Эмоциональность

У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными. Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности».

Определение. Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и мировоззренческими ориентациями.

Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям, оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.

К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие черты:

1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.

2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными особенностями личности.

3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.

Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.

1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные характеристики организма, поскольку они связаны с его функционированием, нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.

2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается.

3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения совместимы друг с другом. Элементарные эмоции как субъективные проявления органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это утверждение неверно.

Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и становления личности в нескольких направлениях:

Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.

Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля чувств со стороны личности.

В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. д.

И вообще, настоящий герой всегда спокоен и ироничен. Но в то же время к хладнокровным людям подозрительное отношение.

Считается, что если человек хладнокровен, то он непременно суховат и в чем-то эмоционально обделен. Иными словами, хладнокровие – это скучно. Почему? Да потому что нет эмоций. Следовательно, нет полноты жизни. А оно тогда нам надо, это хладнокровие? Не даром многие фантасты с упоением рисовали ужасающие картины будущего, в котором не останется места эмоциям, а люди сделают окончательный выбор в пользу рациональных разумных решений.

Лед и пламень
Строго говоря, эмоции и разум даны нам для регуляции собственного поведения.

Правда, эмоции – гораздо более древний механизм. Поэтому они и диктуют более примитивные решения, чем разум. Но зато эмоции прибавляют энергии: решение, принятое «на эмоциях» вызывает такую мобилизацию сил, которую не способен спровоцировать ни один рациональный аргумент. Никакое «мне надо» не придаст такого тонуса и драйва, как «Вот зараза, ну я ему докажу». О хладнокровии мы обычно вспоминаем, наломав дров и не рассчитав последствий.

Существует определенное массовое отношение и к хладнокровию, и к излишней эмоциональности. Зачастую излишняя импульсивность становится даже более предпочтительной, чем хладнокровие. Не даром же большинство творений массовой культуры воспевает чистую незамутненную (а порой и ничем не мотивированную) страсть и водопад эмоций. И даже услышав рассказ о неких знакомых, которые то женятся, а через месяц с шумом разводятся, она уезжает прочь, а он догоняет поезд на такси и высунувшись из окна вопит «Маша, я тебя простил!», невольно ловишь себя на мысли: «Вот это жизнь у людей… сплошное половодье чувств».

На этом фоне хладнокровие смотрится совершенно невыигрышно. Распространенная ошибка состоит в том, что хладнокровие зачастую приравнивается к отсутствию любых эмоций в целом. В то время как хладнокровие – всего лишь умение контролировать собственные чувства. Возьмем для примера группу студентов, готовящихся сдавать экзамен суровому преподавателю. Одни трясутся мелкой дрожью и готовы по команде хлопнуться в обморок. Другие же дрожат менее интенсивно. Но это не значит, что им не страшно: просто они умеют держать в узде собственные чувства.

Пороть горячку
Вообще, нормы, очерчивающей границы эмоциональности, не существует. Многое зависит от темперамента (иначе говоря, силы и скорости психических процессов). Для одних колотить посуду – это проза жизни. Для других публичное проявление эмоций представляется делом из ряда вон выходящим. Так что беспокоиться по поводу своей эмоциональности стоит только тогда, когда она начинает мешать жить. Например:

— Эмоции начинают управлять человеком, в результате чего ситуация выходит из-под контроля. Допустим, некто повздорил с начальством из-за пустяковой проблемы. Но в процессе выяснения отношений раздул ситуацию и завелся настолько, что видит теперь только один выход – уволиться с этой ненавистной работы.

— Эмоции надолго выбивают из колеи. Речь не о сильном стрессе, после которого действительно необходим восстановительный период, а скорее о том, когда испытанное раздражение никак не проходит, разрастается, пока не превратится в вечернюю головную боль.

— Человек попадает в зависимость от сильной эмоции – и начинает искать повод для встречи с ней. Это может быть желание испытать эйфорию или выместить на ком-нибудь агрессию.

В подобных случаях пора заняться установлением контроля над эмоциями.

Контролировать эмоции
Прежде всего надо понимать, что контролировать эмоции и подавлять их – это две совершенно разные вещи. Регулярно лишая себя эмоциональной разрядки, со временем можно заработать психосоматические заболевания. Если представить собственные чувства в виде крана с текущей из него водой, то подавляя свои чувства, мы как будто полностью закрываем этот кран. А вот способность увеличивать и уменьшать силу и напор воды – это и есть умение контролировать свои эмоции.

Для работы с эмоциями существует множество способов – от аутотренинга до практики йоги. Но есть и несколько способов самостоятельной работы.

Распределить эмоции. Чем больше количество ситуаций, которые вызывают у нас эмоции, тем менее интенсивны проявления чувств в каждой из них. Иными словами, чем шире у человека круг общения, чем больше культурный багаж, тем спокойнее он реагирует на какие-то эмоциогенные ситуации.

Переключиться. В этом случае необходимо перенести деструктивные эмоции из ситуации, вызывающей у вас напряжение, в нейтральную. Самый простой пример переключения – это японская традиция, согласно которой подчиненный дома по вечерам лупит подушку с изображением начальника. Кстати, сегодня эта технология сильно усовершенствована: теперь японская техническая индустрия производит специальных домашних роботов, которых можно бить и оскорблять, а те в ответ будут смиренно кланяться и извиняться.

Сосредоточиться. Этот способ лучше всего применять в ситуациях, требующих сосредоточения на одной, но крайне важной задаче. В этом случае необходимо сознательно исключить из жизни возможность попадания в ситуации, которые могли бы спровоцировать эмоциональный всплеск. Например, если вам кровь из носу необходимо написать годовой отчет, то лучше отключить мобильный телефон, запереть дверь и на время забыть о существовании внешнего мира. Все лучше, чем отказываться от приглашений хорошо провести вечер, изводиться от жалости к себе, уставившись невидящими глазами в ненавистный отчет.

Эмоциональность как тип темперамента (характера)

В зависимости от выраженности разных сторон эмоциональности выделяются эмоциональные типы людей, относимые к разным типам темперамента (характера). Одна из первых таких попыток была осуществлена в классификации типов темперамента Хейманса — Ле Сенна (Робер, Тельман, 1988). Типы выделяются по сочетанию трех основных характеристик: эмоциональности (Э+ и Э-), активности (А+ и А-) и первичности и вторичности (П и В).

Эмоциональность понимается авторами типологии как степень легкости возникновения эмоционального состояния в данной ситуации, а также его интенсивность. Активность отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла.

Высокоактивные люди не выносят безделья, простоя. Поэтому они всегда находят себе занятие. Другие инертны, долго думают, прежде чем начать что-то делать.

Первичность характеризует другую сторону эмоциональности — быстроту исчезновения эмоции. Многие люди недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Таких людей авторы называют «первичными» (скорее, это эмоционально-лабильные). «Вторичные» люди являют собой противоположность «первичным»: их настроение чаще всего бывает ровным. Однако когда чаша их терпения переполняется, сильно гневаются, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого.

Исходя из сочетания этих свойств были выделены восемь типов характеров:

— сентиментальный: Э+, А-, В;

— бурный, очень деятельный: Э+, А+, П;

— страстный: Э+, А+, В;

— сангвиник: Э-, А-, П;

— флегматик: Э-, А-, В;

— аморфный, или беспечный: Э-, А+, П;

— апатичный: Э-, А+, В.

Нервный тип характеризуется сильными и беспорядочными эмоциональными переживаниями, склонен к жестокости и подозрительности. Чувствителен к эмоциогенным ситуациям, но его эмоции быстро исчезают. Постоянно находится в поисках новых впечатлений. Плохо переносит однообразие, которое быстро вызывает у него скуку. Подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям.

Сентиментальный тип тоже обладает высокой эмоциональной возбудимостью, но в отличие от нервного типа глубоко и долго переживает как радость, так и огорчение, помнит о них и постоянно к ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянная натура. Требует к себе мягкого и доброжелательного отношения.

Бурный тип подчас проявляет неистовое проявление чувств. Жизнерадостен, всегда пребывает в хорошем настроении. С сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Незлопамятен, но на упреки реагирует бурным возмущением. Страстный тип отдается какому-нибудь делу увлеченно, весь без остатка. Удачу переживают спокойно, без проявления аффекта. Сангвиник мало возбудим, спокоен, оптимистичен. Флегматик холоден и спокоен.

Аморфный тип безразличен к тому, что делает. Эмоционально невозбудим. Апатичный тип тоже безразличен к тому, что делает. Всегда находится в ровном настроении, получает удовольствие от одиночества. К другим людям безразличен.

Среди акцентуированных типов личности, выделенных К. Леонгардом (1989), имеются аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы.

Аффективно-лабильный тип характеризуется легкой сменой полярных эмоций. На передний план выступает то один, то другой полюс эмоциональных переживаний.

Радостные события вызывают у них не только радость, но и высокую вербальную и двигательную активность. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления. Они легко заражаются эмоциями других, например, находясь в компании. При этом степень их внешних реакций и глубина переживаний не соответствует значимости события. Они могут проявить бурный восторг по поводу незначительного успеха и впасть в глубокое депрессивное состояние по поводу пустячной неудачи.

Аффективно-экзальтированный тип — это темперамент тревоги и счастья. Люди этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные: они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. У них сильно выражена экспрессия. Привязанность к близким, друзьям, радость за них могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Обладают крайней впечатлительностью по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным может довести таких людей до отчаяния. Они могут испытывать искреннее горе по поводу небольшой неудачи или разочарования. Неприятность друга такой человек может переживать сильнее, чем сам пострадавший. Этот темперамент чаще всего присущ тонким, артистическим натурам: поэтам, художникам.

Эмотивный тип близок к аффективно-экзальтированному типу, но в отличие от него у людей этого типа эмоции развиваются не так быстро. Этот тип тоже связан с чувствительностью к тонким, а не грубым эмоциям, т. е. к тому, что связывается с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого типа называют мягкосердечными, задушевными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от произведений искусства, восприятия природных ландшафтов. Для них характерно сильное внешнее выражение своих переживаний. Особенно выражена у них слезливость. У них одинаково легко появляются и слезы печали, и слезы радости. Следствием болезненно глубокого переживания является реактивная депрессия. Тревожный (боязливый) тип будет рассмотрен в этой главе ниже (раздел 14.8).

По П. В. Симонову (Симонов, Ершов, 1984), каждый тип темперамента связан с определенной группой эмоций. У холерика, с его чертами преодоления, борьбы, агрессивности, преобладают эмоции гнева и ярости. Для меланхолика с его нерешительностью и тяготением к обороне типичны страх, робость. Сангвиники и флегматики чаще испытывают положительные эмоции. Следует, однако, иметь в виду, что чистые типы темперамента встречаются редко, в основном они смешанные, поэтому проявление той или иной группы эмоций у конкретных людей будет сильно осложняться этим обстоятельством.

Эмоциональный человек: особенности человеческой эмоциональности

Эмоции присущи всем людям, это важная составляющая нашей жизни, и в оценках других людей мы во многом ориентируемся на чувства, которые они вызывают. С другой стороны, внешние проявления эмоциональных состояний создают уникальный, неповторимый образ каждого человека. Эмоциональность, как качество личности, естественна и необходима и в общении, и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Но чрезмерная демонстрация эмоций утомляет, а часто и раздражает, она мешает нормальному взаимодействию с людьми и нередко бывает источником конфликтов. Чтобы понять, с чем связана повышенная эмоциональность, следует разобраться в психологии этого личностного качества.

Эмоции и их роль в жизни человека

Радость и огорчение, удовольствие и неприязнь, страх и восторг, страсть и аффект – все это эмоциональные состояния, играющие важную роль в жизни человека. Часто их называют эмоциями, хоть с точки зрения психологии эмоции – только один из видов эмоциональных состояний. Но мы не будем слишком педантичны и станем употреблять и более короткое название этих психических явлений.

Что такое эмоциональные состояния

Эмоции – это реакции человека на значимые для него вещи: явления, события, людей и т. д. Как правило, эмоции связаны с потребностями, и в этом плане механизм их очень прост. Если какие-то обстоятельства помогают удовлетворению потребностей, то они вызывают положительные эмоции, а если препятствуют, то, соответственно, отрицательные.

Другое дело, что потребности у нас бывают очень разные и отношение к вещам тоже самое противоречивое. Поэтому и эмоции у людей тоже противоречивые. Например, влюбленный молодой человек, несомненно, должен испытывать к объекту своей влюбленности самые положительные эмоции. Однако если девушка не отвечает взаимностью, то есть препятствует удовлетворению потребности, то эта влюбленность как-то уживается с раздражением, а то и с ненавистью.

Чем более значимы и важны для человека потребности, тем более сильные эмоции он испытывает. Правда, значимость потребностей исключительно субъективная. Так, заядлый курильщик испытывает раздражение, когда не может выкурить желанную сигарету, хоть объективно это не та потребность, которую стоило бы удовлетворять.

Эмоции очень разнообразны и окрашивают буквально каждый миг нашей жизни. В психологии принято выделять следующие виды этих психических состояний:

Наиболее устойчивыми являются чувства и настроения. Они-то в большей степени и определяют особенности такого личностного качества, как эмоциональность.

Эмоции – это довольно древний вид психических состояний, и они связаны с физиологическими процессами в нашем организме. Переживание определенных эмоциональных состояний вызывает изменение в деятельности разных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. И чем ярче чувства, тем сильнее эти изменения.

Дело в том, что наш мозг реагирует на значимые для человека ситуации повышением активности нервных клеток, возникновением очагов возбуждения. В зависимости от характера ситуации нейроны начинают производить определенные белковые соединения. Например, осознание внезапной опасности приводит к выработке гормона норадреналина. Он усиливает работу сердца, повышает уровень кровяного давления, снижает активность пищеварительной системы. То есть так наш организм готовится к отражению опасности или к бегству от нее.

А приятные для нас ситуации, удовлетворяющие потребности, приводят к выработке серотонина – гормона «хорошего настроения». И мы испытываем чувство удовольствия и безмятежности. Изменение биохимии мозга – это важное следствие переживания эмоций, но не единственная их функция.

Функции эмоциональных состояний

Иногда кажется, что неприятных эмоций гораздо больше, чем приятных. Это связано с тем, что отрицательные эмоции для нашего организма более важны, поэтому мы их лучше запоминаем и дольше помним. Эти состояния предупреждают об опасности, дают сигнал быть осторожным, заставляют не забывать о возможных неприятностях. Для человека жизненно необходимы все эмоциональные состояния, которые выполняют множество функций:

Эмоции настолько тесно связаны со всеми процессами, происходящими в нашем организме, что являются неотъемлемой частью нашей личности. Оценивая людей, мы большое внимание уделяем их эмоциональности.

Эмоциональность как качество личности

Несложно заметить, что люди отличаются друг от друга и по характеру проявления эмоций, и по их количеству. Есть те, кто готов по любому поводу визжать от восторга или впадать в истерику. А иные практически в любой ситуации сохраняют спокойствие и даже равнодушие, возможно, они и испытывают какие-то переживания, но заметить их бывает сложно.

Проявления эмоциональности

Особенности эмоциональной сферы личности проявляются в ряде индивидуальных характеристик, которые накладывают отпечаток на поведение в целом.

Сочетание этих характеристик и разных их уровней делает каждого человека уникальной и неповторимой с точки зрения эмоциональности личностью. Характер и уровень наших эмоций связан с целым рядом причин, среди которых можно выделить две группы: индивидуальные особенности нервной системы и внешние факторы.

Эмоциональность и темперамент

Одной из главных причин различий в эмоциональной сфере людей являются особенности нервных процессов, то есть темперамент.

Не углубляясь в анализ этого понятия, лишь скажу, что под типом темперамента понимают врожденные особенности психических процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Сочетание таких характеристик, как сила, скорость и соотношение возбуждения, и торможения дают огромное разнообразие индивидуально-психологических типов людей. Их условно разделяют на 4 основных: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. В чистом виде они не встречаются, однако у большинства людей преобладают черты какого-то одного типа, а остальные присутствуют в меньшем количестве.

Для каждого типа характерна своя картина эмоциональности, заданная своеобразием психических процессов:

Так как у нас в той или иной степени присутствуют черты всех четырех типов, то в разных жизненных ситуациях мы можем вести себя по-разному. И сама эмоциональность, как личностное качество, тоже формируется и меняется под влиянием внешних факторов.

Влияние внешних факторов на характер эмоциональности

Внешние факторы играют не менее важную роль в проявлении эмоций. Все же эти психические состояния являются реакциями на то, что с нами происходит. И случается, что жизненные обстоятельства приводят к изменению уровня и характера эмоциональности, а то и к развитию патологии.

Эмоциональные черты личности закладываются в детстве. И от воспитания во многом зависит, кем вырастет ребенок – спокойным и уверенным в себе человеком или капризным неврастеником. Но и у взрослого индивида с казалось бы сформировавшейся психикой могут возникать такие ситуации, когда его нервная система не выдерживает, и ее перегрузка отражается прежде всего на эмоциональной сфере. К серьезным изменениям эмоциональности могут привести следующие факторы:

  • длительный стресс;
  • сильное эмоциональное потрясение, связанное с травмирующей ситуацией;
  • состояние фрустрации, связанное с невозможностью удовлетворить жизненно важные потребности;
  • изменение гормонального фона вследствие заболеваний или связанное с возрастом (пубертатный период у подростков, климакс у женщин);
  • алкоголизм или наркомания;
  • травмы головного мозга.

В большинстве случаев эти факторы приводят к снижению эмоционального тонуса, например, к депрессии, или к неврозам, которые проявляются в повышенной раздражительности и агрессивности. Но бывают и еще более серьезные психические заболевания. Так или иначе, это все очень неприятные явления и болезни, требующие врачебной помощи, и они уже находятся вне компетенции психолога.

Может возникнуть вопрос: неужели не бывает изменений эмоциональности со знаком «плюс», то есть усиление положительных эмоций? Да, бывает.

Например, эйфория – это состояние блаженства и счастья, когда все воспринимается радостным, светлым и позитивным. Обычно эйфория непродолжительна и связана с каким-то знаковым событием ярко выраженной положительной окраски. Например, абитуриент поступил на престижный факультет, куда стремился с детства, и конкурс был настолько высок, что молодой человек даже не надеялся на удачу. А вот если состояние эйфории продолжительное и ничем не обоснованное, то это, возможно, признак какого-то психического отклонения.

Среди положительно окрашенных, но явно патологических состояний можно назвать морию. Это ярко выраженное позитивное настроение, которое сопровождается расторможенностью: нелогичностью поступков, смешливостью, бессмысленной болтливостью, отсутствием стыда и дурашливостью. Такое состояние наблюдается при алкогольном опьянении и при повреждении лобных долей мозга, отвечающих за рациональный контроль.

То есть ярко выраженное и устойчивое изменение эмоциональности у взрослого человека, особенно если оно ничем не обосновано – это повод для беспокойства и обращения к психиатру.

Таким образом, эмоциональность, как и многие психические явления, подчиняется закону «золотой середины». Отсутствие эмоций, заторможенность и холодность – это плохо и для самого человека, и для его окружения. Но и излишняя эмоциональность – это тоже повод для беспокойства.

Левая и правая эмоциональность

Впечатлительность и импульсивность — негативные элементы эмоциональности. Назовем это — левой эмоциональностью!

Правая эмоциональность — это высокая энергия эмоций, выразительные жесты и темперамент. Вполне может сочетаться с разумностью решений и поведения.

Пока вы не различаете, что такое «правая» и «левая» эмоциональность, вы никогда не разберетесь, эмоции хороши или плохи. Действительно, как относиться к эмоциям? С одной стороны, они дают энергию и краски жизни, они помогают нам понимать состояние друг друга, они воодушевляют, заражают и завораживают. С другой стороны, эмоции мешают думать, вовлекают во всевозможные глупости, подталкивают к ошибкам. Похоже, что говорить об эмоциональности «вообще» — не вполне правильно, поскольку одним этим словом называют две совсем разные вещи.

Посмотрите на верхнюю картинку. В середине — человек, слева и справа от него — эмоции. Эмоции слева, левые эмоции — те, которые заставляют человека делать то или иное, которые являются причиной его действий, мыслей и эмоций. А вот эмоции справа, правые эмоции — те, причиной которых является сам человек, его разум и воля.

Вы решили рассердиться — вы сердиты. Если вы решили простить и быть доброжелательными — вы улыбаетесь и доброжелательны.

Когда человек — причина, а его эмоции — следствие, тут все правильно. Когда источник — человеческий разум, а эмоции — его инструмент, это великолепно. Такие эмоции — благо. Такие эмоции бывают прекрасно развиты у женщин, это основа эмоционального интеллекта, и это часто то, что так не хватает многим мужчинам.

Поэтому, когда под эмоциями и эмоциональностью понимают силу темперамента и эмоциональную выразительность, эмоции — это прекрасно. Высокая энергия эмоций, выразительные жесты и сила темперамента — полезный инструмент и удачная личностная черта, поскольку без труда сочетается с разумностью решений и поведения.

А вот левые эмоции — это другое, а именно неспособность контролировать себя.

Вы хотели рассердиться, но вам улыбнулись, и вы о своем решении забыли. Вы решили простить и быть доброжелательными, но внутри все клокочет, помимо вашей воли вы говорите резко, обвиняете и упрекаете.

Это склонность бездумно выплескивать чувства, несчастно жаловаться и истерить.

А что я могу поделать? На меня же нахлынули эмоции!

Аналогично, впечатлительность и импульсивное реагирование как проявление эмоциональности — не радость, а проблемная особенность и дурная привычка, заставляющая людей переживать впустую, делать глупые покупки и совершать решения, о которых будет жалеть и сам человек, и те, кто с ним рядом.

Поэтому на вопрос: «Эмоциональность — это хорошо или плохо?» — можно отвечать просто и коротко: «Левая эмоциональность, когда наше поведение определяем не мы, а наши эмоции — это плохо. Неправильно, когда эмоции — причина, а мы — следствие наших эмоций. А вот правая эмоциональность — это хорошо и отлично. Своими решениями должны заведовать мы сами, а эмоции должны быть нашими средствами и инструментами».

Итого: Убирайте левую эмоциональность и развивайте эмоциональность правую.

Действительно, когда эмоции подчиняют нас себе, это глупо. Когда наши яркие эмоции служат нашим разумным целям, это прекрасно. Пусть наши эмоции будут инструментами, делающими наше лицо живым, улыбку — яркой, а речь — зажигательной. Но недопустимо, когда чувства затмевают разум, а решения принимаются вследствие сиюминутных импульсов. Эмоции не могут и не должны быть причиной наших действий и решений. Причиной наших действий может и должен быть только наш разум, а эмоции могут только помогать нам тогда, когда они нужны.

Если вы планируете взять левую эмоциональность под свой контроль, посмотрите эту подборку статей.

Эмоциональность как свойство личности

Между эмоциональными процессами, состояниями и свойствами личности существует взаимозависимость. Эмоциональные свойства личности формируются как закрепление эмоциональных состояний. Впоследствии они становятся важным фактором, определяющим протекание всех эмоциональных процессов и состояний.

В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплек­сов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность — это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и дина­мику эмоций и чувств. Эмоциональность проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникно­вения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть дру­гим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др.

Человеку с преобладанием положительных эмоций присуще радостное мироощущение. В состоянии радости, вдохновения, счастья
человек испытывает прилив сил, у него повышается работоспособность, формируются доброжелательные взаимоотношения с други­ми людьми. Но при этом важно, чтобы положительные эмоции выполняли свою основную приспособительную функцию — отражали объективные отношения воздействий окружающей среды к потреб­ностям субъекта. Если эта. функция ослабевает или теряется и положительные эмоции не имеют под собой причин, развивается одна из форм патологии эмоций — эйфория. Это эмоциональное состояние повышенной неадекватной веселости при снижении критичности мышления. Эйфория препятствует нормальной жизни, работе и общению.

Приспособительная функция отрицательных эмоций также очень важна для человека, так как дает ему информацию о вредности или опасности окружающей среды. Страх, например, может пробудить в человеке силы, о которых он и не подозревал и тем самым спасти ему жизнь. Но если отрицательные эмоции будут доминировать в поведении и структуре личности, психологический облик человека изменяется. При доминировании гнева формируется агрессивная, конфликтная личность. При доминировании страха у человека раз­виваются тревожность, беспокойство, застенчивость, боязливость. При крайних формах преобладания отрицательных эмоций человек все воспринимает в мрачном свете, у него развивается депрессия, выра­жающаяся в резко выраженной пассивности, снижении или полном отсутствии интереса к окружающему миру.

В этих случаях человек нуждается в психологической или пси­хиатрической помощи. Причиной депрессии может стать горе, вы­званное трагическими обстоятельствами, болезнью или тяжелой утратой. Помощь человеку, переживающему сильную, невосполни­мую астеническую реакцию, состоит в том, чтобы дать ему воз­можность выговориться, сопереживать вместе с ним, способст­вовать формированию новой жизненной перспективы и новых смыслов.

Люди сильно отличаются между собой по доминирующим эмо­циям и их внешнему выражению, умению и желанию раскрывать свой внутренний мир, свои чувства. Одним людям свойственны силь­ные переживания и бурное проявление эмоций. Другие более спо­койны и сдержанны в эмоциональном плане.

Полная открытость чувств для других людей присуща только детям. По мере взросления они начинают заботиться о неприкос­новенности своих внутренних переживаний и овладевают умением сдерживать их внешние проявления. В большей мере сдержанное эмоциональное поведение характерно для интровертов. Это бывает также следствием воспитания, дефицита общения. Существуют и определенные половые различия. Мужчины более сдержанны в выражении чувств.

Неумение или нежелание раскрывать свои чувства нередко соз­дает трудности в общении, препятствует конструктивному разре­шению конфликтов. Люди различным образом проявляют свои эмоции в официальной обстановке и в интимно-личностном обще­нии. Теплота отношений, дружба, любовь помогают человеку пре­одолеть барьер сдержанности и замкнутости. В тренинги повыше­ния коммуникативной компетентности, например, включены спе­циальные упражнения, развивающие умения анализировать свои эмоции и чувства и адекватно использовать их в процессах об­щения.

Эмоциональная устойчивость проявляется в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной сте­пени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. При высокой эмоциональной устой­чивости, чтобы вызвать эмоцию, требуется более сильный раздра­житель. Возникающие в процессе деятельности эмоции не снижа­ют ее эффективность. Человек может сохранять контроль над сво­ими эмоциями и успешнее противостоять стрессу. Эмоциональная устойчивость зависит как от психофизиологических, так и от пси­хологических факторов. К первым относятся свойства нервной си­стемы, ко вторым — сложные механизмы саморегуляции и контро­ля поведения, формируемые в процессе воспитания личности. Л.С. Выготский показал, что в основе этих механизмов лежит слож­ная и неоднозначная взаимосвязь эмоций и мышления.

С одной стороны, осмысление своих эмоций приводит к их ос­лаблению или даже разрушению. Американский психолог Э. Титченер утверждал, что внимание враждебно эмоциям, если оно со­средоточено прямо на них. С другой стороны, эмоции и мышление функционируют в человеческом сознании как единое целое. В этом заключается сформулированный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта в структуре поведения и деятельности чело­века. Решение о том или ином действии принимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Когда действия и поступки осуществляются только на основе дово­дов разума, они менее успешны, чем в том случае, когда подкрепле­ны эмоциями. Обычно конкретный акт поведения начинается и за­вершается эмоциональной оценкой ситуации и принятого решения, но мысль при этом доминирует.

Если человек оказывается не в состоянии осознать и осмыслить свои эмоции, он не может обрести над ними власть. В этом случае верх над интеллектом берет эмоциональность, следствием чего мо­гут быть принятие импульсивных решений, или различные формы неадекватного поведения: несдержанность, агрессивность, повышен­ная тревожность, беспричинное веселье и др. Особенно ярко неспо­собность справиться со своими эмоциями проявляется в сложных критических ситуациях, например в условиях конфликта, дефицита времени или сверхмотивации деятельности. Так, эмоционально не­устойчивые школьники обычно показывают более низкие результа­ты при выполнении ответственных контрольных работ или на экза­менах.

Знание особенностей эмоциональности другого человека спо­собствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организа­ции деятельности.

Эмоциональная устойчивость является необходимым услови­ем успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности, в том числе педагогической. Работа учителя отличается высокой динамичностью, напряженностью, обилием конф­ликтных ситуаций, многообразием проблем, требующих быстрых и нетривиальных решений. При этом важно, чтобы учитель умел грамотно справляться с возникающими эмоциями и аффектами, не поддавался чувствам раздражения, обиды, антипатии. В психо­логическом облике учителя важны такие эмоциональные каче­ства, как спокойствие, рассудительность, сдерживание импульсив­ных реакций, способность к контролю своего эмоционального состояния.

Своеобразие эмоциональной сферы человека во многом опреде­ляет специфику его поведения, деятельности, общения, отношения к жизни и эмоционального самочувствия. У каждого индивида складывается индивидуальная система колебания эмоционального са­мочувствия, ощущение себя счастливым или несчастным. Б.И. До-донов образно назвал такого рода колебания «эмоциональным ма­ятником». У одних людей эмоциональное самочувствие приближа­ется к полюсу «счастье», у других — к полюсу «несчастье». Различия в эмоциональном самочувствии часто наблюдаются у людей, объек­тивно находящихся в сходных жизненных условиях. Это означает то, что ощущение себя счастливым или несчастным зависит не только от обстоятельств жизни, но и от потребностей и характера челове­ка, его ценностей и смыслов, особенностей его эмоциональности и личности в целом.

Эмоции играют очень большую роль в жизни каждого человека. С помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздей­ствий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и по­ражения окрашены эмоциями. Многие жизненные события запо­минаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание куль­туры эмоций и чувств учащихся составляет важное направление в общей воспитательной работе семьи и школы, является актуальной задачей литературы, искусства, средств массовой информации. Не­умение управлять своими эмоциями нарушает его межличностные взаимодействия с другими людьми, не позволяет адекватно строить ‘ производственные, семейные, дружеские отношения, становится пре­пятствием для выбора и успешного овладения многими профессия­ми. Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо каж­дому человеку для полноценной жизни в обществе, адекватного отношения к другим людям и самому себе, для сохранения своего здоровья.

В эмоциях оъективно переживаются, становятся внутрен­ним событием отношения человека к миру и к самому себе, поэтому эмоции и чувства так или иначе присутствуют во всей психоло­гии личности, которая составляет содержательно основную часть всего раздела «Общая психология».

Эмоции представляют собой важную, выразительно яркую и зна­чимую сторону исконной, атрибутивной субъективности психи­ческого образа мира, являющегося предметом психологии и объек­том данного учебника. Практические переживания есть у человека всегда, хотя и не обязательно выражены, представлены его созна­нию и самосознанию.

Личность существует, функционирует и развивается во взаи­модействиях, общении, в отношении с другими людьми. Эти отно­шения закладываются в направленности личности, выражаются в ее характере, а переживаются в эмоциях, т.е. становятся для лич­ности некоторым субъективно отмеченным фактом ее психической жизни, поэтому эмоции и чувства по определению взаимодейству­ют со всей психикой человека. Они феноменологически и функ­ционально пересекаются с деятельностями, потребностями, спо­собностями, сознанием и самосознанием, темпераментом и харак­тером, психическим опытом и речью, с познавательной, оценочной, волевой и регулярной сферами психики. Как и все описанное в предыдущих главах учебника эмоции, это не часть целостной пси­хики, а лишь определенный, условно выделенный, специфический аспект ее научно-аналитического рассмотрения, поэтому он (в струк­туре общеличностного) будет рассматриваться и так или иначе проявляться, реализовываться во всех последующих разделах учебника: в социальной, возрастной и педагогической психологии.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные функции эмоций и как можно их охарактеризовать?

2.Что такое аффект и каковы его основные свойства?

3.В чем заключаются различия между стеническими и астеническими

4. В чем состоят причины возникновения стресса и каковы основные

стадии его протекания?

5. Как проявляется единство аффекта и интеллекта в деятельности

6. Что такое эмоциональная устойчивость личности и в чем состоит ее

влияние на поведение человека?

Тестовые задания

1. Что является основной качественной характеристикой эмоций?

Как относиться к эмоциям? С одной стороны, они дают энергию и краски жизни, они помогают нам понимать состояние друг друга, они воодушевляют, заражают и завораживают. С другой стороны, эмоции мешают думать, вовлекают во всевозможные глупости, подталкивают к ошибкам.

Эмоции дают радость, и девушки, как и молодые люди, эмоции любят, хотя каждый из нас выбирает любимые эмоции свои. Девушки больше любят попереживать и побояться, молодые люди любят испытать себя «на слабо» и потренировать стойкость при встрече с опасностью. Развлекаться эмоциями — можно, это н.

Эмоциональный формат общения — способ общения, где человек отпускает над собой контроль, разрешает себе безответственные реакции и высказывания, побуждаясь только эмоциональными импульсами. Эмоциональный формат — безответственная разновидность личного формата. Такой способ общения характерен д.

Истероиду важно любым путем привлечь к себе внимание. Именно поэтому там, где у других радость, у нее восторг, где другой огорчится, у нее будет Ужас! (Истероиды — чаще женщины). Для них характерна излишне яркая выразительность, Большой Театр эмоций: картинные позы, театральные жесты, сильные.

У эмоциональных людей отношения чаще подчиненены чувствам и эмоциям, зависят от настроений, и эмоциональный человек обычно не может (не приучил себя) отвечать за свои отношения и действия в них. «Я тебя полюбил — это как обрушилось на меня!» «Я тебя разлюбил — а что с этим можно поделать?» Поз.

Как правило, рассудительность и эмоциональность противоречат друг другу, однако у развитой личности вполне возможно их мирное сосуществование и взаимодополнение.

Рациональное — это разумное и логичное, которое отлично от телесного, эмоционального и чувственного. Это компетентность и знания, умения и навыки, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.

Уровень осознания своей ответственности у людей не одинаков. У кого он выше, те быстрее воспринимают принцип «He вреди!» Но к другому уровню ответственности в большинстве случаев приходится искать подходы.

Мышление эмоционального человека скорее ассоциативное, нежели связное и обоснованное фактами, в речи больше того, что кажется и хочется, нежели то, что есть. Репортаж для эмоционального человека не свойственен, а спектакль — близок. Эмоциональный человек живет скорее в Сказке, нежели в Реально.

Без психогигиены общения (без ее принципа «Не вреди!» и без ее информации о психологических закономерностях общения) моральная практика может совершенно неожиданно обрести отрицательный знак (человек, полагая, что делает добро, порождает зло или при видимом соблюдении правовых норм другому чел.

Есть люди, которые любят, чтобы их утешали. После нескольких попыток утешить и успокоить их они выпрашивают новые порции утешений. Чтобы не подкреплять их слез своим участием, не способствовать развитию плаксивости, следует с мягкой сдержанностью отстраниться, оставить или замолчать, занявшис.

Девочки, создания нежные и тонкие, сгусток эмоций, чувств и фантазий, подход к каждой нужен особенны.

Воспитание, тем более перевоспитание — дело исключительно творческое, и чаще всего здесь оказываются.

За 5 месяцев моей работы на Дистанции, моя эффективность возросла в 1,5 раза. Если раньше я вела 9 п.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять