Стресс у детей и способы его преодоления

Сегодня предлагаем обсудить тему: "стресс у детей и способы его преодоления". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

7 способов борьбы со стрессом у ребёнка

Способ 1: Научите ребёнка различать и называть свои чувства

Малыш должен осознавать, что он испытывает в данный момент. Страх, обиду, боль, злость или что-то другое. Это помогает снизить накал эмоций и снять ощущение паники. Учите своего кроху и учитесь этому сами. С непривычки это не так-то просто.

[3]

Способ 2: Развивайте умение выражать чувства

То есть если злишься, нужно сказать об этом: можно потопать ногами или сжать кулаки. А если обидно — можно заплакать. Когда страшно, совсем не стыдно спрятаться за маму, взять её за руку.

Способ 3: Переключайте внимание на что-то приятное

Если стрессовая ситуация затянулась – найдите то, что может отвлечь ребёнка. Это может быть игра, прогулка по лесу, катание на аттракционах, какая-то сладость, пение песенок. Вместе с крохой поищите такие отвлекающие моменты и активно используйте их, когда нужно переключиться.

Способ 4: Научите малыша просить о помощи

Если ребёнок не справляется сам со стрессовой ситуацией, очень важно, чтобы он умел попросить кого-либо о помощи. Так, если малыш потерялся в торговом центре – он может попросить кого-то из взрослых помочь, а если навалилось много заданий в школе – пора подключать родителей. Когда очень страшно идти к врачу – просьба пойти вместе с ним позволит ребёнку чувствовать поддержку и поможет справиться со стрессом.

Способ 5: Учите ребёнка «не зависать» в эмоциях

Пусть лучше ваше чадо направит энергию на действие. Как только возникла стрессовая ситуация, помогите ребёнку осознать и выразить свои чувства. А потом вместе с ним ищите пути выхода из этой ситуации. Спросите малыша: «Что нам нужно сделать, чтобы эта ситуация не была такой тяжёлой?». Затем выделите несколько шагов и начинайте их воплощать.

Способ 6: Расставляйте приоритеты

Если стрессовая ситуация затянулась и усугубляется всё новыми и новыми сложностями, самое время научить ребёнка расставлять приоритеты. К примеру, если у него много заданий в школе, плюс в расписании ещё стоят кружки и секции, на которые наложилась ссора с лучшим другом, да ещё он обещал поехать к бабушке на выходные — стресс будет нарастать как снежный ком. Учите ребёнка говорить: «Стоп!». А дальше — расставлять задачи по степени важности выполнения и неотложности. Потому что успеть сразу всё невозможно, и этот навык неоднократно пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

Способ 7: Проиграйте стрессовые ситуации заранее

Если вы знаете, что ребёнку предстоит столкнуться со стрессом — например, при походе к зубному или при поступлении в садик, школу — хорошо бы «пережить» такие моменты заранее. Вместе с малышом придумайте игру, в которой будет такая ситуация: экспериментируйте с вариантами поведения, проговаривайте чувства, которые испытывают герои игры, спросите ребёнка, как можно помочь героям справиться с такой ситуацией. Все это сделает сложную ситуацию не такой пугающей, так как в игре кроха уже получает навык преодоления стресса в таких моментах.

Всеми этими способами хорошо бы овладеть и взрослым, так как сложно научить ребёнка тому, чего вы не умеете сами. А искусство справляться со стрессом точно прибавит вам уверенности в себе!

Стрессовые состояния детей

На современном этапе развития общества очень часто родителями и педагогами наблюдается стресс у подростков и у детей дошкольного возраста. Не все дети подвержены стрессу, т. к. в одной и той же обстановке они по-разному среагируют на происходящее.

Полностью оградить детей от жизненных трудностей практически невозможно, но родители могут научить своего ребенка адекватно реагировать на неприятные ситуации и самостоятельно справляться с нервным состоянием.

Стресс у детей проявляется по-разному

Причины появления стресса

Причины стресса у подростков и детей других возрастов могут быть разными. Психоэмоциональное напряжение возникает под влиянием ряда факторов:

  • переезд;
  • частые ссоры в семье;
  • расставание с родителями или близкими родственниками;
  • изменения режима дня;
  • конфликты с ровесниками;
  • собеседование при приеме в дошкольное или общеобразовательное учебное заведение;
  • подготовка к тестам, контрольным или экзаменам;
  • физические патологии.

Часто стресс появляется у детей после садика: он попадает в другую обстановку, теряется, потому что рядом нет близких для него взрослых. На психологическом состоянии детей отражается и стресс родителей, общий психологический климат в семье.

Детский стресс может появиться после просмотра новостей или от информации негативного характера от взрослых.

Ссоры родителей — причина стресса

Экологический стресс

Такая разновидность стресса напрямую связана с изменениями в климате той территории, где живет семья. Психическое состояние детей может зависеть от температуры окружающей среды, резких перепадов температуры, загрязнения воздуха, колебания атмосферного давления.

К факторам, которые провоцируют нестабильность эмоционального состояния, относится и качество питьевой воды. Вода и еда, которые могут быть загрязнены токсическими веществами, негативно отразятся на физическом и психоэмоциональном здоровье. Такие дети чаще подвергаются атаке инфекций, появляются аллергические реакции и расстройства в работе пищеварительного тракта.

Стресс вызывает гастрит

Симптоматика

Стресс в детском возрасте имеет разную симптоматику.

У детей младшего школьного и дошкольного возраста признаки стресса могут проявляться такими состояниями:

  • частые перепады настроения; нарушения режима сна, просыпания среди ночи, кошмары;
  • энурез – недержание мочи;
  • головной или абдоминальный болевой синдром;
  • подверженность страхам, излишняя суетливость;
  • бурная реакция на незначительные просьбы, возникновение небольших проблем или препятствий.

Симптомами стресса у новорожденных могут быть частые беспричинные плачи, беспокойство по ночам, плохой аппетит. Это состояние может отражаться на успешности в школе или детском садике у детей более старшего возраста.

Читайте так же:  Лень

Плач без причины — признак стресса

Когда они получают замечания от преподавателя или воспитателя, могут проявиться такие симптомы стресса: замыкание в себе, из-за которых он перестает играть с другими детьми, избегает общения с друзьями и родными.

В трудной ситуации могут появиться вредные привычки: обкусывание ногтей, сосание большого пальца, ковыряние в носу, закусывание или облизывание губ. Часто тинейджеры не знают, как можно справиться со стрессом и начинают доказывать свою значимость и независимость.

Детские протесты — признак стресса

Влияние на организм

Стресс оказывает как физическое, так и психическое влияние на организм.

Характеристика состояний детей под воздействием стресса:

  • Нарастает уровень психоэмоционального напряжения, он становится бодрым, перевозбужденным, детская психика перестает быть ему подконтрольной. Появляется беспокойство, переходящее в состояние нервного срыва.
  • Психоэмоциональное перенапряжение приводит к бессоннице. Ухудшается память, нарушается способность концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Блокировка работы эндокринной и вегетативной нервной системы. Надпочечники вырабатывают много гормональных веществ (кортизол, адреналин).
  • Негативное влияние на головной мозг.
  • Быстрая усталость, мышечная система напряжена, что приводит к возникновению болевых синдромов.
  • Стрессы в четыре раза повышают возможность возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Рецидивы заболеваний внутренних органов.
  • Ухудшается самоконтроль, поведение приобретает импульсивный характер. Такое состояние можно ошибочно принять за гиперактивный синдром или нехватку внимания.

Кусание ногтей — проявление стресса

Профилактические меры

Профилактика стресса у подростков, так же как и у детей дошкольного и младшего возраста должна заключаться в адаптации несформировавшегося организма к разным факторам окружающей среды. Бороться со стрессом можно с помощью разных методов профилактики.

В зависимости от возраста дети должны спать определенное количество времени. По советам врачей и детям и подросткам необходимо ложиться спать в одно и то же время. Оптимальный варианта: он с 22:00 до 8:00.

Головные боли при хроническом стрессе

Рекомендации по гигиене сна:

  • Нельзя укладываться ко сну очень рано, это может сбить суточные жизненные ритмы.
  • Важно, чтоб дети засыпали с позитивными мыслями и хорошим настроением.
  • Теплый душ поможет быстрее уснуть.
  • Вести контроль за количеством съеденной вечером еды. Исключить из рациона жирную пищу, сладости, можно приготовить нежирные виды рыбы или мяса, растительную пищу, творог.
  • Исключить компьютерные игры, т. к. они активизируют работу нервной системы, и ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Следует заняться спокойными тихими играми, чтением книг непосредственно перед сном.
  • Умственная нагрузка вечером должна быть сведена к минимуму.

Физическая нагрузка

Повысить выносливость ребенка и научить его преодолевать стрессовые напряжения поможет регулярная физическая активность. Все танцы и активные упражнения должны быть закончены за три часа до укладывания ко сну, или раньше. Самым оптимальным временем для физических упражнений является утро и день.

Виды физической нагрузки, которые предотвращают возникновение стрессов:

  • спортивная ходьба;
  • езда на велосипеде;
  • лыжный спорт;
  • фитнес;
  • аквааэробика;
  • спортивные танцы;
  • плавание;
  • большой теннис;
  • борьба.

Подростковый стресс можно снять йогой, пилатесом, стрейчингом. Такие упражнения необходимо делать не больше одного или двух раз в неделю, что позволит укрепить опорно-двигательный аппарат.

Также рекомендуется проводить с детьми интервальные тренировки от 30 до 40 минут.

Такой вид физической нагрузки поможет активизировать работу иммунной системы и предотвратить развитие стресса.

Особенности питания

Употребление некачественной пищи негативно воздействует на организм и снижает его устойчивость к стрессовым ситуациям. Необходимо подобрать правильное питание: сбалансированное, богатое минеральными веществами и витаминами.

Магний регулирует выработку и распределение энергии, контролирует работу нервной системы. В ходе незначительной стрессовой ситуации в детском организме возникает дефицит магния. Увеличить количество можно с помощью таких продуктов:

  • зеленые овощные культуры;
  • фрукты;
  • гречка;
  • злаки;
  • крупы;
  • бурый рис;
  • бананы.

В процессе приготовления пищи использовать морскую соль. В качестве профилактики также назначается препарат «Магне В6». Перед тем как давать его ребенку, необходимо проконсультироваться с врачом и сдать анализы на определение уровня магния в крови.

Снятие стресса

Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, необходимо особое общение с ним.

Дошкольники

Стресс у детей дошкольного возраста может возникать по разным причинам:

  • присмотр за малышом посторонних людей (няня, друзья родителей);
  • поход в дошкольное заведение;
  • посещение кружков.

Чтобы снять стресс после посещения детского садика, необходимо дать время малышу рассказать, что его тревожит. Не надо на него давить. Хорошим временем для этого может стать время перед сном.

Воспитателю важно успокоить ребенка, попытаться переключить его внимание, если он капризничает в садике.

[2]

Стресс у ребенка после детского сада поможет снять рассказ родителей о своей жизни.

Дети младшего возраста

Причиной стресса у детей младшего школьного возраста могут быть трудности с обучением, боязнь преподавателей.

Помогут в стрессовой ситуации:

  • непринужденные беседы на прогулке;
  • рисование (дети часто выкладывают свои переживания и страхи в рисунках);
  • ролевые игры (можно разыграть ту или иную трудную ситуацию и помочь малышу найти выход из нее).

Оказать помощь в стрессовой ситуации могут как родители, так и преподаватели или школьный психолог.

Домашний питомец снимает стресс

Как справиться со стрессом подростку: для него важно предупреждение возникновение стрессов, но часто это сделать сложно, т. к. дети старшего возраста труднее идут на контакт с взрослыми. Часто возникает вопрос, почему дети подвержены стрессам в старшем возрасте? Причинами неуравновешенности подростков могут стать проявившиеся последствия стресса, который был перенесен в детстве. Поэтому рекомендуется проводить диагностику стрессоустойчивости и подобрать необходимо лечение для подростков.

Спинер — антистрессовая игрушка

Современная психология предлагает множество методик и тестов на стрессоустойчивость у подростков:

  • тест Холмса и Раге определяет уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации детей подросткового возраста;
  • методика Л.П. Пономаренко и Р.В Белоусова позволяет определить уровень самооценки стрессоустойчивости личности старшеклассника;
  • методика И.А. Усатова определяет стрессоустойчивость подростков.
Читайте так же:  Как начать день в хорошем настроении 3 правила

Избавиться от стресса и депрессии в домашних условиях можно самостоятельно.

Стресс у подростков — непослушание

Взрослым необходимо аккуратно и уважительно общаться со своим взрослеющим ребенком, не стоит давить на него, но и вообще не придавать значения его поведение не стоит. Родителям и преподавателям следует найти золотую середину в общении, искать баланс, это позволит предотвратить стрессы и не допустить негативных последствий.

Если своими силами снять стресс не получается, следует обратиться за помощью к специалистам. Лечение стресса подразумевает применение разных форм терапии, в том числе и психологическая помощь. У детей психика до конца не сформирована, поэтому следует пройти консультацию у специалистов, если возникают проблемы с психоэмоциональным фоном. Ученый Н.Д. Линде создал уникальную методику – эмоционально-образную терапию, которая позволяет избавить подростка от негативных стрессовых состояний хронической формы.

Стресс и проблемы с учебой взаимосвязаны

Существуют разные препараты, которые помогают снизить негативное воздействие стресса на работу нервной системы и являются действенными методамы избавления от стрессовых проявлений.

Необходима консультация с врачом, т. к. только он сможет учесть состояние детского организма и назначит необходимое медикаментозное лечение стресса.

Заключение

Стресс у детей разных возрастных категорий – частая проблема в современном обществе. Взрослым необходимо приложить максимум усилий, чтобы помочь детям справиться с проявлениями стресса и защитить их от нервного срыва, связанного со стрессовыми ситуациями. Также по возможности следует уберечь малыша от факторов, провоцирующих возникновение стресса.

Ребенок должен понять, что существуют проблемы, типичные для многих людей, поэтому нужно научиться управлять ситуацией и выходить из стрессового состояния самостоятельно. Родители должны быть постоянно рядом, оказывать помощь в стрессовой ситуации и помочь ребенку адаптироваться в социуме.

От чего возникает стресс у детей

При любом сильном нервном напряжении не только у взрослых, но и у детей возникает стрессовое состояние. Оно является физиологической реакцией на воздействие окружающей среды, которое вызывает у детей различные переживания. От чего возникает стресс у детей?

Основными факторами возникновения стрессов у детей могут быть, например, начало посещения детского садика, зачисление в школу, переход в более взрослый период и много других. Стрессы влияют на психику каждого из детей по-разному, поскольку каждый ребенок – индивидуальность.

Невозможно полностью оградить детей от всех жизненных трудностей. Но родители ребенка своим поведением и спокойной реакцией на различные обстоятельства могут значительно уменьшить уровень тревожности и нервозности, попутно обучая малышей правильному реагированию на жизненные вызовы.

При стрессе в организме ребенка происходят незначительные временные перестройки. После прекращения стрессового состояния происходит перестройка его на обычное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Появление стресса у ребенка можно определить по его поведению или по состоянию здоровья. Дети могут быть совершенно неуправляемыми. Они быстро утомляются, может возникнуть слабость, тошнота, даже повышение температуры.

Можно выделить две категории причин возникновения стресса у детей. Это причины, которые зависят от возраста и причины, которые зависят от обстановки в семье. Существуют также общие причины стрессовых состояний, такие как появление еще одного ребенка, переезд, развод родителей, насилие в семье.

До двух лет стрессовое состояние может наступить от разлуки с родителями, особенно с матерью. Дети также очень чувствительны к переживаниям и тревожности родителей. В таких случаях следует отвлечь малыша от домашней обстановки прогулкой на природу, рисованием, увлекательными играми. Это поможет преодолеть стресс.

Первые стрессовые ощущения дошкольник может получить при выходе на детские площадки, где ему приходится познакомиться с новой, отличной от семьи средой. Здесь малыш впервые общается и взаимодействует в играх со своими сверстниками.

Детский сад является для ребенка новой социальной средой и нужно время на адаптацию в нем. Поэтому первые посещения этого дошкольного заведения всегда вызывает у ребенка стресс. Ведь в семье его окружали только родные ему люди, которые постоянно уделяют ему внимание. Теперь он видит вокруг новую обстановку, много своих ровесников, опыт общения с которыми ему придется приобретать самостоятельно. Тут стресс может возникнуть также из-за конфликтов с другими детьми или воспитателями, принуждения соблюдать режим дня, страха одиночества.

Следующий этап жизни ребенка – школа. На этом этапе причин возникновения стресса у детей множество. Это отношения с одноклассниками или преподавателями, конкуренция между детьми, возможная неуспеваемость. Понимание, что ребенок может в некоторых действиях уступать ровесникам и непонимание того, что это нормально, может повергнуть его в уныние и подавленное состояние.

Малыши в младшем школьном возрасте очень впечатлительны. Они могут переживать и нервироваться из-за негативной информации из роликов в интернете, сообщений о природных катастрофах, войнах. Для этого возраста причиной стресса у ребенка могут стать неверные представления о себе, как о плохом ученике, непутевом товарище или раскаяние в совершении какого-либо проступка.

Детский сад и стресс

Посещение детьми до трех лет дошкольных учреждений многие психологи справедливо считают вредным для психики ребенка и его развития. Речь малыша, посещающего ясли, развивается медленнее, чем дома с родителями из-за общения с ровесниками с таким же уровнем речи. Недостаточное развитие речи приводит к тому, что ребенок не имеет возможности выразить свои переживания. Поэтому он переживает еще больше и впадает в состояние стресса.

Длительное пребывание малышей вне привычной семейной обстановки может в дальнейшем повлиять на все общение с родителями. Из-за неумения составлять фразы и предложения дети могут утаивать собственные переживания и тревоги. В будущем они так же не будут делиться ими с родителями. Детский сад и стресс способствуют тому, что дети начинают держать в себе свои тревоги и мысли.

Пребывание ребенка в детском садике — это разлука с родителями. Для малыша это может стать доказательством его собственной ненужности или предательства. Боязнь потерять родителей, страх перед неизвестностью дальнейшего пребывания в садике провоцирует у малыша сильный стресс. Поэтому адаптация к новым условиям может быть трудной и длительной.

Очень трудно адаптируются в садике дети, которые часто болеют. Поэтому рекомендуется таких детей не отрывать от семьи как можно дольше. В возрасте около трех лет ребенок уже чувствует себя личностью и пытается доказать это окружающим. Это своеобразный кризис развития, который повышает чувствительность малыша, что может еще больше усугубить адаптацию в садике.

Читайте так же:  Невротик симптомы, виды и лечение

Выделяются три группы факторов риска, которые способствуют тяжелой адаптации к детскому саду. Первая группа относится к дородовому этапу. Сюда входят вредные условия труда беременной, алкоголизм и курение, стрессовые ситуации во время беременности, токсикоз и болезни. Даже употребление алкоголя мужем накануне зачатия могут привести к осложненной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Вторая группа относится непосредственно к родам. Сюда можно отнести несовместимость резус-фактора мамы и малыша, асфиксию, родовые травмы.

В третью группу входят послеродовые факторы риска – недоношенность или переношенность, употребление алкоголя и курение во время лактации, кормление искусственными смесями, депрессии, плохие материально-бытовые условия, неполная семья.

Некоторые из этих факторов, связанные с беременность и родами, необратимы, их нельзя изменить. Но фактор влияния курения вполне можно исключить. При наличии нескольких перечисленных факторов риска от посещения ребенка до трех лет дошкольного учреждения лучше отказаться.

Стресс у ребенка от посещения больницы

После посещения больницы дети становятся раздражительными, замкнутыми, плаксивыми. Может пропадать аппетит и нарушиться сон. Причиной такого поведения является стресс у ребенка от посещения больницы. Он чувствует себя преданным своими родителями, которые позволяют в своем присутствии причинять ему боль.

Чтобы вывести ребенка из состояния стресса в этом случае, нужно как можно скорее обеспечить ему спокойную, привычную домашнюю обстановку, уделить малышу больше внимания, увлечь его любимыми играми, творчеством. Следует соблюдать привычный распорядок дня. Нужно, чтобы ребенок почувствовал заботу и любовь взрослых к нему. Все эти действия будут способствовать скорейшему выходу ребенка из состояния стресса.

Регулярная физическая активность, продуманный режим дня, полноценное здоровое питание, крепкий сон являются прекрасной профилактикой стресса у детей и повышают возможность легкой и быстрой адаптации.

Методы выхода ребенка из стресса

Главной задачей родителей является своевременное выявление симптомов стрессового состояния ребенка и вывод его из этого состояния. К общим для всех детей признакам стресса относят подавленность, агрессивность, бессонницу, головную боль, тревожность. Эта симптоматика зависит от возраста ребенка. Реже можно заметить индивидуальные симптомы – заикание, выпадение волос.

Определяются два метода выхода ребенка из стресса. Первый метод подразумевает устранение причин стрессового состояния. Второй метод заключается в выработке в сознании малыша некой стратегии борьбы со стрессом.

Если причиной депрессивного расстройства является невыполнение домашнего задания из-за большой загруженности внешкольными занятиями, следует ограничить участие ребенка в кружках или других мероприятиях. Это освободит время для основных занятий и сэкономит энергию ребенка. Причина стресса будет удалена.

Бывает, что причину, от которой возникает стресс у детей, удалить не удается. Тогда после выяснения всех подробностей переживаний ребенка нужно объяснить ему, что не стоит из неприятностей делать трагедию, а из всех сложных ситуаций всегда есть выход.

Родителям следует помнить, что нужно постоянно открыто демонстрировать заботу о малыше, прислушиваться к его мнению и желаниям. Перед тем, как запретить что либо, необходимо доходчиво пояснить ребенку, зачем это нужно. Иначе запрет будет воспринят как давление на его свободу. Очень важно для малыша проводить хорошо продуманные родителями расслабления.

Для этого хорошо подойдет отдых на природе всей семьей или совместный просмотр любимых фильмов. И самое важное для ребенка – это ощущение, что папа и мама всегда рядом, всегда поддержат. Тогда ему не страшны никакие стрессы.

Как снять стресс у ребенка

Как распознать детский стресс?

Стрессовое состояние – это естественная реакция организма, сопровождаемая нервным эмоциональным напряжением с первых дней жизни ребенка. МирСоветов поможет разобраться в причинах его появления, первых сигналах и том, как справиться при наступлении такой ситуации.

Симптомы, сопровождающие стресс:

  1. Раздражительность.
  2. Мышечное напряжение.
  3. Низкая активность ребенка.
  4. Боли в спине, животе или мигрень.
  5. Нарушение или чрезмерное повышение аппетита.
  6. Изменение состояния функционирования мочевого пузыря и кишечника.
  7. Нарушения сна.
  8. Плаксивость.
  9. Отстраненность.
  10. Быстрая утомляемость.
  11. Плохая концентрация внимания и запоминания.
  12. Снижение или прибавка массы тела.
Видео (кликните для воспроизведения).

Определить наступление стрессового состояния у ребенка можно по резким переменам в его поведенческом факторе, поскольку он становится «неуправляемым» и «неузнаваемым». Верным признаком подавленности является частая и беспричинная смена одного нервного состояния к другому, а также различные расстройства психосоматического характера – резкая утомляемость, тошнота, общая слабость, рвота и т. д.

Симптоматика может разниться в зависимости от возраста ребенка и условий его социального окружения. Проявления стресса также будут зависеть от этих факторов. К примеру, грудные детки и малыши в возрасте до 6-7 лет будут иметь совершенно разные причины для эмоциональной подавленности, поэтому очень важно, чтобы родители умели тонко чувствовать настроение своего ребенка и прислушиваться к его требованиям, вопросам и разговорам.

Нередко детский стресс может быть продиктован тем, что он видит в таком же состоянии своих родителей и словно «заражается» от них. К тому же, такое состояние часто развивается от банальных страхов, которые взрослые привыкли игнорировать. В таком случае ребенок будет агрессивен, запуган, проявлять неконтролируемые вспышки гнева, слезливость и даже может появиться заикание.

В раннем возрасте при стрессовом состоянии малыша наблюдаются признаки поведенческой регрессии, т.е. возвращения к ранним стадиям развития. Так, ребенок может снова попросить соску, сосать палец или станет мочиться в постель. Появление таких сигналов – верный признак эмоциональной подавленности.

Читайте так же:  Архивы рубрики ‘самооценка’

Симптомы стресса у подростков практически не отличаются от признаков взрослых людей, за исключением максимизации переживаний и утрирования ситуации. Глубокое беспокойство, навязчивые идеи, неадекватные действия и рассеяность – тревожные сигналы, на которые родителям нужно обращать внимание в первую очередь.

Как можно добиться от ребенка контакта и откровенного признания в своем состоянии? Очень малый процент детей согласен рассказать о своих переживаниях, тем более, когда дело доходит до стресса. Часто малыши сами не понимают, что с ними происходит и не выражают своих переживаний словами.

Поэтому родителям необходимо прислушиваться к разговорам своего ребенка с игрушками, а еще лучше выяснить интересующие вопросы в игре. Попросите его нарисовать окружающий мир, свою семью и друзей. Слушайте, когда ребенок жалуется на появление «барабашек» в шкафу или «волосатой руки» под кроватью. Помните: даже самая незначительная мелочь без объяснения взрослыми ее сути становится огромным страхом в красочной и обширной фантазии ребенка.

Причины стресса у ребенка

  1. Дети от 0 до 2 лет: длительная разлука с мамой, болезнь, изменения в ежедневном распорядке, стресс родителей. Грудные детки переживают подавленность через повышенную раздражительность, неожиданное нарушение картин сна, отказ от еды.
  2. Малыши от 2 до 5 лет: разлука с родителями, а также смена обстановки, появление незнакомого окружения. В таком возрасте стресс может проявиться в изменении поведения, появлении избыточных страхов, поведенческой регрессии, заикании, нервных движениях, плохом настроении, гиперактивности и появлении слез, как реакции на все новое.
  3. Дети от 5 до 7 лет: смена окружения, поступление в детский сад, плохое восприятие в социальном коллективе сверстников, ссоры родителей. В этом возрасте стресс можно заметить по появлению необъяснимых болей и расстройств, повышенной озабоченности здоровьем, отказам от посещения детсада или прогулок. А также ребенок слишком старается быть хорошим, появляются страхи, низкая самооценка, нарушения сна и питания.

Подростковые проблемы

Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния у тинэйджера могут выступать:

  1. Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.
  2. Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.
  3. Развод или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.
  4. Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.
  5. Смерть близкого питомца или родственника.

Как помочь своему ребенку преодолеть стресс?

Помощь взрослого человека и родителей в преодолении стресса у ребенка – первоочередная задача, которая может предотвратить многие негативные последствия и вернуть малыша к здоровой жизни. Здесь применяется 2 способа: устранить стресс и помочь выработать благоприятные стратегии борьбы с эмоциональной подавленностью.

Действия для устранения стресса:

  1. Разузнайте о переживаниях и чувствах своего ребенка.
  2. Создайте атмосферу откровенности и доверия, заверьте его, что любой опыт – положительный.
  3. Цените своего ребенка при любых поступках и ситуациях.
  4. Демонстрируйте открыто свою заботу, любовь и тепло. Как можно чаще обнимайте ребенка.
  5. Разграничивайте поступки на те, что можно совершать, и те, которые не стоит, однако не будьте чрезмерно строгими.
  6. Подчеркивайте, что важнее сотрудничать, а не соревноваться.
  7. Найдите занятия, которыми ребенок сможет помогать семье.
  8. Учитывайте его желания, а не только свои потребности и возможности.

Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку развить положительные навыки борьбы с таким состоянием, поскольку это ему пригодится в любом возрасте. Вы можете оказать помощь такими способами:

  1. Дети последуют примеру родителей, а не их советам. Поэтому подавайте своим малышам благоразумные примеры подражания – сохраняйте спокойствие в сложной ситуации, контролируйте агрессию и гнев.
  2. Развивайте рациональное мышление. Заверьте ребенка, что он должен беспокоиться о последствиях своих поступков, разграничьте понятия фантазий и реальности. Часто дети думают, что родители разводятся потому, что он не выиграл медаль на соревнованиях. Убедите его в правильных причинах поступка.
  3. Контролируйте малыша, но в меру. Разрешайте ему принимать решения в рамках семьи.
  4. Будьте открыты и откровенны с ним. Обсуждайте, как прошел день у вас на работе и у ребенка в школе, поощряйте его открытость.
  5. Занимайтесь физической активностью. Поощряйте интересы ребенка и по возможности осваивайте вместе с ним его хобби.
  6. Правильное питание укрепляет нервную систему.
  7. Осваивайте техники релаксации и чаще проводите досуг вместе.

Рейтинг: 4.0 из 5 (голосов: 3)

Детский стресс

София Сединина
Детский стресс

ДЕТСКИЙ СТРЕСС.

Стресс

– это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Детский стресс

-это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

1. Семейные причины – они могут быть вызваны разлукой с любимым членом семьи, рождением второго ребенка, разводом, ссорой, смертью близких или домашнего животного.

2. Социальные причины – отношения в детском коллективе, борьба характеров, внушения и страхи.

3. Внутренние переживания и приобретенные страхи.

4. Нагрузка от компьютера или телевизора.

5. Травмы, фобии и физические недостатки.

У новорожденных и детей до 2 лет.

У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом

Как правило – это первый конфликт с социальной средой. До 2-3-х лет его все близкие взрослые любят и лелеют, а вот во дворе или детском саду при общении со сверстниками малыш сталкивается с реальностью. Особенно в детском саду: здесь впервые нет рядом родителей, куча незнакомых детей, чужая тетя, и вообще все непонятно и непривычно.

Читайте так же:  Муж тиран

Стрессом может стать посещение врача, телевизионные тяжелые фильмы, страх одиночества, необходимость подчиняться режиму.

У детей младшего школьного возраста.

У ребенка младшего школьного возраста причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

У детей младшего школьного возраста.

У ребенка младшего школьного возраста причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

Признаки стресса у дошкольников:

1. Частое негодование, повышенная требовательность к окружающим.

2. Возвращение в младенчество (3-5-летние малыши снова сосут пустышку и не пользуются горшком).

3. Усилившиеся детские страхи, боязнь уснуть.

4. Повышенная нервозность, вспышки агрессии, перепады настроения без видимых причин.

5. Слезы при появлении новых людей или обстоятельств.

6. Проявление гиперактивности или наоборот, снижение или отсутствие активности.

7. Появившиеся дефекты речи.

Признаки стресса у ребят младшего школьного возраста

1. Быстро устают.

2. Жалуются на частые головные боли, тошноту, боли в сердце.

3. Полоса капризов и вызывающего поведения, длящаяся больше недели.

4. По ночам преследуют кошмары.

5. «Впадание в детство».

6. Перепады настроения без видимых причин.

7. Повышенная озабоченность своим здоровьем.

8. Нежелание ходить в школу и гулять с приятелями – отчужденность, изоляция, отрешённость от мира.

Профилактика стресса:

1. Родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией.

2. Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним

3. Необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности.

4. Родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями

Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих.

Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине.

Хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайться как можно больше разговаривать с малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями.

Если ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорить с ним об этом постараться объяснить ему, что он находится в полной безопасности

Объяснить малышу честно, что происходит. Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей.

Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе.

Никогда не сравнивать своего ребёнка с другими и не оказывать на него психологического давления

Борьба со стрессом:

1. Обязательные ежедневные прогулки.

2. Хорошее питание.

3. Соблюдение режима дня.

4. Общение с родственниками и друзьями.

5. Физические нагрузки.

6. Обращение к психологу.

7. Расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа

Последствия стресса у детей:

1. Чувство незащищенности и беспомощности. Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью.

2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен.

Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.

2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен.

Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.

4. Гнев, агрессивность. У травмированных детей фрустрированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Дети начинают подбирать наиболее удобную «мишень» (другого человека или животного) для реализации своих агрессивных чувств

5. Отчуждение и изолированность от окружающей физической

[1]

и социальной действительности.

этот период связан с некоторым снижением контактности

и потребности в общении

6. Невыплаканное горе. Ребенок начинает

переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгораживается от окружающих и замыкается в себе, или прибегает к реакциям протеста — гневу, агрессии, регрессивному поведению

Лечение детского стресса

2. Семейная терапия.

3. Медикаментозная терапия.

4. Когнитивно поведенческая психотерапия при лечении посттравматического синдрома.

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Видео (кликните для воспроизведения).

Практикум с элементами тренинга для специалистов ДОУ «Как помочь себе во время стресса?» Страшен не сам стресс, а отношение к нему. «Все болезни от нервов». Специалисты в этой области объясняют: многие болезни, влияние стрессогигиенных.
Стресс у детей и способы его преодоления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here