (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко), зелень (укроп, петрушка). Различные ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?

Обзор развивающих пособий и опыт «бесполезных» игр.

Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития

годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только «развивающими» играми и игрушками?

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать «развивающие пособия»: паззлы для самых маленьких (по пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, «Противоположности», «В зоопарке», «Цвета и формы», «Изучаю себя»). Затем настал черед «фотоальбомов».

«Фотоальбомы» — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная «по складам» — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими («овощи», «одежда», «мебель», «музыкальные инструменты», «дорожные знаки», «породы собак» и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой «Как дать ребенку энциклопедические знания». Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но. жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки. Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: «Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим». Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то. неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения «не растите гения», «не гонитесь за рекордами», «не нагружайте ребенка». Но установка «не ждите реакции и результата» как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь «ранним развитием» своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что «так надо», «полезно» и «правильно».

Вот оно, раннее развитие!

. Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся «зверский аппетит». Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер. Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое «старинное» озеро — наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

Одновременно с альбомами ребенок «подсел» на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в «забавную пирамидку». Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями «больше-меньше».

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой «логический куб» с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

«Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?»

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять «логический куб» на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним «зарядкой».

Подход к ребенку

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и. положил его на место.

— Нет, мам, у меня не получится.

— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

— Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!

Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи «взрослого мира», а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в «раннем развитии», я поняла для себя несколько важных вещей:

  1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, «как надо» и «как правильно». Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
  2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. «У тебя обязательно получится, ты такой молодец!».

Но. Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за «границу», но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали «девочку с санками» пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как «взрослая лекция», поможет ей преодолеть «барьер» и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

«Бесполезные» игры

Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только «развивающими» играми, напрочь позабыв про игры «бесполезные» (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня

— Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, «у доктора», на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении «развивающих» заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

Теперь я знаю: «бесполезных» занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.

Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.

Вашему ребенку 1 год… И даже не верится, что вы всего год назад встретились с этим замечательным карапузом! Из беспомощного комочка малыш превратился в очень самостоятельного человека, который хорошо ползает и уже, скорее всего, ходит, а также пытается общаться с взрослыми с помощью первых простых слов. Кроха понимает основной смысл вашей речи, различает понятия «можно» и «нельзя», знает названия окружающих предметов, играет в несложные подражательные игры, пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из кружки.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Рост и вес ребенка в 1 год согласно нормативам отечественных педиатров:

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года по данным ВОЗ:

Окружность головы, см

Многих родителей волнует, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год. По мнению стоматологов, нормальным считается наличие 8 зубов у годовалого малыша. Однако сроки прорезывания и темпы появления зубов у детей существенно отличаются, поэтому не стоит переживать, если у крохи всего 2-4 зуба или уже целых 12.

Режим дня ребенка в 1 год. Сон и режим кормления ребенка в 1 год

Многие годовалые малыши спят днем два раза, примерно по 1,5 часа на каждый сон, но некоторые уже готовы перейти на однократный дневной отдых (около 2-2,5 часов). Не стоит пытаться изменить режим сна насильно, кроха сам покажет вам, когда будет готов к переменам. Обычно это проявляется в нежелании укладываться на первый сон – это значит, что пришло время сместить его на более позднее время. Продолжительность ночного сна обычно составляет у годовалых детей 10-11 часов.

Часто родители жалуются, что их ребенок в 1 год плохо спит и просыпается ночью. Это связано с незрелостью нервной системы и активным развитием мозга в период до 3 лет, а отнюдь не свидетельствует о каких-либо нарушениях. Дополнительным фактором, влияющим на качество сна, могут быть и режущиеся зубки.

Годовалые дети обычно кушают 4-5 раз в день, а примерный интервал между приемами пищи составляет 3 часа. Если годовалый ребенок плохо ест, причин тому может быть масса, в том числе и ошибки при введении прикорма: слишком ранний или поздний прикорм (без учета появления пищевого интереса), попытки кормить насильно, перекусы между приемами пищи. Однако в целом советуем родителям не переживать на тему кормления малыша слишком сильно, ведь ему не уже, а всего год.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года

Часто именно с возрастом 1 год связывают понятие кризиса 1 года, хотя проявиться он может и раньше, и несколько позже. Некоторые психологи называют это период первым переходным возрастом ребенка, поскольку малыш переходит из состояния беспомощного младенчества к некоторой самостоятельности. Теперь он умеет ходить и может дотянуться до прежде недоступных предметов, но при этом многое ему не разрешают взрослые.

Резкий скачок физического и психического развития часто вызывает у детей раздражительность, капризы и даже истерики. Лучший выход в такой ситуации – проявить терпение. Обнимите, погладьте малыша, так он успокоится намного быстрее, чем если вы начнете его «воспитывать» и ругать.

Умения и навыки ребенка в 1 год

Ваш годовалый малыш понимает и умеет уже очень многое. За 12 месяцев он вырос на 20-25 см, утроил массу тела и прошел непростой путь обучения множеству навыков.

Если говорит о двигательных умениях, то дети в 1 год:

  • хорошо ползают на четвереньках;
  • встают самостоятельно, держась за мебель;
  • переступают с ноги на ногу;
  • ходят боком;
  • ходят с поддержкой за одну руку, за обе руки или самостоятельно;
  • сидят без поддержки с прямой спинкой;
  • устойчиво сидят на стуле;
  • наклоняются вбок, чтобы взять желаемый предмет.

Активно проявляется подражание и взаимодействие с взрослыми. Годовалый малыш уже умеет:

  • махать рукой «пока-пока»;
  • мотать головой «нет»;
  • выполнять разученные действия с игрушками (кормить куклу);
  • повторять привычные действия мамы (причесываться, дуть на горячее, и т.п.)
  • указывать на предмет, который хочет получить;
  • смотреть в указываемом направлении;
  • обнимать и протягивать руки к маме;
  • выражать обиду с помощью хныканья или плача;
  • прекращать действие, за которое его ругают;
  • понимать похвалу и повторять одобряемое действие.

Кроме того, к 1 году дети играют, повторяя разученные действия с игрушками. Ребенок может:

  • складывать игрушки в коробку;
  • пинать и катать мяч;
  • играть в «ку-ку», прятаться;
  • кидать предметы;
  • снимать кольца с пирамидки
  • удерживать карандаш, рисуя каракули.

Вы заметите, насколько осознанными станут действия вашего крохи: он помнит, где вы спрятали ту или иную вещь; интересуется книгами, картинками и фотографиями; пытается самостоятельно причесаться и снять носки.

Малыш самостоятельно пытается пить из чашки и есть ложкой. К году он уже может жевать пищу (конечно, нужно еще учитывать количество у него зубов).

Речь ребенка в 1 год

Малыш активно взаимодействует с взрослым, хотя сказать еще может совсем немного. Основной способ его общения – жесты, лепет и простые лепетные слова.

Ребенок понимает многие слова:

  • названия частей тела, предметов и игрушек;
  • глаголы-действия (есть, пить, спать);
  • свое имя;
  • запрет (нельзя, нет);
  • похвалу.

Кроха может выполнить простое поручение типа «дай», «принеси», «подними». Он отрицательно крутит головой – «нет», указывает на желаемый предмет пальцем и говорит на «своем языке». Активный словарный запас малыша пока невелик и состоит из 2-10 слов. Причем слова эти не всегда понятны и очевидны, а состоят они, как правило, из одного или нескольких одинаковых слогов.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять