Целомудрие

Целомудрие можно было бы занести в Красную книгу добродетели, если бы таковая существовала.

В современном обществе такие понятия, как благородство, невинность, целомудрие воспринимают, скорее, как пережитки прошлого, и только христианство поддерживает ценность чистоты души и целостность разума, которые не запачкались страстями.

Целомудрие в современном обществе

Целомудрие является всеобъемлющим словом, в состав которого входит:

  • духовная и телесная чистота;
  • непорочность;
  • совокупность идеи и поступков, связанных словом «честь».

Русский язык, богатый синонимами, называет безукоризненных, безупречных, здравомыслящих людей целомудренными, если им присуща честность, непорочность и скромность. В это понятие входит и девственность, которую сравнивают с девичьим цветом, неиспорченностью.

В толковом словаре под редакцией Ушакова целомудренность приравнивается к добродетели и строгости в отношении нравов, это нравственная чистота.

На заметку! Более точное и приемлемое понятие в современном обществе дается в словаре Даля, где целомудренным назван человек, как мужчина, так и женщина, который сохранил девственность до вступления в брачные отношения и сумел жить чистой, непорочной семейной жизнью.

В здоровом обществе, где ценится понятие чистоты, достоинства и чести, целомудрие является положительной характеристикой человека, умеющего поставить в жизни рамки, самозапрещающие вхождение в нее всего, что может ослабить противостояние злу.

Что такое целомудрие в православии

В массовом сознании целомудренность связывают с отказом от сексуальных отношений вообще, это уход в монашество, или же хранением чистоты как до брака, так и во время него. В дохристианском периоде людей, согрешивших в блуде, привязывали за руки и ноги к земле и забрасывали камнями. Вспомним блудницу, которую привели к Иисусу для суда. Священники требовали казни, и только мудрое и милостивое повеление Христа спасло женщину от смерти.

Многие родители и их дети заблудились, что означает, приняли блуд, как норму, в этом вопросе. Почему-то некоторые мамы позволяют сыновьям физически развлекаться на стороне, но в невестки они хотят принять только девственницу.

Царство Небесное не приложится к тем, кто ограничивает себя только в еде, соблюдая посты, но не ведет целомудренной жизни, в основе которой находится стыд впасть в разврат.

Только укоренившееся понятие целомудренной жизни может защитить и укрепить душу христианина. Для воцерковленного христианина важно понимать, что «хочу» и «можно» не всегда применимы к целомудренным людям. Нельзя желать тела другого человека, перед которым у тебя нет никакой ответственности, отсутствует уважение, двигаясь одними инстинктами, тогда человек сравним со скотиной.

Нельзя только иметь человека, его надо любить! Блуд стирает все грани приличия, в мире признается право на демонстрацию чувств геями и лесбиянками, за этот грех были сожжены Богом города Содом и Гоморра.

Истинную любовь, которая всему верит и все покрывает (Кор.13) заменили похотливыми желаниями, убрав из жизни понятие целомудренности и невинности.

Учение Христово явило миру истинность девства на примере Пречистой Девы Марии, поведении святых. Жизнь по заповедям Божьим и исполнение указаний Христа становится целомудренной, защищенной от греховных мыслей и дел.

Важно! Каждый христианин может покаяться в блуде и прилепиться к девственной жизни истинного христианина.

Святые отцы о целомудрии

Многие люди слово «целомудрие» воспринимают, как понятие невинности. Однако, это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, девственного, верного в супружестве, оно намного шире. Понять целомудренность без знания религиозных основ практически невозможно, только Библия дает четкое понимание греха и праведности, которое можно приобрести в послушании.

У католиков это понятие выражается в безбрачии священников — целибате.

Монахиня Нина, в мире известная как Крыгина, определила целомудрие, как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

По словам Иоанна Лествичника, это слово объединило все добродетели.

В записях Святителя Игнатия Брянчанинова целомудренность является уклонением от всяких греховных помыслов и дел, куда входят сладострастные беседы, произношение скверных выражений.

В понятие добродетели входит хранение своих чувств, куда входит зрение, слух и осязание, в чистоте и скромности.

Чтобы стать целомудренным, человеку необходимо научиться:

  • молчанию и безмолвию;
  • пребыванию в размышлениях о рае и аде;
  • отказу от блудных фантазий;
  • служить бедным и сиротам.

В записках Святого Амвросия Медиоланского приводится три формы этой добродетели — целомудренности: вдовства, мужа и жены, девственности.

Святой Амвросий пишет, что это добродетель не для восхваления, а как дар богатства христианской дисциплины.

Высказывание священника РПЦ, архимандрита Иоанна Крестьянкина, покинувшего этот мир в 2006 году звучит гимном чистоте, он называет эту добродетель красотой души, наполненной правдой, духовным здоровьем, что выражается в благоразумии и мужестве противостоять злу мира.

Ныне правящий русский священнослужитель Павел Гумеров в проповедях призывает прихожан хранить в чистоте не только глаза, но и разум, ибо греховные помыслы и мысли покрывают грязью, как душу, так и сердце.

Помимо служителей о чистоте нравов писали и великие писатели, публицисты и драматурги. Представитель французской философии Альбер Камю, утверждал, что в разнузданности человек теряет смысл бытия, и только целомудрие способно вернуть человечеству смысл жизни.

Прекрасно выражение французского драматурга XVIII века Пьера Огюста Карон де Бомарше о том, Божьи Небеса всегда покровительствуют невинным, чистым душой людям.

Как взрастить целомудрие

По словам Иоанна Кассиана, без жизненной позиции, основанной на смирении, находящемся в сердце, нельзя облачиться в целомудренность. Мы можем заставить себя усилием воли соблюдать посты, голодать, постоянно трудиться и пребывать в молитвах, но никогда нельзя приобрести чистоту, ибо она дается только Творцом по Его великой милости.

Только Спаситель может освободить от страстей, видя постоянное пребывание в подвиге веры и смирения. Для приобретения этой добродетели христиане должны жаждать чистоты, как жадный человек преодолевает все ради богатства, а влюбленный, который готов побороть все препятствия на пути к любимой. Также необходимо бороться и со страстями.

Только ненасытное желание стать непорочными в глазах Творца и Спасителя, готовность пожертвовать пищей, питьем и даже сном, отказаться от коварных обольщающих мыслей, может наполнить христианина целомудрием.

Этот подвиг можно совершить только по благодати милости Всевышнего Бога. Чтобы достичь целомудрия, нужна не строгость по отношению к себе, а любовь к Богу и способность наслаждаться собственной искренней чистотой.

«Целомудрие – это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями.»
Монахиня Нина (Крыгина), «Целомудрие Царской семьи»

«Целомудрие — всеобъемлющее название всех добродетелей».
Иоанн Лествичник.

Целомудрие – это добродетель являющая духовную и телесную чистоту, непорочность.
Это внутренняя чистота души, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами.

Целомудрие и благородство – две нравственных ценности, которые в большей степени связанны с понятием «Чести».

“Целомудрие” в словаре русских синонимов: безукоризненность, безупречность;

здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность.

В словаре Ушакова (Толковый словарь русского языка Ушакова)
Целомудрие, целомудрия, мн. нет, ср. (·книж. ). Добродетель, строгость в нравственном отношении.

В словаре Ожегова (Толковый словарь Ожегова)
Целомудрие: 1. То же, что девственность;

2.перен. Строгая нравственность, чистота.

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля:
«Целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

“Целомудрие” в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» Термин «целомудрие» в словаре не найден.

«Целомудрие» в христианской религиозной традиции

Слово «целомудрие» — это религиозное, это духовное слово. И поэтому, чтобы стать целомудренным, нужно стать чуточку религиозным. Священники это знают. Слово, понятие «целомудрие» появилось задолго до рождения Руси. Вот два очень небольших примера.

Вот послание апостола Павла к римлянам. 3-й сих из 12-й главы: 1) на церковнославянском языке:

«глаголю бо благодатию давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры»

2) на русском:

«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте целомудренно, скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил»

Вот молитва Ефрема Сирина, жившего в IV веке
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

Отсюда видно, что целомудрие – это дух, это дар, который нужно испрашивать и получив, очень бережно его хранить.

Целомудрие – это религиозное понятие. Целомудрие – это не хорошо или плохо, это – либо есть, либо нет. Девственность, супружеская верность, скромность и т.д. все это о целомудрии, но не целомудрие. Целомудрие начинается с послушания: родителям, учителям, мужу, жене. Но как удержаться в послушании, если человек не религиозен, если его оценки всего на уровне: «хорошо – плохо». Да еще и того «хорошо – плохо», как он сам их себе представляет.

Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:

«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний;

совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога».

Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины».

Определени из Википедии — свободной энциклопедии.

Целомудрие — положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу.

В обыденном сознании понятие целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают: а). отказ человека от сексуальных отношений вообще,

б). воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.

В моральной философии, помимо этого содержания, в понятие целомудрия привносился некоторый особенный смысл: во-первых, оно, как правило, применялось в качестве характеристики еще не сформировавшегося человека; во-вторых, выражало подобающее отношение (а именно — воздержание) не только к сексуальным, но и к телесным удовольствиям вообще, а также к сильным страстям, влечениям, необузданным порывам и т. п. — ко всему, что может разрушить целостность человека. Целомудрие понималось как отказ молодого человека от испытаний, с которыми он пока не в силах справиться.

Некоторые культуры ориентировали на целомудрие как на универсальный идеал. В христианстве это отчасти проявилось в обете безбрачия всего католического духовенства (целибат) и православного монашества, а также в том, что для мирян допустимыми признавались только брачные сексуальные отношения, единственное оправдание имеющие в рождении детей.

Понятию целомудрия по значению близко понятие невинности. Как и состояние невинности, целомудренное состояние отличают целостность, гармоничность, чистота. Существенная же особенность целомудренного человека состоит в том, что он не является невинным в отношении добра и зла, знает их абсолютную различенность, его мысли, чувства и поступки находятся в поле напряженности, образованном основной моральной дихотомией, поэтому подлежат моральной оценке. Невинность же внеморальна. Кроме того, внутренняя жизнь целомудренного человека сложна, дифференцирована, осознаваема. В силу данных особенностей сохранение внутренней гармонии и гармонии с миром, непорочности, покоя в добре требует от целомудренного человека, в отличие от невинного, для которого такое состояние естественно и бессознательно, совершения определенных усилий. Моральное усилие целомудренного направлено прежде всего на соблюдение запретов. Поддерживаемое в результате такого морального усилия блаженство П. А. Флоренский определял как «отдых от неустанно-жадного и никогда не удовлетворенного хотения, как само-заключенность и само-собранность души. ».

Другим близким по значению понятию целомудрия является понятие умеренности. Если целомудрие характерно для этапа духовного становления человека, то умеренность является добродетелью зрелого человека, она проявляется в устойчивом самообладании, в умении быть хозяином своих чувств, желаний и страстей. Если целомудренный оберегает себя от непосильных испытаний, отказываясь от всего того, что может ввергнуть его во власть соблазнов, то для умеренного соблазнов не существует. По описанию Аристотеля, умеренный не имеет дурных влечений и не испытывает удовольствий, противоположных правильному суждению. Умеренность является характеристикой стремящегося к нравственно обоснованной или допустимой, с точки зрения нравственности, цели, будь то высшее благо, беззаветное служение Богу, счастье, выполнение долга перед самим собой. Целомудрие же характеризует духовное созревание человека, его основное назначение — защитить неокрепшую душу и дать ей сформироваться.

В современной либеральной этико-философской мысли понятие целомудрия перемещено в сферу сексуальности. Так, Р.Скрутон анализирует целомудрие в контексте сексуального желания. Целомудрие здесь предполагает сдержанность и осуществление лишь такого сексуального желания, которое направлено на объединение с другим(ой), предстающим(ей) в рамках данного отношения во всей полноте своей личности. Целомудрие направлено на поддержание целостности человека, в первую очередь — единства в нем сексуального и личностного. Оно проявляется в предрасположенности избегать осуществления сексуального желания, когда желанным оказывается лишь тело другого. В противном случае как субъект, так и объект желания оказываются лишенными целостности: телесность и личностность обоих оказываются отделенными друг от друга, а их отношения — обезличенными.

Целомудрие, строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость — качество, приобретаемое человеком с возрастом. Стыдливость по отношению к противоположному полу особенно сильно выражается с появлением вторичных половых признаков. В этот период молодые люди начинают серьёзно дружить, влюбляться. Дружба, а затем и любовь между юношей и девушкой — серьёзное испытание их нравственности. Сначала счастьем кажется возможность дотронуться до руки любимого, потом — прижаться к нему, поцеловать. Но человек быстро привыкает к дозволенному, и вот уже новый «запретный плод» манит, разжигает страсти. Попав в половодье неизведанных ощущений, молодые люди не всегда могут разобраться в своих чувствах, правильно оценить перспективы отношений друг с другом. Поэтому девушки должны хорошо взвесить все за и против добрачной половой жизни, а не руководствоваться минутным порывом. Во все времена молодым до брака предписывалось целомудрие, хотя общественное мнение легче прощало юношу и строже спрашивало с девушки.

Дело здесь не только во влиянии церковной морали, но и в том, что биологическую ответственность за интимную связь несёт исключительно женщина. Ей рожать, ей воспитывать ребёнка, если отец откажется от него. Сама природа наложила большую ответственность на девушку, обозначив девственность даже анатомически. Более того, во многих случаях именно девушка устанавливает для юноши границу допустимых к себе отношений. Она задаёт тон любовным отношениям, делает их пошлыми или высокодуховными, поистине красивыми.

Не менее важной в межличностных отношениях является и позиция юноши. Недаром мерилом мужского достоинства всегда считалось его отношение к женщине. Настоящего мужчину как раз и отличает в отношении к любимой женщине сдержанность и корректность. Сегодня моральные требования, предъявляемые к мужчине и женщине, стали менее строгими. Однако и в наши дни без любви, уважения, привязанности, чувства долга интимная близость сводится лишь к обычному физиологическому акту. Вот почему юношеская сдержанность, девичья чистота, гордость, целомудрие — понятия не устаревшие. Это вопросы не только морали, но и будущего здоровья, счастья.

«Целомудрие — это не столько физиологическая и не только нравственная категория, это категория мировоззренческая, отражающая целостную картину бытия, целостный и мудрый образ мира».
Вера Абраменкова «Воспитание целомудрия»

«Целомудрие – это суверенитет как личности, так и общества по отношению ко злу».
Артемий Ермаков «Государство и целомудрие»

Высказывания великих и известных людей о Целомудрии.

Альбер Камю (1913-1960, французский писатель и философ): «Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл»

Иоанн Крестьянкин (1910-2006, священнослужитель РПЦ, архимандрит): «Красота души – в целомудрии и правде, здоровье души – в мужестве и благоразумии».

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799, французский драматург и публицист): «Небо всегда покровительствует невинности!»

Павел Гумеров (р.1974, русский священник, писатель): «Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли как грязь пачкают, оскверняют душу и сердце.»

Целомудрие — лат. Castitas [1] )

Добродетель (моральная), имеющая как религиозные, так и светские аспекты, противоположная Распутству.

В готической церковной скульптуре её фигура окутана покрывалом (платок, вуаль) и может держать пальмовую ветвь как напоминание о девах-великомученицах, а на щите нести изображение феникса. Может попирать ногой вепря (свинью) — символ Распутства.

В искусстве Ренессанса имеет атрибуты:

  • пара горлиц — обычный атрибут Венеры, но в данном случае аллюзия на поверие, согласно которому птицы эти, однажды разлученные, никогда больше не имеют другой пары;
  • решето — аллюзия на историю девы-весталки Туккии;
  • башня — как знак Целомудрия встречается в сюжетах со Св. Варварой и Данаей.

В светской аллегории представлена:

  • Артемидой (Дианой) — дева-охотница;
  • нимфой Дафной — женская фигура с воздетыми руками, из которых вырастают ветви лавра.

Может изображаться связывающей по рукам и ногам Любовь в образе Купидона, или борющейся с нею. В последней теме стрелы из лука Любви ломаются о щит Милосердия. Щит может выступать атрибутом и самого Целомудрия как защита от стрел желания.

Добродетели Целомудрия, Бедности и Послушания соответствуют трём обетам монашеских орденов и в таком качестве предстают вместе, особенно во францисканском искусстве. Одна фреска в Нижней церкви [Сан-Франческо] в Ассизи, ранее атрибутировавшаяся Джотто, показывает Целомудрие в молитве в прямоугольной башне, защищаемой ангелоподобными фигурами Чистоты и Стойкости.

  • единорог;
  • синий и белый цвет;
  • голубь;
  • птица Феникс;
  • саламандра;
  • пчела;
  • замок, огороженный сад, стена, решетка;
  • плоды каштана;
  • ветка боярышника;
  • пальма;
  • лавр;
  • лилия, ирис;
  • фиалки;
  • полумесяц;
  • бриллианты;
  • нефрит;
  • жемчуг;
  • сапфир;
  • серебро;
  • зеркало;
  • слон;
  • башня;
  • пояс.

Содержание

Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.

Понятие всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, но исторически употребляется в разных значениях:

  • нередко оно подразумевает девственность,
  • иногда — нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении.

«Целомудрие — добродетель, строгость в нравственном отношении» — Ушаков «Толковый словарь русского языка».

«Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота» — Ожегов «Толковый словарь».

«Целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно». — Даль

«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины» — Св. Амвросий [2].

«Целомудрие людей должно различаться в соответствии с разными состояниями их жизни: у одних — в посвященной девственности и безбрачии, образцовых путях наиболее легкой отдачи Богу всего сердца безраздельно; у других — в рамках, установленных для всех нравственным законом, в зависимости от того, состоят ли они в браке или одиноки» — Катехизис Католической Церкви.

В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде [3].

«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога» — святитель Игнатий Брянчанинов [4].

Целому́дрие – 1) добродетель; непорочность, нравственная и телесная чистота; 2) девственность; 3) благоразумие.

Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.

Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.

Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?

Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

Омрачившись скверной греха, человек подверг себя не только внешнему отлучению от Бога, но и внутреннему разладу: разладились его душевные способности и силы (волевая, разумная, желательная, чувственная), разладились отношения плоти с душой (см.: Грехопадение). Естественная для него склонность к общению с Богом и следованию нравственному закону, звучащему в голосе совести, изменилась до неузнаваемости. Вместо этого человек подвергся противоестественному для него стремлению ко злу.

Для того, чтобы возвратить человека в достойное его званию состояние нравственной чистоты, необходимо было вернуть ему прежнюю цельность. Собственно, это и явилось одной из ближайших целей Пришествия Христа. Само слово «спасение» — греч. «σωτηρία» — имеет одним из переводов значение «целение», «приведение в цельность».

Целомудрие как один из аспектов личностной цельности вообще, обнаруживается, помимо прочего, в точном соответствии деятельности человека побуждениям голоса совести. Ведь в случае противоречия мыслей и желаний голосу совести ни о какой внутренней цельности душевных сил и движений не может быть речи.

Ввиду того, что совесть является выразительницей естественного нравственного закона, вкорененного в человеческое естество Самим Богом, понимаем, что подлинное целомудрие возможно не иначе как при соблюдении требований Божьего закона, при послушании Богу.

Поскольку понятие целомудрия, как добродетели, подразумевает, что голосу совести должны быть созвучны не только душевные побуждения человека, но и телесные, постольку очевидно, что оно достижимо лишь в случае освобождения человека от плотских страстей, через отвержение от мирских похотей и нечестия ( Тит.2:12 )

О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета ( Прем.8:7 ). Но Ветхозаветная Церковь не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться! Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора — помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.

Епископ Пантелеимон (Шатов)

Дьявол слабее Бога, но его тактика — раздробить, размельчить внутреннее состояние человека. Поэтому если читаешь молитву — заключай ум в слова молитвы, и не отвлекайся, не блуждай мыслями. Точно так же и в миру: слушаешь лекцию — слушай, а не мечтай о вещах более приятных. Всякая небрежность, разболтанность — и в работе, и в одежде — это умаление духовной сущности. Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести — это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру.

Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление «плюрализма». Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий.
митрополит Питирим (Нечаев)

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что значит целомудрие?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/. В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Современное общество к невинности и нравственности относится как пережиткам прошлого. Только христианство дает правильную оценку. Целомудрие — что это означает? Духовная и физическая чистота, непорочность, мысли и поступки, связанные со словом честь — это и есть истинное значение целомудрия.

Что такое целомудрие в девушке

Это понятие включает нравственную чистоту. Девушки с ранних лет хотят повзрослеть, и для этого не гнушается любыми способами. Они редко думают о последствиях своего поведение. Встречи с мужчинами, употребление алкоголя, сигареты, обладание современными гаджетами – это не относится к целомудренности.

Характерные черты для целомудрия:

  • кротость и скромность, которая не позволяет хвалить себя перед преподавателями, а лучшее доказательство – это изучение предмета и способность правильно понимать материал;
  • серьезное отношение к словам и данным обещаниям;
  • отсутствие пагубных страстей.

Нравственная женщина осознает, что сигарета во рту и бокал спиртного смотрятся дешево. Такое поведение провоцирует презрение и заинтересует мужчину для одноразового секса.

Целомудрие – это духовная чистота. Такие девушки не гонятся за славой и материальными благами. Они живут интересами семьи. Для них характерны добрые дела, помощь животным, больным и детям.

С точки зрения православной веры, значение слова целомудрия в церкви – девушка проявляет строгость в отношении посторонних мужчин, не нарушает пост, причащается и исповедуется. Кроме этого прививать девушке чувство личного достоинства, уважение к старшим и понимание нравственности должна семья.

Святые отцы о целомудрии

Монахиня Нина дала определение нравственности, как мудрого отношения к жизни.

По мнение Иоанна Лествичника, это объединение всех положительных достоинств.

Образ жизни, соответствующий Космическим Законам. Целомудрие естественный путь человека к здоровью, внутренней целостности, гармонии и высшему предназначению, необходимое условие для личного и духовного развития.

Целомудрие – образ жизни человека, который стремится к внутренней и внешней чистоте, нравственности, хранит свою честь, достоинство, не причиняет вред себе и другим, не вступает в интимные отношения вне брака.

Целомудрие – достойный образ жизни человека в любом возрасте. Сохранение целомудрия в самом начале жизненного пути особенно важно. Понятие девственности (чистоты, чести) священно, оно касается как девушек, так и юношей.

Генетики в прошлом веке открыли несколько феноменов, приоткрывающих завесу таинства наследственности:

— Во время интимных отношений между мужчиной и женщиной происходит интенсивный обмен информацией, в результате которого в каждом из них остается генетическая информация о партнере.

При безответственных (вне уз брака) партнеры обмениваются информацией о том, что их обременяет: недостатках, болезнях, пагубных привычках… Брачный союз открывает для супругов возможность обмена информацией об их благих достижениях, положительных качествах, благородных устремлениях, целях …

— Генетическая информация обо всех интимных партнерах как женщины, так и мужчины передается их ближайшему потомству и может проявиться в нем и детях последующих поколений – явление телегонии.

— Первый в жизни женщины мужчина, нарушив девственность, закладывает генофонд ее будущих детей (вне зависимости от того, когда и от кого она их родит). Когда это происходит вне брака, генетическая наследственность ее детей оставляет желать лучшего, так как она заложена индивидом с набором не лучших нравственных и физиологических качеств, порочным уже тем, что посягнул на девственность. А если мужчина при этом был еще и подвыпивший (даже в малой степени), на ее будущих детей или внуков ляжет бремя алкогольной порчи – слабоумие, идиотия, эпилепсия…

Наши предки этого, конечно, не знали. У них было трепетное отношение к девичьей чистоте, потому что перед их глазами были примеры рождения плохого потомства от гулящей девушки.

Нравственно падшую девушку презирали, считали испорченной, недостойной замужества.

Деградация женской природы в результате потери чистоты до замужества очевидна. Обилие косметики, короткие юбки лишь показывают отсутствие женственности – женской кротости, смирения, целомудрия.

Пренебрежительным отношением к девственности девушки мужчина разрушает свою душу, проявляет нечеловеческое, животное начало. Гулящий мужчина тоже лишает себя возможности иметь здоровое потомство.

Потеря девственности в подростковом возрасте – очень серьезное решение, определяющее дальнейшую судьбу, так как оно нарушает естественный процесс личностного и физиологического развития. Через три месяца после потери девственности в жизни человека происходят весьма заметные изменения – в его внешности, фигуре. Меняется его лицо – оно становится другим. Физиологические процессы запущены, и их не остановить. Процесс старения организма в период с момента потери девственности до 25 лет идет примерно втрое быстрее. А сам человек понимает, что мир вокруг изменился, он стал жестче и приземленнее. Разумеется, такое происходит, если «плод сорван до срока» или если «плод сорван вором».

Подросток должен быть занят наполнением себя мировой культурой, приобретением знаний, умений и трудовых навыков; знать, что безнравственность – это плохо, блуд – это плохо, стыдно; что в отношениях допустимы только дружба и обязательно уважение. Юноша должен уважать чистоту девушки, пытаться не нарушить ее даже словом. Важно не переступить эту грань. Потому что один неосторожный шаг – и все начнет рушиться: внутри образуется пустота, угасает какая-то искорка. Уходит трепет, он заменяется страстью, которой, как известно, свойственно исчезать со временем. Можно сказать, что любовь, которая могла бы зародиться, растаптывают.

В масштабе общества потеря юношами и девушками чистоты приводит к катастрофическому росту числа людей с негативной наследственностью – с психическими отклонениями, со склонностью к насилию, рок-музыке, извращениям, алкоголизму, табакокурению, наркомании, самоубийствам; к развращению и растлению детей и молодежи.

То есть приводит общество к духовно-нравственному кризису, который грозит самоуничтожению человечества.

Девушки и юноши, сохраняющие девственность до брака, — настоящее достояние общества, залог возможности его развития и прогресса.

Если мы не хотим обмануться в выборе ориентиров жизни, надо научиться доверять своей совести. Это путь успеха.

Ибо кто желает нам счастья – наша совесть или толпа сверстников вкупе с продюсерами с зачастую нарушенной половой ориентацией, которые заправляют модой, шоу-бизнесом и телевидением? Или «добрые» дяди и тети, которые с экранов и со страниц печатной продукции, даже детской, а также при непосредственном общении и личным примеров оскверняют нормы нравственности, стыд и совесть ложью о допустимости сексуальной распущенности и сексуальных извращений, выставления напоказ женского тела, употребления недостойных слов, афиширования ведущих к смерти привычек (курение, секс, употребление алкоголя, пива, наркотиков, увлечение рок-музыкой…); ложью о допустимости убийства ребенка в утробе матери?

Целомудрие, которое сохраняет и поддерживает человек, — прекрасно. Люди, хранящие свою чистоту, светятся! Светятся какой-то радостью, каким-то внутренним светом. И они счастливы, как и любой человек с чистой совестью.

Целомудрие – это определенное состояние человека, его организма, гормональный фон, которые позволяют иметь возвышенные мечты и цели, стремится к серьезным и светлым отношениям, создают условия для прихода настоящей Любви; позволяют находиться в романтическом состоянии, которое выливается в неподдельно красивое ухаживание, прекрасные и нежные встречи и свидания, в «сумасшедшие» немного наивные, но незабываемые поступки во имя любимого или любимой.

Настоящая Любовь не может появиться за неделю. Таинство ее расцвета состоит из определенных стадий, требующих достаточного времени.

Сначала у человека появляется интерес к другому человеку: хочется с ним чаще видеться, общаться, рядом с ним (ней) ему просто хорошо.

Затем любовь начинает осознаваться. Сердце человека раскрывается и начинает излучать энергию любви своему любимому (любимой). И, если при этом человеку удается выполнить воистину космическую задачу – передать вспыхнувшую в нем искру, сердце любимого (любимой) тоже начинает раскрываться, и появляется ответный интерес.

Описанные процессы длятся 1-2 года. После этого наступает стадия отношений, когда двух людей начинает объединять их общий внутренний мир. В этот мир никто не должен быть допущен, даже друзья. В нем они наслаждаются друг другом, хотят постоянно видеть друг друга. Они самые счастливые люди. Они начинают общаться через сердце не только друг с другом, ни и с каждым, пробуждая любовь и в других людях. Любящие люди подключены к самым высоким энергетическим источникам во вселенной. Они переживают творческий подъем. Пишут стихи. Говорят возвышенные слова.

Следующая стадия развития любви, которая длится до четырех лет, — определение точек соприкосновения на всех уровнях бытия: духовном, психологическом, ментальном, социальном, чувственном, физическом.

Выясняется, что одному нравится одно, а другому – другое. И надо суметь понять друг друга, возможно, в чем-то уступить, а в чем-то и настоять.

Опасности, которые могут подстерегать влюбленных в это время- доминирование женщины над мужчиной и главный враг любви – страсть. Страсть может появиться, когда образовался внутренний мир двух влюбленных. Но ее ни в коем случае нельзя в него впускать, пока не завершено определение точек соприкосновения на всех уровнях и не произошел их сонастрой.

Если предыдущие стадии развития отношений успешно пройдены (их можно проходить не последовательно одну за другой, а единовременно), если влюбленные готовы пожертвовать себя друг другу, принять не себя ответственность за своего спутника жизни, каким бы сильным и самостоятельным он ни был, за крепость своей семьи, за тепло домашнего очага и за детей, которых предстоит родить, наступает время создания семьи – вступления в брак, близких отношений и рождения детей.

На этой стадии сотворения внутренний мир двоих должен быть еще более защищен от других людей. И когда по милости небес происходит зачатие, в него входят дети, которые попадают в пространство любви, взлелеянное двоими.

Следующая стадия развития любви заключается в готовности отдать друг за друга все, даже жизнь. Появляются жизненные ситуации, которые проверяют эту готовность.

И лишь только после этого наступает стадия любовного совершенства, любовной гармонии.

Такая захватывающая возможность и перспектива есть у каждого человека!

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять