Самооценка ребенка

Сегодня предлагаем обсудить тему: "самооценка ребенка". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Самооценка ребенка в разном возрасте

Самооценка очень важна для ребёнка. Это главный стержень в формирование личности. Если самооценка адекватная, то есть ребёнок объективно оценивает свои возможности и своё место в обществе, то это уже большой шаг на пути к успешной жизни. А ведь все родители хотят именно этого – чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но не все взрослые понимают, как вырастить ребёнка с адекватной самооценкой.

Изначально, так распорядилась природа, самооценка у детей безупречная. Но с возрастом она претерпевает множество изменений.

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, немного завышена. И в этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. И родители должны это понимать. Важно запомнить, что именно с ранних лет необходимо развивать у детей положительную самооценку и чувство уверенности, потому что заниженную самооценку сложно «переделать» в адекватную.

Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз — ты «не справился», ты «не старался», ты «не сделал» можно сказать – ты «справился, но», ты «старался, но», ты «сделал, но». Согласитесь, если каждый день любому человеку твердить, что у него две головы, то через год он в это поверит.

Кроме того, родители должны не только правильно строить фразы, но и создавать для детей «ситуации успеха». То есть давайте ребёнку такие задания, с которыми он сможет справиться, а не те, которые он не может выполнить в силу своего возраста. Не забывайте, что взрослые знают и умеют больше детей, поэтому им и кажется, что всё просто. Но, важно понять, что нельзя от ребёнка требовать завязывать шнурки, если он вчера научился держать ложку. Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и самооценка повышается.

К тому же, в старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам от взрослых. Часто дети даже не ждут оценок, а активно сами добиваются их, стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить, потому что она им крайне необходима.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте самооценка становится всё более адекватной.

В первом классе самооценка, как правило, является адекватно завышенной. Во втором классе наблюдается тенденция к переоценке себя и самооценка снижается. В третьем — у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка, а число учащихся с завышенной и неустойчивой самооценкой уменьшается.

Понять какая у ребёнка самооценка не сложно. Так дети с пониженной самооценкой склонны копаться в своей личности, выискивают в себе слабые стороны, цепляются за это и постоянно видят в себе, главным образом, плохое. А излишняя самокритичность ни к чему хорошему не приводит. У детей с завышенной самооценкой, напротив, блокиратором для развития личности является их пониженная критичность к своей персоне.

Формирование у детей адекватной самооценки зависит от учебно-воспитательного процесса, то есть формирование самооценки идет под влиянием оценки, которую дают учителя, родители и сверстники. Поэтому, родители и учителя, должны понимать, что младшие школьники ещё очень похожи на дошкольников – взрослые для них являются авторитетом, и они безоговорочно верят в их оценки. Так что в этом возрасте из талантливого ребёнка легко сделать неудачника, и напротив легко вселить в ребёнка уверенность в своих силах.

Средний школьный возраст

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение объективно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.

Однако если в младших классах самооценка определялась учителем и родителями, то в средних классах становятся важным мнения одноклассников, и на первый план выходят не хорошие оценки, а те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Поэтому в такой ситуации задача взрослого – помочь ребёнку понять собственные ощущения и желания, подчеркнуть его сильные стороны характера. А если у ребёнка начались небольшие неудачи в обучение, то не стоит делать из ошибок трагедию. В этом возрасте ребёнок не только должен получать новые знания, ему ещё приходиться и узнавать самого себя. В связи с этим, младшие подростки остро нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. Они ждут от взрослых одобрения и уважения. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Он хочет, чтобы родители не только проверяли дневник, но и были в курсе его новых интересов и увлечений. Если коротко – средние школьники хотят, чтобы их принимали всерьёз.

Интерес и поддержка мотивируют подростков учиться и развиваться. А тотальный контроль – снижает самооценку, потому что именно в этом возрасте дети обнаруживают в себе способность самостоятельно определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. И могут даже пойти на конфликт, если кто-то усомнится в их умении.

Старший школьный возраст

Старшеклассники очень ранимы – они чувствительны к критике родителей и учителей, к тому же ещё часто страдают от неразделенной любви, заняты поиском себя, а всё это может заметно понизить самооценку.

Чтобы поддержать самооценку старшеклассника на прежнем (адекватном) уровне или повысить — необходимо помнить, что излишняя сосредоточенность на проблеме не дает положительного результата. Подростку надо объяснить, что излишняя критичность и самобичевание могут только навредить. Кроме этого, родители не должны сравнивать ребенка с его друзьями, или просто сверстниками. Особенно, если это сравнение не в пользу ребёнка.

[3]

Да, подросток уже практически взрослый человек, но это не значит, что с ним нужно вести себя, как с сорокалетним коллегой по работе. Например, даже если родители сделали шуточное замечание о его внешности, то это может вырасти в трагедию для ребёнка. Так же остро подростки реагируют на замечания, касающиеся способностей, учебы, друзей.

Вырастить уверенного в себе человека сложно, но возможно. Главное не перебарщивать с критикой – она убивает самооценку, и не переусердствовать с похвалой – она может довести до нарциссизма.

Виды самооценки у детей 6-8 лет и как ее повышать

Виды самооценки у детей 6-8 лет и как ее повышать

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная. До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

Читайте так же:  Что такое делирий причины и виды делирия

К одному из видов не адекватной самооценки относят — завышенную самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

К другому виду не адекватной самооценки относят — заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек. У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

В воспитании детей родителями и педагогами еще один очень важный момент — необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа. При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка. Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

Адекватная самооценка вашего ребенка
статья на тему

Адекватная самооценка вашего ребенка

Вложение Размер
adekvatnaya_samootsenka_vashego_rebenka.docx 15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Адекватная самооценка вашего ребенка»

Думаю, каждому из нас хотелось бы формировать у своего ребенка адекватную самооценку, поскольку имея о себе и о своих возможностях реальное, адекватное представление ребенок соответственно поведет себя и войдет во взрослую жизнь будучи успешным и неранимым. Как же добиться такого результата?

Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, робостью. Часто такие дети замкнуты, они нерешительны и несамостоятельны. Мы с вами должны быть очень осторожны, чтобы не травмировать такого ребенка, поскольку они очень ранимы. Для начала предлагаю понаблюдать за ребенком, заняться вместе с ним тем, что он любит делать, что у него получается. Обязательно нужно хвалить даже за малейшие достижения и акцентировать его внимание на успехе. Создав такие ситуации, чтобы ребенок чувствовал себя победителем, нужно привлечь его внимание на том, почему он выиграл: он победил не потому что он хороший, а потому что старался, приложил усилия и т. п. При этом нужно привлекать внимание других детей например: «Посмотрите сколько мячиков кинул в ведро Саша, правда он молодец?». Я бы посоветовала постоянно включать чадо в игровую деятельность, постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках. Можете организовать домашнюю выставку, где будут выставлены лучшие работы любимого малыша, это значительно повышает его мнение о себе. Мы, родители должны знать несколько важных элементов в воспитании чадо

1. Дети всегда эмоциональны, очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.

2. Давая негативную оценку действиям малыша нельзя говорить «Ты не умеешь прыгать» поскольку малыш потеряет уверенность в своих силах, способностях. Наоборот, нужно поддержать, уверяя, что все в его руках, при желании и труде все получится.

3. Ни в коем случае нельзя критиковать личность ребенка из-за каких-то неудач, это может развить комплекс неполноценности вместо этого можно подчеркнуть, что не получилось, почему и как сделать, чтобы добиться успеха.

4. Прошу и обязую не сравнивать малыша и его поступки с кем-то другим, такие сравнения ни к чему хорошему не приведут, только осложнят воспитание, формируя эгоизм. Да и сами подумайте, кто лучше вашего собственного ребенка, сделайте так, чтобы он был кумиром а не создайте кумиры для ребенка снижая его самооценку.

5. В заключении этой части хотелось бы акцентировать внимание на том, что основным приемом формирования адекватной самооценки остается пример взрослого. Умение вести себя уверенно и адекватно является важнейшим условием для желанного результата. Судите сами, у какого ребенка будет адекватная самооценка, у того чья мама неуверенная в себе, стеснительная и робкая, или у того, чья мама уверенная в себе, смелая, целеустремленная женщина…

Теперь давайте попытаемся выяснить, как быть, если у ребенка завышенная самооценка. Как правило, дети с завышенной самооценкой некритичны к собственной персоне, стремятся не замечать неудач, они игнорируют замечания взрослых и неадекватно реагируют на оценки. Такие дети очень критичны к сверстникам, они стремятся обсмеять друзей за малейший промах и указать на недостатки. Как же быть в таких обстоятельствах?

• Очень эффективно взрослому использовать игры с карточками фиксаторами. Такие карточки вы можете сделать самостоятельно вырезая квадраты из цветного картона. Вы можете организовать любую игру, например кидание мяча в ведро и давать за каждое попадание одну карточку. В конце игры подводите итог подсчитывая карточки, у кого больше, тот победил. Таким наглядным образом ребенок увидит свои результаты, а не игнорирует их.

• Вы должны использовать прием «самокритичный взрослый». Дело в том, что когда взрослый на своем примере показывает малышу правильное отношение к неудачам, учит ему не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом, ребенок начинает адекватно воспринимать свои возможности и события.

• Для начала, создайте такие игровые ситуации, чтобы в 50% случаев выиграл именно ребенок, а вы при этом скажите «Ваня, ты выиграл, а мне надо еще потренироваться». Старайтесь, чтобы постепенно ребенок воспринимал неудачи как мотивация для дальнейших усилий для достижения успеха. Именно так формируется самокритичность, он начинает прислушиваться к советам, оценкам и адекватно реагирует на них. Затем вы можете выигрывать чаще, и чадо уже не будет стремиться проигнорировать свое поражение. Нужно помочь чадо осознать, что если в конкретный раз он не победил, то это не повод для трагедии, если он приложит максимум усилии, то в следующий раз обязательно победит.

Читайте так же:  Как избавиться булимии - не хочу думать о еде

• Когда ваш любимый ребенок делает что-то, укажите не только на привилегия, но и на недостатки. К примеру, скажите «Ты красиво нарисовал принцессу, но раскрасил платье принцессы не очень, ты можешь раскрасить лучше, попробуй раскрасить вот эти части платья тщательнее, в тот раз у тебя получилось очень хорошо, если постараешься и сейчас получится».

Для того, чтобы ребенок рос психологический здоровым, адекватно относился к себе и к окружающим соблюдайте несколько общих психологических правил.

Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с положительного.

Ребенку важно, чтобы его успех был замечен.

Влияйте на мотивацию деятельности и поступков ребенка.

Не бойтесь конфликтовать с ребенком, но конфликтуйте конструктивно.

Привлекайте детей в принятию решений, учитывайте их мнения.

Поощряйте самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества ребенка.

Умейте слушать и слышать ребенка.

Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой.

Малышу нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих-то целей.

Уважайте малыша, проявляйте готовность поблагодарить его за что-то хорошее, а при необходимости не забудьте извиниться перед ним.

Не забывайте своих обещаний, как в наказании, так и в поощрении.

Когда это необходимо, не отказывайте ребенку в ласке. Помните: Ваши руки обладают магической силой.

Проведите с ребенком как можно больше времени, ведь детство никогда не возвращается, это незабываемые времена в вашей жизни, которые будут сопровождать вас в последующей всей жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие адекватной самооценки ребенкаПолноценное развитие ребенка, физический и духовный рост возможны в счастливой семье, где царит атмосфера всеобщего взаимопонимания и любви. Самый близкий р.

Оформленный нформационный лист «Советы родителям по формированию адекватной самооценки ребенка» для оформления стенда.

Что важно знать родителям о самооценке ребенка? Уважаемые родители! В статье Вы узнаете о важных сообщениях взрослых ребенку в каждый период его развития.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаю.

Что такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возмо.

Думаю, каждому из нас хотелось бы формировать у своего ребенка адекватную самооценку, поскольку имея о себе и о своих возможностях реальное , адекватное представление ребенок соответств.

Самооценка ребенкаЧто такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о .

Низкая самооценка у ребенка: ее причины и последствия

Уверенность в себе — важная психологическая черта человека, которая во многом определяет дальнейшее качество его жизни и успешность. Именно поэтому важно помогать ребенку с раннего возраста в обретении такой черты или в борьбе с уже сформировавшейся неуверенностью.

Неуверенность ребенка в себе и ее последствия

Уверенность в себе можно определить как адекватную самооценку самого себя и веру в свои возможности. Формирование этой черты начинается еще в раннем возрасте, примерно в 3 года, когда ребенок проявляет свою самостоятельность в действиях и решениях, и в то же время остается еще на многое неспособным в силу своего возраста. Именно этот период характеризуется завышенной самооценкой ребенка, нескончаемой верой в себя и представлением о том, что весь мир вращается лишь вокруг него.

Желая приспособить детей к жизни в социуме и чему-то научить, часто родители неосознанно формируют в них неуверенность, которая может проявляться в какой-то одной сфере или убеждении. Этот процесс обратим, но если вовремя не заметить и не исправить погрешности воспитания, детская неуверенность перейдет во взрослую жизнь и повлечет за собой неприятные последствия. Она значительно влияет на общее качество жизни, мешает в построении отношений с окружающими людьми, даже близкими, препятствует достижению успехов и провоцирует появление психологических и неврологических проблем.

Причины неуверенности в себе у детей

Дети трехлетнего возраста имеют такую характерную черту, как эмоциональный эгоцентризм, который проявляется в их четкой убежденности в том, что они являются центром всего. У ребенка развивается чувство неуверенности, когда всяческими действиями и словами его в этом разубеждают. Исходя из этого, можно выделить три основные причины потери ребенком уверенности в себе:

Дети раннего возраста нуждаются в определенном объекте привязанности, которым зачастую является кто-то из родителей, и постоянном проявлении любви к себе. Если он не ощущает, что его любят, ему постоянно не хватает внимания, ребенок может чувствовать себя одиноким и покинутым. Эмоциональное отвержение родителями порождает в нем отчужденность к окружающим, тревогу и неуверенность в своих силах.

Детские капризы и непослушание — неминуемый этап развития и воспитания, который нужно вовремя заметить и правильно скорректировать. Некоторые родители, не справляясь в такой ситуации, прибегают к манипуляциям и запугиваниям, которые для ребенка выглядят как агрессия и вызывают чувство отчуждения, недоверия и неуверенности в себе.

Ребенок постепенно осваивает окружающий мир и, попадая в новую обстановку, он испытывает некоторый стресс и даже страх. В такие моменты для него очень важна поддержка взрослого, которая может выражаться даже в простом присутствии рядом и физическом контакте. Отсутствие такой поддержки вызывает у него чувство покинутости, страх и стресс при этом усугубляются, что влияет на общее психологическое состояние.

Рекомендации родителям для формирования в детях чувства уверенности

Воспользуйтесь следующими советами, если ваш ребенок столкнулся с проблемой неуверенности в себе, или же вы хотите предотвратить возникновение у него такого чувства:

  • Хвалите ребенка и проговаривайте, за что вы это делаете.

Ребенка нужно обязательно подбадривать и поощрять словами к новым достижениям, однако и в этом важно соблюдать меру. Если он делает что-то по вашей просьбе, или выполняет соответствующие возрасту обязанности, стоит просто его поблагодарить. Хвалите за новые достижения и хорошо сделанную работу, не преувеличивайте и обязательно говорите, за что вы его хвалите. Также не стоит употреблять оценочных выражений вроде «молодец» и «умница», лучше сказать о том, насколько вам нравится то, что он делает, и как хорошо он придумал.

Тревожные родители очень часто чрезмерно опекают ребенка, уберегая его от неудач и поражений. Однако встречаясь с трудностями как с нормальным жизненным явлением, дети учатся их преодолевать и добиваться успеха. Не стоит критиковать ребенка, контролировать каждый шаг, предупреждая ошибку — позвольте ему встретится с неудачей и вынести из нее урок.

  • Научите принимать решения.
Читайте так же:  Симптомы реактивной депрессии. в чем опасность психогенной депрессии

После двух лет дети стремятся к самостоятельности во всем. Дайте малышу возможность самому решать посильные вопросы. Не нужно ставить его перед сложным выбором или решением, просто предложите на выбор несколько свитеров для прогулки или блюд на обед.

Все дети огорчаются и разочаровываются, испытывая неудачи, не стоит при этом утешать их общими фразами, говоря, что они все равно лучше всех. Отнеситесь к проблеме ребенка с пониманием, объясните, что все мы отличаемся друг от друга и поэтому достижения у каждого разные, предложите путь совместного решения назревшей проблемы.

  • Помогите найти увлечение.

Поощряйте ребенка к посещению всяческих кружков и секций, к развитию собственных талантов и интересов, к поиску того, что ему действительно интересно. Дети, занимающиеся делом, которое их вдохновляет, склонны добиваться успеха и в других сферах, что делает их гораздо увереннее в себе.

  • Научите ребенка договариваться.

Даже в раннем возрасте детей можно научить решать посильные проблемы самостоятельно, что поможет им стать увереннее в своих силах. Например, при возникновении спора за игрушку на детской площадке, с помощью наводящих вопросов натолкните его на мысль о том, как решить этот вопрос бесконфликтно.

Воспитывайте в ребенке доброту и всячески поощряйте его желание помочь вам по хозяйству — это вселит в него уверенность в своих силах и научит быть ответственным.

  • Создайте для ребенка взрослое окружение.

Помимо родителей, в кругу его общения должны присутствовать и другие взрослые, общаясь с которыми он сможет расширить свой кругозор, развить мышление и навыки общения с другими людьми.

Пока ребенок еще мал для серьезных решений, позвольте ему мечтать о несбыточном или маловероятном — это вселяет в детей уверенность. Расскажите, как вы выбирали свою профессию, и не заставляйте совсем по-взрослому смотреть в будущее, ведь его планы будут меняться еще далеко не единожды.

Как самооценка ребенка влияет на его жизнь

Ольга окончила школу уже более 15 лет назад. Она успешный менеджер в крупной фармацевтической компании. У нее двое прекрасных детей – старшая дочь Аня, удивительно талантливая девочка, которая мечтает стать профессиональной скрипачкой, и пятилетний Лёня – подвижный, веселый, здоровый малыш. В этом году Аня пойдет в первый класс, но Ольга опасается отдавать девочку в школу. Какое-то время она даже настаивала на домашнем обучении, но мужу все-таки удалось отговорить Олю от этой идеи и настоять на своем: школа – важнейший этап в жизни каждого человека, где он не столько получает знания, сколько учится общаться с ровесниками и взрослыми людьми, пробует заводить друзей, справляться с трудностями. Мужу удалось уговорить Олю отвести дочь в школу. Однако молодая мама очень обеспокоена тем, что Ане будет там плохо. Чем вызвано это волнение?

Дело в том, что свои школьные будни Ольга вспоминает с ужасом. «В школе я была изгоем, каждый будто считал своим долгом самоутверждаться в глазах одноклассников за мой счет: мне могли написать что-нибудь обидное на стуле, прилепить жвачку к волосам, испачкать одежду. Все десять школьных лет я старалась просто быть незаметной и ждала, когда же я, наконец, закончу школу».

Два раза родители переводили Ольгу в другие школы, но унижения не прекращались. Каким-то образом девочка, не привлекающая к себе внимания, оказывалась предметом насмешек среди сверстников. Сейчас, будучи взрослым человеком, Оля очень переживает, что дочь может повторить ее историю.

На самом деле, причиной для издевательства может послужить все, что угодно: очки, маленький рост, особенности дикции, прически, походки, лишний вес, немодная одежда. При желании найти подобные особенности можно абсолютно у каждого ребенка. Однако объектом издевок, проявления жестокости становятся далеко не все.

Почему одни дети являются лидерами, а другие изгоями? Как предотвратить возникновение конфликтов в школе?

Ответы на эти вопросы нам дала психолог Лилия Зайцева: «Ребенок не принимается взрослыми и сверстниками тогда, когда он сам не умеет выстраивать коммуникацию с окружающими. Почти наверняка это неумение связано с одной из двух причин: либо у ребенка сильно занижена самооценка, либо, напротив, сильно завышена. Ребенок может вступать в конфликт со старшими, им могут быть не довольны учителя и директор, одноклассники могут вовсе с ним не общаться. В таком случае родителю следует задуматься: возможно, вы не уделяете должного внимания формированию адекватной самооценки у своего ребенка».

Видео (кликните для воспроизведения).

Неприятие ребенка в семье занижает его самооценку. Можно уверенно утверждать, что самые задиристые дети в классе – это именно те, кто больше остальных чувствует неуверенность в себе. Уже в детском саду можно заметить маленьких детей, которые начинают поколачивать ровесников, подростки же «забивают стрелки» с целью отомстить, наказать того, кто особенно задевает самолюбие. Психологи считают, что таким способом человек уже с самого раннего возраста пытается доказать себе и окружающим, что он может со всем справиться, у него все получится, он не хуже остальных.

Дети с заниженной самооценкой могут быть и достаточно пассивными, часто они стараются быть незаметными. И это другая сторона той же проблемы. Ребенок замыкается и не идет на сближение с одноклассниками, что еще больше обращает на него внимание сверстников, а страх постоять за себя и уход от решения конфликта все больше и больше провоцирует других детей на обидные действия.

Обратите внимание: и самые активные и злостные обидчики, и самые замкнутые и «забитые» тихони – представители одного «лагеря» неуверенных в себе детей. Почему самооценка может быть занижена? Скорее всего, это значит, что дома ребенку говорят: «Ты плохой», «Ты не сможешь, у тебя ничего не получится», «Бестолковый», «Посмотри на остальных и на себя». «Если маленькому человеку говорить, что он дурак, он к этому привыкнет. И непременно будет ощущать себя дураком всю оставшуюся жизнь», — считает Лилия Зайцева.

Однако часто бывает так, что взаимоотношения между родителем и ребенком очень теплые, доверительные и нежные, но в классе ребенок все равно одинок. «Ваня, а у тебя в школе есть друзья?», — спрашивает сына обеспокоенная мама. – «Нет, мне с ними не интересно», — отвечает Ваня. И в этом случае мы имеем дело с обратной ситуацией – завышенная самооценка. Возможно, ребенка перехвалили в семье, избаловали вниманием и заботой, и теперь он неосознанно возносит себя, поэтому общение со сверстниками не складывается. И именно родители воспитывают в ребенке эти чувства по отношению к другим.

По сути, что происходит, когда у человека завышена самооценка: он считает, что для него ни в чем нет преград, ему все доступно, пусть он и не самый лучший, но лучше многих. С этим чувством вседозволенности ребенок попадает в школу, становится частью общества, где он непременно столкнется с какой-либо неудачей: кто-то лучше решает примеры, кто-то выразительнее читает стихи, кто-то быстрее бегает, кто-то больше нравится девочкам и пр. В семье ребенок привык получать все, что ему хочется, а в школе так не получается. Он начинает раздражаться, подавляет в себе агрессию, молча злится на других и сам начинает избегать общения, которое в любой момент может задеть его самолюбие. И чувствует себя обиженным, отвергнутым, одиноким.

Читайте так же:  Как справиться с аэрофобией и не бояться летать на самолете

Именно поэтому каждому родителю следует обучать ребенка адекватно оценивать свои силы, выявлять свои недостатки, анализировать свои поступки и, при желании, совершать «работу над ошибками».

Ольга рассказала нам, что ее самооценка действительно долгое время была сильно занижена: она жила в малообеспеченной семье и стеснялась этого. Будучи взрослым самодостаточным человеком, Оля отмечает, что даже сейчас, оказываясь в новом коллективе, она подсознательно «выискивает» человека, который мог бы стать потенциальным обидчиком, и, как еж, «ощетинивается» против него. Конечно, Ольге необходимо поработать над повышением своей самооценки, а за будущую первоклассницу Аню можно не волноваться — она отлично ладит с ровесниками, значит, в школе у нее появится много новых друзей.

Родителю всегда нужно помнить следующее: если дома ребенок чувствует себя комфортно, если взрослые помогают ему справиться со сложностями, поддерживают в любых начинаниях и настраивают на положительный результат, то с самооценкой все будет в порядке и сложностей во взаимодействии со сверстниками и с преподавателями возникать не будет.

Как повысить самооценку ребенка

Ко мне, как к детскому и семейному психологу, часто обращаются взрослые люди, которые не могут строить свою жизнь так, как им хочется.

– Они чувствуют себя неловко, когда им говорят комплименты и оправдываются: «Да ладно, ничего подобного».
– Стесняются лишний раз высказать свое мнение и молчат, хотя им есть, что сказать.
– Не могут за себя постоять и защитить свои интересы, когда с ними обращаются несправедливо.
– Позволяют себя обижать, а порой – даже унижать.
– Не умеют говорить «Нет».
– Не могут попросить о помощи и не заботятся о своем душевном и физическом здоровье.

И знаете, в чем причина? В их заниженной самооценке!
Ведь если человек в себе неуверен – им легко управлять и манипулировать, использовать его в своих интересах.

Известно, что отношение к себе формируется в детстве и потом, в зрелом возрасте, довольно сложно его поменять.

Поэтому я рекомендую родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем.

Что дети часто думают о себе

За 20 лет практической работы мне приходилось работать с детьми разных возрастов и с совершенно разными проблемами. В этой работе всегда важно знать, какое у ребенка отношение к самому себе: что он думает о себе, как себя воспринимает.

Вот типичный диалог:

– Расскажи мне про себя, какой ты по характеру?
– Неряшливый.
– А ещё какой?
– Не знаю.
– А если подумать ещё?
– Невнимательный.
– А ещё какой?
– Упрямый, глупый.
– А что тебе в себе нравится? Какой ты?
– Нормальный. Не знаю.

Невесёлый разговор… Ребёнку легче говорить о себе плохо, чем хорошо!

«Тупица, неряха, невнимательный, глупый, лентяй, дурачок, драчун, от тебя только проблемы, не на что не способен» – ребёнок постоянно слышит эти слова в свой адрес от взрослых и сам начинает в них верить :((

5 причин низкой самооценки ребёнка

Некоторые слова и действия родителей могут очень негативно влиять на самооценку ребенка.

1. Неконструктивная критика ребёнка

Это когда родители говорят только о его недочетах, не замечая того, что он сделал хорошо. А также, если они не объясняют, КАК конкретно ребёнок может исправить и улучшить свой результат/работу и т.д.

2. «Посмотри, как Вася хорошо справился»

Не ставьте ребенку в пример других детей! Это вообще его никак не мотивирует, а только обижает и заставляет сомневаться в вашей любви.

3. Гиперопека

Не делайте за ребенка то, что он уже может сам и не вмешивайтесь без надобности, когда он пытается чем-то овладеть самостоятельно.
Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны и им не стоит даже пытаться.

4. Публичные замечания

Если хотите сделать замечание ребенку, сделайте его приватно, без свидетелей. Не нужно «на людях» стыдить и критиковать его – это унизительно и сильно «бьет» по его самооценке.

5. Будьте внимательны к словам-ярлыкам

Ярлыки иногда «прилепляются» к ребенку в семье: «Капризуля», «Рева-корева», «Плакса-вакса», «Злюка», «Драчун», «Неряха» и т.д.
Все они негативно сказываются на самооценке ребенка и имеют нежелательные отдаленные последствия.

Как определить, что у ребёнка заниженная самооценка

Прочитайте фразы, по которым можно предположить, что у ребенка заниженная самооценка и он НЕ уверен в себе:

  • У меня всё равно ничего не получится.
  • Это бесполезно.
  • Даже пробовать не буду.
  • Я боюсь что-то сделать не так.
  • Пусть другие решают.
  • Какая разница, что я думаю.
  • Я хуже, чем другие.
  • Я не красивая / не умный / не интересная.
  • Я уродина / я дурачок / я тупой…

Вот ещё ситуации, которые показывают, что ребёнку не хватает уверенности в себе и своих силах:

  • Не умеет проигрывать, «психует», когда выигрывают другие.
  • Быстро бросает начинания.
  • Плачет, если у него что-то не получается;
  • Боится и не хочет пробовать что-то новое.
  • Сильно переживает из-за ошибок, корит себя.
  • Стесняется и робеет при общении со взрослыми или детьми.

Если в этих примерах вы узнали своего ребёнка – вам будет полезно пройти мой вебинар «Как повысить самооценку ребёнка и помочь ему поверить в свои силы»

На этом вебинаре я даю самые важные рекомендации на тему самооценки ребенка, о которых нужно знать каждому родителю.

Простые способы повысить самооценку ребенка

Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа.

Важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова.

Примеры позитивных посланий ребенку:

1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера:

«Мне нравится, что ты такой (далее выбираете, что подходит по ситуации): любознательный, добрый, умный, ласковый, упорный, старательный, заботливый, смелый и т.д.»;

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие:

«Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

3. Говорите ему слова благодарности:

«Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;

4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка:

«Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».

[1]

Казалось бы – такие простые простые вещи, правда?

Но многие взрослые забывают об этом ((

Для чего ребенку хорошая самооценка?

Хорошая, адекватная самооценка важна ребенку для того, чтобы:

— Осваивать новое,
— Общаться со сверстниками;
— Быть успешным в школе;
— Защищать себя;
— Отстаивать свои права и интересы;
— Строить отношения с противоположным полом, когда вырастет;
— Выбирать своё любимое дело по душе.

Читайте так же:  Почему мужчины возвращаются после расставания, психология

Если вы хотите помочь своему ребёнку формировать хорошую, адекватную самооценку, чтобы он верил в свои силы и не пасовал перед трудностями – посмотрите вебинар «Как повысить самооценку ребёнка и помочь ему поверить в свои силы»

После вебинара вы будете знать:

– Как растить ребёнка уверенным в себе человеком с хорошей, адекватной самооценкой;
– Как научить не сдаваться перед трудностями;
– Как помочь ему верить в свои силы и способности;

– Как научить проигрывать и не «психовать» из-за проигрыша;
– Как смело браться за новое и извлекать уроки из ошибок, а не бояться их;
– Быть настойчивым, целеустремлённым и максимально использовать свой потенциал.

Материал подойдет родителям детей ВСЕХ возрастов. Вас ждет множество практических рекомендаций, которые вы сможете применять сразу после вебинара.

P.S. Пожалуйста, поделитесь в комментариях – какие рекомендации из этой статьи стали вам полезны.

[2]

Поделитесь статьей со своими друзьями, чтобы помочь им стать счастливее, нажав на кнопки соц. сетей

Формирование самооценки у ребенка

Самооценка человека формируется еще в детстве и влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Именно поэтому родителям важно уделить этому вопросу серьезное внимание.

Продуманный подход, умение правильно поощрять малыша и оценивать его действия, поддержка и ориентир на нравственные ценности – вот лишь малая толика того, в чем необходимо ориентироваться мамам и папам.

Подробнее об этом рассказывает психолог и детская писательница Оксана Стази.

Почему самооценка так важна

От самооценки человека напрямую зависит, как сложится его жизнь, насколько успешным он будет и чего сможет добиться. Если личностное восприятие завышено, это может привести к сложностям в отношениях с окружающими.

Если, наоборот, занижено – его обладатель рискует провести всю жизнь на «вторых ролях»: такие люди достаточно пассивны и скорее плывут по течению, чем борются за достижение своих целей и желаний.

Адекватность самовосприятия, здоровая критичность, умение непредвзято оценить свои сильные и слабые стороны позволяет эффективно выстраивать рабочие и личные связи, добиваться расположения и чувствовать себя комфортно и счастливо.

Большое будущее маленького человека

Уже на первых годах жизни у ребенка начинает закладываться основа самооценки – и то, какой она станет, во многом зависит от родителей.

В условиях ссор, недовольства, повышенной строгости, а также при недостаточном внимании малыш, скорее всего, получит заниженную самооценку.

Там же, где потребности детей ставят во главу угла, потакают всем их желаниям и капризам, чрезмерно хвалят, чаша весов ожидаемо качнется в сторону завышенной самооценки.

В три года у малыша активно формируется осознание собственного «Я» – через поступки и их оценку родителями.

Он стремится продемонстрировать окружающим личные умения и ожидает одобрения со стороны взрослых.

Поддержка в этот период очень важна – ребенок учится гордиться своими достижениями, и в будущем это позволит ему обрести и развить уважение к себе и чувство собственного достоинства.

Трижды подумай, потом скажи

Родителям стоит с большим вниманием относиться к тому, что и как они говорят своему ребенку – ведь любая их оценка сказывается на самовосприятии малыша.

К завышенной самооценке приводит:

  • тотальное одобрение, когда похвал выступает как основная форма оценки любых действий ребенка;
  • игнорирование плохих поступков, когда взрослые не хотят тратить время и душевные силы на «разбор полетов», ссылаясь на то, что «он еще маленький», «вырастет – поумнеет».

Отсутствие у детей четких нравственных ориентиров приводит к тому, что они начинают воспринимать свое поведение, как дозволенное, и плохие проступки повторяются и в более взрослом возрасте.

К заниженной самооценке приводит:

  • отсутствие похвалы или её редкость;
  • постоянные упреки;
  • наказания даже за мелкие шалости.

Такой подход формирует у ребенка чувство постоянной вины, которое может развиться в комплекс неполноценности.

Дарите любовь без оглядки

Из счастливых детей вырастают счастливые взрослые!

Для ребенка очень важно чувствовать себя любимым. Завышенная самооценка в раннем возрасте – это нормально и говорит лишь о благоприятной атмосфере в семье.

Со временем в жизни малыша появятся другие люди, помимо родственников, и взаимодействие с ними поможет подкорректировать его самооценку. Немаловажную роль в этом процессе сыграет также воспитание в кругу семьи

Именно мама и папа дают чаду моральные ориентиры, выказывают одобрение или осуждение за разные поступки.

Помните: дети, которым не хватило родительской любви и тепла, ощущают себя несчастными и вырастают с заниженной самооценкой.

Ребенок нуждается в вашей помощи

С возрастом к ребенку начинают предъявлять все больше требований.

И это правильно – его самосознание растет, он способен приложить усилия для достижения цели.

Ребенок осознает последствия поступков, его понимание хорошего и плохого становится более четким.

Собственная самооценка связывается с личными достижениями.

До 6-7 лет малыш опирается в своих действиях на эмоции, и родителям важно помочь ему разобраться, какие поступки и поведение являются положительными, а какие – отрицательными с точки зрения общества.

Это даст ребенку возможность научиться самостоятельно давать оценку своим делам и поведению, а также позволит понять, хорошим или плохим человеком он является.

Формирование адекватной самооценки у ребенка

Не игнорируйте ребенка! Уделяйте ему внимание. За положительные действия – поощряйте, за отрицательные – порицайте.

Не скупитесь на похвалу, если ребёнок ее заслужил. Так вы подкрепляете его стремление поступать правильно и быть хорошим.

Давая поручения, ориентируйтесь на возраст ребенка – ему еще не все по плечу.

Если малыш постоянно сталкивается с разочарованием от того, что его усилия не привели к нужному результату, это может сформировать у него комплекс неполноценности.

Помните, что детям очень важна родительская поддержка – причем не только тогда, когда нужно разделить успех, но и при неудачах.

Сопереживайте им, радуйтесь вместе с ними, помогайте преодолевать трудности и исправлять ошибки, воодушевляйте на новые хорошие свершения – и они обретут уверенность в своих силах!

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, это может негативно повлиять на его самооценку.

Кто-то раньше учится ходить, кто-то писать или читать – это очень индивидуально, и не является показателем общего развития.

Гораздо правильнее отслеживать наличие или отсутствие прогресса относительно предыдущих достижений малыша.

Не забывайте, что даже в раннем возрасте ребенок – это уже личность. Относитесь к нему с уважением, не оскорбляйте, не критикуйте без причины, а если ошиблись и повели себя неправильно, не бойтесь признаться в этом и извиниться перед ребёнком.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение хочется сказать всем родителям — любите своего ребёнка! Тогда он будет расти уверенным в своих силах и это поможет ему преодолевать неудачи и добиваться успехов.

Самооценка ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here