Адаптивность

Человек не рождается приспособленным к жизни в окружающем мире. Человеку даются инстинкты, которые заставляют его выживать, стремиться сохранить свою жизнь, продлить ее через своих детей, а также оставить какой-то след в истории человечества. Однако инстинкты еще не говорят о том, что человек адаптировался. В психологии часто рассматривается социальная адаптивность, принципы которой заключаются в том, что человек сознательно принимает те правила и рамки жизни людей, которые позволят ему комфортно сосуществовать с остальными.

Адаптивность воспринимается интернет-журналом psytheater.com очень важным качеством. Каждый человек склонен к адаптивности, то есть приспособлению к жизни в новом для себя мире, однако у всех людей получается сделать это по-своему. Каждый приспосабливается, как может. Порой это не всегда становится удачной стратегией. Однако у человека есть предпосылки к тому, чтобы сформировались те адаптивные модели и стратегии, которыми он пользуется.

Почему одни люди живут богато, а другие — бедно? Каждый из них приспособился к одним и тем же условиям жизни так, как смог, как было удобно, как получилось, как сам себе позволил. Образ жизни полностью зависит от того, какие решения человек принимает. Но сам человек довольно часто становится зависимым от тех условий, в которых он находится.

Все-таки человек зависит от того окружения, людей и обстоятельств, в которых пребывает. Он в одних условиях может быть неудачником, а в других – победителем, в компании одних людей – забитым и неинтересным, а в компании других – веселым и харизматичным. Человек один и тот же, но поведение его в различных обстоятельствах и условиях разное!

Образ жизни – это тот способ, благодаря которому человек сумел приспособиться к тем условиям жизни, в которых он находится. Почему он не смог иначе приспособиться к ним? Потому что человек руководствуется собственными страхами, комплексами, убеждениями, которые заставляют его приспособиться так, а не иначе.

Тот образ жизни, который вы ведете, — самый наилучший способ приспособления к тем условиям и обстоятельствам жизни, в которых периодически или постоянно пребываете. Разные люди в одних и тех же условиях приспосабливаются по-разному, как и разные условия жизни позволяют одному и тому же человеку вести себя по-разному. Соответственно, тот образ жизни, который вы ведете, каким бы приятным или отвратительным он ни был, стал вашим решением, которое вы приняли, когда приспосабливались к нему. И руководили вами не только внешние обстоятельства, но и ваши внутренние страхи, комплексы, убеждения, которые диктуют вам, что себе позволять и не позволять, на что идти и не идти, что себе разрешать и не разрешать, и т. д.

Если человек избавится от собственных внутренних ограничений, тогда станет способным приспособиться к любым условиям жизни, получая все выгоды, которые ему нужны. Люди по-разному ведут себя в одних и тех же обстоятельствах. Это говорит о том, что человек ведет себя в обстоятельствах жизни так, как сам себе это позволяет, основываясь на собственных страхах, комплексах и предубеждениях. А если всего этого не будет? Тогда человек в любых условиях жизни будет себя перестраивать так, чтобы получать выгоду даже там, где он не мог ее раньше найти.

Условия жизни могут быть разными. Но только от самого человека – его страхов, убеждений, мыслей, комплексов – зависит то, будет он жить успешно или нет. Простыми словами это называется способностью приспособиться к обстоятельствам так, чтобы получать выгоду.

Если какие-то обстоятельства заставляют вас быть бедным, никчемным и неуспешным, то поймите следующее: это ваши собственные страхи, мысли, комплексы и убеждения мешают в этих обстоятельствах быть счастливчиком. Если вы недовольны своим образом жизни, то измените его. И в этом вам поможет избавление от тех внутренних барьеров, которыми вы сами себя ограничиваете.

Что такое адаптивность?

Адаптивность является широким понятием, а не просто качеством человека. Абсолютно все люди являются адаптивными. Отличается лишь то, каким образом люди адаптируются к условиям жизни и насколько успешными являются эти модели и стратегии, которые человеком были выбраны. Что такое адаптивность? Это качество личности, которая изменяется и варьируется в своем мировоззрении и поведении, в зависимости от условий внешней среды.

Человек не живет в стабильных условиях жизни. Мир постоянно меняется. Меняются законы государства, общество становится другим, в природе могут возникать различные непредвиденные погодные катаклизмы и пр. Уже переезд человека на новое место жительства ставит его в новые условия. Первое попадание в детский садик или школу, первый приход на работу, где необходимо знакомиться с новыми людьми. Даже первый опыт ведения семейной жизни.

Человек с самого рождения вынужден адаптироваться к внешним условиям жизни. Что это такое? Это формирование определенного мировоззрения, поведения, способа мышления, что зависит от условий, в которых человек находится. Если человека поместить в другие обстоятельства, тогда он будет вынужден меняться, чтобы выжить, достигать успеха и желаемых целей.

Можно сказать, что умение достигать поставленных целей – это способность человека адаптироваться к тем условиям, в которых он проживает или находится. Эти условия могут меняться. Если человек способен быстро перестроиться под новые обстоятельства и найти такие способы дальнейшего поведения, которые помогут ему и дальше достигать своей цели, тогда он будет успешным человеком.

Это отличается от поведения индивида, который не достигает целей. Отсутствие желаемого говорит либо о том, что человек не слишком его желает, либо о том, что он просто плохо адаптируется к новым условиям жизни.

  • Наиболее адаптивным человек является в детстве, когда он еще ничего не знает и не умеет. Все, чему он учится, соответствует тем условиям, в которых он проживает.
  • Наименее адаптивным человек становится с годами. Чем старше человек, тем менее он адаптируется. Это больше связано с менталитетом, который гласит о том, что более старшие люди являются мудрыми и опытными. На самом деле люди, которые уже достигли своего пенсионного возраста, наработали те навыки, которые были более-менее эффективны в тех условиях, в которых они вырабатывались. Если время изменилось, нравы в обществе поменялись, тогда опыт старшего поколения может быть бессмысленным и мало эффективным.

Если понаблюдать, то пожилые люди достаточно часто вспоминают о тех годах, когда они сами были молодыми, о тех ценах, которые тогда существовали, о тех нравах в обществе, которые тогда наблюдались. Если человек не желает меняться и приспосабливаться к условиям современного мира, тогда он начинает вспоминать о прошлом, полагая, что тогда жилось лучше. На самом деле человек просто умеет жить в других обстоятельствах жизни, а не в тех, которые бытуют сейчас.

Адаптивность – это сознательное изменение человека в его мировоззрении, поведении и духовном развитии. Она требует интеллектуальной гибкости, способности замечать перемены в обществе и быстро под них подстраиваться. Под «подстраиваться» понимается не жить паразитически, а быть способными изменить свое поведение или мышление под новые условия настолько, чтобы и дальше иметь все, что хочется, достигать других целей и просто жить в свое удовольствие, несмотря на то, что обстоятельства изменились.

Так, выделяют людей с:

  • Низкой адаптивностью.
  • Высокой адаптивностью. Она позволяет человеку не бояться жить в постоянно меняющемся мире, поскольку он всегда готов меняться, пересматривать свои привычки и взгляды, жить по-новому, обучаться и т. д.

Адаптивность происходит на трех уровнях:

  1. Биологическом – способность человека следить за своим здоровьем и находить способы его сохранения в любых условиях окружающего мира.
  2. Социальном – наработка навыков и умений человека существовать с другими людьми, анализировать ситуации, быстро меняться, находить выходы из конфликтных событий, находить общий язык с людьми и пр.
  3. Психологическом – умение человека сохранять внутренний баланс и равновесие, независимо от окружающий условий жизни.

перейти наверх

Социальная адаптивность

Адаптивность на социальном уровне считается одной из главных, поскольку человек живет в социуме, в котором он должен интегрироваться, что приведет к развитию:

  • Самосознания.
  • Навыков самообслуживания.
  • Самоконтроля.
  • Адекватного поведения с людьми.

Обычно человек двумя способами приспосабливается в социуме:

  1. Самоизолируется и преображает маленький мирок под собственные нужды.
  2. Выходит в социум и начинает взаимодействовать с людьми, налаживать с ними общий язык, поддерживать контакты, приобщаться к общественным традициям и правилам.

У человека постоянно возникают ситуации, когда он должен адаптироваться: смена места жительства, смена учебного заведения, попадание в новый коллектив людей, смена работы и пр. Каждый раз человек должен отказываться от привычного и приспосабливаться к новым условиям. Здесь он проявляет высокую или низкую адаптивность.

Низкая адаптивность сопровождается стрессом, когда человеку нужно много времени уделить тому, чтобы привыкнуть к новым условиям жизни. Человек не способен быстро прощаться с прошлым и смиряться с новым, настоящим. Нередко человек желает вернуться к прошлому, поскольку даже не старается приспособиться к неизведанному.

Высокая адаптивность помогает человеку менее стрессово перенести необходимость привыкать к чему-то новому. Человек просто смиряется с фактом неизбежного возникновения новых обстоятельств и необходимости привыкать к ним, учиться в них жить и достигать желаемого внутреннего и внешнего равновесия.

Если человек не адаптируется к социальной среде, тогда у него развивается поведение:

  • Девиантное – когда он старается противоречить установленным законам и правилам, жить по-своему, нередко причиняя вред или ущемляя свободу других людей.
  • Патологическое – когда формируются новые модели поведения, которые не вписываются в социально приемлемые, при этом кажутся странными, ненормальными, отклоняющимися от здоровой.

Человек живет в социуме, в котором бытуют свои традиции, устои, права и законы. Каждый человек должен их придерживаться, знать и соблюдать. Существуют строгие разграничения между дозволенным и недозволенным, принятым и неприятным, плохим и хорошим. Если человек хочет адаптироваться, тогда он должен знать, как живет общество, и соблюдать все приемлемые формы поведения и мышления.

Адаптивность – это сознательная способность человека подогнать свою психику и способы мышления под те шаблоны, которые существуют в социуме, чтобы получить поддержку, уважение и понимание со стороны окружающих людей. Это не предполагает полное подчинение человека к социуму. Здесь понимается лишь изменение себя на тех уровнях, где это требуется, с сохранением своего «Я», желаний, мыслей, взглядов и пр.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

перейти наверх

Человек является адаптивным существом. Однако его адаптация зависит от сознательных побуждений и готовности меняться, а не застревать в том, что уже не вернуть, ушло в прошлое. Наиболее адаптивными считаются дети, которые готовы обучаться и изучать все, что им необходимо для нынешней жизни. Менее адаптивными становятся пожилые люди, которые не хотят меняться, а упрекают жизнь за то, что она уже не такая, какой была прежде.

Адаптивность — определение, особенности работы механизма

Адаптивность — способность к адаптации, приспособлению человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

Адаптивность не стоит путать со способностью социализироваться.

Поскольку адаптация – процесс взаимопроникающий, значит, изменяться может не только личность, но и среда, в которой он существует.

Особенности адаптации человека к новой среде

Сумев приноровиться к обществу, человек может так и не адаптироваться в нем. Это значит, что нравственные установки и личные принципы совершенно расходятся с теми, что существуют в окружающей среде – культурной, социальной, коммуникативной.

В таком случае человеку самому необходимо решать, что стоит изменить, чтобы не находиться в подавленном эмоциональном состоянии. Поэтому адаптивность стоит определять не только как способность адаптироваться к переменам, но и как желание приспособиться к ним.

Адаптивность прежде всего заключается в анализе и адекватном восприятии окружающей среды, вследствие чего вырабатывается умение оставаться целостной личностью. Кроме того адаптивность выражается в способности преобразовывать окружающую индивидуума действительность сообразно своим этическим и моральным представлениям.

Если человек обладает адаптивностью, то он намного легче переносит перемены в жизни, имеет возможность адекватно сориентироваться в любой (особенно неприятной) ситуации, обладает более высокой эмоциональной устойчивостью, а также способен меняться, что не пугает, а только вдохновляет его.

Логико-гносеологическая терминология

( Светуньков С.Г., Хан Т.В. Логико-гносеологическая терминология в экономике (краткий словарь). — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — С. 9-10.)

Методология планирования базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип адаптивности, который «предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям, как в самом объекте планирования, так и во внешней среде» (Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка. – М., 2003. – С. 64). Или другой пример: «Переход к рыночным отношениям в экономике России самым непосредственным образом затронул и сферу образования. Структурные изменения в рамках проводимых реформ вызвали глубокий экономический кризис, привели к резкому снижению реального финансирования системы образования со стороны государства. В этих условиях государственные образовательные учреждения были вынуждены искать новые формы адаптации к изменившейся внешней среде и, в частности, перейти к оказанию дополнительных образовательных услуг на коммерческой основе» (Долгов А.П., Сузова М.В. Адаптация систем профессионального образования к рыночным условиям. – СПб., 2002. – С. 5.).

«Исключительно важно, чтобы стратегия фирмы разрабатывалась и излагалась в ситуационной форме, обеспечивающей её адаптивность, то есть предусматривала различные наборы действий в зависимости от складывающихся условий. Понятно, что такой подход существенно усложняет разработку документа, но в условиях быстро меняющейся обстановки хозяйственной деятельности иной подход зачастую просто не годится: стратегии могут устаревать ещё до начала своей реализации, что вообще лишает смысла их разработку в таком виде» (Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э.Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. – СПб., 2000. – С. 139.).

Лит.: (1) Ланге О. Введение в экономическую кибернетику. – М., 1968; (2) Светуньков С.Г. Эконометрические методы прогнозирования спроса. – М., 1993; (3) Цыпкин Я.З. Адаптация и обучение в автоматических системах. – М., 1968.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» МЛО-АМ

Сейчас вам будет предложен ряд вопросов, на которые вы должны ответить только «да» или «нет». Вопросы касаются непосредственно вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с кем-либо – отвечайте исходя из того, что больше соответствует вашему состоянию или представлению о самом себе.

Прежде чем начать опрос, укажите, пожалуйста, возраст (от 16 лет).

адаптивность — (неадаптивность) Тенденции функционирования системы целеустремленной, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых в ходе деятельности результатов. Адаптивность выражается в их согласованности. Различия в трактовке целей… … Большая психологическая энциклопедия

адаптивность — Способность устройств и программ для повышения эффективности работы в зависимости от внешних факторов изменять свои параметры и характеристики. Адаптивность обеспечивает адаптацию приспосабливаемость устройств и программ к условиям их применения … Справочник технического переводчика

АДАПТИВНОСТЬ — англ. adaptivity; нем. Adaptivitat. Способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

АДАПТИВНОСТЬ — способность к адаптации. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

АДАПТИВНОСТЬ — АДАПТИВНОСТЬ. 1. Приспособление к уровню обученности учащегося. 2. Способность компьютерных программных средств изменять свою структуру, параметры, алгоритм функционирования в зависимости от изменений условий внешней среды, хода диалога с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

адаптивность — Морфологическая и функциональная приспособляемость организмов и их популяций к местным условиям существования и воздействию биотических и абиотических факторов. Syn.: адаптация … Словарь по географии

Адаптивность — интеллектуальное качество личности, выражающее способность человека менять способы мышления и интеллектуальной деятельности соответственно поставленным умственным, в том числе учебным задачам и условиям их решения. Адаптивность характеризует… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

адаптивность — prisitaikomumas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Paveldimas organizmų gebėjimas prisitaikyti prie kintančių aplinkos sąlygų (pvz., kultūrinių augalų kenkėjai – ligas sukeliantys mikroorganizmai, vabzdžiai ir erkės – gana… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

адаптивность — adaptyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Indiv >Sporto terminų žodynas

адаптивность — adaptyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pastovus organizmo prisitaikymo rezultatas, pasireiškiantis įvykusiomis funkcinėmis ir struktūrinėmis sportininko organizmo permainomis dėl sportinės veiklos poveikio. kilmė lot.… … Sporto terminų žodynas

адаптивность — способность к адаптации … Большой медицинский словарь

адаптивность — (неадаптивность) Тенденции функционирования системы целеустремленной, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых в ходе деятельности результатов. Адаптивность выражается в их согласованности. Различия в трактовке целей… … Большая психологическая энциклопедия

адаптивность — Способность устройств и программ для повышения эффективности работы в зависимости от внешних факторов изменять свои параметры и характеристики. Адаптивность обеспечивает адаптацию приспосабливаемость устройств и программ к условиям их применения … Справочник технического переводчика

АДАПТИВНОСТЬ — способность к адаптации. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

АДАПТИВНОСТЬ — АДАПТИВНОСТЬ. 1. Приспособление к уровню обученности учащегося. 2. Способность компьютерных программных средств изменять свою структуру, параметры, алгоритм функционирования в зависимости от изменений условий внешней среды, хода диалога с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

адаптивность — Морфологическая и функциональная приспособляемость организмов и их популяций к местным условиям существования и воздействию биотических и абиотических факторов. Syn.: адаптация … Словарь по географии

Адаптивность — интеллектуальное качество личности, выражающее способность человека менять способы мышления и интеллектуальной деятельности соответственно поставленным умственным, в том числе учебным задачам и условиям их решения. Адаптивность характеризует… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

адаптивность — prisitaikomumas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Paveldimas organizmų gebėjimas prisitaikyti prie kintančių aplinkos sąlygų (pvz., kultūrinių augalų kenkėjai – ligas sukeliantys mikroorganizmai, vabzdžiai ir erkės – gana… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

адаптивность — adaptyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Indiv >Sporto terminų žodynas

адаптивность — adaptyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pastovus organizmo prisitaikymo rezultatas, pasireiškiantis įvykusiomis funkcinėmis ir struktūrinėmis sportininko organizmo permainomis dėl sportinės veiklos poveikio. kilmė lot.… … Sporto terminų žodynas

адаптивность — способность к адаптации … Большой медицинский словарь

Каждое живое существо и элемент не существуют в отдельности от всех остальных. Человек рождается не просто в семье, а в целом социуме. Даже в известной сказке «Маугли» главному герою необходимо было приспособиться к животному миру. Это называется социальной адаптивностью – свойством, при котором живой организм должен приспособиться к окружающей среде. Важными здесь становятся и принципы адаптивности, которые есть в психологии.

Зачем человек адаптируется?

Зачем человек адаптируется? Данный процесс является как инстинктивным (подсознательным), так и вынужденным (осознанным). Во-первых, человек приспосабливается с целью самосохранения и выживания. Если отсутствует данный процесс, тогда он становится изгоем (в лучшем случае) либо умирает (погибает).

Во-вторых, это помогает человеку установить контакты с внешним миром, в котором он непосредственно проживает.

Важно понимать, что системы, которые влияют на человека, в некоторой степени сами могут поддаваться давлению со стороны человека. Так, каждый вынужден подстраиваться, то есть подчиняться некоторым принципам и законам той системы, в которой он находится. В большей степени человек должен приспосабливаться к той системе, которая является устойчивой.

В некоторых случаях индивид может сам повлиять на систему, если она является маленькой и неустойчивой. К примеру, он может воздействовать на других людей, семью, группы.

Многие знакомы с механизмами, которым подчиняется каждый человек, чтобы приспособиться:

  • Законы, право.
  • Мораль и этика.
  • Кодекс.
  • Правила в отдельных группах, которые придуманы для всех.

Многое начинается с воспитания, когда родители не жалеют сил и времени на объяснение ребенку, как он должен себя вести, чтобы им было комфортно как внутри семьи, так и в социуме. Известная фраза «А что скажут люди?» тоже является способом социально адаптировать человека.

Что такое адаптивность?

Что такое адаптивность? Под адаптивностью понимается умение человека приспосабливаться к изменчивым внешним условиям. Человек не может все время пребывать в одной и той же среде. Первый этап, когда человек вынужден адаптироваться, — рождение. После удобных условий в утробе матери ребенок вынужден теперь сам регулировать работу своего организма и подчиняться тому режиму, который установили его родители.

Адаптация во многом зависит от интеллектуальных способностей человека. Умение видеть ситуацию, находить новые способы для приспособления к ней, желание получать новые знания и опыт позволяют адаптироваться. Чем больше человек сопротивляется новым обстоятельствам, тем ниже его адаптивная способность.

Во время адаптивного процесса важно, насколько быстро человек духовно развивается, меняет свое мировоззрение и миропонимание. Если индивид обладает высокой гибкостью, тогда он способен приспосабливаться к любым условиям. Если он попадет в незнакомые для себя условия, тогда его процесс приспособления будет намного быстрым и легким. Ему не будет страшно, поскольку он будет занят адаптацией, а не убеганием.

Адаптация происходит на трех уровнях:

  1. Биологический – способность человека сохранять свое здоровье и нормальную жизнедеятельность в имеющихся условиях.
  2. Психологический – умение сохранять стабильное и гармоничное функционирование психики в новых условиях.
  3. Социальный – способность человека анализировать социальную ситуацию, осознавать собственные возможности и меняться в соответствии с новыми задачами и целями.

Именно о социальной адаптивности пойдет речь в статье на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru. Поскольку именно умение адаптироваться позволяет оставаться психически здоровым индивидуумом. Любое отклонение от нормы считается дезадаптивностью.

Адаптация людей к окружающему миру

Люди по-разному адаптируются к тому миру, в котором живут. Как происходит процесс адаптации? Какими люди становятся?

Богатыми, здоровыми, красивыми, успешными людьми не рождаются. Конечно, можно родиться в богатой семье, но со временем «просадить» все родительские деньги. Можно родиться здоровыми и крепкими, но со временем испортить здоровье курением, алкоголем, наркотиками и т. д. Можно быть красивым человеком, но одеваться в лохмотья и не соблюдать гигиены тела. Такие простые вещи уже лишают человека того, что дано ему с детства. Но есть еще и то, что человек может наработать своими усилиями.

Каждому приходится адаптироваться к окружающему миру. Все начинается с того, что человек с маленького возраста копирует своих родителей. Это единственные люди, которым он безоговорочно доверяет. А раз его родители уже многое прожили в том мире, в котором оказался малыш, значит, нужно им подражать. Лучше брать пример, чем погибнуть. И это записано у каждого человека в подсознании. Каждый мальчик или девочка копирует своих родителей в чувствах, характере, поведении, образе жизни и т. д. По мере взросления человек начинает менять свои образы для подражания. Он начинает копировать кого-то из своих друзей, появляются кумиры – он подражает им.

Можно сказать, что человек все время кому-то подражает. Но с каждым годом своего взросления это становится все менее явным и необходимым. Подражает человек в детстве, а во взрослом возрасте лишь корректирует какие-то свои стороны характера и поведения.

Адаптация происходит в зависимости от того, как живет человек, кто его окружает, в какие ситуации он попадает, что ему советуют более взрослые и авторитетные для него люди. Человек все время учится, но в детстве он этим интенсивнее занимается, а во взрослом возрасте лишь корректирует какие-то черты. Каждый рано или поздно адаптируется. А что случится, если человек не адаптируется? Тогда он погибнет. Не нужно к этому плохо относиться. Все живое, что не приспосабливается к условиям среды, погибает быстрее, чем другие живые существа, которые сумели приспособиться к новым для себя условиям.

Люди адаптируются по-разному. Есть люди, которые плохо адаптировались к миру взрослых. Это так называемые «психологические дети». Эти люди телами стали взрослыми, но умом остались на уровне детей, которые плачут, обижаются, являются беспомощными. Все капризные люди являются психологическими детьми. Они похожи на паразитов, которые желают выжить за счет других людей. В эту категорию можно внести женщин (и альфонсов), которые желают выйти замуж только за богатых мужчин (жениться на богатых женщинах). Они не умеют выживать сами, поэтому желают найти тех, к кому они прицепятся и за чей счет будут жить.

Есть люди, которые более адаптировались к окружающему миру, но он настолько для них жесток, непонятен и агрессивен, что они желают контролировать любое событие в своей жизни. Это так называемые «психологические родители». Эти люди научились жить без помощи окружающих. Но при этом настолько болезненно переносят любые разочарования и неприятные события, что стараются контролировать всех и вся. Они поучают, заставляют, переубеждают, угрожают, чтобы только события разворачивались по их сценарию. Иначе они ограждаются от тех людей, которые не поддаются их контролю.

Каждому нужно адаптироваться к окружающему миру. Но пока человек этим занимается, его неокрепшая психика сбивает его со здоровой приспособленности. Вырастают «дети» или «родители», которые просто боятся того мира, в котором живут. Если вы плохо приспособились к окружающему миру, значит, и вы будете жить со страхом. Все это будет заставлять вырабатывать механизмы, благодаря которым вы избежите неприятных событий. И это отличается от здоровой адаптации, когда человек понимает, что проблем и трудностей не избежать, но нужно быть готовым с ними справиться.

Социальная адаптивность

Человек проживает в социуме, соответственно, вполне естественной становится необходимость приспособления к нему. Это называется социальной адаптивностью, при которой формируются определенные навыки самоконтроля, самообслуживания и контактов с окружающими людьми.

Все по-разному адаптируются к окружающему миру. Одни люди изолируются с целью того, чтобы сформировать свою маленькую среду, которая будет больше подчиняться их влиянию и правилам. Люди, которые больше и чаще пребывают в обществе, обладают приспособленческими навыками, когда они не диктуют, а подчиняются.

Человек на протяжении жизни меняет среду своего обитания и образ жизни, что требует от него социальной адаптации. К примеру, смена работы требует знакомства с новым коллективом, правилами и нормами. Человек вынужден подчиняться новым обстоятельствам, меняя свою модель поведения в зависимости от появившихся задач.

Человек может менять место своего проживания. Особенно стрессовой становится ситуация, когда индивид уезжает в другую страну. Еще больший стресс возникает в ситуации вынужденной смены жительства в результате войн, катаклизм, изменений климата и т. д. Именно в таких случаях проверяются способности человека, его скорость адаптации.

Еще одним «переломным моментом» является вступление в брак или развод. Каждый раз человек вынужден менять свой привычный уклад, по которому он жил до данных событий.

Люди приспосабливаются по-разному. В случае, когда не получается адаптироваться, человек выбирает одну из следующих направлений:

  1. Девиантное поведение – приспособление за счет поступков, которые противоречат нормам и законам общества.
  2. Патологическое поведение – адаптация за счет поступков, которые исходят из расстройств психики.

Основным цивилизационным механизмом воздействия на каждую личность является право. Цивилизация заинтересована в своем развитии, что требует от каждого человека изменений и новых умений. Государство требует от человека адаптации к его установленным правилам и нормам, а иначе ему грозит изгнание.

Принципы адаптивности в психологии

Психология рассматривает каждого человека как существо, которое склонно к адаптации. Выделяют три принципа адаптивности в психологии:

  1. Гомеостатический. В данной концепции предполагается, что организм человека запрограммирован только на одну цель – сохранение равновесия в имеющихся условиях. Где бы человек ни находился, его организм будет искать те варианты, где он сможет быть спокойным и здоровым, функционировать. Человек на психологическом уровне устремлен на восстановление равновесия с собой и с окружающим миром за счет принятия самого себя, несмотря на помехи и помощь социума.
  2. Гедонистический. В данной концепции человек исходит из принципов удовлетворения своих желаний. В какую бы среду он ни попадет, все его действия будут направлены на удовлетворение или выгоду. Вместе с тем отмечаются случаи самопожертвования или героизма, а также ситуации, когда человек действует в интересах общества, целой группы, а не самого себя (например, на работе).
  3. Прагматический. Данная концепция рассматривает человека как разумного и логичного существа. Здесь человек действует, исходя из желания достичь максимального эффекта или результата за счет приложения минимальных усилий. Самым интересным становится то, что человек воспринимает даже не самые разумные идеи за логичные, если они ему помогают в достижении цели.

Если быть внимательными, то можно заметить, что сначала возникает цель, которой уже и подчиняется человек. Целями являются:

  • Самосохранение, выживание, здоровье, гармония.
  • Удовлетворение и ощущение счастья.
  • Достигнутые цели с минимально затраченными усилиями.

Все эти направления реализовываются людьми в условиях окружающего мира, который диктует свои правила и нормы. Если человек живет по тем принципам, которые установлены в обществе, тогда достигать целей ему будет легко, хотя и не всегда эффективно. Если же человек ставит индивидуальные цели, которые в некотором смысле не соответствуют общественным, тогда он будет вынужден искать неизведанные способы их достижения. Общество либо будет мешать, либо помогать в данном случае.

Каждый человек адаптируется к тому миру, в котором он появляется. Вопрос остается в другом: как хорошо у него получится это сделать, чтобы при этом не напрягать себя, не страдать, а жить счастливо и приятно? Прогноз здесь непредсказуем, поскольку все люди приспосабливаются по-разному.

Если обратить внимание, то станет заметным, что в обществе большинство людей в чем-то не приспособились. Бедность, голод, несчастные семьи, брошенные дети, безработица – эти и прочие факторы, которые волнуют многих, говорят о том, что люди не сумели адаптироваться к нынешним условиям цивилизации, в которой живут.

Итогом отсутствия дезадаптации может стать короткая продолжительность жизни. К примеру, если организм болеет, что тоже считается дезадаптацией, тогда он больше подвержен риску смерти. Неумение налаживать отношения с людьми может стать причиной одиночества.

Как бы человек того ни хотел, а если он желает контактировать с окружающим миром, ему необходимо к нему приспосабливаться, подстраиваясь под его правила. Несомненно, в некоторых ситуациях у индивида будет шанс самим повлиять на окружающий мир. Однако сложно изменить большую и устоявшуюся систему, не имея на руках рычагов управления данной системой. Поэтому тот, кто не обладает властью, должен подчиняться. Это нормально в условиях, где большая часть занимает подчиняющуюся позицию. Следует принять необходимость перемен, а не сопротивляться ей, поскольку в противном случае можно причинить вред только себе.

Как приспособиться к миру? На данный вопрос нет одного ответа. Все ищут свои способы приспособления. Самым главным здесь становится результат, который достигается человеком. Если действия привели к желаемому результату, значит, все вами было сделано правильно. Однако эти же действия в других условиях могут оказаться бесполезными и даже вредными, о чем не следует забывать.

способность к адаптации, приспособлению человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Поскольку адаптация – процесс взаимопроникающий, значит, изменяться может не только личность, но и среда, в которой он существует. Адаптивность не стоит путать со способностью социализироваться. Сумев приноровиться к обществу, человек может так и не адаптироваться в нем. Это значит, что нравственные установки и личные принципы совершенно расходятся с теми, что существуют в окружающей среде – культурной, социальной, коммуникативной. В таком случае человеку самому необходимо решать, что стоит изменить, чтобы не находиться в подавленном эмоциональном состоянии. Поэтому адаптивность стоит определять не только как способность адаптироваться к переменам, но и как желание приспособиться к ним.

Адаптивность прежде всего заключается в анализе и адекватном восприятии окружающей среды, вследствие чего вырабатывается умение оставаться целостной личностью. Кроме того адаптивность выражается в способности преобразовывать окружающую индивидуума действительность сообразно своим этическим и моральным представлениям. Если человек обладает адаптивностью, то он намного легче переносит перемены в жизни, имеет возможность адекватно сориентироваться в любой (особенно неприятной) ситуации, обладает более высокой эмоциональной устойчивостью, а также способен меняться, что не пугает, а только вдохновляет его.

Теоретическое исследование адаптации студентов

Понятия адаптивности и адаптации в психологии

Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии. Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

Большинство исследователей Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. — Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. — С. 44. специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду, а мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям. Исследователи валеологичекой ориентации И.И. Брехман и А.Г. Щедрина придерживаются мнения о здоровье, как индивидуальном качестве, которое определяется как способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации» Цит. по: Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008. — С. 34..

По мнению академика М.К. Агаджаняна, здоровье или адаптация организма есть «устойчивый уровень активности взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления» Цит. по: Головин С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/. Такой уровень обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма.

По мнению М.А. Гилинского эффективность приспособления индивида к меняющимся условиям среды обеспечивается не только возможностями специфических систем организма, несущих бремя гомеостатических регуляций, но и «способностью центральных механизмов формировать на основе накопленного опыта оптимальную стратегию реагирования» Цит. по: Ананьев Б.Г. Указ. соч. — С. 35.. Качество адаптивной реакции зависит от активности ряда систем мозга, выполняющих интегративные и регуляторные функции на пути от запускающего адаптационный процесс стрессора, до комплекса реакций. Необходимыми компонентами физиологических адаптаций являются также привыкание и фиксация адаптивного навыка. Привыканию отводится роль основного пути приспособления организма к среде. Существует гипотеза о наличии особой формы вегетативной памяти Головин С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/.

Успешность формирования адаптивных навыков в поведенческих моделях в высокой степени определяется эмоциогенностью предъявляемых раздражителей. Адаптация как процесс приспособления живых организмов к тем или иным условиям существования или к меняющимся условиям среды включает в себя все виды приспособительной деятельности организмов на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.

По Ф.З. Меерсону фенотипическая адаптация есть процесс, в результате которого «организм получает возможность жить в условиях ранее не совместимых с жизнью или решать ранее неразрешимые задачи» Цит. по: Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. — 2007. — № 24. — С. 8..

А.А. Ильюченок выделяет несколько важных аспектов участия эмоций в адаптации. Эмоция может компенсировать отсутствие специализированной реакции для достижения цели. Вместе с тем, эмоции могут форсировать течение не только энергетических, но и информационных процессов, ускоряя процедуру адекватной программы действий. Эмоции способствуют также запоминанию и использованию приобретаемой информации, формируя «метки» приоритетных сигналов Головин С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/.

Наконец, упоминается и дезорганизующая роль эмоций, благодаря которой могут пострадать целесообразные процессы. Любой новый раздражитель достаточной интенсивности приводит к появлению различных признаков стрессорной реакции. Изменения при эмоциональном стрессе активности катехоламинов, стероидов и гормонов белково-пептидной природы специфически влияет на процесс формирования системно-структурного следа, составляющего основу адаптации.

По мнению некоторых авторов, психическая адаптация — это всегда регуляция в состоянии стресса Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. — 2009. — № 3-2. — С. 99..

Тенденции функционирования системы целеустремленной, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых в ходе деятельности результатов. Адаптивность выражается в их согласованности. Различия в трактовке целей функционирования системы обусловливают различные варианты возможной направленности адаптации:

1) вариант гомеостатический — адаптивный исход состоит в достижении равновесия;

2) вариант гедонистический — адаптивный исход состоит в наслаждении, избегании страданий;

3) вариант прагматический — адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе и пр. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. — С. 136..

Представление о человеке лишь как о существе адаптирующемся ограниченно и преодолевается в рамках анализа самодвижения деятельности. Этот же анализ приводит к представлению о неадаптивности как о возможно позитивном явлении. Она означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования системы целеустремленной: намерения не совпадают с деянием, замыслы — с воплощением, побуждения к действию — с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем — источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Недостижение цели побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это симулирует не продолжение, но развитие деятельности. Неадаптивность — это также особый мотив, направляющий развитие личности и проявляемый в активности надситуативной в специфической привлекательности действий с заранее непредрешенным исходом. Предметом влечения становится сама граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.: [Электронный ресурс] // http://www.piter-press.ru/attachment..

Такое влечение входит в состав сложных форм мотивации поведения:

1) в сфере познания, где притягательна граница между известным и неизвестным;

2) в сфере творчества — граница между возможным и невозможным;

3) в сфере риска — между благополучием и угрозой существованию;

4) в сфере игры — между воображаемым и реальным;

5) в сфере доверительных контактов — между открытостью людям и защищенностью от них, и пр. Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность — в случае постоянной неуспешности попыток реализовать цель, или же при наличии двух и более равно значимых целей; это может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений; или же может быть следствием экстремальности ситуации Логинова М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2009. — № 6. — С. 77..

Адаптивность к стрессу — это Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. — М.: Педагогика, 2007. — С. 77.:

Универсальная способность человека, связанная с преодолением сложных, стрессовых, критических, экстремальных, травматических событий своей жизни.

Полисистемное свойство индивидуальности, позволяющее человеку справляться с тяжелыми событиями и эффективно функционировать несмотря на стресс.

Адаптивность к стрессу включает 8 базовых способностей:

1. Оптимистический когнитивный стиль, характеризующийся активной жизненной позицией, жизнелюбием, чувством юмора, высокой мотивацией достижения, ориентированной на моторную и языковую активность.

2. Способность устанавливать и развивать поддерживающие отношения, оказывать и принимать инструментальную и эмоциональную поддержку. Социальная поддержка в виде прямого информирования о нежелательных действиях может предотвратить стресс. Социальная поддержка полезна также в постстрессовых состояниях, позволяя мобилизовать личностные ресурсы и справляться с эмоциональными нагрузками.

3. Способность к адаптивному мышлению, которая свидетельствует об осознанности, самоконтроле, рефлексивности, гибкости мышления, способности дистанцироваться от травматических событий, что приводит к устранению стрессовой симптоматики.

4. Способность к адаптивному сну и сновидениям. Свидетельствует о развитых умениях оптимизации и нормализации сна и сновидений.

5. Способность к уверенному поведению, проявляющуюся в уверенности, социальной смелости, инициативности, положительном самоотношении, ответственности, социальной компетентности, способности к самоутверждающему поведению.

6. Способность к управлению психофизиологическими состояниями — характеризуется навыками саморегуляции, контроля над сильными эмоциями и импульсами.

7. Способность к поддержанию оптимального физического состояния включает развитые механизмы произвольной и непроизвольной соматической регуляции, поддержанию и укреплению соматического здоровья.

8. Способность к самоорганизации времени жизни. Включает умения рационально распоряжаться временем собственной жизни, планировать и определять приоритеты собственных дел, пунктуальность, способность не терять время напрасно Головин С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/.

Обобщая вышеуказанные точки зрения, можно сделать вывод о том, что адаптивность (в психофизиологии) — способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности.

Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.

Итак, адаптивность — это выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды. Адаптивность зависит от уровня здоровья, но может рассматриваться и как мера здоровья, как мера резервных возможностей организма. Это свойство организма, вероятно, не имеет специфичности, т.е. мало зависит от действующего фактора. Под адаптацией в широком смысле понимается процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования. Это явление естественно для живых систем.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять