Феминность

Ранее в гендерной психологии существовало жесткое противопоставление полов. Категории маскулинности и феминости считались строго дихотомическим. Всякое отступление от норматива половой роли мужчины или женщины воспринималось как патология или шаг по направлению к ней. Женщины, исполняющие мужские роли, считались «синими чулками», а чувствительные мужчины — «нытиками» и «бабами» и т.п.

Однако на смену данному подходу пришла идея континуума маскулинно-фемининных свойств. Предполагалось, что индивиды в пределах какой-то нормы могут различаться по степени маскулинности и феминности. Однако сами свойства маскулинности и феминности все же считались альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна быть связанной с низкой феминностью и наоборот. Причем все же считалось, что для мужчины желательна высокая маскулинность, а для женщины — феминность.

Дальнейшие исследования показали, что, «пристроить» реального человека на шкалу маскулинности и феминности практически невозможно: индивид, высокомаскулинный по одним показателям, может быть весьма фемининным по другим, и наоборот. Например, исследование группы канадских теннисисток и гандболисток показало, что эти девушки сочетают в себе ряд маскулинных качеств (соревновательность, упорство, бескомпромиссность в борьбе) с высоким уровнем феминности.

В настоящее время маскулинность и феминность уже не рассматриваются как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые переменные. В рамках гендерной психологии даже было введено новое понятие — андрогиния, означающее выраженность обоих показателей — маскулинности и феминности. Андрогинными считаются люди, имеющие высокие показатели и по феминности, и по маскулинности. Это позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т.д.

Психологическая андрогиния характеризует не внешние физические качества, а только поведение и установки: совмещение независимости и заботливости, способность выполнять специфические мужские, специфические женские и не дифференцируемые по полу функции.

Таким образом, в результате исследования маскулинности и феминности можно выделить четыре типа мужчин:

  • 1. Маскулинные мужчины (высокие показатели по маскулинности и низкие по феминности);
  • 2. Фемининые мужчины (много феминности, мало маскулинности);
  • 3. Андрогинные мужчины (высокие показатели по обеим шкалам);
  • 4. Психически недифференцированные мужчины (низкие показатели по обеим шкалам).

По аналогии с мужскими выделяют четыре женских типа. Сравнение указанных типов показало, что максимальное соответствие индивида полоролевому стереотипу (высокая маскулинность у мужчин, высокая феминность у женщин) — отнюдь не является гарантией психического и социального благополучия. Фемининые женщины часто отличаются повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Эти черты даже входят в набор феминных черт. Маскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после тридцати лет эти мужчины оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Фемининые женщины и маскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых более всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психически более благополучным. Андрогинные мужчины и женщины лучше и свободнее чувствуют себя и в сфере сексуальных отношений.

В заключение данного вопроса контрольной работы следует отметить, что отношение мужчин и женщин к андрогинии разное. Так, например, женщины предпочитают андрогинные качества фемининым, мужчины же значительно более консервативны. Это связано с социальными факторами, дающими мужской роли определенные преимущества перед женской. Кроме того, ориентация на андрогинию, т.е. выход за пределы жесткой половой дихотимизации, чаще встречается у людей старшего возраста, в конце юности и у взрослых. Подростки же ориентируются на противоположные образы «мужского» и «женского».

маскулинность феминность гендерный отношения

В последние годы гендерный анализ общества и его отдельных сфер стал неотъемлемой частью большинства социальных исследований. Между тем многие вопросы, связанные с самим явлением гендера, остаются непроясненными и малоизученными: это касается как основных категорий гендера, так и методологии.

Данная контрольная работа — это попытка внести ясность относительно таких категорий гендерного анализа, как маскулинность и феминность.

Таким образом, целью данной контрольной работы является полный, объективный и всесторонний анализ явлений маскулинности и феминности.

Поставленная цель может быть реализована посредством решения следующих задач:

  • — дать понятие маскулинности и феминности;
  • — проанализировать явления маскулинности и феминности и особенности личности;
  • — охарактеризовать явления маскулинности и феминности и выбор рода занятий.

Таким образом, объектом изучения данной контрольной работы являются маскулинность и феминность как «характеристики» настоящих мужчин и женщин.

Понятие маскулинности и феминности

Маскулинность и феминность, безусловно, выступают центральными категориями гендерного анализа общества, да и гендера вообще. Однако в современной гендерной теории по-прежнему нет единства относительно понимания историчности гендерных отношений. Большая часть гендерных подходов в той или иной степени допускает, в конечном итоге, что инвариантная структура гендерных отношений существует в силу половой дихотомии. Именно к этому допущению, в конечном итоге, восходит теория половых ролей и большая часть разновидностей категориального подхода. Однако, по мнению некоторых исследователей данной проблемы, такое допущение делает социальную теорию пола бессмысленной. Известный австралийский теоретик гендера Р. Коннел считает, что в случае допущения базовости биологических факторов гендерных отношений социальная теория в лучшем случае будет периферийной. Коннел, Р. Современные подходы: хрестоматия феминистских текстов (Переводы) / Р. Коннел ; под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной — СПб., 2000. — с. 127.

Разумеется, для теории гендера отношение между биологической конституцией и социальной практикой является решающим вопросом, который так или иначе необходимо разрешить, прежде чем обращаться к анализу структуры социальных отношений.

Исторический анализ общества показывает нам присутствие образов маскулинности и феминности во всех «тканях» человеческого бытия, что отражает такую фундаментальную особенность природы человека, какой является фактор полового диморфизма. Булычев, И. И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира / И. И. Булычев // Сredo-new. Теоретический журнал. — 2004. — № 3 // http://credo-new.narod.ru/index.htm. Разделение мужских и женских ролей мы находим в самых ранних свидетельствах о человечестве, и их закрепление объясняется естественным процессом природной и социальной эволюции, которая закрепила за ними определенные и целесообразные функции. Таким образом, исторически сложившееся разделение мужественности и женственности является чрезвычайно глубоким фактором, детерминирующим важнейшие черты и образы двух полов.

Эта мысль находит свое отражение в теориях внешних факторов, наиболее влиятельными среди которых, несомненно, являются марксистские концепции, которые усматривают основные факторы угнетения женщин в классовых отношениях, капиталистической системе или в производственных отношениях, понимаемых как классовые. В 70-х гг. ХХ века под влиянием структуралистского марксизма появляется теория общественного воспроизводства, основная идея которой заключалась в том, гендерные отношения рассматривались как воспроизводство производственных отношений. А согласно марксистской теории тип производственных отношений определяет способ производства, который представляет собой стержень конкретной исторической эпохи. Однако само понятие социального воспроизводства имеет смысл только в том случае, если изначально постулируется некая инвариантная структура. История рассматривается в этой теории как нечто сопровождающее к основному циклу структурного воспроизводства.

Теория половых ролей, литература о которой весьма обширна, рассматривает социальную структуру через ограничения в сфере стереотипных межличностных ожиданий. Приложения ролевых понятий к гендеру состоят в том, что быть мужчиной или женщиной означает выполнять главную роль, характерную для данного пола, — так называемую половую роль. Соответственно всегда есть две половых роли в данном контексте — мужская роль и женская. Такой путь в рассуждениях о гендере имеет много положительных моментов: прямой уход от биологизма, попытка связать социальную структуру с формированием личности, принцип политики реформ. Однако эти достоинства не исключают наличие весьма серьезных концептуальных проблем. Среди этих проблем главная, на наш взгляд, состоит в том, что самая сильная сторона теории, как считают ее сторонники, заключается в анализе социального на основе концепции «ожиданий». Ролевая теория понимается как форма социального детерминизма, сосредотачивающаяся на том, что индивиды попадаются в ловушку стереотипов.

Стереотипные межличностные ожидания действительно являются социальными фактами. Согласно ролевой теории, они эффективны потому, что подчинение им вознаграждается, а отход от них наказывается другими людьми. И дело даже не в том, что социальное измерение ролей растворяется в волюнтаризме, как считает Р. Коннел, Коннел, Р. Современные подходы: хрестоматия феминистских текстов (Переводы) / Р. Коннел ; под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной — СПб., 2000. — с. 128. в общей предпосылке о том, что люди делают выбор в пользу сохранения существующих обычаев.

Таким образом, является очевидным, что множественность женственности и мужественности рассматриваются в таком подходе как основополагающий факт гендерных отношений и способ проявления гендерных структур в жизни.

Такие теоретические построения, безусловно, являются значительным шагом в рассмотрении гендера, но делают фактически невозможным традиционное использование категорий феминности и маскулинности, поскольку на какое бы место мы не ставили биологические детерминанты гендера, необходимо согласиться с тем, что содержание вышеуказанных категорий содержат в себе прямые отсылки к половой дихотомии.

В конце ХХ века оформилась идея о том, что в человеке имеются и женские, и мужские элементы, но они не проявляются одновременно. Считается, что идеальных мужчин, где фемининность равна 0, а также идеальных женщин, у которых маскулинность равна 0, в действительности не существует. Как в отношение к морфологии, так и по отношению к психологии отстаивается принцип промежуточных форм, который ориентирует на поиск разных вариантов соотношения мужского и женского в психике человека. Этим соотношением объясняется характерология и выбор стратегии поведения.

Впервые понятие о психологической андрогинии было сформулировано В. Флиссом в ХIХ в. и описывалось как идея присутствия в одном человеке мужского и женского начал. Опираясь на теорию В. Флисса, О. Вайненгер писал: «Существует множество переходных степеней между мужчиной и женщиной, так называемые «промежуточные половые формы»…». Мы можем принять идеального мужчину и идеальную женщину как типично половые формы, которые в действительности не существуют. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, еле развитом состоянии, можно найти в женском; и наоборот, все половые признаки женщин в совокупности есть в мужчине, хотя в довольно неформальном виде». Вейнингер, О. Пол и характер: Принципиальное исследование / О. Вейнингер — М.: Терра, 1992. — с. 34.

Идея о наличии промежуточных форм между «идеальным мужчиной» и «идеальной женщиной» стала источником новой идеи о том, что маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими структурами. Каждый человек содержит в себе определенное соотношение маскулинных и фемининных черт с высоким уровнем их проявления и определяется как андрогиния. На основании этой идеи С. Бем было выделено не два, а четыре полоролевых типа:

  • 1. Маскулинный — высокие показатели маскулинности и низкие — фемининности.
  • 2. Фемининный — высокие показатели фемининности и низкие — маскулинности.
  • 3. Андрогинный — высокие показатели как маскулинности, так и фемининности.
  • 4. Недифференцированный — низкие показатели и маскулинности, и фемининности.

Кроме того, маскулинность и феминность могут как совпадать, так и не совпадать с чисто биологической идентичностью мужчин и женщин. Для гендерной идентичности решающее значение имеет не эмпирически фиксируемая половая принадлежность, а фактически выполняемая социальная роль мужчины или женщины. Это свидетельствует о самостоятельном характере гендера как именно социального (не биологического) пола. Их расхождение в современном мире детерминируется экономическими, демографическими и иными факторами.

И.И. Булычев по этому поводу высказывает важную мысль о том, что пары категорий феминность / маскулинность и женственность / мужественность не являются вполне синонимичными, тождественными и взаимообратимыми. Их роль и функции в современной гендерной теории оказываются различными. Маскулинность и феминность на уровне явления могут в ряде ситуаций достаточно сильно отличаться от традиционных эталонов мужественности и женственности. Булычев, И. И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира / И. И. Булычев // Сredo-new. Теоретический журнал. — 2004. — № 3 // http://credo-new.narod.ru/index.htm.

Основной методологический принцип взаимосвязи маскулинности и феминности выражается в законе их дополнения. При этом дополнение вовсе не подразумевает их общую возможность меняться местами и переходить друг в друга, скорее наоборот.

Несмотря на то, что каждая историческая эпоха формирует в чем-то специфические эталоны мужественности и женственности, набор маскулинных и феминных черт не подвержен существенным изменениям. Известные элементы абсолютности в гендерной реальности и соответственно в репрезентациях образов маскулинности и феминности, безусловно, существуют. Это может быть объяснено только тем, что мужчина и женщина созданы естественной биосоциальной эволюцией, закрепившей за ними определенные и целесообразные функции. Естественное и исторически обусловленное разделение мужских и женских функций является чрезвычайно глубоким фактором, который детерминирует важнейшие черты и образы мужчины и женщины. Социальная эволюция на земле за тысячи лет, несмотря на известное сближение и модификацию эталонов мужественности и женственности, пока не привела к их радикальному изменению. Полагаем, что фактор природной обусловленности различий двух полов будет постоянным и устойчивым ориентиром для проведения разграничительных линий между мужчинами и женщинами также и в гендерном плане.

Исследования последних лет отмечают устойчивую тенденцию во многих регионах мира к сближению стандартов поведения мужчин и женщин, образов маскулинности и феминности тенденцию во многих регионах мира к сближению стандартов поведения мужчин и женщин, образов маскулинности и феминности. Эту тенденцию можно обозначить как андрогинную. Между тем эта новая мировая гендерная тенденция весьма противоречива.

Прежде всего, наметившаяся тенденция к определенному сближению стандартов поведения мужчин и женщин несет немало позитивных импульсов, ибо способствует их гуманизации и взаимообогащению. В то же время исследователи обращают внимание на то, что сближение образов маскулинности и феминности нередко приводит к утрате лучших их составных компонентов. Самыгин, С. И. Любовь глазами мужчины / С. И. Самыгин. — Ростов-н/Д, 2000. — с. 198.

Любые фигуранты в системе гендерных взаимосвязей склонны идентифицировать себя с определенными образами маскулинности и феминности. В этих ориентациях ныне достаточно рельефно обнаруживаются известные расхождения между устойчивыми традиционными представлениями (они воспроизводятся в системе субъект-объектных отношений) и модернизационными, в которых постепенно усиливается удельный вес андрогинных представлений (это результат социальной динамики, присущей гендерной деятельности).

Однако это вовсе не означает, что социум поставил себе целью достижение абсолютной гендерной симметрии, даже если бы это было так, успешность такого проекта без существенных на биологическом уровне изменений мужчин и женщин просто недосягаема. Ведь еще Э. Фромм писал, что «. оба пола и то, что они символизируют, — мужской и женский принципы, в мире, во Вселенной и в каждом из нас — являются двумя полюсами, которые должны сохранить свои различия, свою противоположность, чтобы создать плодотворную динамику, производительную силу, которая соответствует этой полярности». Фромм, Э. Мужчина и Женщина / Э. Фромм. — М., 1998. — с. 119.

Все вышесказанное дает нам право в свою очередь полагать, что маскулинность и феминность являются биосоциальными универсалиями, которые, преломляясь через специфику исторической эпохи, предоставляют нам многообразный гендерный дисплей для анализа.

Фемининность

Я. Времеер. Служанка с кувшином молока.

Фемининность (Кондаков, 2007)

ФЕМИНИННОСТЬ (от лат. femina — женщина, самка). Специфика половой роли, выраженная в комплексе характерологических особенностей, традиционно приписываемых женщине. Это такие черты, как мягкость, готовность помочь и пр. Контекст. Обычно противопоставляется маскулинности, но показано, что эти характеристики не являются взаимоисключающими и в разной степени могут фиксироваться у одного индивида.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 628-629.

Женственность (Рапацевич, 2006)

ЖЕНСТВЕННОСТЬ — совокупность наиболее значимых, привлекательных качеств женщины, которые проявляются в различных сферах жизнедеятельности человека: работе, семье, отношениях с другими людьми. Содержание модели женственности (феменинности), как и модели мужественности (маскулинности), определяет особенности общественно-производственных и семейных функций женщины (мужчин) в современном обществе, типичные или наиболее приемлемее формы деятельности для представителя каждого пола.

Мужественность / Женственность (Барнесс, 2000)

МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ (MASCULINITY/FEMININITY). Обобщающие обозначения сочетаний характерных признаков представителей каждого пола, включая анатомию, внешность, половую идентичность, половые роли, сексуальные предпочтения и культурно обусловленное социальное поведение. Несмотря на исторические и межкультурные различия, эти характеристики долго считались врожденными, биологическими по природе. Осознание того, что эти различия требуют психологического объяснения, является огромным интеллектуальным достижением Фрейда, за которое надо воздать ему должное.

Маскулинность и фемининность

МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ (от лат. masculinus — мужской и femina — женщина) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. В дифференциальной психологии М. и Ф. — специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транс-культурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности — с мягкостью и нежностью.

Женственность (Конт-Спонвиль, 2012)

ЖЕНСТВЕННОСТЬ (FEMINITE). Было это в 1970-е годы, на улице Ульм. Я стоял в одном из коридоров университета «Эколь Нормаль» и болтал с приятелем. Вдруг к нам подошли три молоденькие женщины — в сапогах, каскетках, с сигаретой в зубах, и весьма надменно спросили: «Где тут у них сортир?» Судя по всему, они прибыли на мотоциклах, против чего я, впрочем, ничего не имею. Само собой разумеется, они имели полное право курить и произносить грубые слова. Но выглядели они ужасно мужиковато, в худшем смысле этого слова — никакой мягкости, никакого изящества, никакой поэзии. Вот исходя из этого, по принципу от противного, я бы и определил женственность. Ясно, что это не сущность и не абсолют (сколь ни мало женственности демонстрировали три мотоциклистки, они не переставали оставаться женщинами), но определенное количество черт или признаков, которые чаще всего присущи женщинам и без которых человечество оказалось бы сведено к одной только мужественности с ее грубостью и тяжеловесностью, с ее прозаическим подходом к жизни и ее амбициями — к тому, что Рильке называл «тщеславием и нетерпением самца».

Маскулинность и фемининность

МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ (от лат. masculinus — мужской и femina — женщина) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

В дифференциальной психологии М. и Ф. — специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транс-культурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности — с мягкостью и нежностью.

Как системное целое образы М. и Ф. являются историческими и этноспецифическими. При изучении их следует учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точки зрения — мужскую или женскую — выражает данный конкретный стереотип. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность — с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

Ценный вклад в разработку этой проблематики внесли представители феминистского движения. В XIX веке маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе которой были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и т. п. Все они предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и наоборот, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин — фемининность.

Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские» и что индивидуальные показатели М. и Ф. по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и т. д.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества наиболее благоприятствуют психическому здоровью и социальной адаптации.

Новые, более совершенные тесты рассматривают М. и Ф. не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют: 1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности; 2) андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью (см. Андрогиния).

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 256-258.

Женственность, Фемининность
(от лат. femina — женщина, самка; англ. Femininity/feminity)

1. Комплекс психологических особенностей, традиционно приписываемых женщине — характерологические черты мягкости, готовности помочь и пр.

2. Характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине.

Пояснения:
Традиционно предполагалось, что Феминность биологически обусловлена. Ей приписывались такие черты, как пассивность, отзывчивость, мягкость, поглощенность материнством, заботливость, эмоциональность и т.п. Но Феминность не столько природна, сколько с детства сконструирована — девочка подвергается осуждению, если она недостаточно женственна. Феминность — это произвольная категория, которой женщин наделил патриархат.

Существует представление, что Феминность — «равная-но-различная» противоположность маскулинности, что также неверно, поскольку маскулинные черты (стойкость, самодостаточность, смелость и др.) полагаются ценными для всех людей, включая женщин, а Феминные — желательные только для женщин с точки зрения их привлекательности для мужчин. Таким образом, сущность Феминности — в установлении для женщин ограничений, которые в конечном итоге именно мужчины находят полезными, приятными и безопасными для себя.

Такие черты Феминности, как эмоциональность, уязвимость и интуиция — это не слабость, а особая сила, которая может стать существенной для построения лучшего общества. Эти черты мужчины могли бы развивать в себе.

Феминность в рамках андроцентричной культуры определяется как маргинальная по отношению к существующему символическому порядку, в котором маскулинность выступает как норма.

1.ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ.Вариант объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему.Основное вним

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по семейной психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub, html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по семейной психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Психоаналитическая теория. Дети испытывают вле

Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.

Похожие вопросы

  • Семейная психологияМаскулинностьифеминность.
    Маскулинностьифеминность. Психологическиеразличияполов.
    Идеалы маскулинностиифеминности сегодня, как никогда, пpотивоpечивы. Во-пеpвых, тpадиционные чеpты в них пеpеплетаются с совpеменными.
  • Семейная психология — Выбор брачного партнера
    Маскулинностьифеминность. Психологическиеразличияполов. Маскулинностьи фемининность определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими пред. Загрузка.
  • Семейная психология — Основные подходы, модели и методы изучения.
    Маскулинностьифеминность. Психологическиеразличияполов. Маскулинностьи фемининность определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими пред.
  • Шпаргалки по семейной психологии
    Маскулинностьифеминность. Психологическиеразличияполов. Маскулинностьи фемининность определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими пред. подробнее ».
  • Юридическая психология — Основные различия житейских и научных.
    Основные различия житейских и научных знаний. Этапы становления психологии как науки. Изменение предмета психологии в течение ее развития.
    Научная психология схожа с житейской, но есть между ними и существенные различия.
  • Общая психология — МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
    Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкет�.
    Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы: I –.
  • Психодиагностика и психологический практикум — Методика СМИЛ.
    Достаточно скачать шпаргалки по психодиагностике и психологическому практикуму — и никакой экзамен вам не страшен!
    сложных ситуаций); 4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности; 5. Шкала маскулинностифеминности (Mf).
  • Социальная психология — Процессы самосознания и самоосознания.
    ленного пола.
    Для обозначения людей, успешно сочетающих в себе мужские и женские психологическиекачества, американский психолог С. Беем ввел понятие андрогинии. Половые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов.
  • Шпаргалки по социальной психологии
    Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями.
    Просоциальное поведение – действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной пол. подробнее ». Пути и средства психологического воздействия.
  • Психология личности —. объект управления. Основные психологические.
    Для успешной организации производственной деятельности и управления персоналом руководителю необходимо: знать и помнить о половых различиях работников; иметь понятие о физиологических, психологических и социальных характеристиках и особенностях человека.

Читайте так же:  Как помириться с мужем найдено похожих страниц:10

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
    • Юлия к записи Как забыть парня
    • Томми к записи Что делать, если не хочется жить
    • Нургазы к записи Что делать, если не хочется жить
    • Vladislaff к записи Мнительность
    • Татьяна к записи Благородство
  • Феминность – это термин идентичный понятию женственность. Является он производным от слова «femina», в переводе означающее «женщина» либо «самка». Таким образом, понятие феминность заключает в себе набор психологических характеристик, которые традиционно принято приписывать женщинам. Поскольку биологической задачей прекрасной половины считается сохранение вида и воспроизведение себе подобных, то к характерным чертам женщин причисляют кротость, выносливость, отзывчивость, доброту, ожидание защиты, эмоциональность. Помимо того природа наделила женский организм большей выносливостью и устойчивостью к влиянию негативных факторов среды, ловкостью рук, речевыми навыками, меньшими размерами тела, скоростью восприятия.

    Что это такое

    Под описываемым термином принято понимать комплекс особенностей, традиционно причисляемых к женским качествам. Также феминность означает совокупность поведенческих паттернов, ожидаемых от дочерей Евы.

    Понятие феминность охватывает как биологические элементы, так и социально-культурные особенности, и не обусловлено исключительно женским гендером.

    Синонимом рассматриваемого слова феминнность считается термин женственность, антонимом – маскулинность или мужеподобность, то есть мужской гендер, включающий следующие черты: смелость, самостоятельность, уверенность, невозмутимость и рациональность.

    Невзирая на то, что в разных народностях и эпохах понятие феминность имело разнообразные дефиниции, всё же выделяют ряд характеристик, которые считаются исконно женскими, составляющими основу рассматриваемого феномена, а именно: чувствительность, кротость, жертвенность, душевность, безропотность. Перечисленные представления не следует считать полностью универсальными.

    М. Мид практически одна из первых описала быт примитивных племён (чамбули, мундугуморов и арапешей), сделавши акцент именно на несхожести гендерного подхода в различных общностях. Так, например, она отмечала, что у арапешей обоим полам характерно «женственное» поведение, мундугуморам обоих полов присуще воинственное «маскулинное» поведение, а вот женщины чамбули считаются «практичным» гендером, что обязывает их выполнять физический труд, в то время как их «мужественная половина» будет уделять внимание заботе о собственном внешнем виде.

    Несмотря на острую критику некоторых положений описанного труда Мид, её исследование стало важным этапом в изучении гендерных особенностей и развитии культурной антропологии.

    В ряде культур феминность обуславливалась притягательностью и фертильностью, вследствие чего многие народности приписывали богам любви (Афродита, Иштар) именно женский гендер.

    В патриархальном социуме стержневые женские «достоинства» обусловлены традиционно устоявшимися ролями дочерей Евы, а именно: замужеством, ведением быта, материнством. Так во многих религиях превозносится скромная и работящая супруга, которая трудится с охотой и больше помалкивает. При этом добродетельной супруге противопоставляется «прелюбодейка», «постыдная жена». В древнекитайской философии узловое место отводится концепции единства-антагонизма инь-ян, считаемыми фундаментальными началами. Инь при этом отождествляет женское начало и одновременно сравнивается с чем-то негативным, холодным, мрачным, пассивным, ян же, в свой черёд, ассоциируется с мужским гендером и считается позитивным, ясным, тёплым, активным. Однако в индийской мифологии принято считать наоборот, что именно женский гендер является деятельным.

    Ученые постоянно задаются вопросом, являются ли половое самоопределение и специфические поведенческие паттерны врождёнными особенностями либо возникают вследствие влияния воспитания и среды. Согласно исследованиям известного психолога, Д. Хэлперн, выработка поведенческих паттернов обусловлена обоими факторами. При этом сегодня доподлинно неизвестно значимость этих факторов в количественном измерении.

    А. Эрхардт и Д. Мани выдвинули собственную теорию, популярную в 60-70 годах предшествующего столетия. Их концепция гласила, что будущая половая самоидентификация и подобающее поведение индивидов обуславливается воздействием материнских гормонов, отвечающих за развитие у зародыша «женского» либо «мужского» мозга. Однако позднее данное воззрение подверглось резкой критике и сегодня оно считается довольно спорным.

    Существует ряд исследований, доказывающих расхожесть ментальных и психологических способностей дочерей Евы и потомков Адама. При этом эти же исследования продемонстрировали, что на выполнение женским полом задач, приписываемых исконно мужчине, влияет угроза доказательства стереотипа. Так в ситуации «испытания» барышни осознанно либо нет, намного хуже выполняли задачи, связанные с шаблонно «неженскими» сферами деятельности, тогда как при других обстоятельствах они преодолевали их значительно успешнее.

    Существует теория, что признаки феминности вообще полностью или преимущественно вырабатываются под воздействием социального окружения. Так Симона де Бовуар была убеждена, что «женщиной становятся, а не появляются на свет». К. Миллет в свой черёд отмечала, что женский пол с детства окружён исконно «девчачьими» книжками, игрушками, основной задачей которых является напоминание юным прелестницам об их истинно женской участи и предназначении.

    Юнг в собственной теории представил женское и мужское начало в виде архетипических образов – аниме (у мужчин олицетворение женского бессознательного) и анимус (у женщин воплощение мужского бессознательного). Юнг анимус связывал с твёрдыми, чересчур принципиальными, строгими, направленными наружу решениями, а аниме – с направленностью вовнутрь, зависимостью от эмоций, подверженностью влияниям настроений. Он утверждал, что каждый индивид в себе имеет оба начала, но в различных соотношениях, что не обусловлено гендерной принадлежностью.

    Читайте так же:  Как быстро снять стресс и постоянное нервное напряжение

    Проще говоря, феминность это в психологии считается гендерной характеристикой, включающей набор качеств, присущих (а также традиционно причисляемых) женскому полу.

    Феминность определяют качества: поведенческие (приватные, социальные решения), психологические (эмоциональность, дружелюбие), интеллектуальные (индукция), профессиональные (взаимодействие с социумом и знаками, однообразный труд), этические (супружеская верность, идеал материнства), социальные (область взаимоотношений).

    Стереотипы феминности

    Неотъемлемым элементом обыденного сознания социума являются стереотипы, которые несут в себе убеждённость в правдивости, подлинности, истинности какого-либо явления, утверждения, уклада бытия. Отличительной чертой убеждённости, сопровождающей стереотипы, является её прочность, стабильность.

Фактически в обыденной реальности в ситуациях, когда люди имеют недостаточно информации, дефицит времени, либо ради экономии сил, а также вследствие нехватки жизненного опыта характерной для юности, люди обычно пользуются стереотипическим мышлением. Стереотипы индивидами приобретаются от социальной касты, к которой они принадлежат, от окружения с уже выработавшимися стереотипами, от СМИ.

По сей день наблюдается различное отношение к дочерям Евы и сильной половины. Такая ситуация, прежде всего, сложилась исторически и определяется она социальными нормами, обусловленными особенностями культуры, вероисповедания и права, спецификой экономического развития.

Большинство исследователей в своих трудах женщин представляют эмоциональными, нежными, соблазнительными, общительными. В особенности часто акцентируют, что феминность соотносится с активным проявлением собственных чувств, межличностными коммуникациями, тяготением к объединению, а маскулинность ассоциируется с деятельностью, граничащей порой с агрессивностью.

Подобные представления о «венерианках» и настоящих «марсианинах» общеприняты во многих современных государствах и культурах. Между тем в 90-х годах минувшего столетия были опубликованы исследования, продемонстрировавшие, что независимо от гендера люди, не обладающие властью, наделены тонкой восприимчивостью к невербальным знакам. Таким образом, подобная чувствительность у нижестоящих в профессиональной иерархии обусловлена необходимостью выживания, поскольку им надобно уметь понимать поведенческие сигналы «власть имущих», дабы правильно реагировать на них. Поэтому, вероятнее всего, восприимчивость женского пола к чувствам окружающих людей является всего-навсего адаптивной реакцией на их вынужденное зависимое положение, ставшее общепринятым и даже традиционным в большинстве современных культур. Отсюда следует, что восприимчивость дочерей Евы к чувствам людей не детерминирована гендерной принадлежностью, а является результатом социокультурных факторов.

В связи с прочным воцарением технического прогресса в мировом сообществе, ростом экономического развития, доступностью образования и информации, «продвинутостью» молодёжи, господством разума над устаревшими морально-этическими канонами, претерпели значительных изменений и традиционные устои многих государств. В последнее двадцатилетие стереотипы, столетьями определявшие феминность, подверглись стремительному разрушению. Современные фемины уже давно не замученные бытом домохозяйки и уж точно ничем не напоминают изнеженных кисейных барышень минувших эпох. Их характеры всё больше приобретают исконно мужских черт.

Сегодняшняя реальность диктует дочерям Евы свои условия. Женщины 21-го века должны быть сильны духом, независимы, тверды, властны, настойчивы. Современные барышни понимают, чего хотят. Они способны одновременно растить дитя в одиночку и совершать стремительный карьерный взлёт. Они покоряют исконно мужские профессии, занимают руководящие должности, управляют заводами и даже целыми странами. Подобное положение давно перестало удивлять.

Однако при этом общество не осудит прекрасную руководительницу за минутку слабости, за нежность, ранимость, беззащитность, за черты, ранее приписываемые исключительно дочерям Евы. В этом и заключается парадокс стереотипного мышления, скорее всего обусловленного установленной природой ролью женщины. Сколь бы сильной и независимой не слыла барышня, социум всегда её будет отождествлять, прежде всего, с матерью, а потом уж деловой женщиной или успешным политиком. Это обусловлено устоявшейся патриархальностью общества.

Токсичная феминность

Сегодня современные веяния перед теми женщинами, которые намерены развиваться, наметили две эпохальные задачи. Первая заключается, прежде всего, в упрочении себя в социуме, которое, как уже писалось выше сплошь пронизано патриархальностью, и принять собственное природу, свою обесцененную феминность.

Ранее предполагалось, что описываемый комплекс качеств биологически обусловлен. Однако сегодня уже доподлинно известно, что феминность не столь природное явление, сколь с детства сформированное. Ведь женский пол резко подвергается осуждению ещё с детсадовского возраста, если социум посчитал барышень недостаточно женственными. Современное понятие феминность определение имеет следующее – это несостоятельная категория, которой прекрасную половину наделил патриархат, царивший в социуме.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять