Интенция

(от лат. intentio — стремление)

намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, отчасти также и чувства на какой-либо предмет. Понятие И. восходит к схоластике (См. Схоластика), различавшей «первичную И.», установку на единичное, от «вторичной И.» — установки на всеобщее.

В 19 в. понятие И. было вновь введено в философию немецким философом Ф. Брентано. В его концепции «интенциональность» означает предметность всякого акта сознания, т. е. непременную отнесённость его к какому-то вполне определённому — реальному или воображаемому — предмету. Понятия И. и интенциональности являются центральными — в качестве всеобщих характеристик сознания — в концепциях А. Мейнонга (Австрия) и Э. Гуссерля (См. Гуссерль) (Германия). Эти понятия были восприняты, в особенности через Мейнонга, психологией, где привели к уточнению представлений о характере и направленности психической деятельности, а также к формированию понятия установки (См. Установка).

(от лат. intentio — намерение, стремление) — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия И. восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие И. было вновь введено в философию нем. философом и психологом Ф. Брентано, в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание (см. ПСИХОЛОГИЯ АКТА). Понятие И. также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие И. играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.

Понятие И. было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы И. выступает как основное свойство без-образного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (гештальт-психология, целостная психология, персонализм и т. п.). (А. Б. Орлов)

Добавление ред.: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов «И.» и «интенциональность».

1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «сознание о. » (Bewubtsen von. ), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также РЕФЛЕКСИЯ.

2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) — это, по А. Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект — анализ способа осуществления действия). И. в таком случае — собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).

Аналогичное понимание И. встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)

Инте́нция (лат. intentio «намерение, стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом [ источник не указан 926 дней ]. Интенция — коммуникативное намерение — может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция — намерение осуществить речевой акт. Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу».

Содержание

В философии

В трудах Фомы Аквинского интенция ( intentio ) и выбор ( electio ) составляют два определяющих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. [1]

В римском праве

В римском судопроизводстве, в так называемом формулярном процессе, интенция — это основная часть исковой формулы, в которой излагалась суть претензии истца к ответчику. [2]

Религиозное использование термина

Интенция — то, о чём кто-либо просит в молитве. В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы — это интенция священника, служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы» значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви.

В иудаизме

В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,

Кавана — это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: «Молитва без каваны — это тело без дыхания».

По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле» [3].

В исламе аналогом категории «интенция» называют понятие ният. Ният переводится как «намерение», «мотивация», «интенция», и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности, влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (намаза, поста, брака, развода) или на решение исламского суда по уголовному делу.

Примечания

  1. ↑Интенция // Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
  2. ↑ См.: Зайков А. В. Римское частное право. 2-е изд., испр. — М.: Издательство Юрайт, 2017.- С. 86-91.
  3. Арен И., Вайсберг В. Ступени благоговения

Что такое Wiki.sc Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Интенция: расшифровка термина

Что такое интенция? Как этот термин связан с психологией? Какие интенции применяются в психотерапии?

«Интенция» — общенаучный термин, который в широком смысле означает намерение, направленность сознания на цель, стремление к ней. В зависимости от области знаний, где используется понятие, оно может приобретать дополнительные оттенки значения, входить в различные словосочетания.

Например, в лингвистике и некоторых других гуманитарных науках коммуникативная интенция, если упрощать, означает назначение высказывания, то, что побуждает человека вступить в коммуникацию. Выделяются интенции обещания, запрета, благодарности, поддержки…

В психологии термин тоже применяется достаточно широко. Часто с ним сталкиваются те, кто изучает практические приемы из арсенала психотерапевта. Например, консультанты применяют метод парадоксальной интенции. Более того, сами того не подозревая, многие из нас пользуются этим приемом в повседневной жизни.

Существует в психотерапии и другое понятие, связанное с интенциями, — «диалогическая интенция». Это уже не практический метод борьбы с фобиями и неврозами, а подход к проведению сеанса, вернее, один из аспектов подхода. Он связывается с именем отечественного специалиста Андрея Феликсовича Копьева.

Под диалогической интенцией подразумевается готовность вступить в диалог на сеансе. Нужно учитывать, что эта готовность всегда сопряжена с внутренней борьбой, которая неизбежно сопровождает любой откровенный рассказ о личном. По степени выраженности диалогической интенции клиентов можно разделить на два типа.

  • Открытые клиенты сопротивляются своим внутренним импульсам, не дающим им свободно вести диалог с терапевтом.
  • Закрытые клиенты, несмотря на сам факт обращения за психологической помощью, такую борьбу не ведут (или она выражена очень слабо).

В зависимости от типа клиента (или его состояния на момент сеанса) терапевт должен выбирать различные стратегии поведения. Например, молчание, отсутствие значимых реакций может стать для клиента стимулом к самораскрытию.

На практике: борьба наоборот

Что такое парадоксальная интенция и кто ее придумал? Автор этой методики — Виктор Франкл, австрийский психолог, психиатр и невролог. Биография этого человека удивительна и заслуживает хотя бы краткого пересказа.

Взгляды Франкла первоначально формировались под влиянием идей Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии он стал по многим вопросам расходиться со своими учителями. Научный интерес Франкла сосредоточился в сфере депрессивных состояний и самоубийств. И, как оказалось, изучал он эту тему вовсе не зря.

Он достиг огромных успехов в борьбе с самоубийствами среди пациентов одной из венских больниц, возглавляя в клинике соответствующий отдел. Во время Второй мировой войны Франкл был узником концлагеря, где помогал заключенным психологически справиться с тяжестью их общего горя.

В лагере психиатру тоже удалось сохранить жизнь многим людям, отговорив их от суицида. Франкл прожил до глубокой старости, написал около трех десятков книг, получивших мировое признание, разработал свой вид психотерапии (в рамках которого и была предложена парадоксальная интенция), побывал во многих странах с лекциями и семинарами.

Метод парадоксальной интенции Франкла состоит в том, что пациент сознательно пытается оказаться в проблемной для себя ситуации, не избегает ее, а наоборот, пытается прочувствовать как можно полнее, доводя происходящее до абсурда.

Метод направлен на то, чтобы разорвать порочный круг. Если какая-то ситуация доставляет человеку неудобство, он будет максимально сосредоточен на том, чтобы ее избежать, однако попытки уклониться от неприятных симптомов лишь их усугубляют.

Так, боящийся выступать перед публикой, пытаясь не волноваться, волнуется еще больше, человек, заливающийся краской при малейшей неловкой ситуации, стараясь не краснеть, краснеет только сильнее. Лучше всего объясняют этот способ примеры, которые ученый приводит в одной из своих книг.

У пациентки клиники серьезные проблемы со сном. Перед отбоем она просит у врача снотворное, без которого уже долгое время не может уснуть. Врач отвечает, что, к сожалению, как раз сейчас лекарство закончилось и до утра не будет никакой возможности его достать. В ответ на ужас и возмущение пациентки врач предлагает ей попробовать продержаться без сна всю ночь.

Вот она, парадоксальная интенция! Вместо того чтобы держать у себя в голове мысль «Я должна спать», женщина будет твердить обратное: «Я должна НЕ спать». И конечно же, заснет. Так оно и получилось: утром медсестра обнаружила, что пациентка крепко спит без всякого снотворного.

Или другой пример. Молодой человек очень хочет устроиться на работу. Ему назначают собеседование. Он знает, что будет очень волноваться, а всякий раз, когда он волнуется, у него дергаются ноги.

Перед встречей с работодателями он дает себе установку: именно сегодня судороги ног будут заметны как никогда, он максимально напряжет мышцы и добьется рекордного эффекта. Что же происходит? Правильно, во время разговора ноги его совершенно спокойны, он производит хорошее впечатление и получает работу. Автор: Евгения Бессонова

Интенция (лат. intentio — стремление) — направленность мышления человека на какой-либо объект, предрасположенность сознания к чему-либо.

Основой такой направленности или предрасположенности являются желания, замыслы. В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий. Интенция так же может означать бессознательное намерение.

Речевая интенция

Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция — намерение осуществить речевой акт. Интенция может представлять собой замысел высказываться в той или иной манере, например, в виде монолога или диалога, в форме обвинений или я-высказываний и т.д.

Инте́нция (лат. intentio «намерение») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) [источник не указан 1241 день]. Интенция — коммуникативное намерение — может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция — намерение осуществить речевой акт. Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу».

Содержание

В философии

В трудах Фомы Аквинского, интенция (intentio) и выбор (electio) составляют два определяющих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. [1]

В римском праве

В римском судопроизводстве, в так называемом формулярном процессе, интенция — это основная часть исковой формулы, в которой излагалась суть претензии истца к ответчику. [2]

Религиозное использование термина

Интенция — то, о чём кто-либо просит в молитве. В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы — это интенция священника, служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы» значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви.

В иудаизме

В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,

— [www.machanaim.org/philosof/sidur/sid_pr_1.htm#1.2 Сидур «Шаарей Тфила»]

По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле» [3].

В исламе аналогом категории «интенция» называют понятие ният. Ният переводится как «намерение», «мотивация», «интенция», и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности, влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (намаза, поста, брака, развода) или на решение исламского суда по уголовному делу.

Напишите отзыв о статье «Интенция»

Примечания

  1. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/453/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%AF Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.]
  2. См.: Зайков А. Римское частное право в систематическом изложении. М., 2012. С. 98-104.
  3. [berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer5/Ahren1.htm Арен И., Вайсберг В. Ступени благоговения]

Отрывок, характеризующий Интенция

В самом городе между тем было пусто. По улицам никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты; кое где около кабаков слышались одинокие крики или пьяное пенье. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов. На Поварской было совершенно тихо и пустынно. На огромном дворе дома Ростовых валялись объедки сена, помет съехавшего обоза и не было видно ни одного человека. В оставшемся со всем своим добром доме Ростовых два человека были в большой гостиной. Это были дворник Игнат и казачок Мишка, внук Васильича, оставшийся в Москве с дедом. Мишка, открыв клавикорды, играл на них одним пальцем. Дворник, подбоченившись и радостно улыбаясь, стоял пред большим зеркалом. – Вот ловко то! А? Дядюшка Игнат! – говорил мальчик, вдруг начиная хлопать обеими руками по клавишам. – Ишь ты! – отвечал Игнат, дивуясь на то, как все более и более улыбалось его лицо в зеркале.

– Бессовестные! Право, бессовестные! – заговорил сзади их голос тихо вошедшей Мавры Кузминишны. – Эка, толсторожий, зубы то скалит. На это вас взять! Там все не прибрано, Васильич с ног сбился. Дай срок!

Инте́нция (лат. intentio «стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет ; в основе такой направленности лежит желание, замысел [источник не указан 1465 дней].

В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом. Интенция — коммуникативное намерение — может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция — намерение осуществить речевой акт. Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу».

Содержание

В философии [ править ]

В трудах Фомы Аквинского, интенция (intentio) и выбор (electio) составляют два определяющих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. [1]

В римском праве [ править ]

В римском судопроизводстве, в так называемом формулярном процессе, интенция — это основная часть исковой формулы, в которой излагалась суть претензии истца к ответчику. [2]

Религиозное использование термина [ править ]

Интенция — то, о чём кто-либо просит в молитве. В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы — это интенция священника, служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы» значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви.

В иудаизме [ править ]

В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,

По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле» [3].

В исламе [ править ]

В исламе аналогом категории «интенция» называют понятие ният. Ният переводится как «намерение», «мотивация», «интенция», и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности, влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (намаза, поста, брака, развода) или на решение исламского суда по уголовному делу.

Мир Психологии

Интенция (от лат. intentio — намерение, стремление) — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия Интенция восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие интенция было вновь введено в философию нем. философом и психологом Ф. Брентано, в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание (см. Психология акта). Понятие интенция также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие Интенция играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.

Понятие И. было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы интенция выступает как основное свойство без-образного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (Гештальт-психология, целостная психология, персонализм и т.п.). (А.Б. Орлов)

Добавление ред.: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов «Интенция» и «интенциональность».

  1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). сознание всегда есть «сознание о. » (Bewubtsen von. ), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т.д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также Рефлексия.
  2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) — это, по А.Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект — анализ способа осуществления действия). И. в таком случае — собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).

Аналогичное Понимание Интенция встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Интенция (от лат. intentio — стремление) — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Интенция (лат. intentio — стремление) — направленность сознания, мышления на какой-нибудь объект.

Интенция парадоксальная (греч. paradoxos — невероятный, странный) — см. Франкля метод парадоксальной интенции.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Интенция (от intention – стремление, намерение) — направленность движения или психической активности человека на достижение определенной цели.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Интенция

  1. Вообще – любое желание, план, цель, задача или убеждение, которые ориентируют на некоторую цель, некоторое конечное состояние. Чаще всего употребляется с коннотацией, что такое стремление осознано, хотя этот термин иногда и вкрадывается в психоаналитические работы оез необходимости.
  2. Как представляется школой психологии акта, существенной чертой всех осознаваемых процессов является то, что в них имеется направленность вовне, на объекты. См. здесь интенциональность.

предметная область термина

ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ — психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927г. в рамках его логотерапии и анализа экзистенциального. Состоит в том, что клиент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию: в критической ситуации или непосредственно перед ее наступлением хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях), или же самому осуществить (при неврозах навязчивости) то, чего он опасается. Это иллюстрируется на примере студента, у которого перед экзаменами начиналась дрожь и который больше всего страдал от ожидания этой дрожи и от опасений, что это все заметят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя интенцию парадоксальную — задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли «чемпионом по дрожанию». За счет этого студенту удалось избавиться и от дрожи, и от ее боязни.

Другой его пример — супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз ссориться так долго, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция реализуется, и тогда ситуация или действие, коих клиент опасается, перестанет быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишится самого болезненного признака; либо сама попытка клиента реализовать интенцию переключит его внимание с непроизвольных эмоциональных переживаний на их воспроизведение произвольное, что разрушит их естественное течение и приведет к их ослаблению.

В качестве механизмов действия этого приема усматривается процесс самоотстранения, позволяющий клиенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. В качестве модели такого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении только к его достижению. Этот прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как возбуждение тревоги, терапия имплозивная, тревожность индуцированная. Для большего эффекта интенцию парадоксальную можно сформулировать в юмористической форме.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ ФРАНКЛА Метод, предложенный Франклом (Frankl V.Е.), автором логотерапии, в 1929г., описан им лишь в 1939г., а опубликован под этим названием в 1947г. Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению. Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. П. и. Ф. применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:

  1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия — страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта, апоплексического удара. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например стараются не выходить из дома.
  2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.

В отличие от фобии, собственно обсессивные состояния характеризуются не бегством, а борьбой — борьбой с навязчивыми представлениями. Однако и фобии, и обсессивные состояния вызываются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается не только первичными условиями (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома), но и вторичными (закреплением страха ожидания). Необходимо разорвать эти круговые механизмы. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения больного. При этом следует учитывать, что пациент с фобией боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как больной с обсессией боится и того, что может совершить сам.

В данных случаях следует обратиться к столь характерной для человека способности к самоотстранению, которая особенно ярко отражается в юморе. юмор — важное свойство человеческой личности; он дает возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и тем самым обрести над собой полный контроль. Мобилизация этой способности человека к дистанцированию и достигается с помощью метода П. и. Ф.

П. и. Ф. помогает даже в тяжелых и хронических случаях, причем и тогда, когда лечение длится недолго. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые страх представляет как опасные. Если больной будет сам искать эти ситуации, научится действовать «мимо» страха, то последний постепенно исчезнет, как бы «атрофируется» от бездействия.

ИНТЕНЦИЯ (интенциональность) — устремленность, направленность сознания, мышления на некий объект.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio — намерение, стремление) — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия И. восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие И. было вновь введено в философию нем. философом и психологом Ф. Брентано, в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание (см. Психология акта). Понятие И. также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие И. играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.

Понятие И. было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы И. выступает как основное свойство без-образного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (гештальт-психология, целостная психология, персонализм и т. п.). (А. Б. Орлов)

Добавление ред.: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов «И.» и «интенциональность».

1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «сознание о…» (Bewubtsen von…), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также Рефлексия.

2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) — это, по А. Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект — анализ способа осуществления действия). И. в таком случае — собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).

Аналогичное понимание И. встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Интенция (лат. intentio — стремление) — направленность мышления человека на какой-либо объект, предрасположенность сознания к чему-либо.

Основой такой направленности или предрасположенности являются желания, замыслы. В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий. Интенция так же может означать бессознательное намерение.

Речевая интенция

Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция — намерение осуществить речевой акт. Интенция может представлять собой замысел высказываться в той или иной манере, например, в виде монолога или диалога, в форме обвинений или я-высказываний и т.д.

Парадоксальная интенция

​​​​​​​Парадоксальная интенция — психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927 г. в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа. Прием заключается в том, что человек, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта задание — в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя парадоксальную интенцию — задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли чемпионом по дрожанию.

Другой пример — супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются, в следующий раз так долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя и чтобы самим тошно стало. Реализация подобных подходов может происходить двумя путями:

  1. Либо интенция будет реализована и в этом случае ситуация (или действие), которой человек опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается болезненного эффекта.
  2. Либо сама попытка человека реализовать свою интенцию переключает его внимание с трудных переживаний на их произвольное воспроизведение, что гасит их естественное течение и приводит к ослаблению.

В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс самоотстранения, позволяющий пациенту выйти из эмоционально цепляющей ситуации в область смыслов, а в качестве модели этого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении достигать только его. Данный прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как «возбуждение тревоги», «имплозивная терапия», «индуцированная тревожность». Для большего эффекта парадоксальная интенция может быть сформулирована в юмористической форме.

Инте́нция (лат. intentio «намерение, стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом [ источник не указан 1239 дней ]. Интенция — коммуникативное намерение — может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция — намерение осуществить речевой акт. Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу».

В трудах Фомы Аквинского интенция ( intentio ) и выбор ( electio ) составляют два определяющих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного «акта воли» (actus voluntatis) [1]. Поэтому интенция как намерение аналогично инстинкту «неразумных животных» (bruta animalia), но не тождественно ему, так как имеет разумную природу.

В римском судопроизводстве, в так называемом формулярном процессе, интенция — это основная часть исковой формулы, в которой излагалась суть претензии истца к ответчику. [2]

Интенция — то, о чём кто-либо просит в молитве. В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы — это интенция священника, служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы» значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви.

В иудаизме

В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,

Кавана — это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: «Молитва без каваны — это тело без дыхания».

По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле» [3].

В исламе аналогом категории «интенция» называют понятие ният. Ният переводится как «намерение», «мотивация», «интенция», и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности, влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (намаза, поста, брака, развода) или на решение исламского суда по уголовному делу.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять