Самоэффективность

Сегодня предлагаем обсудить тему: "самоэффективность". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Понятие самоэффективности

Самоэффективность – это вера индивидуума в собственные способности и усилия, убеждение в том, что они обязательно позволят добиться поставленной цели.

Следует отметить, что понятие самоэффективности является основным в теории специалиста Бандуры.

В частности, он полагал, что массовая или коллективная самоэффективность представляет собой совокупность ряда индивидуальных самоэффективностей, каждая из которых может проявляться в разных сферах деятельности индивидуума.

Уровень или состояние самоэффективности определяет субъективное отношение человека к качеству и производительности его деятельности. При чем это самое отношение определяется рядом факторов: существующие возможности развития, внутренние резервы личности, выбор конкретных решений, постройка дальнейших планов и стратегии деятельности.

Личностная самоэффективность

Вера конкретного индивидуума в собственные возможности, а также способности справляться с тем или иным видом деятельности представляют собой характеристику, которая в психологии приобрела термин «личностная самоэффективность». Из всех существующих возможных классификаций широкое распространение получило разделение данной характеристики на самоэффективность в общении или самоэффективность в деятельности.

Во время общения данная личностная черта проявляется в виде убеждения субъекта в своей достаточной компетенции относительно темы разговора. То есть подразумевается уверенность человека в том, что он может выступать более чем адекватным и подходящим коммуникатором во время разговора, сможет выслушать собеседника и на должном уровне поддержать диалог. Соответственно, самостоятельная эффективность в деятельности – это убеждение индивидуума в своей способности проявить должные навыки и опыт в конкретном предполагаемом виде деятельности.

Примечательным является то, что такая форма убеждения в своем личном успехе никогда не лишена объективности, поскольку происходит из внутренних «источников» сознания. К ним относится, среди числа прочих, достижения различного уровня и в любой сфере жизни, которых индивидуум уже добился. Говоря иными словами, самоэффективность базируется на реально существующем прогрессе человека в самореализации и самосовершенствования.

Также значительным методом создания самоэффективности может стать социальной моделирование. Суть заключается в том, что мотивацией для роста самостоятельной эффективности может стать наблюдение за деятельностью других субъектов, которые напоминают чем-то индивидууму его самого. Созерцания чужого успеха в предстоящей деятельности может стать подоплекой для убеждения в реализации собственных сил.

Самоэффективность с точки зрения психологии

Самоэффективность с точки зрения психологии – это устойчивое чувство субъективной эффективности и компетенции в конкретно возникающем вопросе или сфере жизни, деятельности. Впервые данный термин разработал и ввел Американский специалист А.Банудра, обозначая им способность человека к ощущению личностных навыков, умения совладать с конкретным набором условий и возникающих задач, ситуаций, развивающихся в течение всей жизни.

В настоящий момент, теория Бандуры широко распространена среди других специалистов. В ее основе лежит концепция отсутствия веры индивидуума в эффективность и какую-либо действенность своих навыков. Отсутствие такой веры приводило бы к серьезным нарушениям поведения. Данная теория поднимает вопрос о объемности понятия самоэффективности, подчеркивая тот факт, что она представляет собой поведенческую компетентность субъекта в целом. Иными словами – это убежденность человека в своей способности продемонстрировать в любой сложной ситуации максимально оптимальное поведение.

Тем не менее, следует понимать, что вероятность успеха в той или иной деятельности зависит не только от личностной компетенции человека. Так индивид, который располагает высокой самостоятельной эффективностью и осознал действенность своих методов, прикладывает гораздо больше усилий и концентрации к выполняемым задачам.

Если же самоэффективность недостаточна, а то и вовсе отсутствует, наблюдается противоположная картина – действительно низкая активность и производительность, упадок мотивации, которые вызываются недоверием к своим собственным возможностям и умениям. Человек располагающий высокой самоэффективность изменяется и в индивидуальном плане, воспринимая возникающие перед ним преграды или даже неудачи как вызов или испытание. То есть самостоятельная эффективность также является основным источником устойчивой и постоянной мотивацией.

Помимо этого, существуют различные источники роста и развития самоэффективности. Разумеется, основным и, пожалуй, наиболее важным, является факт личной успешности и достижений в уже пережитом прошлом. Любой опыт успешного достижения цели должен рассматриваться как фундамент самоэффективности. Поставить перед собой цель, сделать все возможное и невозможное, добиться своего – вот что позволяет ощущать себя успешным и максимально уверенным в своих собственных силах. Такой рост возможен только при условии активной деятельности и целеустремленности, когда убеждения в своих силах не только зарождаются, но и обретают устойчивость.

Самоконтроль

Широко распространено мнение, что именно самоконтроль является показателем сильной индивидуальности. Тем не менее, данное мнение ошибочно. К примеру, если такой человек намерен продемонстрировать контроль над собой и проявить эмоции, чувства которых он совершенно не испытывает (или же подавить негативные эмоции), то он только затратит ряд своих внутренних сил. Если рассматривать самоконтроль именно с данной позиции, то он становится показателем субъекта с невысокой выносливостью.

В то же время вера в собственные умения и силы способствует развитию самоконтроля, что в дальнейшем повышает показатель самоэффективности. В этом заключается тот факт, что самоконтроль и самоэффективность, несмотря на очевидное различие между собой, все же имеют общие черты. Если упростить данную взаимосвязь, то можно сказать, что развитие самоконтроля ведет к увеличению собственной эффективности, так как создает у индивидуума чувство не только контроля над собой, но и веры в то. Что он может взять под контроль ситуацию вокруг себя.

Следует не забывать, что оптимистическое отношение к себе, как к компетентной и вполне способной к успеху личности – это не только залог вполне реального успеха, но также и личного здоровья, чувства удовлетворенности и счастья. Такой человек в значительно меньшей степени подвержен риску развития апатии или депрессивных расстройств, менее тревожны и более настойчивы в плане реализации своих планов и продумывания стратегии успеха.

Самоэффективность

Концепция самоэффективности лежит в основе социальной теории психолога Альберта Бандуры. Теория Бандуры акцентирует своё внимание на роли научения и социального опыта в развитии личности.
Согласно Бандуре, отношение, возможности и умственные способности личности заключены в так называемую «Я-концепцию». Эта система играет главную роль в том, как мы воспринимаем ситуации и как ведём себя в ответ на различные ситуации.

Что же такое самоэффективность?
Согласно А. Бандуре, самоэффективность – это «вера в собственные возможности справится с трудными жизненными ситуациями (1995)». Другими словами, самоэффективность – это вера человека в успешность собственных действий в той или иной ситуации.

Читайте так же:  Валидность

Практически все люди могут ставить перед собой цели и желать, чтобы эти цели были достигнуты. Тем не менее, многие так же осознают, что реализовать свои планы не так-то просто. Бандура и многие исследователи обнаружили, что индивидуальная самоэффективность играет важную роль в том, как цели, желания и мотивы воплощаются в жизнь.

Люди с высоким уровнем самоэффективности:
считают, что неразрешимых ситуаций не бывает;
развивают глубокий интерес к той сфере деятельности, в которой занимаются;
достаточно быстро приходят в себя после неудач и стрессов.

Люди с низким уровнем самоэффективности:
избегают сложных ситуаций;
верят в то, что сложные задачи и поручения не для них;
зацикливаются на собственных ошибках и неудачах;
быстро теряют веру и уверенность в собственных возможностях.

Как самоэффективность развивается? Эта вера начинает формироваться в раннем детстве. Тем не менее, развитие самоэффективности не заканчивается в молодости, а продолжается в течение всей жизни человека – приобретая новый опыт, знания и понимание (Bandura, 1992).

Согласно Бандуре, существует четыре главных ресурса самоэффективности:

1. Собственный опыт
«Самый эффективный способ развития собственной самоэффективности – это собственный опыт», – объясняет Бандура. При успешном разрешении проблемной ситуации у человека повышается уровень личной самоэффективности. Тем не менее, неудачное решение и провал может послужить снижению этого уровня.

2. Социальный опыт
Удачное разрешение проблем другими – также является важным ресурсом самоэффективности. Согласно Бандуре, «у человека, который видит, как другой субъект добивается успеха, появляется вера в то, что и он сможет справиться с возникающими трудностями.

3. Социальное убеждение
Бандура так же утверждает, что человек способен убедить себя в том, что у него имеются необходимые ресурсы и возможности для достижения поставленной цели. Сказанные когда-то слова ободрения и похвалы могут помочь человеку просто поверить в себя. Получая от общества позитивную информацию о себе, человек фокусируются именно на своем успехе, а не на неудачах.

4. Эмоциональный подъём
Настроение, эмоциональное состояние и уровень стресса так же могут влиять на то, как человек чувствует свои возможности в сложившейся ситуации. У человека, который становится чрезвычайно нервным перед публичными выступлениями, может снизиться уровень собственной самоэффективности.

Самоэффективность

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ — см. Эффективность личности. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

Самоэффективность — (self efficacy) – в необихевиоризме термин А.Бандуры, обозначает ощущение индивидом своей способности и возможностей справляться с определённым набором проблемных ситуаций, которые возникают в его жизни … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ — Термин Бандуры для обозначения ощущения индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни … Толковый словарь по психологии

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ — восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации. Понятие С. было разработано американским социологом Альбертом Бандурой в рамках социально когнитивной теории личности (1977, 1982, 1986). Социально когнитивная… … Социология: Энциклопедия

Самоэффективность — (self efficacy) идея, что человек может овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется … Общая психология: глоссарий

Самоэффективность — (self efficacy). To, что индивидуум способен предпринять в некоторой данной ситуации … Психология развития. Словарь по книге

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ — (SELF EFFICACY). В социально когнитивной теории суждения людей относительно их способности вести себя релeвантно специфической задаче или ситуации. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с.705) … Глоссарий по политической психологии

Самоэффективность — (Self efficacy). Концепция, предложенная Бандурой, в которой подразумевается убежденность индивидуума в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно являлось результативным … Теории личности: глоссарий

Самоэффективность (self-efficacy) — Источники эффективности Вера людей в свою эффективность происходит из четырех осн. источников. Наиболее эффективный способ уверовать в собственную эффективность достичь высоких рез тов в чем либо. Успехи закладывают основу устойчивого убеждения… … Психологическая энциклопедия

Само-эффективность — Самоэффективность вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей,… … Википедия

Концепция самоэффективности (А. Бандура)

Самоэффективность — вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности.

В ряде исследований Бандура показал, что еще одной причиной нарушений поведения может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это открытие Бандуры часто называют «теорией самоэффективности». Самоэффективность, или вера в эффективность, означает убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. То есть вера в эффективность означает оценку собственной очень конкретно обозначенной поведенческой компетентности.

По мнению Бандуры, существенной характеристикой многих психических заболеваний является недостаток доверия собственным поведенческим способностям а также способностям переживания. Многие заболевания сопровождаются недооценкой или неверной оценкой собственных способностей и поведенческих навыков.

То, сможет ли конкретный человек в заданной ситуации достичь успеха, зависит не только от его собственной компетентности, но и от целого ряда других факторов. Однако для психического здоровья и хорошего самочувствия важны не столько объективные результаты сами по себе, сколько их интерпретация конкретным человеком и ожидания успеха, положительных результатов собственных действий.

Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Эта же самоэффективность может влиять и на характеристики среды — на последствия поведения.

Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что еще более снизит самоэффективность.

Читайте так же:  Мания преследования

Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.

В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности и ожидание результатов.

Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определенное поведение приведет к определенным результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.

Влияние самоэффективности на поведение зависит от ее степени, обобщенности и силы. Это влияние многообразно: самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определенного типа; выбор поведенческих альтернатив; тип, частоту и продолжительность попыток овладения трудной ситуацией; атрибуцию успеха и неуспеха. Хотя, конечно, нельзя преуменьшать и обратного влияния на самоэффективность результатов действий, моделей, которые доступны наблюдению и т. д.

На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства:

1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.

2. Опыт, приобретенны посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).

3. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.

4. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).

Самоэффективность понимается Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая по своей силе, обобщенности и степени находится в реципрокной (взаимной) зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.

Влияние последствий поведения на самоэффективность существенно зависит от того, каким образом человек воспринимает и оценивает эти последствия. Если в прошлом опыт поведения в определенном круге ситуаций (например, требующих умения сказать «нет») был преимущественно негативным, то самоэффективность в этой сфере будет низка, внимание сфокусируется на негативных последствиях отказа, эти последствия будут личностно проинтерпретированы, что снизит в свою очередь самоэффективность в будущем.

Теория Бандуры в достаточной степени обоснована не только теоретически, но и экспериментально. В целом ряде исследований были подтверждены следующие гипотезы:

1. Ожидания эффективности коррелируют на высоком уровне значимости с реальным поведением. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведения, которого он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Ожидая получить отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведет к отказу, и именно отказ оказывается в центре его внимания.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Посредством оценки ожиданий и уровня самоэффективности можно достаточно точно предсказать реальное поведение. Выслушав клиента и внимательно проанализировав его слова, мы уже можем предположить, как именно он поведет себя в той или иной ситуации. Изменив его ожидания, сфокусировав внимание на непривычных аспектах собственного поведения и окружающей действительности, мы также изменяем его поведение.

Свои исследования Бандура проводил в клинике, проводя терапию больных с классическими фобиями — страхом змей, пауков, высоты. Однако множество последователей Бандуры в разных странах мира убедительно доказали, что представления Бандуры о том, что когнитивные факторы, и в первую очередь — самоэффективность, могут в существенной мере управлять поведением, легко можно перенести из области клинической терапии — терапии классических фобий — в сферу регуляции социального поведения. Отсутствие самоэффективности может быть существенным тормозом формирования социальной компетентности и формирования активности человека. При определенных обстоятельствах недостаток самоэффективности становится причиной невротических нарушениях.

Для измерения самоэффективности при участии Бандуры был разработан тест общей самоэффективности, существующий в настоящее время более чем в 20 национальных версиях, в том числе — русской. Этот тест можно использовать в практической и научной работе, в том числе — для межкультурных исследований и сравнений.

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации. Понятие «С.» было разработано американским социологом Альбертом Бандурой в рамках социально-когнитивной теории личности (1977, 1982, 1986). Социально-когнитивная теория основывается на принципе взаимного детерминизма поведения, личностных факторов и окружения. Убеждения относительно С. зарождаются и укрепляются в процессе активной деятельности, направленной на решение задач, которые ставит перед ним ситуация. Концепция С. тесно связана с концепциями выученной беспомощности М. Селигмана и локуса контроля Дж. Роттера.

Бандура рассматривает С. как важный когнитивный фактор, воздействующий на поведение человека и его результаты посредством когнитивных, мотивационных, аффективных, селективных и физиологических процессов. Высокая воспринимаемая С. изменяет мышление, способствуя увеличению количества самоодобряющих суждений. Она также определяет силу и устойчивость мотивации к деятельности, особенно в том случае, если индивид сталкивается с препятствиями на пути к цели. В аффективной сфере С. связана с уменьшением уровня тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах. Воспринимаемая С. влияет на выбор той или иной стратегии действий (селективные процессы). Она способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий ему возможность проверить и подтвердить свои способности справляться с трудностями. Такая оценка ситуации вызывает возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы, то есть мобилизацию ресурсов организма и усиление положительных эмоций.

Убеждения относительно С. формируются под воздействием четырех факторов:

1) Переживание собственных успехов в деятельности, которое способствует укреплению веры в свои силы и одновременно — более активному и энергичному поведению. Этот фактор развития С. был учтен при разработке стратегий когнитивно-бихевиористской терапии депрессивных расстройств, где он получил название «принцип малых шагов». На начальных стадиях лечения, когда основными проблемами пациента являются апатия и низкая самооценка, ему предлагаются не слишком сложные задачи, успешно решая которые, он становится все более уверенным в себе. В случае же постоянных неудач, пусть даже они обусловлены объективными факторами, человек может вообще разочароваться в своих способностях достигать желаемых целей и, соответственно, управлять результатами своего поведения. Подобное состояние, получившее название «выученная беспомощность» (learned helplessness, М. Селигман), выражается в пассивности, апатии, депрессии, угнетении всех жизненных функций.

2) Пример других людей. Наблюдение за тем, как действуют в сложных ситуациях окружающие, изменяет суждения наблюдателя о собственной С. Если в результате наблюдения обнаруживается, что большие усилия, приложенные для достижения цели, оказались напрасными, восприятие С. уменьшается. Чем больше сходства между индивидом, успешно решающим какую-либо задачу, и наблюдателем, тем сильнее у последнего чувство С. Однако в том случае, когда сходство невелико или вообще отсутствует, С. может существенно снизиться. Это положение Бандуры находит частичное подтверждение благодаря исследованиям процессов социального сравнения. Если в качестве объектов сравнения предлагаются выдающиеся люди, успешно решающие какие-либо серьезные проблемы, это может оказать негативное влияние на самооценку наблюдателя (Ш. Тэйлор, Дж. Вуд). Наблюдение не только способствует изменению воспринимаемой С., но и помогает усваивать полезные навыки.

[1]

3) Социальное убеждение. Когда значимые для индивида люди высоко оценивают его способности и уверяют его в том, что ему по силам преодолеть трудности, восприятие С. усиливается.

Читайте так же:  Выносливость

4) Переживание эмоциональных и физиологических состояний, связанных с осуществлением каких-либо действий. Если человек при решении задачи испытывает высокий уровень тревоги и внутреннего напряжения, он может прийти к выводу о том, что не способен достичь цели. Если же он испытывает приятное возбуждение, положительные эмоции, это усиливает его уверенность в себе. В этой связи следует отметить, что восприятие С. зависит не столько от реальных характеристик физиологических процессов (и тревога, и сильные положительные эмоции обладают сходными физиологическими характеристиками), сколько от собственной оценки этих состояний.

Бандура подчеркивает роль С. в различных областях жизни человека и общества: здоровье, семья, образование, карьера, политическая и общественная деятельность.

Внутри понятия С. выделяют индивидуальную эффективность и коллективную эффективность. Последняя связана с восприятием группы людей способности совместно преобразовывать социальную ситуацию, отстаивать определенные политические взгляды и бороться за свои права, то есть, по собственному выражению Бандуры, за желаемое социальное будущее. Он полагает, что коллективная эффективность является важным фактором развития общества на современном этапе. На возникновение убеждений относительно коллективной эффективности влияют следующие условия:

1. Глобализация политики и экономики, формирование всемирного рынка. Это приводит к уменьшению ресурсов национальных правительств, к ущемлению интересов отдельных наций и, как следствие, к снижению убежденности граждан в том, что правительство работает эффективно. Кроме того, в результате подобных изменений экономическое благополучие и даже выживание некоторых групп населения (фермеров, сельскохозяйственных рабочих, представителей этнических меньшинств) оказывается поставленным под угрозу. Поэтому граждане все сильнее начинают стремиться к самостоятельному контролю над ситуацией, организуя политические партии и общественные движения (например, экологические, антиглобалистские).

2. Сложность социальных и естественнонаучных технологий, посредством которых регулируется современная жизнь (бюрократические процедуры, медицинские и информационные технологии и т.д.). В результате многие люди отказываются от собственного контроля над ситуацией в пользу высокообразованных специалистов. С другой стороны, у некоторых из них возникает желание сделать свою социальную жизнь столь же успешной, сколь успешен технический прогресс.

Бандура подчеркивает, что ключевым фактором позитивных социальных изменений является достижение согласия в целях и методах действий, в противном случае политическая борьба превращается в борьбу самолюбий отдельных лидеров, а плюрализм мнений — в отвержение любых взглядов на жизнь, кроме тех, которых придерживаются представители данной социальной группы.

[3]

Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что включение фактора С. в формализованные модели поведения способствует увеличению их прогностической значимости. Неудивительно, что данное понятие все больше используется в социологии и в различных отраслях психологии. Тем не менее в адрес концепции С. высказывается достаточно много критических замечаний. Хотя сам Бандура подчеркивает важность точного восприятия С., в работах его последователей этот вопрос до сих пор мало исследован. Если полезные эффекты С. широко известны, негативное влияние завышенной оценки собственных способностей мало обсуждается, а часто и вообще игнорируется. Бандура утверждает также, что понятие С. является культурно универсальным. Тем не менее следует учитывать, что концепция С. возникла в американской психологии и неизбежно отражает ценности, характерные для американской культуры, в частности, ценность достижений и успехов (иногда в ущерб межличностным отношениям и душевному благополучию).

Самоэффективность и вера в себя

«Сделай себя сам, и сделай как можно лучше, для этого ты ведь и существуешь» Ральф Уолдо Эмерсон

Уверенность в себе – это эмоциональное состояние человека

Это состояние появляется благодаря биологическим процессам, которые можно запустить в одно мгновение и поддерживать с помощью выработанных привычек, которые помогут сделать уверенность в себе обычным состоянием. Развитие уверенности в себе

Современные психологи разделяют уверенность в себе на три фактора:
• Самоуважение – это то, насколько человек ценит самого себя.
• Нарциссизм – деструктивная форма самоуважения.
• Самоэффективность – способность достигать личных целей.

Официальный взгляд психологии на проблему развития уверенности в себе основывается на балансе двух позитивных факторов — самоуважения и самоэффективности, избегая нарциссизма.

Если рассчитывать исключительно на самоуважение, не уделяя внимания самоэффективности, то это может привести к обретению краткосрочной уверенности и ощущению упущенных возможностей.

Когда мы ценим себя, уважаем то, помогаем другим, в результате получаем самоуважение и верим, что сможем достичь успеха (самоэффективность), – только тогда мы создаем плодотворную почву, на которой можно вырастить уверенность в себе

В состоянии уверенности нет самовлюбленности, нет негативного отношения к окружающим. Нарциссизм и уверенность в себе – два противоположные понятия.

Избегайте нарциссизма

Причиной нарциссизма является одержимость собой. Он проявляется в нездоровом внимании к собственным желаниям, нуждам, успехам – и в том, как все это представляется окружающим.

Оценивайте всех людей одинаково и старайтесь не оценивать окружающих по уровню их материального достатка или умственного развития. 7 привычек успеха

Умейте посмеяться над собой. Помогайте окружающим всем, чем можете. Ведь нарциссы настолько сосредоточены на себе, что не способны увидеть нужды других людей. Те, кто овладел истинной уверенностью, не нуждаются в подпитке своего эго. Они знают, что с ними все в порядке, поэтому не боятся оказаться чьей-то целью для нападок. Как защитить себя в конфликте?

Самоуважение

Уровень самоуважения определяется нашими же реакциями на собственные поступки в различных сферах жизни. Это дает возможность сосредоточиться на тех аспектах жизни, в которых мы можем показать себя с лучшей стороны, с целью выстроить общую самооценку и чувство собственного достоинства. Зачем нам нужна самооценка?

Читайте так же:  Шопоголизм

Сосредоточьте свое внимание на том, что у вас получается лучше всего, даже если это умение варить вкуснейший борщ. Составьте список своих умений и навыков, и просматривайте его каждый раз, когда вы в чем — то проигрываете.

«Человек должен обладать верой в собственные силы, чтобы достичь успеха, чтобы сражаться и восстанавливать силы, чтобы преодолевать неизбежные препятствия и несправедливости этой жизни» Альберт Бандура, известный американский психолог

Самоэффективность

Самоэффективность – одна из самых изучаемых сфер уверенности в себе

Известный психолог Альберт Бандура дает замечательные советы по развитию самоэффективности. Люди с повышенным чувством самоэффективности обычно:рассматривают трудности как обязательные задания, которые необходимо выполнить. Как относиться к своим ошибкам и неудачам?

Самоэффективность — это проявления повышенного интереса к тем делам, которыми с желанием занимаешься. Мало того, люди с достаточным уровнем самоээфективности быстро оправляются от неудач и разочарований. Большинство хочет чего-то достичь. Люди понимают, что осуществить эти планы будет достаточно непросто. Пошаговая система достижения целей

Бандура и другие исследователи выяснили, что люди с повышенным чувством самоэффективности достигнут своих целей в отличие от людей с низким чувством самоэффективности.

Итак, люди с низким уровнем самоэффективности:

Избегают сложных заданий так как уверены, что выполнение сложных задач и разрешение трудных ситуаций находятся за гранью их возможностей. Такие люди сосредотачиваются на личных неудачах и негативных последствиях и конечно быстро теряют уверенность в собственных силах.

Приемы самоэффективности

Вот несколько мини — советов, которые помогут поверить в свои возможности:

[2]

Правило самоэффективности: Выполните какое — нибудь задание, доведя его результат до совершенства. Как последовательно достичь абсолютно любой цели?

Правило самоэффективности: Наблюдайте за успешными действиями других, которые также является важным источником самоэффективности.

Правило самоэффективности: Бандура выяснил, что некоторых людей можно просто убедить в том, что они обладают необходимыми навыками и способностями, чтобы достичь успеха. Общайтесь с теми людьми, которые могли бы убедить вас в том, что вы способны выполнить то или иное задание.

Правило самоэффективности: Обратите внимание на свое самочувствие перед тем, как завершаете задание, убедите себя, что сможете достигнуть поставленной задачи. Верьте в себя!

Альберт Бандура и его теория самоэффективности

Первым ученым, сформулировавшим термин самоэффективности, был Альберт Бандура (1925-1988гг) — американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. он закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс.

В последние годы Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения (Bandura, 1977a, 1989b, 1989c). Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. С точки зрения Бандуры, самоэффективность, или осознанная способность справиться со специфическими ситуациями, влияет на несколько аспектов психосоциального функционирования. То, как человек оценивает собственную эффективность, определяет для него расширение или ограничение возможности выбора деятельности, усилия, которые ему придется приложить для преодоления препятствий и фрустраций, настойчивость, с которой он будет решать какую-то задачу. Короче говоря, самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций.

Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Эта же самоэффективность может влиять и на характеристики среды — на последствия поведения.

Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что еще более снизит самоэффективность. Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.

В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation). Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определенное поведение приведет к определенным результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.

Влияние самоэффективности на поведение зависит от ее степени, обобщенности и силы. Это влияние многообразно: самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определенного типа; выбор поведенческих альтернатив; тип, частоту и продолжительность попыток овладения трудной ситуацией; атрибуцию успеха и неуспеха. Хотя, конечно, нельзя преуменьшать и обратного влияния на самоэффективность результатов действий, моделей, которые доступны наблюдению и т.д.

Бандура (Bandura, 1989b, 1989с) предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения. Рассмотрим каждый из этих четырех факторов.

1. Способность выстроить поведение. Бандура утверждает, что наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Попросту говоря, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания. Эстрадный артист, которого вдруг обуял страх перед выступлением, может сказать себе, что он уже выступал много раз без каких-либо происшествий и конечно сумеет сделать это опять. С другой стороны, люди, страдающие от неуверенности в своей способности выступать перед аудиторией из-за неудачи в прошлом, могут прийти к заключению, что им это просто не дано. Конечно, если человеку с низкой самоэффективностью дать какой-то стимул сделать то, чего он боится, самоэффективность будет усиливаться.

Читайте так же:  Развитие ребенка по месяцам до года

2. Косвенный опыт. Хотя и не столь действенный, как фактическое поведение, косвенный опыт также может быть источником высокой самоэффективности. То есть наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться. Студенты, которые боятся задавать вопросы в большом классе, могут, например, изменить прогноз эффективности с «я не могу сделать это» на «возможно, я смогу», если они были свидетелями того, как их товарищи задавали вопросы без катастрофических последствий для себя. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие столь же компетентные люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки, это, по всей вероятности, ухудшит его прогноз собственной способности выполнить подобные действия.

3. Вербальное убеждение. Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Возьмем мать, которая уверяет дочь, что она может справиться с трудным предметом в школе. Вербальная поддержка не просто помогает дочери поверить, что ей по силам «сделать это», но и может способствовать развитию навыков учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успеху. Конечно, такая уверенность может с легкостью исчезнуть, если фактические успехи в освоении трудного предмета не соответствуют ожидаемому результату. Более того, вербальное воздействие на ребенка, который пытается добиться какого-то результата, должно быть в рамках его реальных возможностей и способностей. Если не следовать этому правилу, то попытка помочь, возможно, напротив, подорвет веру в родителя и оставит ребенка с пониженным прогнозом эффективности. Бандура выдвигает гипотезу о том, что сила вербального убеждения ограничивается осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего. Терапевт может убедить чересчур полного пациента поменьше есть и побольше заниматься физическими упражнениями; но тот же самый терапевт вряд ли сможет убедить клиента в том, что тот способен влезть на Эверест.

4. Эмоциональный подъем. И наконец, так как люди сверяют уровень эффективности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности. Человек, испытывающий неуверенность при общении с женщинами, может почувствовать, как его сердце начинает ускоренно биться и ладони становятся мокрыми, когда он звонит женщине, назначая ей свидание. Если он относит эти физиологические реакции к тревоге, он может решить, что слишком нервничает, чтобы вынести все это. Если, однако, он замечает, что вполне спокоен, набирая номер, то может решить, что он более эффективен, чем полагал. Как видно из данного примера, люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны.

Подведя итоги вышесказанного, мы можем отметить, что концепция А. Бандуры, названная им самоэффективностью — своего рода научная трактовка здравого смысла, на который опирается сила позитивного мышления. Оптимистическая вера в собственные силы приносит ощутимые плоды. Люди с высокой самоэффективностью более настойчивы, менее тревожны, менее склонны к депрессиям, добиваются больших успехов в обучении (Gecas, 1989; Maddux, 1991; Scheier & Carver, 1992). Это подтверждается дополнительными исследованиями «локуса контроля», оптимизма и «приобретенной беспомощности».

Оптимистическая вера в наши собственные возможности приносит дивиденды (Bandura et al., 1999; Maddux, 1998; Scheier & Carver, 1992). Дети и взрослые, обладающие ярко выраженным чувством самоэффективности, более упорны, менее тревожны и реже впадают в депрессию. У них лучше обстоят дела со здоровьем, и они добиваются больших академических успехов.

В повседневной жизни самоэффективность заставляет нас ставить перед собой трудные цели и добиваться их, не пасуя перед трудностями. Результаты более ста исследований свидетельствуют о том, что самоэффективность прогнозирует результативность работника (Stajkovic & Luthans, 1998). Когда возникают проблемы, развитое чувство собственной эффективности подталкивает работника не к размышлениям об их неадекватности, а к поиску решений. Достижение есть сумма двух слагаемых — стремления к победе и настойчивости. А достижения способствуют росту самоэффективности. Достижения, являющиеся результатом упорного труда, способствуют росту не только самоуважения, но и самоэффективности.

Даже едва уловимые манипуляции с самоэффективностью способны повлиять на поведение. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента Бекка Леви на бессознательное восприятие (Levy, 1996), в ходе которого 90 пожилым испытуемым предъявлялись слова, активизировавшие негативные или позитивные стереотипы старости. Некоторым испытуемым на 0,066 с предъявляли такие слова, как увядание,забывает или слабоумный.Сознательно испытуемые воспринимали только вспышку или размытое световое пятно. Несмотря на это, предъявление позитивных слов приводило к повышению самоэффективности памяти (т. е. к уверенности испытуемого в своей памяти). Предъявление же негативных слов возымело противоположное действие. Похоже, что в Китае, где преобладает позитивный образ старости, а люди, видимо, более уверены в собственной памяти, значительно меньше пожилых людей с ослабленной памятью, чем мы привыкли видеть в странах Запада (Schacter et al., 1991)

Ссылка на источник: http://psyburg.ru/society/6512-samoeffektivnost

Ваша самоэффективность определяется тем, насколько вы чувствуете себя компетентным сделать что-либо. Если вы убеждены, что можете сделать что-то, обязательно ли эта убежденность повлияет на конечный результат? Это зависит от другого фактора — от того, насколько этот результат зависит от вас. (Например, вы можете считать себя хорошим водителем (высокая самоэффективность), но одновременно чувствовать, что пьяные водители подвергают вас опасности (низкий уровень контроля).) Вы можете сознавать, что являетесь хорошим студентом или рабочим, но считать свои перспективы туманными, ибо боитесь дискриминации из-за своего возраста, пола или из-за своей внешности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 908 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Самоэффективность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here