Индетерминизм

indeterminizm

Детерминизм и индетерминизм (лат. — определять). Детерминизм—учение о закономерной, необходимой связи всех событий в явлений и их причинной обусловленности. Детерминизму идеалисты противопоставляют индетерминизм, т. е. учение, утверждающее, что естественный ход вещей в мире не подчинён закономерности, причинности, что люди обладают свободой воли, их действия ни от чего не зависят. Идеалисты в целях защиты индетерминизма используют философскую слабость части физиков, которые делают неверные, идеалистические выводы об отсутствии причинной обусловленности в мире мельчайших материальных частиц.

Представители этого течения, заявляют, что детерминизма нет, человек свободен. «Свобода человека» — это на деле апологетика анархии капиталистического общества, буржуазного индивидуализма, «права» господствующего класса эксплуатировать трудящихся и т. п. Ненависть буржуазных философов к материалистическому принципу причинности вызвана тем, что этот принцип даёт возможность научно установить объективные тенденции развития капиталистического общества, закономерно ведущие к гибели старого строя и к торжеству коммунизма. Индетерминизм — прямой путь к религии, к поповщине. Ленин писал, что изгнание законов из науки есть протаскивание религии. Отстаивая принцип детерминизма, марксистская философия борется за науку, против мракобесия.

Диалектический материализм, признавая причинную обусловленность всех явлении природы и общества, в то же время отрицает механистический, метафизический детерминизм, отождествляющий причинность и необходимость, утверждающий, что признание необходимости исключает всякие случайности в природе и обществе и делает ненужной активную деятельность человека. Доведенный до своего логического завершения, такой детерминизм превращается в фатализм — веру в судьбу (рок) и в квиетизм — проповедь полной бездеятельности человека, отрицание революционной борьбы. Марксизм-ленинизм, признавая в природе и истории необходимость, отнюдь не отрицает и случайности. Марксизм-ленинизм не отрицает также свободы человеческой воли, но он объясняет, что эта свобода состоит не в мнимой независимости от законов природы, а в познании их и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей.

«Идея детерминизма устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю».(Ленин, «Кто такие друзья народа. «)»

Идея детерминизма в диалектическом материализме внутренне связана с признанием огромного значения сознательной, основанной на знании объективных законов развития общества политической деятельности, политической борьбы пролетариата и его партии за коммунизм.

Стратегия и тактика Коммунистической партии на каждом историческом этапе революционного движения определяются не произвольно, а в связи с конкретными обстоятельствами, причинно обусловливающими именно такие, а не иные формы борьбы. Партия, учитывая и взвешивая объективные условия, назревшую историческую необходимость на каждом этапе борьбы за коммунизм, чётко формулирует программу развития и мобилизует весь народ на её выполнение. Такая, научно обоснованная политика была бы невозможна, если бы она не строилась на марксистской идее детерминизма. Вне принципа детерминизма всякая наука, в том числе и наука об обществе, превратилась бы в груду нелепейших ошибок.

Индетерминизм и детерминизм в философии

Человек привык к условностям. С самого детства он слышит о том, что нужно что-то одно, чтобы было нечто другое. Однако философия изучает феномен причинно-следственных связей, где рассматривается вопрос, всегда ли нужны причины для наступления определенных последствий. Это позволяет сформировать два понятия — детерминизм и индетерминизм, которые являются антонимами друг другу и противоречащими одновременно.

Откуда берется понимание, что все в этом мире предопределено? Это все исходит от взрослых людей, которые постоянно указывают на эти причинно-следственные связи:

  • «Я тебя буду любить, если ты будешь послушным».
  • «Будешь хорошо учиться, сможешь покупать себе все, что захочешь».
  • «Жизнь человека предопределена».

Многие условности и причинно-следственные связи формируют взрослые люди перед маленьким ребенком. Зачастую это все направлено на возможность им манипулировать и управлять. Хотя философы утверждают, что не все подчинено строгим законам и правилам.

  • Как возникла жизнь на планете? Все, что мы на сегодняшний день знаем, является всего лишь теорией, не подтвержденной практикой.
  • Почему одни виды погибают, а другие появляются?
  • Как у разных животных могут появиться дети?

На многие вопросы человек пока не получил ответы. Например, наличие мистики и сверхъестественного указывает на то, что люди пока не знают всего, что происходит в мире. У всего есть причины, поэтому люди пытаются найти научное обоснование всему мистическому и сверхъестественному. Однако специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru говорят о том, что иногда события происходят просто так.

Что такое индетерминизм?

Индетерминизм как понятие предполагает под собой необъяснимую природу происходящего. Не всегда всему есть причина. Иногда просто что-то происходит, не имея на то оснований. Те, кто верят в Бога, говорят о божественной природе происхождения (что также уже теряет свою индетерминистическую основу). Когда человек не может найти объяснений, тогда речь заходит именно об индетерминизме.

Многие науки направлены на то, чтобы выявить причины происходящих явлений. Все остальное пока относится к мистическим проявлениям. В физике есть такое понятие, как теория вероятности, когда нечто происходит просто так. Обстоятельства и мелочи сложились, что привело к необъяснимому, что считается необычным и непривычным.

Можно подобрать синонимы к понятию индетерминизм: необычное, непривычное, необъяснимое, мистическое, непонятное, новое и т. д. Противоположностью индетерминизма является детерминизм, который рассматривает происходящие явления в причинно-следственной связи. Его синонимами являются обычное, привычное, понятное, знакомое, изученное и т. д.

Полезными станут такие мировоззрения философов, которые рассматривают явления с позиции различных причин. У одного явления может быть множество причин проявления. Неудивительно, если на сегодняшний день эти причины являются не единственными. К примеру, развитие слабоумия у детей может быть следствием:

  • Неправильного течения беременности у женщины.
  • Злоупотребления вредными веществами матерью.
  • Неблагополучной социальной обстановкой и средой, в которой растет малыш.
  • Генетическими мутациями.

Возможно, эти причины являются не единственными. А те, которые уже выявлены, являются не окончательным списком.

Всегда ли нужна причина для чего-либо? Поскольку человек привык к условностям и логичному развитию событий, он однозначно ответит: «Да, причины всегда нужны». Приверженцы индетерминизма призывают к освобождению от навязанных условностей.

«Я буду любить только такого», «Я буду счастлив лишь тогда, когда…», «Я сама себе буду нравиться, когда…», «Если он сделает это, тогда я обращу на него свое внимание», «Нужно быть богатым и успешным, иначе…» и т. д. Все это условности и границы, которые создают некие рамки, в каком случае человек будет любить, чувствовать себя красивым, счастливым, богатым и т. д. Зачем эти рамки? Будьте богатыми, независимо от количества денег. Будьте любимыми независимо от того, есть ли у вас любимый человек. Будьте счастливыми независимо от того, свершились ли все ваши желания и мечты.

Не ставьте сами для себя границы. Будьте готовы и к хорошему, и к плохому. Чувствуйте себя сейчас такими, какими хотите чувствовать, а не тогда, когда выполнятся какие-то условия. Не замыкайте себя, не ограничивайте, не закомплексовывайте. Будьте уже такими, какими хотите быть, даже если пока не выполнились все те условия, которые вы всегда ставили как показатели того, когда можно быть и чувствовать себя успешными и реализованными. Уже живите так, как вы хотите жить. Учитесь жить в соответствии со своими желаниями, независимо от благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, которые с вами случаются сейчас.

Уберите все условности и границы. Пока вы их выстраиваете, то сами же лишаете себя тех ощущений и счастья, которое хотели бы иметь. Для счастья вам нужно всего лишь быть живым. Это условие имеется. Так, почему вы несчастливы? Ах, какое-то ваше условие не выполнилось. Таким образом, уберите его и позвольте себе быть счастливыми независимо от того, соблюдается оно или нет.

Уберите границы и условности и живите так, как сами того хотите. Иначе продолжайте жить в постоянных ограничениях, выставляя себе условия, которые обязательно нужно выполнить, чтобы наконец-то жить так, как вам хочется.

Противоположностью индетерминизма является детерминизм. Синонимом является агностицизм, который также придерживается мнения, что невозможно до конца познать суть какого-то предмета, явления или человека, исходя из тех причин, которые имеются. Порой сущность просто является такой, какой есть, что невозможно изучить.

Индетерминизм в философии

Философия предшествует многим наукам, поскольку человек всегда старался что-либо объяснить, понять, упорядочить. Индетерминизм появляется не сразу в истории философии. Однако наибольшую популярность он получает в буржуазные времена, когда люди высмеивали различные материалистические объяснения. Веру в Бога можно также назвать своеобразным направлением индетерминизма, поскольку с объективной точки зрения никакого объяснения не дается, хотя люди все поясняют божественной силой и волей.

Индетерминизм является направлением в философии, которое исключает какую-либо причинность и закономерность явлений.

Поскольку человеку всегда становится легче, когда он находит объяснения, то данное направление кажется ему неприемлемым. Наука должна объяснять все происходящие явления. А если что-то необъяснимо, тогда оно относится к категории мистического или уникального, неповторимого, отвергаемого.

Так, человек всегда хотел объяснить историю развития событий, особенно в течение большого промежутка времени. Историки могут установить причинно-следственные связи. Однако сама история может указывать на то, что все, что лежит на поверхности, не всегда означает единственную причину происходящего. Многие явления и события происходили по непонятным причинам. Это поясняется тем, что люди на самом деле не знают, что стало причиной, либо причины не было вообще, а случилось то, что случилось.

Индетерминизм и детерминизм

Два главных направления в философии являются индетерминизм и детерминизм. Они являются противоположными и порой взаимоисключающими. Люди всегда пытались понять взаимовлияние явлений друг на друга, отчего и возникли подобные понятия.

Касательно человека, то эти явления непосредственно сталкиваются с такими проявлениями:

Согласно индетерминизму, у человека есть всегда выбор. Он обладает свободой, о которой может и не знать по причине своих зависимостей или правил. При этом человек всегда несет ответственность за все, что с ним происходит. Никто за него ее взять на себя не может.

Детерминизм ограничивает свободу человека правилами, рамками, законами и пр. В такой ситуации у человека просто не остается выбора. Он волен выбирать среди представленных вариантов, а не среди всех имеющихся. Как он может за что-либо отвечать? Если человек лишен свободы и не выбирает, и лишь живет предложенными вариантами, тогда он не может взять на себя ответственность.

  1. Детерминизм – это направление, которое рассматривает четкие связи, влияния, причины и прочие закономерности между явлениями, предметами, проявлениями людей.
  2. Индетерминизм – направление, отрицающее какое-либо причинное объяснение. Состояние или явление может просто существовать либо его причина может быть не указана.

Эти два направления используют два главных понятия:

  • Причина – явление, провоцирующее другое событие.
  • Следствие – второе событие, которое возникает в результате наличия причины.

Таким образом, детерминизм устанавливает связь между причиной и следствием. Они находятся в закономерной связке, которая не может разрываться. Индетерминизм рассматривает данные понятия как отдельные явления, которые могут не участвовать друг в друге, не иметь никакой связи.

Обязательно ли детерминизм противостоит индетерминизму? Хоть эти направления занимают прямо противоположные позиции, можно в некоторых ситуациях отмечать их сочетание. Есть явления, которые имеют причины своего происхождения. Человек о них знает либо прикладывает усилия, чтобы познать. Есть явления, которые не имеют причинную основу. Сколько бы человек ни познавал и ни изучал, причины остаются неуловимыми (возможно, их просто нет).

Эти две категории явлений не мешают существовать друг другу. Мир остается целостным и гармоничным, несмотря на то, что в нем есть явления, которые можно объяснить, и факторы, которые остаются необъяснимыми.

Каждый человек рождается без знаний, условностей и определений. Лишь по мере жизни он узнает от взрослых, что необходимы какие-то причины для получения тех последствий, которые ему нужны. В итоге он начинает задавать вполне логичные (детерминированные) вопросы:

  1. Почему трава зеленая?
  2. Почему солнце светит?
  3. Почему Земля круглая?
  4. Откуда я взялся?

И поскольку у всего есть причины, ребенок хочет их прояснить для себя. Однако философы указывают на то, что существуют явления, которые невозможно объяснить. Если родитель не может ответить на вопрос ребенка, это возмущает малыша: «Как так? У всего есть причины, а мне о них не рассказывают».

Возмущение является естественным, поскольку даже взрослый человек всегда ищет причины для того, чтобы жить, быть счастливым, ходить на работу, быть здоровым и т. д. А ведь у многих этих явлений нет причины. Человек просто живет и сталкивается с тем, что происходит, без каких-либо веских причин.

Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В философии науки: концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной, позволяющей объяснить её самотворящий и эволюционный характер. Индетерминизм может быть как теологическим, отрицающим самодостаточность природы и апеллирующим к Богу для объяснения целостности и эволюции природы, так и натуралистическим, исходящим из идеи самодостаточной природы. Противоположен детерминизму. [1]

Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин [email protected]. 2010.

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник». В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. М.В. Зарва. 2001.

Детерминизм И Индетерминизм

Детерминизм И Индетерминизм
Детерминизм И Индетерминизм

(от лат. determine — определяю, in — не) — две противоположные позиции по вопросу о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Детерминизм (Д.) утверждает оп-ределяемость одних событий или состояний другими, Индетерминизм (И.) является отрицанием Д. Каузальная детерминация рассматривается обычно как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами или следствиями.

Многие события или состояния таковы, что в одно время является детерминированным их наличие, а в другое — отсутствие. Наступление некоторого события или состояния может быть детерминировано в одно время и не детерминировано в другое. Можно утверждать, напр., что выпадение дождя сегодня детерминировано, а выпадение его послезавтра — нет; можно, сверх того, заявлять, что сегодняшний дождь был детерминирован событиями, имевшими место еще неделю назад, но не был детерминирован событиями годичной давности. Вневременная детерминация может считаться с известным приближением частным случаем временной. Выражение “детерминировано А” истолковывается при этом как означающее “во всякое время t детерминировано наступление А во всякое время t”.

В выражении “в t детерминировано, что в t имеет место событие А” время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией; если момент детерминации расположен позднее момента, в который происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации. В случае каузальной детерминации речь идет соответственно о причинной детерминации и следственной детерминации. Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Во многих контекстах — и в особенности в случае каузальной детерминации — сосредоточение внимания исключительно на определенности последующего предшествующим оправданно. Вместе с тем понятие постдетерминации (которая может быть названа также телеологической, или целевой, детерминацией) необходимо для обеспечения ясности в постановке и обсуждении целого ряда важных проблем, и прежде всего проблем, касающихся человеческой деятельности.

Можно выделить два основных типа определенности последующих событий предшествующими: каузальную детерминацию и вызревание предпосылок для последующего наступления конкретного события. Напр., в 15 в. в Зап. Европе созрели предпосылки для модернизации и перехода от традиционного общества к индустриальному; в 17 в. появились предпосылки для создания классической механики, в 19 в. — предпосылки для формулировки развитой теории социализма, и т.п. Как говорил П. Рикёр, прошлое воздействует на настоящее и будущее не только каузально: оно открывает определенные возможности, что, собственно, и заставляет постоянно обращаться к нему. Формирование предпосылок вряд ли можно отождествить с каузальной детерминацией: причина с необходимостью влечет наступление следствия, в то время как предпосылки не связаны со следующим за ними событием отношением необходимости.

Аналогично выделяются два основных типа постдетерминации: телеологический (целевой) Д. и постепенное вызревание целей. Напр., можно сказать, что многие действия человека предопределены тем, что в конце концов он должен умереть; что к осени 1917 Россия постепенно созрела для социалистической революции, и т.п. Судя по всему, важное для гуманитарных рассуждений понятие судьбы должно быть отнесено не к предцетерминизму, а к постдетерминизму, причем именно к случаю вызревания целей.

Каузальная детерминированность не единственный, но, по-видимому, наиболее интересный случай детерминированности. Введение представления о следственной детерминации не означает отрицания односторонней направленности (асимметрии) причинной связи, активности и производительности причин и пассивности их следствий. Оно не ведет также с необходимостью к растворению причинности в универсальном взаимодействии и к отказу от принципа, утверждающего одностороннюю зависимость следствий от причин. Для получения всех этих нежелательных заключений требуется вполне определенное понимание каузального постдетерминизма, предполагающее производительность следствий и возможность обратного воздействия следствий на вызвавшие их явления, в т.ч. и на явления, переставшие уже существовать.

Имеется большое число различающихся по своей силе “принципов Д.”. Удобнее всего рассмотреть их применительно к каузальной детерминации, рассуждения о которой можно распространить на детерминацию любого вида.

Согласно принципу строгого Д., всякое событие, когда бы оно ни происходило, каузально детерминировано в каждый момент времени. Два частных случая этого принципа, касающиеся причинной и следственной детерминации, таковы: “каким бы ни было событие и в какой бы момент времени оно ни происходило, причина этого события существует во всякий предшествующий его наступлению момент” (или, короче, “причины всех событий уходят бесконечно в прошлое”); “следствия каждого события существуют в сколь угодно отдаленный момент будущего”.

Более слабой версией принципа Д. является положение: “существуют такие события, что, независимо от того, в какое время они происходят, их наличие в это время каузально детерминировано во всякое время”. Частными случаями последнего принципа являются утверждения: “существуют события, причины которых простираются бесконечно в прошлое” и “следствия некоторых событий могут быть обнаружены в сколь угодно отдаленном будущем”.

Др. версиями принципа Д. являются утверждения: “всякое событие, когда бы оно ни происходило, каузально детерминировано в определенный момент времени” и “некоторые события каузально детерминированы в определенные моменты времени”. Частными случаями первого утверждения являются положения: “всякое событие имеет причину в некоторый предшествующий ему момент времени” и “все события имеют следствия”. Первое из этих положений иногда именуется “принципом причинности”.

Существование многих версий принципа Д. означает, что понятие “детерминистическая позиция” является многозначным.

Граница между Д. и И. не является четкой. Нередко одна и та же т.зр. одними авторами оценивается как детерминистическая, а другими — как индетерминистическая. Если под И. понимается позиция, находящаяся в противоречии с некоторой детерминистической позицией и возможны несколько версий принципа каузального Д., то нужно признать, что существует несколько версий принципа каузального И. Наиболее сильная формулировка принципа Д. постулирует каузальную детерминированность всякого явления во всякое время. Соответствующая ей формулировка принципа И. утверждает существование событий, наличие которых в определенное по меньшей мере время не является каузально детерми-нированным в то или иное время. Наиболее слабая версия принципа Д. постулирует существование событий, отдельные случаи наступления которых каузально детерминированы в некоторые моменты времени. Связанная с ней наиболее сильная формулировка И. отрицает наличие моментов времени, в которые было бы каузально детерминировано то или иное событие.

Различию между причинным и следственным Д. соответствует различие между причинным и следственным И. Напр., принцип И., утверждающий, что всякое явление независимо от того, когда оно происходит, не является каузально детерминированным в некоторое время, имеет следующие два частных случая: 1) для всякого события существуют моменты времени, в которые оно еще не имеет причины; 2) нет событий с бесконечно протяженными во времени следствиями. Первый из этих случаев является одной из версий причинного И., второй — следственного.

Особый интерес представляет возможность комбинации принципов Д. с теми или иными принципами И. Существование комбинированных позиций, объединяющих детерминистические утверждения с индетерминистическими, является, по-видимому, основной причиной разногласий по поводу различения Д. и И. и последующей квалификации той или иной конкретной позиции.

Наиболее сильная версия Д. несовместима ни с одним из вариантов И. Сходным образом, наиболее сильная формулировка И. не может быть дополнена без противоречия тем или иным утверждением о существовании причин или следствий. Но имеются неполные детерминистические и индетерминистические позиции, оставляющие открытым вопрос о детерминированности или недетерминированности некоторых явлений в отдельные периоды времени. Примерами их могут служить следующие две: 1) некоторые события детерминированы во все моменты времени; 2) неверно, что каждое событие детерминировано во всякое предшествующее его наступлению время. Первую из них можно расширить до полной детерминистической позиции, вторую — до полной индетерминистической. Но можно также объединить приведенные два утверждения и получить комбинированную позицию, согласно которой существуют как всегда детерминированные события, так и события, не определенные в некоторые по меньшей мере моменты, предшествующие их наступлению.

Комбинированные позиции в вопросе Д. и И. достаточно часто встречаются в истории философии. Одна из первых таких позиций обосновывалась Аристотелем, который был убежден в однозначной определенности прошлого (“прошлое не может не быть”) и неполной определенности будущего. Утверждение Аристотеля о необходимости прошлого активно отстаивалось стоиками и считалось самоочевидным в Средние века.

Обычно принципам Д. и И. и их комбинациям дается онтологическая интерпретация: они истолковываются как утверждения о структуре действительности, о реально существующих или несуществующих причинах и следствиях. Этим же принципам может быть дана также эпистемологическая интерпретация, в которой они говорят о возможности определенных описаний действительности. Напр., онтологическому утверждению “причины некоторых событий не уходят бесконечно в прошлое” можно поставить в соответствие эпистемологическое утверждение “невозможна теория, позволяющая указать причину всякого события в сколь угодно отдаленном прошлом”.

Понятия Д. и И. относятся к абсолютным категориям, понятие причинности — к сравнительным категориям. В общем случае абсолютные категории не определимы через сравнительные, и наоборот. Соответственно, все определения Д. через причинность и причинности через Д. не являются универсальными: их область приложения всегда ограничена (см.: Абсолютные категории и сравнительные категории).

О Аристотель. Этика. К Никомаху. СПб., 1908; Бунге М. Причинность. М., 1962; Нвин А.А, О логическом анализе принципов детерминизма // Вопросы философии. 1969. № 10; Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971; Иван А.А. Каузальное определение истины // Философские науки. 1978. № 4; Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990; Lukasiewicz J. О deter-minizmie / Z zagadnien logiki i filozofii. Pisma wybrane. Warszawa, 1961; Rescher N. On the Logic of Chronological Propositions // Mind, 1966. fol.75. №297.

(от лат. in – не и determinare – определять) – учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана; см. Детерминизм, Соотношение неопределенностей.

— философское учение, отрицающее объективность причинных связей и зависимостей, самую ценность и значимость каузальных отношений в научном объяснении природы вещей. Опору в объяснении и постижении мира в И. составляет стохастичность, фактор случайности как таковой (близка к этому позиция лауреата Нобелевской премии И. Пригожина) либо Божественный промысел.

— cм. Детерминизм и индетерминизм.

(от лат. determinatio – определяю) – признание недостаточной обоснованности утверждения, что все в реальности причинно обусловлено. К примеру, в философии природы индетерминизм акцентирует роль “витальности” и “психизма”, внутренних глубин мироздания; в антропологии и этике сторонники идеи свободы воли человека настаивают, что выборы воли необъяснимы через внешние и внутренние причины. У И.Канта: помощью причин и следствий мы объясняем только связь между явлениями, доступными нашему познанию, но не между самими вещами. Положительное усвоение индетерминистской позиции вовсе не означает отрицания детерминации в мире, а, напротив, ведет к многоплановому пониманию реальности, признанию несводимости ее к одному способу объяснения действительности (детерминизму) или же к единому субстанциальному началу.

— философская концепция, отвергающая всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений, отвергает причинность. Индетерминизм противостоит детерминизму по вопросу о месте и роли причинности.

Детерминизм и индетерминизм (стр. 1 из 2)

А.А. Ивин, И.А. Медведева

Детерминизм и индетерминизм (от лат. determino — определяю, in — не) — две противоположные позиции по вопросу о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Детерминизм (Д.) утверждает определяемость одних событий или состояний другими, Индетерминизм (И.) является отрицанием Д. Каузальная детерминация рассматривается обычно как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами или следствиями.

Многие события или состояния таковы, что в одно время является детерминированным их наличие, а в другое — отсутствие. Наступление некоторого события или состояния может быть детерминировано в одно время и не детерминировано в другое. Можно утверждать, напр., что выпадение дождя сегодня детерминировано, а выпадение его послезавтра — нет; можно, сверх того, заявлять, что сегодняшний дождь был детерминирован событиями, имевшими место еще неделю назад, но не был детерминирован событиями годичной давности. Вневременная детерминация может считаться с известным приближением частным случаем временной. Выражение «детерминировано А» истолковывается при этом как означающее «во всякое время /детерминировано наступление A во всякое время t’».

В выражении «в t’ детерминировано, что в t имеет место событие A время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией; если момент детерминации расположен позднее момента, в который происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации. В случае каузальной детерминации речь идет соответственно о причинной детерминации и следственной детерминации. Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Во многих контекстах — и в особенности в случае каузальной детерминации — сосредоточение внимания исключительно на определенности последующего предшествующим оправданно. Вместе с тем понятие постдетерминации (которая может быть названа также телеологической, или целевой, детерминацией) необходимо для обеспечения ясности в постановке и обсуждении целого ряда важных проблем, и прежде всего проблем, касающихся человеческой деятельности.

Можно выделить два основных типа определенности последующих событий предшествующими: каузальную детерминацию и вызревание предпосылок для последующего наступления конкретного события. Напр., в 15 в. в Зап. Европе созрели предпосылки для модернизации и перехода от традиционного общества к индустриальному; в 17 в. появились предпосылки для создания классической механики, в 19 в. — предпосылки для формулировки развитой теории социализма, и т.п. Как говорил П. Рикёр, прошлое воздействует на настоящее и будущее не только каузально: оно открывает определенные возможности, что, собственно, и заставляет постоянно обращаться к нему. Формирование предпосылок вряд ли можно отождествить с каузальной детерминацией: причина с необходимостью влечет наступление следствия, в то время как предпосылки не связаны со следующим за ними событием отношением необходимости.

Аналогично выделяются два основных типа постдетерминации: телеологический (целевой) Д. и постепенное вызревание целей. Напр., можно сказать, что многие действия человека предопределены тем, что в конце концов он должен умереть; что к осени 1917 Россия постепенно созрела для социалистической революции, и т.п. Судя по всему, важное для гуманитарных рассуждений понятие судьбы должно быть отнесено не к преддетерминизму, а к постдетерминизму, причем именно к случаю вызревания целей.

Каузальная детерминированность не единственный, но, по-видимому, наиболее интересный случай детерминированности. Введение представления о следственной детерминации не означает отрицания односторонней направленности (асимметрии) причинной связи, активности и производительности причин и пассивности их следствий. Оно не ведет также с необходимостью к растворению причинности в универсальном взаимодействии и к отказу от принципа, утверждающего одностороннюю зависимость следствий от причин. Для получения всех этих нежелательных заключений требуется вполне определенное понимание каузального постдетерминизма, предполагающее производительность следствий и возможность обратного воздействия следствий на вызвавшие их явления, в т.ч. и на явления, переставшие уже существовать.

Имеется большое число различающихся по своей силе «принципов Д.». Удобнее всего рассмотреть их применительно к каузальной детерминации, рассуждения о которой можно распространить на детерминацию любого вида.

Согласно принципу строгого Д., всякое событие, когда бы оно ни происходило, каузально детерминировано в каждый момент времени. Два частных случая этого принципа, касающиеся причинной и следственной детерминации, таковы: «каким бы ни было событие и в какой бы момент времени оно ни происходило, причина этого события существует во всякий предшествующий его наступлению момент» (или, короче, «причины всех событий уходят бесконечно в прошлое»); «следствия каждого события существуют в сколь угодно отдаленный момент будущего».

Более слабой версией принципа Д. является положение: «существуют такие события, что, независимо от того, в какое время они происходят, их наличие в это время каузально детерминировано во всякое время». Частными случаями последнего принципа являются утверждения: «существуют события, причины которых простираются бесконечно в прошлое» и «следствия некоторых событий могут быть обнаружены в сколь угодно отдаленном будущем».

Др. версиями принципа Д. являются утверждения: «всякое событие, когда бы оно ни происходило, каузально детерминировано в определенный момент времени» и «некоторые события каузально детерминированы в определенные моменты времени». Частными случаями первого утверждения являются положения: «всякое событие имеет причину в некоторый предшествующий ему момент времени» и «все события имеют следствия». Первое из этих положений иногда именуется «принципом причинности».

Существование многих версий принципа Д. означает, что понятие «детерминистическая позиция» является многозначным.

Граница между Д. и И. не является четкой. Нередко одна и та же т.зр. одними авторами оценивается как детерминистическая, а другими — как индетерминистическая. Если под И. понимается позиция, находящаяся в противоречии с некоторой детерминистической позицией и возможны несколько версий принципа каузального Д., то нужно признать, что существует несколько версий принципа каузального И. Наиболее сильная формулировка принципа Д. постулирует каузальную детерминированность всякого явления во всякое время. Соответствующая ей формулировка принципа И. утверждает существование событий, наличие которых в определенное по меньшей мере время не является каузально детерминированным в то или иное время. Наиболее слабая версия принципа Д. постулирует существование событий, отдельные случаи наступления которых каузально детерминированы в некоторые моменты времени. Связанная с ней наиболее сильная формулировка И. отрицает наличие моментов времени, в которые было бы каузально детерминировано то или иное событие.

Различию между причинным и следственным Д. соответствует различие между причинным и следственным И. Напр., принцип И., утверждающий, что всякое явление независимо от того, когда оно происходит, не является каузально детерминированным в некоторое время, имеет следующие два частных случая: 1) для всякого события существуют моменты времени, в которые оно еще не имеет причины; 2) нет событий с бесконечно протяженными во времени следствиями. Первый из этих случаев является одной из версий причинного И., второй — следственного.

Особый интерес представляет возможность комбинации принципов Д. с теми или иными принципами И. Существование комбинированных позиций, объединяющих детерминистические утверждения с индетерминистическими, является, по-видимому, основной причиной разногласий по поводу различения Д. и И. и последующей квалификации той или иной конкретной позиции.

Наиболее сильная версия Д. несовместима ни с одним из вариантов И. Сходным образом, наиболее сильная формулировка И. не может быть дополнена без противоречия тем или иным утверждением о существовании причин или следствий. Но имеются неполные детерминистические и индетерминистические позиции, оставляющие открытым вопрос о детерминированности или недетерминированности некоторых явлений в отдельные периоды времени. Примерами их могут служить следующие две: 1) некоторые события детерминированы во все моменты времени; 2) неверно, что каждое событие детерминировано во всякое предшествующее его наступлению время. Первую из них можно расширить до полной детерминистической позиции, вторую — до полной индетерминистической. Но можно также объединить приведенные два утверждения и получить комбинированную позицию, согласно которой существуют как всегда детерминированные события, так и события, не определенные в некоторые по меньшей мере моменты, предшествующие их наступлению.

Комбинированные позиции в вопросе Д. и И. достаточно часто встречаются в истории философии. Одна из первых таких позиций обосновывалась Аристотелем, который был убежден в однозначной определенности прошлого («прошлое не может не быть») и неполной определенности будущего. Утверждение Аристотеля о необходимости прошлого активно отстаивалось стоиками и считалось самоочевидным в Средние века.

Обычно принципам Д. и И. и их комбинациям дается онтологическая интерпретация: они истолковываются как утверждения о структуре действительности, о реально существующих или несуществующих причинах и следствиях. Этим же принципам может быть дана также эпистемологическая интерпретация, в которой они говорят о возможности определенных описаний действительности. Напр., онтологическому утверждению «причины некоторых событий не уходят бесконечно в прошлое» можно поставить в соответствие эпистемологическое утверждение «невозможна теория, позволяющая указать причину всякого события в сколь угодно отдаленном прошлом».

Значение слова «индетерминизм»

ИНДЕТЕРМИНИ́ЗМ, -а, м. Филос. Философское учение, противоположное детерминизму, отрицающее причинную обусловленность явлений природы и общества или познавательную ценность причинного объяснения в науке.

[От лат. in — не, без и determinare — определять]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В философии науки: концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной, позволяющей объяснить её самотворящий и эволюционный характер. Индетерминизм может быть как теологическим, отрицающим самодостаточность природы и апеллирующим к Богу для объяснения целостности и эволюции природы, так и натуралистическим, исходящим из идеи самодостаточной природы. Противоположен детерминизму.

ИНДЕТЕРМИНИ’ЗМ [дэтэр], а, мн. нет, м. [от латин. отриц. in и determino — определяю] (филос.). Идеалистическое философское учение, отрицающее причинность и закономерность в ходе мирового процесса и в явлениях душевной жизни; противоп. детерминизм.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

индетерминизм

1. филос. философское учение, противоположное детерминизму, отрицающее причинную обусловленность явлений или познавательную ценность причинного объяснения в науке

2. физ. отсутствие причинно-следственных связей, неопределённость, непредсказуемость явлений

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обивка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «индетерминизм»:

Предложения со словом «индетерминизм»:

  • Так что давайте сперва подробнее изучим теоретическую базу детерминизма и индетерминизма, а затем вернёмся к этой проблеме.
  • Современная наука скорее поддерживает идею всеобщего индетерминизма, при котором отдельные системы проявляют достаточную регулярность, чтобы их можно было счесть детерминированными.
  • У вас может возникнуть искушение поддержать теорию индетерминизма, которая вкратце состоит в том, что ни одно событие не имеет достаточных причин.
  • (все предложения)

Цитаты со словом «индетерминизм»:

  • Самое название имманентная философия намекает на то, что представители этого направления отрицают возможность трансцендентного знания.

Понятия со словом «индетерминизм»

Оставить комментарий

Дополнительно:

Предложения со словом «индетерминизм»:

Так что давайте сперва подробнее изучим теоретическую базу детерминизма и индетерминизма, а затем вернёмся к этой проблеме.

Современная наука скорее поддерживает идею всеобщего индетерминизма, при котором отдельные системы проявляют достаточную регулярность, чтобы их можно было счесть детерминированными.

У вас может возникнуть искушение поддержать теорию индетерминизма, которая вкратце состоит в том, что ни одно событие не имеет достаточных причин.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять