Логотерапия

Логотерапия как необходимость времени

logoterapiya-3

Логотерапия — это психотерапия в духовных терминах, ориентированная на смысл (от греч. Логос — смысл, слово). Терапия рассматривает человека с точки зрения димензиональной антропологии, что подразумевает наличие в человеке трех составляющих — не только психологической и физической, но и духовной (ноэтической) личности.

Логотерапия — одна из самых мощнейших теорий мотивации современности. Она учит обходится человеку с происходящим с точки зрения использования внутренних ресурсов, позволяя обрести личностную основу, тем самым ощущая себя наполненным существом. Это позволяет реализовывать свое предназначение вне зависимости от тех внешних обстоятельств, психических или физических ограничений.

В период с 1946 по 1952 год доктор медицины и доктор философии Виктор Франкль опубликовал десять книг, в которых изложил основы логотерапии и экзистенциального анализа, основываясь не только на теоретических рассуждениях, но и на богатейшем материале из практики. В 1959 году он опубликовал первое систематическое изложение этой теории в работе под названием «Очерк экзистенциального анализа и логотерапии».

В 1972 году ученица и последовательница Виктора Франкля Элизабет Лукас (ElisabethLukas) защитила первую в Европе диссертацию по логотерпии. В 1986 году она и её муж основали под Мюнхеном Южнобаварский Институт Логотерапии и Экзистенциального анализа (Süddeutsche Institut für Logotherapie und Existenzanalyse), в котором и по сей день проходит активное обучение студентов – врачей, педагогов, философов, психотерапевтов, социальных работников. Все, окончившие институт и продолжающие трудиться в области логотерапии, составляют третье поколение логотерапевтов. В настоящее время Логотерапия стала широко признанным направлением в психотерапии и лечение у логотерапевта оплачивается в Австрии больничной кассой.

Логотерапия – это психотерапевтический метод, при котором терапевт помогает пациенту принять себя не только как психофизическое существо, но и как духовную личность. И именно с этой позиции духовной личности увидеть осознать свою жизнь, свою экзистенцию.

Учебный план Полного курса

Пройдя обучение, дипломированный студент (педагог; педагог-психолог; социальный работник по работе с людьми, подверженными алкогольной или наркотической зависимости; работник, связанный с (немедицинским) сопровождением пациента, хосписов) научится проводить как ребенка, так и взрослого по пути осознания его ценностных категорий – «творческих ценностях, ценностях восприятия и ценностях установки», умению в любой жизненной ситуации ответить на вопрос «ради чего?». Тем самым поможет найти человеку собственную мотивацию к жизни, учебе, общению в социальной среде в разных жизненных ситуациях, умению осознанно проходить жизненные кризисы.

Логотерапевт — менеджер, коучинг-тренер после окончания курса будет способен помочь своему клиенту справляться с личными и рабочими трудностями с точки зрения использования внутренних ресурсов самого человека (умение не терять голову в сложных ситуациях, умении применять оригинальные и креативные решения). Что позволит выполнять необходимые рабочие задачи вне зависимости от внешних обстоятельств, степени burnout, психических или физических ограничений. Изученные методики Логотерапии помогут для решения проблем привития основ лояльности и стрессоустойчивости сотрудников банков, продажи – всех отраслей, занимающихся клиентоориентированной профессиональной деятельностью.

Основная программа состоит из двух модулей (4 семестров обучения), направленных на формирование различных профессиональных компетенций, по освоению каждого из которых слушатель получает соответствующий документ.

Прохождение первого модуля программы дает государственное российское удостоверение повышения квалификации ВУЗа-партнера (72 часа), а второго модуля — государственный российский диплом о переподготовке с правом на работу в Российской Федерации (1100 часов) и немецкий диплом с правом работы в Евросоюзе (510 часов) и европейскую лицензию логотерапевта (R) RGLE (FLP-EU).

После обучения гарантируется: cопровождение студента по профессиональным вопросам; допуск к постоянным обновлениям в курсе; подключение к практической работе международной научной школы Логотерапии, участие в конгрессах, конференциях SIL; возможность публикаций по теме Логотерапия в европейских журналах.

Первый модуль обучения

Первый семестр обучения. О сущности человека.

Логотерапия как теория личности (логотерапевтическая антропология). Основы неклинической психотерапии.

Ключевые слова и рассматриваемые понятия: свобода, ответственность человека, экзистенция как духовное бытие, десять тезисов о духовной личности, самодистанцирование и самотрансценденция, три измерения бытия человека, трансценденция совести, свобода и ответственность, концепт воли к смыслу, понятие смысла в логотерапии, смысл и ценности человека, лого-тест Э. Лукас, самопознание и обхождение с самим собой, В.Франкль о характере. Системная эннеаграмма как типология личности — практический семинар.

Второй семестр обучения. Предотвращение кризисов.

Логотерапевтические принципы психогигиены. Логотерапия в профилактике кризисных состояний. Личностные кризисы. Логотерапия в контексте кризисных ситуаций. Основы индивидуального консультрования.

Ключевые слова и рассматриваемые понятия: логотерапевтические принципы психогигиены, критические замечания о психосоматике (по В.Франклю), способность принимать решения и сила воли. Тренинг по восприятию смысла (по Э. Лукас). Настроенность на смысловую тематику (по Йозефу Фабри). Экзистенциально-аналитический разговор (по У. Бешемайеру). Метод дерефлексии. Логотерапевтическая медитация (по Э. Лукас). Нарративная логотерапия (по В. Курцу). Логотерапия и музыкальная медитация (по О. Цоку). Смысл (и духовность) рабочей деятельности человека и творческая составляющая по В.Франклю. Невроз боязни безработицы, burnout (выгорание) менеджеров, предотвращение стресса. Коллективные неврозы. Пирамидальная и параллельная ценностная ориентация. Библиографические принципы (по В.Франклю и Э.Лукас). Практический семинар по методикам логотерапии. Логотерапевтическое письмо клиенту.

Второй модуль обучения

Третий семестр обучения. Сопровождение в кризисных ситуациях.

Логотерапевтические принципы психогигиены. Логотерапия в кризисных ситуациях (учение о неврозах и психозах). Принципы, система, механизмы реализации немедицинского сопровождения.

Ключевые слова и рассматриваемые понятия: Логотерапевтический взгляд на: невротические нарушения и страх, неврозы (включая ноогенные) и психозы, реакции на сильный стресс, диссоциативные и соматоформные расстройства, психосоматика, пищевые нарушения и нарушение сна, зависимости (включая игроманию), расстройства личности. Практический семинар — Некогнетивные методы логотерапии (арт, музыкальная, театральная и рисовальные терапии, логотерапевтические карты трансформации смысла и принятия решения).

Четвертый семестр обучения. Логотерапия как врачебное душепопечительство.

Логотерапия в работе с экзистенциальными переживаниями. Логотерапия в контексте кризисных ситуаций (практический курс). Трагическая триада – страдание, вина, смерть.

Ключевые слова и рассматриваемые понятия: десять тезисов о духовной личности: основные идеи врачебного душепопечительства. План лечения по работе с пациентом с лицевой травмой (по У. Бешемайеру). Логотерапевтические принципы при сопровождении неизлечимых соматических заболеваний (по Э. Лукас). Логотерапия и экзистенциальный анализ при преодолении ударов судьбы. Концепция установочных ценностей и значение способности переживать страдание. Сократический диалог в логотерапии. Опыт познания смерти в собственной жизни. Логотерапевтическое сопровождение умирающих или сопровождение на пороге жизни и смерти. Помощь умирающим: импульсы логотерапии. Логотерапевтическая работа скорби. Логотерапия Виктора Франкля в современной профессиональной среде. Логотерапия и экзистенциальный анализ в геронтагогике. Концепция «сверхсмысла», «Бессознательный Бог» (Виктор Франкль). Практический обучающий семинар по методикам логотерапии, кейсовая работа в группах на усвоение методик и техник. Логотерапия как искусство: тренинг создания собственной методологической концепции.

Методика сократического диалога, логотерапевтическая теория неврозов, техники парадоксальной интенции

logoterapiya-1

Основателем логотерапии (от греческого «logos» — слово и therapeia — забота, уход, лечение) является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смысл человечес­кого существования и осуществляется поиск этого смысла, стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояние равнове­сия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в одной из трех сфер: творчестве; эмоциональных переживаниях; сознательном принятии тех обстоятельств, которые че­ловек не в состоянии изменить.Центральной в концепции В. Франкла является проблема ответственности. Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Свобода превалирует над необ­ходимостью.Выход за свои пределы В. Франкл обозначает понятием самотрансценденции и считает самоактуализацию лишь од­ним из моментов самотрансценденции. Франкл следующим образом описывает механизм обра­зования патологической реакции

страха: у человека появ­ляются страх перед каким-либо явлением (сердечный при­ступ, инфаркт, онкозаболевания и т.д.), реакция ожида­ния — страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, не­посредственно связанные с событием. На свой страх чело­век начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).В сложившейся ситуации Франкл предлагает использо­вать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоот­странению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистан­цироваться и тем самым обрести контроль над собой и ситуацией. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья».Отсюда вытекают основные положения логотерапии: 1.Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни. 2. Смысл жизни не может быть дан человеку извне, пред­ложен или навязан. Он должен найти его вполне само­стоятельно.

Логотерапия. Основы направления

logoterapiya-2

Основателем логотерапии (от греческого «Іодоз» — слово и іпегареіа — забота, уход, лечение) является В. Франкл.

В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».

Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа:

1. Способствующие созиданию духовной личности.

2. Разрушающие духовность.

3. Безразличные по отношению к духовности. Человек несет ответственность за свои поступки. Уход от ответственности также является поступком, за который человек расплачивается. Человек всегда свободен в выборе своих

поступков, в принятии решения, но только в случае выбора созидающего поступка реализуется смысл жизни.

Созидающие поступки направлены на поиск ценностей творчества, переживания и отношения. Для каждого человека эти ценности уникальны, конкретны и неповторимы, поэтому человек в поисках смысла жизни ищет и находит свою область, в которой он реализует себя и строит свою личность.

Если у человека возникает состояние потери смысла жизни, В. Франки рекомендует понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности. Обретя самоценность, ценность окружающих людей и мира, в котором он живет, человек обретает уверенность в себе, своей полноценности, нужности, т.е. смысл существования. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах — смысл жизни всегда может быть найден.

В основе подхода к личности В. Франкла три основные понятия: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни». По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для современного нормального человека. И именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу.

Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. Как правило, потеря смысла жизни происходит при сильных психотравмирующих событиях: гибели близких людей, участии в военных действиях и т.д.

Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни (или обобщенные ценности, которые выполняют ту же функцию) может быть найден человеком в одной из трех сфер:

  • сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.

Ценности — это смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в жизни общества.

Из трех групп ценностей — творчество, переживания и отношения — приоритет принадлежит ценностям творчества. В ценностях переживания Франкл особенно выделяет любовь как переживание, имеющее наибольший смысловой потенциал.

Центральной в концепции В. Франкла является проблема ответственности. Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Свобода превалирует над необходимостью.

Выход за свои пределы В. Франкл обозначает понятием самотрансценденции и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

Самотрансценденция и способность к самоотстранению — центральные понятия в логотерапии.

Франкл следующим образом описывает механизм образования патологической реакции страха: у человека появляются страх перед каким-либо явлением (сердечный приступ, инфаркт, онкозаболевания и т.д.), реакция ожидания — страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свой страх человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).

В сложившейся ситуации Франкл предлагает использовать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоотстранению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистанцироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над собой и ситуацией.

Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья».

Отсюда вытекают основные положения логотерапии:

· Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни.

· Смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно.

Для того чтобы помочь человеку в решении его проблемах, Франкл предлагает два основных метода:

— метод парадоксальной интенции *.

1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях — то, что в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов.

2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.

В. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение. Собственный опыт В. Франкла в качестве заключенного концентрационного лагеря подтверждает правомерность его позиций. Именно там В. Франкл убедился, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. Для этого нужно сохранять смысл жизни. Свой опыт он описал в книге «Психолог в концлагере»

(1946). В концентрационном лагере в большей степени были способны к выживанию те люди, у которых была задача, ожидавшая своего решения и воплощения. Когда Франкла забрали в Освенцим, у него конфисковали почти готовую к публикации рукопись, и «только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни».

Метод парадоксальной интенции используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал.

В логотерапии также используются следующие приемы персональное осмысление жизни; «сократовский диалог».

3. Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него

59 теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрослого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.

4. «Сократовский диалог». Задача данного приема — вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. «Сократовский диалог» — своего рода интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.

Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Смотреть что такое «логотерапия» в других словарях:

логотерапия — логотерапия … Орфографический словарь-справочник

Логотерапия — (от греч. logos слово и therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что развитие … Психологический словарь

ЛОГОТЕРАПИЯ — (от греч. logotherapie) выражение, введенное Виктором Э. Франклем, долженствующее обозначать психиатрию, которая (при резком отрицании психоаналитических и индивидуальнопсихологических методов) стремится к осознанию не инстинктивного, а духовного … Философская энциклопедия

Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования (см. Логоанализ). Разработана В. Франклом. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий… … Википедия

ЛОГОТЕРАПИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

логотерапия — (logotherapia; лого + терапия) форма психотерапии, направленная на достижение понимания больным смысла и неизбежности его страданий; применяется зарубежными психотерапевтами: имеет экзистенциалистическую направленность … Большой медицинский словарь

ЛОГОТЕРАПИЯ — Метод психотерапии, созданный Франклом (Frankl V. Е.) (древнегр. logos смысл), и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы… … Психотерапевтическая энциклопедия

Логотерапия — (лого + греч. therapeia – лечение) (Frankl V.E., 1961). Психотерапевтическая система, основанная на экзистенциалистских представлениях. Объект ее применения – так называемые ноогенные неврозы, состояния экзистенциальной фрустрации и… … Толковый словарь психиатрических терминов

Логотерапия — (лечение смыслом) направление в психол. и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Л. исходит из того, что основной движущей силой в поведении и развитии человека является его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни.… … Педагогический словарь

логотерапия — (от греч. logos слово, значение, смысл и therapeia забота, уход, лечение) 1) термин, предложенный В.В. Ковалевым для обозначения широкого спектра лечебных воздействий посредством слова. Т. е. в данном смысле использовано одно, достаточно… … Дефектология. Словарь-справочник

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

Смотреть что такое «ЛОГОТЕРАПИЯ» в других словарях:

логотерапия — логотерапия … Орфографический словарь-справочник

логотерапия — теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом. Л. исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или… … Большая психологическая энциклопедия

Логотерапия — (от греч. logos слово и therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что развитие … Психологический словарь

ЛОГОТЕРАПИЯ — (от греч. logotherapie) выражение, введенное Виктором Э. Франклем, долженствующее обозначать психиатрию, которая (при резком отрицании психоаналитических и индивидуальнопсихологических методов) стремится к осознанию не инстинктивного, а духовного … Философская энциклопедия

Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования (см. Логоанализ). Разработана В. Франклом. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий… … Википедия

ЛОГОТЕРАПИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

логотерапия — (logotherapia; лого + терапия) форма психотерапии, направленная на достижение понимания больным смысла и неизбежности его страданий; применяется зарубежными психотерапевтами: имеет экзистенциалистическую направленность … Большой медицинский словарь

Логотерапия — (лого + греч. therapeia – лечение) (Frankl V.E., 1961). Психотерапевтическая система, основанная на экзистенциалистских представлениях. Объект ее применения – так называемые ноогенные неврозы, состояния экзистенциальной фрустрации и… … Толковый словарь психиатрических терминов

Логотерапия — (лечение смыслом) направление в психол. и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Л. исходит из того, что основной движущей силой в поведении и развитии человека является его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни.… … Педагогический словарь

логотерапия — (от греч. logos слово, значение, смысл и therapeia забота, уход, лечение) 1) термин, предложенный В.В. Ковалевым для обозначения широкого спектра лечебных воздействий посредством слова. Т. е. в данном смысле использовано одно, достаточно… … Дефектология. Словарь-справочник

Логотерапия Франкла

Наверняка вы в своей жизни хоть раз задавались вопросом о смысле жизни. Для чего мы пришли в этот мир, для чего живем и к чему приведет наше существование? Каждый находит ответы на эти вопросы сам и у каждого они свои. Одни могут прийти к ним с течением времени, другие сразу же, не задумываясь, отвечают. Но мало кто никогда не спрашивал себя об этом. Как вы думаете, почему?

Основные понятия логотерапии Франкла

Оказывается, австрийский психотерапевт Виктор Франкл в своем труде “Основы логотерапии” пришел к выводу, что все дело в нашей человеческой сущности. Человек просто не может существовать без смысла жизни. Стремление к нему – основная мотивация силы в человеке. Мы не можем жить в состоянии, лишенном напряжения, нам просто необходимо напряженное стремление к какому-то смыслу и к его реализации.

Основные положения логотерапии Франкла заключаются в том, что основной силой, которая движет человека по жизни, является стремление личности к поиску и воплощению своего собственного смысла существования. Отсутствие такого смысла или невозможность воплотить его в жизнь вызывает в человеке состояние неудовлетворенности, апатии, депрессии, невроза, утраты интереса к жизни. Техники и методы логотерапии в таком случае помогают личности снова обрести потерянное предназначение в жизни. Утерянные ценности могут быть найдены в одной из таких сфер: религия, творчество (того, что мы даем жизни), переживание (с помощью того, что мы получаем от мира), а также сознательное принятие тех обстоятельств, которые никак невозможно изменить.

В какой-то мере логотерапия Франкла схожа с классическим психоанализом Фрейда, однако Франкл утверждает, что логотерапия, в отличии от психоанализа, понимает главной целью человека актуализацию ценностей и реализацию устремлений, нежели обыкновенную адаптацию, приспособление к окружающей среде, обществу и удовлетворение врожденных инстинктов и влечений. Логотерапия стремиться к тому, что бы человек смог обрести свободу путем принятия ответственности за самого себя. С точки зрения Франкла человек не изобретает, не создает какой-то свой смысл жизни, а находит его в окружающей действительности, в окружающем мире.

Для того, что бы вас ни посещало состояние апатии и депрессии, будьте смелыми в определении собственных стремлений в жизни и реализовывайте их, несмотря ни на какие препятствия.

Логотерапия — относительно молодое направление, разработанное австрийским психиатром и психологом Виктором Франклом в середине прошлого столетия. В основе термина лежит греческое слово «логос», используемое в данном случае в значении «смысл».

Особенность направления в том, что логотерапевты не ставят перед собой цель убедить в чем-то своего клиента, их задача состоит в обретении человеком своего собственного индивидуального жизненного смысла. Суть метода довольно сложно охарактеризовать кратко, вот как сам Франкл иронично отреагировал на попытку собеседника описать в двух словах смысл логотерапевтического подхода.

Я вспоминаю американского врача, который однажды обратился ко мне с вопросом: «Скажите, доктор, вы психоаналитик?». На что я ответил: «Не совсем; скажем так – я психотерапевт». Тогда он спросил меня: «К какой школе вы относитесь?». Я ответил: «У меня свое собственное направление, оно называется логотерапия».

«Вы не могли бы сказать мне одной фразой, что такое логотерапия? – спросил он. – По крайней мере, какая разница между психоанализом и логотерапией?».

«Да, – сказал я, – но не могли бы вы сперва одной фразой пояснить, в чем, по-вашему, состоит суть психоанализа?» Его ответ был таким: «Во время психоанализа пациент должен лежать на кушетке и говорить вещи, о которых обычно говорить не принято». На что я незамедлительно сымпровизировал: «Ну, а в логотерапии пациент может сидеть на стуле, но должен слушать вещи, которые обычно не принято выслушивать».

Цель метода – обретение жизненного смысла, и Франкл говорит, что на пути его поиска важно сделать жизнь осмысленной и проживать свою персональную историю, руководствуясь тремя основными принципами:

  • ценность творчества (то, что индивид отдает жизни посредством творческой деятельности);
  • ценность переживания (то, как личность включается в переживание, например, любви);
  • ценность отношения (то, как человек принимает жизненные ситуации, которые не в его власти изменить).

В отличие от традиционного психоанализа логотерапия в гораздо меньшей степени концентрируется на прошлом, она ориентирована на будущее, на определение смыслов и задач, которые предстоит разрешить.

Человек в отсутствии обретенного смысла жизни и, как следствие, в невозможности его реализовать испытывает «экзистенциальную фрустрацию», которая может проявляться по-разному: от депрессии и апатии до попыток (иногда удачных) самоубийства.

Постоянное внутреннее напряжение не способствует ни творческому развитию, ни гармоничному существованию, ни тем более полному принятию себя и своего пути. Логотерапия помогает человеку среди всего многообразия смыслов найти свой собственный путем проактивного включения личности в многогранный жизненный процесс.

Франкл говорит: смысл жизни отличается от человека к человеку, со дня на день и от часа к часу. Поэтому речь идет не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Вопрос о смысле жизни вообще можно сравнить с вопросом к чемпиону мира по шахматам: «Скажите, учитель, какой ход самый лучший в мире?« В отрыве от конкретной игровой ситуации и личности противника, такой вещи, как лучший или даже просто хороший ход, не существует. То же относится и к смыслу жизни. Невозможно найти абстрактный смысл жизни. У каждого из нас свое собственное призвание и жизненная миссия; каждый должен выносить в душе свое собственное предназначение, которое ему надлежит осуществить. Жизнь каждого человеческого существа незаменима и неповторима. Уникальна в том числе и жизненная задача человека, равно как и пути ее осуществления.

Поскольку каждая ситуация в жизни представляет собой вызов человеку и проблему, которую он должен разрешить, вопрос о смысле жизни может быть поставлен в принципиально ином ракурсе. В конечном счете человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни; он должен сознавать, что он и есть тот, у кого спрашивают, – что этот вопрос обращен к нему, и что никто за него на этот вопрос не ответит.

Отвечая на этот поставленный жизнью вопрос, человек может отвечать только за свою жизнь. А чтобы ответить, он должен принять на себя ответственность за свою жизнь. В этой ответственности логотерапия усматривает самое суть человеческого существования.

Основные методы в логотерапевтической работе – сократический диалог и метод парадоксальной интенции, когда пациенту с фобиями предлагается представить себя в ситуации, которой он больше всего боится.

Если вам интересна тема логотерапии и поиска собственного смысла, то приходите на Международную Практическую Конференцию 1.0 в Москве 21-24 апреля 2017 года, где Светлана Штукарева проведет мастер-класс по логотерапии.

Светлана Штукарева – практикующий психолог-консультант, руководитель учебной части Международного Центра психологического консультирования Института повышения квалификации практикующих психологов, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Светлана Штукарева давно и активно занимается консультированием, основная сфера ее интересов – смыслоориентированная психология.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Логотерапия и Религия. Основные отличия

ШТУТГАРТСКОЕ «ОБЩЕСТВО ВРАЧЕЙ И ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЕЙ»

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА ВИКТОРА ФРАНКЛЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ (ГОРОД ЭЛЬМАУ, 1964).

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ: СТРАДАНИЯ ОТ БЕССМЫСЛЕННОСТИ (БЕССМЫСЛЕННОЙ) ЖИЗНИ

Религия для логотерапевта — предмет изучения, одна из многих реалий человеческой жизни, которые попадают в поле его профессионального зрения. И в рамках логотерапевтической сессии, вера человека, как и неверия, к удивлению, не считаются взаимоисключающими явлениями.

По этическому кодексу, логотерапевт должен относиться непредвзято ко всем своим пациентам — и к верующим, и к неверующим. Поэтому он обязан позаботиться о том, чтобы методика логотерапии подходила для лечения любого пациента, будь то верующий или атеист, и могла войти в арсенал каждого врача, вне зависимости от его личных убеждений.

Коль скоро логотерапия относится к области медицины в области психотерапии, необходимо провести чёткую границу между психотерапией и теологией (богостловием).

Цель логотерапии — исцеление души

Цель религии — спасение души

И хотя в обоих случаях речь идёт о душе, логотерапию и религию никак нельзя назвать явлениями одного порядка.

Религия пробуждает в душе человека более возвышенные устремления, открывает перед ним, так сказать, более широкие перспективы, чем логотерапия, причём верующего возвышает не познание, а вера.

Чтобы понять, как соотносится мирское, человеческое с божественным, надмирным, нужно вспомнить принцип золотого сечения, в соответствии с которым размер меньшей части соотносится с размером большей так же, как размер большей с размером целого. Как известно, у животного есть среда обитания, а у человека, по словам Макса Шелера, «есть целый мир». Так вот, человеческий мир соотносится с миром трансцендентным точно так же, как среда обитания животных — с нашим миром. И как животное не способно понять человека и осмыслить его мир, так и человек не способен постичь трансцендентный мир.

Когда обезьяне делают болезненные инъекции для получения иммунной сыворотки, разве она понимает, почему ей причиняют боль? Она живёт в своём мире и не может уразуметь, зачем люди ставят на ней опыты, ведь человеческий мир для неё — недосягаемая, недостижимая высота. Может быть, и над нашим миром существует другой непостижимый мир, некое средоточие высшего смысла, благодаря которому приобретают смысл и человеческие страдания?

Вера, открывающая путь в этот высший мир, заждется на любви. Это прописная истина. А вот другой факт известен, пожалуй, не так широко. Дело в том, что задатки веры есть и у животных. Наверное, каждому из нас доводилось видеть, с каким доверием смотрит в глаза своему хозяину собака, когда ей в силу необходимости, ради её же блага, скажем, на приёме у ветеринара причиняют боль. Она «не ведает», зачем ей причиняют боль, но «верит», что в этом есть смысл, поскольку доверяет своему хозяину, а доверяет она ему потому, что любит его — sit venia anthropomorphismo.

Человека нельзя толкнуть на духовный путь, тем более с помощью психотерапии. Психотерапевт просто не должен ставить на этом пути препоны в виде редукционистских предубеждений, которые внушают своим пациентам иные аналитики, поверхностно и превратно толкующие психоанализ. Хороший психотерапевт не станет умалять значение религиозных переживаний в глазах пациента, не станет убеждать его в том, что Бог просто-напросто олицетворяет собой отца, а религия — это всего лишь коллективный невроз.

С точки зрения логотерапии, религия представляется лишь предметом исследования, но предметом очень важным, и вот по какой причине: в рамках логотерапии придаётся большое значение понятию «логос», которое трактуется как «дух» и «смысл». Понятие «дух» вбирает в себя целый ряд сугубо человеческих свойств, которые логотерапевт, в отличие от сторонников редукционистских теорий, не считает порождением животного начала.

Одним из таких сугубо человеческих свойств является самотрансцендентность, устремлённость к высшему смыслу. Дело в том, что человек по сути своей всегда тяготеет к чему-то запредельному, всегда устремлён к какому-то смыслу. В жизни человеком движет не жажда удовольствия, не воля к власти и даже не потребность в самореализации, а стремление найти и выполнить своё предназначение. В рамках логотерапии — это тяготение именуется стремлением к смыслу.

Как помогает логотерапия?

Логотерапия (с греч. logos – слово, речь и thererapeia – забота, уход, лечение) – одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект. Логотерапию трудно назвать теорией в строгом смысле слова. Она близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается на психоанализе. Логотерапия – это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни.

Создатель логотерапии – В. Франкл, основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). После краткого увлечения психоанализом В. Франкл работал над созданием своей концепции, окончательное оформление которой произошло в экстремальных условиях фашистского концентрационного лагеря, узником которого В. Франкл был в 1942 – 1945 гг. Его теоретические и психотерапевтические взгляды прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников. Самая известная книга В. Франкла – «Человек в поисках смысла» — неоднократно переиздавалась во всем мире.

Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли.

В этом аспекте заложено несогласие – с бихевиоризмом, по сути, отвергающим представление о свободе воли; – с психоанализом, выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, тем самым проявляет психическое неблагополучие.

Стремление к осознанию смысла жизни В. Франкл считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни, и смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей, но обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека и его продуктивными достижениями.

Франкл, отстранившись от глубинных психоаналитических ориентаций, стремился к постижению вершинных психических переживаний и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на ноогенные неврозы (характеризуются утратой смысла жизни) и, ставя целью, раскрытие стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал терапию на преодоление «экзистенциального вакуума» – чувства пустоты и бессмысленности, а также на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» – страдания, вины и смерти.

Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естественен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний в связи с отсутствием бессмысленности и никчемности жизни.

Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении и развитии личности – именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.

В центре концепции В. Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, позволяющих сделать осмысленной человеческую жизнь: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь), и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить. Так как смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими, то из этого следует, согласно логике В. Франкла, что нет таких ситуаций и обстоятельств, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации В. Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, помогающая человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. Важно: смысл должен быть не только найден, но и реализован, т.к. его реализация связана с реализацией человеком самого себя. Деятельность человека в реализации смысла должна быть абсолютно свободной.

В. Франкл ввел понятие о ноэтическом уровне существования человека, пытаясь вывести его из-под действия биологических законов. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного уровня. Именно в духовном существовании находятся смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль.

Главное препятствие в поисках смысла жизни – центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» – как к другому человеку, так и к смыслу жизни. Смысл существования объективно заложен в каждом моменте жизни; психотерапевт не может определить его для клиента, так как он для каждого свой, но может помочь его увидеть.

Особый, уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить.

Таким образом, В. Франкл формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие ноэтического можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять