Самооценка подростка

Сегодня предлагаем обсудить тему: "самооценка подростка". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Самооценка подростка

Как и в любом возрасте, самооценка подростка выступает одним из основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик, совокупности качеств и потенциала. В случае с подростком самооценка в целом выступает как центральный показатель развития личности, ее возможностей и уровня адаптации в социуме. Она же выступает своеобразный регулятором ее мотивов, социальной и профессиональной деятельности, поступков в целом.

Тем не менее, стоит отметить и обратную связь. Именно опыт в социальной и профессиональной деятельности, а также обстановка в социуме и его влияние на индивида – все это напрямую оказывает свое воздействие на формирование самооценки. Что касается подростков, то их самооценка более ситуативно зависима в отличие от взрослой, также она в большей степени подвержена внешнему воздействию.

Как повысить самооценку подростку

Активное исследование специалистами самооценки подростков привели к достаточно интересным выводам. Если индивид уже в детском возрасте ощутил на себе влияние низкой самооценки, которая могла развиться из-за неправильного подхода в воспитании, то он в большей степени подвержен также формированию «подростковой депрессии». Что характерно, в некоторых случаях подобное состояние является своеобразным следствием низкой самооценки, а в некоторых – предшествует ей.

Специалисты также подчеркивают: оценивать собственную личность, а также ее успешность, ребенок начинает уже с 8-ми лет. При этом выделяют главные направления, которые он считает важными для себя на момент оценки. Это внешний вид, успеваемость в школе, физические возможности, принятие в социуме и общее поведение. Что касается подросткового возраста, то в нем успеваемость в учебе и уровень поведения скорее важны для родителей ребенка, а вот сам тинэйджер заостряет внимание на внешности, физических данных, принятии его среди сверстников.

У родителей, которые замечают за своим ребенком типичные признаки низкой самооценки и депрессивного состояния, задаются вопросом о том, как повысить самооценку подростку? В действительности это не так уж сложно, ведь прежде всего для этого необходимо, чтобы подросток ощущал понимание и поддержку со стороны социально значимых для него людей. Такими людьми могут быть не только сами родители, но и близкие друзья, или даже некоторые учителя, которые для подростка являются авторитетными людьми.

В семье важно умение сочетания воспитательных мир и простого принятия подростковых стремлений. Исследования специалистов показывают, что именно понимание, принятие и поддержка подростка в его интересах и целях – это едва ли не ключевой момент в формировании адекватной самооценки. Также можно судить о успеваемости в школе и отношениях с учителями, которые могут оказать влияние на оценку подростком своих возможностей и потенциала.

Из всего вышесказанного достаточно просто сделать вывод. Теплое и мягкое отношение к подростку, когда вы способны не просто навязывать ему какие-то определенные принципы и мораль, но также понять и принять его личные убеждения, крайне положительно сказываются на взаимоотношениях с ребенком, а также его самооценке. В то же время жесткое, холодное и одностороннее отношение к подростку могут привести к весьма плачевным последствиям, ведь если ребенок не ощущает поддержки и близости в семье – это отрицательно сказывается на его самооценке и психическом состоянии вообще.

Такие подростки склоны к тому чтобы обращать как можно больше внимания на свои неудачи и слабые стороны, им тяжело сфокусироваться на достижении результата, они все чаще предпочитают отказаться от попыток и риска достичь чего-нибудь. При этом за ними также замечается склонность к постоянной тревоге, выраженной агрессии и грубости.

Советы психологов

Из этого следует, что для создания правильной самооценки у подростка, а она чаще всего бывает скорее заниженной, нежели слишком высокой, следует правильно к нему относиться. В этом плане психологи советуют применять так называемый «симметричный» стиль отношений, в основе которого лежит уважение к мнению и предпочтениям ребенка со стороны родителей. Такое своеобразное «партнерство» позволяет ребенку не оглядываться на рамки и нормы, заданные взрослыми, а формировать собственные критерии самооценки и своих возможностей, к тому же уважение подростка к самому себе во многом основывается на уважительном отношении со стороны взрослых.

Самооценка как таковая происходит из детства и основывается на методах воспитания, которые применялись к ребенку. При этом она выступает довольно важным свойством психики, которое регулирует поведение, отношения с другими людьми, рамки критичности относительно своих возможностей и успехов. Один из первых вестников низкой самооценки – это сомнения.

Испытывая их, подросток теряет массу возможностей, времени, потенциала, не решаясь перейти к реальным действиям и что-то изменить в своей жизни. Для человека с низким уровнем самоуважения такая линия поведения кажется выгодной в долгосрочной перспективе: отказываясь от попыток чего-либо достичь, то есть не рискуя, подросток тем самым защищает себя от негативных переживаний и чувств, связанных с возможной неудачей. Такое состояние склонно к аккумуляции, так что в конечном счете даже те дела, с которыми подросток ранее легко справлялся, становятся для него непосильными психологически.

Психологи дают конкретные советы, дающие возможность избежать подобного осложнения при правильном подходе в воспитании подростка:

  • Привейте ребенку с ранних лет привычку отказаться от сравнения себя с окружающими. Он должен понимать, что идеальных людей нет и всегда есть кто-что, кто лучше тебя в том или ином деле.
  • Отучите его ругать себя за какие-либо неудачи. В то же время ребенок должен привыкнуть принимать комплименты или похвалу.
  • Всегда одобряйте его успешные поступки и любые, даже самые маленькие достижения. Это научит ребенка ценить свои успехи.
  • Приучите подростка к положительным аффирмациям. Позитивное мышление и постоянный настрой на успех всегда положительно влияют на самооценку индивида.
  • Обратите внимание и на себя. Научитесь понимать и поддерживать своего ребенка. Постарайтесь выстроить взаимоотношения с ним таким образом, чтобы он ощущал уважение и внимание, а не давление с вашей стороны.
  • Оказывайте любую, моральную или же материальную поддержку подростка в его увлечениях и интересах.

перейти наверх

Правильная самооценка подростка

Вместе с тем, несмотря на возникающие в подростковый период проблемы, специалисты отмечают, что в этом возрасте закладывается адекватность самооценки у любого индивида. Это связанно с особенностями оценки подростками своих возможностей и критериев, имеющих для них особые значение. Оценка в подростковом возрасте куда более строгая и заниженная, что говорит об отсутствии вероятности слишком высокого самомнения и большем реализме. При этом количество критериев и качеств, которые охватывает правильная самооценка подростка, куда большее, нежели в детском возрасте.

Подростки редко когда способны передать свои чувства и общее душевное состояние словами. Гораздо ярче они выражают их в своей деятельности, в увлечениях, повседневных занятиях, успеваемости в школе, отношениях со сверстниками. Характерно то, что в подростковом возрасте каждый индивид уже имеет некое представление о своем идеальном образе и даже нацелен на него, но большая разница между их текущим состоянием и желаемым идеалом слишком велика и зачастую травмирует их. Подростки достаточно самокритичны в отношении себя, и если эту черту характера направить в верное русло, она будет способствовать правильному выявлению и признанию собственных ошибок, самореализации.

Читайте так же:  Агорафобия

Самооценка личности подростка

На данный момент достоверно известно, что нахождение в адекватном коллективе, где равномерно развиты как поддержка, так и конструктивная критика, способствует формированию нормальной здоровой самооценки личности. Это имеет и другую сторону. Когда подросток попадает в конкретную сформировавшуюся группу, у него возникает желание и потребность занять определенную нишу в ней.

При этом он способен четко заранее сформировать для себя видение того, какие взаимоотношения развиваются между ним и коллективом. Если в реальности ему не удается добиться поставленной цели, то он ощущает эмоциональную неудовлетворенность, при этом самооценка личности подростка сильно падает. Именно подобные сложности в подростковом возрасте возникают чаще всего.

Условия проживания, социальное окружение, привитые нормы этики, поведения и воспитания в целом – все эти вещи оказывают огромное влияние на дальнейшую успешность индивида. При этом все признаки очень индивидуальны, так что реализация коммуникации у каждого подростка своя, поэтому по определенному ряду признаков в общении, он легко поймет какое-то несоответствие и будет чувствовать себя неполноценным.

Опаснее всего, если подросток не способен отыскать себя в обществе во время периода своеобразного внутреннего бунтарства, вызванного потребностью занять какую-то определенную социальную нишу. Ощущение отчуждения, бесполезности, непонимания со стороны родственников – все это в результате может сформировать в дальнейшем социально деструктивного человека. Именно правильно налаженные отношения в семье, а также преждевременная забота о формировании адекватной самооценки помогут избежать подобной ситуации и адаптироваться подростку в обществе.

Особенности самооценки подростка

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых — низкая, преимущественно заниженная. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе — «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов.

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным «ядром» личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.

Многие психологи отмечают, что самооценка является довольно поздним образованием, и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

Рубинштейн С.Л., характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. [19, с.105]

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств. [1, с.120]

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются и их суждения относительно своих недостатков. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

В содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

У подростков оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя. [16, с.361]

Особенности самооценки у подростков

Статья об особенностях развития самооценки у подростков, видах самооценки и влиянии ее на поведение детей.

Читайте так же:  Сребролюбие

Просмотр содержимого документа
«Особенности самооценки у подростков»

Особенности самооценки у подростков

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.

[1]

Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Так, для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии.

Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.

С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности. Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. Заниженная самооценка личности, напротив, может сформировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Для развития подростка недостаточно самооценки. Ему необходимо ее соотнесение с оценкой, которую он заслужил среди друзей, учителей, родителей и др.

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.

Завышенная самооценка подростка характеризуется переоценкой своих данных, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежение мнением других.

Правильная (адекватная) самооценка характеризует знание себя, правильное отношение к другим.

Заниженная самооценка – недооценка своих возможностей, неуверенность, чувство тревоги.

Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых.

Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда над подростком смеются, в чем-либо обвиняют, когда у других людей складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более он уязвим, тем выше уровень его тревожности.

В результате, такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться. Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.

Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что, чем старше ребенок, тем больше сказывается на нем результаты его индивидуального опыта. Нет и не может быть ни одного подростка, который бы не отличался от другого; личность каждого из них уникальна и неповторима. Исследования показали, что общими для всех подростков, независимо от различий в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребности понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенностей, специфических для подросткового кризиса.

Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот подросток, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают

Исследователи установили, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, в частности их интересом к их друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к высказыванию ребенка. Обнаружилась связь высокой самооценки у подростков 11-14 лет с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие включались теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решений на семейном совете. Исследователи выделяют три основных условия формирования у подростка высокой самооценки: 1) принятие родителями ребенка; 2) установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение; 3) предоставление ребенку свободы действий в установленных родителями границах .

В период позднего подросткового периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывают друзья, а на самооценку юношей — отцы.

Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.

[3]

У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.

Оказывается, чем больше проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка. Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья.

Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнем лагере, могут вызвать повышение самооценки.

[2]

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие самооценки является одним из важнейших моментов в развитии личности подростка. У него возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.

Читайте так же:  Как улучшить свой сон – приемы и хитрости

Обобщая все выше сказанное, можно сказать, что образ «я» в юности еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «я» весьма непросто, но возможно. В юности изменить свой образ, повысить самооценку легче, чем во взрослом возрасте.

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА

Самооценка

это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межлично­стные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональ­ные стремления и противоправное поведение (рис. 40).

В самооценке ребенка отражается родительская оценка его достоинств. Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, вы­ражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет мелких дости­жений, похвал и успехов.

Низкая самооценка.

Обнаружено, что низкая самооценка способствует употреблению наркотиков, она связана с расстройствами аппетита, способ­ствует возникновению юношеской депрессии (подавленность). Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы.

Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уяз­вимы, тем выше уровень их тревожности. Такие подростки говорят: «Крити­ка страшно меня обижает», «Я не могу вынести, когда надо мной смеются или

Видео (кликните для воспроизведения).

обвиняют меня, если что-то не так». В результате они стесняются и ощущают неловкость в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться.

Они стараются быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или обще­ственной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обыч­ного развивается чувство изоляции и одиночества. Один мужчина вспоми­нал: «Я был так застенчив, что в первый раз назначил свидание девушке, когда мне исполнился 21 год. Невозможно описать словами, какое мучитель­ное и отчаянное одиночество я испытывал в те годы».

Рис. 40. Самооценка у всех бывает самой разной. Одни думают о себе как о великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить. Другие думают о себе гораздо хуже,

чем есть на самом деле

Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряже­ние, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нра­виться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими. Они все время спрашивают у друзей совета, даже в интимных вопросах, двадцать раз поду­мают, прежде чем что-то сделают. А то, что они делают, об этом часто жалеют. От неуверенности в себе им кажется, что можно было поступить лучше.

Неуверенные и застенчивые люди позволяют другим принимать за себя решения. Из них вырастают маменькины сынки. Даже став взрослым чело­веком, такой сынок во всем советуется с мамочкой. Одна женщина мне по секрету сказала: «Я уже не могу терпеть своего мужа. Как только услышу или увижу его, так перед глазами встает моя свекровь — он ее полная копия».

Однако те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе ува­жение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.

А другие, испытывая чувство собственной незначимости, притворяются, что у них все о’кей. Они изо всех сил стараются произвести благоприятное впечатление на людей. Возможно, это и хорошо. Кому приятно видеть по­стную физиономию? А этот все время улыбается.

Но притворство ведет к внутреннему напряжению. Изображать уверен­ного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом про­тивоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.

Оказывается, самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто достаточно высокого мнения о себе, кто уважает и ценит себя, тот хорошо или отлично успевает в учебе. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. Вот такой замкнутый круг получается. Одно поддер­живает и стимулирует другое.

Когда ученые стали разбираться в причинах, выяснилось буквально следую­щее. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стиму­лов к тому, чтобы не упасть в глазах дру­гих людей, поддержать высокую репута­

цию. Кроме того, они собираются под­твердить то, что они сами о себе думают.

Неуверенные в себе отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности. Они ду­мают, что их либо вовсе нет, либо их слишком мало. Им чудится, что «никак не могут этого сделать» или что они «недостаточно способны».

Неблагоприятное отношение к себе может выработаться еще до того, как ребенок начнет учиться в первом классе. Такие дети приступают к учебе с убеждением, что у них ничего не получится, и в результате действительно не добиваются успеха.

По результатам одного исследования оказалось, что у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста; самооценка у младших под­ростков выше, чем у старших, влияние «значимых других» на самооценку юношей с возрастом уменьшалось, влияние «значимых других» на самооцен­ку девушек с возрастом усиливалось, а на самооценку юношей — ослабева­ло. Самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы 16 .

Для формирования позитивной самооценки не столь важно, является ли семья полной, вновь созданной или разведенной. Главное значение имеет то, счастливая это семья или несчастливая, дружная или конфликтная.

На самооценку подростков влияет количество и характер стоящих перед ними проблем. По результатам одного исследования учеба оказалась проблем­ной областью как для мальчиков, так и для девочек подросткового возраста. Девочки озабочены проблемами здоровья и отношениями с родителями, а мальчиков больше волнуют социальные и психологические отношения.

Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, принять их, от гибкости родителей, характера обще­ния с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от роди­тельской поддержки, участия и руководства.

Читайте так же:  Всд

Низкая самооценка подростка необязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье, принадлежащей к низкому классу,

16 Райе Ф. Указ. соч. С. 239.

может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.

Сравнение индийских, американских, австралийских и ирландских под­ростков показало, что у американской молодежи уровень «Я-концепции» и самооценки выше, чем у их сверстников из других стран: после них в порядке убывания следуют австралийские, индийские и ирландские подростки 17 .

У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки боль­ше, чем у имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.

Одно исследование показало, что подростки, считающие, что они «слиш­ком маленького роста» или «слишком много весят», имеют более негатив­ное представление о себе и низкую самооценку 18 .

При обследовании 2 154 старшеклассников из штата Северная Дакота в возрасте от 14 до 19 лет обнаружилось, что чем больше в жизни подростка было отрицательных событий, тем ниже уровень его самооценки. К отри­цательным жизненным событиям относились смерть близкого родственни­ка, провал на экзамене, переход в другую школу или переезд, болезнь, про­блемы на работе и в общении, изменения в семье (такие как трудности в отношениях с новым членом семьи или развод) 19 .

Врезка

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Занятие с подростками «Ваша самооценка»
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционно-развивающие занятия

Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает.
Ф. Рабле
Сердцевина Я-концепции личности — оценочный компонент, который называют самооценкой. Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в свойственных человеку установках. Это явление уникальное, сугубо индивидуальное и субъективное; образно говоря, «внутренние весы» человека, на которых он «взвешивает» свои достоинства и недостатки. Самооценка — это отношение человека к себе, своему характеру, внешнему виду, речи и т. п. Человек выступает для самого себя как особый объект познания.
Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным, иногда приводит к эмоциональным срывам, повышенной тревожности и трудным душевным состояниям.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗНАЮ СЕБЯ»
Для формирования навыков самонаблюдения и самопознания можно использовать самоанкетирование, самоопрос, воспоминания, сопоставления и т. п.; результаты фиксировать в дневнике, письмах себе, автобиографии, рассказах-историях и т. п.
Например, мини-анкета «Отношение ко времени».
1. Ценил ли ты свое и чужое время в течение дня? Как?
2. Было ли так, что тебе нечем было заняться? Почему?
3. Не терял ли ты зря время? Когда и почему? Сделай определенные выводы.
«. Если каждый из нас каждый день будет делать что-то более совершенно, чем вчера, и делать это сознательно, это устремление неизбежно отпечатается в его сознании, а сумма устремлений изменит его поведение в лучшую сторону» (С. Рерих).

Познание себя

Источник: Галина Геннадьевна Скурат «Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми»

Самооценка подростка – как повысить?

Самооценка начинает свое формирование еще в детском возрасте, когда ребенок начинает слышать в свой адрес хвалебные или порицающие отзывы со стороны родителей. Однако наступает такой момент, когда родители не имеют абсолютного влияния на самооценку ребенка. Происходит это в подростковом возрасте. Часто самооценка подростка является заниженной. Это является проблемой не только самого ребенка, но и его родителей, которые в свое время не помогли ему сформировать адекватную самооценку. Как повысить подростку свою самооценку, расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru.

Самооценка – это взгляд человека на самого себя. Как человек сам себя оценивает? Что он думает по поводу тех или иных качеств? Как оценивает собственное поведение? Все это входит в самооценку, которая оценивает личность подростка в целом. Но кто влияет на нее? Подросток еще не является способным единолично влиять на мнение о самом себе. На его самооценку влияют несколько факторов:

  1. Родители.
  2. Друзья и другие ровесники.
  3. Обучаемость в школе.
  4. Физиологические данные, то есть внешность.
  5. Способности, таланты или успехи.
  6. Учителя в последнюю очередь.

Родители все еще могут влиять на самооценку своего ребенка даже в подростковом возрасте. Однако данное влияние с каждым годом становится все меньше. Подросток все больше отдаляется от родителей, поскольку ему интересны его друзья, враги, представители противоположного пола и жизнь в целом. Вот почему в основном на самооценку подростка влияют его друзья, а также те люди, к которым он испытывает симпатию.

Отдельное внимание следует уделить таким аспектам, как представители противоположного пола и СМИ:

  • Представители противоположного пола влияют на самооценку подростка лишь в том случае, если он желает им нравиться. Если мальчику нравится девочка, то он будет принимать близко к сердцу ее слова, особенно если она не отвечает ему взаимностью.
  • СМИ влияют на самооценку подростка в таких аспектах, как: каким нужно быть человеком, что показывает взрослого человека, какая внешность приветствуется в обществе и пр.? Часто подростки являются недовольны своими внешними данными, что очень сильно сказывается на самооценке. Это происходит не только потому, что сам подросток понимает несовершенство своего тела, но и потому, что ровесники тоже подтверждают его некрасивый внешний вид.

Что такое самооценка подростка?

Подросток обычно не способен адекватно воспринимать самого себя и окружающий мир. Многое проходит через призму эмоционального настроя. Другими словами, внешняя среда, которая оказывает большое влияние на самооценку подростка, может быть воспринята неадекватно, что и скажется на самомнении ребенка. Что такое самооценка подростка? Это способность индивида оценивать самого себя, осознавать свою личность, относить свои проявления, поведение и качества характера к положительным или отрицательным характеристикам.

Подросток обычно формирует свою самооценку через призму того, что о нем говорят другие люди. В частности его интересует мнение ровесников, друзей, представителей противоположного пола, которым он желает нравиться, и авторитетов. Остальные источники критики или похвалы могут оказывать лишь косвенное влияние.

Самооценка подростка влияет на его самоощущение, успешность, поведение и способы взаимодействия с другими людьми. К примеру, если подросток будет считать себя никчемным человеком, он никогда не будет проявлять инициативы в знакомстве и общении с другими людьми, показывать себя с лучшей стороны, демонстрировать личные сильные качества и пр.

В зависимости от того, какой самооценкой подросток обладает, таких друзей он себе находит и таким образом ведет себя в коллективе людей. Более того, оценки окружающих людей и взаимодействие с ними сказывается на том, какой самооценкой начинает обладать подросток. Другими словами, самооценка влияет на поведение и ощущения подростка, который начинает общаться и взаимодействовать с людьми так, чтобы они еще раз подтвердили ему то, каким человеком он является. Это замкнутый круг, который возможно разорвать, если подросток поймет происходящее либо ему в этом помогут.

Таким образом, самооценка подростка является:

  1. Неустойчивой.
  2. Ситуативной.
  3. Подверженной воздействию внешней среды.

перейти наверх

Как повысить самооценку подростку?

Низкая самооценка является часто встречающейся характеристикой среди подростков. Проблема заключается в том, что низкая самооценка приводит подростка к депрессивному состоянию. Как уже говорилось выше, подросток с низкой самооценкой начинает действовать с другими людьми так, чтобы они своими реакциями показывали, что он действительно является плохим, никчемным, глупым и т. д.

Способность к оцениванию своей личности развивается в 8 лет. На формирование самооценки ребенка в таком возрасте влияют:

  • Школьная успеваемость и поведение, которые становятся важными для родителей и учителей.
  • Внешность, социальная принятие и способности, которые влияют на то, как ребенка оценивают его ровесники.

Таким образом, на самооценку подростка, начиная с 8-летнего возраста, влияют его родители и ровесники. Поддержка, принятие, понимание и уважение (любовь) со стороны родителей и друзей влияют на повышение самооценки подростка. Родителям следует быть внимательными и уважающими своего ребенка, отмечать его положительные стороны, хвалить в нужный момент и поддерживать. Если подвергать ребенка только критике, жестокому воспитанию, запретам и прочим негативным способам поведения, тогда у ребенка разовьется низкая самооценка.

Поскольку повлиять на мнение друзей и ровесников не получится, остается только семейный фактор, который позволит обучить ребенка адекватно себя воспринимать и оценивать. Все начинается с семьи. Именно родители могут повлиять на то, как ребенок будет себя воспринимать, реагировать на слова окружающих, во что верить и пр. Таким образом, приложить усилия должны родители и подросток:

  • Подбадривать и хвалить за успехи.
  • Учить ребенка принимать комплименты и отвечать на них «спасибо».
  • Обучить ребенка положительным аффирмациям, когда он будет сам себя подбадривать в сложной ситуации.
  • Прекратить ребенка сравнивать с другими детьми, соответственно, переобучать ребенка, если вдруг он сам себя с кем-то сравнивает.
  • Всегда оставаться позитивными при общении с ребенком.
  • Показывать, что нет никакой пользы от самоедства и самокритики.
  • Всегда быть готовы поговорить с ребенком, выслушать его и понять, поддержать. Общение должно происходить на темы, которые интересуют ребенка, а не родителей.
  • Поддерживать ребенка в его увлечениях, какими бы они ни были. Счастливый ребенок никогда не будет заниматься вредительством.
  • Покупать гаджеты, одежду и прочие атрибуты, которые сейчас считаются модными и важными в оценивании друг друга между подростками. Во времена родителей оценивались дети по одним качествам, а теперь их ребенок сталкивается с тем, что его ровесники должны обладать определенными вещами, чтобы их оценивали высоко.
  • Обучать ребенка не опираться на мнение других людей в оценивании самого себя. Обучать его принимать себя таким, какой он есть.

Следует не только на словах обучать ребенка правильному поведению и настрою, но и самим относиться к ребенку с уважением, положительно, доброжелательно. Именно с родителями ребенок впервые отрабатывает свои навыки правильного поведения в ситуациях, когда возможна критика или похвала.

Адекватная самооценка подростка

Самооценка человека любого возраста влияет на то, как он выглядит, как себя ведет, с какими людьми общается, на что направляет свои силы, насколько уверен в собственной способности достичь целей и пр. Таким образом, очень важно развивать в подростке адекватную самооценку – когда он принимает себя целиком, осознает свои положительные стороны и не критикует, не акцентирует большого внимания на недостатках.

Адекватная самооценка подростка будет влиять на то, что ребенок будет учиться и получать удовлетворительные отметки. По тем предметам, которые ему нравятся, он будет получать отличные отметки, по остальным может получать удовлетворительные оценки.

Также адекватная самооценка скажется на внешнем виде подростка, который будет объективно оценивать свою внешность. Если у него будут изъяны, которые не приветствуются в его кругу друзей, тогда он будет стараться их исправить. Но будет делать это гуманными способами.

Адекватная самооценка позволяет ребенку находить себе друзей, так называемых, положительных. Каждый родитель хотел бы, чтобы друзья у его ребенка были добрыми, уважающими, честными и порядочными. Именно таких друзей выбирает ребенок, если обладает адекватной самооценкой. В противном случае, при низкой или высокой самооценке, друзья у подростка появляются не совсем хорошие, приятные, порой из плохой компании.

Подростковый возраст является очень значимым для любого ребенка. Дело в том, что это возраст, когда ребенок обучается жить самостоятельно от родителей, активно контактировать с окружающим миром, решать возникающие проблемы, то есть становится взрослым. Данный период проходит долго, и на поведение ребенка, его решения и результаты влияет самооценка, которая подтверждается теми событиями, к которым в итоге ребенок приходит.

Самооценка личности подростка

Самооценка у подростка формируется с детского возраста и не прекращает свои трансформации вплоть до взрослого. Подросток становится тем, через что он прошел, какие ситуации с ним случались, какое воспитание на него воздействовало и в каких условиях он проживал. Таким образом, потенциал ребенка может быть занижен, завышен или обнаружен, что зависит от условий жизни и окружающих людей.

Нормальная самооценка формируется в среде, где есть и похвала, и конструктивная критика практически в равной степени. Поскольку ребенок не всегда находится под влиянием своих родителей, мама и папа должны поощрять в нем индивидуальность и попытки решить жизненные проблемы.

В подростковом возрасте ребенок уже больше поддается влиянию своих сверстников, которые рассказывают ему или показывают, каким человеком он является. Адекватная реакция подростка на любые неудачи позволит ему найти верное решение проблемы. В противном случае ситуации будут только усугубляться, если ребенок не сможет понять, почему он не может нормально контактировать с другими детьми и что для этого нужно сделать.

Самооценка ребенка начинает формироваться родителями. Их поддержка и постоянное взаимодействие с ними поможет и в подростковом возрасте, когда ребенок начнет обращать внимание на мнение своих ровесников. Самооценка из подросткового возраста в итоге может стать окончательным вариантом того, что сам о себе будет думать человек уже во взрослом возрасте.

Читайте так же:  Гиперактивный ребенок признаки и симптомы гиперактивности у детей до года
Самооценка подростка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here