Воображаемые друзья детей

Сегодня предлагаем обсудить тему: "воображаемые друзья детей". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?

Для многих трехлетних детей воображаемые друзья – это неотъемлемая часть взросления. Однако родители часто волнуются, что уход в мир фантазий может привести к отрыву от реальности и даже проблемам в психологическом развитии. Стоит ли беспокоиться, если в жизни вашего ребенка появился вымышленный приятель?

[1]

Задумайтесь на минуту, каково это – быть маленьким ребенком? Вам постоянно говорят, что и когда делать, старшие братья и сестры (если они есть) забирают игрушки и конкурируют за внимание взрослых. Кто бы в такой ситуации не хотел друга, который никогда не берет вашу машинку, делает то, что говорите вы, и всегда приходит на помощь? Воображаемый приятель может защитить, когда малыш напуган, станет «козлом отпущения», когда нужно будет кого-то обвинить, и станет отдушиной, когда ему хочется посмеяться или поплакать.

Можно выделить несколько причин, почему ребенок выдумывает друзей и предпочитает играть с ними.

Если ваш малыш является единственным ребенком в семье, то вероятность появления придуманного персонажа резко возрастает. Ребенок может стать более зависимым от своих воображаемых друзей, если ему трудно найти приятелей своего возраста.

[2]

  • Желание быть первым

Если единственный друг старше и к тому же любит командовать, то ребенок, вполне возможно, придумает приятеля, чтобы найти утешение. Часто дети, которыми помыкают, создают воображаемых друзей, с которыми легко общаться и которые всегда позволят им победить или взять на себя инициативу в любой игре. Воображаемый друг – часть выдуманного мира, где ребенок является победителем.

Ребенок тоже может испытывать стресс по разным причинам – у него проблемы в детском саду или школе, ему трудно завести друзей, ему сложно жить в тени старшего брата, которого другие считают лучше его. Часто эти затруднения мы неправильно истолковываем, отметаем в сторону, так как слишком заняты, чтобы замечать потребности ребенка. Во всех таких ситуациях ребенок придумывает воображаемого друга и рассказывает ему обо всех проблемах.

Как общаться с воображаемыми друзьями

Вот несколько советов, как общаться и взаимодействовать с выдуманными приятелями вашего ребенка.

  • Принимайте фантазию ребенка

Не стоит постоянно указывать малышу, что его друзья не являются настоящими. Будьте добры и приветливы и откликайтесь на детские просьбы. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы налить дополнительную кружку чая или открыть дверь перед невидимым другом.

  • Не подавляйте его фантазию

Воображение очень важно для ребенка. Не стоит смеяться над несуществующими друзьями. Неправильная реакция родителей может заставить ребенку уйти еще глубже в выдуманный мир. Или же он просто перестанет фантазировать.

  • Не выступайте инициатором общения

Не спрашивайте у ребенка, собирается ли его выдуманный друг пойти с вами за мороженым. Ждите, пока ваш ребенок сам вспомнит о нем и уже потом поиграйте вместе. В то же время дайте малышу возможность выразить свои чувства. Когда он не знает, с кем поделиться переживаниями, то использует воображаемого друга.

  • Не позволяйте ребенку перекладывать ответственность

Не разрешайте ребенку винить воображаемого друга в том, что он сам делает неправильно. Дети по-прежнему должны нести ответственность за свои поступки, а задача родителей – напомнить о последствиях. Если ребенок обвиняет выдуманного персонажа в беспорядке в детской, попросите убраться в комнате вместе с ним. Если малыш откажется, то игра окончена, и пусть он сам убирает разбросанные игрушки.

  • Не используйте друга в «корыстных» целях

Не очень хорошо говорить ребенку: «Дима хочет, чтобы ты съел манную кашу». Малыш может понять, что вы им манипулируете.

  • Поощряйте воображение

Проводите больше времени с ребенком. Пусть ваш малыш притворяется, играет в куклы, надевает костюмы супергероев, читает приключенческие книги. И делайте это вместе с ним. Ребенок выдумывает приятеля еще из-за того, что не получает достаточного внимания со стороны родителей. Не позволяйте воображаемому другу заменить настоящих друзей и ваше внимание.

  • Узнайте ребенка получше

Феномен воображаемого друга

Этот феномен еще называют синдромом Карлсона — явление, когда ребенок имеет потребность общаться с воображаемым другом. Это может быть как полностью вымышленный персонаж, так и герой мультфильма или одушевленная любимая игрушка. Чаще всего воображаемый друг появляется в возрасте 3-6 лет и исчезает, когда ребенок идет в начальную школу.

Иногда ребенок сам сообщает родителям о том, что у него есть несуществующий товарищ по играм. В некоторых случаях друг тщательно скрывается, и догадаться о его существовании можно по особенностям поведения малыша (например, он смотрит в какую-либо точку пространства и как будто безмолвно с кем-то общается, или даже настолько увлекается игрой, что начинает вести с воображаемым другом диалоги вслух).

У родителей такое поведение может вызывать сильную тревогу, но не стоит сильно переживать. Воображаемый друг часто свидетельствует о том, что у ребенка хорошо развита фантазия, а в раннем возрасте фантазия является одним из способов познания мира. Ребенок как бы тренирует коммуникативные способности и воображение, общаясь с несуществующим товарищем.

Но есть некоторые аспекты, на которые стоит обратить внимание. Часто воображаемый друг представляет собой способ удовлетворения потребностей, которые ребенок не может удовлетворить в реальной жизни, то есть является своего рода симптомом неблагополучия.

Стоит осторожно выяснить характер друга и то, каким образом он ведет себя по отношению к ребенку.

Если друг развлекает и смешит, может быть, ребенок испытывает потребность в новых впечатлениях, и следует больше внимания уделять тому, как он проводит свое время.

Если друг сильный и защищает, возможно, ребенок не ощущает себя в безопасности и у него снижено доверие к миру. Такое может быть в том случае, если, например, семья недавно переехала в новое место и ребенок ощущает тревогу в связи с этим.

Друг также может помогать ребенку переживать стрессовые ситуации, например, развод родителей или болезнь одного из членов семьи.

Наличие воображаемого друга иногда свидетельствует о том, что родители слишком сильно опекают ребенка и ему не хватает пространства для творчества и свободы.

Иногда воображаемый друг используется для того, чтобы ребенок мог снять с себя чувство вины, например, он утверждает, что чашку разбил вовсе не он сам, а его вымышленный товарищ, тем самым снимая с себя ответственность. Может быть, родители слишком строги к ребенку и следует проявлять к нему больше лояльности и отказаться от строгих наказаний за проступки.

Беспокоиться и обращаться к специалистам нужно в двух случаях:
1. Если воображаемый друг не исчезает в позднем возрасте, например, в 10-12 лет.
2. Если ребенок боится плода собственного воображения, который может даже сниться ему в кошмарных снах.

Читайте так же:  Как справиться со стрессом во время полета

Но в более раннем возрасте не стоит пытаться убедить ребенка в том, что его друга не существует, или вести малыша к психиатру. Воображаемый друг — нормальное явление на ранних стадиях развития психики.

Многие психологи считают даже, что опыт общения с таким другом был почти у каждого человека, просто в силу особенностей памяти большинство людей забывает об этом с наступлением школьного возраста.

Зачем дети придумывают себе друзей?

В отличие от имеющегося у большинства из нас мнения об одиноких, погруженных в себя детях, мечтающих о воображаемых друзьях, исследования детских психологов показывают, что большинство детей, выдумывающих себе друзей, являются социально активными и коммуникабельными. Они также очень изобретательны: в отсутствие реальных друзей для игр они создают своих собственных, воображаемых друзей.

Детские психологи продемонстрировали, что дети в возрасте полутора лет играют в воображаемые игры: возможно, вы видели это у себя дома — ваш ребенок делает вид, что ест воображаемую пищу или гуляет с воображаемым домашним животным. Удивительно, но в возрасте двух с половиной лет многие дети уже обладают достаточным воображением, чтобы создавать выдуманных друзей.

Дети, которые придумывают себе друзей, находятся в очень хорошей компании. Трудно точно определить число детей, у которых совершенно точно есть выдуманные друзья, по предварительным оценкам психологов, они имеются у примерно 65% детей.

Не следует сильно удивляться, если вы видите, что ваш ребенок играет с воображаемыми персонажами. Культура страны, в которых мы живем, предлагает детям окунуться в мир фантазий с самого раннего детства — в виде говорящих мягких игрушек, созданных по подобию персонажей мультфильмов или сказок — дети окружены ими еще до того, как начнут говорить, и они в полном восторге от того, что могут видеть, нюхать и трогать сказочных персонажей.

Причины, по которым дети выдумывают воображаемых друзей, различны, как утверждают детские психологи, однако в большинстве случаев они стремятся заполнить эмоциональную пустоту или реализовать невыполненное желание. У некоторых детей воображаемые друзья появляются в моменты тоски или одиночества — эта причина, по которой они особенно распространены среди детей, у которых нет братьев или сестер. У других детей воображаемые друзья играют роль наперсников, с которыми можно поговорить, когда ребенок напуган, так как воображаемые друзья могут подбодрить и поддержать его. Некоторые воображаемые друзья даже «хотят» занять место своих двойников из плоти и крови, появляясь в тот момент, когда ребенку необходим кто-то, чтобы свалить на него вину за разбитую тарелку или сломанную свечу, выполняя таким образом, по мнению психологов, защитную функцию.

Воображаемые друзья в некоторой степени могут быть полезны, они помогают ребенку разрешать некоторые вопросы в безопасном режиме — от чувства разочарования по поводу приучения к туалету до гнева матери или отца, вплоть до его беспокойства по отношению к больным дедушке или бабушке. Когда ребенок говорит вам, что его воображаемый друг вас ненавидит, он таким образом выражает свой гнев, который направлен не против вас, а выражен только с тем, чтобы достичь эмоциональной разрядки.

Способ, при помощи которого дети используют своих воображаемых друзей, похож на разновидность психологической работы со страхами у взрослых, известную как систематическая десенсибилизация. При этой разновидности психологической помощи пациент начинает воображать то, что внушает ему страх, и затем вступает в процесс обшения с ним. Ребенок может пройти через подобный процесс психологической помощи, подвергая воображаемого друга воздействию самых худших своих страхов — при этом ребенок наблюдает, каким образом воображаемый друг противостоит им.

Воображаемые друзья зачастую изменяются по мере роста самого ребенка. Двухлетний ребенок относится к воображаемому другу как к товарищу по играм. Четырехлетний может конфликтовать с ним, чтобы доказать свою силу в новом дошкольном учреждении. Шестилетнему может потребоваться наперсник, чтобы излить свой гнев в отношении матери или друзей.

Часто родителей беспокоит то, что общение ребенка с воображаемыми друзьями может оторвать его от действительной реальности. Исследования психологов в этой области и опросы сотен детей свидетельствуют о том, что воображаемые друзья крайне редко переступают свои границы. Дети становятся эмоциональным образом причастными к своим приключениям с воображаемыми друзьями, однако этот опыт похож на то, что происходит со взрослым человеком, который испытывает эмоции при чтении книги или просмотре кинофильма, то есть, эмоции реальны, однако, даже если вы плачете, вы крепко привязаны к действительности, и подобные фантазии вас ни к чему не обязывают. Работая с детьми, я много раз беседовала с ними о их воображаемом друге, но ребенок замечает, что я делаю записи. В какой-то момент беседы многие дети напоминали мне: «Знаете, я все это придумал».

Советы детского психолога примерным родителям.

Вы и воображаемый друг ребенка. На самом деле вопрос о наличии у ребенка воображаемых друзей зачастую связан с возможностью родителей находиться рядом с детьми и общаться с ними. Некоторые родители относятся к воображаемым друзьям как к священным коровам, свидетельствам того, что у их детей хорошо развиты воображение и креативность. Некоторые игнорируют их, поскольку постоянно заняты и не имеют времени для общения с детьми. Большинство детей рады, когда родители играют с ними. Однако нет причин, чтобы позволить манипулировать собой воображаемому ребенку только потому, что у вас есть один настоящий. Одним словом, пока воображаемый друг не начнет вмешиваться в дела вашей семьи или неуважительно относиться к правилам, установленным в вашем доме, нет необходимости обращать на него особое внимание.

Перекладывание ответственности. Воображаемые друзья обычно бывают нарушителями спокойствия, и это вас раздражает. Кто съел все печенье? Конечно, это был Коля. Кто сломал папину модель аэроплана? Опять Коля. Родителям не следует беспокоиться по поводу этих друзей, в таких случаях просто сядьте рядом с ребенком и объясните ему, что это то, что мы не будем делать, мы не собираемся помогать Коле не делать этого.

Если проблема так и останется нерешенной, попробуйте разрешить ситуацию таким образом, как если бы речь шла о брате малыша или его реальном друге. Например: «Я знаю, что Коля этого не делал. Давай уберем». И в этом возрасте подобного будет достаточно, чтобы ребенок понял, что вы не допускаете мысли о том, что вымышленный друг может быть козлом отпущения вместо него.

Друзья на всю жизнь? Многие из нас думают, что вымышленные друзья являются созданиями, которых выдумывают маленькие дети и дети дошкольного возраста. Однако вымышленные друзья могут существовать как в течение нескольких дней, так и на протяжении нескольких лет. По своей природе дети стараются, чтобы вымышленные друзья были только их друзьями, поэтому большинство родителей даже и не подозревают об их присутствии.

У вымышленных друзей есть свои правила. Иногда они говорят или делают то, что огорчает детей. Ну и друзья! Если ваш ребенок напуган или расстроен тем, что сделал воображаемый друг, наиболее эффективный способ поддержать его — наложить «дисциплинарное» наказание на воображаемого друга, как если бы это касалось вашего собственного ребенка. «Теперь, Коля, мы не разрешим тебе приходить к нам играть, потому что ты не соблюдаешь правил, установленных у нас дома. Мы здесь не кричим друг на друга». Или что-то в этом духе, так чтобы в некоторой степени это касалось и вашего ребенка.

Читайте так же:  Фаталист

Проверка в реальных условиях. В то время как дети с действительными эмоциональными проблемами зачастую имеют вымышленных друзей, наличие воображаемого товарища вовсе не означает, что у ребенка какая- то проблема. Если ваш ребенок здоров и комфортно себя чувствует в «реальном» мире своей жизни, нет никаких причин считать, что наличие воображаемых друзей связано с какими-либо проблемами. Если у вашего ребенка есть вымышленный друг, который попадает в трудные ситуации в других сферах, или если воображаемый друг действительно огорчает вашего малыша, возможно, будет не лишним обсудить эту ситуацию с детским психологом.

Интересные статьи по этой теме

психолог Елена Шамова г. Ростов-на-Дону
пр-т. Космонавтов 39/1, 2 этаж, кб.213

Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям?

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействоват ь с воображаемым другом малыша.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

«Воображаемые друзья» у детей дошкольного возраста. Стоит ли беспокоиться?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мы учимся дружить, начиная с детства. Эта потребность есть у каждого человека. Сегодня мы поговорим с вами о такой интересной теме, как воображаемые друзья и воображаемый мир, которым окружают себя дети дошкольного возраста. Число детей, имеющих воображаемых друзей, очень велико. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Нужно ли бить тревогу, если у ребенка появился воображаемый друг?

Уже в возрасте полутора лет дети играют в воображаемые игры. Они едят воображаемую пищу или едут на воображаемой машине. И с трёх до пяти лет, в период бурного развития воображения и творческого начала, благодаря которому появляются сюжетно-ролевые игры, появляется и партнёр по таким играм — выдуманный друг. Он – следствие живого воображения ребенка, однако, существуют и другие причины общения ребёнка со своим внутренним другом, которые скрывают сложности, обиды и переживания.

Причины появления воображаемого друга

Гиперопека. Зажатый в тесные рамки ограничений и запретов, малыш будет выдумывать мир, где можно шалить, гулять сколько хочется, прыгать по лужам и не есть невкусную кашу. С выдуманным другом он попадает в приключения, в которых проявляет себя героем.

Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком в семье, либо у детей большая возрастная разница. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.

Подражание. Обратив внимание на то, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем (он либо учит его, либо ругает), вы узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. В играх такого рода легко узнать, кто доставляет ребёнку неприятности. Повода для тревоги нет, если кроха при этом ведет себя спокойно и не проявляет агрессии. Если же он агрессивен, то, вероятно, сам стал жертвой агрессии, и это повод задуматься над своими методами воспитания или расспросить ребенка об отношении к нему в детском саду.

Страхи. Дошкольники находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители не слушают его, считая детские тревоги несерьезными.

Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как вести себя родителям?

Если ребёнок ничего не говорит о своем друге, то это не значит, что его нет. Родители не всегда могут знать о существовании тайного друга у своего малыша. Как правило, вымышленные персонажи появляются в детских рисунках, и тут задача родителя или же психолога — «раскрыть» тайного гостя, задавая правильные вопросы. Друг может быть как ребёнком, так и животным, птицей, сказочным существом. Постарайтесь как можно больше расспросить своё чадо о его друге, покажите своему ребёнку, что вы ему верите и не считаете его выдумку странностью. Не запрещайте эту дружбу и ни в коем случае не говорите, что это вызывает у вас опасения..

Воображаемый друг может вовлекаться ребёнком в активное взаимодействие с семьей. Например, малыш может сказать: «мама, я сейчас пойду в садик, а моя подруга останется дома, ты, пожалуйста, побудь с ней, а то ей одной страшно». Этого не стоит пугаться. Просто пообещайте ребенку, что выполните его просьбу и влейтесь в эту игру.

Если воображаемый друг — единственный товарищ вашего ребёнка, если он занимает главное место в его душе, если игры с ним стали видеть многие люди-это повод для беспокойства и визита к детскому психологу, который поможет разобраться в причинах сильной привязанности к вымышленному персонажу.

Читайте так же:  Как расстаться с мужем

Выдуманных друзей вашего малыша не нужно бояться. Они помогают ему справляться с тревожащими переменами и дают возможность приобретать социальные навыки. С ними надо прожить какое-то время, а потом помочь ребёнку отпустить их туда, где им и положено остаться. В детство…

Психолог Наталья Гавришева

Воображаемые друзья детей: почему они появляются, и стоит ли родителям волноваться из-за этого

Воображаемые друзья могут показаться глупыми и даже немного смущающими, если дети с ними регулярно появляются на публике, но они встречаются чаще, чем вы думаете. Исследования, проведенные в Университете Орегона, показали, что в какой-то момент жизни более половины детей будут иметь воображаемого друга. Они также определенно более позитивны, чем репутация, которую они получили.

Если ваш ребенок объявил, что его новый лучший друг — это тот, которого могут видеть только они, вот что вам нужно знать.

Воображаемые друзья — это супер

По словам Марджори Тейлор из Лаборатории исследований воображения в Университете Орегона и автора «Мнимых компаньонов и детей, которые их создают», где-то от 37 до 65 процентов детей имеют воображаемых друзей, в зависимости от того, включаете ли вы в этот список тех, кто основан на игрушках (например, Винни-Пух). Другими словами, ваш ребенок далеко не одинок в создании воображаемой дружбы.

Почему дети изобретают воображаемых друзей?

Исследования показали, что причина, по которой дети создают воображаемых друзей, проста: это весело! В то время как стереотип заключается в том, что детям может понадобиться невидимый компаньон, чтобы помочь им справиться с эмоциональным стрессом или социальным дискомфортом, в действительности большинство детей с воображаемыми друзьями, как правило, даже более социальны и общительны, чем их сверстники, у которых нет таких необычных компаньоны. Другие причины, по которым дети создают воображаемых друзей: как способ участвовать в творческой игре (вроде игры в куклы или фигурки), для борьбы со скукой, для самоуспокоения в переходный период и для отработки социальных навыков в контролируемой среде.

Иные причины

Могут быть и другие причины:

1. Фантазии. Одни малыши начинают разговаривать с игрушками, а другие, у которых более развито воображение, стараются придумать себе друзей. Не нужно одергивать кроху и ругать за «ложь», иначе малыш замкнется в себе, не научится мечтать, а главное – потеряет доверие к вам. Лучше сделать так, чтобы его фантазия направилась в другое русло: сочините вместе сказку, придумайте продолжение рассказа, нарисуйте несуществующее животное.

2. Одиночество. Ребенок придумывает себе друзей от скуки, если он одинок и испытывает недостаток в общении. Обязательно следует уделять малышу больше внимания.

3. Подражание. Необходимо прислушаться к тому, что говорит ребенок. Наверняка он ругает несуществующего друга или учит чему-либо. Вам это ничего не напоминает? Скорее всего, кроха использует ваши фразы или фразы воспитателя в детском садике. Всем детям свойственно подражать взрослым, они хотят казаться большими и тоже влиять на кого-то. Если слова ребенок произносит без агрессии, то не стоит беспокоиться. Просто сыграйте с ним в дочки-матери, где роль дочки возьмите на себя.

4. Страх. Ребенок нуждается в поддержке и ищет ее в своем вымышленном друге. В одиночку очень страшно, а если вместе, то не так. В особенности, если родители не хотят ничего знать о тревогах своего малыша: вспомните, отмахиваетесь ли вы от ребенка и от его глупых, как вам кажется, страхов. Относитесь к этому серьезно: малыш может испытывать настоящий ужас! Спокойно нужно разъяснять ему, почему бояться не стоит, рассказать о том, как вы испытывали страх в детстве, но справились с этим, купите ночник и т.д.

5. Боязнь наказания. Если ребенку свойственно ломать или разбрасывать игрушки и «валить» все на воображаемого друга, подумайте о том, часто ли вы ругаете малыша. Объясните спокойным голосом, что поведение его друга вас огорчает, но игрушки все равно придется собирать хозяину. Никаких запретов устанавливать не нужно, пусть продолжает общаться с несуществующим другом, иначе он будет это делать тайно. Лучше выясните причину этого явления и устраните ее.

Должны ли родители беспокоиться о воображаемых друзьях?

Абсолютно нет, согласно подавляющему большинству исследований. Даже если вам трудно переварить воображаемого друга вашего ребенка (например, призрака, ангела или монстра), опыт наличия этого друга почти всегда является положительным для вашего ребенка. Большинство детей, у которых есть воображаемые компаньоны, полностью осознают, что они участвуют в притворной игре (то есть они на самом деле не думают, что их невидимый друг настоящий), и они получают ценные социальные и личные навыки от своих взаимодействий, демонстрируя при этом свое творчество.

Как родители должны реагировать на воображаемых друзей?

Используйте их как инструмент! Взаимодействие с вашим ребенком об их воображаемом друге может быть отличным способом заставить его рассказать об опыте, которым он иначе не хотел бы делиться, и рассказать о чувствах, с которыми он иначе не готов общаться. Ваш ребенок может не захотеть признать, что у него был тяжелый день в школе или он нервничал из-за встречи с новым маленьким братом, но он может говорить о том, как его невидимый друг реагирует на то и другое.

В то время как общее практическое правило заключается в том, чтобы принять воображаемого спутника вашего ребенка и включить его в вашу семейную жизнь, неплохо бы бросить вызов вашему ребенку, если его друг станет плохо себя вести (то есть потребует сесть в автомобильное кресло своей сестры или заказать себе дорогую еду в ресторане) или если они используют своего подлого друга, чтобы взять на себя вину за свои собственные действия. Независимо от того, кто устроил беспорядок, ваш ребенок по-прежнему несет ответственность за помощь в его устранении.

Как долго должен оставаться невидимый друг?

Исследования показали, что для детей школьного возраста в 6 и 7 лет характерно иметь воображаемых друзей, как и для дошкольников. Нет общего установленного возраста, когда ваш ребенок должен отказаться от своих воображаемых компаньонов. Старшие дети более осведомлены о социальных суждениях и, следовательно, с меньшей вероятностью будут откровенны в отношении своих фантазийных друзей, но многие все еще участвуют в ролевых играх с использованием созданных компаньонов, и это здоровая, нормальная для развития вещь. В конце концов, у многих взрослых есть богатые фантазийные жизни; почему так не могут поступать наши дети?

Читайте так же:  Сублимация что это, особенности и примеры

10 леденящих душу историй, которые убедят вас в том, что вымышленные друзья — это очень плохо

Воображаемые друзья у маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет — это норма, так что в большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Воображаемые друзья уходят из жизни детей в возрасте восьми или девяти лет, когда их заменяют настоящие. Но за это время могут произойти довольно странные и даже ужасающие вещи. Дети рассказывают такие истории, которые могут навести ужас даже на самых стойких циников. Сейчас вы узнаете десять историй о воображаемых друзьях, которые действительно пугают.

Вымышленные друзья иногда могут иметь далеко не самые подходящие имена. У одной девочки были вполне нормальные друзья Додо и Диди, с которыми она постоянно общалась и рассказывала своей маме о них истории. Пока в один прекрасный день мать не зашла в комнату в тот момент, когда девочка положила трубку игрушечного телефона и абсолютно спокойно сказала своей маме: «Зло идет». Оказалось, что Зло — это еще один воображаемый друг, который должен прийти в гости, в остальном он оказался вполне стандартным, просто выбор имени оказался далеко не самым лучшим.

Плохие мальчики из кухни

Один мальчик, когда ему было четыре года, слышал голоса, которые его ужасно пугали. Когда он вырос, у него появился собственный сын, который в шесть лет заявил ему, что у него есть воображаемый друг Бен. И этот Бен рассказал сыну, что он — один из «мальчиков из кухни», как называл в детстве отец голоса, пугавшие его. Сын рассказал в мельчайших подробностях о том, что делали эти «мальчики» с его отцом. Отцу пришлось назвать Бена лжецом, который пытается подорвать отеческий авторитет, но с тех пор он не может спокойно спать.

Одно дело, когда ребенок ведет себя так, будто с ним разговаривают ангелы — это всего лишь такие же воображаемые друзья. Но совсем другое, когда бабушка слышит, как этот ребенок в одной из таких бесед говорит: «Я не могу его убить — он мой единственный папа».

Убийство Роджера

Иногда детям надоедает дружить с кем-то, кого не существует, и они забывают о своих вымышленных друзьях. Но иногда это происходит немного иначе: в одной семье у младшего ребенка был воображаемый друг Роджер, который с женой и девятью детьми жил под кофейным столиком — об этом знали все. Но однажды ребенок пришел к родителям и заявил, что Роджер больше не будет с ними жить, потому что он застрелил своего вымышленного друга и всю его семью.

Еще один довольно странный способ избавиться от воображаемого друга — это похороны. У одного мальчика был друг Тони, который оказался стариком и в один прекрасный момент умер во сне. Всей семье, чтобы успокоить ребенка, пришлось похоронить Тони в коробке от обуви.

Мертвые друзья

Воспитательнице в детском саду один раз пришлось услышать не самую приятную историю о воображаемом друге. В процессе разговора с одним из детей она выяснила, что его воображаемый друг был мертвецом.

Но самыми пугающими являются истории, в которых воображаемыми друзьями оказываются призраки. К одному мальчику по ночам приходила женщина в красном платье, которую звали Френни — и она парила в воздухе. Как оказалось, у семьи была родственница, которую звали Френни, которая умерла и была похоронена как раз в красном платье. Когда ребенку показали фотографию родственницы, он подтвердил, что именно эта женщина приходила к нему по ночам.

Дети из Древнего Египта

Еще одна история может ужаснуть, хотя ее нельзя отнести к историям с воображаемыми друзьями. Дело в том, что одна девочка смотрела с родителями телевизор и увидела видеоклип, стилизованный под Древний Египет. Она просмотрела его до конца, потом обернулась на родителей и сказала, что в те времена они пели совсем не так. Родители посмеялись и попросили девочку спеть, как надо. Она исполнила песню на непонятном родителям языке на мелодию, от которой появились мурашки по спине. Потом она нарисовала платье, которое было невероятно детализовано и идентично тем, которые можно найти в музеях, посвященных Древнему Египту.

Человек из-под кровати

Очень многие дети боятся монстров под кроватью. Но далеко не все на вопрос о том, как выглядел тот, кого они видели у дедушки с бабушкой, отвечают, что у него нет лица.

Взрослые игры

Один шестилетний мальчик играл со своим воображаемым другом Грегом. Отец спросил у него, чем они конкретно занимаются, и ребенок ответил на это: «Делаем детей».

Что делать с воображаемыми друзьями ребенка?

У вашего ребенка появился друг. Только вот беда — никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» — кричит ребенок на прогулке. — «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… За обедом малыш возмущается: «А Леночке почему не положили суп?» На вопрос, кто такая Леночка, он в красках описывает — так это же пушистая лисичка, которая часто приходит в гости, и вот сейчас заглянула на чашечку вкусного супчика.

Как относиться к таким друзьям ребенка, которых вы и видеть-то не видите?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка — это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной — трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг — не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми — тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья — все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем — то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи — он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку). Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.

Читайте так же:  Топ 10 продуктов, успокаивающих нервную систему

Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного барашка Вени. Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

[3]

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение — это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против барашек Веня, если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать — в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей — это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей — это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему некий Вася, которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью — чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка — выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь — подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Воображаемые друзья детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here