Виды невротических расстройств. клиника и течение неврозов у детей и взрослых

Сегодня предлагаем обсудить тему: "виды невротических расстройств. клиника и течение неврозов у детей и взрослых". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Психическое здоровье

Неврастения (астенический невроз) , по данным В.В.Ковалева , в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются более или менее рудиментарные и атипичные психогенные астенические реакции. Основное проявление неврастении — состояние раздражительной слабости, проявляющееся, с одной стороны, повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к реакциям раздражения и гнева, а с другой — повышенной истощаемостью аффекта со слезливостью, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, быстрым истощением активного внимания. Характерными являются также вегетативные нарушения по типу вегетодистонии (лабильность вазомоторных реакций, склонность к сосудистым обморокам, в частности ортостатическим, головные боли при утомлении, гипергидроз, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон) и расстройства двигательной сферы (неусидчивость, двигательная расторможенность).

Развитию астенического невроза способствует перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах языкового, физико-математического или другого профиля, дополнительные занятия в различных кружках и секциях, в музыкальной школе и т.п.). Однако, поданным многих авторов сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать более или менее выраженную психическую астенизацию, не приводит к развитию астенического невроза. Для возникновения собственно неврастении, как и у взрослых, необходимо наличие психотравмирующей ситуации.

В качестве таких ситуаций могут выступать как длительные неблагоприятные отношения в семье (ссоры’между родителями, алкоголизм родителей, их развод) или в школе, так и остро возникшие конфликтные ситуации. Важную роль в происхождении неврастении у детей играет неправильныйЛодход родителей к воспитанию, в особенности чрезмерные требования и излишние ограничения, превышающие возможности ребенка. Наряду с этими факторами большое значение имеют соматическая ослабленность ребенка и наличие резидуальной церебрально-органической недостаточности.

Истерические невротические расстройства у детей представлены чаще всего моторными и соматовегетативными нарушениями: астазией-абазией, истерическим парезом и параличом конечностей, истерической афонией, а также истерической рвотой, задержкой мочеиспуска¬ния, обмороком. Нередко встречаются псевдоалгические явления — жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, в том числе жалобы на головные боли. У детей и подростков редко встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых оболочек, истерическая слепота (амавроз).

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные приступы (припадки) — падения с криком, плачем, «разбрасыванием» конечностей, ударами об пол. Возникают подобные приступы в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. После моторного приступа может развиться аффект — респираторный приступ, который характеризуется остановкой дыхания на несколько секунд (до 30 с) и сопровождается цианозом. Иногда на фоне задержки дыхания возникают генерализованные судороги. Выход из приступа не сопровождается сонливостью и оглушенностью, что отличает его от эпилептиформных припадков. У подростков проявления истерического невроза мало отличаются от проявлений у взрослых.

В возникновении и клинических проявлениях болезненных расстройств у детей и подростков нередко отмечаются признаки «условной приятности» или «желательности», специфические для истерии. Как проявление механизма психологической зашиты в непереносимых для больного условиях возникает именно тот симптом, который в данных условиях ему «выгоден» и «нужен». Больные таким образом получают сочувствие, внимание, выполняется целый ряд их требований, их обязанности берут на себя другие, что вполне устраивает болеющего и решает проблемы. Больной обеспечивает себе выгодные условия жизни, его не трогают, не теребят, от него ничего не требуют и признают в качестве тяжелобольного.


Обсессивно-фобические расстройства у детей и подростков. Тревожно-фобические расстройства типичны для детского и подросткового возраста. Некоторыми авторами в качестве самостоятельной формы выделяется невроз страхов. Страхи носят сверхценный характер, обычно связаны с травмирующей ситуацией. У дошкольников это часто страхи темноты, животных, предметов, которые ранее испугали ребенка, часто в страхах фигурируют отрицательные персонажи сказок или фильмов. В возрасте 5-6 лет у детей может появляться страх смерти, который проявляется иногда в виде рецидивирующих приступов — панических расстройств, не связанных с определенной ситуацией. Как правило, дети сами справляются с помощью родителей с подобными переживаниями. Однако если ребенок и прежде был беспокойным, то возрастной страх смерти резко усиливает подобное беспокойство и формируются более стойкие очерченные невротические страхи (фобии), например боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д. Все эти страхи мотивированы, по существу, одним — боязнью, что может что-то случиться, в результате чего наступит смерть. Источником подобных страхов могут быть реальные события, впечатления от увиденного на экране, рассказы других людей, в том числе родителей.

Серьезной травмой для ребенка может явиться расставание с близкими ему людьми (родителями или лицами, их замещающими), в том числе при устройстве ребенка в детские дошкольные учреждения. В таких случаях может возникать страх разлуки. Дети плачут, кричат, стремятся удерживать около себя близких, плохо едят, у них нарушается сон, ночью снятся кошмары. Могут на этом фоне появляться так называемые системные неврозы (заикание, дневной энурез, энкопрез и др.). У младших школьников наблюдается страх перед школой (школьная фобия), особенно если вначале учитель был несправедлив к ребенку, ругал или наказывал его либо ребенок подвергался унижению и агрессии со стороны других школьников. Такие дети по утрам уходят из дома, бродят по улицам, затем, опасаясь наказания, убегают или уезжают из дома. В подростковом возрасте могут встречаться различные виды фобий — от специфических (боязнь животных, насекомых и т.п., посещений зубного врача и др.), агорафобий, различных нозофобий до социальных фобий.

Обсессивно-компульсивные расстройства могут появляться уже в дошкольном возрасте. Психогении в их возникновении не играют какойлибо значимой роли. Среди этиологических факторов выделяют биологические (наследственность, дисфункции ЦНС, нарушения метаболизма биогенных аминов) и психологические (особые отношения в семье). Навязчивые мысли, представления, действия переживаются как чуждые, неприятные, и пациенты пытаются сопротивляться им. Могут иногда встречаться контрастные навязчивости: хульные мысли, например «мама плохая, дура, пусть она умрет», навязчивые влечения (желание прыгнуть с балкона, ударить кого-то из близких острым предметом). Эти переживания никогда не реализуются и сопровождаются страхом.

Читайте так же:  Как наши негативные установки влияют на наше питание

Возрастные особенности депрессивного невроза заключаются в ати-пичности клинической картины и зависимости от возрастных периодов. Доминирующими являются эквиваленты депрессии: с одной стороны -психопатоподобные состояния с раздражительностью, озлобленностью, грубостью, агрессивностью, склонностью к различным реакциям протеста; с другой — разнообразные соматовегетативные расстройства. У детей младшего возраста преобладают энурез, энкопрез, нарушение аппетита, диспептические расстройства, нарушения ритма сна и бодрствования. Стойкие головные боли, вазовегетативные расстройства, упорная бессонница более характерны у детей старшего возраста и подростков.

К травмирующим ситуациям, приводящим к депрессивному неврозу, относятся потеря родителей, длительная разлука с ними. В зарубежной литературе придают значение раннему сиротству. В младшем и среднем школьном возрасте травмирующей ситуацией являются школьная неуспеваемость, особенно если интеллектуальные возможности ребенка невысокие, а родители предъявляют к нему чрезмерные требования, или переживание ребенком собственного физического дефекта.

С, 6 лет. До 5 лет рос и развивался правильно. Год назад у матери ребенка была выявлена тяжелая кардиальная патология, в связи с которой она ббльшую часть времени находится в больницах. Ребенок вынужден проживать и воспитываться бабушкой, к которой не был раньше привязан и с которой никогда не ладил.

Основные формы неврозов у детей и подростков

Неврозы

группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической деятельности. При этом возникает невротический срыв, который возможен у любого человека. В основе срыва лежит (по И.П.Павлову) нарушение возбуждения и торможения в деятельности центральной нервной системы.

Появлению неврозов у детей способствуют факторы, ослабляющие организм ребёнка, а также психические травмы: ссоры родителей, уход из семьи одного из них, неровное отношение к детям (ласка-строгость), бесконечные запреты, подавление инициативы ребёнка, перевозбуждение нервной системы детей, особенно в последнее время, просмотрами телепередач, кино- и видеофильмов.

Основными формами неврозов являются следующие:

3. Двигательные неврозы (тики, заикание).

4. Невроз навязчивых состояний.

Неврастения – встречается чаще других форм.

Это нервно-психическое расстройство, связанное с длительным эмоциональным перенапряжением.

При неврастении отмечается сочетание раздражительности и возбудимости с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.

Эти дети становятся несдержанными. По любому незначительному поводу у них возникает бурная реакция раздражения или возбуждения. Вспышки возбуждения непродолжительны, хотя могут повторяться. Такие дети часто плаксивы, суетливы, недовольны всем, что их окружает, не умеют владеть своими эмоциями.

У них ухудшается активное внимание. Они плохо сосредоточиваются, рассеянны. Настроение неустойчивое. Эти дети вялы, безвольны, теряют интерес не только к учебе, но и к развлечениям. Плохо засыпают. Сон поверхностный, с тревожными сновидениями. Днем эти дети сонливы, у них ухудшается аппетит, может быть отрыжка, изжога, запоры, урчание, чувство тяжести в желудке. Очень часты жалобы на головные боли. Поведение и настроение их неустойчиво, у одних бывают вспышки гнева, у других — заторможенность, вялость. Это бывает у детей чаще всего тогда, когда взрослые излишне опекают их или, напротив, постоянно запрещают им все, и дети теряют уверенность в своих силах. Запреты у детей вначале вызывают резкий протест (они топают ногами, кричат, падают на пол, пытаются кусаться), а затем они стремятся во всем поступать наперекор взрослым – отказываются от еды, игрушек и т.д. Такое поведение ребёнка называют негативизмом. Насилие взрослых только усугубляет это болезненное состояние. В таких случаях надо не обращать на ребёнка внимание или переключить его на другую деятельность.

Дети школьного возраста при неврастении испытывают трудности в учёбе, плохо сосредоточиваются, часто отвлекаются, с трудом запоминают. Наблюдается головная боль, беспокойство, ребёнок постоянно двигает руками, плечами, почесывается и т.д.

Истерия является второй по частоте формой невроза, чаще встречается в молодом возрасте и значительно чаще у женщин. Возможен истерический невроз, как реакция на «острую» ситуацию, и у человека без истерических черт характера. Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, неустойчивостью настроения, склонны привлекать к себе внимание окружающих («жажда признания»).

В проявлениях истерии главное место нужно отвести расстройствам в виде страха, подавленного настроения, причем эти расстройства обычно сопровождаются театральными позами в виде заламывания рук, громких воплей, вздохов и др.

При истерии возможны нарушения памяти, когда больной забывает какие-то эпизоды, могут возникнуть галлюцинации, двигательные нарушения (судороги), нарушения чувствительности.

У детей возникновение истерии нередко связано с воспитанием по типу «кумира семьи». Такие дети бурно проявляют чувства радости и горя, у них сильно развита фантазия, они эгоистичны, чувствительны к строгости, придают повышенное значение тем событиям, которые касаются их.

Подростки могут имитировать некоторые заболевания: тики, судороги, заикания, жалуются на сжатие в горле («истерический ком»), отказываются от еды и т.д.

[2]

У маленьких детей может возникнуть отказ от еды, рвота как реакция на испуг, насильственное кормление, на ревность к вновь родившемуся ребёнку.

Лечат истерию методами психотерапии. Настойчивые и целенаправленные беседы вырабатывают у больных правильное отношение к причинам болезни. Прежде всего, необходимо устранить травмирующие психику обстоятельства, либо смягчить их влияние. Иногда положительное воздействие оказывает перемена обстановки.

Двигательные неврозы: тики, заикание.

Тик – непроизвольные, быстрые сокращения одной мышцы или группы мышц, когда возникают насильственные движения тела, ног, частое мигание. Это автоматические движения, возникающие непроизвольно. У детей тик может возникнуть как подражание другому ребёнку.

[1]

Тики могут отмечаться в различных мышцах, могут быть ограниченными и выражаться в одном мелком движении или в комплексных движениях. Тик длится довольно долго, больной может сдержать его лишь на краткое время. Нередко он развивается на фоне какого-нибудь навязчивого состояния или страха. При этом вовлекаются мышцы лица (глаз, носа, рта), туловища, конечностей.

Тик чаще отмечается у детей с отягощенной наследственностью и может сочетаться с истерическими реакциями.

При этом важно правильное поведение взрослых. Нельзя делать замечания таким детям, вызывать у них чувство вины, стыда, страха – все это усиливает тики.

Тик отличается стойкостью и требует упорного лечения. Очень важно правильное воспитание и психотерапевтическое воздействие.

Читайте так же:  Попрошайничество

Заикание занимает среди неврозов раннего детства и реже детей старшего возраста значительное место. Чаще всего оно возникает в 2-3 года, то есть в период становления речи.

Заикание – это проявление не органического поражения ЦНС, а психогенно обусловленное заболевание. Как все неврозы, оно имеет функциональную основу и появляется чаще у детей с неустойчивой психикой, когда нервная система дает «срывы» на травмирующие факторы (испуг, конфликты в семье, сложные отношения между ребёнком и воспитателями и т.д.).

Проявляется заикание в двух формах: либо ребёнок повторяет несколько раз какой-то слог (вместо слова «мама» говорит «ма-ма-ма-мама»), либо ребёнок судорожно произносит первую букву слова: вместо слова «папа» он произносит «п-п-п-папа». При заикании наблюдается напряжение мышц лица, зажмуривание глаз, напряжение мышц туловища, своеобразные позы и другие двигательные нарушения. Когда ребёнок умолкает, все это исчезает, чтобы вновь повторяться, когда он начнет говорить. Волнение усиливает заикание.

Дети с заиканием обычно застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. С таким ребёнком разговаривать надо спокойно, не торопясь, не разбивая слова на слоги. В случае затруднения у ребёнка с произношением, надо ласково прийти к нему на помощь. Педагог должен объяснить здоровым детям, что дефект речи у товарища исчезнет, если они будут к нему хорошо относиться. Ребёнка обязательно следует показать невропатологу и логопеду.

Неврозом навязчивых состояний называют различные невротические состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, действиями и страхами. Он встречается реже, чем неврастения и истерия, причем у мужчин и женщин – с одинаковой частотой.

Невроз навязчивых состояний легче возникает у лиц мыслительного типа (по И.П.Павлову), особенно после перенесенных соматических или инфекционных заболеваний. Навязчивые явления весьма разнообразны, наиболее типичны фобии (страхи) – страх сумасшествия, рака, сердечной болезни, клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), навязчивые страхи высоты, загрязнения, боязнь покраснеть и др. Навязчивые явления непреодолимы, возникают вопреки желанию больного. Он относится к ним критически, стремится их преодолеть, но не может от них освободиться.

Невроз навязчивых состояний может возникнуть и у здоровых детей при переутомлении. Такие дети бояться выйти во двор, где их испугала собака, они боятся незнакомых людей, грозы и т.д. Страхи возникают у детей и ночью под впечатлением прочитанных книг, телепередач, под впечатлением тревожных сновидений. У школьников может возникнуть страх забыть выученное стихотворение.

Несмотря на понимание того, что навязчивости лишены смысла, больной неспособен им противостоять.

Энурез – ночное недержание мочи. Это расстройство наблюдается в раннем дошкольном возрасте, реже – у школьников и подростков. Чаще ночное недержание мочи возникает у детей с невротическими явлениями, когда с большим трудом вырабатывается условный рефлекс, который является следствием длительного воспитания и лежит в основе произвольной регуляции акта мочеиспускания.

Возникновению энуреза способствует позднее засыпание, большое количество выпитой на ночь жидкости, холод в помещении, где спит ребёнок. В начале болезни ребёнок мочиться 1-2 раза, затем – 4 раза и больше.

Дети с ночным недержанием мочи часто вялы, апатичны, стыдятся своего состояния, скрывают его, боятся насмешек товарищей, упреков взрослых. У них отмечается глубокий сон, из которого их трудно вывести.

Этих детей ни в коем случае нельзя стыдить, запугивать, заставлять стирать свое белье – все это еще больше усиливает болезненные проявления.

Лечение ночного недержания мочи должно основываться на правильном воспитании больных детей. Врач, педагог, родители в отношении таких детей обязаны действовать совместно, проводя психотерапию; разъясняя ребёнку, что от этой привычки он может полностью избавиться. Ребёнку создают правильный гигиенический режим: спать он должен на полужесткой постели, в хорошо проветренной, но не холодной комнате, ему меньше дают пить, в особенности во второй половине дня. Ребёнка следует разбудить через 2-3 часа после того, как он заснул. Второй раз ночью поднимать его не следует.

Можно воспользоваться следующим методом лечения энуреза. После 3-х часов дня воду и жидкую пищу запрещают. В 6 часов вечера ребенок получает сухой ужин из небольшого количества мяса, яиц, хлеба и масла. Дачу овощей, фруктов и каш ограничивают (они содержат много воды). Перед сном ребёнку дают немного соленой пищи в виде бутерброда с ветчиной, икрой или селедкой. При этом вода удерживается в тканях, а в мочевом пузыре скапливается лишь немного мочи, которая не вызывает рефлекса.

Профилактика неврозов у детей заключается в устранении тех факторов, которые способствуют формированию этого расстройства. Ребёнку создают нормальную обстановку в семье и школе – правильный уход, соблюдение режима сна, питания, занятий, отдыха, закаливания, занятия спортом. В семье должно быть ровное отношение к детям и между взрослыми. Недопустимы крики, физическое воздействие на детей, их запугивание. Школьникам необходимо ограничить время просмотра телепрограмм, видео- и кинофильмов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 1316 | Нарушение авторских прав

77. Невроз. Виды неврозов

Невроз — приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустрацией и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека. Более глубокие нарушения, требующие врачебного вмешательства, отмечаются примерно у 30% населения, причем этот показатель быстро растет во всех развитых странах.

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами. Неврозы делят натри основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях. Так, люди «художественного типа», очень эмоционально воспринимающие действительность, более склонных к истерии; «мыслительного типа» — к неврозу навязчивых состояний, а среднее между ними (их большинство) — к неврастении.

Читайте так же:  Персеверация

Неврастения (лат. — «нервная слабость») — самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у Них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Истерия — наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, «непонятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом — симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого. Избалованность, капризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже самой слабой критики в свой адрес — такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии.

Невроз навязчивых состояний (психастения) — появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении, и т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.

Виды неврозов. Описание трёх видов невротических расстройств.

Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различного рода неудач, разочарований и конфликтов, которые, как известно отрицательно влияют на состояние нашего здоровья. Межличностные столкновения и негативный эмоциональный настрой человека, обусловленный реальной или предполагаемой неудачей, несбывшимися надежами, может привести к возникновению невротических расстройств.

К самым распространенным приобретенным функциональным заболеваниям нервной системы относится невроз. Болезнь возникает не только на фоне различных переживаний, но также может послужить их причиной.

Невроз относится к категории сложных психических заболеваний, так как кратковременное невротическое состояние может затянуться и существенно снизить качество жизни человека страдающего неврозом.

Согласно статистике, неврозы наблюдаются более чем у 30% населения развитых стран, при этом, ежегодно этот показатель увеличивается.

Причины возникновения невроза

Ни одна известная на сегодняшний день болезнь не возникает сама собой, на это всегда есть какие-либо причины. Так и невроз возникает на фоне различных эмоциональных потрясений, например:

  • психотравмирующая ситуация, основанная на сильном эмоциональном потрясении;
  • хронический стресс;
  • фрустрация;
  • не соответствие жизненных обстоятельств глубинным подсознательным установкам полученными в детстве.

В зависимости от причин возникновения болезни, могут проявляться различные симптомы. При этом стоит отметить, что согласно симптомам можно выделить несколько направлений развития болезни.

Основные виды невроза

На сегодняшний день учеными определено три вида невроза:

  • неврастения;
  • истерия;
  • невроз навязчивых состояний.

Согласно исследованиям ученых, различные виды невроза проявляются у людей с определенным психотипом. Так, например, люди относящиеся к категории «творческая личность» более склоны к такому заболеванию, как истерия, люди «мыслящие» подвергаются опасности невроза навязчивых состояний, а вот категория людей, находящаяся между «творческими» и «мыслящими» находится в зоне риска заработать неврастению.

Неврастения

В переводе с латинского термин «неврастения» означает нервную слабость, что зачастую является итогом неумения преодолевать межличностные и внутриличностные конфликты. Определить неврастению можно на начальных этапах, когда у человека начинают проявляться такие симптомы, как:

  • проявление раздражительности по различным мелким поводам;
  • рассеянность внимания;
  • быстрое утомление;
  • головные и сердечные боли;
  • нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта;
  • нарушение сна;
  • снижение сексуальной активности.

Для того чтобы определить появление столь серьезного психического нарушения, необходимо следить за стабильностью работы своего организма и при первых признаках сразу же обратиться за профессиональной помощью, что позволит избежать более тяжелых психических нарушений и депрессивного состояния.

[3]

Более подробное описание такого состояния как неврастения, а также детальное описание её причин и особенностей лечения, вы можете найти в статье — «Неврастения: причины, симптомы, лечение«.

Такая болезнь, как истерия, наблюдается в основном среди прекрасной половины человечества. Возникает болезнь на фоне проявления жалости к собственной особе, и привыкания «жить в придуманном депрессивном мире».

К симптомам истерии можно отнести:

  • безудержные слезы;
  • потеря сознания;
  • головокружение;
  • тошнота и рвота;
  • исчезновение голоса.

Психологическое нарушение возникает на фоне убежденности человека в моральном страдании. Привести к истерии могут избалованность, капризность, излишне высокая самооценка и иные особенности характера личности.

Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний, также именуемый как психастения или обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), проявляется в более жесткой форме, чем иные разновидности невроза. Психическое нарушение сопровождается страхами различного вида, например:

  • страх заразиться случайным образом опасным заболеванием;
  • боязнь потерять контроль над собой или сойти с ума;
  • страх потери близкого человека;
  • различные виды фобий;
  • панические атаки;
  • навязчивые мысли (как правило пугающие);
  • навязчивые действия (походы по врачам, постоянное измерение давления или пульса, частое мытьё рук, различные проверки);
  • перфекционизм.

Важным моментом является то, что человек отдает отчет своим мыслям и понимает, что все опасения крайне нелогичны, однако собственные убеждения не помогают ему избавиться от негативных переживаний.

При возникновении симптомов, схожих с признаками проявления невроза, лучше всего незамедлительно обратиться ко врачу-психотерапевту. Это позволит обезопасить организм от серьезных нарушений и предотвратить развитие глубоких психических расстройств.

Неврозы и астено-невротические состояния у детей

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Читайте так же:  Как я справилась с депрессией. личный опыт

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

  • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
  • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
  • раздражительность и резкая смена настроений;
  • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
  • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения (астено-невроз);
  • истерический невроз.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.
  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

  • капризы, плаксивость;
  • «истерики», упрямство;
  • частые и резкие смены настроений;
  • повышенная раздражительность;
  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая учебная успеваемость в школе.

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Психическое здоровье

Неврастения (астенический невроз) , по данным В.В.Ковалева , в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются более или менее рудиментарные и атипичные психогенные астенические реакции. Основное проявление неврастении — состояние раздражительной слабости, проявляющееся, с одной стороны, повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к реакциям раздражения и гнева, а с другой — повышенной истощаемостью аффекта со слезливостью, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, быстрым истощением активного внимания. Характерными являются также вегетативные нарушения по типу вегетодистонии (лабильность вазомоторных реакций, склонность к сосудистым обморокам, в частности ортостатическим, головные боли при утомлении, гипергидроз, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон) и расстройства двигательной сферы (неусидчивость, двигательная расторможенность).

Развитию астенического невроза способствует перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах языкового, физико-математического или другого профиля, дополнительные занятия в различных кружках и секциях, в музыкальной школе и т.п.). Однако, поданным многих авторов сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать более или менее выраженную психическую астенизацию, не приводит к развитию астенического невроза. Для возникновения собственно неврастении, как и у взрослых, необходимо наличие психотравмирующей ситуации.

В качестве таких ситуаций могут выступать как длительные неблагоприятные отношения в семье (ссоры’между родителями, алкоголизм родителей, их развод) или в школе, так и остро возникшие конфликтные ситуации. Важную роль в происхождении неврастении у детей играет неправильныйЛодход родителей к воспитанию, в особенности чрезмерные требования и излишние ограничения, превышающие возможности ребенка. Наряду с этими факторами большое значение имеют соматическая ослабленность ребенка и наличие резидуальной церебрально-органической недостаточности.

Читайте так же:  Колесо жизненного баланса

Истерические невротические расстройства у детей представлены чаще всего моторными и соматовегетативными нарушениями: астазией-абазией, истерическим парезом и параличом конечностей, истерической афонией, а также истерической рвотой, задержкой мочеиспуска¬ния, обмороком. Нередко встречаются псевдоалгические явления — жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, в том числе жалобы на головные боли. У детей и подростков редко встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых оболочек, истерическая слепота (амавроз).

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные приступы (припадки) — падения с криком, плачем, «разбрасыванием» конечностей, ударами об пол. Возникают подобные приступы в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. После моторного приступа может развиться аффект — респираторный приступ, который характеризуется остановкой дыхания на несколько секунд (до 30 с) и сопровождается цианозом. Иногда на фоне задержки дыхания возникают генерализованные судороги. Выход из приступа не сопровождается сонливостью и оглушенностью, что отличает его от эпилептиформных припадков. У подростков проявления истерического невроза мало отличаются от проявлений у взрослых.

В возникновении и клинических проявлениях болезненных расстройств у детей и подростков нередко отмечаются признаки «условной приятности» или «желательности», специфические для истерии. Как проявление механизма психологической зашиты в непереносимых для больного условиях возникает именно тот симптом, который в данных условиях ему «выгоден» и «нужен». Больные таким образом получают сочувствие, внимание, выполняется целый ряд их требований, их обязанности берут на себя другие, что вполне устраивает болеющего и решает проблемы. Больной обеспечивает себе выгодные условия жизни, его не трогают, не теребят, от него ничего не требуют и признают в качестве тяжелобольного.

Обсессивно-фобические расстройства у детей и подростков. Тревожно-фобические расстройства типичны для детского и подросткового возраста. Некоторыми авторами в качестве самостоятельной формы выделяется невроз страхов. Страхи носят сверхценный характер, обычно связаны с травмирующей ситуацией. У дошкольников это часто страхи темноты, животных, предметов, которые ранее испугали ребенка, часто в страхах фигурируют отрицательные персонажи сказок или фильмов. В возрасте 5-6 лет у детей может появляться страх смерти, который проявляется иногда в виде рецидивирующих приступов — панических расстройств, не связанных с определенной ситуацией. Как правило, дети сами справляются с помощью родителей с подобными переживаниями. Однако если ребенок и прежде был беспокойным, то возрастной страх смерти резко усиливает подобное беспокойство и формируются более стойкие очерченные невротические страхи (фобии), например боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д. Все эти страхи мотивированы, по существу, одним — боязнью, что может что-то случиться, в результате чего наступит смерть. Источником подобных страхов могут быть реальные события, впечатления от увиденного на экране, рассказы других людей, в том числе родителей.

Серьезной травмой для ребенка может явиться расставание с близкими ему людьми (родителями или лицами, их замещающими), в том числе при устройстве ребенка в детские дошкольные учреждения. В таких случаях может возникать страх разлуки. Дети плачут, кричат, стремятся удерживать около себя близких, плохо едят, у них нарушается сон, ночью снятся кошмары. Могут на этом фоне появляться так называемые системные неврозы (заикание, дневной энурез, энкопрез и др.). У младших школьников наблюдается страх перед школой (школьная фобия), особенно если вначале учитель был несправедлив к ребенку, ругал или наказывал его либо ребенок подвергался унижению и агрессии со стороны других школьников. Такие дети по утрам уходят из дома, бродят по улицам, затем, опасаясь наказания, убегают или уезжают из дома. В подростковом возрасте могут встречаться различные виды фобий — от специфических (боязнь животных, насекомых и т.п., посещений зубного врача и др.), агорафобий, различных нозофобий до социальных фобий.

Обсессивно-компульсивные расстройства могут появляться уже в дошкольном возрасте. Психогении в их возникновении не играют какойлибо значимой роли. Среди этиологических факторов выделяют биологические (наследственность, дисфункции ЦНС, нарушения метаболизма биогенных аминов) и психологические (особые отношения в семье). Навязчивые мысли, представления, действия переживаются как чуждые, неприятные, и пациенты пытаются сопротивляться им. Могут иногда встречаться контрастные навязчивости: хульные мысли, например «мама плохая, дура, пусть она умрет», навязчивые влечения (желание прыгнуть с балкона, ударить кого-то из близких острым предметом). Эти переживания никогда не реализуются и сопровождаются страхом.

Возрастные особенности депрессивного невроза заключаются в ати-пичности клинической картины и зависимости от возрастных периодов. Доминирующими являются эквиваленты депрессии: с одной стороны -психопатоподобные состояния с раздражительностью, озлобленностью, грубостью, агрессивностью, склонностью к различным реакциям протеста; с другой — разнообразные соматовегетативные расстройства. У детей младшего возраста преобладают энурез, энкопрез, нарушение аппетита, диспептические расстройства, нарушения ритма сна и бодрствования. Стойкие головные боли, вазовегетативные расстройства, упорная бессонница более характерны у детей старшего возраста и подростков.

К травмирующим ситуациям, приводящим к депрессивному неврозу, относятся потеря родителей, длительная разлука с ними. В зарубежной литературе придают значение раннему сиротству. В младшем и среднем школьном возрасте травмирующей ситуацией являются школьная неуспеваемость, особенно если интеллектуальные возможности ребенка невысокие, а родители предъявляют к нему чрезмерные требования, или переживание ребенком собственного физического дефекта.

Видео (кликните для воспроизведения).

С, 6 лет. До 5 лет рос и развивался правильно. Год назад у матери ребенка была выявлена тяжелая кардиальная патология, в связи с которой она ббльшую часть времени находится в больницах. Ребенок вынужден проживать и воспитываться бабушкой, к которой не был раньше привязан и с которой никогда не ладил.

Виды невротических расстройств. клиника и течение неврозов у детей и взрослых
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here