Эмпатия

Сегодня предлагаем обсудить тему: "эмпатия". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Таким образом, обобщив существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающихся:

Понимание чувств и потребностей другого человека;

Вчувствование в событие, объект искусства, природу;

Аффективная связь с другим человеком, разделение состояния другого человека или группы;

Известно, что существуют различные виды эмпатии. И, проанализировав работы, посвященные феномену эмпатии, мы видим следующие ее виды, которые выделяет большинство авторов (Петровский А.В., 1995; краткий психологический словарь, 1999; Иган Дж, 2000 и др.):

Эмоциональная эмпатия основана на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.

Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах – сравнение, аналогия и т. п.

Предикативная эмпатия проявляется, как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

[2]

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие – это переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

Кроме того, в литературе можно найти упоминания о каналах эмпатии, которые показывают значимость конкретного параметра в ее структуре (Бойко В.В., 2001):

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии характеризует способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на него возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание играют роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.
Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убеждает себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация — важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого с помощью сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Кроме того, во многих источниках авторами подчеркивается одна важная особенность процесса эмпатии, которая отличает ее от других видов понимания, таких как идентификация, принятие ролей и т.п. — это слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

Alexander F. (1937), в свою очередь, установил, что степень эмпатической включенности в мир другого человека может быть различной. И поскольку эмпатия – это навык, ей можно научиться. Alexander F. считает, что сообщение понимания необязательно предполагает выражение посредством слов. Имея достаточно времени, люди могут создать то, что называется «эмпатические отношения», в которых понимание сообщается с помощью множества разнообразных, иногда едва уловимых, невербальных способов (взгляда, жеста и т.п.). Кроме того, эмпатическая способность индивидов возрастает с увеличением жизненного опыта. К тому же, эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

На основе идеи Alexander F. в современной литературе можно выделить три уровня эмпатии, которые человек приобретает в течении жизни посредством общения с окружающими его людьми (Иган Дж., 2000; Аграмакова Л.М., 2000 и др.):

самый глубокий уровень – это «способ бытия» (way of being), способ «быть вместе» с другим человеком, способ понимания нюансов и сложностей его внутреннего мира;

второй уровень — эмпатия как способ профессионального присутствия, способ профессионального контакта с людьми как клиентами, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна;

последний уровень – это эмпатия как коммуникативный навык, использованию которого можно научиться; но технология сообщения эмпатии будет бесполезна до тех пор, пока она не будет выражением способа бытия консультанта, то есть эмпатирующего.

Еще об одной важной особенности эмпатии говорит в своей теории Аграмакова Л.М. (2000). Она полагает, что феномен эмпатии может быть представлен как на подсознательном, так и на сознательном уровнях. На подсознательном уровне эмпатия имеет импульсивный характер и выступает в виде инстинкта сопереживания. На сознательном уровне эмпатическое понимание носит регулируемый характер и проявляется у одних людей в развитии общих интеллектуальных способностей, у других – как сопереживание и прочие нравственные качества, а у третьих наблюдается оптимальное сочетание того и другого. Эмпатия тесно связана со структурой личности индивида, системой присущих ему ценностей. Аграмакова Л.М. предполагает, что сопереживание генетически более ранняя форма и более характерно для младших школьников. Сочувствие как более сложная форма развития сознания появляется позднее и характерно для подросткового возраста. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником его нравственного развития.

Эмпатия, телепатия, ясновидение.(Анализ представлений об эмпатии в сети психологов России b17.ru)

Эмпатия , телепатия, ясновидение.
( используются в том числе и материалы статей сайта b17.ru)

В тексте Татьяны Силаевой присутствует идея о некоей данности эмпатии изначально и невозможности её приобрести, что противоречит как нашему опыту, так и логике в некотором смысле. Так как , если отсутствие эмпатии лишь следствие негативного воздействия на ребёнка в детстве, то логически из этого утверждения и выходит то, что убирая результаты такого негативного воздействия с помощью глубинной психокоррекции, мы и возвращаем человеку утраченную им в детстве возможность эмпатии при соответствующей мотивации самого человека.

Илья Латыпов в своей статье подчёркивает:
«Вот и простой ответ на то, как убить эмпатию. Раздели людей на чужих и своих. Чем больше вокруг чужих – тем меньше эмпатии. Хочешь подавить ее полностью? Сделай чужими всех вокруг, а себя – избранным, обособленным, уникальным. Благо, что и этот механизм такой же врожденный, что и способность чувствовать другого.»(2)

Таким образом, реализация агрессии и враждебности , как части агрессии в адрес другого человека, подавляет эмпатию. Это коррелирует с нашими исследованиями личностных свойств индивидов в боевом искусстве, снижению показателей агрессии и враждебности в тренировочной группе по сравнению с контрольной группой со статистически достоверными различиями.. В поединке необходимо чувствовать соперника, чтобы победить его, несмотря на его превосходство в скорости, физической силе и весе.Кстати снижение агрессии и враждебности произошло наряду со снижением показателей акцентуированности характера и темперамента(!).Те кто понимают значение этого, те понимают и наличие восклицательного знака после понятия « темперамент».

Попова Ольга приводит стенограмму Алис Кунц:
«У М.Шелера есть разделение:
Вчувствование как одно и вчувствование в другого!
1.Вчувствование, как слияние, становясь с кем то единым — в этом я отрекаюсь от своей собственной идентичности; или принуждаю клиента, чтобы он идентифицировался со мной — думал и чувствовал как я!
Эмпатия не требует такого слияния!
Если взять пациентку, которая глубоко погружена в скорбь по поводу умершего ребенка, то как терапевт, я могу глубоко погрузиться в скорбь, именно потому что это ее скорбь, не моя собственная. Это чужое чувство.
Эмпатию важно отличать не только от слияния с другим, а еще и от заражения чувствами другого! Я как терапевт могу заразиться слезами и плакать! И при том, что мои слезы не будут связаны со скорбью пациентки: это лишь повод отдаться собственной скорби; так же я могу отдаться своей же ярости или гневу. И в этом я очень далека как терапевт от эмпатии.»(3)

Читайте так же:  Безмятежность

Здесь Ольга Попова вместе с Алис Кунц отмечает очень важные аспекты эмпатии и её различие как с психическим заражением, так и со слиянием.Подчёркивается сущность эмпатии- именно как феномен восприятия состояний, либо мыслей и образов, но не создание единого ментального пространства для управления другим человеком. Вероятно здесь между строк читается то, что эмпатия- это лишь ступень либо к психическому заражению и подчинению чужим и чуждым энергоинформационным феноменам в виде мыслей, чувств, образов, состояний , либо к реализационной власти и возможности управления такими феноменами не только в личностном пространстве , но и пространстве других людей.

Анастасия Тарадай считает эмпатию обращению к опыту собственных чувств:
«Сложность заключается в том, что для «переживания вместе» — коим и является эмпатия, необходимо самому прикоснуться к тем переживаниям в нашем опыте, которые сходны с переживаниями страдающего. Но часто это тяжелые чувства, которые мы предпочитаем не трогать и вообще о них не вспоминать, не говоря уже о том, что бы к ним прикоснуться и начать снова их переживать вместе с другим. Это позиция – «ты не один — я с тобой»(4)

Вероятно в этом есть смысл, так как действительно необходимо владение данным диапазоном настроек нервной системы именно на восприятие наиболее полной гаммы чувств либо мыслей.

Гусева Юлия отмечает:» Способность сопереживать, способность понимать, чувствовать другого – сложный феномен. Большое количество обстоятельств жизни как способствуют, так и препятствуют развитию эмпатии.»(5)

Здесь эмпатия понимается как развитие сопереживания у ребёнка.

Очень важные вещи об эмпатии сообщает Дефуа Наталья из Марселя:

То есть здесь мы и видим во первых- подтверждение нашего мнения об обучаемости эмпатии словами Alexander F., а во вторых Дефуа сообщает нам некие особенности эмпатии, которые и могут как препятствовать, так и способствовать развитию эмпатии- и в частности речь идёт об установках , которые и есть если не ключевой, то один из важнейших аспектов развития эмпатии у человека.Работа с установками, понятиями и убеждениями неосознаваемого мышления, с доминантами как направленностью личности и позволяет открыть эмпатию в полной мере.

Никонов Владимир Олегович пишет коротко и по сути значения эмпатии:

«Эмпатам, людям с развитой способностью чувствовать других, живется намного лучше, если они умеют контролировать и управлять своей способностью.
Так я знаю, что мысль, которая приходит ко мне в голову — посещает и других людей. Она не уникальна. Осознание этого дает мне преимущество. Я не поеду в пятницу вечером на море туда, куда поближе. Я вообще в пятницу никуда не поеду.
У меня стратегия: слушать разговоры людей и делать ровным счетом НАОБОРОТ.
Эмпатия помогает мне писать статьи. То, что интересно мне — интересно и вам. Умы работают одинаково. Поэтому статьи пишутся легко. Ведь пишу их для себя.
Если у вас развита эмпатия, то используйте ее. Знайте, что другие люди думают так же, как и вы.»(9)

Никонов Владимир подчёркивает очень важный аспект эмпатии именно в ментальном плане.
Это очень важно, понимание восприятия мыслей, а не их генерации мозгом, здесь есть корреляция с нейрохирургом Карлом Прибрамом и его фразой о сознании – « за пределами мозга».

Вот какую информацию даёт Иванова Елена, психоаналитик из Москвы:

Иванова Елена подчёркивает значение эмпатии для глубинной психокоррекции .По её мнению- эмпатия имеет фундаментальное значение как для возможности самой Психотерапии, так и для профессионального выгорания и по сути психического заражения самого терапевта, где происходит вторичная травма терапевта и вместо одного больного- появляются уже два.

Вот что пишет в своей интересной статье Мочалов Игорь:
«Как мы с Вами, уважаемые коллеги, знаем, эмпатия является одним из основополагающих и универсальных терапевтических факторов в работе психолога, и самое удивительное в том, что диапазон её развития у того или иного человека может быть очень разным. К слову сказать, наблюдая работу разного рода экстрасенсов я замечаю, что там присутствует сильнейшая эмпатическая основа, суть которой заключается в том, что на своем теле и органах они чувствуют то, что имеется у их клиентов.»(12)
И я в комментарии к его же статье пока не нашёл, что ответить ему лучше этого:
Но то, что Вы описываете в начале Вашей статьи- не имеет никакого отношения к экстрасенсам! Это основа нашей работы в БЭСТтерапии. работы без ощущения пациента — собственно и не может быть.. По крайней мере я не представляю себе, что это за Психотерапия, если я или мои ученики ничего не ощущают и если сам пациент не ощущает — ничего , те импульсы , которые посылает оператор( терапевт), и прохождение которых и показывает состояние многих параметров, начиная от функционального состояния органов и систем и заканчивая особенностями реагирования и восприятия, и жизненного Пути человека, способов его взаимодействия с Миром вообще.

[3]

Мы не можем не согласиться с тем значением эмпатии, которое описывает Колесник Татьяна:

Карл Роджерс выделял эмпатическое понимание как одно из главных условий успешности психотерапии. Он пишет: «Понять внутренний мир клиента, как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто» – это и есть эмпатия, со-чувствие, которое, как мне кажется, необходимо для психотерапии. Понять страх, гнев или смущение клиента, как будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними, – вот то условие, которое мы пытаемся описать».
Важнейшей задачей психотерапии является вскрытие тех мыслей, установок, чувств, эмоционально окрашенных импульсов, которые тесно связаны с проблемами и конфликтами индивида. Как правило, эти сложности находятся на уровне неосознаваемых эмоциональных факторов. И так как терапевт становится для клиента новым значимым другим, и его безусловное принятие, эмпатия и подлинность создают условия для актуализации организмических переживаний клиента и внутренней реорганизации его Я-концепции . Поэтому в процессе психотерапии очень важно понимание терапевта на возникшие у клиента чувства, умение чутко воспринимать и реагировать на выражаемые эмоции, и в этом эмпатия играет ключевую роль.

Ксения Каспарова пишет о своих интуитивных догадках и предположениях об эмпатии:
«Настраиваясь на человека, размышляя, фантазируя и улавливая сигналы своего внутреннего мира, терапевт постепенно получает доступ к тому, чтобы почувствовать и понять, каков вклад самого человека в данную ситуацию. Как он может сам транслировать ту враждебность, которую боится, другим.
Например, бессознательно ожидая привычного отвержения, человек заранее отвергает людей сам. Он возводит стену враждебности, чтобы не оказаться излишне уязвимым и не быть брошенным. Это может выражаться в мимике, взгляде, позе. В тех невербальных сигналах, которые другие тут же считывают и закрываются в ответ на такие послания.
Чтобы помочь пациенту вырваться из замкнутого круга постоянно повторяющихся ситуаций, бывает необходимо распутать всех клубок обусловленных реакций до конца. Понять и почувствовать, что за ситуации были в ранней истории человека и как они повлияли на его сегодняшнее мироощущение.»(18)
Здесь могу только сказать о том, что возможно для кого то эмпатия именно это и есть- нечто не совсем определённое, но в нашем понимании всё же , эмпатия имеет более чёткие очертания и реализацию- как то ближе к пониманию Роджерса.

Читайте так же:  Зависимость от общества, как потребность в привязанности

И таким образом мне остаётся сделать следующие выводы:
Каждый психолог сам для себя решает , что именно считать эмпатией. Диапазон понимания эмпатии психологами достаточно широк и где-то приближается и даже соответствует понятиям ясновидения и телепатии, а у некоторых сводится к сочувствию и каким то представлениям о чувствах или внутреннем мире другого человека. И нужна ли эмпатия для работы психологу- каждый решает сам! Но некоторые убеждены, что без эмпатии и не может быть и не бывает работы психолога, так как нет видения внутреннего мира другого человека!
Кроме того Эмпатия считается необходимой не только для выстраивания личных отношений, но и даже для гуманизации общества, а отсутствие эмпатии как раз и способствует не только разрушению семей и любви, но и считается национальной проблемой.
Сама возможность развития эмпатии для каждого психолога представляется от несуществующей, а эмпатия — данной от Бога( воспитания; родителей), до возможной и существующей в виде определённых методик.
Вообщем я согласен со всем представленным материалом об эмпатии и благодарю авторов цитируемых мною работ( с указанием собственно автора и источника, то есть с соблюдением правил научного цитирования) за представленный материал.

В нашем случае, развитие эмпатии представляет собой медицинскую технологию, взаимопроникающую и многоуровневую систему воздействия, направленного на устранение пограничных расстройств или нарушений, причём любой, в том числе и малой и сверхмалой интенсивности, расширение восприятия в ментальной, эмоциональной и витальной сфере на базе создания целостного мышления, и далее, расширение и создание навыков сверхсенсорного восприятия в рамках технологии.
Для всех- кому интересно развитие эмпатии – мы можем предложить программу её достаточно краткосрочного развития именно на основе наших технологий.
Всем кому интересно развитие эмпатии- пишите, мы готовы Вам ответить!

Эмпатия – это шестое чувство человека

Эмпатия – это шестое чувство человека, инструмент для исследования окружающего вас мира и перехода на следующую ступень вашего развития и эволюции.

Эмпатия — одно из замечательных проявлений экстрасенсорики, которое по определению дарует обладателям связь со всем сущим через эмоции, чувства, ощущения и состояния.

У каждого человека, физически есть всё необходимое для восприятия чувственной информации, нужно только научиться этим пользоваться.

Эмпатия — это способность чувствовать, вкус живой энергии и способ общения между живыми существами и душами людей, некий универсальный язык на котором общается всё живое.
Каждый кто встал на путь эволюции, заметил, как на разных этапах развития сложно разобраться со своими возможностями, адаптировать себя в социуме, понять причинно-следственные связи и, наконец, приручить и развить свой Дар. Сайт «Эмпатия», поможет вам на вашем пути.

Ведь каждому человеку не помешают Душевная любовь, знания и более глубокое понимание себя и окружающего мира, для обретения гармонии.

Известны три вида эмпатии.

  1. Эмпатия с помощью поля сознания ума.
  2. Эмпатия с помощью души.
  3. Чакральная эмпатия.

Эмпатия на данный момент пока является экстрасенсорным способом восприятия потому, что она выходит за рамки пяти общепринятых способов, перечисленных еще Аристотелем – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Эмпатия является продолжением, шестым способом восприятия. Но на более развитых стадиях, включающая в себя предыдущие пять, как бы объединяя разрозненные способы познания мира, в единую целостную систему.

У каждого человека, физически есть всё необходимое для восприятия чувственной информации, нужно только научиться этим пользоваться. Все мы с рождения не умеем ходить, плавать, ездить на велосипеде, но можно с уверенностью сказать, что большинство людей умеют это делать потому, что этому их научили. Всему, что мы умеем, нас кто-то учил, но шестому чувству в школе не учат, поэтому предлагаю вам сделать первые шаги со мной.

Восприятие и передача чувственно-эмоционального потока осуществляется чаще всего при помощи астрального и других тонких тел, чакр, энергетических связей и ментального луча внимания. Эти процессы протекают всегда, вне зависимости от того, осознаёт человек их или нет.


Эмпатия с помощью поля сознания ума

1.Очень хорошая, мобильная управляемость.

2.Работает узконаправленно, через ментальный луч внимания.

3.Можно намеренно направлять своё внимание. Внутрь себя, на
любого другого человека или событие, в прошлое и будущее.

4. Включается при необходимости.

По сути, этот вид эмпатии – это способность — натренированность сознания человека, осознавать то, что происходит в теле человека и пространстве вокруг него, в чувственно — эмоциональном спектре. Осознавать букет чувств — эмоций, наполняющих человека в конкретный момент времени.

Если подойти к вопросу с научной точки зрения, то эмпаты, считывающие информацию напрямую сознанием, а не через анахату, включаются в определённый диапазон работы мозга. На рисунке это диапазон отмечен красным. Показания сняты компьютерной программой во время считывания эмпатом информации.

Чакральная эмпатия

Этот вид эмпатии часто называют даром с рождения. В этом случае восприятие происходит при помощи 4-й чакры, Анахаты. Хотя сами эмпаты предпочитают считать, что это происходит с помощью души, точки восприятия географически очень близки, поэтому происходит путаница. Вопрос решается практикой, если снизить активность чакры, и эмпатия потеряет яркость, насыщенность, то это – чакральная эмпатия.

[1]

Эмпатам, воспринимающим через анахату, не обязательно включать мозг в экстрасенсорный диапазон, осознавать происходящее в анахате можно и из обычного состояния мозга, потому что состояния окружающих людей чувствуются как свои собственные. По сути эмпатия на анахате – это перевозбуждённое состояние чакры. Именно эмпатия на анахате приносит эмпатам сильный дискомфорт и слабо управляема. Этот вариант эмпатии очень схож с принципом работы обоняния: всё что есть вокруг мы чувствуем и переживаем как своё собственное состояние.

Автор: Игорь Ваганов

Вот две статьи, в помощь.

Не тот язык

Приходит ученик к учителю и спрашивает:
— Скажи, учитель, почему Бог не слышит мои просьбы?
— Как ты просишь? — спросил учитель.
— Прихожу в церковь и, стоя перед иконой, мысленно или шёпотом прошу у Бога.
— Что Бог тебе отвечает?- ничего, молчит.
— Ты выбрал не тот язык .
Разве можно услышать цвет травы или увидеть запах розы, или ощутить вкус солнечного света?
Цвет травы невозможно услышать, его можно только видеть.
Как и запах розы нельзя увидеть, так и Бог не может слышать наших слов, у бога нет рта и ушей, что бы говорить и слушать.
Бог чувствует, что у человека в душе, он говорит с нами на языке чувств.

Для того, что бы понять механизмы эмпатии, вы можете приобрести запись семинара по Эмпатии

Все о природе эмпатии

К важным способностям, облегчающим общение и способствующим понимаю, относится эмпатия. Многие люди стремятся жить счастливо с теми, кто их понимает, ценит и любит. Чтобы почувствовать гармонию и наслаждение от существования, необходимо уметь сочувствовать и понимать окружающих.

Видео удалено.
Читайте так же:  Аграфия
Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие в психологии

Эмпатия – это очень редкая способность, которая проявляется тонким пониманием чувств и эмоций другого. В нее входят дополнительные аспекты:

  • шанс ощутить себя на месте другого;
  • стремление к сопереживанию и ощущению настроения другого.

Эти черты в большей степени показывают характер личности, нежели ее психологическое состояние. Эмпатия в психологии рассматривается учеными не 1-е десятилетие.

Они утверждают, что эта способность имеет не только субъективное понимание постороннего мира, но и умение чувствовать негативные и положительные эмоции собеседника.

Характерные черты

Эмпатические способности проявляются как искреннее внимание к другой личности. Эмпатийный человек испытывает интерес к эмоциональному состоянию, проблемам, волнениям собеседника.

  • Способность к эмпатии зависит в большей степени от характера, уровня интеллекта и эмоциональной энергичности личности.
  • Персона считает, что у нее есть этот дар, но мыслит и воспринимает мир немного по-другому. Если она уделяет внимание только себе, то нет возможности проникнуть очень глубоко в мысли и чувства других людей.
  • Если интеллект недостаточно развит, то индивид будет делать выводы, которые неверно сформированы и не до конца их оговаривать.
  • Способности могут плохо развеиваться, если эмпатичная личность имеет эмоциональную сухость.

Стоит заметить, что в основном те, у кого есть чувство эмпатии, считаются людьми с большим уровнем духовно-интеллектуального развития.

Понятие эмпатии проявляется в следующих состояниях:

  • понимание чувств и состояний людей на интуитивном уровне;
  • проживание ощущений, похожих на те, которые чувствует собеседник;
  • способность надевать на себя образ других;
  • мастерство брать на себя постороннюю точку зрения, не имея преград;
  • анализ ситуации со стороны другого индивида.

Кроме того, что люди-эмпаты живут переживаниями своих близких и знакомых, они могут показывать высокий уровень эмпатии по отношению к героям фильмов и литературных произведений. Каждый навык может выражаться по-разному: у кого-то в большей степени, а у кого-то в меньшей. Важные моменты этой способности зависят от того, к какому виду эмпатии больше относится человек.

Разновидности

Вызвало сильный интерес развитие эмпатии у психологов, психотерапевтов и психоаналитиков. Специальная терапия в психологии называется «клиент-центрированной» и основана на эмпатии. По такому принципу специалист работает с пациентом. Он подходит к этому состоянию, как к умению надеть обувь и изнутри прочувствовать систему координат персоны. Психологи выделяют 3 вида эмпатии.

  1. Эмоциональный тип. Люди, расположенные к этому чувству, следуют эмоциям собеседника и прочувствуют ту боль и трудности, которые он испытывает. Они готовы в любую секунду среагировать на его переживания.
  2. Когнитивный тип. Дар проявляется в способности делать сравнение и оценку мыслей, которые не дают покоя собеседнику. Простыми словами, эмпат не только понимает чувства своего оппонента, но и включает умственные способности, чтобы полностью изучить происходящее.
  3. Предикативный тип. Дает возможность угадывать и ощущать настроение человека в определенных жизненных ситуациях. Ярко проявляется способность в момент ссор и конфликтов.

Выделяют 2 отдельные формы определения эмпатии.

  • Сопереживание, которое проявляется в ощущении тех же эмоций, что и у собеседника.
  • Сочувствие может выражаться в появлении собственных чувств по поводу положения, в котором перебывает оппонент.

Если в общении с коллегой последний начинает плакать, то при сопереживании у личности с даром также на глазах будут слезы. При сочувствии человек начнет поддерживать коллегу и показывать ему личные эмоции.

Уровень эмпатических наклонностей

Способности разделяются на уровни эмпатии, которых существует 4.

  • Уровень эмпатии повышенный. Выражается умением понимать проблемы окружающих.
  • Индивид больше не разделяет проблемы на свои и чужие, поэтому его личная жизнь сильно страдает. Такие личности чувствуют неоправданное ощущение вины, часто плачут из-за ранимости и впечатлительности. Многие психологи считают этот уровень эмпатии аффективным. Люди, которые умеют контролировать чувства и показывать их только при необходимости, пользуются даром в профессиональной деятельности. Они становятся хорошими специалистами в области психологии и других сфер, которые связаны с общением.

  • Уровень высокий – понимают чувства и эмоции окружающих, не вредят себе. Эти личности относятся к своим друзьям и родственникам с большим интересом и соблюдают осторожность. Они прекрасно ладят с незнакомыми людьми, увлечены социальной жизнью. Случается, что персона с высокой характеристикой эмпатии хочет получить одобрение и поддержку от посторонних людей, а если этого не получает — выходит из себя.
  • Уровень эмпатии нормальный. Эту степень имеет практически каждый человек.
  • Проявляется она сочувствием и равнодушием по отношению к другим. Понимание и поддержка – только для близких людей.
  • Низкий уровень. Таких личностей называют антиэмпатами. Они не хотят обращать внимание на чужие проблемы, а также принимать не свою позицию. Индивид с низким уровнем эмпатии сосредоточен только на своих трудностях и проблемах, ощущает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Из-за этого у него мало друзей или вообще нет.

Проявление способностей

Распознать способности эмпатии у человека возможно еще в раннем возрасте. Такие дети серьезно относятся к проблемам, с которыми сталкиваются их родители. Они начинают плакать после того, как слышат повышенный тон, ссору. У них учащается стук сердца, краснеет лицо и увеличивается потоотделение. Однако сказать точно, что эта способность возникает с рождения нельзя, т. к. нет подтверждений.

Дети, у которых развита эмпатия, рождены у чувствительных родителей. Они слишком близко переживают чужие проблемы. Если ребенок родился с даром, то он может со временем развить эмпатическое общение или наоборот потерять. Укреплению дара способствует теплая домашняя атмосфера, наглядный пример со стороны родителей о том, что нужно помогать людям, переживать за них и ставить себя на их место.

Плюсы и минусы

Узнав, что слово эмпатия означает, некоторые начинают стараться овладевать способностями дара и развивать его у своих детей. Часто такие люди не знают, как правильно его применять. Этот минус психики может доставлять человеку дискомфорт. Чтобы справиться с различными негативными мыслями посторонних, нужно иметь твердый характер и разум, поэтому если индивид решил развивать эмпатию, стоит узнать не только плюсы дара, но и минусы.

К положительным сторонам относят:

  • хорошие перспективы для карьерного роста;
  • оперативная помощь родственникам и друзьям;
  • недопустимость быть обманутым;
  • шанс избегать ссоры – гасить конфликты.

К отрицательным сторонам можно отнести:

  • быстрое эмоциональное перегорание;
  • склонность к волнению;
  • вероятность на формирование психологических расстройств;
  • в сфере человеческих отношений существует риск на развитие ситуации по плану «игра в одни ворота»;
  • бывает, что нет взаимопонимания со стороны окружающих;
  • увеличенная чувствительность доводит к тому, что посторонним очень легко навредить эмпату, а сами они не могут этому противостоять.

Развитие способностей

Способность человека к сопереживанию завораживает многих и те желают развивать эмпатию. Специалисты рассказывают, что это возможно. Они рекомендуют провести несколько игровых тренировок.

Упражнения на развитие эмпатии состоят 4 аспектов.

  1. Активное слушание. Необходимо научиться слушать своего собеседника. В ходе разговора эмпат должен задавать вопросы, которые бы помогли полностью узнать обсуждающую тему. Можно начать делиться собственными впечатлениями от услышанного.
  2. Развитие эмпатии включает в себя упражнение под название «Убежище». Чтобы начать его выполнять, нужно сесть удобно в кресло, расслабиться, закрыть глаза. Подумать о себе, представить свое личное убежище: его размеры, формы и т. д. Многие выбирают дом, где живут родители, а кому-то по душе приходится дом в лесу, подальше от всех. Такие мысли помогут снять эмоциональное напряжение и убрать лишний груз.
  3. Проговаривание комплиментов помогает повысить эмпатию. Нужно научиться хвалить людей – этот факт важен и присутствует во многих тренингах. Можно начать с пары комплиментов в день, скоро это войдет в привычку и человек будет искать настоящие поводы, чтобы похвалить кого-то.
  4. Развитие эмпатии включает оценку собственного поведения, часто самооценка заниженная. Многие думают, что это просто рефлекс, а кто-то эффективным анализом настоящих действий. Для этого можно начать вести дневник или каждый день по несколько минут говорить с самим собой.
Читайте так же:  Как развить интуицию

Важно учитывать, что чем взрослее личность, тем сложнее происходит развитие, из-за пережитого опыта можно необъективно оценивать окружающих.

Важно знать, что способность можно легко убить простым страхом. Практически каждый человек с даром избегает конфликтных ситуаций, он защищает себя и остальных людей от ругани и споров. Но, если этого сделать не выходит, эмпат начинает сильно страдать от панических атак и искать методы, чтобы откорректировать свое мышление, после чего эмпатия занижается или полностью пропадает.

Полезные рекомендации

Стоит научиться управлять собой. Уметь закрываться от негативных эмоций или фильтровать их восприятие. Необходимо четко программировать, что можно через себя пропускать, а чего нельзя. Индивид с даром должен найти надежный метод для сброса чужих плохих эмоций.

Важно уметь заменять эмпатию на не эмпатическое сочувствие.

Проявлять умение контролировать эмоции и проявлять любовь, заботу и доброту в более сдержанной форме, после чего человек научится чувствовать собеседника, а не болеть им.

Заключение

Слово «эмпатия» означает способность человека так же эмоционально переживать моменты жизни, как и его собеседник. Он чувствует настроение своего оппонента, проблемы и волнение. Такая способность может появиться с рождения или развиться на протяжении жизни. Главное, что нужно сделать эмпату – научиться контролировать мысли и чувства, и тогда у него получится положительно использовать свой дар и добиться в жизни многого.

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. – необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. – вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность соц. (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как соц. познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия — теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова)

Эмпатия: что это и как ее развить

«Чужая душа – потемки», — эту фразу мы слышим с детства. Но как же иногда хочется понять и почувствовать, что на душе у другого человека. Такая возможность есть, но для этого необходимо обладать особой способностью – эмпатией.

Что такое эмпатия

Явление это малоизученное, так как чаще всего человек сам не осознает проявление своих эмпатических способностей, а психология пока еще не имеет достаточно эффективных методов для изучения интуитивных процессов. В настоящее время существует две точки зрения на сущность эмпатии.

Первая точка зрения

Эмпатия рассматривается как понимание чувств, эмоций, переживаемых другим человеком. Причем оценка эмоционального состояния партнера происходит именно на когнитивном, рациональном уровне, как знание о его переживаниях. С этой точки зрения убийца вполне может обладать эмпатией, если он имеет представление о том, что чувствует его жертва. А мужчине, изменяющему своей жене, не мешает то, что он знает о ее переживаниях.

Это не делает способность к эмпатии менее значимой для человека, она превращается в мощный инструмент манипулирования людьми. Зная все болевые точки партнера, такой эмпат может вынудить человека к совершению выгодных для него действий. Думаю, что эта точка верна лишь отчасти, иначе мир бы превратился в рай для мерзавцев, беспринципных политиков и бессовестных дельцов. Я оптимист, поэтому уверена, что это не так.

Вторая точка зрения

Сторонники этой точки зрения связывают эмпатию с особым явлением сопереживания. Оно выражается в том, что постижение чувств другого человека происходит не столько на рациональном уровне, сколько на более глубоком, интуитивно-эмоциональном. В таком случае эмпату не нужно знать, что переживает его партнер – он это чувствует. Пусть менее сильно, ярко и отчетливо, но именно чувствует. И поэтому искренне радуется чужому счастью и плачет, ощущая чужое горе. У него холодеет в животе от страха, который испытывает не он, и кружится голова от ощущения восторга близкого человека. Если вам знакомы подобные ощущения, то вы обладаете способностью к эмпатии.

Эта точка зрения, на мой взгляд, более соответствует истине. Но в этом случае у эмпатов не столько преимуществ, сколько проблем, ведь постоянно ощущать чужие эмоции тяжело чисто психологически.

Доказано, что потенциально эта способность есть у всех, и носит она врожденный характер, только у разных людей уровень ее развития различный. И нередко способность к эмпатии сознательно подавляется, ведь сопереживания часто мешают добиваться успеха, препятствуют карьерному росту, а быть бесчувственным эгоистом или просто пофигистом, с точки зрения многих людей, значительно легче.

Психологические механизмы эмпатии

Эмпатия как врожденная способность имеет очень древнюю природу. Более того, она первична по отношению к пониманию слов и высказываний. Когда-то способности к ощущению эмоционального состояния других особей играли важную защитную функцию и позволяли мгновенно оценить степень угрозы.

Мы и сейчас можем понаблюдать за проявлением эмпатии у высших животных, например, у собак и кошек, причем речь идет не только об отношениях животных одного вида. Люди, у которых есть домашние питомцы, знают, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние и друг друга, и своего хозяина, естественно, без всяких слов.

Древность эмпатии как важнейшей способности к взаимопониманию доказывается и основным ее механизмом – психическим заражением.

Что такое психическое заражение

Это возникший еще на заре эволюции психический механизм, который определяется как взаимный обмен эмоциональными состояниями в группе особей или индивидов. Проявление этого механизма можно увидеть, понаблюдав, как мгновенно и одновременно взлетает стайка птиц. У людей он хорошо заметен в приступах заразительного смеха. А маленькие дети, даже не понимая, о чем говорят взрослые, начинают смеяться вместе с ними.

Вы, наверное, чувствовали когда-нибудь глухое раздражение в переполненном общественном транспорте, возникшее просто так, ни с чего? Это работает механизм психического заражения – обмен эмоциями неудовольствия людей, которые оказались лишены своего личного пространства.

Этот механизм, в свою очередь, связан со способностью человека и высших животных интуитивно считывать эмоции по мельчайшим изменениям мимики партнера, сердечному ритму, дыханию, потоотделению и т. д.

Читайте так же:  А как ты справляешься с гневом и злостью

Идентификация

Это не менее важный, но более «молодой» механизм эмпатии. Он сформировался в процессе эволюции человека как социального существа и в большей степени, чем психическое заражение, связан с рациональной сферой.

Идентификация – это способность «примерить на себя» социальную роль другого человека, «влезть в его шкуру». Она играет важную роль в организации взаимодействия в человеческих сообществах. Но главное условие успешной идентификации – наличие собственного опыта. Например, учитель может себя поставить на место ученика и понять, что тот чувствует, когда его вызывают к доске, потому что у педагога есть соответствующий опыт. А вот ученик идентифицировать себя с учителем не может, потому что никогда не был на его месте.

Таким образом, идентификация не только обеспечивает возможность проявления эмпатии, но и ограничивает ее. Поэтому нередко бывают так жестоки дети, а также успешные, благополучные люди, не имеющие опыта переживаний из-за личных неудач.

Децентрация и рефлексия

Это наиболее рациональные механизмы эмпатии. Децентрацию можно определить как способность человека принять иную, отличную от своей, точку зрения. Не согласиться с ней, а именно принять и посмотреть на проблему с этой чужой позиции. Увидев, например, ситуацию глазами студента, не сдавшего экзамен, преподаватель способен понять и посочувствовать учащемуся.

Близко к децентрации и явление социальной рефлексии, то есть способности увидеть и оценить свое поведение с точки зрения других членов общества. Такая оценка важна, потому что обычно у людей имеется в той или иной степени искаженный образ себя и своих отношений к окружающим. Достаточно вспомнить, что, впервые увидев себя на видео или услышав свой голос в записи, мы бываем неприятно удивлены.

Социальная рефлексия делает процесс эмпатии не только осознанным, но и более объективным.

Виды эмпатии

Способность постижения чувств другого человека имеет не только разную степень выраженности и различный уровень развития, но и по-разному проявляется. Можно выделить 3 вида эмпатии:

У людей есть зачатки эмпатии всех трех видов, но чаще всего наиболее сильно выражен один или два. Например, если у человека развиты первый и второй виды, то он не нуждается в рационализации своих переживаний.

Как развить эмпатию

Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит разобраться, нужно ли это вам. Ведь обладая этой способностью, человек переживает не только свои, но и чужие эмоции, которые, увы, нередко негативные.

Зачем нужна эмпатия

Есть две важные причины, по которым каждому человеку необходима эмпатия. Во-первых, без нее человек не сможет стать не только успешным, но даже полноценным членом общества. У него будут проблемы со взаимодействием и общением с другими людьми. Ведь без развитой способности к эмпатии невозможно ни понимание состояния партнеров, ни адекватная реакция на их действия.

Лишенный этой способности индивид, возможно, и не будет ощущать свою ущербность, а неудачи, проблемы в коллективе, в личной жизни и с друзьями станет объяснять самыми разными причинами: своей неудачливостью, происками завистников и недоброжелателей, просто случайностью. Ведь чтобы понять свой недостаток, ему нужно испытать потребность сопереживать другим людям.

Вторая причина в том, что люди с высоким уровнем эмпатии не только уязвимы, но и являются наиболее ценными членами общества, они те, о ком с завистью говорят: «Прирожденный психолог!» К кому вы пойдете «плакаться в жилетку» — к бездушному человеку или к тому, кто способен разделить с вами горе и поддержать в тяжелой ситуации? Кого быстрее назовете другом? С кем захотите работать в одной команде? Эмпаты часто становятся душой компании, неформальными лидерами, и к ним прислушиваются не из страха, а из уважения.

Есть и еще несколько причин, по которым стоит развивать этот дар природы:

  • помогая другим и чувствуя их благодарность, человек повышает свою самооценку;
  • эмпатия необходима для успеха во многих профессиях: педагога и врача, актера и менеджера по продажам, психолога и управленца;
  • владение эмпатией повышает уровень творческого потенциала;
  • эмпат чувствует ложь, поэтому обмануть его сложно.

Можно оценить плюсы и минусы эмпатии и сделать свой выбор осознанно. Но все дело в том, что способность эта опирается на врожденные качества человека, в зачаточном состоянии она есть у всех. Поэтому развивать ее лучше с самого детства. А вот у взрослого человека, который нередко сам подавляет любые проявления сочувствия и сострадания, сделать это значительно сложнее.

Советы психолога по развитию эмпатии

Осознавая ценность эмпатии, общество стремится сформировать ее еще в детском возрасте, когда психика более гибкая и податливая и когда закладываются основные стереотипы социального поведения. Вспомните, сколько сказок, рассказов, стихов, которые заставляют малышей сопереживать героям. Кто в детстве не плакал, сочувствуя зайке, которого «бросила хозяйка», мишке, которого уронили на пол и оторвали лапу? Зачем нужны такие «страдательные» стихи? Почему в школе требуют читать такие произведения, как «Муму» и «Каштанка»? Одна из целей – развитие эмпатии, способности к сопереживанию и умения чувствовать чужую боль.

Для эмпатии важен опыт. А как могут дети получить его? Не заставлять же малышей переживать собственные трагедии? Но опыт можно усваивать и чужой, сопереживая персонажам книг и героям фильмов.

Что касается взрослых, у которых эмпатия по какой-то причине оказалась неразвитой, то им этот рецепт тоже подойдет. Можно читать литературу и смотреть фильмы, где есть место состраданию, сочувствию. Но со взрослыми сложнее, потому что они часто сознательно подавляют свои чувства, стесняются их, боятся показаться излишне сентиментальными и стать уязвимыми.

Для тех, кто понял, что ему в жизни не хватает способности к эмпатии, можно предложить несколько советов:

  • Учитесь понимать сначала свои чувства, анализируйте их, задавайте себе вопросы, почему вы испытываете ту или иную эмоцию. Лучше это делать вечером, вспоминая прошедший день.
  • Будьте внимательнее к своим партнерам, учитесь подмечать их эмоциональные реакции на ваши слова и действия. Можно потренироваться в этом, просматривая фильмы и анализируя чувства героев и их внешние проявления.
  • Старайтесь ставить себя на место своего партнера, думайте о том, что вы бы почувствовали в ситуации, в которой оказался другой человек. Вас обидели бы ваши слова, огорчили или, наоборот, порадовали?
  • Никогда не отказывайтесь выслушать своего партнера, друга, коллегу и постарайтесь проникнуться его проблемой, почувствовать его эмоции.
  • Заведите себе домашнего питомца – щенки и котята обладают способностью пробуждать в людях уснувшую способность к эмпатии.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но главное условие, без которого невозможно развитие эмпатии – это любовь и бережное отношение к окружающим, и не только к людям. Только относясь к миру с любовью, вы сможете по-настоящему понять его, сможете научиться сопереживать. Один из законов социальной психологии – закон аттракции. Его суть в следующем: чем лучше мы относимся к человеку, тем лучше мы его понимаем.

Эмпатия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here