Социальная адаптация

Сегодня предлагаем обсудить тему: "социальная адаптация". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Успешная социальная адаптация

Адаптированность — уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения — удовлетворенности или неудовлетворенности. Человек может быть гармоничным и адаптивным, либо дисгармоничным и дезадаптивным.

Существуют различные трактовки термина «адаптация». Слово «адаптация» произошло от латинского — «приспособление, привыкание». Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптацию можно понимать как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды — с другой, полностью удовлетворены. Это своеобразное состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой. В некотором смысле адаптацию можно понимать как процесс достижения гармонии индивида и среды.

Согласно А. Филипсу (1998) адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

1. Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми
встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Примерами такой адаптации может служить посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений.

2. В более широком смысле адаптация не сводится к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способностью придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Признаками эффективной адаптированности считаются:

1. Адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства,

2. Адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.

В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью.

Различают физиологическую и социально-психологическую адаптацию. Под физиологической адаптацией понимается изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к изменению силы воздействующих раздражителей. Социально-психологическая адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

В последнее время проблеме адаптации к школе уделяется особенно пристальное внимание, что связано с увеличением числа детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения, имеют трудности школьной адаптации. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6 и с 7 лет. Приспособление ребенка к новым условиям, в частности, к школе, называется адаптацией.

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

В адаптационный период некоторые дети очень шумны, «без удержу» носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно: другие напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются вести себя незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе «домашние» дети, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Однако практика показывает, что это не всегда соответствует действительности и значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие детский сад.

В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к условиям жизни может протекать по-разному. Выделяют группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой. Легкая адаптация характеризуется напряженностью функциональных систем организма ребенка, которая компенсируется в течение первой четверти. При средней адаптации нарушение самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация протекает тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года. Легкую адаптацию и адаптацию средней тяжести можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. Тяжелое протекание адаптации свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника.

Лучше переносят период поступления в школу здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить: благоприятная динамика работоспособности, ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.

Тяжелее всего адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности ; дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие нервно-психические расстройства.

Социально-психологическая адаптация — процесс активного приспособления. Для того, чтобы адаптироваться, нужно проявить специальные умения. Человек как сам может менять ситуацию, так и среда может менять его. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к учителю, классу, школе, но и самим педагогам к новым для них ученикам. Первоначальный этап пребывания в школе — это период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Читайте так же:  Тяжелая депрессия

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социальная адаптация;

«Социальная адаптация» — это процесс взаимодействия субъекта социальной сре-

дой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Такой процесс имеет достаточно тесную связь с

другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, — про-

цессом социализации. Понятия и процессы социальной адаптации и социализации

взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. Процесс социализации – это длительный, постепенный процесс эволюци-

онного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых зна-

ний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во

внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс инте-

риоризации). Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,

скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно

короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные

изменения и проблемы.

Стадии соц. адаптации:

1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство

функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясе-

ния социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного

взаимодействия с внешней средой.

2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших

пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления

ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и

освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адап-

тационного потенциала субъекта. Под адаптационным потенциалом понимает-

ся совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в

скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адап-

тации (14.С.125). В качестве элементов адаптационного потенциала могут вы-

ступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалифика-

ции, демографический и социальный статус, социально-психологические ха-

рактеристики и прочее.

3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной

адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели

поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собствен-

ных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а

[2]

также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс

Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей де-

лать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном

случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъ-

екта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требо-

вания и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адап-

Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации,

субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. К основ-

ным формам последнего можно отнести следующие:

— конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выпол-

няет новые требования, предъявляемые к нему;

— инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осу-

ществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон,

свойств и характеристик;

— внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъ-

екта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к

нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не

совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окруже-

— «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма

поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собст-

венных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптаци-

онного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально

не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;

— преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремит-

ся полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями

Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта

может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон-

формизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стре-

мится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями,

задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адап-

тации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адап-

тивного и адаптирующего аспектов.

К основным барьерам социальной адаптации в современном

обществе можно отнести:

— социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереоти-

пы поведения и деятельности, присущие субъекту);

— социальные (представляющие собой негативные характеристики соци-

альной среды, в которой протекает процесс адаптации);

— социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).

Социальная адаптация

Адаптированность к реальности является главным критерием нормального поведения человека в обществе.

Социальная адаптация

— процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Социальная адаптация может быть в следующих формах:

— радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

— гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;

— гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

— конформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

— девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

— социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

Социальная дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Социальные и индивидуальные проявления дезадаптации:

— сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом;

— хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе);

— конфликты с законом;

— негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция);

— завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм, хронический эмоциональный дискомфорт;

Читайте так же:  Психология подростка особенности, советы родителям

— конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений;

— когнитивные искажения реальности.

Типы взаимодействия индивида с реальностью

1. Противодействие. Индивид пытается активно разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Человек убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности. Единственным способом достижения своих целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из поведения, нарушающего нормы общества. При это ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении.

2. Уход от реальности. Этот путь взаимодействия с действительностью осознанно или неосознанно выбирают люди, которые оценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Игнорирование реальности. Проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Каждый существует сам по себе. Такой вариант довольно редок и встречается у очень одаренных людей.

4. Приспособление к реальности. Это выбор гармоничной личности, хотя гармоничная личность может использовать и уход от реальности, т.к. сама реальность может быть дисгармоничной.

5. Болезненное противостояние реальности, обусловленное признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами.

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Назовите социально-психологические особенности личности.
  2. Дайте определение понятия «социализация».
  3. Назовите этапы социализации, их характерные особенности.
  4. Дайте определение понятия «социальная роль».
  5. Дайте определение понятия «социальный стереотип».
  6. Дайте определение понятия «социально-психологическая установка».
  7. Дайте определение понятия «самооценка».
  8. Назовите виды самооценки, их характерные особенности.
  9. Дайте определение понятия «ценностные ориентации личности».
  10. Дайте определение понятия «уровень притязаний личности».
  11. Назовите виды уровней притязаний личности.
  12. Дайте определение понятия «Я-концепция» личности.
  13. Назовите структурные компоненты «Я – концепции» личности.
  14. Дайте определение понятий «психическая адаптация», «социальная адаптация».
  15. Назовите виды социальной адаптации личности.
  16. Дайте определение понятия «социальная дезадаптация».
  17. Дайте определение понятия «социально-психологическая адаптация».

Дата добавления: 2015-08-04 ; просмотров: 2029 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Социальная адаптация

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера применения понятия не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п.

Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.

Начало этим исследованиям было положено биологическими науками, где адаптация рассматривается как процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования и привыкание к ним.

В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека. В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта и социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения. Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека

Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

— адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

— адекватная система отношений и общения с окружающими;

— гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса — состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во- вторых, потенциальный уровень — возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта.

Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации — это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.

В процессе социальной адаптации формируются:

приемлемые окружением навыки общения;

поведения и деятельности, дающие возможность личности самоутверждаться, реализовывать свои потребности.

Социальная адаптация связана с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, — процессом социализации.

Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой — социальная адаптация –представляет механизм и одну из форм социализации личности.

Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга.

Процесс социализации — это длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).

Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,

скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы.

В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем.

Человек, группа или организация должны, в первую очередь, адаптироваться именно к таким условиям и использовать результаты этого процесса как основу или базу для углубления и конкретизации последующего процесса социальной адаптации.

Читайте так же:  Средства общения

Стадии социальной адаптации

Социальная адаптация — процесс, который представляет собой единство следующих стадий:

Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

На этой стадии происходит осознание личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. Для смены поведенческих образцов необходима активная позиция личности.

Рассматриваемая стадия социальной адаптации представляет собой достаточно серьёзную опасность для социальных субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже её физической гибели.

Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё.

Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и

освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность

выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта, под которым понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в

скрытом виде и актуализируется в процессе социальной адаптации.

Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

При этом, необходимо помнить о том, что сделанный субъектом выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды. Субъект может

ошибиться в своём выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая

соответствует его собственным целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьёзным проблемам и трудностям.

Существуют и иные подходы к выделению стадий социальной адаптации. Ряд исследователей выделяют четыре качественные стадии социальной адаптации:

— первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;

— вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

— третья стадия — приспособления, «аккомодации« — связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

— четвертая стадия полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. В процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть:

1. Адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон-

формизм, ритуализм и ретритизм):

2. Адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта, адаптивного и адаптирующего аспектов.

Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности

предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации.

В зависимости от объекта социальной адаптации, можно выделить некоторые ее виды.

1. Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2. Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

3. Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

[3]

Социальная адаптация

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Читайте так же:  Формирование личности ребенка

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях: • общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества; • социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот,, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.); • сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.’

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы»

Структура социальной работы

Структура социальной работы — это ее компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей людей.

Напомним, что под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая общая трактовка структуры применима и к социальной работе, которую можно рассматривать как определенную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов :субъект,

объект и связывающие их в единое целое средства,

Последовательность перечисленных компонентов не является случайной: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект является главным фактором, определяющим суть и характер деятельности. Поэтому и характеристику социальной работы, как уже говорилось, правомерно начинать с объекта.

[1]

Все основные компоненты тесно связаны между собой. Имея различное (в определенном смысле) содержание, только в совокупности они дают органичное понимание социальной работы.

Кроме того, мы можем выделить как бы два аспекта социальной работы: решение повседневных, неотложных про­блем клиента и решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.).

Оба аспекта социальной работы связаны (и обусловлены) социальной политикой государства, основными направлениями, ориентирами развития общества.

Следующий структурный срез социальной работы предопределяется ее универсальным, интегрированным характером как специфическим видом человеческой деятельности. Речь идет об основных направлениях (видах) социальной роботы: социальный диагноз, социальная терапия, соци­альная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание, социальное посредничество, социальное попечительство и др. 1

1 См.: Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной рабо­ты: Учеб. пособие. 3-е изд. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2005. С. 17-19.

Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой — является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма — необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

Значение словосочетания «социальная адаптация»

  • Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Читайте так же:  Как распознать мужскую ревность и стоит ли ее бояться

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мельтешение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Социальная адаптация: виды и уровни;

Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение «Социальный контроль».

2. Из чего состоит содержание контроля?

3. Какова задача социального контроля?

4. Назовите принципы, уровни социального контроля

5. Кто является объектом социального контроля? Субъектом?

6. Назовите виды и функции социального контроля, принципы организации.

(Лекции — 4 часа, практические занятия — 4 часа)

1. Сущность социальной адаптации, характеристика адаптивных механизмов.

2. Виды и структура социальной адаптации.

3. Формы и методы социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

Сущность социальной адаптации, характеристика адаптивных механизмов.

Процесс социальной адаптации – сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономики, политики, социальных и духовных отношений в обществе, требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.

Система социальных институтов, социальной работы, которые должны стать помощниками человека, только складываются.

Адаптация – лат. аdaptatio – приспособление. Словарь иностранных слов: социальная адаптация — процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения. А также процесс преодоления последствий психической и моральной травмы. (ФЗ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Понятие использовано во многих областях познания – биологии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. изучение этой проблемы на стыке различных отраслей знания является перспективным подходом к комплексному изучению человека.

Первоначально в биологии человек – неотъемлемая часть животного мира. Человек и среда не в статическом, а в динамическом равновесии.

Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека.

Нарушение равновесия между организмом человека и его сознанием, с окружающей средой приводит иногда к вырождению или необратимым изменениям, как самого индивида, так и природы. Существуют различные уровни взаимоотношения личности с окружающим миром. Необходимо найти оптимальные гармонические механизмы адаптации человеческого организма (его морфо–физическая организация) с индивидуально личностными сторонами (психическая организация) с потребностями, нуждами социального обустройства (система социальных отношений и практики) с окружающей средой.

Характерный признак человека – то, что он существо общественное. У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособленческие функции, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и средства адаптации.

Биологический, функциональный, психический и социальный аспект развития человека взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Они постоянно обогащаются и изменяются посредством активной деятельности человека. Заданные природные особенности человека составляют важнейшую предпосылку, необходимое условие для его социального развития.

Проблема адаптационных процессов многозначна, важен выбор действий индивида и его окружения, связь этих действий с социальной практикой.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией, его врастанием в социальный мир. это врастание предполагает активное участие как потреблении, так и передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализация заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационный процесс. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией.

Социальная адаптация – важнейший механизм, специфическая форма социализации человека.

Однако, если процесс социализации идет как правило эволюционным путем (относительно медленно), посредством накопления и усвоения предыдущего опыта приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшееся социальные прецеденты.

Вместе с тем, процесс социальной адаптации – процесс освоения относительно стабильных условий соц. среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

В этом процессе две стороны.

Объективный процесс социальной адаптации – человек со дня своего рождения приобретает различные соц. свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая среда (родители, друзья и т.д.), а также различные социальные институты.

Субъективный процесс социальной адаптации связан не с общественным положением человека или его половозрастными особенностями, а его личностными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития. Здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание усвоить существующие социальные ценности. Поэтому механизм социальной адаптации – это взаимодействие многих составляющих: объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень), условия непосредственно среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение), сама личность (с ее активностью или пассивностью, способностями, творческой деятельностью, природными задатками).

Видео (кликните для воспроизведения).

В основе социальной адаптации лежит активная деятельность. Три основных вида или фазы преобразований индивидуальная деятельность, общение, самосознание (или составные части механизма адаптации).

Социальная адаптация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here