Человек использует различные психологические механизмы защиты, чтобы снизить уровень внутреннего напряжения, оправдать свое поведение, успокоить самого себя. Одним из таких психологических защит является интеллектуализация – способ ограждения себя от чувств путем их рационального объяснения и рассуждения о них. Примеры часто встречаются в подростковом возрасте и более позднем периоде, когда человек различными способами пытается оградиться от собственных чувств.
Почему многие люди терпят поражения? Многие сталкиваются с проблемами в своей жизни, даже не понимая, что послужило причиной такого положения дел. В действительности многое зависит от самого человека, который не ведает, что творит, и не смотрит на мир рассудительным и безэмоциональным взглядом.
Представьте себе невесту, которая мечтает выйти замуж за своего любимого. Она воображает в своей голове множество прекрасных картин общего семейного будущего. Ей кажется, будто после свадьбы все в ее жизни поменяется в лучшую сторону: мужчина будет носить ее на руках, любить, лелеять, хотя, к примеру, он этого сейчас не делает. Она, как и многие другие невесты, думает, что после свадьбы ее любовные отношения с мужчиной улучшатся, как по мановению волшебной палочки. Но что происходит потом?
Если бы невеста была из мира сказок, тогда все ее мечты стали бы явью. Но если речь идет о настоящей женщине, тогда все ее представления о замужней жизни разобьются о «скалы» суровой реальности. В реальном мире после свадьбы люди не меняются в лучшую сторону, не начинают любить или носить кого-то на руках, если этого не делали до свадьбы. Бракосочетание лишь позволяет партнерам расслабиться и стать такими, какие они есть на самом деле, и не быть такими, какими они хотели казаться.
Жизнь людей учит-учит, а они все не поддаются. Они верят в сказки, пока не сталкиваются с той реальностью, которую упорно не замечают. Поэтому если вы хотите понимать причины того, почему с вами происходят те или иные ситуации, посмотрите на мир рассудительным и безэмоциональным взглядом. Смотрите на происходящее без заблуждений, без эмоций, без догадок, трезво и холодно. Ничего не надо придумывать, додумывать и фантазировать, просто смотрите на мир таким, каким он является в реальности. Не надейтесь, не сомневайтесь. Просто задавайте четкие вопросы, чтобы выяснить обстановку и потом действовать.
Ложь дана для ушей, которые готовы ее слушать. Если вы не хотите обманываться, тогда смотрите на поступки, реакции людей, на что, что происходит в реальной жизни. Вам может показаться все что угодно, вы можете услышать все, что только можно придумать. Но вы не поддавайтесь «сказкам». Будьте спокойны, трезво смотрите на мир и не позволяйте фантазии вводить вас в заблуждение.
Холодно, рассудительно, безэмоционально наблюдайте за миром и видьте его таким, каков он есть. Лучше привыкнуть к той реальности, в которой вы живете, чем постоянно тешиться иллюзиями, а потом натыкаться на то, что в жизни не может существовать того, о чем вы думаете. Проблема – это несоответствие ваших представлений о мире с тем, каким на самом деле является мир. И чтобы иметь меньше проблем в своей жизни, лучше посмотреть на мир трезвым взглядом, увидеть его таким, каков он есть, чтобы не тешиться иллюзиями, которые лишь разочаровывают, когда не оказываются правдой.
Однако каждый читатель интернет-журнала psytheater.com по-своему расценивает то, как он должен себя вести, когда проявляется рассудительность и безоценочность. Здесь нередко люди впадают в другую крайность, когда от эмоциональности переходят к рассуждениям об эмоциях, таким образом пытаясь от них отгородиться.
Чтобы жить реальной жизнью, нужно не отгораживаться от эмоций, а понимать их, чувствовать, но не позволять влиять на свои решения и поступки. Когда же происходит интеллектуализация, то человек в состоянии стресса обычно становится циничным, неспособным принять решение. Хотя в обычном состоянии он проявляет порядок во всем, дисциплинированность, ответственность, старания.
Что такое интеллектуализация?
Интеллектуализация – психологическая защита, когда человек пытается отгородиться от переживаний путем абстрагирования от них. При изоляции человек просто пытается не чувствовать те эмоции, которые в нем возникают, а при интеллектуализации человек испытывает эмоции, просто пытается их обесценить, сделать менее значимыми, снизить их силу. Это он делает путем того, что начинает рассуждать о своих чувствах, о причинах их возникновения, как они протекают.
Ярким примером является то, что люди зачастую говорят и обсуждают любовь, но так ее никогда не испытывают. Человек может избегать любви путем того, что будет ее анализировать, искать четкое определенное данному чувству, а не просто испытывать ее.
С одной стороны интеллектуализация полезна, поскольку позволяет человеку снизить внутреннее напряжение, позволить более спокойно оценить ситуацию. С другой стороны, когда возникает явный перекос в сторону интеллектуализации, тогда искажается реальное видение ситуации. В принципе все виды психологических защит направлены на то, чтобы исказить реальность, что и позволит человеку более спокойно на нее реагировать.
Почему проблемы часто не решаются, а тянутся месяцами и даже годами? Человек все чаще не решает свои проблемы, а пытается от них убежать, передать на волю другим людям или сделать вид, что ничего не происходит. Но как показывает жизнь, даже такие уловки не действуют, и человек как сталкивался с проблемами, так и продолжает с ними сталкиваться.
Чтобы решить проблему, нужно перестать о ней думать, как о проблеме, необходимо перевести ее в задачу. Другими словами, вы прекращаете жаловаться и обсуждать то, что случилось, а задаетесь вопросом: «Что мне с этим делать дальше?». Что вы хотите получить по итогам выхода из ситуации? Как вы должны действовать, чтобы решить проблему? Именно такие вопросы нужно обдумывать. Но многие люди не решают задачи, а обсуждают проблемы, не желая их решать.
Чтобы перевести проблему в задачу, нужно ее обесценить. Вспомните, как раздраженно и поглощенно эмоциями и чувствами вы себя ведете, находясь в какой-то проблеме. Вас все раздражает, вы злитесь, обижаетесь и т. д. В этот момент вы полностью погружены в неприятную ситуацию. Но невозможно искать выход из ситуации, пока вы в ней находитесь. Пока чувствами и эмоциями вы погружены в проблему, вы не можете ее решить. Но стоит вам обесценить ситуацию, то есть прекратить о ней думать, как о ситуации, которая вас чем-то цепляет, раздражает, обижает, вы тут же успокаиваетесь, выходите из нее и можете найти решение проблемы.
Обесценьте неприятную ситуацию, то есть сделайте ее фактом, событием, которое вас не тревожит, не беспокоит, не задевает ваши чувства. Да, было. Да, произошло. Что ж, теперь надо думать, что делать дальше и к какому результату идти по выходу из этой ситуации.
Люди не могут решить своих проблем, потому что они в них находятся чувствами и эмоциями. Они раз за разом вспоминают, что неприятного с ними случилось, как они себя чувствовали, что переживали. Но стоит из этого события сделать факт, который произошел с вами, но ничего в нем особенного для вас нет, как тут же вы успокаиваетесь и даже находите выходы из проблемы. Застревают люди в своих проблемах, потому что раз за разом вспоминают о своих чувствах и переживаниях, которые они испытывали при этом. Но как только человек перестает вспоминать о своих эмоциях, а просто смотрит на случившееся как на факт, событие, которое нужно как-то решить, тут же проблема превращается в задачу. Обесценьте неприятную ситуацию или проблему, и тогда вы найдете выход из нее.
- Человек оценивает достоинства и недостатки партнера, находясь в состоянии выбора.
- Человек рассуждает о страхе, который якобы испытывает.
Интеллектуализация проявляется в спокойном и безинтонационном рассуждении человека о своих чувствах. Если вы видите, что человек говорит о своей любви, при этом спокойно попивает кофе, или говорит о своем страхе, при этом спокойно клацая по своему телефону, тогда можно говорить об интеллектуализации.
Интеллектуализация сравнима с рационализацией (когда человек пытается логически объяснить какое-то явление) и противоположна аффектированию (бесконтрольному переживанию эмоций и их ярким проявлением).
Интеллектуализация – психологический вид защиты, когда человек фактически признает свои чувства, но не переживает их, а будто отдаляется, смотрит на них со стороны. В данном случае происходит искажение реальности, когда человек не в порой мере проявляет свои чувства, что искажает его реакцию на происходящее и приводит к неадекватному поведению.
Интеллектуализация в психологии
В психологии под интеллектуализацией понимается использование интеллекта с целью избегания чувств. Человек пытается думать о своих эмоциях, а не просто их испытывать. Интеллектуализация свойственна замкнутым, интеллектуальным, основательным, педантичным людям со склонностью к самоанализу, единоличному принятию решений. В результате интеллектуализации человек может просто рассуждать о ситуации, но не предпринимать никаких действий, отстраняться от общества, обманывать самого себя с целью самооправдания.
Интеллектуализация полезна в экстремальных ситуациях, когда нужно собраться с мыслями и заниматься действиями. Однако данный вид защиты мешает межличностным отношениям, когда вместо того чтобы проявлять свои эмоции, человек логически о них рассуждает, объясняет свою любовь, аргументирует свой выбор партнера.
Интеллектуализация – психологическая защита
Интеллектуализация относится к высшим проявлениям психологической защиты, ведь человек включает разум, чтобы отключить эмоции. Люди при интеллектуализации очень сильно шокируют окружающих, когда спокойно реагируют на смерть близких или выбирают место на кладбище, еще будучи живыми.
Интеллектуализация – это обесценивание. Человек удивителен: он огорчается из-за потери богатства, но равнодушен, когда безвозвратно проходят дни его жизни. Человек может огорчаться из-за того, что незнакомец накричал на него, но вместе с тем быть спокойным, когда волнуются его близкие люди. Можно сказать, что произошло обесценивание важных вещей. Человек все больше любит материальные ценности, предметы и чужих ему людей, и небрежно относится к уже имеющимся вещам и людям, которые его любят.
Неудивительно, что человек не может быть счастливым. Как можно чему-то радоваться, если вас радует только то, чего у вас нет, и не радует то, что уже имеется в вашем окружении? Вы всегда остаетесь несчастливы, поскольку страдаете оттого, что чем-то не обладаете. И лишь на мгновение вы ощущаете радостное чувство, когда наконец-то обретаете то, чего раньше не имели, но быстро им насыщаетесь, что лишает вас счастья.
Произошло обесценивание важных вещей. Человек хочет то и радуется тому, чего у него нет, и как только оно становится его имуществом или в поле доступности, сразу же становится неинтересным. Стоит ли говорить, что, скорее всего, человек и вовсе не хотел обладать тем, чего достиг, раз не может наслаждаться им? Люди часто просто хотят чего-то достичь, думая, что тогда они станут счастливыми. Хотя на самом деле счастье не живет где-то в будущем, оно может быть только в настоящем времени: вы либо сейчас рады, либо не будете счастливы никогда.
Интеллектуализация – это подход к жизни с позиции «полезно или не полезно», «хорошо или плохо», без учета желаний и чувств. С одной стороны это хорошо, поскольку человек сохраняет самообладание в тяжелых ситуациях. С другой стороны это плохо, когда человек должен проявить эмоции, а не делает этого, что делает его поведение неадекватным.
Процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Этот термин чаще всего употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного умствования над переживанием и признанием аффектов и фантазий.
Термин «интеллектуализация» у Фрейда не встречается, а в психоаналитической литературе в целом это понятие не получило сколько-нибудь существенного теоретического развития. Одна из наиболее ясных его трактовок принадлежит Анне Фрейд; она трактовала интеллектуализацию у подростка как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого Я стремится «овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. »; по Анне Фрейд, интеллектуализация — это «. одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого Я».
Этот термин чаще всего обозначает сопротивление процессу лечения. Это сопротивление может быть более или менее явным, но всегда оказывается способом уклониться от выполнения основного правила.
Так, один пациент излагает свои проблемы лишь в общих рациональных категориях (например, столкнувшись с выбором в любви, он принимается рассуждать о сравнительных достоинствах брака и свободной любви). Другой пациент, толкуя о своей истории, характере, конфликтах, сразу же представляет их в виде связной конструкции, иногда даже выраженной в языке психоанализа (например, он уходит в разговоры о «сопротивлении властям» вместо обсуждения своих отношений с отцом). Наиболее тонкая форма интеллектуализации сходна с процессами, описанными К.Абрахамом в 1919 г. в работе «Об особой форме невротического сопротивления психоаналитической методике» (Uber eine besondere Form des neurotischen Widerstandes gegen die psychoanalytische Methodik). Так, некоторые пациенты «хорошо работают» во время психоанализа: следуя основному правилу, они рассказывают о своих воспоминаниях, снах и даже эмоциональных переживаниях. Однако при этом возникает впечатление, будто все происходит по заранее заготовленной программе: они стремятся быть образцовыми пациентами и строят истолкования самостоятельно, избегая тем самым любого вторжения в собственное бессознательное, любого вмешательства психоаналитика, воспринимаемого как угроза извне. Термин «интеллектуализация» требует следующих пояснений:
- Судя по нашему последнему примеру, не всегда легко отделить сопротивление от необходимого и плодотворного этапа, связанного с поиском формы выражения и принятием уже сделанных открытий, уже предложенных истолкований.
- Термин «интеллектуализация» соотнесен со взятым из психологии «способностей» противопоставлением между интеллектуальным и аффективным. Отказ от интеллектуализации может привести к преувеличению роли «аффективных переживаний» в психоанализе, к путанице между психоаналитическим и катартическим методом. Фенихель показывает четкую противоположность этих двух способов сопротивления: «В одном случае пациент всегда разумен и отказывается иметь дело с особой логикой эмоций; [. ] в другом случае пациент непрестанно погружается в смутный мир эмоций, не будучи в состоянии от них освободиться [. ]».
Интеллектуализацию можно сопоставить с другими механизмами, описанными в психоанализе, и прежде всего с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации — отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное — она не требует избегать аффектов, но приписывает им скорее «вероятностные», нежели истинные, побуждения, дает им рациональные или идеальные обоснования (например, садистское поведение во время войны может обосновываться ситуацией борьбы, любовью к родине и пр.).
Wikimedia Foundation. 2010.
Смотреть что такое «Интеллектуализация (психология)» в других словарях:
Проекция (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия
Перенос (психология) — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия
Идентификация (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия
Регрессия (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия
Смещение (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Смещение. Смещение психологический механизм, описанный Фрейдом как один из механизмов цензурирования в процессе формирования сновидений. Заключается в подмене не прошедших цензуру элементов… … Википедия
Всемогущий контроль (психология) — Всемогущий контроль психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать[1]. Естественным следствием такой убеждённости является… … Википедия
Сублимация (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сублимация. Сублимация защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.… … Википедия
Игнорирование (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Игнорирование. У этого термина существуют и другие значения, см. Избегание. Игнорирование (Избегание) защитный механизм психики, заключающийся в бессознательном контроле информации об источнике… … Википедия
Замещение (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Замещение. Замещение термин обычно используется как другое название «вымещения», но реже может быть понято как более общий процесс замещения одного действия, квази потребности или объекта… … Википедия
Вымещение (психология) — Вымещение (замещение, смещение) защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной переориентации драйва, эмоции, озабоченности чем либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная … Википедия
Интеллектуализация — процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Этот термин чаще всего употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного умствования над проявлением и признанием аффектов и фантазий.
Термин «интеллектуализация» у Фрейда не встречается, а в психоаналитической литературе в целом это понятие не получило сколько-нибудь существенного теоретического развития. Одна из наиболее ясных его трактовок принадлежит Анне Фрейд; она трактовала интеллектуализацию у подростка как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого Я стремится «овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими»; согласно Анне Фрейд, интеллектуализация — это «одно из наиболее общих, древних и необходимых приобретений человеческого Я».
Этот термин чаще всего обозначает сопротивление процессу лечения. Это сопротивление может быть более или менее явным, но всегда оказывается способом уклониться от выполнения основного правила.
Термин «интеллектуализация» требует следующих уточняющих оговорок:
1) Не всегда легко отделить этот способ сопротивления от необходимого и плодотворного этапа, во время которого субъект пытается сформилировать и принять уже сделанные открытия, уже предложенные истолкования;
2) Термин «интеллектуализация» соотнесен с оппозицией интеллектуального и аффективного, унаследованной из психологии «способностей». Критика интеллектуализации можзет привести к преувеличению роли «аффективных переживаний» в психоанализе, к путанице между психоаналитическим и катартическим методом. Фенихель показывает четкую противоположность этих двух способов сопротивления: «В одном случае пациент всегда рассуждает разумно и отказывается иметь дело с особой логикой эмоций; в другом случае пациент непрестанно погружается в смутный мир эмоций, не будучи в состоянии от них освободиться.»
Интеллектуализацию можно сопоставить с другими механизмами, описанными в психоанализе, прежде всего — с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации — отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное — она не требует последовательно избегать аффектов, но приписывает им скорее «вероятностные», нежели истинные, побуждения, дает им обоснования рационального или идеального порядка (например, садистское поведение во время войны может обосновываться ситуацией борьбы, любовью к родине и пр.).
Услуги психолога, психотерапевта — психолог в Москве.
ru.knowledgr.com
Интеллектуализация — защитный механизм, где рассуждение используется, чтобы заблокировать конфронтацию с не сознающим конфликтом и его связанным эмоциональным напряжением, где взгляды используются, чтобы избежать чувствовать. Это включает удаление сам, эмоционально, от стрессового события. Интеллектуализация может сопровождать, но отличается от рационализации, псевдорационального оправдания иррациональных действий.
Интеллектуализация — один из оригинальных защитных механизмов Фрейда. Фрейд полагал, что у воспоминаний есть и сознательные и не сознающие аспекты, и что интеллектуализация допускает сознательный анализ события в пути, который не вызывает беспокойство.
Интеллектуализация — ‘полет в причину’, где человек избегает неудобных эмоций, сосредотачиваясь на фактах и логике. Ситуацию рассматривают как интересную проблему, которая нанимает человека на рациональной основе, пока эмоциональные аспекты полностью проигнорированы как являющийся не важным.
В то время как Фрейд самостоятельно не использовал термин «интеллектуализация», в На Отрицании он описал клинические случаи, в которых «интеллектуальная функция отделена от эмоционального процесса. Результат этого — своего рода интеллектуальное принятие подавляемого, в то время как в то же время то, что важно для репрессии, сохраняется». В другом месте он описал (неудачный) анализ с «пациентом, участвующим активно с ее интеллектом, хотя абсолютно спокойный эмоционально. абсолютно равнодушным», в то время как он также отметил, как в одержимом сами мыслительные процессы становятся сексуально заряженными.
Анна Фрейд посвятила главу своей книги Эго и Механизмы Защиты [1937] к «Интеллектуализации в Половой зрелости», рассмотрев растущий интеллектуальный и философский подход того периода как относительно нормальные попытки справиться с юными двигателями. Она полагала, что только, «если процесс интеллектуализации наводняет целую область умственной жизни», должен он считаться патологическим.
Жаргон часто используется в качестве устройства интеллектуализации. При помощи сложной терминологии центр становится на словах и более прекрасных определениях, а не человеческих эффектах.
Интеллектуализация защищает от беспокойства, подавляя эмоции, связанные с событием. Сравнение, иногда делаемое, то, что между изоляцией (также известно как ‘изоляция влияния’) и интеллектуализацией. Прежний — разобщающий ответ, который позволяет тому беспристрастно испытывать неприятную мысль или событие. Последний — познавательный стиль, который стремится осмыслять неприятную мысль или событие интеллектуально понятным способом. [DSM-IV-TR, страница 808, таким образом упоминает их как отдельные предприятия]. Это позволяет тому рационально справляться с ситуацией, но может вызвать подавление чувств, которые, как должны признавать, идут дальше.
В иерархии защиты
Vaillant разделил защитные механизмы на иерархию обороноспособности в пределах от незрелого через невротический к здоровой обороноспособности и поместил интеллектуализацию — воображение акта насилия, не испытывая сопровождающие чувства, например — в средней, невротической обороноспособности. Как модернизация, интеллектуализация может таким образом обеспечить мост между незрелыми и старыми механизмами и в процессе выращивания и во взрослой жизни.
Winnicott, однако, полагал, что неустойчивый уход о детстве мог привести к сверхзависимости от интеллектуальности вместо материнской заботы; и видел сверхозабоченность знанием как эмоциональное обнищание, нацеленное на самоматеринскую заботу через ум. Юлия Кристева так же описала процесс, посредством чего «symbolicity сам cathected. Так как это не ориентировано на пол, это отрицает вопрос сексуального различия».
Один ответ на такую сверхинтеллектуализацию может быть чувством юмора, что Ричард Хофстэдтер назвал необходимым качеством игривости — сам Фрейд, говорящий, что «Юмор может быть расценен как самый высокий из этих защитных процессов»!
Во время терапии
Среди интеллектуальных защит против анализа отказ принять логику эмоций, попытки опровергнуть теорию психоанализа, или размышляющий о собственных проблемах вместо того, чтобы испытать их и попытаться измениться.
Такая интеллектуализация терапии может явиться частью более широкой безумной обороноспособности против эмоциональной действительности. Дальнейшая трудность может быть трудностью ассимиляции новых и незнакомых чувств, как только защита интеллектуализации начинает взламывать.
Альтернативно врач может невольно отклонить пациента далеко от чувства до простого говорить о чувствах, произведя не эмоциональное но просто интеллектуальное понимание одержимая попытка управлять посредством размышления потерянных чувствительных частей сам. Как Юнг выразился, «интеллектуал все еще страдает от невроза, если чувство не разработано».
Психоаналитическое противоречие
Теория Фрейда психоанализа может быть огромной интеллектуальной конструкцией, но это, конечно, подверглось критике за раскрытие интеллектуальной грандиозности.
Жак Лакан, однако, защитил бы его на самой земле его интеллектуальности, утверждая, что Вы могли «признать плохих психоаналитиков. словом, которое они используют, чтобы осудить все техническое или теоретическое исследование. интеллектуализация». Сам Лакан был, конечно, подвергнут точно той же самой критике: «Мою собственную концепцию динамики подсознательного назвали интеллектуализацией — на том основании, что я базировал функцию означающего в центре деятельности».
Сам Фрейд признал, что у него была обширная жажда знаний; и знал хорошо, как теоретизирование может стать навязчивой деятельностью. Он, возможно, не не согласился слишком сильно с оценкой Дидье Анзие степени, до которой «его разработка психоаналитической теории. соответствовала подготовке одержимой обороноспособности против депрессивного беспокойства» — потребности Фрейда, «чтобы защитить себя от [беспокойства] через такую степень интеллектуализации».
Дальнейшие примеры
Предположим, что Джон был воспитан строгим отцом, и он чувствует себя причиненным боль и сердитым в результате. Хотя у Джона могут быть глубокие чувства ненависти к его отцу, когда он говорит о своем детстве, Джон может сказать: «да, Мой отец был довольно устойчивым человеком, я предполагаю, что действительно чувствую некоторую антипатию к нему даже сейчас». Джон интеллектуализирует; он выбирает рациональные и эмоционально прохладные слова, чтобы описать события, которые являются обычно эмоциональными и очень болезненными.
Женщина в терапии продолжает теоретизировать свой опыт ее врачу — ‘Мне кажется, что быть подвергавшимся психоанализу — по существу процесс, где каждый сдержан в инфантилизм. интеллектуальный примитивизм’ — несмотря на знание, что она ‘не получила бы ответа на него, или по крайней мере, не на уровне, который я хотел, так как я знал, что то, что я говорил, было «интеллектуализированием», которому она приписала мои эмоциональные проблемы.
Человек, который по уши в долгах, строит сложную электронную таблицу того, сколько времени она взяла бы, чтобы возместить использующие различные варианты оплаты и процентные ставки, вместо того, чтобы пытаться понять и затем остановить его убеждение перерасходовать его деньги.
Когда разум победил чувства. Интеллектуализация.
«Интеллектуализация» — звучит привлекательно. Вызывает ассоциации с высоким умственным уровнем, умением размышлять, делать логические выводы. Слова «ты занимаешься интеллектуализацией» со стороны звучит почти как «ты — интеллектуал».
На деле интеллектуализация никак не связана с умственными способностями. Это бессознательный защитный механизм психики, который стоит на страже нашего душевного спокойствия. Суть интеллектуализации в блокировании чувств, замене переживаний размышлениями о них. Ярким примером может быть поведение людей прошедших немецкие лагеря во время II мировой войны. После освобождения они отстраненно и без эмоций рассказывали о тех мучениях, которые им пришлось пережить.
В норме интеллектуализация оберегает нас от излишних эмоций и срабатывает там, где необходимо снизить уровень переживаний. Например, в стрессовой ситуации она позволяет нам вести себя более зрело и осмотрительно. Кроме того, интеллектуализация — социально одобряема. Вызывает уважение человек, который умеет сдерживать эмоции и держать их под контролем.
Однако, если обратиться к литературе по психологическому консультированию и психотерапии, можно заметить, что защита в консультировании воспринимается как нечто, мешающее клиенту и то, что необходимо преодолевать. Такое противоречие можно объяснить следующим образом.
Защитные механизмы включаются автоматически, чтобы снизить отрицательные эмоции до минимума и сохранить душевный баланс. При этом под защитой могут оказаться деструктивные убеждения и неверные установки. В результате появляются психологические проблемы, самостоятельно справиться с которыми человек не в состоянии. Помочь ему можно только преодолев защиты.
Есть еще одна отрицательная сторона защиты. При длительном негативном внешнем воздействии ее роль возрастает, она применяется все больше, и в конце концов становится постоянной и устойчивой чертой личности.
В случае с избыточной интеллектуализацией, у человека теряется способность непосредственно реагировать на окружающие события. Взамен естественной реакции идет реакция из жесткой позиции, основанной или на предыдущем опыте, или на неосознаваемых страхах. Одним из побочных эффектов отказа от эмоций становится нерешительность в принятии решений. При недостатке информации мы принимаем решения с помощью чувств. Но чувства в данном случае уже вытеснены. Поэтому решение будет откладывается на все более дальний срок.
Также зависимость от интеллектуализации блокирует способности человека к творчеству, мечтам, непосредственность, артистизм.
В консультировании клиент с выраженной интеллектуализацией на вопросы о чувствах отвечает безэмоционально, часто степень важности события и обозначаемой реакции не совпадают. Там где нормально испытывать сильный гнев, такой клиент сообщит, что немного рассердился. Или ответ будет выражен усложненной логической конструкцией. Более настойчивые попытки добиться осознания чувств могут повысить напряжение.
Таким образом, интеллектуализация позволяет отсечь чрезмерные или нежелательные эмоции в стрессовых и напряженных ситуациях и защищает психику от сильного напряжения. В то же время, если рядовые ситуации воспринимаются как стресс, интеллектуализация применяется постоянно, становится внутренней позицией человека, и превращается из адаптивного механизма в источник новых проблем.
Интеллектуализация (психология)
Интеллектуализа́ция — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств.
Интеллектуализация считается более сложной формой такого защитного механизма как изоляция, однако если при изоляции человек обычно считает, что не испытывает изолированных им чувств, то при интеллектуализации он признаёт за собой некоторые эмоции (хотя часто недооценивает их силу и значение). Используя эту защиту, человек как бы переводит свои эмоции на абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как о неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Полноценное переживание при этом отсутствует.
Эта защита чрезвычайно эффективна, так как позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций без полной потери информации об этих эмоциях. Поведение интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто воспринимается как взрослое, зрелое, предсказуемое, и одобряется социумом. Это делает данную защиту довольно привлекательной для многих людей.
Однако и у интеллектуализации есть свои минусы. Как и любая защита, интеллектуализация всё ещё искажает восприятие реальности. Как уже упоминалось, интеллектуализирующий человек склонен недооценивать силу и значение своих эмоций. Кроме того, применяя эту защиту, человек теряет возможность полноценного переживания и, как следствие, дать адекватный эмоциональный отклик в ситуациях социального взаимодействия. Если человек имеет склонность использовать эту защиту повсеместно, во всех или почти всех эмоционально насыщенных ситуациях, у него, несомненно, возникают проблемы в близком межличностном взаимодействии, когда он блокирует таким образом проявления любви, нежности, симпатии, не может полноценно обсудить свои обиды, страхи и разочарования [1].
Интеллектуализация, как одна из защит, позволяющих эффективно эмоционально дистанцироваться в общении, считается одной из основных защит шизоидных личностей [2].
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Смотреть что такое «интеллектуализация» в других словарях:
интеллектуализация — и, ж. intellectualisation f. Именно интеллектуализации недоставало православию, чересчур привязанному к быту. Ю. Каграманов Империя и ойкумена. // НМ 1995 1 145. Интеллектуализация бюрократии.. дробила монолит партийной гегемонии. Звезда 2001 8… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Интеллектуализация — форма психологической защиты. Характеризуется неосознанным стремлением контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации … Психологический словарь
интеллектуализация — сущ., кол во синонимов: 2 • повышение интеллектуального уровня (1) • усиление роли интеллекта (1) … Словарь синонимов
интеллектуализация — Нем.: Intellektualisierung. Франц.: intellectualisation. Англ.: intellectualiza tion. Исп.: intelectualisacion. Итал.: intellettualizzazione. Португ.: intelectuali zaзаo. • Процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном… … Словарь по психоанализу
Интеллектуализация — ж. 1. процесс действия по несов. гл. интеллектуализировать 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Интеллектуализация — (лат. intellectualis – умственный). Один из механизмов психологической защиты, проявляющийся подменой сугубо аффективных переживаний их рассмотрением, трактовкой с интеллектуальных позиций … Толковый словарь психиатрических терминов
интеллектуализация — интеллектуализ ация, и … Русский орфографический словарь
интеллектуализация — и; ж. Усиление роли интеллекта; повышение интеллектуального уровня кого, чего л. И. общества. И. языка и литературы … Энциклопедический словарь
интеллектуализация — и; ж. Усиление роли интеллекта; повышение интеллектуального уровня кого, чего л. Интеллектуализа/ция общества. Интеллектуализа/ция языка и литературы … Словарь многих выражений
Интеллектуализация представления сведений — Интеллектуализация представления сведений: представление сведений, содержащихся в информации с применением соответствующих методов, способов и приемов изложения, повышающих уровень их клиаративности. Источник: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИКИ … Официальная терминология
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ — механизм защитный, действие коего проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характерном чрезмерным преувеличением роли рассудочной компоненты при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих анализа. При действии механизма интеллектуализации жизненно важные события и факты становятся объектом «спокойного и хладнокровного» рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих (например, раковый больной высчитывает вероятность выживания; мать детально и «равнодушно» рассказывает о гибели ребенка). Но интеллектуализация не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональная компонента, теряя свое предметное содержание, «отщепляясь» от травмирующего личность события, остается в сознании в виде генерализованного чувства тревоги, беспокойства, страха.
(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ (англ. intellectuallization).
1. Один из защитных механизмов, состоящий в игнорировании эмоционального содержания личностной проблемы и в попытке ограничиться сухим, трезвым ее анализом. См. Защита психологическая.
2. Важная концептуальная единица тезауруса психологической концепции Л. С. Выготского. По его же определению, И. выражается в том, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. Др. словами, функции, которые ранее выполнялись неосознанно и спонтанно, в дальнейшем развитии могут стать осознанными и произвольными. Этот переход и называется «И.». Разные функции интеллектуализируются гетерохронно. Последовательность их И., по-видимому, совпадает с развитием самосознания. Выготский утверждал, что до подросткового возраста интеллектуализируются все интеллектуальные функции (восприятие, внимание, память, наглядно-действенный интеллект), кроме самого интеллекта (мышления дискурсивного). В развитии высших психических функций следует различать И. и интериоризацию. (Б. М.)
(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)
Психастеник. Продолжение. Часть 16- я. Интеллектуализация и рационализация.
Так разумеется именно интеллектуализация и рационализация. И мне всегда это казалось настолько очевидным, что и писать об этом лишний раз не стоило. И не писал.
Хотя.. В самых первых статьях о психастенике, не называя сам защитный механизм, я описывал психастеника как теоретика всей своей жизни.
Да. Психастеник постоянно теоретизирует всё и вся.
Почему два слова? Есть между ними небольшая разница. Интеллектуализация – это замена переживаний рассуждениями, а рационализация ещё и объясняет, почему эта замена происходит. Как во всем известной басне про лису и якобы зелёный виноград.
Фрейд первым выявил рационализацию как защитный механизм. Во время сеанса гипноза людям внушали, чтобы они раскрывали свой зонтик. Когда их спрашивали, зачем они это делают, то ответ был обычно: «проверяю, как зонт работает». На самом деле делали они это под влиянием внушения.
Человек всегда найдёт объяснение своему поведению, а уж психастеник особенно.
А Хорни в своей работе «Невротическая личность нашего времени», сравнивая противоположных истерика и психастеника, использует как раз термин интеллектуализация. Если у истерика главный защитный (невротический) механизм проекция, то у психастеника именно интеллектуализация его конфликтов.
И каких конфликтов? Так и обычных конфликтов, житейских, таких же, как и у всех. Вот только переживания заменяются старательно рассуждениями.
Любой человек всегда пытается объяснить и оправдать своё поведение ради самоуважения. И это вполне оправданно и естественно.
Но только не в случае деструктивного (разрушительного) поведения.
Рациональный психастеник своими рассуждениями давит свои иррациональные и суеверные страхи. Откуда эти страхи? Ясно, что из неблагополучного детства.
Но живёт он сейчас в своей взрослой жизни и боится, что будет также бессилен и беспомощен как и тогда.
Как же свою взрослую силу почувствовать ему?
Так вот именно что почувствовать её, а не поразмышлять о ней!
В представление психастеника о себе не входит признание своих иррациональных страхов. А раз не признаёт, то и старательно убегает в рассуждения.
Кстати это касается и навязчивого счёта. Бессилие и беззащитность из-за нехватки денег?
Психастеник сделай паузу именно в тот момент, когда эти рассуждения начинаются.
Перейди к упражнению идеогештальт и скажи себе: « Я хочу позволять себе переживать свой страх».
Пережив свой страх, ты почувствуешь свою взрослую уже силу.
Легко сказать, но трудно сделать? Да!
Но нужно перестать быть умным рабом этого лживого страха! И Чехов писал о том, что постоянно по капельке вытравляет из себя раба.
Начальные проявления естественности у психастеника вполне возможны в идеогештальте.
Там одиночество, никто не видит и не осудит. Охайте, кряхтите, позволяйте себе всё, что переживается, и не прикрывайтесь абстрактными рассуждениями и досужими представлениями! С самим собой вы вправе вести себя как угодно, а не только правильно и разумно!
Эта статья, как и многие из последних статей ссылается как на главный аргумент на идеогештальт. И чтобы была от неё польза желательно все статьи о идеогештальте перечитать! Надеюсь, вы это сделаете или уже сделали!
Идеогештальт – это не краткосрочная мера, а постоянный и кропотливый путь приближения к себе и расширения своих возможностей вовне.
Медленно, но верно вперёд! Попробуйте, не торопясь!
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.
Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.