Цели общения

Сегодня предлагаем обсудить тему: "цели общения". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Цель общения

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир,

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальное — общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Общение в учебно-педагогической деятельности.

Общая характеристика общения.

Остановимся вначале на общем определении общения. Общение определяется как процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных, физических). В этом процессе происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности [В.Н. Дружинин (ред.), 1999].

Цели общения.

Общение, по сути, является процессом взаимовлияния партнеров в результате, которого происходят некие изменения в психике и деятельности партнеров по общению (см. определение). Психологическое воздействие (влияние) может осуществляться осознанно или не осознаваться и его результатом (или целью при осознаваемом влиянии на партнера) является:

Познание. С этой стороны общение как познание направлено на создание или уточнение (изменение): а) образа другого человека, его мотивов, убеждений и т.д.; б) своего образа (Яобраза); в) образа окружающего мира (в учебной деятельности образа учебного предмета). Общение выступает как средство познания.

В данном случае общение представляет собой обоюдный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный передачу-принятие информации о себе и предметах. В результате такого процесса происходит восприятие, понимание, оценка друг друга и предмета, по поводу которого происходит общение. Образ партнера необходим для построения стратегии взаимодействия с этим человеком. Например, адекватный образ ученика (уровень его знаний, умений, личные особенности, мотивы, цели и т.д.), позволяет учителю более эффективно организовать с ним взаимодействие вообще и педагогическое взаимодействие (по поводу предмета учебной деятельности), влияя тем самым на его процесс познания предмета.

Организация совместной деятельности. С этой стороны в процессе общения происходит: а) планирование; б) исполнение; в) оценка и контроль совместной деятельности.

Отсюда организация деятельности познания учебных предметов учеником (учебно-педагогической деятельности) происходит в процессе общения учителя и ученика. Общение выступает как средство организации совместной деятельности. Специфика учебно-педагогической деятельности заключается в том, что конечной целью ее и является познание. Это приводит к тому, что общение ученика и учителя одновременно выступает и как средство познания учебного предмета, и как средство организации совместной деятельности познания этого предмета.

А.А. Радугин в зависимости от целей выделяет восемь функций общения [Радугин А.А., 1996].

Читайте так же:  Как рассмешить девушку

Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

Информационная – обмен сообщениями, т.е. прием-передача сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.

Побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направление его на выполнение тех или иных действий.

Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий, при организации совместной деятельности.

Понимание – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и понимания партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний).

Амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоций), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.

Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей в группе, в которой предстоит действовать.

Оказания влияния – изменение состояния партнера, его поведения, намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, эмоций, действий, активности и т.п.

Таким образом, основными профессиональными обязанностями учителя являются целенаправленная организация педагогического общения соответствующая целям учебно-педагогической деятельности и компетентное использование средств общения.

Цель общения. Люди вступают в общение, преследуя определенные цели

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — этото, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

[1]

Цель общения может заключаться в нем самом, тогдаобщение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении.

Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело сделовым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено вличностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.

Средства общения

Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10136 —

| 7770 — или читать все.

Цели и задачи общения

Вне общения невозможна человеческая деятельность, так как оно является ключевым и необходимым условием формирования и развития как отдельной личности, так и общества в целом. В процессе общения – во взаимосвязи и взаимодействии субъектов общества, – осуществляется обмен информацией, опытом и результатами деятельности.

Результат межиндивидуальных контактов заключает в себе основную цель общения. Другими словами, целью общения в принципе является то, ради чего индивидуум проявляет этот вид активности: цель общения выступает катализатором и проводником к удовлетворению социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей посредством самого общения – цель общения заключена в нём самом.

Общение в животном мире служит целью донесения жизненно важной информации, необходимой для выживания особи и гомогенных групп.

В сравнении с животными цели человека в процессе общения значительно более разнообразны: помимо приведённых выше рефлекторных и инстинктивных целей, к ним добавляются, например, обмен объективными знаниями об окружающей среде, обучение и воспитание, согласование совместной деятельности, установление личных и деловых отношений.

Так, в ходе общения, преследуемые человеком цели представляют собой средства удовлетворения следующих потребностей:

· потребностей интеллектуального роста,

Все они формируют содержание соответствующих функций общения, преследующих, в свою очередь, следующие цели:

· Установление контакта, взаимодействия, как состояния обоюдной готовности к обмену информацией и поддержанию взаимосвязи.

· Непосредственно информационный обмен, выраженный приёмом и передачей информации в ответ на запрос, а также обмен мнениями, мыслями, решениями.

· Побуждение, стимуляция активности партнёра к выполнению определённых действий.

· Координирование, взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

· Укрепление взаимопонимания посредством адекватного восприятие партнёрами друг друга.

· Эмотивное побуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояния.

· Установление отношений – осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду.

· Оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнёра.

Деловое общение имеет ярко выраженный целенаправленный характер. В ходе делового общения происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Оно возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера и настроения партнёра, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные характеристики.

Общение человека, цели, функции, виды общения и их характеристика

ОБЩЕНИЕ

сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Это процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности.

Структура общения.

Структура общения включает в себя три взаимосвязанных процесса общения: перцептивный, интерактивный и коммуникативный.

— Перцептивный

— это процесс восприятия и познания партнерами, а, следовательно, и понимания друг друга и возможность установления на этой основе взаимопонимания.

— Интерактивный —

это организации и реализации при практических контактах стратегии и тактики взаимодействия и взаимоотношений между партнерами, исходя из их восприятия понимания взаимных статусно – ролевых позиций в данной ситуации общения. Кроме того, в зависимости от понимания ситуации и партнера каждый из них, выбирает ( с их точки зрения) наиболее оптимальную стратегию общения: кооперацию, сотрудничество, конкуренцию, уклонение или уступку.

Читайте так же:  Капризный ребенок

— Коммуникативный —

это практическая сторона общения, процесс обмена информацией между общающимися индивидами.

Все три стороны общения тесно взаимосвязаны, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Употребление этих понятий условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие понятия – аффективно-коммуникативная, регуляционно — коммуникативная, информационно-коммуникативная функции.

Процедура общения.

В процедуре общения выделяют следующие элементы:

— Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

— Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

— Ориентировка в личности собеседника.

— Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

— Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как гово­рить, как себя вести.

— Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

— Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какой-либо из элементов акта общения нарушен, то партнерам не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Реализация каждого из указанных элементов общения требует наличия соответствующих навыков и умений и способность их реализовать в практике общения. Эти качество называют коммуникабельностью.

Этапы общения.

Чтобы общение как взаимодействие происходило продуктивно, оно должно состоять из следующих этапов:

— Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

— Ориентировка в ситуации общения и личности партнера, осмысление происходящего, выдержка паузы.

— Обсуждение интересующей проблемы (изложение своих точек зрения, нахождение причин расхождения и сходства точек зрения на проблему).

— Совместное решение проблемы.

— Завершение контакта (выход из него).

Кроме того, в общении выделяют: его содержание и средства, цели и функции, формы, методы и виды, стратегии и тактики, стили, барьеры общения, а также морально — этические нормы и правила, модели общения (стереотипы – поведенческие и речевые) и манеры.

Содержание общения

– это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека другому. Эта информация представлена образами представлениями, мыслями и суждениями, опытом и знаниями и умениями, оценками, чувства и переживаниями, установками и др.

Средства общения

– это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного партнера к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью ор­ганов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

К средствам общения относятся:

— Язык

– система слов, выражений и правил их соединения в осмыслен­ные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возмож­ным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъектив­ный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

— Паралингвистические характеристики речи

(интонация, громкость, тембр и др.) Так, например, интонация, эмоциональная выразительность речи, способны придавать разный смысл одной и той же фразе.

— Взгляд (выражение глаз), мимика

могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

— Пантомимика (жесты, позы.)

как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

— Расстояние (дистанции общения) и взаимное расположение в пространстве

, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

— Вегетативные проявления(побледнение, покраснение и др.)

как внешние жизненные проявления эмоционально — мотивационных реакцийсобеседника на условия общения.

Цели общения.

Цель общения– то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Различают одиннадцать целей общения:

— согласование действий (намерений) в совместной деятельности;

— установление личных взаимоотношений;

— прояснение личных взаимоотношений;

— установление деловых взаимоотношений (взаимодействий);

— прояснение деловых взаимоотношений (взаимодействий.

Функции общения.

Выделяют следующие функции общения:

1. Социальные функции общения

:

— организация совместной деятельности;

— управление поведением и деятельностью;

— побуждение.
2. Психологические функции общения:

[3]

— функция обеспечения психологического комфорта личности;

— удовлетворение потребности в общении;

Формы общения.

Различают три основные формы общения:

— Монологическая

(доклад, сообщение, инструктаж и др.).

— Диалогическая

( деловой разговор, беседа, интервью и др.).

— Групповая

( собрание, совещание, семинар, конгресс и др.).

Кроме того, различают такие формы общения как: прямое, косвенное, непосредственное, опосредованное, массовое, межличностное

Методы общения.

Формы общения определяют выбор методов общения, так, например,:

монологическая форма требует знания техник и приемов, навыков и умений публичного выступления;

диалогическая форма – требует знания техник и приемов, навыков и умений вести диалог:

групповаяформа – требует знания правил и приемов, навыков и умений управлять дискуссией, участвовать в дискуссии.

Виды общения.

В зависимости от состава субъектов общения, различают такие его виды как: межличностное общение, общение в системе “индивид — группа”, публичное общение и др.

Кроме того, виды межличностного общения различаются по следующим критериям:

— По преобладанию тех или иных средств

, общение может быть речевым(вербальным), неречевым(невербальным) и комбинированным. Исходя из этого критерия, межличностное управленческое общение является комбинированным, хотя соотношение речевых и неречевых средств в различных ситуациях может меняться.

Читайте так же:  Бродяжничество как форма девиантного поведения. почему возникает склонность к дромомании

— По предмету общения

.

А) свободное общение

б) деловое (деятельностное) общение

;

В) игровое общение;

Г) ритуальное общение;

В зависимости от содержания, целей и средств общение может также классифицировано:

Видео (кликните для воспроизведения).

1.По содержанию

оно может быть:

— материальное

(обмен предметами и продуктами деятельности);

когнитивное (обмен знаниями);

— кондиционное

(обмен психическими или физиологическими состоя­ниями);

— мотивационное

(обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами; потребностями);

— деятельностное

(обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

2. По целям

общение делиться на:

— биологическое

(необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);

— социальное (преследует цели расширения и укрепления межлично­стных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

— фактическое

— установление контакта, как состояния обоюдной готов­ности к приему и передаче сообщения;

— информационное

— передача и получение сведений, обмен мнениями и др.;

побудительное

— направление активности партнера на вы­полнение тех или иных действий;

— координационное

— взаимное ориентирование и согласование действий;

понимание адекватное восприятие и понимание партнерами смысла сообщения и друг друга;

— эмотивное

— изменение собственных переживаний и состояний с помощью партнера;

— установление отношения

-утверждение своего места в системе связей сообщества, определение своего статусно – ролевого положения в системе социальных отношениях социума;

— оказание влияния

-изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в т. ч. его намерений, установок, ожиданий, целей, мнений, решений, настроения, представлений, потребностей, действий, активности, переживаний, оценок и пр.

При этом оказание влияния на партнера по общению сводится к таким процессам как:

— анализ и корректировка отношений

партнера к элементам реальности;

анализ и корректировка речевого взаимодействия и поведения партнеров;

— коррекция психического состояния партнера;

— уменьшение противодействия партнера;

— формирование диспозиций партнера

[2]

(требуемой мотивации, внутренних побуждений).

3. По средствам общение может быть:

— непосредственно

е (осуществляемое с помощью естественных орга­нов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);

— опосредованное

(связанное с использованием специальных средств и орудий);

— прямое

(предполагает личные контакты и непосредственное воспри­ятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

косвенное

(осуществляется через посредников, которыми могут вы­ступать другие люди).

Более упрощенная классификация, ориентированная на практические цели общения людей, включает следующие виды:

— Деловое общение –

установление и поддержание контактов, вызванное потребностями совместной деятельности.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, определяющий потребности совместной деятельности, который включает в себя:

— восприятие и понимание партнера по общению;

— установление отношений партнеров, выбор и реализация стратегии взаимодействия;

— обмен информацией, т. е. практические коммуникационные контакты партнеров.

— Общение межличностное (духовное).

Это общение друзей, духовно близких людей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно то­гда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 880 | Нарушение авторских прав

Цели общения

Общение – это весьма особенный способ человеческого взаимодействия, без него люди просто не смогут жить, контактировать друг с другом, влиять друг на друга, обмениваться опытом, навыками, мнениями. Не будет преувеличением утверждение, что без общения человечество просто не сможет действовать и развиваться!

Функции и цели общения

Функции общения весьма тесно соприкасаются с основными целями общения, они обусловлены его содержанием. Психологи различают всего четыре функции:

  1. Функция инструментальная – это общение в качестве социального механизма передачи данных и управления.
  2. Функция интегративная – это общение, которое объединяет людей.
  3. Функция самовыражения – общение, способствующее взаимопониманию и самовыражению.
  4. Функция трансляционная – это передача оценок, методов, способов деятельности и прочее.

Цели общения бывают самыми разными, но ученые выделяют две основные цели общения — это планирование и координация общей деятельности общества, либо конкретного индивидуума. Это значит, что общение как бы обслуживает другую деятельность, которая не является коммуникативной. Деятельность эта вполне способна носить и материальный характер и духовный (например, идеи, идеалы, ценности, мысли).

Дополнительные цели общения психологии необычайно широки, находятся они за пределами его, то есть, общение осуществляется всегда ради чего-либо: предоставления либо получения благ, обеспечения взаимодействия во время общей работы, передачи данных, решения проблем, формирования отношения к неким явлениям и так далее.

Если же человек видит ценность лишь в себе, если ставит перед собой лишь корыстные цели, если смысл общения с людьми – в достижении выгоды, то такое общение можно однозначно назвать аморальным! Ценность каждого проявляется в поступках, взглядах, оценках, и все это выявляется как раз в процессе общения.

Цели общения

Общение, по сути, является процессом взаимовлияния партнеров в результате, которого происходят некие изменения в психике и деятельности партнеров по общению (см. определение). Психологическое воздействие (влияние) может осуществляться осознанно или не осознаваться и его результатом(или цельюпри осознаваемом влиянии на партнера) является:

Познание. С этой стороны общение как познание направлено на создание или уточнение (изменение): а) образа другого человека, его мотивов, убеждений и т.д.; б) своего образа (Я-образа); в) образа окружающего мира (в учебной деятельности — образа учебного предмета). Общение выступает как средство познания.

В данном случае общение представляет собой обоюдный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный передачу-принятие информации о себе и предметах. В результате такого процесса происходит восприятие, понимание, оценка друг друга и предмета, по поводу которого происходит общение. Образ партнера необходим для построения стратегии взаимодействия с этим человеком. Например, адекватный образ ученика (уровень его знаний, умений, личные особенности, мотивы, цели и т.д.), позволяет учителю более эффективно организовать с ним взаимодействие вообще и педагогическое взаимодействие (по поводу предмета учебной деятельности), влияя тем самым на его процесс познания предмета.

Читайте так же:  Экстраверсия

Организация совместной деятельности. С этой стороны в процессе общения происходит: а) планирование; б) исполнение; в) оценка и контроль совместной деятельности.

Отсюда организация деятельности познания учебных предметов учеником (учебно-педагогической деятельности) происходит в процессе общения учителя и ученика. Общение выступает как средство организации совместной деятельности. Специфика учебно-педагогической деятельности заключается в том, что конечной целью ее и является познание. Это приводит к тому, что общение ученика и учителя одновременно выступает и как средство познания учебного предмета, и как средство организации совместной деятельности познания этого предмета.

А.А. Радугин в зависимости от целей выделяет восемь функций общения [Радугин А.А., 1996].

Ø Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

Ø Информационная – обмен сообщениями, т.е. прием-передача сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.

Ø Побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направление его на выполнение тех или иных действий.

Ø Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий, при организации совместной деятельности.

Ø Понимание – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и понимания партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний).

Ø Амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоций), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.

Ø Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей в группе, в которой предстоит действовать.

Ø Оказания влияния – изменение состояния партнера, его поведения, намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, эмоций, действий, активности и т.п.

Таким образом, основными профессиональными обязанностями учителя являются целенаправленная организация педагогического общения соответствующая целям учебно-педагогической деятельности и компетентное использование средств общения.

Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав

Цели общения

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ — ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. Ведущий компонент системы обучения, формирующийся под влиянием среды обучения и оказывающий влияние на… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Цели, задачи и принципы психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях — Основной целью психологической подготовки (ПП) является формирование профессионально психологической подготовленности и повышение готовности сотрудников ПОО к действиям в экстремальных условиях. Она призвана обеспечить эффективную деятельность и… … Энциклопедия современной юридической психологии

структура общения — общение: структура с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения: 1) сторона коммуникативная выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую… … Большая психологическая энциклопедия

УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ — УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ. Факторы, определяющие характер коммуникации (коммуникативные задачи, взаимодействие между участниками общения, обстановка общения, контекст деятельности, мотивы и цели общения и др.) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Исследование общения в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете — Кардинальный шаг в определении стратегии и тактики исследования главных аспектов познания людьми друг друга в разных ситуациях их взаимодействия был совершен в нач. 1960 х гг., когда по инициативе Б. Г. Ананьева в Ленинградском (ныне Санкт… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Психология общения: школа Мерлина В. С. — Интерес к проблеме О. в Пермской школе В. С. Мерлина возник в связи с решением вопроса об изменении индивидуального стиля деятельности в зависимости от специфических, объективных требований разл. видов деятельности. Особо был выделен вопрос о… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Психотехника контригрового поведения оперативного работника в ситуациях конфликтного общения — Лица причастные к преступлениям стараются не только скрыть следы своих деяний, но и затруднить деятельность оперуполномоченного. Соответствующие приемы и средства противодействия многообразны: непредставление или уничтожение документации, ложь,… … Энциклопедия современной юридической психологии

Культура общения — сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства О. К. о. является неотъемлемой частью культуры личности. К. о. характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы О., содержание и сущность нравственно психол.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Язык (средство общения) — Язык, стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений… … Большая советская энциклопедия

Проблема общения в трудах Леонтьева А. А. — Теорет. концепцию О. А. А. Леонтьев разработал в 1970 е гг. как развитие теории речевой деятельности. Понятие О. выступает для него как системообразующее понятие, одна из ключевых категорий не только совр. психологии, но и др. наук о человеке.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Психология общения

Понятие общения. Содержание, цель, средства общения.

Межличностное общение и его барьеры.

Психологическое пространство общения.

Психологическое влияние и его основные виды.

Понятие общения. Содержание, цель, средства общения

Понятие общения.Общение – это сложный и многоплановый процесс взаимодействия двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Выделим главную идею, определяющую наш подход к общению, которое не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности, оно может выступать в качестве самостоятельного и автономного процесса. Общение представляет для человека самостоятельную ценность, не ограниченную совместной деятельностью. Любой из нас может вспомнить множество жизненных ситуаций, когда общение состоялось, но оно не было вызвано потребностью в совместной деятельности. Потребность в общении (т.е. потребность в аффилиации) является базовой, без её реализации человек погибает и как биологический вид, и как личность. С учетом сказанного выделим то место, которое занимает общение в структуре личности.

Читайте так же:  Признаки влюбленного мужчины

Место общения в структуре личности:

общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми, удовлетворение которой связано с возникновением чувства радости; эта потребность занимает самостоятельное место в структуре личности;

общение помогает личности развивать её самосознание, а именно: формировать «Я» концепцию, обогащать представление личности о себе и отношение к себе.

Ключевые понятия, используемые для понимания природы общения: «контакт», « отношение», «коммуникация», взаимодействие».

Наиболее точным понятием для понимания общения как социально-психологического феномена является понятие «контакт» (соприкосновение), что осуществляется с помощью языка и речи.

В понятии «отношение» находит выражение система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающего мира и с самим собой.

Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, преследующего цель взаимное понимание. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.

Взаимодействие – это процесс взаимного влияния субъектов общения друг на друга, следствием чего выступает и взаимная обусловленность и взаимосвязь.

Содержание, цель и средства общения.

В общении принять выделять содержание, цель и средства.

Содержание общения– это информация об объективных и психологических фактах от одного человека к другому в процессе межличностных контактов.

По содержанию общение может быть представлено как: а) когнитивное (обмен знаниями); б) кондиционное: обмен психическими состояниями (например, эмоциями), в результате чего включается процесс воздействия друг на друга; в) мотивационное – обмен потребностями, установками, интересами; г) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.

Выделим в содержании общения следующие компоненты:

1. Когнитивная составляющая или аспект общения – связан с процессами межличностного восприятия и познания на основе на основе вербальной и невербальной системы.

2. Аффективная составляющая или аспект общения связан с регуляцией психоэмоциональных состояний личностей.

3. Интерактивная составляющая ориентирована на поведенческую сферу личности и связана с регуляцией поведения личности в группе.

Цель общения: удовлетворение различных потребностей и общение ради его самого.

По целям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное общение:

Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».

Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Способы передачи информации разнообразны: телесный контакт, язык, знаки, символы, письменность и т.д.

По средствам общения выделим вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение осуществляется с помощью речи, оно является доминирующим у человека. Это связано с тем, что речь обладает безграничными возможностями кодирования и передачи информации, выражения психических состояний, построения многообразных вариантов построения психологического взаимодействия.

Речь принято дифференцировать на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю.

Различие письменной и устной речи:

письменные тексты пишутся по свои правилам (четкие формулировки, полнота информации, логика изложения). Если законы эти не учтены, то излагаемая информация может быть трудной для восприятия.

акт речевого общения включается взаимосвязанные между собой процессы: а) произнесение речи; б) её восприятие; в) понимание речи.

Восприятие устной является смысловым, т.е. включает в себя понимание того, что слышим.

Умение слушать необходимо для решения многих задач. Неумение слушать – один из самых серьезных недостатков в общении.

Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника:

Недостаток внимания, его отвлечение.

Преждевременная оценка услышанного и желание обобщить факты без получения всей необходимой информации.

Приписывание своих мыслей говорящему.

Желание доминировать, настоять на своем, подавив собеседника.

Стремление полностью захватить инициативу, не давая собеседнику возможности высказаться, что сопровождается перебиванием, стремлением договорить за своего партнера.

Невербальное общениеосуществляется на основе неречевых средств:

кинетических (мимика, жесты, пантомимика);

паралингвистических (особенности голоса);

экстралингвистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп и т.д.);

пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и др.;

визуальных (выражение глаз);

физических прикосновений и поглаживаний;

одежда и другие компоненты оформления внешнего вида.

Правила эффективного невербального общения:

Не вторгайтесь без необходимости в личное пространство собеседника, которое составляет около 1-2 м.

Поддерживайте зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как незаинтересованность или неуверенность в себе, слишком пристальный взгляд как стремление подавить.

Стремитесь к тому, чтобы ваши движения и реакции в резонанс с движениями и реакциями вашего собеседника. Этим вы показываете свой интерес и внимание как к своему собеседнику, так и его словам.

Избегайте закрытых поз (руки, скрещенные на груди, пальцы рук, сжатые в кулак, прикрывание рта рукой и т.д.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Наблюдайте за позой, мимикой, жестами, голосом, дистанцией и ориентацией корпуса собеседника.

Цели общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here