Целеполагание

1-44-7 Жизнь

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал psytheater.com делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

перейти наверх

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.

целеполагание — целеполагание … Орфографический словарь-справочник

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно реальном результате деятельности… … Энциклопедия социологии

целеполагание — tikslo kėlimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mąstymo ir valios proceso etapas, kuriame vyraujantys motyvai lemia numatomo veiklos rezultato pasirinkimą. Tai specifinis žmogaus veiklos komponentas, lemiantis kitus jos komponentus… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

целеполагание — целеполаг ание, я … Русский орфографический словарь

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения … Большой экономический словарь

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — переосмысление человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно реальном результате деятельности… … Толковый словарь по социологии

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на уровне потребностей (см.), переходит уровень мотивов (см.) и определяется в цели. Цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к… … Российская социологическая энциклопедия

Целеполагание — постановка цели субъектом деятельности. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего … Словарь по профориентации и психологической поддержке

целеполагание — целеполагание … Орфографический словарь-справочник

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно реальном результате деятельности… … Энциклопедия социологии

целеполагание — tikslo kėlimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mąstymo ir valios proceso etapas, kuriame vyraujantys motyvai lemia numatomo veiklos rezultato pasirinkimą. Tai specifinis žmogaus veiklos komponentas, lemiantis kitus jos komponentus… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

целеполагание — целеполаг ание, я … Русский орфографический словарь

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения … Большой экономический словарь

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — переосмысление человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно реальном результате деятельности… … Толковый словарь по социологии

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на уровне потребностей (см.), переходит уровень мотивов (см.) и определяется в цели. Цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к… … Российская социологическая энциклопедия

Целеполагание — постановка цели субъектом деятельности. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Что такое целеполагание

Содержание статьи

  • Что такое целеполагание
  • Как поставить цель и ее достичь
  • Как добиваться своих целей

Целеполагание является основой многих сфер жизни человека – от педагогики и саморазвития до ведения бизнеса и планирования семьи, социальной адаптации в обществе. Есть и глобальные сферы, в которых действия основываются на целеполагании – формирование внутренней и внешней политики государства, экономического развития. На вопрос о том, что такое целеполагание, разные люди могут ответить по-разному. Но есть общие правила, своеобразный алгоритм формирования этого понятия, знание которого может быть полезным каждому из нас. Тот, кто знает основы этой науки, тактики движения вперед, сможет гораздо быстрее достигать своей цели, решать самые сложные жизненные и карьерные задачи.

Общее понятие целеполагания

Целеполагание – один из терминов социологии. В основе понятия лежат определенные системы ценностей, индивидуальные для каждого направления и человека. Именно на их основе формируется путь, ведущий к решению поставленной задачи, достижению цели.

По своей сути, целеполагание – это выбор рационального пути, иногда для достижения не одной цели, а нескольких, конфликтующих между собой или однотипных. Очень важно найти решение, которое позволит избежать ошибок, контролировать все происходящее, не допускать появления непредвиденных осложнений и обстоятельств. Методика используется в самых разных областях:

  • педагогике,
  • бизнесе,
  • саморазвитии,
  • государственной деятельности,
  • управлении,
  • экономике.

Пренебрежение целеполаганием, нежелание тратить время на рассмотрение всех аспектов решаемой задачи, поиск рационального пути всегда оборачивается проигрышем, промахом и неудачей. Действительно, на разработку тактики действий может уйти много времени – определение важности задачи, рассмотрение ее с разных аспектов, поиск оптимальных путей, выбор одного из них, как самого быстрого или эффективного, выбор команды для ее решения и расстановка сил. Пройти каждый из этих этапов целеполагания, значит обеспечить успех мероприятия – это важно понимать.

Функции целеполагания

Жизнь – это управление, причем не важно в чем – в собственном развитии, в обучении других, в управлении государством или предприятием, компанией. В основе управления всегда лежит целеполагание, основными функциями которого являются:

  • постановка одной или нескольких целей,
  • определение тактики их достижения,
  • распределение ресурсов и основных задач,
  • координирование деятельности.

Подобное планирование значительно упрощает задачу, делает ее более доступной, сокращает временные затраты на ее решение. При необходимости можно вносить корректировки в разработанную тактику достижения цели, своевременно оповещая о них всех участников процесса, и не меняя кардинально весь план.

Использование целеполагания в любой сфере деятельности помогает одновременно анализировать большие объемы информации, составлять прогнозы и находить оптимальные, безошибочные пути к достижению цели, улучшать результаты и получать дополнительные возможности.

Целеполагание в педагогике

Определяющий элемент педагогики – цель, то есть целеполагание является его неотъемлемой частью. Педагогическая деятельность невозможна без определения основных целей, выделения среди них значимых и второстепенных, между которыми обязательно есть взаимосвязь, то есть, каждый урок основан на целеполагании.

При формировании направления пути педагог учитывает не только узконаправленные цели своего предмета, но и запросы общества, определенные особенности социализации, характерные для конкретного социума, потребности и детей, и их родителей, рассматривает свои возможности и оценивает их. Педагогическое целеполагание обязательно включает следующие этапы:

  • диагностика процесса воспитания конкретного детского коллектива,
  • анализ результатов предпринятых мер и своей деятельности,
  • моделирование основных задач и целей,
  • формирование коллективного процесса целеполагания,
  • составление и корректировка намеченной программы действий.

В основе всех трудов одного из лучших педагогов – Макаренко А. С лежит целеполагание. По его мнению, педагог должен четко осознавать, какие из целей воспитательного процесса являются близкими, средними и дальними, какие из них дают оптимальные перспективы для развития ученика, и использовать этот анализ в своей работе.

Бизнес и целеполагание

В бизнесе, управлении целеполагание является своеобразным искусством стратегического характера. Тактика ведения дел гораздо важнее практики, и это доказано реальными примерами успешного развития предприятий самых разных направлений, включая и финансовый или информационный менеджмент, и производство продукции.

Начальная задача целеполагания в бизнесе – определение краткосрочных и долгосрочных задач, выделение из них наиболее значимых и поиск путей их решения. Это делается на основе того, что хочет получить руководитель или группа руководителей от развития своего дела (предприятия, бизнеса). После того, как основные цели определены, начинается этап разработки стратегии их достижения:

  • анализ ресурсов предприятия,
  • выявление влияющих внешних факторов,
  • оценка реальных возможностей конкретного бизнеса,
  • мониторинг возможного риска,
  • разработка систем контроля над основными целями,
  • гармонизация стратегии с учетом специфики нескольких задач.

Основой целеполагания в бизнесе является формирование мышления о том, каких целей нужно достичь, а не о том, как их достичь быстрее. Моментальный успех должен настораживать и указывать на то, что путь не был четко продуман, не была использована методика целеполагания.

Целеполагание в саморазвитии

В саморазвитии целеполагание является частью психологии. Основными его функциями становятся процессы формирования своего личного расписания, в том числе и рабочего, основанные на том, каких именно целей нужно достичь и какие задачи необходимо решить. Очень важно развивать способность находить рациональные пути даже в мелочах, стратегическое мышление, даже в домашних делах, тогда и карьерные станут решаться гораздо быстрее.

Целеполагание – основа любой деятельности, и понимание, осознавание этого поможет определить, что нужно в данный момент для того, чтобы развиваться и достигать желаемых вершин. Кроме этого, в процессе целеполагания определяется личностная мотивация к совершению тех или иных действий, их целесообразность, степень важности для саморазвития.

И специалисты в области личностного роста, и психологи рекомендуют вести письменную фиксацию плана по саморазвитию. Это служит не только основой индивидуального целеполагания, но и своеобразной мотивацией к действию. Не стоит использовать в качестве руководства к действию чей-то опыт, ведь человек индивидуален, как и его цели, желания и стремления. Необходимо следовать той тактике, которая была разработана, при необходимости корректируя ее при появлении новых задач.

История и целеполагание

Целеполагание лежит и в основе развития мира, цивилизации, всех государств без исключения, так как является базой управленческой, педагогической и экономической деятельности. Ни одна страна не сможет развиваться, если ее правительство не обозначит основные цели, способствующие повышению ее уровня в любом направлении, и не разработает тактику деятельности, ведущую к их достижению.

Особенности государственного целеполагания заключаются в том, что оно должно быть одобрено не только руководящим звеном, но и народом, ведь основные задачи ведут к решению простых проблем:

  • повышению уровня жизни,
  • улучшению инфраструктуры,
  • экономическому развитию,
  • повышению темпов производства.

Государственное целеполагание – процесс наиболее сложный, так как на него оказывают влияние значимые негативные факторы – огромное количество субъективных мнений, множество изменчивых и противоречивых задач, периодическая неопределенность в функционировании государства, его зависимость от внешних факторов и влияния мировой политики, экономики, кризисные ситуации и природные катаклизмы.

Государственное целеполагание формируется в виде древа целей, в качестве питательной среды для которого указывается общество. Специалисты называют именно его образователем древа и координатором целеполагания в развитии страны, определителем степени важности каждой из поставленных, обозначенных задач.

Теория целеполагания

Вернуться назад на Целеполагание

Теория постановки целей исходит из того, что поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой и ради достижения которых совершает определенные действия.

В общем виде модель, описывающая процесс постановки целей, выглядит следующим образом. Человек с учетом своего эмоционального состояния осознает и оценивает происходящие вокруг него события. На основе этого он определяет для себя цели, к которым намерен стремиться, выполняет определенную работу, достигает намеченного результата и получает от этого удовлетворение.

Рассматриваемая теория утверждает, что готовность человека затрачивать определенные усилия, выполнять работу на определенном уровне в значительной степени зависят от четырех характеристик целей: сложности, специфичности, приемлемости, приверженности им.

Сложность цели отражает степень профессионализма и уровень исполнения, необходимый для ее достижения. Существует непосредственная связь между сложностью цели и выполнением работы по ее достижению. Чем сложнее цели, которые ставит перед собой человек, тем лучших результатов он может достичь. Исключение составляет случай, когда ставятся нереальные, сложные цели. Работники могут просто игнорировать слишком сложные цели. Поэтому усложнение целей дает положительный эффект только тогда, когда они реальны.

Специфичность цели отражает ее количественную ясность, точность и определенность. Экспериментально установлено, что более конкретные и определенные цели ведут к лучшим результатам, лучшему исполнению работы, чем те, которые имеют широкий смысл, нечетко определенное содержание и границы. Человек, имеющий слишком широкие по смыслу и содержанию цели, работает так же, как тот, кто совершенно не имеет перед собой целей. Но нельзя и слишком сужать цели, ибо тогда вне поля зрения и внимания человека останутся важные стороны осуществляемой им деятельности.

Приемлемость цели отражает степень, до которой человек воспринимает ее как собственную. Если человек именно так воспринимает поставленную перед ним цель, сложность и специфичность для него не имеют большого значения. Приемлемость цели для человека напрямую зависит от ее достижимости и выгодности. Если потенциальные выгоды от достижения цели не очевидны, она может быть не принята. Поэтому руководители, формулируя цели перед подчинёнными, должны представлять их как достижимые, выгодные, справедливые и безопасные.

Приверженность цели отражает готовность затрачивать усилия определенного уровня для ее достижения. Это очень важная характеристика, особенно на стадии выполнения работы. Она может стать решающей, если выполнить работу намного труднее, чем это казалось при постановке целей. Если все легко получается, приверженность цели у работника возрастает, а при появлении трудностей снижается.

Руководство должно постоянно контролировать уровень приверженности цели у работников и предпринимать необходимые меры для ее поддержания.

Последним шагом процесса мотивации в теории постановки целей является удовлетворенность работника результатом. Он не только завершает цепочку процесса мотивации, но и является исходным для следующего ее цикла.

Если получен позитивный результат, человек получает удовлетворение, а если негативный — расстраивается. Теория постановки целей утверждает, что удовлетворенность или расстройство человека определяется двумя взаимосвязанными процессами: внутренними по отношению к нему и внешними. Внутренние процессы в основном связаны с тем, как сам человек оценивает полученный им результат в сравнении с поставленной целью, а внешние процессы — с оценкой исполнения окружением. Позитивная реакция окружения (благодарность руководства, продвижение по службе, повышение оплаты, похвалы коллег и т. п.) вызывает удовлетворение, негативная приводит к неудовлетворенности.

Практические рекомендации по применению теории постановки целей:

Процесс постановки целей можно свести к следующему:

• необходимо определить, в какой мере организация и работающие в ней люди готовы к реализации процесса постановки целей; • если у организации имеется потенциальная готовность, необходимо провести мероприятия по практической подготовке реализации процесса постановки целей; • постановка целей должна осуществляться с подчеркиванием их сложности и специфичности с учетом приемлемости целей и приверженности им; • необходимо выполнить промежуточный анализ целей и откорректировать их;

• необходимо проанализировать достижение целей, обобщить результаты предыдущих этапов и выработать рекомендации по дальнейшему осуществлению процесса постановки целей.

Стратегическое управление
Риск менеджмент
Инновационный менеджмент
Управление качеством
Человеческие ресурсы

Целеполагание в организации

Вернуться назад на Целеполагание

Целеполагание — установка целей, основа планирования. Существует 3 типа целевых установок: миссия, видение и, собственно, цель.

Миссия определяет то, для чего создана и существует организация, придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия — это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы и т.п.

Миссия — смысл существования организации.

Потребность в определении миссии организации появилась в 70-х годах, когда нужно было кратко охарактеризовать организацию и ее основные отличия от других, когда нужно было найти исходную точку стратегии организации.

Введение этого понятия в широкий оборот обусловлено следующими основными причинами:

— повысилась роль общественного, государственного политического и др. контроля над деятельностью организаций; — владельцы организаций осознали, что только их цели или только прибыль не могут более быть основной целью организации; — в условиях перенасыщенного рынка от организации потребовалось определение ее «индивидуального лица»;

— появилась необходимость интеграции на уровне макросоциума (нация, регион, потребители) и на уровне микросоциума (персонал организации, деловые партнеры, инвесторы).

Очевидно, что хорошая миссия — это вещь первостепенной важности, и важность эта постоянно увеличивается. Теория и практика менеджмента не выработала единого подхода к правилам разработки миссии.

Однако есть ряд рекомендаций, которые следуют из общих требований практики:

1) миссия безвременна, то есть формулируется вне временных рамок;

2) миссия не должна полностью зависеть от текущего положения дел и состояния организации; 3) в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли или ограничивать систему целей потребностями руководства организации;

4) между миссией организации, ее целями и миссиями ее подразделений не должно быть противоречий.

Если миссия формулируется на неопределенное время, то видение организации разрабатывается на определенный срок. Как правило, это достаточно продолжительный срок, около 10-20 лет. Видение — это то, какой мы хотим видеть нашу организацию через 10-20 лет.

Видение — картина развития на 10-20 лет.

Это видение может быть совершенно не связано с сегодняшним состоянием организации.

Для того чтобы сформулировать видение нужно задать себе следующие вопросы:

Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем? Что из себя представляет наш бизнес сейчас и каким он станет в будущем? Кто является потребителями нашей продукции (услуг) и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем?

Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей?

Видение — это уже более или менее конкретная ситуация в будущем, к которой организация должна стремиться. Ответы на эти вопросы должны быть тщательно продуманы, так как на них базируется последующая работа по установлению целей организации.

Цели — это основные задачи.

Цели — это результаты, к которым стремиться индивидуум, группа лиц или организация в целом.

Цели — это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Существует и много других определений целей вообще и целей организации в частности. Их определяют как опредемечиваемый мотив, как некое идеальное состояние, как ситуация в будущем и т.п. Все эти определения верны и отражают тот контекст, котором они рассматриваются. Здесь цель можно определить через понятие миссии — как конкретизацию миссии в форме доступной для управления процессом ее реализации.

Цель — это конкретизация миссии в форме доступной для управления процессом ее реализации.

Правильно поставленная цель — половина сделанной работы. При, казалось бы, относительной простоте постановки целей, здесь существует много проблем.

Практикой управления выведен ряд правил, помогающих правильно поставить цели:

Прежде всего, цель имеет четкие временные рамки. По истечении установленного срока цель должна быть выполнена

Цель должна быть конкретной. В ряде ситуаций, сложно говорить о конкретных целях, но в каждой такой ситуации нужно отдавать себе отчет в том, что это скажется на всех последующих этапах, и в особенности на этапе контроля.

Цель должна быть адресной. Поставить цель до конца означает ответить на вопрос: кто будет выполнять ее, когда, где, при каких условиях и т.п.

Цель не должна противоречить другим целям и самой себе (она должна быть реально достижимой).

Многообразие работ, выполняемых в организации, соответствует многообразию целей. Цели можно разделять по таким ключевым критериям как: период времени, содержание, повторяемость, структура организации, функциональные подсистемы и т.д.

По периоду времени цели подразделяются на следующие типы:

Стратегические. Период, на который устанавливаются стратегические цели зависит от состояния внешней среды организации. Чем она более подвижна, нестабильно и менее предсказуема, тем меньше этот период. Он может колебаться в пределах от 1-2 лет до 5-10 лет. Тактические. Эти и последующие цели логически развертываются из стратегических целей. Такие цели охватывают период от года до 3-5 лет. Увеличивается значение количественных параметров.

Оперативные. Это цели на уровне конкретных задач, которые должны быть выполнены за 1 год, за полгода, за квартал, месяц, неделю, рабочий день и т.д. Эти цели имеют, как правило, четкое количественное выражение.

По содержанию цели могут быть экономическими (прибыль, дивиденды, расходы), социальными (социальное обеспечение работников организации), организационными (предусматривающие изменения в структуре организации, изменение параметров систем на уровне организации), техническими (развитие техники и технологий), научными, политическими, экологическими и т.д.

По повторяемости цели могут быть периодически повторяемые, постоянно решаемые и разовые. Этот параметр имеет очень важное значение при планировании работ по выполнению этой цели и определению способов ее достижения. На реализацию повторяемых целей можно затратить больше средств, что окупиться при повторе. Это заставляет искать нечто общее в различных целях, что можно было бы повторить в дальнейшем.

По структуре организации выделяют цели организации и цели подразделений. Эти цели не должны противоречить друг другу и соответствовать стратегическим целям.

По функциональным подсистемам можно выделить цели, устанавливаемые для подсистем маркетинга, производства, финансов и т.д.

Кроме всех известных видов целей, более всего применяющихся на практике, таких как, цели по периоду времени и по подсистемам, есть и менее распространенные классификации, например, по приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и остальные. Это важно в особенности для технологий управления по целям. Принцип Парето, например, гласит, что как правило, 20% усилий, дают 80% результатов. Остальные, 80% усилий дают только 20% результатов. Правильно выделить нужные цели, те 20%, и сконцентрироваться на их достижении — это уже искусство управления.

Количество и разнообразие целей при решении сложных задач достаточно велико. Для систематизации всего этого многообразия используют т.н. «дерево целей».

Дерево целей — это древовидный граф, позволяющий упорядочить цели организации в непротиворечивую систему. Он используется также как метод декомпозиции целей.

Как видно из понятия цели, ее характеристик и видов, это очень непростая задача. Для правильной декомпозиции целей помимо требований к постановке целей, о которых говорилось выше, можно выделить три главных правила, относящиеся к построению самого графа:

В вершине графа отражается одна или несколько ключевых целей.

Главное правило декомпозиции цели любого уровня состоит в следующем: выполнение подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня.

Подцели одного уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга.

Управление по целям представляет из себя конкретный метод управления, основанный на постановке целей и контроле за их выполнением. Разработанный известным американским ученым П.Ф. Друкером, этот метод получил большое распространение в практике управления.

Главные задачи, которые решает управление по целям, по словам самого Друкера — это:

— оценка «широкого спектра коммерческих, производственных и социальных процессов». Это было одним из оснований разработки этого метода — расширение спектра целей; — проверка истинности утверждений, латентно заложенных менеджером в основу проводимого курса; — оценка и прогнозирование поведения отдельных работников, подразделений и других организаций;

— совершенствование деятельности организаций.

Несмотря на то, что практика показывает высокую эффективность этого метода, он применим не всегда.

Существует ряд принципов реализации этого метода, которые можно рассматривать в ряде случаев и как ограничения, и как недостатки:

Метод должен максимально полно охватывать цели организации. В ряде случаев плохая организация управления уже на этом этапе отсекает возможность применения этого метода, до исправления этой ситуации; Каждый руководитель должен иметь четкие цели полномочия и обязанности. Все эти три элемента должны соответствовать друг другу. Во многих организациях управление жестко централизовано и говорить о постановке целей в рамках этого метода, который предполагает определенную свободу действий, ограниченную помимо полномочий только контролем, не приходится. В таких организациях просто спускаются конкретные задания, подразумевающие определенный способ выполнения;

Вся система целей согласуется, и в зависимости от этого организуется работа по их выполнению. Согласование происходит по возможности путем совместного обсуждения и взаимных консультаций.

Этапы управления по целям во многом традиционны для процесса управления, помимо уточнения обязанностей и полномочий на первом этапе, это:

— разработка и согласование системы целей; согласование реальных планов по их достижению;
— измерение, оценка и контроль достигнутых каждым руководителем результатов.

Заслуга метода управления по целям, состоит не столько в организации стадий процесса управления, сколько в расширении «спектра целей» и последовательном и целенаправленном улучшении основных и вспомогательных процессов за счет эффективного использования обратной связи. Немалую роль играет также и мотивация работников посредством их участия в процессе целеполагания.

Стратегическое управление
Риск менеджмент
Инновационный менеджмент
Управление качеством
Человеческие ресурсы

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Оцените статью
VertClinic.ru
Добавить комментарий