Что такое самопознание, основные виды

Человек живет в окружающем мире, который он познает с самого своего рождения. Однако есть еще одна область его жизни, которую он обязательно должен познать, хорошо понимать и даже принимать со всеми ее особенностями. Этой областью является сам человек. Самопознание – путь к развитию личности, поскольку только человек, знающий самого себя, способен понимать, что необходимо в себе менять для достижения более лучшей жизни. Самопознание бывает разных видов, которые также будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Самопознание – это созерцание собственных ощущений, понимание личных мыслей, видение мотивов и желаний, которые исходят изнутри. Только путем познания самого себя человек способен понимать проявления, которые он совершает. Если есть понимание, тогда есть и способы, как можно себя изменить, сделать лучше и совершеннее.

Путем самопознания можно не только понять собственные мотивы поведения, желания и устремления, но и услышать мысли, страхи, комплексы и ограничения, которые возникают в тот или иной момент. Путем самопознания можно понять, как нужно воздействовать на себя, чтобы изменения происходили. Конечно, самопознание не нужно использовать исключительно для изменения самих себя. Суть самопознания – видение и понимание собственной сути, достоинств и недостатков, мыслей и ощущений, которые обычно человеком игнорируются. А что вы будете делать с этим знанием позже, уже зависит от вашего решения.

Что такое самопознание?

Самопознание – это психологический процесс познания человеком самого себя, своих внутренних ощущений, желаний, личности и «Я». Самопознание позволяет человеку хорошо знать о своих сторонах личности, сохранять целостность и единство, знать пути развития, если ему это требуется.

Самопознание невозможно в суматохе, крике или в толпе людей. Обычно самопознание происходит в процессе медитации, уединения или одиночества. И здесь возникает проблема для тех, кто боится одиночества или считает уединенность отрицательным явлением.

Человек счастлив, когда одинок – довольно непривычный подход для современного ума. И действительно, многие люди уже научены тому, что одиночество – некое враждебное состояние, от которого обязательным образом необходимо избавляться. Если человек попадает в одиночное состояние после серьезных стрессовых потрясений, то люди беспокоятся за его мироощущение. На самом деле в таком случае люди заботятся не о том, каков будет результат уединения человека, они боятся того, что не смогут контролировать индивида, как это происходило раньше.

Человек, способный пребывать в одиночестве и получать от этого удовольствие, всегда представлял некоторую опасность для общества. Во-первых, этот человек начинает жить не по законам, которые придумывают окружающие его люди, и независимо от того, что они думают о нем. Он начинает жить в зависимости от того, как сам считает нужным поступать и реагировать в тех или иных ситуациях. Так, нередко люди манипулируют друг другом посредством комплиментов. Сказал комплимент – заслужил ответную реакцию в виде некоторой благодарности. Человек, который спокойно может себя чувствовать как в одиночестве, так и в обществе, услышав комплимент в свой адрес, просто говорит: «Спасибо!». Но как говорится, «спасибо в карман не положишь» — и люди, сказавшие комплимент, ожидают чего-то большего, нежели простого слова. Это является формой манипуляции, на которую попадают «общительные и общественные» люди, но не одиночки, которые понимают, что комплимент – это просто комплимент и ответная достойная реакция на него – это простое слово «спасибо».

Человек, который пребывает в одиночестве, является самим собой и достигает своей целостности. Так как в уединении присутствует только сам человек и его мысли, ощущения, чувства, эмоции, душа, разум, ум, эгоизм и прочее, то индивид достигает самопознания лишь посредством такого отстранения от общества. Невозможно полностью познать себя, если человек не может быть в одиночестве. Однако и не следует заточать себя в «камере», так как взаимоотношения с другими людьми также раскрывают человеку его суть. Уединенность человека позволяет ему услышать свой внутренний мир, пообщаться с ним, изменить или развить. Таким образом, человек понимает свои истинные потребности, желания, из-за незнания которых он обманывает не только себя, но и окружающих, а также становится целостным, независимым от внешних факторов.

Одной из проблем, с которой сталкивается человек, способный периодически уединяться и отстраняться от других людей, является вопль близкого человека: «Если ты будешь одинок, ты не сможешь меня любить». В данном случае партнеру важно, чтобы его любили, но он не думает о том, что уединение любимого сделает его счастливым. Одиночкам очень трудно доказать своим любимым людям, что их одиночество не устраняет, а наоборот, повышает уровень любви к близким. Из-за того, что люди привыкли контролировать своих партнеров, они считают, что способный на уединение человек остается в одиночестве именно для того, чтобы разлюбить. Но не следует поддаваться собственному страху. Одиночка стремится к одиночеству с одной лишь целью – понять себя настоящего, чего он хочет и в каком направлении ему двигаться. Уединение не ставит перед собой цель устранить любовь. Наоборот, после медитативного пребывания наедине с собой человек набирается еще большей любви к тем, кто его любит и поддерживает.

Самопознание человека происходит на трех уровнях. Это происходит не сразу, а по мере развития человека, его взросления:

  1. Сначала человек познает себя на биологическом уровне. Он понимает, что является отдельным организмом, который функционирует автономно от остальных.
  2. Затем человек начинает познавать себя на социальном уровне, когда он обретает знания, развивает навыки, узнает, что обладает определенными способностями и талантами.
  3. В последнюю очередь человек познает себя на личностном уровне, когда он может проявлять силу воли, управлять своими эмоциями и мыслями, принимать решения, жить самостоятельно, быть ответственным и обособленным от других людей личностью.

перейти наверх

Самопознание и развитие личности

Неразрывными становятся процессы самопознания и саморазвития личности. Чтобы себя развивать, человек должен хорошо себя знать. А чтобы познать, нужно уделить себе внимание и время в одиночестве.

  • Самопознание – это способность человека посмотреть на себя и объективно оценить, принять наличие у себя тех или иных сторон личности, хорошо понимать себя в целом.
  • Саморазвитие – это способность человека совершенствовать свои навыки, менять собственный характер, овладевать навыками контроля и самодисциплины.

Человек склонен к саморазвитию. Данная тенденция наблюдается с самого детства. Ребенок поначалу впитывает в себя все, что его окружает. Он познает окружающий мир и запоминает все, что с ним связано. Лишь по мере своего взросления ребенок будет способен осознавать себя.

Он начнет замечать, что обладает определенными навыками. Одни умения ему быстрее даются, нежели другие. Он постепенно начнет развивать в себе те таланты, которые будет находить. Сначала происходит обнаружение в себе способности, черты или наклонности, а затем возникает желание это изменить или усовершенствовать.

Человек развивается в течение всей своей жизни. Он непрерывно находится в процессе изменения самого себя. Это является необходимостью, поскольку меняется не только окружающая действительность, но и сам человек. Сначала он является маленьким, затем становится школьником, после неизбежно возникает подростковый возраст, а за ним уже человек идет во взрослую жизнь. Во взрослой жизни человек также сталкивается с изменениями своего статуса, положения в обществе, что подталкивает его на изменения.

Что такое взрослость? Это определенный набор качеств, поступков, достижений и реализаций, которые ожидаются от человека наряду со всеми остальными его проявлениями. К примеру, взрослый человек ответственный, работающий, заботящийся о ближнем. Он держит свое слово, пытается быть максимально открытым и честным с окружающими.

Как человек взрослеет? Нет четкого понимания того, как это происходит. Человек достигает определенного возраста, обретает конкретные установки от общества, права и обязанности, набирается опыта, все больше научается жить в реальном мире и самостоятельно справляться с проблемами. Все это помогает человеку взрослеть. Но что же подразумевает под собой взросление?

Повзрослел? Или просто изменились приоритеты, цели в жизни, отношение к себе и к миру? На самом деле нет такого понятия, как взросление. Просто есть люди, которые обретают опыт, знания, превращают это в мудрость. А есть люди, которые ничего не меняют в своей жизни, опыт их ничему не учит. Они как жили с детскими принципами, так и продолжают с ними жить. Лишь перемены в жизни, отношение к миру и к себе, превращение знаний и опыта в мудрость делают человека зрелым.

Вот почему количество прожитых лет еще не говорит о том, что человек стал взрослым. Да, по годам человек повзрослел. Но по общению, по поведению, по поступкам и мировоззрению он мыслит, как маленький ребенок. Поэтому есть люди, которые в 40 лет излучают мудрость, а есть те, которые в таком же возрасте ничем не отличаются от подростков.

Таким образом, как человек взрослеет? Зрелость определяется способностью человека изменить свою жизнь в зависимости от того опыта, знаний и навыков, которые он с каждым годом обретает. Человек не старается остаться в детстве. Он продолжает развиваться, меняться, становиться все более ответственным, сильным и самостоятельным. Вот как человек взрослеет. И количество лет здесь не играет значительной роли. Они всего лишь показывают то, сколько лет человек прожил. Но опыта и мудрости у него может быть больше, чем у более старшего поколения.

Самопознание включает в себя личное представление о самом себе:

  1. Реальное – то, каким человек является в реальном мире, как он сам на себя смотрит и каким кажется в глазах окружающих.
  2. Идеальное – то, каким человек хотел бы быть, каким он себя представляет в воображении, когда обладает всеми нужными ему качествами, благами, сторонами.

На основе самопознания формируется самооценка. В зависимости от того, насколько сильно человек уделяет себе внимания, его самооценка формируется на основе его собственного мнения или под влиянием окружающих людей, которые говорят, каким он является.

Виды самопознания

Самопознание может происходить следующими способами:

  1. Самонаблюдение – когда человек замечает за собой качества, обнаруживает мысли и поведение.
  2. Анализ – когда человек поддает оценке то, что было им обнаружено.
  3. Сравнение – когда человек сравнивает личные качества между собой или с достоинствами, недостатками других людей.
  4. Моделирование – когда человек создает определенный образ о самом себе на основе имеющихся у него данных.
  5. Осознание противоположностей – когда человек замечает в себе противоположные мысли, переживания, желания, мотивы поведения и пр.

перейти наверх

Самопознание позволяет человеку понять и узнать самого себя, осознать, какой личностью он является, что им движет и управляет. Однако на этапе оценивания своих качеств и характеристик человек должен быть осторожным. Если он начнет что-то в себе не принимать и при этом быть неспособным это в себе исправить, тогда начнется постоянное самокопание и самобичевание.

3 Самосознание индивида и социальное поведение

1. Самосознание это:

  • осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
  • осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

3. Виды самопознания: опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.


4.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).


5.
Факторы, влияющие на самооценку:

  • сопоставление реального «Я» с идеалом,
  • оценка других людей и сравнение себя с ними,
  • отношение личности к собственным успехам и неудачам.

6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.


8.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.


9.
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

10.
Виды социального поведения:

  • массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);
  • просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;
  • помогающее – конкурентное;
  • девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

11. Значимые виды социального поведения:

  • связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;
  • связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
  • связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.


12.
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.


13. Отклоняющееся (девиантное) поведение
– поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.


14. Делинквентное поведение
(от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.

Типы девиантного поведения:

  • Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)
  • Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)
  • Ретритизм (отвергает и цели и способы)
  • БунтМятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)

Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

Самопознание и развитие личности

На сегодняшний день самым популярным и востребованным словом среди здоровых людей является «совершенствование». В каждой сфере человек должен двигаться, расти, развиваться. Однако мало кто понимает, как это делать, отчего и не достигают в итоге. Все люди рады бы развиваться как личности, однако они делают все, что не способствует этому. Одним из важных этапов развития является самопознание, которого существует несколько видов.

Какую роль самопознание выделяется интернет-журналом psytheater.com в развитии самого себя? Человек способен развиваться лишь тогда, когда знает, какими недостатками он обладает, чтобы их изменить и усовершенствовать. А чем обычно занимаются люди? Они меняют окружающих и мир в целом, забывая о том, что развитие и достижение счастья, успеха, любви начинается с развития самих себя. Люди меняют и воздействуют на что угодно, только не на самих себя. И здесь психологи выделяют две самые главные причины этого:

  1. Человеку сложно познать самого себя, поскольку его все время приучали познавать окружающий мир. Более того, познание самого себя заставит человека увидеть себя не таким, каким он привык себя видеть, а наконец-то убедиться в собственном несовершенстве и наличии у себя множества недостатков.
  2. Развитие требует изменений, а человеку трудно себя менять, поскольку это требует усилий, времени и стараний. Легче заставить кого-то другого измениться и обидеться, если этого не произошло, нежели заняться своим развитием.

Человек «тормозит» себя в своем развитии, самосовершенствовании, пока не замечает своих слабых сторон, шаблонного поведения, неправильных поступков и не определяется с действиями, которые ему нужно совершить, чтобы их исправить. Пока человек глух к советам других людей, винит в своих бедах окружающих (а ведь беды – это ответ мира на поступки человека) и не решает изменить самого себя, он продолжает попадать в те же беды и получать те же несчастья, что и раньше. Чтобы измениться, нужно увидеть собственные слабые стороны, неправильные поступки и шаблонное поведение, которое и приводит к проблемам.

Самый важный этап – начать менять себя. Видеть за собой недостатки люди уже научились. Но это еще не все. Нужно поработать над тем, чтобы убрать эти недостатки и развить в себе достоинства. А это куда более сложный и тяжелый процесс, требующий силы воли и полного контроля над самим собой.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. Вроде звучит вполне закономерно, понятно. Но многие люди почему-то до сих пор верят в иллюзию о том, что можно как-то развиваться, не меняя при этом своих привычек, характера, поступков, образа жизни. Как можно сделать себя другим, не меняя? Звучит вполне естественно, но когда речь касается непосредственных действий, то человек начинает надеяться на то, что, не меняя себя, он сможет обмануть судьбу и стать совершенным.

Не обманывайте самих себя. Развитие возможно только тогда, когда вы сами видите свои слабые стороны, шаблонное поведение и неправильные поступки, которые дают вам ту жизнь, которой вы в итоге живете. Вам нужно не всего себя менять, а лишь часть. Но даже это тяжело сделать, когда вы не хотите, обманываете себя и пытаетесь надурить весь мир.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. И это желание должно быть лично вашим. Именно вы должны хотеть измениться. Именно вы должны заниматься и контролировать самих себя. Жизнь не изменится без ваших изменений. Вы не обманете судьбу. И вы это можете понять, если проанализируете свое прошлое, где ваши попытки обмана потерпели крах.

Что такое самопознание?

Самопознание является важным этапом в развитии и совершенствовании личности. Данный термин подразумевает познание человеком своей личности в любом ее ракурсе:

  1. Биологическая сфера – познание своего тела, своих физических возможностей, функции организма, его изменений.
  2. Социальная – умение получать знания, нарабатывать навыки, контактировать с людьми.
  3. Личностная – умение принимать решения, мечтать, делать выводы и пр.

Человек – это целая система, которая состоит из тела, души и разума. Если человек начинает познавать себя, тогда он рассматривает конкретно свое тело, свою жизнь, качества характера и манеры поведения, комплексы и страхи, достоинства и недостатки и пр.

Самопознание современному человеку дается очень трудно, поскольку его никто не учит этому. Более того, каждый индивид сталкивается с тем, что думать о себе, заботиться и любить себя считается эгоистичными проявлениями, которые не принимаются и порицаются обществом. Если человек не должен о себе заботиться и думать, тогда ему не нужно себя познавать. А какое здесь может быть развитие, если человек даже не знает, что менять?

С детства людей обучают думать о других, помогать и заботиться о ближних. Вот и получается, что люди познают друг друга, но не самих себя. А воздействовать на собственную жизнь они стараются путем изменения окружающих или внешнего мира. Возьмем пример, который предлагается всем, кто желает что-то изменить в своей жизни: рекомендуется изменить место жительства, работу, сменить круг знакомых и даже любимого человека, если индивида что-то не устраивает. Но, как говорят мудрецы, куда бы человек ни пошел и ни убежал, он всегда берет с собой самого себя.

Как свинья везде и повсюду найдет грязь, так и человек не изменит своей жизни, пока продолжает обладать теми же качествами и совершать привычные поступки, которыми он и раньше довел себя до беды.

Любому человеку легче всего оставаться самим собой. Кстати, люди, которые приемлют данный образ жизни, часто используют выражение: «Принимайте меня таким, каков я есть». Но что происходит, когда вы совершаете одни и те же действия? Вы получаете один и тот же результат. И поэтому только вам решать, будете ли вы оставаться прежними, чтобы натыкаться на «одни и те же грабли», или начнете развиваться, чтобы достичь новых результатов.

Вы можете быть такими, какими только захотите быть, и достигнуть всего, чего только пожелаете. Для этого нужно всего лишь организоваться свою жизнь так, чтобы она приносила вам то, чего вы хотите. Другими словами, выработайте в себе такие привычки, образ мыслей, жизни, мировоззрения, чтобы все это приводило вас к тому, чего вы хотите достичь.

Многие люди привыкли жить по типу игры «Тетрис»: опыт остается тем же, а количество ошибок нарастает. То есть время идет, но человек проходит через жизненные трудности с повторением своего опыта, накопляя ошибки. А ведь жизненные проблемы даны для того, чтобы человек развивался, эволюционировал, менялся, становился лучше.

Зачем сохранять в себе то, что не приводит вас к желаемому результату? Вы понимаете, к примеру, что алкоголь не приносит вам пользы, а лишь вредит вашему здоровью. Тогда почему вы продолжаете развиваться в себе привычку пить пиво или водку по окончанию рабочего дня, если хотите при этом быть здоровыми и успешными людьми? Перестаньте лелеять в себе те привычки, которые не приводят вас к поставленным целям. Лучше потратьте некоторое время на выработку новых пристрастий и привычных действий, которые будут приносить вам пользу и даже выгоду.

Многое можно изменить в этой жизни, особенно в своей. И только вам решать, оставаться прежними или развиваться, чтобы в итоге получать то, что вы заслужили.

Самопознание и развитие личности

Наблюдается тесная взаимосвязь между самопознанием и развитием личности. С самого детства человек обладает стремлением к самопознанию, чтобы совершенствовать свои умения и возможности. Самопознание – узнавание своих возможностей и качеств. Развитие – это совершенствование своих возможностей и качеств.

Поскольку каждый ребенок проходит процесс воспитания, на каком-то этапе он сталкивается с тем, что должен думать об окружающих людях и мире, а не о самом себе. На этом процесс самопознания останавливается, что приводит к отсутствию развития.

Чтобы развиваться, нужно познавать себя. Здесь наблюдается удивительный процесс: когда человек начинает наконец-то видеть себя в реальном свете, у него возникает энергия, заставляющая его развиваться. Он начинает понимать, почему сталкивается с теми бедами, которые постоянно его преследуют. Он понимает, почему совершал те или иные ошибки. Теперь становится ясным, что нужно сделать для достижения успеха в тех областях, где человек ставит цели и не достигает их.

Самопознание уже дает энергию человеку, чтобы он начал свое развитие, поскольку он начинает понимать, а не витать в собственных иллюзиях.

Иллюзии присущи всем людям, которые вынуждены были забыть о себе и начать думать обо всех остальных. У каждого человека есть личное представление о самом себе. И здесь возникает некоторый диссонанс:

  1. «Я»-идеальное – это то, каким человек хочет быть.
  2. «Я»-реальное – это то, каким человек на самом деле является, но таким он себя не знает.
  3. «Я»-социальное – это то, каким человека видят окружающие люди. Зачастую они тоже плохо знают человека в реальном свете, поскольку познают его лишь до той поры, пока им это интересно и выгодно.

Самооценка как раз и строится на том, как человек на себя смотрит и с какой позиции оценивает. Часто самооценка человека строится на том мнении, которое он слышит в свой адрес со стороны других людей. У некоторых людей самооценка строится на том идеальном образе, которыми они хотели бы быть, из-за чего она каждый раз падает, когда они замечают, что не соответствуют своим идеалам. И лишь малая часть людей обладают здоровой самооценкой, когда они реально смотрят на самих себя, не выдумывая ничего и не подвергаясь влиянию окружающего мнения.

Когда человек познает самого себя, у него появляется шанс повысить свою самооценку и сделать ее адекватной. Адекватная самооценка зависит от того, насколько реально человек себя оценивает и не требует от себя невозможного. При понижении самооценки личность старается быть идеальной, что у нее не получается, а также окружающие люди постоянно подавляют ее своей критикой. Завышенная самооценка является результатом того, что человек уже считает себя идеальным, конечно же, на самом деле таким не являясь.

Самопознание помогает сформировать стабильную и адекватную самооценку. Это не значит, что у вас не будет недостатков. Наоборот, вы будете знать о своих слабых сторонах, но не будете из-за них огорчаться. Теперь перед вами встанет выбор: менять свои недостатки на достоинства или оставлять их в себе, не критикуя себя за их наличие?

Виды самопознания

Видами самопознания являются:

  1. Самонаблюдение – наблюдение за внутренними процессами, мыслями и своим поведением.
  2. Самоанализ – открытие причинно-следственных связей в происходящих событиях, мотивы собственного поведения, выделение черт на основе выявленных связей.
  3. Сравнение – сопоставление себя с другими людьми или образами.
  4. Моделирование – создание своего нового образа на основе имеющихся характеристик.
  5. Осознание противоположностей – видение имеющихся качеств и тех, которыми он хотел бы обладать. Если человек научится видеть в своих качествах, которые ранее воспринимал исключительно негативно, еще и позитивные явления, тогда он будет относиться к ним менее критично, что сделает его сильнее.

Для самопознания можно воспользоваться услугами психолога, который станет объективным наблюдателем.

Чтобы что-либо изменить в своей жизни, нужно знать, что именно менять. А пока человек боится взглянуть на себя, он будет направлять силы, чтобы изменить окружающих людей или мир в целом, что абсолютно невозможно и даже бессмысленно.

Самопознание: этапы, виды и методы

Самопознание в психологии занимает особую позицию. Эта тема, которая волнует многих людей, стремящихся к самосовершенствованию. Сделать свою жизнь более осмысленной и примечательной в силах каждому человеку. Нужно только прилагать собственные усилия для развития. Путь самопознания сам по себе не может считаться легким. На этой дороге человека ждет множество испытаний. Только преодолевая эти преграды, личность и развивается, полноценно двигаясь вперед. Механизмы самопознания связаны с его внутренней организацией. Психологическая жизнь как нельзя лучше отражает личностные переживания человека. Самопознание – это такой способ прийти к пониманию собственных истинных мотивов. Не всегда следует задумываться над тем, с чего начать. Развитие сознания включает в себя элементы и формы рефлексии.

Самопознание и саморазвитие являются неотъемлемыми элементами самосовершенствования человека. Чем больше времени уделяется работе над собой, тем более многогранно развивается личность, в ней обнаруживаются глубинные пласты. Рассмотрим подробнее особенности самопознания. Психология самопознания достаточно интересна.

Этапы самопознания

Процесс самопознания сам по себе довольно трудоемкий. Он требует от человека колоссальных энергетических затрат. Ведь требуется же многое переосмыслить, принять верное решение, освободиться от груза дополнительных переживаний. Самопознание и воспитание характера всегда идут рука об руку. Одно понятие обусловлено другим, между ними выявляется тесная взаимосвязь. Самопознание человека состоит из нескольких ступеней. Они в свою очередь должны быть пройдены последовательно. Этапы самопознания приближают личность к тому, чтобы обрести свою собственную сущность.

Самоузнавание

Этот этап начинается с того, что ребенок начинает выделять самого себя из окружающей реальности. Самоузнавание представляет собой естественный процесс, помогающий познавать мир. Каждый должен начинать приближаться к собственной индивидуальной сущности через самоузнавание. Пропустить этот этап невозможно, он происходит самостоятельно, и человек в силу детского возраста, его, как правило, сознательно не отслеживает.

«Я – концепция»

Создание образа своего «Я» складывается постепенно. У человека должно сформироваться адекватное представление о самом себе. Только в этом случае образуется положительная «я – концепция», которая будет способствовать индивидуальному развитию. «Я – концепция» отражает то, что человек сам думает о собственной личности. Отношение к самому себе формирует, в свою очередь, уровень притязаний, помогает выстраивать личностные границы. Человек, таким образом, учится лучше понимать самого себя, свои потребности и желания. Самопознание и воспитание характера – неотъемлемые составляющие самосознания. Познание окружающего мира всегда начинается с самопознания. Процесс самопознания априори не может быть быстрым. Иногда требуется пройти довольно тяжелые этапы, которые бывают очень болезненными в своих проживаниях.

«Я – концепция» предполагает, что человек понимает свои истинные предпочтения и мотивы собственных поступков. Когда человек становится самостоятельным, у него возникает желание воплотить в жизнь свои индивидуальные стремления и желания. В каком-то смысле «я – концепция» значительно оберегает личность от вторжения любых негативных факторов. Разумеется, от всего защититься невозможно, однако у личности появляется возможность научиться ими в достаточной степени управлять.

Самооценка

Самооценка представляет собой важную составляющую жизни человека. Она определяет уровень притязаний, учит понимать свои стремления и имеющиеся возможности. Исходя из самооценки, человек получает возможность к развитию самосознания, либо, напротив, замыкается в своей проблеме. Если самооценка низкая, то личность неминуемо начинает страдать. У нее попросту не хватает сил для эффективной самореализации. Такая личность часто теряется в различных жизненных ситуациях, не знает, как ей следует поступить. Для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым, необходимо обрести значимую уверенность в себе. А это возможно только при формировании адекватной самооценки. Достаточно развитая самооценка позволяет личности всесторонне развиваться и совершенствовать свои навыки. Самосознание в этом случае развивается стремительным образом. Человек раскрывается во всей полноте своих возможностей. Страхи же, напротив, препятствуют самореализации. Человек сознательно себя ограничивает в любой форме. Реализация многих планов и стремлений требует достаточной смелости и активности.

Виды самопознания

Виды самопознания представляют собой серьезный материал для вдумчивого и осмысленного изучения. Их называют способами самопознания, поскольку их функция заключается в раскрытии своего истинного потенциала. Ступени самопознания определяют уровень развития личности, ее способность к оцениванию своих поступков. Рефлексия в этом случае выступает значимым элементом для раскрытия самосознания. Рассмотрим подробнее методы самопознания.

Самонаблюдение

Такой способ достаточно прост в исполнении и доступен каждому человеку. По сути, он является самым простым и понятным даже человеку непосвященному в психологию. Самонаблюдение помогает увидеть свои ошибки, отследить какие-то значимые реакции, которые раньше не замечались. Осуществляя наблюдение за своим поведением, личность обязательно отмечает, от чего ей следует отказаться, что убрать, на что обратить пристальное внимание. Самонаблюдение – это отличный способ самопознания. Его функция заключается в отслеживании негативных моментов и определении собственных недостатков с целью их дальнейшей проработки. Самонаблюдение помогает человеку совершать меньше ошибок и прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Самоанализ

Этот метод представляет собой способ погружения в проблему с целью отыскания собственных резервов для своевременного реагирования на ситуацию. Функция самоанализа состоит в том, чтобы суметь вовремя сделать соответствующие выводы. Самоанализ помогает осознать, почему в жизни повторяется та или иная ситуация и по какой причине люди поступают определенным образом, а не иначе. При этом обязательно развивается самосознание, человек перестает мыслить шаблонными категориями. С помощью самоанализа можно проработать самые глубокие вопросы существования, ушедшие глубоко в подсознание. Самоанализ почти во всех случаях довольно эффективен, хотя это достаточно болезненная процедура.

Самоисповедь

Это такой вид самопознания, при котором человек сознательно погружается в собственные размышления. Такой внутренний диалог может сопровождаться однотипными движениями, например, хождением по комнате. Самоисповедь нередко заканчивается слезами или осознанием своей вины по поводу какой-то ситуации. Здесь важно вовремя остановиться, а лучше найти человека, который смог бы выслушать и что-то дельное посоветовать.

В большинстве случаев люди сравнивают свою жизнь с другими. Достижения окружающих при этом кажутся более весомыми и значительными, чем свои собственные. Сравнение как способ самопознания позволяет выявить какие-то дополнительные цели, куда можно направить свои стремления. При этом важно не углубляться и не сравнивать свои недостатки с достоинствами окружающих. Необходимо стараться мыслить только в позитивном ключе.

Таким образом, самопознание представляет собой необходимый шаг в развитии личности. Когда человек дорастает до способности анализировать свою жизнь, у него появляется уникальная возможность попробовать многое изменить.

Тема 3. Самосознание индивида и социальное поведение

Самосознание это:

— осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

— осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Виды самопознания:

— опосредованное (через самоанализ),

— самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой),

— рефлексия (размышления о происходящем в сознании),

— познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть:

— реалистической (у людей, ориентированных на успех),

-нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Факторы, влияющие на самооценку:

— сопоставление реального «Я» с идеалом,

— оценка других людей и сравнение себя с ними,

— отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.

Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Виды социального поведения:

— массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности)

— групповое (совместные действия людей);

— просоциальное (мотивом деятельности будет является добро)

— девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

Значимые виды социального поведения:

— связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;

— связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

— связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.

Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.

Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.

Типы девиантного поведения:

— Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)

— Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)

— Ретритизм (отвергает и цели и способы)

— БунтМятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 97 | Нарушение авторских прав

Читайте также:
  1. E. закономерности психического развития, протекающего в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида
  2. I. Правомерное поведение личности.
  3. I. Социальное взаимодействие и социальное отношение. Теории социального взаимодействия.
  4. I. Сущность и социальное назначение государства.
  5. I. Сущность и социальное назначение государства.
  6. III. Социальное отношение
  7. IV. Поведение потребителей
  8. IV. социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник
  9. Lt;question>Политическая идеология, объявляющая высшими ценностями справедливость и социальное равенство
  10. Lt;variant>. поведение субъектов права, сообразующаяся с предписаниями юридических норм

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять