Фасилитация

Сегодня в российской экономике к традиционным методам решения управленческих, производственных и коммерческих вопросов относятся: совещание, планерка, переговоры, собрание, заседание, приглашение независимого эксперта на проект (под задачу). Или высший менеджмент организации вообще не обсуждает актуальные вопросы с подчиненными, а все решения принимается единолично авторитарным руководителем.

Не всем российским руководителям удается использовать на все 100% потенциал человеческого ресурса, опыт людей и знание дела, их образование и интеллектуальный уровень. В связи с этим, часто после проведения вышеперечисленных форм групповой работы у участников складывается мнение, которое можно описать фразами:

  • «поговорили и разошлись»,
  • «переливание из пустого в порожнее»,
  • «вы посовещались, Я решил»,
  • «инициатива наказуема»,
  • «каждый кулик своё болото хвалит»,
  • «ППР: посидели, потрындели, разошлись», и т.п.

Для организаций и проектов с либеральным, демократическим, партисипативным (концепция партисипативного управления — от англ. рarticipant – участник, предполагает привлечение работников к управлению организацией) стилем управления я предлагаю прорывной, инновационный подход к групповому обсуждению проблем и разработке управленческих решений – фасилитация.

Фасилитация – это целенаправленный процесс выработки командой собственников, менеджмента и/или ключевых сотрудников идей и решений по теме/проблеме, определенной заранее.

Фасилитация даёт большие результаты в период организационных изменений, на этапе составления планов развития, определения стратегий и тактик реализации различных проектов, а также на этапе start-up.

Фасилитация — это профессиональная организация мозгового штурма, направленная на групповое решение проблем, поиск путей преодоления препятствий и сложностей.

Фасилитатор помогает генерировать идеи, создаёт атмосферу и рабочее пространство мозгового штурма. Фасилитатор не даёт ответы на поставленные перед рабочей группой вопросы, но помогает открыться участникам сессии, создать обмен идеями. О возможностях организации/проекта.

Для фасилитации важно организовать пространство, создать душевную атмосферу. Комфортные условия для работы.

Для этого необходимо: микрофон; музыка; свежий воздух; флипчарты; проектор; заранее определить правила работы; организовать свои пространства, территории для команд; помещение должно быть уютным и светлым; всем участникам выдаются канцтовары; для отличного настроения и хорошего самочувствия важно приготовить воду, организовать кофе-паузы, обеды и т.д.

Стратегическая сессия в период организационных изменений методом фасилитации – это:

  • позитив;
  • дискуссии;
  • вместе участники анализируют препятствия, барьеры, проблемы и конфликты;
  • вместе составляем план развития, проект внедрения изменений и инноваций;
  • мы уважаем и ценим мнения каждого участника сессии;
  • в результате сессии появляется много идей достижения успеха;
  • все происходит в атмосфере творчества, хорошего настроения;
  • в результате сессии создаётся позитивная синергия;
  • образуется команда, улучшается понимание между коллегами.

Результат стратегической сессии методом фасилитации – проекты управленческих документов –

  • планы;
  • схемы;
  • расчеты;
  • структуры;
  • системы;
  • графики;
  • аналитические документы (например, социологические исследования в виде опросов);
  • договоренности.

После стратегической сессии все документы оформляются в соответствии с правилами и спецификой документоведения и документооборота организации, подписываются менеджментом и осуществляется реализация запланированного на практике.

Все вместе участники творят новую благополучную реальность проекта, организации, бизнеса! Каждый участник сессии делает вклад в со-творение успеха! При этом каждый участник чувствует свою ответственность за будущее проекта, организации, бизнеса!

Образно говоря, фасилитация – это «путь к великому будущему» компании и технология победителей, когда «один в поле не воин» и «кадры решают всё»!

ФАСИЛИТАЦИЯ — ЭТО:

  • «анти_авторитарный» подход к обсуждению проблем ключевыми сотрудниками и предпринимателями;
  • групповой подход к разработке управленческих решений;
  • командное моделирование развития организации;
  • проектирование успешной бизнес-реальности;
  • развитие, внедрение инноваций, эволюция;
  • инструмент достижения будущего;
  • инновационные технологии управления: чем крупнее и сложнее бизнес-организация, тем актуальнее стратегические сессии методом фасилитации.

«Первый раз я начал практиковать фасилитацию более лет 30 назад. И мы не называли это фасилитацией. Тогда я начинал активно работать в общественном секторе. Индия, Африка были моими первыми проектами, там было много энергии и сотрудничества. И последние 30 лет я включен в самые разнообразные ситуации с разными людьми в разных форматах и странах.

Я также фасилитирую только на английском языке. Несмотря на то, что я фасилитирую в самых различных странах и континентах, я сознательно не учу языки. Во-первых, это установка Инстутута международных связей ICA, чтобы местные фасилитаторы были также востребованы. Во-вторых, это позволяет мне не вникать сильно в тему, оставаться максимально нейтральным. Когда второй человек переводит, у группы есть еще дополнительное время обсудить вопрос, подумать, пообщаться на родном языке. Это важно. Главное помнить – что не фасилитатор является самым главным в процессе, а группа! Если я не понимаю что-то, то главное, чтобы группа понимала. Я — не важен».

«Когда я начинал, мы с коллегами пытались сплотить людей в местных сообществах, чтобы работать вместе, чтобы обеспечить светлое будущее для общины и для их семей. Люди не обязательно похожи друг на друга или имеют одинаковые точки зрения или цели. Таким образом, первая задача, которую решала фасилитация, заключалась в том, чтобы разные группы на самом деле услышали друг друга, создали вместе бОльшую картину, которая включала бы все мнения, и создали планы действий, которым все были привержены.

Рамки ОРИП (метод сфокусированной беседы) имели жизненно важное значение в коллективном мышлении. Методы создания будущего, карта проблем и возможностей позволяли создать бОльший контекст. Прописывание обязательств, сопоставление действий со сроками и следование им являлось ключом к реализации.

В то время я не был действительно заинтересован в профессионализме. Я был заинтересован в обеспечении участия всех, посылая позитивные послания о будущем, и применяя специальные знания и техники, которые мы обещали. Что, в общем-то, и является профессионализмом»

Библиографическая ссылка на статью:
Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 07.02.2019).

Термин «фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится, как облегчать, помогать, способствовать. Краткий психологический словарь разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Таким образом, метод «Фасилитации» рассматривается, как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение целей занятия, решения, в процессе обучения, вопросов повышенной сложности и важности. Особенное положительное фасилитирующее влияния ярко проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и “единственно

верного” решения и требующими творческого подхода. При профессиональном подходе, применение метода «фасилитации» в обучении может приводить к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности, повышению заинтересованности участников, а так же максимальному раскрытию их потенциала.

Цель применения «фасилитации» в образовательном процессе может сводиться к решению кейсов, конкретных бизнес-ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия и т.д.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений; когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно, с разных сторон; тогда, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться идеями, опытом и предположениями.

Продукт, полученный с помощью применения метода «фасилитации», можно представить как принятое, зафиксированное на бумаге (на фотографиях, на любом другом носителе) организационное решение или предложение.

Фасилитатор — это ведущий, преподаватель, в основную задачу которого входит стимулирование, мягкое направление процесса умственной деятельности в группе обучающихся, направленное на поиск и анализ информации по конкретному вопросу или поставленной задаче. Однако возникает совершенно закономерный вопрос о том, существует ли ринципиальная разница между понятиями «фасилитатор» и «модератор»? При условии, что и «фасилитатор», и «модератор» организуют работу в группе и направляют ее к достижению поставленной цели. На наш взгляд, особенностью модерирования групповых процессов является то, что модератор в большей степени должен владеть

предметной областью, в которой ведется обсуждение и больше вмешиваться в процесс, чем «фасилитатор», цель работы которого ограничивается побуждением к действию и соблюдением регламента обсуждения. Таким образом, «фасилитатор» – это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным. «Фасилитатор» не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых группа сама находит решение. Поэтому роль «фасилитатора» должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Возможные методы фасилитации: технология “Open Space”, технология “интернациональное кафе”, динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта Диснея, негативный мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, технология “идея-лог”, «скампер», грейп-коктейли.

Фасилитационные сессии могут продолжаться от 4 часов до 3 дней. Размер группы: от 8 до 50 участников.

Примениение метода «фассилитации». Метод групповой работы в форме «фасилитации» актуален в обсуждении вопросов организационного развития, процессе обучения (проведении конференций, семинарских занятий), при
стратегическом планировании, анализе ситуаций или проблем, выработке новых идей, в проектной работе, и т.д.

Адаптация метода «фассилитации» к преподаваемой дисциплине.

Учебная дисциплина: «Финансы». Тема занятия: «Финансы предприятий».

Рассматриваемый вопрос темы: «разработка стратегии анализа деятельности предприятия».

Цель занятия – систематизировать знания в области «управления финансами предприятий», «разработки стратегии анализа деятельности предприятия», отработать деловые навыки принятия решений, потренироваться в
возможности анализировать полученную информацию, освоить новые модели поведения в интерактивном общении, умении аргументировано, грамотно представлять свою позицию (мнение).

Задача: «генеральный директор крупной диверсифицированной компании по строительным изделиям обратился к нам за помощью. Он просит проверить производственную деятельность компании «Керамо», выпускающего эмалированную керамическую продукцию. Эту продукцию составляют: ванны, унитазы, писсуары. Генеральный директор хочет знать, следует ли одобрить капитальные затраты в 200 млн. долларов на новые производственные мощности?!

Информация о компании «Керамо»:

  1. Это одна из семи крупнейших производителей в России (доля рынка 15%)
  2. Цены на продукцию «Керамо» долгое время оставались неизменными
  3. «Керамо» работает на уровне безубыточности, его конкуренты получают небольшую прибыль
  4. Самый крупный конкурент компании«Керамо» объявил, что намеревается построить крупный современный завод

Для повышения эффективности работы в группе воспользуемся методом «Фасилитации». Для решения «заданной ситуации» воспользуемся одним из методов фасилитации, а именно методом «Grape-коктейль». ГРЕЙП КОКТЕЛЬ (Grape-коктейль) – это инструмент, который способен решать одновременно несколько задач этапа открытия
сессии.

План работы в группе:

  • 1-й шаг: «Трейлер» – инструмент раскрытия спектра мнений по заданной теме. Выявляем направление
    «движения мысли» по заданному вопросу.
  • 2-й шаг: «MeWeUs» – техника вовлечения в обсуждение «молчаливых» и получения вклада каждого участника. Каждый из участников команды фиксирует письменно или устно свое

    мнение по обсуждаемому вопросу.

Время: 10 -15 минут

  • 3-й шаг: «World-cafe» – мощный метод глубокой проработки решений за счет вклада каждого. На этом этапе анализируем мнения участников дискуссии, обобщаем их предложения. Всю без

    исключения информацию фиксируем в таблице.

  • 4-й шаг: «IDEA-лог»— интерактивный метод, дающий максимум диалога. С помощью этого метода
    организовываем диалог в группе, обсуждаем, голосуем. В таблице оставляем самые сильные, целесообразные предложения и мнения.
  • 5-й шаг: Road-map» – техника «мягкого» структурирования и согласования плана действий. С помощью
    преподавателя-фасилитатора выявляем финальный план действий. Формируем предложение или ответ на заданный в начале обсуждения вопрос. В нашем случае мы для директора предприятия, обосновываем с экономической точки зрения, целесообразность капитальных затрат в размере 200 млн. долларов.

Время: 10-15 минут

Таким образом, целью применения интерактивных форм в обучении, в том числе и применение в образовательном процессе метода фасилитации ставят целью активизировать учебно-познавательную деятельность, максимально раскрыть потенциала всех участников педагогического процесса. Наиболее точно суть метода «фассилитации», на наш

взгляд сформулировал Лао Цзы в своем гениальном труде «Дао Дэ Цзын», где он называет фасилитатора – «совершенномудрым», потому что «он никуда не зовет, а все идут куда нужно; он молчит, а все его слушают; он находится позади всех, а все его видят».

Максимальное количество участников в группе — 24 человека.
Регистрация идет в лист ожидания

  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ
  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ
  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ
  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ
  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ
  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ
  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ
  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ
  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ
  • НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ

КТО ПРОВОДИТ

Стаж в консалтинге с 1999 года.

В 2016 году был приглашен в члены NTL Institute (США).

Владелец издательства профессиональной литературы, автор нескольких книг.

Среди клиентов: SAP,Mail.ru Group, СКБ Контур, АльфаБанк, Райффайзенбанк, Avito, QIWI, Билайн, ФРИИ, Barclays, Сбербанк, Philips, Tele2.

«Тренинг по навыкам фасилитации весьма практичен и методичен: Дмитрий пошагово раскрывает основы фасилитационного искусства и показывает фасилитационные приемы. В финале тренинга участники доходят до составления полномасштабного сценария фасилитационной сессии. Важно и то, что сам ведущий выступает как ролевая модель для эффективной фасилитации».

Марк Кукушкин, BEST T&D GROUP, Тренинг-бутик, ОТУМКа

«Тренинг мне понравился, Дмитрий Лазарев — очень профессиональный тренер. Весь спектр инструментов фасилитатора дается с обязательной отработкой здесь же, на самом тренинге. Много практических ситуаций, в которых отрабатывается каждый инструмент. Особенно полезен для тех, кто проводит различные совещания, мозговые штурмы, стратегические сессии».

Ольга Балашова, руководитель УЦ МТБ Сбербанка России

На тренинге нет воды, теоретизирования, а лишь практика, практика и практика. Тренинг будет особенно полезен тем, кто начал делать в фасилитации первые шаги и хочет приобрести бОльшую уверенность и расширить свой профессиональный репертуар. Особенно стоит отметить ведущего тренинг Дмитрия Лазарева, умело создающего на тренинге особую фасилитационную атмосферу».

Михаил Молоканов, президент «Клуба бизнес-тренеров»

Отличный тренинг! Позволяет взглянуть на вещи иначе и формирует совершенно иной подход к работе с группой. Тренерам, лекторам, коучам и всем, кто работает с людьми будет полезен как на работе, так и в бытовой жизни. Каждый сможет почерпнуть что-то полезное для себя: новые методики, навыки, подход к ведению группы и общению с людьми. Всем рекомендую)

Анна Моисеева, Бизнес-инкубатор ВШЭ

СОДЕРЖАНИЕ

1-й день: Ключевые ценности совместной работы

2-й день: Динамика принятия групповых решений

3-й день: Фасилитация и лидерство

ВАРИАНТЫ УЧАСТИЯ

Тариф: ВСЁ ВКЛЮЧЕНО

● Участие в 3-дневном тренинге ● Неограниченный доступ к Дмитрию Лазареву по скайпу/телефону/email в течение 3 месяцев ● Разбор четырех видео фасилитационных сессий с индивидуальной обратной связью от Дмитрия Лазарева ● Слайды презентации в формате pdf ● Фото плакатов с тренинга ● Книга «Руководство фасилитатора»

● Сертификат

Тариф: ПРОФИ

● Участие в 3-дневном тренинге ● Неограниченный доступ к Дмитрию Лазареву по скайпу/телефону/email в течение 1 месяца ● Разбор двух видео фасилитационных сессий с индивидуальной обратной связью от Дмитрия Лазарева ● Слайды презентации в формате pdf ● Фото плакатов с тренинга ● Книга «Руководство фасилитатора»

● Сертификат

Тариф: ВСЁ САМ

● Участие в 3-дневном тренинге ● Книга «Руководство фасилитатора»

● Сертификат

Financial-Helper.RU

Ваш помощник в мире финансов

Фасилитация (Facilitate — помогать, облегчать, содействовать) — это организация процесса коллективного решения проблем в группе, который руководствуется фасилитатором (ведущим, председательствующим). Это одновременно процесс и совокупность навыков, которые позволяют эффективно организовывать обсуждения сложной проблемы без потерь времени и за короткий срок выполнить все запланированные действия с максимальным привлечением участников процесса.

Фасилитация отличается от простого управления тем, что она не имеет директивного характера. Если при традиционных формах управления субъект заставляет участников группы выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с Фасилитация ее субъект сочетать в себе признаки руководителя, лидера и участника процесса.

Виды фасилитации

Психологическая фасилитация — процесс управления и одновременно конструкции / реконструкции управляемой системы. При этом дальнейший процесс является вероятностным, нелинейным и необратимым, что соответствует природе личностной изменения. Психологическая фасилитация обусловлена ​​парадоксальным контроль над процессом самореконструкции и самоорганизации открытой динамической системы личности.

Педагогическая фасилитация — специфический вид педагогической деятельности учителя, которая имеет целью помогать ребенку в осознании себя как самоценности, поддерживать ее стремление к саморазвитию, самореализации, самосовершенствования, способствовать ее личностному росту, раскрытию способностей, познавательных возможностей, актуализировать ценностное отношение к людям, природе, национальной культуры на основе организации помогающего, гуманистического, диалогического, субъект-субъектного общения, атмосферы безусловного принятия, понимания и доверия.

Социальная фасилитация — это улучшение качества выполнения некоторых простых и хорошо усвоенных операций в присутствии других людей. Это явление зафиксировано в конце XIX в. в исследованиях французского физиолога К. Фере, в дальнейшем исследовалось В. М. Бехтерева (было доказано, что присутствие зрителей облегчает выполнение простых, механических воздействий, и ухудшает выполнение сложных)

Спортивная фасилитация — это поиск, поддержка и усиление эффективных процессов организации как команды в целом, так и отдельных спортсменов.

Экофасилитации — это процесс управления открытой динамической системой личности с целью поддержания его в состоянии саморазвития.

Процессинг

Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с проблемой клиента и его преобразования.

Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагоприятными сторонами своей жизни и получить от жизни как можно больше того, чего они хотят.

Фасилитатор

Фасилитатором есть специалист, который не заинтересован в итогах обсуждения, не представляет интересы ни одной из групп-участников и не участвует в обсуждении, но несет ответственность за качественное выполнение задач.

Кто такой фасилитатор?

Кто такой фасилитатор?

КТО ТАКОЙ «ФАСИЛИТАТОР»?

Фасилитатор – это не тот, кто стоит перед группой и читает лекцию. Фасилитатор является активным и объективным участником процесса обучения.

Роль фасилитатора заключается в том, чтобы всячески способствовать определенной группе людей в осознании своих общих целей, а также помогать им в достижении этих целей, не принимая какую-либо сторону в дискуссии.

Фасилитатор стимулирует и способствует достижению взаимопонимания и консенсуса. Во многих отношениях фасилитатор является своего рода человеком, содействующим в создании чего-либо.

Такой человек оказывает содействие в процессе создания, но не является производящим конечный результат

Основные навыки фасилитатора Следование передовому опыту деловых встреч Хронометрирование Следование согласованной программе

Содействие группе в проведении мозгового штурма и решении проблем

Опытный фасилитатор должен также иметь следующие навыки: Умение вклиниваться в процесс таким способом, чтобы привносить в дискуссию креативность, а не убирать ее из группы Способность понимать групповые процесс и динамику – умение успешно «выравнивать» любые неравенства в групповой динамике Кто является доминирующим в группе? И как их приостановить Кто «за бортом»? И как их привлечь Кому скучно? И как втянуть их в процесс Хорошие навыки фасилитации нельзя просто «заучить» – ими нужно овладеть.

Чем больше мы практикуем наши техники креативной фасилитации, тем нам комфортней внутри нас самих и с участниками воркшопа.

Наиболее важным уроком из всех является умение получать РАДОСТЬ при этом.
Воркшопы должны быть приятными как для участников воркшопа, так и для фасилитатора воркшопа – радостная среда обучения будет в значительной степени способствовать процессу обучения. Участники воркшопа запомнят важную информацию, если эта информация будет представлена в живой манере.

Чтобы получить максимум от воркшопа, всем его участникам должно быть комфортно друг с другом. Если участники воркшопа не будут задействованы должным образом, будут пассивно сидеть за столами, или же перед ними не будут поставлены интересные задачи, то они очень быстро потеряют фокус внимания. Динамика воркшопа будет менее эффективной, а учебная среда может стать скучной и непродуктивной. Если фасилитатор всего лишь будет стоять перед группой воркшопа и читать лекцию, то это приведет лишь к тому, что участники начнут скучать и, вероятно, перестанут слушать по прошествии 10-15 минут. Данный метод не является эффективным для обмена информацией и знаниями. Попробуйте вместо этого подключить к материалу воркшопа различные веселые и активизирующие мероприятия. Такие мероприятия могут быть использованы как для введения важных понятий, так и в качестве вступления к практической части воркшопа. Успешный фасилитатор будет разрабатывать воркшопы, которые сочетают обучение и обмен информацией с интерактивными инструментами для групповой работы.

Фасилитаторы знают что они успешны, тогда, когда видят перед собой группу счастливых, улыбающихся людей.

Удачный воркшоп – это не сложно. Фасилитатор должен лишь создать такой набор техник и инструментов, который позволит сфокусировать и заинтересовать участников воркшопа в его материале Успешные методы фасилитации должны: Помогать участникам чувствовать себя комфортно друг с другом Создавать увлекательную и интересную среду обучения Повышать энергетические уровни участников воркшопа Организовывать интересные и продуктивные мероприятия по групповой работе Использовать совместные мероприятия, позволяющие получить оперативные отзывы по изученному материалу Повышать групповую активность, чтобы участники воркшопа имели возможность расширять и локализовать полученные знания Итак, вы — фасилитатор. Выберите то, что, по Вашему мнению, будет работать, играйте с этим и создавайте свои собственные занимательные игры для активизации участников воркшопа.

Будучи фасилитатором, это только Вам решать, что будет эффективным, а что – нет, при взаимодействии с участниками вашего воркшопа.

​Фасилитация: Техника управления коллективным разумом

Вот уже несколько лет студенты «Стрелки» учатся под присмотром фасилитаторов. Это сложное слово — новая для России профессия, без которой сложно представить формирование нового коллектива или работу разных специалистов над долгими многоэтапными проектами. Фасилитаторы с многолетним опытом рассказали, почему в России работать с людьми сложнее, зачем имитировать песчаную бурю, и как направлять, но не управлять.

Что такое фасилитация?

«Фасилитация — это проектирование процесса обучения или работы группы людей», — говорит Анна Фелисия Вальдес, один из ведущих фасилитаторов шведской школы Hyper Island. Фактически, фасилитатор — проводник, который помогает незнакомым или малознакомым людям, оказавшимся в команде, достичь наилучших результатов. Этот проводник должен не просто понимать роли в группе (хотя определить лидера в группе незнакомых людей тоже не так-то просто), но уметь правильно направить усилия каждого члена группы для достижения общей цели.

Анна Вальдес на встрече со студентами «Стрелки»

В последние годы проекты во многих профессиональных сферах становятся сложнее, и люди должны уметь работать друг с другом, даже если они из разных областей: градостроители, архитекторы, социологи, юристы, маркетологи и дизайнеры. Как найти общий язык, правильно обозначить конечную цель и задачи и сделать так, чтобы каждый не тянул на себя одеяло, а в процессе работы всем было комфортно? По сути, для этого и нужен фасилитатор.

«Очень важно понимать динамику группы и беспристрастно наблюдать её со стороны. Я стараюсь работать с разными типами лидерства на разных этапах работы группы, — рассказывает Анна Фелисия. — В самом начале совместной работы люди всегда чувствуют себя скованно. Они застенчивы, очень любезны. Позже они привыкают другу к другу, начинают чувствовать себя более свободно, и в этот момент наступает кризис доверия». На всех этих стадиях фасилитатор должен помочь группе сработать наиболее эффективно. Так, на первых стадиях людям нужна структура: правильная постановка цели и распределение ролей. Фасилитатор видит, в каких ситуациях кто проявляет больше лидерских качеств, помогает ему взять на себя ответственность и в то же время не даёт чрезмерно манипулировать более пассивными членами команды. На второй же стадии фасилитатор помогает преодолеть кризис так, чтобы ни у одного из участников не осталось неприятного осадка.

Как говорит Анна Фелисия, в разных ситуациях разные члены группы могут брать на себя роль лидера. Фасилитатор должен вовремя обратить на это внимание и постараться правильно перераспределить роли. Иначе, как это часто бывает, самопровозглашённый лидер может довести других участников процесса до состояния «окей, я сделаю это, но не думай, что мне это нравится». Считается, что такого рода состояние наименее эффективно. Так что задача фисилитатора — сделать работу комфортной для всех участников процесса.

Где научиться фасилитации?

«Фасилитация — это навык и профессия, так что этому можно научиться, — объясняет Дэвид Эриксон, один из основателей Hyper Island и главный фасилитатор института „Стрелка“. — Но прежде чем понять, где и чему учиться, нужно понять, какие типы фасилитации есть».

Дэвид Эриксон на встрече со студентами

Существует несколько классификаций фасилитации, которые различаются своими целями, задачами и адресатом. Так, самый первый (и самый низкий) уровень подразумевает только техническое обеспечение группы, модерацию, создание комфортных условий для её работы. На этом этапе фасилитатор не следит за ролями в группе, прогрессом и достижением цели. Следующая ступень — это более включённое участие фасилитатора: он ставит цель, следит за её достижением. Третий уровень учитывает потребности не только группы в целом, но и каждого её члена. Последняя ступень фасилитации — это регулирование отношений в рамках больших групп и сообществ.

Школ фасилитации за рубежом множество. Какие-то из них дают практические навыки, какие-то более академичны. Например, первый фасилитатор «Стрелки» Лия Сафина училась этому ремеслу на базе общественных организаций при Европейской комиссии. Как ни странно, даже у такой новой профессии есть сугубо научное направление, в рамках которого разрабатывается методика.

Дэвид Эриксон: «Я учился у Дэйл Хантер, она одна из самых авторитетных экспертов-фасилитаторов сегодня. Она получила докторскую степень и стала одним из основателей Международной ассоциации фасилитаторов. Дэйл первая создала этический кодекс для людей новой профессии. И, несмотря на то что она вышла из академической среды, она много практикует, потому что научиться фасилитации по книжке невозможно».

И Дэвид, и Анна Фелисия настоятельно рекомендуют постигать новую профессию без отрыва от реальности. Насколько изменчиво настроение одного человека, настолько же быстро изменяется атмосфера в группе, так что фасилитатор должен уметь быть гибким и адаптироваться к новым условиям работы быстрее, чем группа. Ряд курсов проводятся под руководством Zenergy — новозеландской организации, которая специализируется на работе с «коллективным разумом». Согласно тому, что говорят сами эксперты Zenergy, фасилитация — это новый тип лидерства, которому можно научиться.

Наконец, что важно отметить: фасилитация — это не профессия вроде арт-директора или финансового директора. В чём сходятся практически все эксперты этой области, так это в том, что фасилитация может работать в разных типах взаимоотношений: между человеком и его внутренним «я», между двумя разными людьми и между человеком и группой. Так что это нечто большее, чем просто контроль и наставничество.

Какие упражнения бывают?

Групповых упражнений огромное множество. И со стороны, для неподготовленного зрителя, они могут выглядеть как минимум странно. По крайне мере так было в этом году, когда новоиспечённые студенты института расхаживали по двору с завязанными глазами в гробовой тишине с верёвкой в руках. Вот сценарий одного из упражнений:

Название: Sand Storm

Задача: вывести участников из зоны комфорта и посмотреть, как каждый в отдельности реагирует на происходящее.

Сюжет: команда попала в пустыню, где поднялась буря. Ветер такой сильный, что никто ничего не слышит, не видит и не может говорить. Где-то находится верёвка, которую нужно найти. Когда за верёвку схватятся все члены группы, они смогут говорить. Теперь их задача вслепую растянуть верёвку так, чтобы получился треугольник — это сигнал для вертолёта, который всех спасёт.

Анна Фелисия: «Наблюдать за этим упражнением ужасно интересно, потому что люди принимают весь сценарий очень-очень серьёзно. Вы даже не представляете, насколько велик уровень фрустрации, если у них не получается сделать сигнал для вертолёта. Но самая интересная часть — это обсуждение произошедшего. Люди оценивают своё поведение, пытаются понять, почему они вели себя так, а не иначе. В этот момент и происходит обучение и понимание. После обсуждения группе даётся второй шанс. Удивительно, но он всегда успешнее, чем первая попытка».

Как фасилитация работает В РОССИИ?

«Стрелка» не исключение, и для неё фасилитатор тоже стал совершенно новым, незнакомым человеком. Журнал спросил у Дэвида Эриксона, каково это — привезти новую профессию в страну, где о ней мало кто слышал.

Елена Ярманова на упражнении Sand Storm

Официально должность фасилитатора на «Стрелке» существует второй год. Если раньше сессии по фасилитации проводились в форме интенсивных воркшопов несколько раз в учебном году, то с 2013 года в институте постоянно есть человек, который следит за учебным процессом и помогает студентам работать в группе. В этом году этим человеком стала Елена Ярманова.

«Думаю, что задачи будут меняться по ходу учебного года, — рассказывает Лена. — Сейчас я выделяю для себя два наиболее важных направления: это междисциплинарное взаимодействие между студентами и выстраивание образовательного опыта наиболее осознанным для студентов образом. Так, чтобы переход от прекрасного года на „Стрелке“ к реальности не был для них стрессом».

Лия Сафина, первый фасилитатор «Стрелки», о своём опыте работы:

  • Места, где можно научиться фасилитации:
  • 1. Ресурсные центры при Европейской комиссии — замечательные бесплатные тренинги в Европе для молодёжных работников и представителей молодёжных организаций.
  • 2. UGL (Understanding Group and Leadership) — оригинальная версия этого тренинга была разработана шведскими военными в начале 1980-х для повышения эффективности групповых действий. Тренинг был с тех пор изменён и улучшен, сейчас на его основе тренируют фасилитаторов Hyper Island.
  • 3. KaosPilots — датская гибридная бизнес-дизайн-школа, обучающая навыкам лидерства и предпринимательства.
  • 4. При университетах — например, Школа исследований в образовании при университете Торонто включает модуль по фасилитации в обязательную программу, а Университет Канзаса пошёл дальше и создал целый онлайн-каталог инструментов.
  • 5. Коммерческие тренинги для бизнеса — их множество, бывают индивидуальные, групповые и b2b, они могут по-разному расставлять акценты. Но главное: при выборе не путайте фасилитацию с тимбилдингом, это всё-таки комплексная наука, а не шарлатанский способ улучшить отношения среди сотрудников (1, 2, 3).
    • Фасилитация (англиц. от facilitate – помогать, облегчать, способствовать) — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией. Ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators, IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов.

    Фасилитаторами называют психологов, консультантов, терапевтов, работающих с группами.

    фасилитация

    1. психол. облегчение, помощь группе или отдельному человеку в организации собственной деятельности

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: проскрипеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
    Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

    Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять