Задержка психического развития у ребенка

Сегодня предлагаем обсудить тему: "задержка психического развития у ребенка". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Задержка психического развития у детей

Первый школьный год довольно часто становится тяжелым испытанием для родителей, особенно если их ребенку ставят диагноз задержка психического развития. По отдельности эти слова совсем не страшные, но именно в таком сочетании вызывают у взрослых страх и панику. Вопросы – как, почему – начинают крутиться в голове. Естественно, с малышом начинает заниматься специалист, его переводят в специальный класс или школу, то есть начинается коррекция психического развития ребенка, которая может длиться довольно долгое время. Однако всего этого можно избежать, если вовремя диагностировать нарушения в психическом развитии ребенка.

Выявить отклонения в психическом развитии ребенка можно уже с первых месяцев жизни

Ведь именно в период раннего детства развитие идет как никогда бурно и стремительно: из совершенно беспомощного, ничего не умеющего делать существа, младенец превращается в относительно самостоятельную личность, следовательно, получают определенное развитие все стороны психики ребенка. Поэтому знание закономерных процессов и этапов, которые должен проходить ребенок в период становления, позволяет своевременно обнаружить нарушение психического развития у детей в довольно раннем возрасте.

[1]

Часто у малышей с задержкой развития отсутствуют или чрезмерно усилены врожденные безусловные рефлексы:
– после 3-х месяцев могут оставаться выраженные оральные автоматизмы (сосет палец, язык, губу, одежду).
– зрительное и слуховое сосредоточение появляется позднее 2-х месяцев.
– на звуковые раздражители дети либо не реагируют, либо реакции носят защитный характер.
– снижена способность к фиксации взгляда на движущемся предмете.
– первая улыбка появляется в 2-3 месяца, хотя должна появиться в первый месяц жизни малыша.
– с 3-х месяцев выявляются отклонения в процессах голосообразования, в связи с чем гуление возникает на несколько месяцев позднее; лепет может продолжаться до 2-х-3-х лет, а первые слова начинают произноситься в возрасте от 2-х до 4-х лет.
– задерживается развитие пространственных представлений, медленно накапливается запас сведений об окружающем мире. В дальнейшем, при обучении грамоте выявляются дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушения счета), наблюдается низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия, памяти, мышления), несформированность эмоцианально-волевой сферы, недостаточность моторного развития, что приводит к различным нарушениям в речевой деятельности.

Чем может быть вызвана задержка психического развития у детей?

Проблемы психического развития детей, выражающиеся в задержке, могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.

К биологическим факторам относятся:
– различные нарушения течения беременности;
– хронические заболевания матери или перенесенные во время беременности болезни;
– увлечение беременной алкоголем, сигаретами и наркотиками;
– наличие у родственников психических, психосоматических и неврологических заболеваний;
– патологические роды (кесарево сечение, роды с наложением щипцов и т.д.),
– перенесенные малышом инфекционные заболевания в раннем возрасте.

К социальным факторам относятся:
– гиперопека или, наоборот, полный отказ от занятий с ребенком,
– отсутствие телесного контакта с матерью,
– агрессия со стороны взрослых и окружения,
– психологические травмы и т.д.

Таким образом, если у мамы в анамнезе, например, есть сахарный диабет или она во время беременности перенесла инфекционное заболевание, если был поставлен резус-конфликт, были тяжелые роды, либо малыш в первый год жизни сильно болел, то следить за его развитием нужно особенно тщательно.
Для того чтобы правильно подобрать методы коррекции при задержке психического развития определения причины, вызвавшей нарушения, не достаточно. Нужно поставить клинико-психологический диагноз, который отражает причину и механизм нарушения развития и определяет пути и методы коррекционной работы.

В настоящее время ранняя коррекция нарушений в развитии признана основополагающим направлением специальной педагогики и психологии. Известно, что оказание медико-психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни позволяет достичь принципиально иных результатов, чем при начале коррекционной работы в дошкольном и, тем более в школьном возрасте.
Отечественный и зарубежный опыт показал, что ранняя помощь позволяет:
– компенсировать отклонения в психическом развитии детей группы риска;
– сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений;
– способствует более успешному обучению и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

Автор: Галина Звягинцева, дефектолог, старший воспитатель ГУЗ СС Дом ребенка (г. Ставрополь)

Симптомы и лечение ЗПР у детей

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое подробно расскажет врач-невролог или психотерапевт.

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Читайте так же:  Изотерапия

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

[2]

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Читайте так же:  Топ 10 волшебных методов борьбы с плохим настроением

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Симптомы при задержке психического развития у детей, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз на выздоровление

Задержка психического развития – это не приговор, однако многим родителям трудно принять тот факт, что у ребенка диагностировано отставание в развитии относительно остальных школьников. Насколько опасна проблема? Что представляет собой задержка психического развития, чем она грозит малышу и на какие сферы деятельности влияет?

Что понимают под задержкой психического развития?

Под задержкой психического развития следует понимать отставание ребенка в интеллектуальном, умственном, эмоциональном и других аспектах формирования детской психики. Задержка бывает как комплексной, так и затрагивать развитие отдельных функций у малыша: памяти, речи, внимания, мышления. Заболевание не относится к патологическим нарушениям психики ребенка, а является промежуточным звеном между нормой и патологией.

Физическое развитие таких детей находится на нормальном уровне, и понять, что малыш имеет дефект, достаточно сложно. Часто родители не замечают никаких отклонений до обследования ребенка перед школой. Именно в этот период невролог проводит осмотр и дает заключение, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников.

Запоздание в развитии психики возможно, если малыш находится в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если умственная отсталость проявляется у школьника старше 10-12 лет, то это указывает на развитие таких заболеваний, как олигофрения и инфантилизм.

Причины отставания детей в развитии

Причины, приводящие к развитию данной патологии, можно разделить на 2 категории — биологические и социально-психологические. К биологическим причинам, которые приводят к задержке в развитии ребенка, относятся:

  1. Наследственность. При наличии ЗПР у одного из родителей часто возникает не только психическое, но и физическое отставание в развитии.
  2. Осложнения течения беременности. Беременность – сложный физиологический процесс, при котором любые негативные факторы оказывают влияние на психическое развитие младенца в будущем. ЗПР способствуют токсикозы, вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркомания), прием лекарственных препаратов, болезни, перенесенные при вынашивании малыша, венерические и прочие половые инфекции, тяжелые отравления, попытки прерывания беременности, нарушения снабжения плода кислородом и т.д.
  3. Осложненный родовой процесс. Тяжелые, стремительные или затяжные, преждевременные или поздние роды, кесарево сечение, боковое, тазовое прилежание, гипоксия, асфиксия, родовые травмы способствуют возникновению отклонений в развитии малыша.
  4. Проблемы в физическом развитии. К ним относятся ушибы и травмы головы, нарушения работы внутренних органов, менингит и другие болезни головного мозга, осложнения после перенесенных заболеваний (гриппа, ангины, энцефалита и т.д.), нарушение слуха и зрения.

К социально-психологическим причинам задержки психического развития относятся:

На первый взгляд, различить здоровых и отстающих малышей практически невозможно, однако последние имеют определенные особенности поведения. Сфера интересов таких детей ограничена, они практически не задают вопросы, их сложно чем-то заинтересовать, кроме мобильных приложений, игрушек и развлекательных мероприятий. Они не могут заниматься умственной работой более 15 минут, им требуется перерыв. Основные симптомы:

  • повышенная нервозность;
  • беспричинная боязливость;
  • нарушение познавательной функции;
  • частые смены настроения;
  • эмоциональная поверхностность;
  • капризность;
  • психозы и неврозы;
  • личностная нестабильность;
  • легкие когнитивные расстройства;
  • вялость в произношении звуков;
  • быстрая утомляемость;
  • плохая работоспособность;
  • импульсивность;
  • повышенная двигательная активность;
  • отсутствие пытливости и любознательности.

Характеристика детей с ЗПР

Характеристики учеников, страдающих ЗПР, разнообразны и зависят от течения болезни и индивидуальных особенностей пациента. Несмотря на это, существуют типичные для данной категории лиц особенности.

Дети с задержкой психического развития отличаются от обычных, но они и не умственно отсталые. В силу особенностей мышления они не могут быстро усвоить материал и разобраться с алгоритмом действий для решения той или иной задачи, но в отличие от олигофренов им просто требуется помощь взрослых, которую они хорошо воспринимают и в будущем сами справляются с аналогичными задачами.

Такие ученики имеют отклонения в поведении. В зависимости от того, экстраверт или интроверт ребенок, он импульсивен, раздражителен, легковозбудим, агрессивен, часто конфликтует с одноклассниками, или, наоборот, тихий, застенчивый, закрытый, пугливый, заторможенный, поэтому постоянно терпит насмешки и издевательства. Чтобы выйти из таких ситуаций, требуется помощь опытного педагога, школьного психолога.

Диагностика

Установить данный диагноз можно с 3-х лет, хотя первые симптомы могут проявляться, начиная с года. ЗПР часто диагностируют при поступлении в школу, т.к. до этого момента все проявления связывают с маленьким возрастом.

Для подтверждения диагноза создается специальная комиссия, в которую входят учителя, педиатр и другие детские врачи, психологи и родители. Данная комиссия решает вопрос об использовании различных вариантов обследования, а также:

  • использует данные, полученные в результате осмотра неврологом, психиатром, а при необходимости — и другими врачами;
  • проводит нейропсихологическое тестирование;
  • исследует интеллектуальное развитие разными методами и с помощью различных упражнений;
  • назначает магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга, электроэнцефалограмму;
  • дифференцирует ЗПР от олигофрении, инфантилизма и аутизма.

После постановки диагноза «ЗПР» должно проводиться комплексное лечение: обучение ребенка в коррекционных заведениях, спокойная обстановка дома, отсутствие стрессовых ситуаций, занятия с логопедом и дефектологом, прием успокоительных, стимулирующих умственную деятельность препаратов, игровой процесс обучения с переходом на самостоятельность, физические упражнения. Начинать лечение желательно с 3-х лет, тогда прогноз будет положительным.

Нужно ли ребенка с ЗПР отправлять в специальный коррекционный сад или школу?

Необходимость направления ребенка в коррекционное заведение определяется психо-медико-педагогической комиссией. Решающим фактором является вид задержки в формировании психики.

Читайте так же:  Как перестать писать бывшему

Если у ребенка развита речь, нарушены только отдельные психофизические функции, а не их комплекс, нет потребности в специальном коррекционном заведении. Также такие учреждения не являются необходимыми детям с наследственной формой ЗПР и вызванной социально-психологическими факторами (при условии их устранения).

Важна диагностика заболевания в 3-4 года. Тогда ребенку могут помочь в коррекционном дошкольном заведении, где, благодаря особенному подходу, он догонит сверстников. В большинстве случаев после такой работы состояние детей улучшается, и они могут учиться в обычной школе. Если диагноз поставлен в дошкольный и школьный период, лучше начинать обучение в специальном коррекционном заведении, а после преодоления ЗПР перейти в обычную школу.

Важность индивидуального подхода в обучении

Индивидуальный подход в обучении таких детей играет главную роль в процессе преодоления дефекта. Дети с ЗПР отличаются от своих ровесников и друг от друга особенностями психического развития. Если подойти к обучению заболевшего дошкольника индивидуально, повышается процент дальнейшего успеха терапии, и ребенок быстрее становится полноценным членом детского коллектива.

Особенности коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР

Главная особенность коррекционно-развивающего обучения – устранение ненужных эмоций (отрешенности, раздражительности, агрессии) и восстановление необходимых для обучения функций (речи, слуха, внимания, усидчивости). Учитывая особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР, уроки проводятся в учебно-игровой форме с акцентом на зрительную память, которая у данной категории малышей наиболее развита. При обучении важно наличие наглядных пособий, схем и прочих изображений, желательно в красочной форме.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основные методы работы педагогов коррекционной школы:

  • многократное повторение материала;
  • акцент на самостоятельной работе учеников с оказанием им помощи в виде стимуляции, направления и обучения;
  • обучение, в том числе в диагностических целях;
  • наполненность класса — не более 12 человек.

Воспитательная тактика

Если у малыша диагностировали ЗПР, не стоит отчаиваться -важно уделить ему больше внимания, заняться воспитанием, учитывая характер проблемы. Условия общения с такими детьми:

  • терпение и понимание по отношению к малышу;
  • обеспечение чувства защищенности;
  • приучение к самостоятельности;
  • похвала после выполнения задания;
  • запрет на крики и наказания;
  • нельзя пытаться привить несвойственные им качества, например, быстроту действий;
  • освобождение от выполнения сложных заданий — необходимо требовать то, что ребенку по силам;
  • совместные занятия с малышом;
  • своевременная терапия;
  • следует позволять ребенку самостоятельно одеваться, выполнять задания, даже если результат будет далек от идеала.

Занятия с логопедом и дефектологом

Один из главных этапов лечения – занятия с дефектологом и логопедом. Эта коррекционно-развивающая работа, цель которой — развитие у детей памяти, моторики, мышления, логики, устранение речевых дефектов и помощь в адаптации в детском коллективе, корректировка социально-поведенческих реакций. План занятий логопед и дефектолог подбирают в индивидуальном порядке, учитывая особенности малыша и клиническую картину патологии.

Интересы малышей и игры для детей с задержкой развития

Особенности детей с ЗПР состоят в том, что у них преобладают игровые интересы над познавательными. Именно поэтому важно так скорректировать игру, чтобы она стала развивающей, познавательной и помогала справиться с дефектом.

Лечение медикаментами

Если перечисленные методы лечения не дают результата, можно помочь ребенку медицинскими препаратами. Как правило, назначают такие лекарства:

Родительские забота, внимание, терпение в комплексе с квалифицированной врачебной помощью помогают ребенку перерасти данный дефект. Начиная со средней школы, такие дети становятся учениками обычного общеобразовательного учреждения и даже делают успехи в учебе.

Однако отсутствие понимания, недостаток воспитания, пассивное отношение к проблеме родителей, педагогов и других лиц приводит к тому, что задержка развития с годами будет усугубляться, что негативно скажется на дальнейшей жизни ребенка. Часто такие проблемы встречаются у детей из неблагополучных семей или детдомов. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь воспитателей, психологов, педагогов, и тогда они смогут избавиться от этого неприятного дефекта и жить полноценной жизнью.

ЗПР: симптомы и признаки у детей

Что это такое?

Отклонение от возрастной нормы, т.е. задержка в развитии детей чаще всего наблюдается воспитателями и педагогами в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Во время развивающих занятий или уроков они обнаруживают недостаток знаний у ребенка относительно окружающего мира, а также неразвитость представлений о нем, сужение мышления, его ограниченность игровыми интересами, сложности с усвоением нового, практических навыков, малый запас слов и др.

Код по МКБ-10

Медицинская наука относит ЗПР к нарушениям психологического развития (F80-F89).

Эти патологии имеют ряд общих характеристик:

  • проявляются с детского возраста;
  • протекают ровно, без обострений;
  • страдают: нервная система, речь, общая конституция тела.

Классификация

Нарушения детского развития могут протекать по-разному, их подразделяют на следующие виды:

1. ЗПР конституционального характера

В основе этого нарушения лежит наследственность, которая обуславливает одновременную незрелость физического и психологического развития ребенка. Даже внешне эти дети отстают от сверстников по росту, набору веса, а во время игр — уступают им в силе и ловкости.

В школьном возрасте они пренебрегают общепринятыми правилами (опаздывают на уроки, громко разговаривают или смеются во время занятий, не понимают преимущества хороших оценок перед плохими, не воспринимают дисциплинарных взысканий, пренебрежительно относятся к ведению тетрадей или дневника.

2. ЗПР соматогенного характера

Отклонения при данном типе развития болезни появляются после тяжелых инфекциий, аллергического шока, астено-невротических расстройств.

В младенческом возрасте замедление темпов детского рвзвития обнаружить сложно, лишь с 3-х лет, когда малыши начинают рисовать и активно включаются в игру родители могут заметить:

– нарушения концентрации у ребенка (сильную рассеянность, заторможенность);
– возникновение сердечных, головных, абдоминальных болей при переутомлении;
– узкий кругозор ребенка.

3. ЗПР психогенного характера

Нормальное развитие детей в этом случае приостанавливается из-за психологических травм, сенсорной депривации (родительской холодности), вербальной и физической агрессии со стороны взрослых людей.

Читайте так же:  Как пойти на примирение с мужем советы психолога

В данном случае болезнь характеризуется:

[3]

– незрелостью эмоций;
– отсутствием элементарной самостоятельности;
– поведенческим инфантилизмом;
– высоким уровнем тревожности.

4. ЗПР церебрально-органического характера

Здесь в основе замедления психического развития лежат органические поражения головного мозга. Патологические изменения в мозговой ткани появляются под воздействием длительной гипоксии плода или выраженного токсикоза во время беременности, тяжелых отравлений, алкоголизма и (или) наркомании родителей. Наблюдать выраженную картину болезни можно после 4-х лет, с началом регулярных подготовительных занятий в детском саду.

Воспитатели и методисты сразу замечают:

– плохое усвоение должного объема знаний (фрагментарное);
– отсутствие мотивации к обучению;
– снижение памяти;
– речевые нарушения;
– неадекватные эмоциональные реакции (гнев, агрессию, вялость, безразличие к окружающему миру).

Причины возникновения

К факторам, провоцирующим появление ЗПР относят:

– генетическую предрасположенность (сочетание отставания в развитии тела и психики);
– постоянные болезни, инвалидность, длительные курсы лечебных мероприятий;
– травматические эмоциональные переживания;
– мозговые дисфункции.

В школьном возрасте предположить наличие заболевания можно по результатам обучения, диагностическим тестам. Психолого педагогическая характеристика детей с задержками в развитии может указать на степень развития болезни, а выявить причины должен врач-дефектолог или детский психолог. Только тогда можно разработать программу лечения этого отклонения и добиться положительных результатов в обучении таких детей.

ЗПР: симптомы и признаки

Выявить отставание в развитии можно только с применением комплексного обследования детей. В некоторых случаях грань между ЗПР и умственной отсталостью очень тонка, а клиническая картина очень похожа. Поэтому диагностировать зпр у детей, симптомы которого похожи на психические, вегетативные или соматические расстройства, должен только специалист.

С амостоятельно распознать его очень сложно, и без нужных знаний практически невозможно. Учитывая характер проявлений ЗПР, порой стертый или копирующий заболевания нервной системы, при образовательных учреждениях создаются специальные комиссии.

Такие комиссии принимают общее решение о системе обучения ребенка и его психологическом сопровождении. Коллегиальный подход необходим потому, что клинические проявления болезни разнообразны, в каждом отдельном случае ЗПР протекает индивидуально. У многих детей на первый план выходят неадекватные эмоциональные реакции, страхи и тревожность, незрелость самоконтроля, сочетаясь с нормальным интеллектуальным развитием. Отличить такое течение ЗПР от невроза сложно даже профессионалу.

Некоторые ребята испытывают только сложности с усвоением знаний, строя хорошие отношения с окружающими, имея адекватное поведение. Другие просто уходят в себя, боятся любых контактов, стрессов, но при этом могут хорошо учиться. Здесь нужна дифференциальная диагностика с аутизмом.

Несмотря на то, что ЗПР имеет многогранные признаки, у детей эта болезнь хорошо поддается коррекции. Важно начать систематически заниматься с ними, сочетая методы медикаментозной терапии и психологии.
Адаптированная образовательная программа требуется только детям с органической природой заболевания.

В остальных случаях проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Специальные упражнения помогают бороться с основными проявлениями ЗПР.

Постепенно к детям возвращается нормальная способность усваивать знания и диагноз снимается.

Для эффективной терапии ЗПР необходимо объединение усилия педагогов, воспитателей и родителей.

ЗПР: приговор на всю жизнь или временный диагноз?

В последнее время с аббревиатурой ЗПР встречается все больше и больше родителей. Следовательно, актуальность вопроса коррекции поведения и снятия в дальнейшем диагноза, не удивляет.

Особенности ЗПР

Психологические особенности развития – это индивидуальные понятия, как результат – личностный подбор коррекционных занятий и разная скорость восстановления. Многие родители воспринимают диагноз ЗПР как приговор по причине недостаточности информации.

Заболевание находится между нормальным психическим развитием и серьезными патологическими отклонениями. Под данную категорию не относятся дети с патологиями речевого и слухового аппарата, а также маленькие пациенты с синдромом Дауна или иными серьезными генетическими заболеваниями, связанными с развитием и полноценной функциональностью мозга.

Основные признаки ЗПР – это:

  • неустойчивое внимание;
  • отсутствие способности концентрировать внимание;
  • повышенный уровень отвлекаемости;
  • низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);
  • отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.

Дети с диагностированным ЗПР нуждаются в особом отношении, но все вышеперечисленные причины развития заболевания не позволяют считать его приговором на всю жизнь. За счет индивидуального изучения особенностей, навыков и потребностей ребенка, подбираются коррекционные методики и упражнения.

Дети с ЗПР: кто они?

Условно причины появления ЗПР можно разделить на 2 группы:

  1. Развитие патологии по причине воздействия социальных и педагогических факторов. Такие дети классифицируются, как педагогически запущенные. Также в данной категории важную роль отводят и наследственной предрасположенности: антисоциальные родители = дети с ЗПР.
  2. Развитие патологии связано с органическими повреждениями мозга в перинатальном и постнатальном периоде. В процессе диагностики важно учитывать все факторы для возможности подобрать комплексную помощь.

Причинами развития патологии могут быть:

  • частые волнения и стрессы мамы в период беременности;
  • вредные привычки матери (курение алкоголь при беременности);
  • хронические заболевания матери;
  • токсоплазмоз;
  • гипоксия мозга в утробе матери или при родах;
  • тяжелое протекание беременности;
  • генетические нарушения.

В психологии различают 4 типа нарушений познавательной деятельности:

Кто может диагностировать у ребенка ЗПР?

На просторах интернета много информации относительно симптомов и диагностики ЗПР, но обычно постановкой диагноза занимается детский невропатолог по рекомендации педиатра.

Важно помнить: врач-невропатолог не имеет полномочий для единоличного диагностирования заболевания!

  1. Окончательный диагноз ставится исключительно по решению психо-медико-педагогической комиссии.
  2. ПМПК вправе как поставить, так и в дальнейшем снять диагноз ЗПР.
  3. На комиссии присутствуют следующие специалисты: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, администрация учебного заведения, учитель, родители ребенка.
  4. На основании общения, изучения заключений иных врачей, тестирований на проверку умений и навыков, комиссия делает соответствующие выводы.

Как показывает практика, диагностируют ЗПР в пределах 5-6 лет (перед школой), а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10-14 лет.

Памятка родителям

  1. ЗПР не является приговором, это заболевание, поддающееся полной или частичной коррекции.
  2. По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам.
  3. Для постановки диагноза мало одного доктора, нужно собрать ПМПК.
  4. Без решения комиссии ребенка не имеют права переводить на индивидуальное обучение, в специализированный класс или на обучение в интернат.
  5. На родителей со стороны членов комиссии не должно оказываться никакого давления.
  6. За родителями остается право отказа от прохождения ПМПК.
  7. Диагноз комиссии оглашается без присутствия ребенка.
  8. Для постановки диагноза учитывается комплекс симптомов, а не только неврологические показатели.
Читайте так же:  Невроз желудка

Что нужно сделать, чтобы снять с ребенка диагноз ЗПР?

Как снимают ЗПР? Прежде всего – это проведение коррекционных работ, а именно:

  • посещение коррекционных школ;
  • занятия со специалистами: психо-неврологами, логопедами-дефектологами и т.д.;
  • применение дидактических игр на развитие умений и навыков ребенка;
  • посещение занятий по ФЭМП и приучение к самостоятельному выполнению определенных действий.

После того, как вы увидите, что ваш ребенок в полной мере догнал по психологическому развитию своих сверстников, необходимо посетить консультацию невропатолога и получить направление на ПМПК. Комиссия вновь проведет комплексный опрос и тестирование, и, если все параметры будут в норме, диагноз, поставленный в детстве, могут снять.

Как снять диагноз ЗПР у ребенка: отзывы

Отзывы взяты с форумов: https://www.baby.ru/blogs/post/729966340-29320208/, http://forum.likar.info/topic/768745-chem-chrevat-diagnoz-zpr-postavlennyiy-na-komissii-v-dalneyshem-prosto-rasskazhite/.

Положительные Отрицательные
Снять диагноз ЗПР можно только при условии постоянных и регулярных занятий. Нам для этого понадобилось 2,5 года, и уже к восьми годам мы спокойно перешли в обычный класс с уклоном изучения математики. Вот так вот, все реально. (Яна) Ой, нашим доХторам только верить. Перед школой обязательно нужно проходить комиссию, там уйма разнообразных специалистов, которых мы прошли спокойно и без каких-либо замечаний. Но вот невропатолог – это нечто.

Во-первых, дочь попросили раздеться до трусиков, а потом выполняя нелепые как по мне упражнения еще и отвечая на еще более глупые вопросы. Понятное дело, мой стеснительный ребенок просто замкнулся.

Дочь попросту перестала демонстративно идти на контакт с доктором, тем более та начала насильно ее заставлять делать упражнение и хамить. После чего у нас в карте появился дикий диагноз!

Но я-то знаю, что ребенок полноценно развит, пришлось идти в частную клинику, где нас полностью обследовали и опровергли все эти «бредни сумасшедшей»! Выбирайте правильно врачей! (Екатерина)

Диагноз на первой комиссии поставили быстро, а вот чтобы снять пришлось больше часа выполнять разного рода упражнения, на логику, письмо, чтению, математику, память, воображение и т.д. Хорошо, что сын не растерялся и все выполнил на отлично. ЗПР с нас сняли, хотя, почему-то неохотно. (Марта) Нас невропатолог отправил на ПМПК, тестировали порядка часа, где заставили выполнять сложные и непонятные задания (не соответствующие возрасту ребенка). Ребенок уже был уставший, так как мы сначала прошли логопеда, психиатра, офтальмолога и ЛОРА.

Ясно-понятно, что сын растерянный, рассеянный, напуганный, нормально среагировать на ситуации не мог. Как результат, нам не просто не сняли подозрение на ЗПР, а его подтвердили! Короче я в шоке, знаю, что все в норме, теперь вот думаем, требовать перекомиссию или походить в спецкласс все же, выработать у сына уверенность в себе… (Надя)

Не верьте прогнозам некомпетентных врачей, ЗПР поддается коррекции, важно только подобрать правильные упражнения, занятия и методы. Удачи всем. (Нина) С нас ПМПК снял диагноз ЗПР с ребенка-школьника в 9 лет, при том, что никакого особенного сдвига в развитии с 6 лет так и не случилось, на мои вопросы мне просто пригрозили, что сейчас выставят с кабинета. Где справедливость в этом мире, ну не пойму. (Ольга) Снять можно, только ПМПК собирается у нас редко (в определенные месяцы и дни), вот и приходится долго ждать. (Соня) В нашем случае я добивалась 3 года постановки диагноза, с подтверждением на комиссии, поставили диагноз на 3 года с последующей пере комиссией. По итогу, на перекомиссию мы пришли, дочь сложно шла на контакт, задания выполняла только с помощью взрослых, при этом не проронив и слова, и знаете, нам успешно сняли ЗПР.

Как я не возмущалась, не ссорилась, просто дали заключение и отправили… Ну как так… Теперь директор школы решает, что с нами делать, так как в обычный класс нас перевести не может, так как видит наши особенности, а в спецклассе оставить не может по законодательству, вот как тут не нервничать! (Ирина)

Сначала испугалась диагноза. А потом взяла себя в руки, не доверяя прогнозам невропатолога (утверждал, что надо просто принять ситуацию), и начала заниматься по разным методикам с ребенком. Результат? 4 года и у нас официально нет ЗПР, мы развиваемся полноценно. (Елена) А нам отказались снимать диагноз, хотя у нас уже все хорошо и только по причине того, что я написала отказ от медикаментозного лечения. Ну не понимаю я, зачем пичкать ребенка седативкой! Теперь обиваю пороги главврачей и остальных инстанций, чтобы все-таки нас взяли на перекомиссию. (Алина)

Вывод

Да, после того как слышишь диагноз ЗПР после очередного посещения невропатолога, а потом все это подтверждает ПМПК, опускаются руки, и перспектива не просматривается. Но ЗПР – это не приговор, и поддается коррекции, в одних случаях можно избавится от проблем полностью, а во-вторых – частично. Все будет зависеть от происхождения заболевания и методам коррекции.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не стоит отчаиваться, статистика показывает, что большая часть детей к 10 годам догоняет по развитию сверстников, и ПМПК снимает диагноз.

Задержка психического развития у ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here