Внушение

Сегодня предлагаем обсудить тему: "внушение". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Мы есть то, что о себе внушили сами, и то, что о нас нам внушили другие.
Эрих Фромм

С внушениями мы в своей жизни сталкиваемся повсюду – это и воспитание, и образование, и реклама, и политика, и повседневные взаимоотношения. Мы подвергаемся внушению всегда, когда нам что-то пытаются вложить в голову без всяких объяснений и обоснований, заставляя просто поверить в это. С детства нам постоянно что-то внушают и надо заметить, это делается весьма успешно. Большинство из нас верят в такие вещи, которые не имеют прямых доказательств и которые мы сами лично не проверяли. Но при этом, мы считаем их истинными, – это результат чьего-то внушения. Внушение – это грамотное психологическое воздействие на сознание и подсознание человека, благодаря которому он воспринимает некритически различные убеждения, мысли, установки, взгляды, позиции. То есть, это умение влезть в голову человека и оставить в ней нужные установки. В этой статье, уважаемые читатели, мы с вами узнаем, как это делается.

Первым делом следует сказать, что внушение в основном нацелено на подсознание человека. Логика и обоснования в данном случает не играют значимой роли – упор делает на эмоции, отвлечение внимания, псевдологику, запутанные объяснения, многократное повторение, критику альтернативных суждений, в общем на красочность и настойчивость. Самый простой способ что-то внушить людям – это много раз повторить нужную установку. Реклама, пропаганда и в хорошем смысле образование – именно это и делают. Не зря же говорят: повторение – мать учения. Наш мозг так устроен, что чем чаще он что-то слышит или видит, тем большее значение он этому придает. А чем информация для него значимее, тем лучше он ее запоминает и считает истинной. Но и на сознание внушение тоже воздействует. Ниже я объясню, каким именно образом.

А пока добавлю, что внушение бывает прямым и косвенным, полезным и вредным, намеренным и естественным, открытым и скрытым и так далее. Но для нас важны не эти детали. Для нас важна сама суть внушений. Нам нужно понимать, почему вообще становится возможным кому-то что-то внушить. Это позволит нам противостоять чужим внушениям. А при необходимости, друзья, вы сами сможете кому-нибудь что-нибудь внушить.

У самих внушений, как у явления, тоже есть своя логика. Если кто-то кому-то что-то внушает, значит ему это зачем-то нужно. Возникает логичный вопрос – зачем? И вот внушающему на этот вопрос нужно дать ответ. То есть, не надо ждать, пока человек – объект внушения, сам вас спросит о том, зачем вы ему что-то доказываете, объясняете, то есть, внушаете – просто дайте сами объяснения своим действиям. Это важно потому, что люди [особенно умные] всегда пытаются разобраться с причиной происходящего с ними. Поэтому, или вы, внушая им что-то, эти объяснения предоставите, или они сами их себе выдумают. В зависимости от того, кому и что вы внушаете – объяснения могут быть основаны на железобетонной логике, а могут быть довольно расплывчатыми. Иногда и псевдологические объяснения подойдут, на подобии: ветер дует, потому что деревья качаются. Главное, чтобы человек понимал, что побуждает вас что-то ему доказывать, объяснять, рассказывать, а по сути внушать. Это необходимо для того, чтобы внушить ему что-то через его сознание.

Возможно, у вас возникнет вопрос: почему внушение вообще существует в нашей жизни, почему люди не могут общаться друг с другом открыто, без всяких внушений донося друг до друга нужную информацию? Все дело в доверии. А точнее, в его отсутствии. Люди не доверяют друг другу. А не доверяют они потому, что их доверие к кому-либо часто не оправдывается. Ну не то, чтобы совсем уж часто, все-таки надо признать, что в нашем обществе обман не такой тотальный и абсолютный, чтобы вообще никому и ничему нельзя было доверять. Но все же люди частенько друг друга обманывают, поэтому их доверие друг к другу низкое. Уровень социального доверия в разных странах разный, но в целом, слепо доверять людям нельзя. Поэтому мозг защищает человека от чужого обмана, заставляя его критически относиться к чужим словам. В нем ведь негативный опыт очень хорошо сохраняется в виде крайне неприятных воспоминаний.

Так что без внушения, как без способа донесения информации, даже честным и порядочным людям в этой жизни не обойтись. Мы с вами должны понимать, что не все люди способны воспринимать логику, не всем людям нужны доказательства, факты, цифры, чтобы во что-то поверить. Не все люди склонны к глубоким размышлениям и анализу. Некоторых из них можно в чем-то убедить только с помощью внушений. Или их проще убедить с помощью внушений, а не с помощью нормального объяснения. Например, есть люди, которые особенно подвержены внушению – их называют внушаемыми. Они вообще верят практически всему – им не нужно ничего объяснять и доказывать, им нужно просто красиво преподнести информацию.

А вообще, друзья, мы все во что-то верим, что нам когда-то внушили как истину. И мало кто из нас задумывается над тем, насколько эта истина является истинной. А ведь истина, если подходить к ней философски – это не какой-то окончательный вывод и не конечное умозаключение. Истина – это процесс, это движение к истине. То есть, истина – это бесконечность процесса познания. Следовательно, никакая истина не может быть абсолютной. А значит все, что мы знаем, это в какой-то степени либо чье-то внушение, либо самовнушение. Потому что мы просто верим в то, что наши знания истинны, но мы не можем знать этого точно.

Внушение осознанное, неосознанное и бесконтактное

Внушение существует ровно столько, сколько существует человечество. Безразлично верите ли Вы во внушение или нет, оно существует, и будет существовать, пока люди взаимодействуют и общаются друг с другом.

Вне зависимости от того, хотим мы этого или нет, но взаимодействуя между собой, мы не осознавая (а иногда совершенно осознанно) пользуемся внушением. Не верите? Ну, тогда давайте разберемся, что же такое внушение.

Читайте так же:  Лицемерие

Итак, внушение (от латинского «suggestio» — суггестия) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Установки, миную цензуру сознания, попадают в подсознание. Внушение представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и чисто эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением.

Внушение может быть осознанным. В этом случае, тот, кто внушает, знает, что он делает. Он пользуется определенными техниками внушения для достижения своих целей. Обычно таких людей называют манипуляторами. Также внушение может быть неосознанным. Иногда люди чисто интуитивно пользуются вполне конкретными техниками внушения.

[3]

Помимо двух вышеперечисленных типов внушения существует еще и третий тип внушения. Это, так называемое, бесконтактное внушение. Бесконтактное внушение – это воздействие на сознание человека без непосредственного участия (присутствия во время воздействия) оператора, осуществляющего акт внушения. Бесконтактное внушение может осуществляться посредством специально подготовленных impact-модулей. Это может быть текст, аудио или видеозапись, компьютерная программа и так далее.

Довольно серьезно внушение изучал Владимир Михайлович Бехтерев. Он говорил, что внушение — это один из самых эффективных способов воздействия одного человека на другого. Даже при обыденных условиях жизни.

Например, при общении с человеком у вас сложилось мнении, что это очень интересный человек. Из чего сложилось ваше убеждение? В первую очередь из манеры поведения человека, как он смотрит на вас, как жестикулирует, как вздыхает и молчит, улыбается или хмурит брови.

Легче понять феномен общения на примере животных. Ритуалы, которые исполняют животные, свидетельствуют об их намерения ярче человеческих слов. В брачный период, когда самец отгоняет других конкурентов, все ясно без слов. Собака рычит — вам все понятно, не стоит подходить близко.

Человек в отличие от животных способен контролировать свои реакции, но не все и не всегда. Вспомните людей в автобусе, вагоне метро, в поезде. Часто человек сам того не замечая хмурится, улыбается, грустит. Вот вам и сознательное и неосознаваемое внушение.

Что надо для того, чтобы осознанно оказывать нужное вам внушение на окружающих?

Прежде всего, умение наблюдать, находить закономерности в поведении людей. Это жесты, мимика, манера поведения, скорость речи, тембр голоса и так далее. Насколько человек погружен в то, что он говорит, насколько закрыт или открыт. Какие изменения происходят в нем во время беседы?

Милтон Эриксон говорил, что человек должен знать, что его бессознательное намного умнее его. В бессознательном хранится богатейший материал. Главное, помочь человеку прорваться через устоявшиеся установки и сложившуюся привычную картину мира.

Найдено 9 определений термина ВНУШЕНИЕ

метод воспитания, посредством которого достигается некритическое и непроизвольное освоение личностью адресуемых ей положений, идей, ценностных ориентацией.

педагогическое воздействие, заключающееся в сознательном, неаргумен­тированном воздействии на ученика, имеющем своей целью изменение его состояния и отношения к чему-либо.

целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу индивида, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания [80, c. 75].

информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

лат. – внушаю, советую) – мягкое ненасильственное воздействие на психику человека, побуждающее его к подчинению. Особенность внушения как воздействия состоит в том, что оно «идет» как бы в обход воли, сознания, «обтекая» или «усыпляя» их. Внушение совершается в форме неспешных «естественных» советов, доказательств, рекомендаций, просьб, наглядных примеров, убеждений. Оно широко используется в педагогике как суггестивный метод воспитания и управления, а также в медицине как психотерапевтический метод.

или суггестия) — процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. В. один из приемов психолого-педагогического воздействия для направленного изменения эмоционального состояния военнослужащих, их мотивации и установок. Эффективность внушения определяется авторитетом командира, его волевым, интеллектуальным и характерологическим превосходством.

суггестия) — воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей нередко помимо, а иногда и против их воли. В. приводит либо к появлению у человека, помимо его сознания, определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из свойственных ему норм и принципов деятельности. В. может быть прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии. В педагогике отдельные авторы рассматривают В. как самостоятельный метод воспитания. Однако правильнее расценивать В. как дополнительный психол. эффект, усиливающий разнообразные методы воздействия на личность.

воздействие на психику человека, при котором путем преимущественно неосознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. Предполагается, что в основе В. лежит специальная суггестивная установка, являющаяся важным механизмом уравновешивания отношений личности с окружающей средой. Успешность В. зависит как от внушаемости, так и от ретенции, прочности В., т.к. человек может быть внушаемым, но само В. оказывается непрочным, нестойким. В. может быть прямым и косвенным, в котором определенное значение придается тем или иным предметам и явлениям; в гипнозе и в состоянии бодрствования; вербальным и зрительным. В процессе гипноза В. может предусматривать желательную деятельность или чувства человека на период после гипнотического сеанса. Синоним: суггестия. См. также Суггестия

Внушение (суггестия)

Найдено схем по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ВНУШЕНИЕ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Портрет ученого или преступника?
скачать видео

Внушение отличается от других обращений (просьбы, требования. ) тем, что реакции на внушение автоматичны, непроизвольны и не предполагают сознательных волевых усилий. Во внушении все происходит само собой, оно осуществляется само.

Читайте так же:  Медитация

«Собери вещи, чтобы ничего не забыть!» — просьба-распоряжение, для осуществления задания человеку нужна сознательная волевая активность. «У тебя все получится!» — внушение, человеку ничего специально делать не нужно.

Внушения действуют на всех, но в разной мере. Люди, особенно подверженные внушениям, называются внушаемыми.

Внушения очень разнообразны. Внушение бывают прямые и косвенные, открытые и скрытые, намеренные и естественные, бытовые и управленческие, полезные и вредные, экологичные и нет, внушения речевые, визуальные и внушения тела, внушения и самовнушения. См.→

Внушения пронизывают всю человеческую жизнь, начиная с детства. Внушение — неотъемлемый элемент и одна из основ воспитания, внушения используются и в рекламе, и в политике, и в повседневных взаимоотношениях. См.→

Изначально внушения бессознательно применялись эффективными коммуникаторами — людьми, которые каким-либо образом в течение жизни «сами» сильно развили свои навыки общения. С момента возникновения гипнотерапии и психотерапии вообще, внушения заняли важное место в арсенале психотерапевтов. Внушение часто осуществляется в состоянии транса, которое возникло при гипнозе или спонтанно. См.→

Большая часть немедицинской психотерапии существует в пространстве гуманитарного подхода, а еще точнее — живет в пространстве сказок, метафор и прямых внушений. К психотерапевту приходит клиент с проблемами, которые создал он себе сам, в своей реальности. Психотерапевт в ответ на это предлагает ему другую реальность, новую сказку с другими сущностями, для убедительности создает там новую проблему (с которой он умеет работать лучше), решает эту проблему и этим фактом убеждает клиента, что теперь его проблема ушла. Добрый сказочник вытеснил плохого сказочника, и в этой работе близко не было ни науки, ни логики. Это было искусство внушения, и иногда — высокое искусство!

Что такое внушение

Суть внушения заключается в том, что в подсознании человека либо в собственном подсознании вызывается определенное представление. За счет этого можно повлиять на собственные чувства, на волю, на свои критические способности.

Чем активнее и сильнее представление, тем легче навязать его другому человеку и тем дольше будет его действие.

Если вызывать такое состояние у другого человека, то мы говорим о внушении постороннему лицу, если у самого себя — мы называем это самовнушением.

Однако и внушение другому человеку, чтобы стать действенным, должно вначале включиться в наше представление и тем самым быть преобразовано в самовнушение. Другими словами, любое внушение так или иначе — самовнушение.

Процессы подсознания

Таким образом, зафиксируем: внушение никогда не происходит на сознательном уровне, оно может стать действенным лишь в случае, если за счет самовнушения оно будет преобразовано в зримое представление. Все процессы гипноза суть результат внушения или самовнушения.

Один ученый внушил нескольким испытуемым, что они выпили литр жидкости, хотя на самом деле они не выпили ни капли. Однако почти все выделили на литр мочи больше, чем в норме. Этот эксперимент показывает, насколько глубоко внушенное под гипнозом представление проникает в функции нашего организма.

Вначале возникает образное представление, а затем уже следует исполнение. Все виды внушения — от гипноза до внушения в состоянии бодрствования и самовнушения — есть всего лишь проявления нашей собственной веры.

С этим же мы имеем дело при гипнозе. И здесь внушение другому лицу или самовнушение принимается либо отвергается, т.е. им верят или не верят.

Таким образом, все сводится к установке гипнотизируемого лица и, стало быть, к силе убеждения гипнотизера. Он должен очень точно знать, чего хочет, и упаковать эту волю в пластичную, образную одежду.

Люди с даром внушения

Есть люди, которые обладают даром убеждения. Уверенные в своих способностях могут убеждать и других. Человек, который не верит в самого себя, не может ожидать, что в него поверят другие.

Профессор Ш. Бодуэн говорит:

«Внушение — это неосознанное осуществление идеи».

Известный психолог Фриц Ламберт утверждает:

«Все, что влияет на нашу душу, представляет собой внушение, ведь в тот момент, когда мы подвергаемся духовному влиянию, возникает вера».

Осознанное и неосознанное внушение

Вся наша жизнь проходит под влиянием осознанных и неосознанных внушений. Если бы это было не так, рекламщикам нечего было бы делать. Однако мы не только постоянно испытываем влияния извне, но оказываем влияние и на самих себя. Это самовнушение или самовлияние играет в нашей жизни большую роль, ведь мысль формирует личность и определяет тем самым судьбу человека.

По этой причине следует гнать от себя отрицательные мысли и уж точно не говорить о себе ничего плохого. При зарождении какой-то отрицательной мысли ее следует немедленно заменить на позитивную, прежде чем она принесет вред.

Пока мы не держим наши мысли под контролем, пока мы не осознаем невероятного могущества наших представлений, мы — их беспомощные жертвы. Но в наших собственных руках использовать с помощью мыслей, которыми можем управлять, эту силу в соответствии с нашими желаниями. Осуществлять сознательное внушение — значит воспитывать в себе представления, в осуществимость которых мы верим.

И умный человек не станет пытаться осуществлять неосуществимое.

Тот, кто владеет законами внушения, не только избежит неприятностей, но и добьется немалых успехов.

Внушать только то, что можно представить

При формулировании внушения очень важно иметь представление о силе воображения того лица, на которое влияете, — ведь внушение будет действенным лишь в том случае, если преобразовано в понятное зримое впечатление.

Картина, которую мы себе представляем

Язык, которым владеет наше подсознание, оперирует не словами, а картинами, а громкость звука в этом случае — эмоция, картину сопровождающая. Только то, что мы можем себе представить, способно оказать воздействие.

Давайте вообразим, например, что с каждым вдохом мы получаем свежие силы. Представим себе далее, что эти силы распределяются по всему телу и заполняют вас целиком. При выдохе будем представлять себе, что с выдыхаемым воздухом выбрасываем из организма все плохое, израсходованное, никчемное. И уже после десяти глубоких вдохов мы убедимся, насколько быстро внушение начинает сказываться.

При этом не забудем, что внушение может быть совершенно не связано логикой. Имеется множество внушений, которые очень действенны и абсолютно алогичны. Не логика внушения несет успех, а совершенство образного представления. Каждый человек имеет способность верить, потому каждый человек внушаем.

Читайте так же:  Эссенциальный тремор

Самым надежным способом повысить действие внушения является повторение. Внушение всегда должно формулироваться очевидно и однозначно, ведь ему следуют буквально. В ходе одного сеанса не надо использовать более трех внушений, лучше их по многу раз повторять.

Учиться добиваться успеха

Надо учиться быть успешным. Успех начинается с образного представления о нем. Тут следует сказать, что можно обучиться и неуспеху: если ты идентифицируешь себя со своими недостатками, если ты все время твердишь себе: этого я не умею, а это я не смогу, это мне не подойдет, таким уж я уродился — тогда будешь неудачником и останешься им.

У гипнотизируемого лица за счет внушения при наличии соответствующих эмоциональных впечатлений можно вызвать резкое ускорение пульса, повышение кровяного давления, активное выделение нота, плач, который через несколько секунд сменится смехом и отличным настроением. С помощью внушения можно повлиять и на такие непроизвольные функциональные процессы, как глубокое дыхание, улучшение пищеварения, роды, протекающие без боли, бессонница.

Действенность внушения зависит от многих факторов:

Личность гипнотизера
Личность гипнотизера оказывает самое сильное влияние на гипнотизируемого. Это влияние возникает не только за счет произнесенного слова, хотя, несомненно, чрезвычайно важно, что и как было сказано. Поведение гипнотизера, его одежда, жесты, а прежде всего его внутренняя уверенность в немалой степени повышают или снижают эффект внушения.

Личность гипнотизируемого
Внушение формулируется таким образом, чтобы оно опиралось на способность внушаемого представить себе картину образно. То, что на одного человека оказывает сильнейшее влияние, может быть для другого бесцветным оттиском.

Содержание внушения
Если содержание внушения вступает в противоречие с личностью внушаемого, его реализация становится невозможной. Не только форма внушения, но прежде всего его содержание должны отвечать натуре внушаемого лица.

Непосредственное и опосредованное внушение

Внушение может быть прямым или опосредованным. Прямое внушение нередко отметается сознанием, в то время как опосредованное без труда минует цензурные рогатки критически настроенного ума, оно легче воспринимается и ему легче следовать.

При опосредованном внушении внушаемое лицо не знает, что сейчас последует внушение. Так, обеспокоенная мать может дать беспокойному ребенку «снотворное» в виде обычной конфетки. Ребенок верит в действенность таблетки и засыпает.

Если же после напряженного дня сказать себе: «Сейчас я досчитаю до трех и буду свежим, как огурчик», — внушение может не подействовать, поскольку сознание вряд ли примет такую быструю реанимацию.

Сущность внушения

Под внушением понимают различные способы вербального и невербального, эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Посредством внушения могут быть вызваны различные ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, изменения соматовегетативных функций организма. Следует различать убеждение и внушение как психологические категории и гипноз как особое состояние высших отделов центральной нервной системы. Внушение отличается от убеждения прежде всего тем, что информация при нем воспринимается без должной критической обработки. По образному выражению В. Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с

“парадного хода, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику”.

А. Свядощ считает, что внушение — это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и соответствующим образом влияющей на нервно-психические процессы. В состоянии гипноза до минимума снижается верификация информации, и поэтому внушение приобретает особую “неодолимую” силу. Чем ниже верификация, тем выше внушаемость. Верификация информации бывает сниженной, а внушаемость повышенной при определенном состоянии сознания (просоночное состояние, гипноз), у истероидных психопатов, алкоголиков, наркоманов. Верификация информации обычно снижена у детей, солдат и спортсменов, привыкших к повиновению. Внушаемость заметно повышается при утомлении, в условиях неопределенности или в экстремальных условиях под угрозой опасности. Верификация информации резко снижается в толпе и при использовании средств массовой информации. Антиподом верификации информации является слепая вера. На внушении часто основано влияние родителей на детей, учителей — на учеников, начальника — на подчиненных, командира — на солдат, а также формирование общественного мнения.

Как метод психотерапевтического лечения внушение используется в состоянии естественного сна. В настоящее время сон рассматривается как результат активного функционирования синхронизирующих сомогенных систем головного мозга (Вейн, 1974). Доказано наличие в мозге (гипоталамусе) не только активных аппаратов, поддерживающих бодрствование, но и систем, участвующих в организации сна. За последние годы изменились и углубились представления о физиологических механизмах сна. Однако это не означает отрицания нейродинамической теории сна, основанной на трудах классиков отечественной физиологии А. Ухтомского, И. Павлова, Л. Орбели и др. Различают несколько стадий сна:

  1. переход от релаксации к дремоте;
  2. дремота;
  3. поверхностный сон;
  4. сон средней глубины;
  5. глубокий сон.

В связи с различной глубиной сна могут возникать разные его фазы: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная, наркотическая.

Фазовые состояния во время сна обусловливают изобразительную чувствительность к определенным раздражителям, посредством которых возможно поддержание контакта с внешним миром. В результате образуются “сторожевые” пункты. Широко известны примеры наличия таких пунктов во время сна, описанные В. Сперанским (“сторожевые” животные), Л. Орбели (головоногий моллюск осьминог с выпущенной во время сна дежурной “сторожевой” ногой) и др.

В состоянии бодрствования сила возбуждения корковых клеток адекватна силе раздражителя. Для переходных (фазовых) состояний характерно изменение реактивности клеток на воздействие раздражителей: при уравнительной фазе сильные и слабые раздражители вызывают равные по силе реакции; при парадоксальной фазе слабые раздражители вызывают сильную реакцию, а сильные — слабую или реакция отсутствует вообще.

При образовании “сторожевого” пункта важную роль играют уравнительная и особенно парадоксальная фазы.

У спящего человека или животного “сторожевые” пункты образуются под воздействием раздражителей, несущих жизненно важную информацию, и возникающих переходных фаз сна. Внушение, осуществляемое одним лицом относительно другого, называется гетеросуггестией, самовнушение называется аутосуггестией. Внушение, обусловленное каким-либо процессом, действием, называется реальным, а внушение, вызванное с помощью слов, — вербальным. Внушение, реализуемое непосредственно через слово, определяется как прямое. При косвенном внушении используется промежуточный раздражитель, с которым пациент и связывает полученный лечебный эффект. Часто косвенное внушение оказывается эффективнее прямого. Объясняется это тем, что при этом представления пациента, связанные с лечебным эффектом, встречают меньшее сопротивление. Внушение с лечебной целью может проводиться в бодрствующем состоянии, в состоянии гипноза, а также неглубокого естественного и наркотического сна.

Читайте так же:  Селебрити

Косвенное внушение. Поскольку слово имеет необычайную силу, косвенное внушение как средство внушения на психические и биологические возможности человека таит в себе богатые возможности.

Внушение в состоянии бодрствования. Эффективность внушения зависит от обстановки, в которой проводится лечение, от внешнего вида суггестера, его мастерства и артистизма. Чем выше авторитет суггестера, тем меньшую критическую оценку встречает его “формула” внушения. Многие исследователи отмечают, что страх, гнев, экстаз и другие эмоционально насыщенные состояния способствуют резкому повышению внушаемости и позволяют осуществлять массовое внушение. Внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов, особенно при истерическом, а также при алкоголизме, табакокурении и с целью коррекции девиантного (отклоняющегося от социально принятых норм) поведения. Особенно эффективен этот метод для лечения детей и лиц с повышенной внушаемостью.

Значение слова «внушение»

1. Воздействие на волю и сознание человека с целью внушить ему какие-л. мысли, убеждения, чувства. В любовных делах, а особенно в женитьбе, внушение играет большую роль. Все — и товарищи и дамы — стали уверять Беликова, что он должен жениться. Чехов, Человек в футляре. || Мед. Метод лечения, заключающийся в том, что врач убеждает больного, находящегося в бодрствующем состоянии или под гипнозом, в благоприятном течении и благоприятном исходе его болезни.

2. Наставление, выговор. Когда хозяин пекарни делал ему внушение за испорченный — товар, он бесился, ругал хозяина беспощадно. М. Горький, Коновалов. Полковник Бобров делал строжайшее внушение офицерам — только за то, что фуражка была откинута на затылок. В. Кожевников, Кавалер ордена Славы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Внушение (лат. suggestio — сугге́стия) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением.

С поэтическим или религиозном оттенком говорят об инспирации плодов творчества музой или божеством.

ВНУШЕ’НИЕ, я, ср. 1. только ед. Воздействие на волю другого с тем, чтобы заставить его бессознательно выполнять чужие желания; гипноз (книжн.). Роль внушения в душевной жизни. Массовое в. Лечить алкоголика внушением. || Воздействие кого-чего-н. на волю; влияние, подчиняющее себе волю кого-н. (книжн.). Он действует по внушению своих товарищей. 2. Совет, наставление. Она не слушалась внушений. || Выговор, словесное взыскание (разг.). Отеческое в. Сделать строгое в. кому-н.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

[2]

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ритм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Внушение (стр. 1 из 6)

1. Понятия и механизмы внушения…………………………………4

2. Гипноз, как проявление внушающего поведения……………..15

3. Внушение в психолого-педагогической работе………………. 20

4. 10 правил внушения на заметку социальному работнику……26

5. Самовнушение и аутогенная тренировка……………………….27

Библиографический список литературы………………………….34

«Внушение в широком смысле поистине

универсально в человеческих психических

Невнушаемость — тождественна недоверию»

Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.

Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.

Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних египетских книгах «Ведах» даётся детальное описание системы упражнений, которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения, самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.

Первые шаги научного объяснения природы внушения и практического использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина.

В начале XIX в. выделяются 2 школы, изучающие явления гипноза. Обе школы – и нансийская и парижская – выступали единым фронтом против мистицизма, как основного врага изучения внушения.

Школа Шарко считала, что лёгкая внушаемость и гипнолабильность свойственны только психически аномальным людям. Гипнотический сон, по мнению Шарко, явление патологическое, и его можно вызвать только у лиц с предрасположением к истерии.

Резкую критику такого понимания природы внушения и гипноза дал Бернгейм. Он сказал, что гипнотическое состояние – это не невроз, подобный истерии, а искусственно вызванный сон, которому поддаётся большинство людей.

Огромный вклад в разработку проблем внушения и гипноза внёс В. М. Бехтерев. Он рассматривал внушение как психический процесс, вызывающий определённые ощущения и представления без должной критики. Гипнотическое состояние В. М. Бехтерев связывал с эмоцией описания, которая и обуславливает усиление действия внушения. Он показал, что внушение может быть использовано и для пользы и во вред человеку.

Физиологическая основа внушения и гипноза была вскрыта И.П. Павловым. Классические экспериментальные исследования И. П. Павлова раскрыли истинную картину условно-рефлекторной деятельности высшей нервной системы, природу процессов торможения и возбуждения коры головного мозга дали возможность создать цельное учение о сне, гипнозе и словесном воздействии, которое стало теоретической основой психотерапевтической практики.

Читайте так же:  Как полюбить жизнь

Характеризуя общее значение внушения, грузинский учёный И. Т. Бжалава отмечает, что невозможно назвать другое психологическое явление, которое пользовалось бы настолько широким распространением в обществе. «Оно занимает важное место в педагогике, социологии, медицине, социальной психологии и т. д.»

Б. Ф. Поршнев «В целом, внушение – один из самых действенных, практически важных механизмов социальной психологии».

Для современной социальной психологии чрезвычайно актуальными вопросами исследования являются :

— специфика внушающего воздействия индивида на коллектив;

— аналогичное влияние коллектива на личность;

— внушение, передаваемое от коллектива к коллективу;

— наконец, межличностное внушение

Понятие и механизмы внушения

Внушение – воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосозноваемое.

Внушение – подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно – психических воздействий.

Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого (А. М. Свядощ).

Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.

Если убеждение сопровождается неизбежной критикой, в той или иной степени проявляющейся со стороны убеждаемого, то внушение, как образно выразился В. И. Бехтерев, входит в сознание человека «не с парадного входа, а как бы с заднего крыла, минуя сторожа – критику».

Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что – либо внушить на незнакомом ему языке.

Многообъёмность слова, как специфического раздражителя ВНД может быть показана на следующих случаях. Часто, если один человек заявляет, что в помещении холодно, то и другие лица, находящиеся в этом помещении, начинают чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной пище вызывает усиленное выделение слюны. Слово может вызвать у человека не только такие относительно простые, но и сложные эмоциональные реакции. Радостное известие заставляет чаще биться наше сердце, учащает дыхание, вызывает улыбку.

Большую сенсацию в медицинских кругах произвели сообщения о возможности вызывания словесным внушением в гипнозе различных трофических изменений кожи: синяков, волдырей, ожогов. Сумбаев и Бахтияров описывают опыты, в которых у испытуемых в гипнозе путём словесного внушения вызывались подкожные кровоизлияния как следствие мнимого ушиба, при этом они подчёркивают, что в гипнозе у испытуемого могут быть вызваны не только те трофические изменения кожи, которые имели у него место ранее.

[1]

Помимо семантической информации вводится ещё и добавочная – верифицирующая информация, повышающая достоверность основной. Так, например, вы можете сказать гипнотизируемому: «Веки отяжелели» или «Веки совсем отяжелели». Во втором случае добавочную информацию в слове «совсем» несёт ваш голос – интонация речи, мимика и один из главных компонентов – ваш авторитет.

Если эта добавочная информация не будет, то эффект внушения не наступит. И чем более уверенным тоном говорит человек, тем больше верифицированное действие оказывает его речь.

Социально – психологический аспект явлений внушения В. Н. Куликов усматривает в связи со следующими его особенностями.

Во-первых, содержание внушения, в конечном счёте, всегда социально детерминировано, т. к. оно определяется идеологией, моралью, политикой того общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой) информации.

Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и составляющие их личности.

В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит от того, кто оказывет внушающее воздействие, а также от тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения.

В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально – психологические функции:

— содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения

— направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.

Интересно отметить, что писатель Л. Н. Толстой и психоневролог В. М. Бехтерев в разное время и различными путями пришли к одной мысли о громадном значении внушения в воспитании. «Дети всегда находятся, и тем более чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно».

Говоря о внушении, нельзя не остановиться на вопросе веры человека, которую можно рассмотреть как отношение субъекта к событиям, теориям и даже вымыслам, которые принимаются как достоверные и истинные.

Термином «вера» обозначается также убеждённость в истинности научных выводов, уверенность в неизбежном осуществлении какого – либо события, социального идеала.

Например, огромное количество людей верит гороскопам, хотя беспристрастные проверки не раз показали несостоятельность астрологических предсказаний и астрологических анализов личности.

Возможно, люди верят в предсказания, потому что они, как это не парадоксально, верны. Но верны они, потому что настолько обобщены, уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого. Здесь работает известное психологам явление «эффект Барнума» в честь известного американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума. Эффект Барнума можно сформулировать так: «Человек склонен принимать на свой счёт общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему фактов». Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и, конечно, к своей судьбе.

Внушение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here