Социальная дезадаптация

Сегодня предлагаем обсудить тему: "социальная дезадаптация". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Социальная дезадаптация как психолого-педагогическая проблема

Социальная дезадаптация как психологический феномен

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психологической литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптацией по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда — трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим, отмечают Т.Г.Дичев и К.Е.Тарасов [4;с.45].

Ю.А.Александровский определяет дезадаптацию как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций [2; с.102].

В широком смысле под социальной дезадаптацией подразумевается процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социальной адаптации и социальной дезадаптации. Понятие социальной адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социальная адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования.

Понятие социальная дезадаптация рассматривается большинством авторов: Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Т.Г.Дичев, С.Раттер как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям [17; с.55].

Социальная дезадаптация — это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

В процессе социальной адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социальной адаптации к социуму, успешность ее протекания.

[2]

Интересна позиция А.В.Петровского определяющего процесс социальной адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников [35; с.73].

При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.

Противоречие между целью и результатом, как предполагает В.А.Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения», отмечают А.В.Петровский и В.В.Непалинский [35;с.79].

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, Р.Б.Березин и А.А.Налгаджян выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности) [33;с.90]:

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки — это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутри психических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы.

[1]

Результатом социальной дезадаптации является состояние дезадаптированности личности [12;с.6].

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов, М.А.Аммаскин, М.С.Певзнер, И.А.Невский, А.С.Белкин, К.С.Лебединская и др.) Авторы определяют отклонения в поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, и, следовательно, не имея возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него самого, осознание своей некомпетентности побуждает субъекта к переходу на защитные формы поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношении с окружающими, снижению уровня притязаний и самооценки [32;с.5].

Эти исследования лежат в основе теории, рассматривающей компенсаторные возможности организма, где под социальной дезадаптированностью понимается психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающееся в недостаточной активности индивида, в затруднении реализации его основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения, в искажении социального статуса дезадаптированного ребенка.

Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление — разрыв между взрослым и детским периодом — создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок [3;с.52].

Читайте так же:  Как все успевать

В рамках зарубежной гуманистической психологии критикуется понимание дезадаптации как нарушения адаптации — гомеостатического процесса и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды.

Форма социальной дезадаптации, по их понятиям, такова: конфликт — фрустрация — активное приспособление. По К. Роджерсу дезадаптация — это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека [24;с.114].

Социальная дезадаптация — явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят [26;с.76]:

· психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств. В основе формирования психосоматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации [17;с.58].

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом — когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом — уровне [32;с.9].

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется, прежде всего, низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни.

Оказание профессиональной социально-психолого-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая общетеоретические концептуальные подходы к рассмотрению природы и характера дезадаптации, а также и разработку специализированного коррекционного инструментария, который может быть использован в работе и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Коррекция социальной дезадаптации — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков социально значимых качеств и поведения человека с помощью специальных средств, психологического воздействия.

В настоящие время существуют различные психосоциальные технологии коррекции дезадаптированных подростков. При этом основной упор сделан на методы игровой психотерапии, графические техники, используемые в арт-терапии и социально-психологические тренинги, направленные на коррекцию эмоционально-коммуникативной сферы, а также на формирование навыков бесконфликтного эмпатийного общения. В подростковом возрасте проблема дезадаптации, как правило, связана с неблагополучием в системе межличностных отношений, поэтому развитие и коррекция коммуникативных умений и навыков важное направление общей коррекционно-реабилитационной программы [48;с.22].

Коррекционное воздействие осуществляется с учетом положительных тенденций развития по «сотрудничающему-конвенциональному» и «ответственно-великодушному» типам межличностных отношений, выявленных в «Я-идеальное» подростков, которые выступают как личностные копинг-ресурсы, необходимые для овладения более адаптивными стратегиями совладающего поведения при преодолении критических ситуаций существования.

Таким образом, социальная дезадаптация — это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Психологическая дезадаптация. Как с ней бороться?

  • Предыдущая статья Виды психических расстройств у женщин
  • Следующая статья Паническое расстройство
    Размер

Стиль

  • Режим чтения
  • Поделиться

    Не смотря на всю широту возможностей, которую предоставляет интернет пространство, оно может отдалить человека от реального мира.

    Сегодня, сталкиваясь с трудностями, человек часто замыкается в себе, предпочитая придуманный мир реальному.

    Что такое психологическая дезадаптация

    Так психологам приходится сталкиваться с термином «психологическая дезадаптация». Этот термин означает снижение или утрата способности приспосабливаться к окружающей среде.

    При развитии психологической дезадаптации поведение человека перестает соответствовать ситуациям жизнедеятельности. Особенность этого состояния в том, что его проявление может быть ситуативным или зависимым от определенных обстоятельств. К примеру, на работе в коллективе человек чувствует себя дискомфортно. Но дома с его психоэмоциональным фоном все в порядке. Либо ему хорошо только там, где нет людей

    Психологическая дезадаптация встречается не только у взрослых. Так же часто она наблюдается у подростков и детей. Обилие гаджетов побуждает ребенка уходить от общения в тот момент, когда ему необходимо решать какие-либо вопросы. Для детского сознания это может быть опасно тем, что асоциальное поведение закрепляется достаточно быстро.

    Опасность нарушения

    Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.

    Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная. Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно. А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.

    Виды психологической дезадаптации

    Дезадаптация проявляется у человека прежде всего в общении с другими людьми. Он перестает проявлять эмпатию, становится равнодушным к окружающему миру. Выделяют следующие виды данного нарушения.

    Социальная дезадаптация

    Эта форма выражается в нарушении установления связей с обществом. Ей свойственно асоциальное поведение, невозможность индивида проявлять адекватную реакцию на какое-либо происшествие. Подобный вид нарушения часто проявляется у школьников. Родители могут заметить излишнюю депрессивность малыша тревожность, плаксивость. Может возникнуть нервный тик у ребенка. На эти признаки обязательно нужно обратить внимание.

    Читайте так же:  Узнай свой уровень импульсивности (online-тест)

    Патогенная дезадаптация

    Связана с изменениями в психике. Также она встречается, когда у человека имеются нервные или психические заболевания, разного рода отклонения. При коррекции состояния в этом случае целесообразно работать с заболеванием, явившимся причиной дезадаптации.

    Психосоциальная дезадаптация

    Проблемы с возможностью приспособиться к той или иной ситуации в этом случае связаны с индивидуальными социальными особенностями личности. Например, при переходе из детского сада в школу ребенок может стать более замкнутым. Часто этот вид нарушения является временным. Однако родителям нужно быть внимательным. Затянувшееся отчуждение от общества может содействовать изменениям в психике ребенка, и дезадаптация перейдет в патогенную форму.

    Между социальной и психосоциальной дезадаптацией существует тонкая грань. Вид нарушения определяется исходя из особенностей проявления.

    Дезадаптация делится также на частичную и полную:

    1. При частичной человек только начинает выпадать из общественной жизни. Например, он может не интересоваться окружающим миром из-за болезни, или ограничить общение. Часто это временное явление.
    2. При полной дезадаптации происходят глубинные личностные изменения. Человек теряет веру в себя и людей, замыкается, утрачивает вкус к жизни. Это очень опасная форма, часто проявляющаяся у людей с какой-либо пагубной зависимостью.

    Особенности психологической дезадаптации

    Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?

    Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:

    Причины дезадаптации

    Как и любые расстройства, дезадаптация любого вида имеет свои причины. Самые часто встречающиеся из них приведены далее.

    Педагогическая запущенность

    Эта причина асоциального поведения у детей. Суть проблемы в том, что с детьми мало занимаются, в итоге они чувствуют себя ненужными. Когда такой ребенок взрослеет, он замыкается в себе больше, а впустить кого-то в свой внутренний мир становится труднее. Часто человеку, который так себя чувствовал в детстве, очень трудно найти свое место в жизни.

    Отсутствие взаимопонимания в семье

    Ребенок очень тонко чувствует атмосферу семьи. Когда все неблагополучно, между родителями отсутствует доверие, школьник или подросток начинает замыкаться. Со временем проблема также усугубляется.м

    Смена привычного образа жизни

    Эта причина относится к внешним. Иногда человек из-за болезни, увольнения, какого-либо стресса теряет привычный круг общения. Дезадаптация начинается спустя некоторое время после происшествия. А началом служит элементарное нежелание лишний раз выходить из дому или общаться с людьми. Вследствие человек столкнется с трудностями вступления в социум в дальнейшем.

    Конфликт с окружением

    Когда человек находится в конфронтации с миром, считая, что все кругом не правы, взаимодействовать с людьми ему становится крайне не просто. Как следствие, он замыкается в себе.

    Неправильное отношение к миру, основанное на ложных убеждениях, не позволяет человеку выстроить комфортные доверительные отношения в социуме. Он становится беспомощным, подозрительным.

    • внутренние конфликты. Не сумев понять себя, разрешить внутренние противоречия, личность часто закрывается от мира. Ведь очень сложно гармонично взаимодействовать с людьми, когда нет согласия с самим собой;
    • чрезмерное пребывание в сети интернет.

    Интернет-пространство делает возможным получать эмоции от общения, не сталкиваясь с человеком в реальности. В небольшом количестве такое общение не приносит вреда. Но когда при каких-либо проблемах люди все больше уходят в интернет, это становится причиной развития асоциального поведения.

    Чтобы победить социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненную позитивным общением с окружающими, нужно проработать внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку осознать, что его тревожит. Так основными методами борьбы с нарушением становятся:

    • работа с психологом и психотерапевтом;
    • социальные контакты.

    Выходить в общество и делать то, что боишься – действенный способ преодолеть страх людей. Легче это осуществить, если искать позитив. Можно, к примеру, записаться на интересный тренинг, найти хобби, работа в коллективе поможет найти друзей и поддержку.

    Конечно, выработка оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной социальной жизнью, поможет сформировать новые коммуникативные навыки.

    Профилактика нарушения

    Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.

    Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.

    Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.

    Социальная дезадаптация (десоциализация): причины, признаки, коррекция

    Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми. Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему. Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

    Что такое десоциализация

    Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

    Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

    Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

    Дезадаптация у детей

    Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики. Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается. Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

    Читайте так же:  Смысл жизни человека

    Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

    Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

    Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

    Причины дезадаптации

    Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин. Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

    Социально психологическая дезадаптация возникает при:

    • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
    • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
    • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

    Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

    [3]

    Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения. Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации. Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

    Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

    У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое. Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин. Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

    Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

    • Аутизма
    • Шизофрении
    • Биполярном – расстройстве личности
    • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.

    Симптомы десоциализации

    Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию. При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями. При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

    Признаки социальной дезадаптации:

    • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
    • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
    • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
    • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

    Социальная дезадаптация характеризуется утратой связей с обществом и окружающим миром и если вовремя не будет проведена коррекция этого состояния, то возможно полное разрушение личности или ее недоразвитие.

    Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.

    Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

    Читайте так же:  Сказкотерапия для детей

    Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

    Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

    Социальная дезадаптация

    СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ — появление социально неодобряемых форм поведения … Судебная патопсихология (термины книги)

    Дезадаптация социальная освобожденных из мест лишения свободы — Это уменьшение или даже отсутствие возможностей отбывших наказание приспособится в постпенитенциарный период к условиям жизни на свободе. Если социальная адаптация представляет собой соответствие поведения индивида требованиям окружающей среды,… … Энциклопедия современной юридической психологии

    ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СРЕДОВАЯ — – нарушения социализации личности, которые применительно к особенностям возрастного психосоциального развития дифференцируются как семейная, профессиональная (школьная) и социальная дезадаптации, т. к. эти нарушения проявляются в основных сферах… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Дезадаптация личности — – понятие концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье. Согласно этой концепции, конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды. В результате этого конфликта происходит … Словарь-справочник по социальной работе

    Дезадаптация социальная — нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, соц. установок. В Д. с. прослеживаются две стадии: педагогическая и соц. запущенность учащихся и воспитанников. Пед. запущенные… … Педагогический словарь

    ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    адаптация социальная — (от лат. adapto приспособляю и socialis общественный) 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от… … Большая психологическая энциклопедия

    АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. adaptatio – приспособление, socialis – общественный) – постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса. Основные типы А. с.: активная, пассивная. Эффективность А. с. в значительной степени … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Стадии алкоголизма — Первая стадия (стадия психической зависимости). Патологическое влечение к алкоголю является главным среди начальных признаков. Алкоголь становится средством, постоянно необходимым, чтобы поднять настроение, чувствовать себя уверенно и свободно,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Акцентуация (психология) — Акцентуированные личностные черты МКБ 10 Z73.173.1 Запрос «Акцентуация» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Акцентуация (от лат. accentus ударение), Акцентуация характера, Акцентуация личности, Акцентуированная личностная … Википедия

    Профилактика социальной дезадаптации детей

    Автор: Ирина Нестерова ✔ 17.02.2018

    Нестерова И.А. Профилактика социальной дезадаптации детей // Энциклопедия Нестеровых

    В последние годы сростом популярности социальных сетей и увлеченностью Интернетом остро встала проблема социальной дезадаптации не только и подростков, но и вполне взрослых самостоятельных людей. В свете данной проблемы назрела вопрос адекватной профилактики социальной дезадаптации не только в школах и детских садах, но работодателями в разных сферах.

    Понятие социальной дезадаптации

    В последние годы резко возросло число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых, трудновоспитуемых детей. Эти характеристики означают различную степень социально-педагогического или психологического неблагополучия, свидетельствуют об общей черте вышеуказанной категории детей – дезадаптированности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профилактики социальных дезадаптаций в детском возрасте.

    Термин «социальная дезадаптация» активно изучается в педагогике и психологии. Так, Шпак Л.Л. дает следующее определение социальной дезадаптации:

    Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям [1].

    Уровни социальной дезадаптации

    Существует также мнение противоположное мнению таких авторов, как вышеупомянутая Л.Л. Шпак. Например, Н. Е. Яценко под социальной дезадаптацией подразумевает тот факт, что это «частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды» [2]. Однако, подобное утверждение верно лишь отчасти, прежде всего по причине того, что полная дезадаптированность означает для человека полную деградацию или невозможность выживания в любой социальной среде. Но человек способен на некоторое время приспособиться даже к экстремальным условиям существования. Кроме того, способность к приспособлению развивается на основе природных возможностей человека.

    Причины социальной дезадаптации детей

    Любое нарушение социальных отношений имеет корни в нарушениях семейных отношений. Например, воспитание в семье, деформирующее личность, приводит к нарушению отношений ребенка в детском саду. Негативное отношение матери к ребенку в детском возрасте «выливается» для нее в подростковом в очень сложные проблемы. Поэтому для коррекции социальной дезадаптации личности необходимо не только формировать навыки общения и гармонизировать отношения ребенка со сверстниками, но, может быть, в первую очередь, устранить те негативные социальные отношения, которые предшествовали имеющимся в настоящий момент конфликтам ребенка с социальным окружением.

    Гармонизация отношений в семье большей частью предполагает работу с родителями, их установками на ребенка, так как ребенок скорее принимает отношение взрослых к себе, чем формирует его.

    Если же те социальные отношения, которые выступили причинами социальной дезадаптации, уже окончились, тогда необходимо обратить внимание на те структуры личности, которые появились в результате этих окончившихся негативных отношений [3].

    Причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста

    В зависимости от причины, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.

    Особенности профилактики социальной дезадаптации детей

    Работа по профилактике социальной дезадаптации должна осуществляться уже на этапе дошкольного детства. Данный период – это пропедевтический, но имеющий важное значение на последующих этапах социального развития личности.

    Профилактика социальной дезадаптации детей предполагает устранение либо сглаживание причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в развитии личности, и направленность на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности со средой.

    Ее основной целью социальной дезадаптации детей в дошкольный период является формирование социально-адаптированного поведения, т. е. поведения, которое ребенок строит осознанно, с учетом собственных потребностей, устремлений, интересов в соответствии с социальными нормами и отношениями. В основе такого поведения лежит получение дошкольником положительного социального опыта через формирование личностных ценностных ориентаций.

    Читайте так же:  Дельфинотерапия

    Ведущей задачей профилактики социальной дезадаптации детей является помощь дошкольнику в преодолении социальных затруднений, организация его благополучия, обеспечение личностного роста и развития. Результатом профилактики становится успешная социальная адаптация личности, т. е. сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении.

    Ведущим средством профилактики социальной дезадаптации дошкольников является гуманизация отношений в семье, детском саду, школе, ближайшем окружении. Работа по формированию социально-адаптированного поведения строится с учетом специфики и закономерностей развития личности в дошкольном возрасте, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также средств общения, т. е. развития речи и эмоциональной экспрессии. В дошкольном возрасте у ребенка формируется сложная внутренняя организация поведения и деятельности в целом, появляется возможность сознательно подчинять свои действия определенному мотиву. Поведение и деятельность становятся осмысленными, а не произвольными, в результате чего у ребенка зарождается способность управлять собой, т. е. использовать возможность выбора собственного поведения, которое становится внеситуативным.

    В основе поведения лежат социальные нормы, выступающие моделью цивилизованного поведения, общественных отношений и деятельности. Для дошкольников социальные нормы являются фактором воспитания, обеспечивающим вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта[4].

    Достижения в развитии личности определяются степенью социальной активности ребенка, под которой мы понимаем стремление и способность дошкольника включаться в различные виды деятельности по решению социально-значимых задач, проявлять такой уровень психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых для других людей и для себя. Социальная активность в дошкольном возрасте является продуктом целенаправленного воспитания, проявляясь первоначально на подражательно-ситуативном, затем переходя на подражательно-внеситуативный уровень. Важными характеристиками социальной активности ребенка являются инициативность, исполнительность, развитие сознательности, структурирование мотивационной сферы, возникновение элементов произвольности. Дальнейшее качественное развитие социальной активности осуществляется за счет интеграции исполнительности и инициативности в элементарную социальную позицию ребенка, т. е. в постепенно закрепляющуюся систему отношений к деятельности, взрослым, сверстникам, самому себе.

    Развитие социальной активности дошкольника связано, в свою очередь, с развитием социальных эмоций, с формированием социальных эталонов, принятых в данном обществе, которые обусловливают реакции ребенка на внешние социальные воздействия, на требования, предъявляемые как взрослыми, так и сверстниками. Являясь значимым фактором, определяющим процесс вхождения личности в социум, эталоны способствуют формированию социальных эмоций, которые, в конечном итоге, направляют процесс социализации детей, помогают их вхождению в мир взрослых. Эмоциональные эталоны содержат определенные культурные знания, моральные и оценочные категории, стереотипы. Адекватное эмоциональное отношение ребенка к ним оптимизирует процесс его социальной адаптации.

    Для успешного формирования социально-адаптированного поведения необходимо развитие у ребенка рефлексии и эмпатии, что предполагает его способность к анализу ситуации, собственных психических состояний и действий с позиции внешнего наблюдателя, к пониманию другого человека, умение чувствовать другого и сопереживать ему. Способности к рефлексии и эмпатии рассматриваются нами как важнейшие социальные качества, без которых невозможно успешное функционирование личности в социуме.

    Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: предпосылкой для успешного формирования социально-адаптированного поведения в дошкольном возрасте выступает потребность ребенка в общении со взрослыми, удовлетворяя которую, дошкольник приобретает первоначальный социальный опыт. Результатом присвоения данного опыта являются первичные социальные умения и навыки. Те из них, которые получают положительное подкрепление со стороны взрослого, фиксируются в сознании ребенка в виде социальных норм поведения. Соблюдение данных норм приветствуется взрослыми. В результате у ребенка формируется устойчивое положительное отношение к этим нормам, а сама норма начинает выступать в качестве побудительного мотива деятельности. Это, в свою очередь, свидетельствует о возникновении более высокого уровня потребностей, удовлетворение которых приводит к формированию вторичного социального опыта, т. е. опыта, предполагающего более высокий уровень развития социальных умений и навыков, результатом освоения которого является развитие социальных способностей ребенка.

    Следовательно, всю работу с детьми по формированию социально-адаптированного поведения можно условно разделить на несколько направлений:

    • развитие социальных мотивов и потребностей; формирование социальных эмоций;
    • формирование социальных знаний, умений и навыков;
    • развитие социальных способностей.

    Задачи взаимодействия детского сада и семьи

    Реализация поставленных задач осуществляется через различные формы просвещения и консультирования родителей, организацию тренингов, совместных с родителями и детьми досуговых мероприятий, которые направлены на развитие воспитательных возможностей семьи, предупреждение и разрешение ее жизненно важных проблем, защиту интересов детей. Важнейшими условиями успешной социальной адаптации ребенка, формирования у него социально-адаптированного поведения являются коммуникативно-развивающая среда и педагогическое воздействие семьи [5].

    Какие бы причины ни вызвали трудности в общении и адаптации ребенка в социуме, основополагающим фактором последующего его личностного развития являются взаимоотношения со значимым взрослым, его воспитателем. И если в случае социальной дезадаптации ребенка дошкольного возраста психологически не поддержать, то дезадаптивное поведение может принять болезненные формы. Способами психологической поддержки могут быть групповые профилактические и развивающие занятия, а также групповые и индивидуальные коррекционные работы.

    Эффективным и в то же время мягким способом коррекции социальной дезадаптации детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Этот метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Методики сказкотерапии не противоречат мировоззрению психоаналитика, или «гештальтиста», или «энэлписта», адлерианской или роджерской терапии. Зачастую методики сказкотерапии объединяют эти направления, используют их на разных этапах психокоррекции и развития личности.

    1. Шпак Л.Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни // «Социологические исследования». – 2011. – №3. – С. 50-55.
    2. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – М.: Наука, 1999.
    3. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
    4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001.
    5. Бердюгина Е.А. Профилактика социальных дезадаптаций в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сб. докл.межрегион. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. Новосибирск, 2002. – С. 91-95

    Социальная дезадаптация
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here