Социализация — это что, основные типы и этапы

Сегодня предлагаем обсудить тему: "социализация - это что, основные типы и этапы". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Понятие, виды и основные этапы социализации

Человек в своем социальном бытии является, с од­ной стороны, создателем, творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате человеческой деятельно­сти. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры.

[1]

Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы зна­ний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функцио­нировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.

Включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Поэтому личность в процес­се своего формирования, развития и деятельности предстает не только в качестве объекта, но и социального субъекта общественных отно­шений и взаимодействий.

На основании сказанного можно указать со­держательное определение этого социального феномена.

Социализация — двусторонний процесс, включающий в себя, с од­ной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, цен­ностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, про­цесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Различают две основные формы социализации — направлен­ная и ненаправленная.

Ненаправленная социализация — это стихий­ное, как бы «автоматическое» формирование определенных социаль­ных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении — в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча и т.д.

Направленная социализация — это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями систе­ма средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соот­ветствии с доминирующими в данном обществе (или общности) цен­ностями, идеалами, интересами и целями.

Одним из важных способов направленной социализации является воспитание — процесс созна­тельно организованного, планомерного и целенаправленного воздей­ствия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной произ­водственной, общественной и культурной деятельности.

Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или противоречить друг другу. Стихийная, ненаправ­ленная социализация может стать ущербной для формирования личности и поэтому важно ее до­полнение, а в некоторых случаях преобразование корректирующим влиянием направленной социализации.

Весьма существенным средством социализации личности яв­ляется ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что чело­века формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит и отождествляет. Известные американ­ские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как про­цесс формирования социальных установок и позиций личности.

Развертывание процесса социализации зависит не только от силы и направленности социализирующего влияния социального окружения, но и индивидуальной самобытности («самость», как назвали ее Ч. Кули и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия.

Выделяются несколько этапов социализации.

Первый этап — младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе — эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

Второй этап — ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социали­зации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками — погремушками, мячиками, куклами и т.п.

Третий этап — дошкольное детство (6-7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.

Четвертый этап – ранний школьный возраст (7 -11 лет). В это время происходит переосмысление предыдущего опыта на основе получаемых знаний. Основной канал социализации – общение и взаимодействие с учителем.

Пятый этап — подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализа­ции учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большин­ства учащихся).

Шестой этап — юношеский воз­раст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки пре­вращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом — завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирую­щейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренче­ских установок, жизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обду­мывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.

Седьмой этап — поздняя юность (18—25 лет). Этот этап знаме­нует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает иг­рать трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений ме­жду людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важ­ную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его про­изводительности, а с другой — профессионально-квалификационному развитию личности.

Восьмой этап — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

Девятый этап — послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охва­тывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов.

Читайте так же:  Что делает человека счастливым

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8251 —

| 7897 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Социализация: понятие, виды, основные этапы

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Процесс социализации охватывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют жизненными циклами. Этими жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапа) социализации:

ü первичная (детская) социализация – этап младенческого возраста;

ü вторичная социализация – этап, совпадающий с получением формального образования;

ü социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи;

ü социализация старости – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей – в зависимости от уровня развития общества).

Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей.

Первичная социализация. Можно утверждать, что биография индивида – это история его отношения с другими. Именно другие создают системы, через которые удовлетворяются все потребности ребенка.

В процессе социализации происходит наделение физиологических актов социальным смыслом.То, что мы называем жестом, мимикой и пр. есть физиологические процессы, обусловленные социальным содержанием. Именно социальные программы регулируют данный физиологический процесс.

При формировании интеллекта начинающего члена общества социальный фактор также оказывается решающим. Не следует смешивать умственные способности и интеллект: первые в основном обусловлены генетически, а второй – вырабатывается. Огромное влияние на формирование интеллекта оказывает именно социальная среда.

Наиболее убедительным свидетельством социального происхождения индивидуального интеллекта являются наблюдения за так называемыми детьми-маугли. Другое название этого феномена – феральные люди (от лат. homo ferus – люди волки) — люди, которые по тем или иным причинам оказались с младенческого возраста лишены человеческого общения и воспитаны животными. После 7 – 9 лет такие дети окончательно утрачивают возможность обрести человеческий разум и навсегда остаются животными.

Так, в Евпатории шестилетний мальчик четыре года прожил в заброшенном доме со стаей собак. Он жил на равных правах в будке с тремя большими дворнягами, оставшимися от прежних хозяев дома. Они и кормили его: приносили с окрестных помоек пищу, словно щенку. Мальчик не говорит, и все манеры его поведения действительно как у бродячей собаки. Правда, люди еще не потеряли надежду сделать из него человека, т.к. выше критического возрастного порога он пока не перешагнул.

Вторичная социализация.Одна из главных функций этого этапа – общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в образовательных институтах и получение формального и неформального образования. Подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение индивида к миру научных систематизированных знаний начинается в школе. Уровень и качество образования, как целенаправленного и систематического получения новых знаний, выступает важнейшим фактором формирования индивидуального интеллекта.

Вторичная социализация выполняет и ряд латентных (скрытых) функций. Одной из таких функций является выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, — это отсутствие родителей и родственников, которые прежде осуществляли за ним надзор. Если дома, в окружении родителей, ребенок чувствовал себя «центром вселенной», то в коллективе он — лишь один среди многих. Он теперь подчиняется тем же правилам, что и все другие.

Можно утверждать, что вторичная социализация начинается еще до школы – для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. Сироты – воспитанники детских домов – оказываются вообще лишенными первичной социализации, начиная свою жизнь практически сразу со вторичной.

Так или иначе, к моменту завершения вторичной социализации родители и ближайшее окружение ребенка уже передают ему не только значительный объем информации о мире, в котором ему предстоит жить, но также и нормы, ценности и цели своих групп и своего социального класса (во всяком случае – того класса, с которым они себя идентифицируют).

Социализация зрелости.Вступление человека в эту стадию социализации затягивается до 25-летнего возраста, а то и старше.

Для этого этапа характерна активная интеграцияиндивида в общество. Появляется желание найти в нем свое место. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если этого не происходит, то возможно следующее:

ü сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

ü изменение себя, «стать как все»;

ü конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах.

В связи с этим, социализация зрелости как правило характеризуется следующими двумя моментами.

Первыйэто освоение роли самостоятельного экономического агента. Второйобзаведение собственной семьей.

Социализация старости.Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса. Прежде всего, это связано с невозможностью продолжения индивидом прежней экономической активности с прежней интенсивностью. Это влечет за собой падение таких параметров экономического статуса, как активное распоряжение собственностью – у тех, кто ею обладает, и место в организации труда. Этому процессу обычно сопутствует снижение уровня доходов и состояния здоровья. Возникает ощущение социальной и профессиональной невостребованности, которое требует определенной психической адаптации. Появляется необходимость освоения новых ролей (пенсионер, иждивенец, дедушка, бабушка…).

Следует отметить, что жизненный цикл в современном обществе становится более гибким, в результате чего, по мнению социолога Бернис И. Нойгартен складывается «общество, не зависящее от возраста»(“age-irrelevant society”). Это значит, что в настоящее время уже не являются редкостью 28-летний мэр, 30-летний управляющий банком, 35-летняя бабушка, 50-летний пенсионер, 65-летний молодой отец и 70-летний студент. В связи с этим, по мнению Эриксона, основной упор следует делать на психологическом развитии человека.

Читайте так же:  Первая помощь при обмороке

Смерть.Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие «умирающий» предполагает не только протекание каких-то биохимических процессов, но и принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью.

Хотя люди встречают смерть по разному – как и живут по-разному, — Элизабет Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения с неминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Бога или судьбы отсрочку от смерти; депрессия, или «предваряющая скорбь»; примирение с фактом смерти.

Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоциализацией – процессом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник, который требует работать по-иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. Однако ресоциализация может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в Общество анонимных алкоголиков, обрушивается поток информации, которая свидетельствует о деструктивных последствиях пьянства. Поступая в университет после окончания школы, некоторые молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде.

Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Близко к понятию неполной социализации понятие «частичная социализация». Частичная социализация означает, что человек овладел в полной мере только какой-то частью знаний и культуры в ущерб остальным.

Например, вопреки советам учителей и родителей, ребенок вдруг ощутив в себе талант спортсмена, начинает уделять большое внимание именно занятиям спортом. Возможно, он достигнет неплохих спортивных результатов, но это будет только частичная социализация.

Близка к частичной социализации так называемая односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека.

Одностороннее развитие вундеркиндов, например, в области математики, делает их частично социализированными. Их способности в других областях жизни значительно снижаются. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области.

По содержанию к полной социализации близка актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Социализация может быть неактуальной, но полной.

Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.

Существует быстрая и медленная социализация

. В детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды — пример быстрой социализации.

Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие, и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.

Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социализация личности — агенты, механизмы, факторы, виды и этапы социализации личности

Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация. Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов.

Группы и этапы социализации

В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и после трудовая (пенсионный возраст). Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.

Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей. При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности, которая моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.

Читайте так же:  Алчность что это, как избавиться

После трудовая социализация это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.

Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или полностью отторгнуты.

Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.

Механизмы социализации

  • Идентификация — определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
  • Копирование или подражание — повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
  • Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
  • Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.
  • Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Факторы социализации

Факторы влияющие на процесс социализации разделяются на три типа:

  • Микрофакторы — присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении)
  • Мезофакторы — социализация личности в средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село).
  • Макрофаткоры — принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

Агенты социализации

Исходя из вышесказанного вполне понятно что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения (детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т. д.).

При этом можно выделить агентов первичной социализации (родители, близкие друзья, тренеры, учителя), а также агенты вторичной социализации (представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации).

Виды социализации

Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов:

  • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
  • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
  • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
  • Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
  • Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.

Социализация — это что, основные типы и этапы

Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и смертью человека. В процессе социализации люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, т.е., приобретают свое социальное «Я».

Социализация носит двунаправленный характер. Старшее поколение передает молодым нормы и ценности, и усваивает новые, выработанные молодыми поколениями. Человек становится личностью только во взаимодействии с себе подобными. Если человеческий ребенок попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.

Предназначение процесса становления своего социального «Я» — поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда. У новорожденного нет личности, нет «Я». Он не может различить границы между собой и не собой. По мере овладения прямохождением, речью, развитием мышления, сознания ребенок начинает выделять свое «Я» из понятия о других. Н. Смелзер выделил четыре основных механизма социализации детей — имитация, идентификация, стыд и вина. Дети в процессе становления «Я» пробуют различные модели поведения, по реакции окружающих определяя, что делать позволительно, а что нельзя. В дальнейшем всю жизнь мы считаемся с реакцией на наше поведение других людей, с учетом их мнения и оценок поправляем свои действия. Таким образом, наше «Я» обитает одновременно и в нашем теле и вне его. «Я» в нашем теле — сумма психических процессов. «Я» вне тела — социальные отношения.

Успешная социализация возможна только в сочетании трех основных факторов социализации: 1. биологические — наследственность; 2. психологические — психические особенности человека; 3. социальные — экономическая система, политический режим, развитие культуры. Существует несколько различных типов социализации: 1. ненаправленная социализация — стихийная, неосмысленная; 2. направленная социализация — система средств воспитания личности, разработанная в различных общественных институтах и организациях. Ненаправленная и направленная социализация может друг с другом согласовываться, гармонизироваться, противоречить.

Основные этапы социализации

Социализация — процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две стадии: первичная социализация охватывает детство и юность; вторичная социализация — зрелость и старость. Рассмотрим особенности основных жизненных циклов или этапов социализации.

Детство (от рождения до 13 лет) В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.

Юность (13-18 лет). В юности происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги — склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального «Я», формируется мировоззрение. Главная трудность — ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом — многие уже являются взрослыми. Ролевое бесправие и отсутствие опыта ведут молодежь к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т.д.

Читайте так же:  Почему он не звонит что делать, если мужчина не звонит

Зрелость (18 лет — прекращение трудовой деятельности). Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента — сначала по отношению к супруге /супругу/, затем — к ребенку.

Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О. Брим-мл. показал, что она выражается, в изменении их внешнего поведения. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И. Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: 1. десоциализацию — отучение от старых норм, ценностей, ролей; 2. ресоциализацию — обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда, в экстремальных ситуациях, десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового (тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, армия).

Старость или «социализация к смерти» (прекращение трудовой деятельности — смерть). Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус — от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в

традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти — подготовку моральную и материальную — к окончанию жизни.

25. Социализация личности, понятие и этапы.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Этапы социализации личности.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию. Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Этапы социализации — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Этапы социализации» 2017, 2018.

Читайте также

Социализация молодёжи – процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения. [читать подробнее].

Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать. [читать подробнее].

Большинство социологов предполагают, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека. Сторонники менее распространенной точки зрения считают, что социализация завершается периодом взросления, зрелости. В связи с этим, вопросы этапов и стадий. [читать подробнее].

Естественно, что на первой ступени своего развития личность — пассивный объект общественного воздействия, которое воплощается в принятых в данном обществе стандартах, образцах и нормах мышления и поведения. Однако не следует считать, что на этом этапе личность. [читать подробнее].

Читайте так же:  Что делать, если я его люблю, а он меня не любит

Социализация Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные. [читать подробнее].

Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем. [читать подробнее].

Социализация и ее этапы

Социализация — это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Она возможна только в обществе и представляет собой процесс превращения человека из индивида в гражданина и личность, когда происходит усвоение ценностей, смысла и значения поступков. Это процесс становления человека полноценным членом общества. Социализация включает в себя:

адаптацию

(приспособление),

воспитание

(целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида),

обучение

(приобретение новых знаний) и

взросление

[2]

(социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

5.

Типы личностей

Некретический конформистский тип Тип критического отношения к действительности

Деятельный сознательное бегство Нигилист Реакционер Революционер Реформатор

Прагматик от общества, социаль- пренебрежительно цель и мотив стремиться к пре- ориентация лич-

Активно дос- ная пассивность, ней- относится к повсед- личностного образованию на- ностного поведе-

Тигать собст- тральным отношениям невным ситуациям поведения, личного бытия, дения на реализм

Венных целей, к моральным и полити- настоящего, оцени- целью и мо- и прежде всего в оценках ситуации

Его принцип: ческим ценностям, стрем- вая его с позиции ли- тивом к-рого к его разрушению. и целей и средств

Максимум лением к максимальному бо идеализирован- являеися стрем- ее преобразования.

Пользы, мини- ограничению обществен- ного прошлого. В ление сохранить Для него характер-

Мум неудобств. ных связей. силу чего он готов (возрадить) пат- ны склонность к

к тотальному разру- риархальные цен- компромиссам, ре-

шению во имя «ново- ности, воспрепят- шительность и от-

го порядка», к-рый ствовать различ- ветсвенность за вы-

«осчастливит» все ного рода новациям. полнение поставлен-

человечество. ных целей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8612 —

| 7074 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.

Понятие социализации.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

[3]

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются:

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Социализация — это что, основные типы и этапы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here