Сознание

Сегодня предлагаем обсудить тему: "сознание". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия

СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия

сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия

сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Сознание — Сознание ♦ Conscience Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание. Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с … Философский словарь Спонвиля

сознание — только рефлекс рефлексов. &LT. &GT сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции. &LT. &GT сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри первой системы, соотносительная… … Словарь Л.С. Выготского

СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга … Толковый словарь Ушакова

сознание — См. понимание прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сознание разумение, психика, осознание, чувство … Словарь синонимов

Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) … Википедия

СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому… … Современная энциклопедия

СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и … Большой Энциклопедический словарь

первый курс первый семестр / 40 Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное

Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное.

[2]

Зигмунд фрейд причина бессознательного

Что относят к бессознательносму

Утверждение о том, что человек – существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека – «Человеком».

Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

З. Фрейд, который по настоящему стал изучать бессознательное, считал, что каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

К области бессознательного он относил сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос) влечения, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном находится материал, который был подвергнут «цензуре» и вытеснен из сознания (неприятные или трагические события и переживания, «запретные» желания и пр.). Основная проблема души состоит в том, чтобы справиться с тревогой. Тревога возникает тогда, когда возникает угроза того, что какая-либо вытесненная потребность может прорваться в сознание и подчинить себе поведение человека. Для того, чтобы справиться с тревогой существуют сновидения, сублимация и психологическая защита. Например, человеческие сновидения З.Фрейд считал «Царской дорогой» к бессознательному. Поэтому этот материал не забыт и не утерян, он простоне допускается к воспоминанию. Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.

Сознание – фундаментальная категория философии, психологии, социологии, когнитологии, определяющая важнейший компонент человеческой психики. Сознанием называют также способность человека к абстрактному понятийно-вербальному мышлению, способность человека получать обобщенные знания о связях и закономерностях объективной действительности; способность идеализации как целеполагания, предваряющего конкретно-практическую деятельность человека; под сознанием понимают специфически человеческой способ адаптации к среде.

В онтологическом плане сознание предстает в виде субъективной реальности, идеального мира знаний, чувств, образов, идей, образующих не воспринимаемый органами чувств духовный мир человека.

В гносеологическом плане сознание предстает в виде различных по степени общности теоретических знаний, научных картин мира, парадигм научного знания.

В аксиологическом плане сознание включает ценностные компоненты – нормы, идеалы, убеждения.

В праксеологическом плане сознание выполняет функцию целеполагания и организации творческого преобразования природных и социальных условий своего существования.

Сознание является одним из основных понятий классической философии. Синонимами сознания в истории философии выступали понятия «душа», «дух», «идея», «идеальное», «божественный разум», «мировая воля», «космическая душа», «субъективная реальность».

На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глубокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обладающие сознанием; как осуществляется переход от ощущений и восприятий к мышлению; в каком отношении находится сознание к материальному миру.

Читайте так же:  Общение с мужчинами

Первые анимистические представления (anima – дух) связывались с верованием людей в духов как в движущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, согласно которым сознание есть проявление некой нематериальной субстанции – «души«, обладающей самостоятельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.

Вера в первичность и вечность духа в рационализированной форме была воспринята идеализмом, который тесным образом примыкает к религиозным учениям. Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоятельным существованием, якобы творящим и порождающим окружающий мир, управляющим его движением и развитием. Представители идеализма так или иначе настаивают на первичности сознания по отношению к материи, считая его врожденным свойством человеческой души. При этом сознание независимо от мозга развивается имманентно, самопроизвольно и может быть понятно исключительно из самого себя. В античной философии такой взгляд был свойствен Платону, который впервые выделяет понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному, материальному. Идеальное (бестелесный разум) – предводитель и источник гармонии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является началом, регулирующим человеческое поведение.

В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.

Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Структура сознания, сознание и бессознательное

1. Понятие сознания и его функции

2. Сознание по И.Канту

3. Структура сознания

4. Понятие сознания и бессознательного

1. Понятие сознания и его функции

Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена­правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи­тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

«Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

«Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

Творчески – креативная, порождающая функция;

Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

2. Сознание по и.Канту

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, — считал И.Кант, — начинается с чувств, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления ». Обеспечить это единство в сфере нашего опыта способно только мышление. И.Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок в принципе не способен иметь дело с «вещью в себе». Единственная реальность, с которой имеет дело рассудок, это есть реальность чувственного восприятия, выступающая как предмет, материал, обрабатывая который, рассудок продуцирует «явление», т.е. именно тот образ, в котором она предстает как данная в ощущении. И. Кант делает обобщение, что всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно – конкретным материалом, рассудок есть способность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственности под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема – это временной ряд пространства. Рассудок конструктивен, он создает понятия. Понятие – это мысль, фиксирующая признаки отображающихся в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от других. Но во всяком понятии скрыт всегда не только различительный признак, но и признак определенного тождества. Тождество (идентичность) и различие всегда и нерасторжимо вместе.

Кант считает способность суждения промежуточным звеном между рассудком и разумом. «Способность суждения есть отличительная черта так называемой смекалки, и отсутствие ее нельзя восполнить никакой школой, т.к. школа может дать даже ограниченному рассудку, как бы вдолбить в него, сколько угодно правил, заимствованных у других, но способность правильно пользоваться ими должна быть присуща даже ученику, и если нет этого единственного дара, то никакие правила, которые были бы предписаны ему с этой целью, не гарантируют ошибочного применения… Отсутствие способности суждения есть глупость ».

Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли Канта, благодаря высшей способности мышления, которую он определяет как разум. Рассудок, погруженный в мир чувственного опыта, перебирает один за другим предметы этого мира и, естественно, ни в одно м из них не находит ничего безусловного.

[3]

Посредством рассудка нельзя познать предмет как целое. Для этого существует разум.

Читайте так же:  Фагомания

Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде.

Сущность – это условие все условий, т.е. то, что мы бы назвали безусловным. Поэтому разум непрерывно восходит от одного условия к другому. Он всякий раз задает себе границы, и эти границы разумны. Выход за некий предел, разрушение рамок привычного – это всегда не только разрушение, но и созидание, порождение, открытие. Известно, что открытие чего – то нового – это всегда нарушение прежних границ, привычных норм и правил. То, что обычное незыблемо, принято называть каноном, разрушение же канона есть, по Аристотелю, органон (т.е. творчество). Поэтому задача разума – вырваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющихся превращений, переходов.

Развитие разума происходит как в глубь, так и вширь, т.е. путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений. Рассудок и разум не только не противоречат друг другу, но и взаимно обуславливают друг друга. Стремясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум неизбежно и постоянно приходит к противоречиям.

Умозаключение – это мыслительный процесс, в ходе которого одно или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка, и выводится новое суждение. Условием правильности таких суждений является не только истинность или ложность оснований, но и «способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам».

Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, разум также порождает свои понятия – идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многообразное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т.е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего познания. Идея включается в предмет в качестве предположения его принципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.

СОЗНАНИЕ – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т.д.).

Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В кон. 19 в. биолог Т.Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19–20 вв. (В.Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания.

1. Концепция отождествления сознания с знанием: все, что мы знаем, – это сознание, и все, что мы осознаем, – знание. Большинство представителей классической философии разделяли это представление, подкрепляя его ссылкой на этимологию слова: латинское название для сознания происходит от слов cum и sciare, т.е. означает совместное знание (то же самое и в русском языке). Правда, некоторые философы не соглашались с таким пониманием. Напр., Кант считал, что индивид в принципе не может иметь знания о находящемся внутри его сознания Трансцендентальном Субъекте, хотя последний и осознается в качестве глубинного носителя индивидуального опыта. Другие философы приводили пример восприятия незнакомого предмета, которое, с их точки зрения, не есть знание, но, безусловно, является актом сознания.

В действительности все, что осознается, является знанием того или иного рода. Это относится, в частности, и к восприятию незнакомого предмета. Чтобы это восприятие стало возможным, субъект должен располагать определенными перцептивными гипотезами и даже осуществлять акт мышления – при этом сам процесс использования этих гипотез не осознается (см. Восприятие). Восприятие, т.о., является знанием, вопреки мнению, распространенному в классической философии. Другое дело, что это знание может быть очень поверхностным, связанным лишь с выделением предмета, отличением его от остальных и предполагающим возможность дальнейшего изучения. Осознание субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов тоже является знанием. Конечно, сами эмоции, желания, волевые импульсы не сводятся к знанию, хотя и предполагают последнее. Но их осознание есть не что иное, как знание об их наличии.

Из сказанного, однако, не следует вывод о тождестве сознания и знания. Современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания. Это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но что я легко могу сделать достоянием своего сознания: напр., мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т.д. Это также и такое знание, которым я располагаю и которым пользуюсь, но которое с большим трудом может быть осознано, если вообще может стать таковым. Это индивидуальное неявное знание, используемое, напр., экспертами, но это также неявные компоненты коллективного знания: осознание всех предпосылок и следствий научных теорий возможно лишь в определенных условиях и никогда не бывает полным. Обычно не осознаются некоторые эмоции и желания, некоторые глубинные установки личности. Т.о., знание является необходимым условием сознания, но условием далеко не достаточным.

Читайте так же:  Страхи у детей

Характерной особенностью психических явлений, в т.ч. и сознания, отличающей их от всех других явлений, выступает интенциональность. Но ведь интенциональные переживания могут быть и вне сферы сознания – бессознательные мысли, эмоции, намерения и т.д. В феноменологии по сути дела отождествляется психика и сознание, субъект истолковывается как абсолютно прозрачный для самого себя. Факты неполной очевидности Я для себя не могут найти объяснения при приравнивании сознания к интенциональности. Т.о., интенциональность тоже является необходимым, но недостаточным условием сознания.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. Иногда сознание отождествляется с вниманием. Эта позиция разделяется рядом философов, но особенно популярна у некоторых психологов, пытающихся с точки зрения когнитивной науки истолковать сознание (т.е. внимание при данном понимании) как некоторый фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой. Сознание при подобной интерпретации играет роль своеобразного распределителя ограниченных ресурсов нервной системы. В этой связи предпринимались попытки измерения «поля сознания».

Между тем ряд фактов психической жизни не поддается объяснению с подобной точки зрения. Известны, напр., факты невнимательного сознания, в частности, у водителя автомашины, ведущего разговор, осознающего то, что происходит на пути его следования, но внимательно следящего далеко не за всем. Можно говорить о центре и периферии поля сознания. Внимание направлено только на центр этого поля. Но то, что находится на периферии, тоже осознается, хотя и неотчетливо. Можно говорить о разных степенях сознания. Спящий человек не сознает того, что происходит вокруг, но определенная степень сознания имеется во время сновидений. Что-то из окружения (хотя далеко не все) осознается и при сомнамбулизме.

Важное значение для понимания взаимосвязи сознания и внимания имеют эксперименты современных американских психологов Дж.Лэкнера и М.Гэррет, показавших, что информация, воспринимаемая субъектом без внимания, тем не менее в какой-то мере осознается им и влияет на понимание того, что осознается при наличии внимания.

4. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действиях. Подобное понимание может сочетаться с интерпретацией сознания как знания (в этом случае считается, что знание имеет место только тогда, когда субъект рефлективно отдает себе отчет в способах его получения) или как интенциональности (в этом случае считается, что субъект осознает не только интенциональный предмет, но и сам акт интенции и себя как ее источник). Классическое понимание сознания как самосознания связано с теорией Дж.Локка о двух источниках знания: ощущений, относящихся к внешнему миру, и рефлексии как наблюдению ума за своей собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и является сознанием. Такое же понимание сознания характерно для Канта и Гуссерля. Согласно Канту, условием объективности опыта является самосознание Трансцендентального Субъекта (трансцендентальное единство апперцепции) в виде утверждения «Я мыслю», сопровождающего течение опыта. Именно это самосознание, по Канту, обеспечивает единство сознания. По Гуссерлю, «чистое сознание» выражается в виде трансцендентальной рефлексии, направленной на само сознание.

Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, как особый «внутренний мир», данный субъекту совершенно непосредственно и познаваемый с полной несомненностью. Способом познания сознания является самовосприятие, которое в результате тренировки может принять форму самонаблюдения (интроспекции). Последнее широко использовалось в науках, имеющих дело с явлениями сознания, в частности в психологии.

Современная когнитивная наука в сотрудничестве с философией пытается изучать именно природу сознания (вопреки популярному в психологии кон. 19 – нач. 20 вв. мнению о невозможности такого исследования как научного). Особый интерес представляет выдвинутая в рамках такого изучения концепция Д.Деннета о том, что сознание – это не поле и не фильтр, а особого рода деятельность психики, связанная с интерпретацией информации, поступающей в мозг из внешнего мира и от самого организма. Каждая такая интерпретация гипотетична и может мгновенно сменяться другой, более соответствующей реальной ситуации. В качестве факта сознание субъекту репрезентируется та гипотетическая интерпретация, которая одерживает верх над другими (этот процесс осуществляется за миллионные доли секунды). Однако отброшенные варианты интерпретации не исчезают, а сохраняются и могут быть осознаны в некоторых условиях. Поэтому, согласно Деннету, граница между сознаваемыми и несознаваемыми явлениями весьма размыта.

Важной особенностью сознания является его единство. Оно выражается как в единстве всех компонентов внешнего и внутреннего опыта в данный момент времени, так и в осознании единства переживаемого прошлого и настоящего. И.Кант считал, что единство сознания может иметь место только при условии единства Трансцендентального Я, являющегося центром и носителем сознания. Результаты современного исследования сознания (как в философии, так и в психологии и других науках о человеке), дают основания для утверждения о том, что Я является культурно-историческим продуктом и что поэтому единство сознания, которое это Я обеспечивает, тоже не изначально дано. Единство сознания определяется не биологией, не особенностями работы мозга (наличием в нем некоторых «центральных инстанций») и не психикой самой по себе. Оно определяется наличием Я как ответственного за деятельность и поступки субъекта. Поэтому единство сознания строится вместе с Я в конкретных культурно-исторических условиях. Современная культурная и социальная ситуации несут угрозу единству Я и сознания.

В истории философии сознание иногда понималось как синоним совокупности идей – индивидуальных или коллективных. В таком смысле употребляли этот термин, напр., Гегель и Маркс («общественное сознание», «классовое сознание» и т.д.).

1. Декарт Р. Рассуждение о методе. Метафизические размышления. – Он же. Избр. произв. М., 1950;

2. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. – Он же. Избр. философ. произв., т. 1. М., 1960;

4. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 1997;

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957;

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975;

7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972;

8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980;

9. Sartre J.-P. L’Etre et le néant. Essai d’ontologie phénoménologique. P., 1943;

10. Ryle G. The Concept of Mind. L., 1945;

11. Lackner J.R. and Garrett M. Resolving Ambiguity: Effects of Biasing Context in the Unattended Ear Cognition. N. Y., 1973, p. 359–372;

Читайте так же:  О высоком топ-10 книг о смысле жизни

12. Jaynes J. The Origins of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind. L., 1976;

13. Nagel T. What Is it Like to Be a Bat? – Readings in Philosophy of Psychology, v. 1. L., 1980;

14. The Mind’s I. Fantasies and Reflections on Self and Soul. Composed and arranged by D.Hofstadter and D.Dennett. Toronto – N. Y. – L., 1981;

15. Armstrong D. and Malcolm N. Consciousness and Causality. Oxf., 1984;

16. Harre R. Personal Being. Cambr. (Mass.), 1984;

17. Searle J.R. The Rediscovery of Mind. Cambr. (Mass.), 1992;

18. Dennett D. Consciousness Explained. N. Y., 1992.

Сознание в психологии

В психологии сознание — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.

Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.

Психология сознания

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

[1]

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.

Гештальт-психология

Сознание — результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Психоанализ

Сознание — пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

Бихевиоризм

Сознание — это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.

Гуманистическая психология

К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».

Когнитивная психология

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

Культурно-историческая психология

Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).

Состояния сознания субъекта значительно варьируют по интенсивности и качеству. Обычно мы чувствуем, что сознание слабее, когда засыпаем или просыпаемся, чем когда пребываем в бодрствующем состоянии. Кроме того, мы можем в большей или меньшей степени ощущать себя чуткими и внимательными к тому, что осознаем. Мы располагаем также различными критериями, на основе которых делаем выводы об уровне осознания других людей. Иногда эти критерии весьма неформальны и могут ограничиваться наблюдением, – можно увидеть, например, что человек падает в обморок или просто клюет носом. В других случаях критерии отличаются клинической четкостью. Так, когда врач оценивает состояние комы по специальной шкале, в число используемых им признаков входят спонтанное открытие глаз в ответ на голос или болевой раздражитель, характер двигательных реакций, способность к речи.

На первый взгляд, представление о различных уровнях сознания кажется очевидным. Однако где кончается сознание и начинается бессознательное? Когда мы засыпаем сном без сновидений, уходим ли мы постепенно из существования, к которому снова возвращаемся, просыпаясь? Может ли личность оставаться личностью, будучи бессознательным существом? Возможно ли быть субъектом в большей или меньшей степени? Попытаемся вкратце проанализировать само различие между сознательными и бессознательными психическими состояниями.

Читайте так же:  Нет сил забить на негатив

Тезис о ненужности и бесполезности понятия «сознание» для нашей схемы мира трудно признать справедливым. Само понятие концептуальной схемы – даже если это схема элиминативного материалиста – предполагает наличие сознательного существа, которое эту схему создает. Так что сознание все равно остается. Как можно себе представить, что оно исчезнет полностью из нашего представления о самих себе и о других? Быть может, кажущийся непреодолимым барьер между собственным сознанием и сознанием других удастся преодолеть не столько средствами науки или философии, сколько более пристальным вниманием к литературе и искусству. В конце концов, нам может помочь и эмпатическое воображение – ведь читая воспоминания Черчилля, мы в какой-то мере понимаем, каково быть Уинстоном Черчиллем «изнутри». Почему бы такому роману, как Обитатели холмов Ричарда Адамса, в котором главные герои – кролики, не дать нам некоторое представление о том, что значит смотреть на мир глазами созданий, совершенно на нас не похожих? См. также ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ; ИНТЕЛЛЕКТ; НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ. РАЗУМ.

Созна́ние — 1) способность разумно-свободных существ осмысленно воспринимать действительность, воспроизводить в разуме образ действительности; 2) высшая форма отображения действительности; 3) совокупность устойчивых взглядов, воззрений на действительность; 4) то же, что осознание; понимание.

В чём состоит отличие между сознанием вообще и христианским сознанием?

Будучи разумным, человек обладает способностью отличать себя от других, сознавать себя самого, своё место в мире, мысли и действия.

Эта способность присуща всем людям. Она обнаруживается в раннем детстве, а затем развивается по мере взросления.

Но человек — существо не только разумное, а и нравственное. Это значит, что, как для личности, для него недостаточно сознавать себя самостоятельным субъектом, сознавать своё «я».

Для полноценного развития, совершенствования, самосовершенствования человек должен осознавать, в чём состоит смысл его бытия, в чём заключается его высшая цель и предназначение.

Как существо нравственное человек обладает способностью отличать нравственные действия от безнравственных, сознавать личную ответственность за свои мысли, желания, слова и поступки.

Приобщаясь ко Христу и Его Церкви, человек накладывает на себя дополнительные нравственные обязательства. В частности — отрекается от сатаны и его ангелов, обязуется хранить верность Христу.

Стало быть, в отличие от простого нравственного сознания христианское прежде всего характеризуется тем, что его обладатель сознает себя сыном Божьим по благодатному усыновлению, добровольным рабом во Христе ( Иак.1:1 ), ( 2Пет.1:1 ), стремящимся жить по Его заповедям, действовать как бы от Его имени, ради Него ( Гал.2:20 ) (см.: Рабство Богу).

Христианское сознание подразумевает точное знание человеком цели своей земной жизни — избавление от грехов, единение с ближними, уподобление Богу, наследование Царства Славы.

Тогда как естественное личностное сознание развивается по мере взросления человека, христианское — по мере возрастания возрастом духовным.

В случае допущения верующим послабления в исполнении норм христианской морали и этики утрачивается христианский характер его самосознания, однако не безвозвратно.

Спасительным средством в этом отношении служит молитва и покаяние, обращение на христианский путь, восстановление участия в общецерковной жизни.

СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия

СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия

сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Сознание — Сознание ♦ Conscience Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание. Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с … Философский словарь Спонвиля

сознание — только рефлекс рефлексов. &LT. &GT сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции. &LT. &GT сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри первой системы, соотносительная… … Словарь Л.С. Выготского

СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга … Толковый словарь Ушакова

сознание — См. понимание прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сознание разумение, психика, осознание, чувство … Словарь синонимов

Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) … Википедия

СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому… … Современная энциклопедия

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и … Большой Энциклопедический словарь

Сознание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here